Существует способ

Михаил Захаров

Я погряз в рутине и не замечал, как пролетают месяцы и годы. Хотелось что-то изменить в жизни, но как? С чего начать? Как нащупать нить нового пути?Эта книга о том, как череда маленьких шагов, решений и неслучайных случайностей привела меня в невероятное полугодовое путешествие автостопом через 5 стран с рюкзаком и гитарой, без сбережений и спонсоров. Книга о внутренней трансформации в пути, а самое главное, о том, как честность к себе и миру открывает новые горизонты и творит чудеса.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Существует способ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 3. СЛУЧАЙНОСТИ И МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МЫСЛИ

Если вернуться немного назад, то я рассказывал про единичные яркие моменты в своих «пробелах», когда я ездил в Крым, Ейск и Северную Осетию. Это были довольно авантюрные поездки, ведь катался я на своих стареньких жигулях. Так и в этот раз, была идея отправиться на Алтай летом 2019. Идея родилась у нас с друзьями примерно тогда же, когда и моя идея с ежедневными пробежками. Наевшись опыта предыдущих поездок, когда попутчики сливаются в самый последний момент, я решил перестраховаться и предложил эту поездку аж шести людям, это на 3 больше имеющихся в салоне мест. Трое согласились, трое думали, посмотрим, что будет к лету.

Теперь вы спросите, какое отношение это имеет к нашей истории?

Я отвечу, что именно в этом направлении начали проявляться первые судьбоносные события… Приняв приглашение в беговой клуб «Скобарь», я, естественно, начал следить за публикующимися в группе клуба новостями и, волей случая, в ленте клуба увидел приглашение на соревнования по трейлраннингу в Горном Алтае, который пройдет в числах планируемой летней поездки.

Нет, ну вы только подумайте, на что рассчитывали организаторы забега, когда отправляли приглашение почти за 5000 км от места проведения? Явно они не думали, что где-то на северо-западе страны сидит парень, который планирует посетить столь далёкие края и при этом любит беговые состязания. Но сообщение рассылки было отправлено организатором и принято мной к сведению. В тот момент для меня поездка стала важнее вдвойне. Глядя на масштаб последствий одного такого сообщения, теперь я говорю вам с уверенностью, что даже самые крошечные наши поступки имеют колоссальное отражение на всю нашу вселенную.

Если вы не верите в случайности, это не значит, что они неслучайны, — чтобы поверить, нужен случай.

Для того, чтобы вы осознали всю неслучайность случайностей, мы переместимся на несколько месяцев вперёд. Нас интересует дата 26 мая 2019 года.

В это прохладное майское воскресенье у меня проходил очередной забег. Полумарафонская дистанция по старому и очень красивом городу Выборгу. Добраться до места старта я решил на собственном автомобиле, полагаясь на тот факт, что в воскресенье не будет пробок, и время маршрута укладывалось в полтора часа к двум часам поездки на автобусе.

Соревнования выдались на славу результативными, с рекордным для меня временем 1:14:50 на 21,1 км. На пьедестале я занял 3-е место.

В процессе мероприятия мы случайно пересеклись с знакомым из предыдущих стартов — Дмитрием Жеребцовым. После забега мы приняли решение посмотреть город и где-то перекусить, а потом отправиться обратно в Санкт-Петербург (Дима тоже из Питера, и я предложил подвезти его). Не спеша мы изучили город, сделали кучу фотографий, наелись роллов и, уставшие, но довольные, погрузились в машину. Заправка, туалет, и мы движемся к выезду из города.

Указатель на Питер, съезд и резкая незапланированная остановка… Дать по тискам и пристроиться на обочине спровоцировали пара ребят, голосовавших за съездом. Не заметить их было невозможно. Яркая одежда бросалась в глаза, а четкость жестов, склоняющих к остановке, была скоординированной и отточенной. Теперь задний ряд моих жигулей занимали автостопщики Денис и Наташа.

В процессе общения ребята рассказали, что путешествуют автостопом уже давно и не только по России. В Выборг они ездили на фестиваль живой музыки. Для нас с Димой было открытием, что в Питере есть клуб под названием «Гильдия Мастеров автостопа», участниками которого являются наши попутчики. Существует он аж с 1996 года и все 20 с лишним лет своего существования обучает людей эффективно перемещаться автостопом, популяризирует свободу передвижения, проводит соревнования по автостопу (да-да, и такое тоже бывает!), организует коллективные выезды в интересные места Ленобласти и других регионов России и ближнего зарубежья.

Здорово и то, что все мероприятия Гильдии бесплатны и доступны для каждого.

За счёт насыщенного общения, до въезда в Питер мы домчались мгновенно. Денису и Наташе в город было не нужно, и я остановил им прямо на трассе. Ребята поблагодарили за оказанную помощь и напоследок добавили, что были бы рады увидеть нас снова, тем самым пригласив к себе на лекцию в клуб.

Взаимосвязь событий, самых элементарных поступков и мыслей не поддаётся объяснению. Если в это углубляться, то можно получить целый букет эмоций. Что-то будет очень забавным, что-то смутит, а что-то может даже напугать. Вот вы только задумайтесь…

Вы бы никогда не читали эту книгу, если бы второй повар в кафе, где мы обедали с Димой, не заболел и мы не ждали бы заказ больше часа. Дима мог сказать, что он устал и не хочет гулять по городу, и мы бы отправились раньше. Да я вообще мог поехать на автобусе… или не поехать вообще, не начни я бегать полгода назад. Могло произойти что угодно, из-за чего я бы никогда не познакомился с Денисом и Наташей, но произошло всё должное для нашей встречи.

Чаще всего, когда я задумываюсь над этим, в голове начинается сумбур. Подумаем?!

Выстраивание логики событий и связей избавляет нас от идеи случайностей, но вы же понимаете, что это тоже является продуктом случайностей. Поэтому я склоняюсь к идее материальности мысли.

Давайте включим воображение и представим, что вы стоите на дороге и перед вами развилка. Два пути. Они подобны сценариям спектакля, каждый с неизвестной развязкой. От вашего выбора зависит, куда вы придёте и каким будет ваш путь. Путь может быть простым, может быть трудным, а придете вы либо на новую развилку, либо в тупик (конец пути). Если вы ещё не поняли, то и на первую развилку вы пришли, выбрав путь на предыдущей развилке. По сути, все вариации развилок уже заведомо прописаны. Культура, нравственность, религия, образование — своего рода путеводители, ведущие по этим путям и помогающие ориентироваться на развилках. Только вот созданы эти путеводители для склонения нас на заведомо исследованные и удобные для общества маршруты. Отличные от устоявшихся вариации дорог имеют место быть, вот только не всем комфортно на них из-за предрассудков и неизвестности последствий. Помимо этого, начиная с самой первой развилки, мы получаем опыт и тем самым развиваем в себе способность выбирать наиболее безопасные маршруты (путь: потрогать утюг; развилка: да/нет; ответ — да; следствие — опыт).

Вот теперь объясняю, почему же материальность мысли важна.

Если логика есть часть нашего пути, как и случайности, порожденные влиянием социума, то материальность мысли соотносима со способностью выбирать более простые и безопасные маршруты (опыт). Опыт, как и логика, присущ как людям, так и животным.

Материальность мысли характерна только людям, и благодаря ей мы можем отходить от стандартных маршрутов, укрощая логику и делая случайное неслучайным.

Если говорить совсем просто, то процесс и исход любого начинания и события будет зависеть от того, как вы к этому подходите. Вы не обращали внимание, что неприятности и негатив обычно приходят, когда начинаешь о них думать? Точно так же и со светлой энергетикой. Настраиваясь на чистые волны, поддерживая чистоту в мыслях, мы помогаем всему вокруг материализоваться в лучшем свете. Происходят нужные встречи и события, приходят нужные мысли, приходят неслучайности, меняющие нашу жизнь!

ВАРИАНТОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ

Через несколько дней после Выборгского полумарафона было запланировано «совещание экипажа рейса Санкт-Петербург — Алтай». Необходимо было обсудить подготовку к поездке, наличие отпусков, маршрут и назначить дату старта. Заведомо ориентировались на начало июля.

Как думаете, сколько из шести человек отступились от затеи? Мм?

2—3? 4? ПЯТЬ! Пять, мать его, человек! Знали бы вы тогда, как я их ненавидел… А сейчас… Сейчас я говорю им спасибо! Без их отказа я вряд ли бы сейчас имел за спиной такие приключения.

Честно говоря, я бы поехал и вдвоём с единственным желающим, но дело осложнялось большими затратами и маленьким общим бюджетом. В принципе, по деньгам мы укладывались, но случись что-то с машиной, скорее всего она там и останется. Деньги были только на еду и бензин.

В немедленном порядке я начал перебирать все возможные варианты. Авиаперелёт — дорого и скучно; поезд — долго, красиво, скучно через 2 дня; машина — дорого, рисково…

Ну как-то же можно туда попасть быстро и дёшево?

Мою мысль оборвала вибрация на телефоне. Это было уведомление о завтрашней «Среде» — лекции, на которую меня пригласили Денис с Наташей.

— Да ладно? Серьёзно? — вслух спросил я себя.

«Встречи клуба проходят каждую неделю по средам и поэтому именуются «Средами Гильдии».

Обычно Среда состоит из лекции, после которой бывает процедура знакомства, чаепитие и свободное общение.

Лекции проходят практически каждую среду, много месяцев подряд. Начиная с осени и до весны опытные автостопщики и члены Гильдии делятся со всеми желающими своими секретами.

Опираясь на многолетний опыт Гильдии, на лекциях можно узнать, как ездить автостопом быстро и безопасно, что делать, если оказался на трассе зимой или ночью, как остановить автомобиль на любой дороге мира и как сделать свои поездки по-настоящему яркими. Здесь вас научат разбираться в снаряжении и картах, грамотно строить свои маршруты, интересно общаться с водителями и не терять оптимизм даже в самых сложных ситуациях».

Именно так было написано в описании группы ГМа (Гильдия Мастеров автостопа). Описание было очень заманчивым, да и вечер среды у меня был свободен.

Придя на адрес проведения «Среды», выяснил, что проходят они в обычной квартире одного из учеников Гильдии. Как позже выяснилось, ГМа не имеет постоянного адреса, и лекции, как правило, проходят у любых желающих принять у себя народ.

Тема лекции в тот вечер — «Зарубежные путешествия». Рассказывали про визы, авиабилеты, сервисы для путешествий, карты, загранпаспорта (у вас их может быть 2), конфликтные страны, автостоп за границей, переводчики, коммуникацию и так далее.

Откровенно говоря, после лекции у меня очень кружилась голова от огромного количества информации. За один вечер я узнал о путешествиях больше, чем за всю жизнь. Полученные знания укладывались едва-едва, а в мыслях крутился один и тот же вопрос: «А что, так можно было?»

Что такое выходные? Два дня. Суббота и воскресенье. Что за эти два дня можно успеть? Как насчёт поездки к родственникам? Или можно расслабиться и проваляться в кровати, смотря сериалы, естественно с перерывами на сон, еду и туалет. Может, вечером в клуб или с друзьями собраться?

А можно поступить следующим образом… За два выходных дня объехать автостопом 3 области, сменив больше шестидесяти автомобилей. Всё это будет подогреваться духом соперничества, ведь вы поделитесь на несколько команд, и ваша задача — быстрее всех проехать по семи контрольным точкам, исключительно автостопом. Занятие выглядит очень безбашенным со стороны, но никто и не догадывается, какой награды удостоены все участники…

Многие водители начинают строить версии, что приз денежный, ну или прям очень ценный. Но самое смешное, что материального приза нет! Есть что-то более ценное — есть опыт! Опыт, который позволяет тебе находить подход к любому человеку, перемещаться на любые расстояния, останавливать машины даже на грунтовках в лесу, совершенствовать свою технику и навыки.

Именно в таком формате прошли гонки ГМа, на которые я поехал после двух теоретических лекций. Процесс гонок очень интересен, и если вы впервые участвуете в них и до этого момента не пробовали автостоп, то ваш мозг будет в недоумении. Чего только стоят первые два часа гонки, когда главной задачей является определиться с первым контрольным пунктом и выбраться из города в его направлении.

Все участники гонок поделены на пары (экипажи) и в каждом экипаже есть ведущий и ведомый. Ведущими обычно назначаются мастера или кандидаты в мастера Гильдии, которые имеют чёткое представление об автостопе и правилах гонок. Моей ведущей оказалась Любовь Василевская — Мастер Гильдии. Очень необычная девушка, с серьёзным километражем путешествий автостопом за спиной, многогранностью мышления и огромной любовью к лягушкам)) Да-да, я не опечатался, Люба обожает представителей бесхвостых земноводных и постоянно пополняет свою коллекцию фигурок лягушек и жаб.

Теперь к сути! Старт гонки пришёлся на 8 утра в субботу от станции метро Ломоносовская. Как я уже говорил, первые несколько часов гонки — это самый экшн, ведь когда дан старт, ты должен забыть обо всех способах перемещения, кроме автостопа и ходьбы. Я понятия не имел, как и в какую сторону нам нужно двигаться и просто следовал за Любой. Очень чётко помню то невольное чувство скептицизма к нашей затее, когда мы начали голосовать первую машину. Ну как начали… Люба начала, а я стоял и недоумевал. Ведь кто, мать его, нам остановится на забитой людьми и общественным транспортом остановке в центре Питера в 8 утра в субботу? Это казалось самым что ни на есть абсурдом, и, пока я ушел в раздумья о бессмысленности наших действий, Люба остановила первую машину.

— КАК??? — закричал я в мыслях, но не сдержался и вымолвил вслух.

Вот вы подумайте, как самый обычный человек едет утром на работу и, проезжая остановку, окутанную хаосом, видит двух голосующих ребят и останавливается, чтобы подвезти. За просто так! Что, чёрт побери, подвигло его на это?

«Это вообще нормально?» — задавал я себе вопрос.

Спустя 15 минут поездки мы выходим на нужной нам развилке и уже через 5 минут едем в сторону КАДа. Ещё 20 минут, и мы уже на выезде из города. Прибавим полчаса, и «каменный великан» уже скрылся из вида. Я начал понимать основные принципы и технику и даже остановил пару машин. Всё казалось очень просто. Нет. Оно и было просто! Только вот мозг всё не соглашался принимать тот факт, что это действительно работает, ведь ему приходилось бороться с выработанной с детства осторожностью, которой его научил тот самый горячий утюг.

Дорога тянулась дальше и дальше. Через 50 километров будет наш КП, а пока мы беседовали с водителем, рассказывали ему про гонки и про клуб. В голове строились вариации маршрутов к следующим КП и параллельно крутились противоборствующие мысли размеренности и авантюризма.

К концу второго дня количество остановленных машин перевалило за 50, а контраст водителей, их характеров, стилей вождения, автомобилей продолжал ломать примитивные рамки сознания.

Когда мы выезжали из Питера, мне даже страшно было пытаться стопить новенькие «BMW», «Mercedes», «Porsche». Теперь я спрашивал себя, откуда этот страх? Может, они не обратят на меня внимание или посмеются надо мной. А может, этот страх нам тоже навязали? Вот я серьёзно! Вы просто вспомните эти сериалы по федеральному телевидению. Как же нас любят кормить насилием, криминалом — запугивать, проще говоря. Не поленитесь, вспомните, как выглядят все антигерои и на чём они ездят.

И правда, забавно получается, ведь кормят нас уже третий десяток лет братками из 90-х, а народ и кушает, мотает на ус. Время ведь сейчас такое — кто людей не убивает, не похищает, тот на чёрных джипах не ездит:)

В обычной жизни о таких вещах и не задумываешься, а вот после этих 2 дней гонок, после поездок на почти всех марках автомобилей, начиная от «Оки», «Жигулей», «Камаза» и заканчивая навороченными «Toyota», «BMW» и другими, приходит осознание, что по сути все люди одинаковые, и наши предубеждения и выводы о человеке по марке автомобиля, на котором он передвигается, являются глупыми, а зачастую и очень постыдными. С автомобилем как с конфетой, не узнаешь, пока не откроешь и не попробуешь. (Не ругайте строго, ведь только после того, как написал последнее предложение, понял, что это почти дословная цитата из Форреста Гампа, но мысль передает отлично и удалять не стал).

Вообще, гонки ГМа очень напоминают фильм Джерри Цукера «Крысиные бега», где совершенно случайным людям в казино Лас-Вегаса выпал шанс побороться за два миллиона долларов. Тот, кто первым доберётся до далёкого захолустного городка Силвер-Сити, получит заветный приз. Только в нашем случае городков было семь, а главный приз — эмоции, дух команды, дух соперничества и опыт, который мне ой как пригодится!

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ АВТОСТОП

Всегда приятно находить решение проблем, которые, как казалось, решить невозможно. Так и в этот раз — ехать в путешествие на автомобиле утратило смысл. Конечно, если бы у нас была большая компания, то ехать было бы веселее и дешевле, но, по факту событий, из желающих остались только я и мой давний товарищ Артём. Теперь, когда решение проблемы в виде автостопа пришло само собой, оставалось сделать всего пару дел… Первое — купить необходимое для путешествия снаряжение; второе — проработать маршрут; третье — сообщить Артёму, что мы едем не на машине, а на машинах. Начал я с последнего.

Объяснив товарищу, что такое ГМа, я рассказал ему о недавних гонках, в которых принял участие, а после предложил изменить план путешествия и попробовать альтернативный вариант передвижения.

— Идея интересная, но мне нужно подумать, — сказал Артём.

— Да ты успокойся! Всё нормально будет, я сто раз так делал! — отвечал я товарищу и почти не врал, если вспомнить количество остановленных автомобилей на гонках.

Только сейчас я могу признаться, что тогда мне самому было очень страшно и я просто старался не подавать вида. Конечно, гонки дали большой опыт, но на них мы работали в дуэте с Любой, и сам я ещё ни разу не стопил, а первая же мысль об этом навивала мандраж.

Что же творилось в голове у Артёма, я даже не представлял. Я лишь знал, что ему тоже страшно, но в добавок у него всё ещё доминировали здравая логика и чувство неизвестности, пустившие крепкие корни сомнений в этой затее. Он чувствовал то же самое, что и я, когда Люба стопила на остановке посреди города. Я элементарно не верил. Может, Артём тоже не верил, и при неудачном раскладе, без возможности уехать на попутке, доверился бы междугороднему трансферу обратно до Питера. Так или иначе, он тоже, как и я, не подавал вида паники и с энтузиазмом продолжал подготовку к путешествию, которое, наверняка, изменит наши жизни.

Вообще, компания Артёма была важна мне даже не потому, что мне было страшно ехать одному, сколько потому, что он единственный, кто не отказался от поездки. Я очень ценю такую честность и ответственность, когда человек говорит: «Я сделаю!» — и делает. В нашей ситуации я хотел сдержать обещание со своей стороны, ведь я же и предложил ему эту идею.

В течение недели мы обговаривали план поездки: по сколько километров будем проезжать, как будем питаться, какое необходимо снаряжение. Как меня, так и Артёма это очень подбадривало, и в нас всё сильнее разгоралось предвкушение и желание побыстрее дать старт. Двухнедельный отпуск Артёма — единственное, что нас смущало, и, чтобы эти две недели попросту не прошли в дороге для моего товарища, лучшее, что мы придумали — это купить ему обратный билет из Горно-Алтайска в Москву, и тем самым приватизировать вторую неделю отпуска для изучения Алтая. Дорога до Алтая, по нашим расчётам, должна была занять первую неделю.

В связи с ограниченным бюджетом было необходимо понять, сколько именно мне потребуется денег, чтобы путешествовать 2 месяца. По расчётам, тратиться я должен только на еду и транспорт внутри городов. Исходя из суммы отложенных денег, подсчитал, что в день на покушать мне нужно 200 рублей. Сразу признаюсь, что тогда мне это показалось нереальным и обычно я тратил 400—600 рублей. В рамках Питера это нормальный ценник, если не заморачиваться с готовкой. Деваться было некуда, пришлось урезать бюджет и отказаться от вкусняшек, газировок, шоколадок и прочих быстрых углеводов. На место сладостей по утрам пришла каша на молоке с фруктами; вместо шавермы на обед — первое и второе, приготовленные с вечера; вечером — снова готовка.

Не поверите, но через неделю моего бюджетного эксперимента мои мозг и тело дали понять, что я питаюсь гораздо правильнее, чем раньше. Голод? Голодал мой внутренний змей-искуситель, пуская слюнки при виде шоколадок и пирожных, я — нет! Благодаря правильному рациону, я начал чувствовать себя лучше, нормализовался сон и ушла усталость.

Вы спросите: «Что можно купить в магазине на 200 рублей?»

Отвечаю. 200 рублей в день — это 400 рублей за 2 дня, а это уже деньги. Идём в магазин!

— Курица — 200 р.

— 2 моркови — 15 р.

— 2 репчатых лука — 20 р.

— Свекла — 15 р.

— 1 кг картофеля — 30 р.

Собрали всё для супа. Специи, лаврушка, соль — думаю, у всех найдутся.

— 1 кг макарон — 50 р.

— Овсянка — 25 р.

— Молоко — 50 р.

Итого: 405 р.

Этим я объедался 3 дня. Я на полном серьёзе. 200 рублей с третьего дня тратились на овощи и фрукты, которые я покупал на Сенном рынке. Те, кто знает, что такое Сенной рынок, не удивятся, что моих покупок мне хватало на неделю. Цены там ниже плинтуса.

Неделя эксперимента закончилась морепродуктами и шоколадками на сэкономленные деньги. Какими же вкусными они были! Начинаем ценить, когда потеряем. Раньше съешь и даже не заметишь, а теперь смакуешь, получаешь удовольствие. Мой вердикт: 200 рублей в день для одного — это достаточно!

На дворе была середина июня, и до старта оставалось чуть меньше месяца. По средам я регулярно ходил на лекции и узнавал необходимую для путешествия информацию. Многое почерпнул у трэвел-блогеров, часто вечерами смотрел видео про путешествия автостопом.

В один из таких вечеров мой YouTube-сеанс прервал телефонный звонок. Звонила Маша, моя давняя знакомая. Маша звонила мне из Китая, где она училась и работала уже второй год. Созванивались мы с ней нечасто, поэтому разговор получился затяжным, со всеми подробностями. Маша рассказывала про то, как у них невыносимо жарко в Нанкине, какой плохой воздух в Китае, делилась своими успехами в работе. Она работала фотомоделью в свободное от учёбы время.

Со своей стороны я тоже поделился своей размеренной трудовой и беговой жизнью и, естественно, не мог не рассказать про свои из ряда вон выходящие планы. Поведал ей, как встретил ребят на трассе и как они пригласили меня в свой клуб. Её очень изумляли истории про гонки, про то, как много нюансов в автостопе и про то, куда можно забраться на попутках. Я же, в свою очередь, уже начал привыкать ко всему происходящему, хотя ещё несколько недель назад изумлялся не меньше Маши. Мою идею с поездкой на Алтай автостопом подруга поддержала и пожелала мне удачи.

— Так это, получается, автостопом где угодно можно путешествовать? — спросила Маша.

— Да, ребята из Гильдии по всему земному шару колесят. Там, где есть дорога, есть и автомобили, автостоп — соответственно.

— Давай тогда автостопом по Китаю! — пошутила Маша. Идея была смешной из-за своей фантастичности, и мне пришлось подыграть.

— А почему бы и нет! Давай я с Алтаем закончу и к тебе. Вместе и прокатимся. Ты же как раз в Пекине не была, — подстегнул я. И так на протяжении получаса мы строили облачные планы наших путешествий.

Когда разговор был закончен, в голове продолжали крутиться мысли о родине моих кроссовок и наших с Машей несерьёзных планах на неё.

«Абсурд! Как там вообще можно путешествовать, если там даже английский почти никто не знает? — думал я про себя. — Хотя, опыт интересный, наверное…»

Отложив телефон в сторону, я уже было потянулся к компьютеру, дабы возобновить свой YouTube-сеанс, и в последний момент меня дернула мысль поискать видео о путешествии автостопом по Китаю. И понеслась…

Вообще, очень интересно получается… У нас есть высокие технологии, мощные компьютеры и необъятные объемы информации, а вот пользоваться мы этим толком и не научились. Я также, как и вы, раньше не знал про автостоп ровным счётом ничего, но стоило мне копнуть, как на меня обрушились терабайты информации. И про Китай, и про Америку, и про что хочешь…

Нет, всё-таки пользоваться мы умеем, но направляем мы свои запросы не в то русло. В интернет-просторах так много интересной и полезной информации! В них есть ответы почти на все наши вопросы, но всё, чем мы себя решили ограничить, так это третьестепенной информацией, источники которой борются за аудиторию, а не за интеллектуальную составляющую для потребителя.

Для себя я сделал выводы относительно потребляемого контента ещё на этапе начала пробежек. Помните, я рассказывал, что время на пробежку у нас есть, просто нужно занять его у наших гаджетов. Как только я расставил приоритет в занятиях, сразу пришло понимание нужного и ненужного. Проще говоря, когда я поставил в приоритет пробежку, то свободное время на соцсети, видео и новости сократилось примерно вдвое. Когда после пробежки я отдыхал и листал ленту, то приходило раздражение от нескончаемого потока интернет-мусора и, как следствие, пустой траты времени. Вскоре я отфильтровал потребляемую информацию: завел чистый YouTube-аккаунт, отписался от половины публичных страниц. Теперь, когда поток информации имел порядок и структуру, объем его был сжатым и содержательным. Не буду врать, естественно, я не отказался от весёлых картинок (мемов), сторис и видяшек, а просто сократил их объем в целях поддержания гигиены головного мозга.

Второй день подряд вечерами я смотрел видео про автостоп в Китае, спрашивая себя, почему я раньше не натыкался на такие видео? Да потому что и не думал о них, а искусственный интеллект таких ошибок не прощает. Стоит один раз набрать в поиске «самые смешные видео» или «котята играют», считай, уже подписал себе рекомендательный приговор, и затянет тебя надолго. Вот и я до какой-то поры только и делал, что смотрел, что дают, а до этого автостопа по Китаю мне даже дела не было.

В видеоблогах путешественников Китай выглядел очень колоритным, и если ставить его в сравнение с ближним зарубежьем, то и вовсе казался неземным. Страна, где совершенно всё другое! Природа, города, культура, люди, машины, еда… Ну и в самом же деле, другой мир!

Мой интерес продолжал набирать обороты, и на очередной лекции ГМа я начал допытывать каждого, кто хоть что-то знал про Китай. В очередной раз Гильдия сделала своё дело, и с большим багажом полезной информации и хитростей благословила меня на поход в консульство КНР.

Да, не буду вам врать — я понимал, что творю какую-то фигню. Нет, я не скажу, что я твёрдо решил ехать в Китай во что бы то ни стало, скорее, я решил дать шанс развиться путешествию на Алтай, и единственное, как я подготовился к Китаю — это сделал визу на один месяц. Ни денег, ни маршрута на эту поездку не было. Была лишь идея, как заработать на неё деньги, но об этом позже.

«Вот посмотрим, как доберусь до Алтая, а там видно будет», — думал я, глядя в свой загранпаспорт, в котором красовался мой первый визовый штамп КНР (на тот момент за границей я ни разу не был, если не считать Белоруссию и Украину).

Очередной созвон с Машей, я рассказываю ей про мою открытую визу и что через несколько месяцев возможно приеду к ней в гости.

— Это, конечно, очень круто, но здесь нереально ездить автостопом. Тут повсюду автомагистрали.

— Я в курсе, Маш. Я уже немного знаю, где и как стопить, — успокоил я подругу. — Тем более это ещё не точно. Я ведь в одиночку не катался. Мне бы до Алтая добраться.

— Охх… Ну и затеял ты там! Будь осторожен, Мишка.

— Разумеется! Никакого риска!

Что действительно было приятным, так это то, что все, кому я рассказывал про свой чумовой план, поддерживали меня. Никто не нагнетал негатив, скорее, у них это вызывало восхищение, ведь, действительно, не каждый день встретишь смельчаков, готовых на подобное странствие.

День «Х» приближался молниеносными шагами. Эпизод подготовки к путешествию был в разгаре титров и вот-вот предвещал долгожданное продолжение истории. Артёму оставалось лишь дождаться отпуска, а вот у меня всё ещё завалялось несколько важных дел. В наивысшем приоритете был вопрос одиночного автостопа, ведь я всё ещё ни разу не стопил в одиночку, и пройти через это нужно до путешествия. Вторым делом, нужно было посвятить в мои планы родителей.

Наконец-то я уволился с работы, и выдалась возможность съездить в мой родной город, чтобы сделать необходимые документы и попрощаться с родными. Отправиться я решил в этот же день. Вернувшись после рабочего дня, собрал вещи и убедился, что поезд отправляется в 22:34. До отправления было около двух часов, в которые отлично вписывалась обязательная пробежка. Когда за спиной остались 13 км, душ и время на переодевание, на часах было 22:10. Жил я совсем рядом с вокзалом, поэтому дорога до него заняла около 6 минут. На самом деле, каждый раз, когда я собирался в Великие Луки, я выходил примерно так же по времени. Единственное, чем этот раз отличался от предшествующих — это отсутствием заранее купленного билета. Сегодня я решил довериться старым проверенным способам и занял 4-е место в очереди в кассу. На часах было 22:18…

Должен поделиться с вами своей маленькой чертой, из-за которой иногда бывают очень большие последствия. Люблю я играться сам с собой. Испытывать, так сказать. Это что-то из разряда «я должен добежать до того фонарного столба быстрее той машины, иначе придётся добавить ещё 2 км к пробежке». Ну, такие, знаете, своего рода челленджи с самим собой, совершенно не несущие никакого в себе смысла. Кстати, эта черта жила у меня с детства и проявлялась, как правило, в беге. То ли от того, что иногда скучно бежать, то ли для того, чтобы лишний раз себя испытать.

Вот, собственно, и в этот раз… Стою я в очереди на кассу и думаю: «Если не успеешь на поезд, то поедешь автостопом! Сам дурак, не купил билет заранее. Вот теперь будешь стоять на дороге на ночь глядя». Пари с самим собой было разбито, но я заведомо был уверен, что сегодня мой внутренний подстрекатель обломается, так как пришла моя очередь в кассу, а до отправления 9 минут.

— Добрый вечер! Мне билетик до Великих Лук, — прошу я кассиршу, торопясь, протягивая свой паспорт.

— Талончик ваш где?

— Какой талончик? — недоумеваю я.

— У нас тут электронная очередь! Вон там, в углу зала стоит терминал. Берите талон и вставайте в очередь. Хотя, уже нет смысла.

Бамм! Раунд! Рука-лицо! «Да вам только укротителем тигров в цирке работать», — подумал я про себя.

Чувствую, даже вам сейчас слышен этот ехидный смех моего «вредного второго я», которому, как я думал, нечем будет сегодня поживиться.

Потерпев полное фиаско, с опущенной головой, я молча вышел из вокзала, также молча спустился в метро и от станции «Московская» сел на автобус до выезда из города. Наверное, это очень глупо — поддаваться таким спонтанным идеям, но в своих внутренних обещаниях я практически всегда честен. Да, не лучшая идея — пытаться поймать машину в двенадцатом часу ночи, но ещё хуже — моя подготовка к этой поездке. Когда я выходил из дома, у меня даже не было мысли о таком раскладе событий и, соответственно, ни о каком снаряжении, одежде и еде речи не было. Из одежды на мне были шорты, тёмная толстовка (уже косяк) и кроссовки. В рюкзаке лежали документы, зубная щетка, пара носков. На вокзале был куплен лёгкий паёк в виде 0.5 воды и пачки печенья.

Позицию для автостопа в моём направлении я знал хорошо и в 23:30 был на месте. Освещение на трассе было не особо ярким, но благодаря июньским белым ночам в целом было довольно светло.

— Что ты творишь, Миша? — не переставал я себе повторять. — Ещё не поздно передумать и сесть на последний автобус обратно до Питера. Через 30 минут и этой возможности не будет!

Это был самый настоящий внутренний конфликт. Стоя на ночной трассе, я разговаривал сам с собой, пытаясь принять решение. Я слышал от многих, что первый самостоятельный автостоп — штука не из простых. Но при этом я прекрасно понимал, что предстоящему путешествию на Алтай нужна почва и что я должен прочувствовать этот груз полной ответственности за каждое своё действие. Должен сделать всё сам, от начала до конца.

Наверное, лишь эти мысли помогли смириться с происходящим и начать действовать.

Вот он! Самый сложный момент. Я подхожу к краю трассы и остаётся лишь поднять руку. Но мне никак. «Почему это так сложно? Я уже делал это на гонках…» Это чувство было совсем другим, ведь тогда я был с Любой, а она, как-никак, мастер. «Вдруг я что-то не так сделаю, или не смогу объяснить водителю, что мне нужно от него?!» Ещё около минут 15 я мялся возле дороги, пока поток машин становился всё меньше.

— Была не была! — устав от колебаний, я поднял руку перед приближающимся потоком автомобилей. Кажется, я поднял её так робко, как если бы держал в ней пистолет, желая облегчить страдания старого больного пса. Ещё чуть-чуть, и я бы точно прикрыл глаза второй рукой, чтобы не видеть исхода.

Разумеется, это не сработало ни с первым потоком, ни со вторым, ни с отдельными машинами, и я прекрасно понимал, почему. Нужно было стопить увереннее, добавить технику активных жестов, которым меня учили в Гильдии и, главное — захотеть остановить!

И что вы думаете? Стоило мне отключить все свои сомнения, переживания и подключить несколько активных движений, как мне останавливается вторая же машина.

— Получилось! Обалдеть! — воскликнул я, догоняя белый Mercedes, остановившийся на обочине, в 50 метрах от меня.

— Здравствуйте! Вы не на Луки?

— Привет. Я до Невеля, а потом через Белоруссию в Украину. Прыгай давай!

— Хорошо. Спасибо, что остановились!

«Так просто? Это же я сейчас 500 км проеду! Столько переживал, а нужно было всего лишь быть немного увереннее», — размышлял я уже в пути.

Александр и Аня — отец с дочкой, ехали из Финляндии на Украину к родственникам.

— Заскучали в долгой дороге, вот и решили поболтать с путешественником, — сказал Александр, вызывая меня на рассказ о моих странствиях.

— Путешественник пока без стажа. Но теории знает много, — попытался выкрутиться я, чтобы не огорчить спасителя.

— Значит, всё ещё впереди. Подвезём. Чего тебе тут ночью стоять?! Да и нам повеселее будет, — добавил водитель.

По сути, автостоп — это бартер, где водитель бесплатно везёт тебя, а ты, в свою очередь, помогаешь ему ехать. Нет, рулить не нужно, нужно общаться с ним, контролировать его состояние. Часто голосующих у обочины берут, чтобы было легче ехать. Представьте, каково пилить по трассе по 8—20 часов. А если ещё и в одиночку? Во-первых — скучно, во-вторых — небезопасно. Вот и получается, что автостоп — это не просто «сел и поехал», а очень значимая взаимопомощь!

Ещё несколько часов назад думал, что поеду в поезде, а тут бац! Впервые самостоятельно застопил машину, ночью и почти до своего города. В ту ночь я впервые прочувствовал всю романтику автостопа и по сей день помню ту эйфорию, которую подарила мне эта поездка. В памяти сохранилось всё, включая самые незаурядные мелочи. Помню, какое туманное было утро; какой был вкус у кофе на заправке в Опочке; помню наши разговоры про дорожные штрафы; помню, как попрощались с Сашей и Аней и, как они уехали по дороге, стелющейся к лениво восходящему с востока солнцу.

Только вдумайтесь, как бы скучно я провёл эту ночь в поезде и какую нужную и яркую альтернативу предложил мне мой внутренний провокатор. Вероятно, стоит чаще к нему прислушиваться. Удивительно, как за одну ночь ненависть к нему сменилась искренней любовью!

Оставшиеся 50 км преодолел за полтора часа. Сделал утреннюю пробежку через весь Невель и в 6:00 занял позицию на трассе до Великих Лук. На этот раз мне понадобились 2 машины, чтобы добраться до места, первый водитель ехал всего 20 км в моём направлении. Кстати, добрался до города я на полчаса быстрее, чем если бы поехал на поезде. Вот тебе и автостоп.

По сути, главной целью моей поездки было забрать несколько документов и увидеться с родителями. Второе не удалось, уехали на дачу в Саратов всего за день до моего приезда. Попытка сделать сюрприз не удалась.

По моим расчётам, в Питер и обратно я скатаюсь ещё несколько раз до отъезда на Алтай. Ох уж эта бюрократия. Хочешь уехать спокойно, чтобы тебя не беспокоили — подвяжи дела с бумагами, справками, налогами и прочими поводками.

Полученные мною справки должны быть в Питере уже через день. К вопросу возвращения туда я подошёл однозначно — и вечером того же дня уже ловил попутки. Первые 2 автомобиля были застоплены с куда большей уверенностью, нежели сутки назад. До Пскова добрался уже к ночи. Отрезок Псков — Санкт-Петербург необходимо было пройти на одной машине, не размениваясь на короткие промежутки, так как уже было темно. Моя же позиция была хорошо освещена и имела длинную остановку, где поместится даже фура, и дальше всё было только в моих руках.

Кстати, это очень важный момент! На таких позициях можно выбирать, с кем уехать, и не стоит размениваться на короткие расстояния, когда можно поймать «большую рыбу». Неизвестно, какие условия будут там, где вас высадят через 10, 20, 50… км. Покидать такие позиции нужно, если вы не можете уехать слишком долго, а это может быть следствием того, что автомобилистам неудобно остановиться здесь (даже если вам кажется, что вы встали удачно и располагаете к остановке, то это ещё не значит, что это удобно для водителя. Вы просто не видите глазами водителя, и уж поверьте, они видят всё иначе. У них свои приоритеты, и любой из факторов, будь то знак, светофор, или другой автомобиль, с лёгкостью переманит внимание драйвера с автостопщика на себя), либо они используют другую дорогу для вашего направления, и в таком случае уже есть смысл проезжать даже самые короткие расстояния. Чем вы дальше от города, тем меньше транспортный поток и больше вероятность застопить межгород.

Духота того вечера была невыносимой и явно предвещала вылиться во что-то большее. Небо вдали озарялось вспышками молний. Оттуда же двигался поток машин в моём направлении. Быстрый автостоп из Лук до Пскова внушал надежду на не менее быстрый путь до Питера, но сейчас я стоял уже около получаса без какого-либо внимания со стороны водителей, а грозовые тучи подбирались всё ближе. Прошло ещё несколько минут, и едущие навстречу машины проносились, обтекаемые водой. Непогода подбиралась нешуточная и, естественно, у меня не было с собой защиты. Дорога вдали потеряла видимость — это была ливневая стена. Ещё пара минут и меня накроет. В 100 метрах от меня была заправка — единственное, что меня могло спасти. Вот-вот и придется нестись к ней, но тогда неизвестно, сколько я там простою.

«Последние три машины и убегаю», — стоило мне подумать об этом, как на меня посыпали крупные, освежающие капли. В двухстах метрах на меня неслась ливневая стена и несколько фур в её сопровождении. Первая — пронеслась, вторая — пронеслась, трет… (свист тормозов сзади). «Вот она — большая рыба, во всех смыслах». Радости не было предела, ведь стоило мне захлопнуть дверь, как нас тут же начало заливать как с ведра. Мы даже трогаться не стали. Уж слишком небезопасно.

— Спасибо, что остановились! — благодарность — в первую очередь.

— Если бы ты уже мокрый был, то не взял бы. Вовремя ты мне попался, — с лёгкой гордостью сказал пухленький дядечка, лет 50 на вид.

— Да, это точно! Пришлось бы бежать на заправку, прятаться.

— Тебе на Питер?

— Да! Вы туда?

— До КАДа докину, дальше мне на восток.

— Замечательно. Мне подойдет! Меня Миша зовут…

— Тёзки.

До этого момента я никогда ещё не ездил на фуре, и эта поездка стала самой настоящей энциклопедией о тягачах и жизни дальнобойщиков. Я не буду разжевывать мелочи, расскажу про самое интересное.

Первое и самое важное, что вы должны сделать при входе — это разуться! Обувь ставится на ступеньках, по которым вы поднимаетесь. Не бойтесь, ваши башмаки никуда не выпадут, так как прикроются нижней частью двери. Фура — это дом дальнобойщика. Некоторые водители скитаются месяцами на тяжеловесах и, конечно, наводят свои порядки и уют внутри. С прихожей понятно, переходим к салону. Два спальных места, одно пассажирское сиденье (как правило, для второго водителя), место водителя, кухонная секция с отсеком под продукты, холодильник, обеденный стол, у некоторых установлены телевизоры. Большинство дальнобоев предпочитают готовку сомнительным харчевням. Для этого дела у них есть небольшие газовые плитки. По сути, кабина фуры — своего рода мини-студия, разве что без санузла. Хотя в некоторых американских фурах (которые с вытянутой мордой), предусмотрена роскошь в виде душа и туалета.

У Миши есть всё, кроме той самой «роскоши», а сам автомобиль был молодым, с небольшим пробегом по меркам тягачей. Миша же был водителем с большим стажем, уже более 25 лет он колесит по дорогам страны. Кроме того, он является героем Афганской войны, которая оставила на нём свой след в виде собранного по частям, как пазл, колена. Почти цитировал его. Согласен, это не самая приятная подробность, но в этой истории есть интересный момент.

После полученного ранения Мише нужна была сложная операция, вернее сказать — почти невозможная, и никто не стал бы заморачиваться, отправили бы на ампутацию. Но врач, проводивший операцию, был его давним другом и подошёл к делу со всей ответственностью. Оперировали Мишу почти двое суток, собрали ему новое колено, но вероятность, что работоспособность сустава сохранится, была минимальной. Следующие полгода Михаил провел в лежаче-сидячем состоянии. Любая нагрузка на ногу была противопоказана. Ухаживала за ним молодая медсестра Вероника. Девушка помогала Мише разрабатывать сустав, проводила с ним гимнастику, воздерживала от нагрузок, и, благодаря их совместным стараниям, через полтора года Миша смог самостоятельно передвигаться. Первое место, куда он отправился, был ювелирный салон. В этот же вечер Вероника и Михаил помолвились, а через несколько месяцев — сыграли свадьбу. По сей день они неразлучны (если не считать Мишины командировки). Вероника подарила ему двоих детей, а тот волшебный хирург — до сих пор лучший друг их семьи.

— Вера у меня золотце! Я, когда её увидел, понял, что будет моей. Она мне не позволяла к себе жалость испытывать. Говорила: «Всё получится, но только если вы сами этого захотите», вот я с болью, пыхтя, но поднимался. Негоже взрослому мужику сопли распускать, — с особой гордостью рассказывал мне Миша. Гордость эта была, в большей степени, адресована его жене.

— Вот так вот складывается, Мишаня… Вроде Афганистан мне здорово нагадил, но если бы не всё это, то никогда не встретил бы свою единственную.

Не знаю, как вам, а для меня такая история — очень необычная и запоминающаяся. Самое простое, на что она наталкивает — это умение находить во всём плохом хорошее! Судьба безжалостна к нам и порой загоняет в такие ужасные ситуации, которые на всю жизнь оставляют свои «травмы и шрамы». Это ещё один пример развилок судьбы… Миша был близок к концу пути (к тупику), но в последний момент выбрал правильное направление, отделавшись травмой, уцепился за данную ему возможность вернуться к обычной жизни. Сила, упорство, расчёт на лучшее и вера — помогли ему в этом. Вера! Очень двусмысленно. С благодарностью ко всем, кто был рядом, кто пришёл ему на помощь, теперь он живёт свою обычную, спокойную жизнь. А могло быть иначе. И разве это не пример материальности мысли? О чём думаешь, то и получаешь! В нашей жизни полно примеров, когда люди сдаются, сталкиваясь с гораздо меньшими проблемами. Опускают руки, даже не пытаются бороться. И если этот выбор случился бы много лет назад в жизни Михаила, то кто бы мне сегодня остановился? Кто бы спас меня от ливня?

Дорога выдалась тяжёлая для нас обоих. Первые полтора часа мы активно общались, но потом начали засыпать. Предыдущая ночь общения с Андреем и Аней давала о себе знать. На втором часу пути Миша делает чистосердечное признание:

— Я уже вторые сутки без сна, рубит — кошмар! Вот хоть с тобой болтаем, легче ехать.

— А в чём дело? Почему не спал? — спросил я, с откровенным удивлением.

— Да груз у меня очень дорогой и срочный, нельзя останавливаться нигде. Я как в Воронеже выгрузился вчера утром, мне сразу этот рейс предложили. Выгодно, да и по пути домой. Завтра уже буду в Питере. Отгружусь днём, домой и в баньку.

(Водители транспортных компаний работают по загрузкам, которые им подбирают менеджеры. Обычно проще подождать новой загрузки в том городе, где ты выгрузился, нежели ехать порожняком обратно.)

— Не секрет, что везёшь?

— Шоколад! 25 тонн немецкого горького шоколада. Почти на 3,5 миллиона загружен. Не рискую останавливаться, лучше уж на кофе денёк, чем потом всю жизнь отрабатывать.

— А что, могут украсть?

— Естественно. Ребят наших на стоянках обворовывают, на глухих трассах ловят. Бандитов немного, но есть. В основном на дорогие грузы охотятся, на мелочь не распыляются.

— И как? Средь бела дня останавливают? Как узнают, что везете дорогой груз?

— Бывали случаи, не у меня, слава богу, у мужиков, что патрули ДПС ряженные тормозят, путевой лист проверяют, видят, что везёшь, а дальше сообщают об этом исполнителям. Через 15—20 км, на глухом участке, тебя уже ждут вооружённые ребята в масках. Рыпаться не будешь — не тронут, сопроводят до ближайшего съезда, на нём разгрузят фуру и уедут.

— Обалдеть! Я думал, такого не бывает сейчас.

— Всякое бывает, Мишаня. Важно всегда быть на чеку. Не все привыкли честно трудиться. А теперь давай мы с тобой кофейку попьём. Ставить чайник, ты уже умеешь, сахар, молоко бери.

— Будет сделано, капитан!

Не прошло и десяти секунд, как Миша добавил:

— И есть уже охота. Пошарься в холодильнике, там сало было, лучок зеленый. Нарежь нам бутербродов пожевать.

Необычно осознавать, что ты полез ночью в холодильник, который находится в кабине фуры, гружёной шоколадом, несущейся по трассе между Псковом и Питером:)

Время четвёртый час утра, и на улице уже светает. До Питера ещё около часа езды. Истории сменяются одна за другой, на фоне играет диск «Жеки». Спать хочется жутко, поэтому едем не торопясь и контролируем друг друга. Я слежу за Мишей, чтобы он не уснул, а Миша следит за мной, чтобы я его контролировал. Вот она — взаимовыгода автостопа. Кое-как спасает Nescafe gold. В приоткрытое окно, для пущей бодрости, задувает свежий утренний ветерок. На трассе никого, кроме нас. В голову то и дело лезут мысли: «Вряд ли я увижусь с ним снова, но это не особо имеет значение, ведь мы наслаждаемся моментом. Мы общаемся как давние товарищи, а через 40 минут разбежимся в разные стороны».

В эту ночь я понял, что в автостопе важно научиться расставаться. Нет смысла отдавать себя на истерзание грусти, ведь пока ты думаешь или говоришь об этом, ты теряешь время. Трать это время с пользой! Говори и делай то, от чего человек будет вспоминать тебя и сиять улыбкой. Уметь прощаться с человеком не менее важно, чем знакомиться и контактировать. Искусство — расставаться. Конечно, сложно говорить о какой-то сильной дружбе или привязанности к человеку, с которым знаком всего пару часов, но я думаю, что у вас в жизни хоть раз была ситуация, когда вам встречался человек, располагающий к себе с первой минуты знакомства, очень близкий по духу. Наверняка общение с ним оставляло приятное послевкусие, а разговор был раскрепощенным, что вызывало желание повторить встречу. Так вот и мы с Мишей — болтали обо всём и ни о чём, слушали хриплый голос «Жеки», пили кофе и калькулировали, на сколько лет хватило бы 25 тонн шоколада, если в день съедать по 100 грамм, а в 5 утра мы под добрые слова пожали друг другу руки.

Моё испытание было завершено. 1100 км чуть больше чем за сутки. Сформировалось представление о том, как будет выглядеть моё предстоящее путешествие. Страх стих, во мне прибавилось уверенности и желания ринуться в лоно приключений.

За первые несколько дней после возвращения я принял участие в соревнованиях, добил незаконченные дела с бумагами и сообщил хозяйке комнаты, в которой жил, что съезжаю через пару недель. Теперь меня ничто не держало в Питере, хотя комнату я очень любил. Даже не саму комнату, сколько её расположение и то, что с ней связано. До метро Звенигородская 3 минуты, до работы 20 минут на метро или машине, до Сенного рынка 15 минут пешком, напротив дома несколько сетевых магазинов, банк, небольшой сквер, спортивная площадка — и всё это в центре города. Но если подумать объективно, то ничего из вышеперечисленного мне больше не было нужно. С этой мыслью я загрузил все свои пожитки в машину и снова поехал в Луки. Вещи остались у родителей дома, а мне необходимо было навестить бабушку до отъезда. Ещё по дороге к ней решил, что не буду посвящать её в тонкости моего путешествия. Сообщил, что собираюсь отправиться путешествовать по России, но что автостопом — заметить не решился, сказал, что поеду поездом. Зная её, можно понять, что ход был очень правильным. Спокойнее будет всем!

Подозреваю, что вы уже ждёте начала путешествия, но не могу не рассказать ещё одну очень интересную историю, сыгравшую немаловажную роль в моей подготовке к странствию. Да и вообще, не зацикливайтесь на географии… Россия, Китай, да хоть Африка — нет никакой разницы. Нам так интересно узнать, что же там дальше, как там за бугром, где хорошо, где нас нет, но на самом деле здесь и сейчас не менее интересно. Учитесь видеть это. Вот уже почти полсотни страниц я вам рассказываю про магию, которая всегда была рядом. Замечать её я начал лишь с момента встречи с гильдейцами. Она не появилась сама собой из ниоткуда, она присутствует, она ждёт, когда вы ей отдадитесь, сбросив оковы предрассудков и логических убеждений. Судьба всегда посылает нам возможности — развилки, но мы их обходим из-за неуверенности. «Это как-то безумно!» — думаем мы, когда у нас появляется возможность сделать что-то незаурядное. Но что есть безумство, если не весь наш мир?! Когда одна нация истребляет другую, когда до предела истощаются природные и экологические ресурсы, когда семейные пары заводят детей ради денег — вот это безумство, а не наши скромные замашки с целью приукрасить жизнь или самореализоваться. Всё просто, мы уже говорили, что это всё из-за боязни неизвестности. «Окажется ли этот утюг горячим? Никто ни говорил!» Никто не учил нас жить как-то иначе, также, как и путешествовать автостопом. Никто не учил нас видеть вокруг себя возможности и влиять на них силой мысли. Но это не значит, что таких возможностей нет! Эта магия не заставит вас ждать, если вы в неё поверите искренне. Ещё раз повторю… Если о чём-то постоянно думать, то это произойдет. Может, не совсем в той форме, в которой вы этого ждете, но произойдёт! И не дай бог, если думаете вы о плохом.

Прошу прощения, если вновь загнал вас куда-то в глубь себя. Я не преследовал цели вас задеть или заставить читать этот абзац с нахмуренными бровями. Хочу, чтобы вы открывались, искоренили сомнения в своих, пусть даже казалось бы нереальных, целях.

И вот вам ещё одна история как подтверждение моих мыслей. Или, возможно, это просто совпадение, но я так не думаю… Выводы делать вам. Поехали!

У бабушки в деревне я планировал провести 3 дня. Шёл второй день. Закончив с делами по огороду и дому, я прилёг перевести дух и ответить на накопившиеся за день сообщения. Одно из сообщений было от моего бегового товарища из Питера — Димы. Ряд стандартных вопросов из разряда «как жизнь?», «что нового?» и, наконец, самый главный вопрос этого дня…

— Ты завтра бежишь марафон «Белые ночи»?

— Увы, Дим, не успел зарегистрироваться на него. Не в этом году.

— Как же так? Такое нельзя пропускать! Это юбилейный, тридцатый марафон. Спортсмены со всего мира съезжаются, всего около 13000 человек побежит. Знаешь, какие огромные деньги некоторые отдают, чтобы добраться до сюда?! А у нас тут всё под боком, да ещё и погода завтра располагает.

— Так ведь уже не изменишь ничего, я же не зарегистрирован!

— Да я тоже! Я просто так побегу. Ради атмосферы. Событие масштабное, неизвестно, когда такое повторится.

Вот надо же быть таким провокатором. Естественно, он зацепил меня этими словами, но и на этом не остановился и добавил:

— Дело твоё, но я бы себе такого не простил.

«Зачем он мне это сказал…» — с доброй долей обиды на товарища крутилось у меня в голове. Прокрутив наш диалог ещё раз 10 за день, я согласился с мнением друга. «Действительно, какая разница, как бежать — с номером или без? Если любишь атмосферу бегового праздника, то не всё ли равно?!»

Вот только мысли эти не имели никакого смысла, ведь старт уже завтра в 8:00, а сейчас 17:00. 15 часов на 700 км пути, а ещё и поспать нужно. «О чём речь вообще? Я нахожусь в глухой деревне! О каком международном марафоне я говорю? Я же не планировал этот старт, так чего я себя терзаю?» — внутренний конфликт продолжал разгораться. «Но я же действительно себе этого не прощу потом!» — последнее, о чём я подумал, перед тем как начать собираться.

Действовать нужно было молниеносно. Распрощавшись с бабушкой, я запрыгнул в машину и понёсся в Великие Луки. По дороге прорабатывал стратегию. Как назло, в этот вечер не шли поезда на Питер, а ехать на машине — дорого. Оставался всего один вариант — ну вы поняли!

19:00 на часах. Добрался до дома, оставил машину и собрал рюкзак. Скоро начнёт темнеть, и долго стоять на трассе — не вариант. Тогда я включаю ещё одну хитрость автостопа — рисую плакат формата А2 с незамысловатым сообщением «В СПб, на марафон Белые Ночи». По моим расчётам, должно было позитивно повлиять на скорость перемещения. Спортивная форма, плакат и паёк залетели в рюкзак. Пока бежал до трассы, разговаривал сам с собой: «Успею, времени достаточно. Главное — поспать хоть немного. Считай, ещё одна контрольная поездка».

Не знаю, откуда, но в тот момент во мне родилась бурная уверенность, что я успею, что не простою на трассе полночи, что успею поспать, пробегу эти 42,2 км и самое важное — не буду жалеть, что сделал этого! Совершить попытку лучше, чем не сделать ничего.

20:10. Уже 20 минут ожидания. Транспортный поток довольно скудный, 3—4 машины в 5 минут — это очень мало. Вдалеке показался красный FIAT на эстонских номерах, правый поворотник которого так долго ждал взмаха моей руки.

— Не страна, а х*й пойми, что! — первое, что я услышал, из открытого окна, пассажирской двери. — У вас тут б*ядь есть хоть один банк рабочий? — с откровенной яростью продолжал водитель. По его виду было понятно, что живёт он точно не в России, а своему визиту в необъятную предпочёл бы что угодно другое. «Скорее всего, по работе здесь», — первое, что промелькнуло в голове.

— Не ругайтесь! — мягко оборвал я его. — Что у вас стряслось?

— Да еду с Москвы, деньги на карте кончились, а наличка только в евро. Думал заехать обменять, а у вас по выходным банки не работают. Мне сейчас даже заправиться не на что. Не страна, а х*й пойми, что! — продолжал повторять недовольный европеец.

— Подкинете меня, сколько сможете, а я попробую решить вашу проблему.

— Садись.

Сейчас объясню, почему я решил оставить резкие высказывания водителя, на самом деле они вполне уместны. А вы попробуйте примерить на себя роль негодующего. Александр родился и вырос в Санкт-Петербурге, а в 32 отказался от гражданства и уехал жить в Эстонию, где провёл последние 15 лет. По долгу службы в последнее время зачастил с командировками в Россию. Это была уже третья его поездка за месяц и, похоже, у него здорово накипело от крепкого контраста. Помимо дискуссий о политике, он постоянно направлял моё внимание на окружающие мелочи, на которые обычно даже не распыляешься. Вот въезжаем мы в населённый пункт, стоит табличка с названием деревни чёрными буквами на белом фоне. Проезжаем ещё 20 км, стоит такая же табличка, но на этот раз на ней не название населённого пункта, а символическое обзначение.

— Почему у вас так?! — чуть ли не в крик возмущается Саша. — В Европе нет такой неразберихи. У нас есть просто табличка с условным обозначением, без названия, а вслед за ней знак ограничения скорости. Зачем мне, водителю, это название? Всё, что я должен знать — это то, что сейчас нужно ехать 50 км/ч (в европейских странах ограничение в населённом пункте — 50 км/ч) и быть внимательным относительно пешеходов.

Дальше. Ваша дорога. Это ведь федеральная трасса, соединяющая столицу и Европу, и на ней всего две полосы, да и те в сплошных ремонтах и ухабах. В Европе в деревушках и то лучше дорожное покрытие. Более чем уверен, что если копнуть проектную документацию 70-80-х годов, то обнаружатся планы расширения дорог. Теперь свои 4-полосные дороги ищите по частным секторам депутатов.

Я могу долго продолжать… — Саша явно вошёл в кураж. — Вы просто привыкли к этому и не замечаете, а я еду и диву даюсь. Не спорю, бывает и хуже, гораздо хуже, но ведь есть и лучше. И это «лучше» находится всего в трёхстах километрах от вас.

Тут мы начали резко оттормаживаться. Причиной тому стал пешеходный переход.

— Вот смотри! — опять завёл рулевой. — Зачем мы сейчас остановились?

— Пешеходный переход, потому что, — меня вообще ничего не смущало в тот момент, обычная процедура.

— А пешеходы-то где?

— Блин… Действительно, а где же пешеходы? Их нет… Светофор срабатывает на автомате.

— Вот про это я тебе и говорю! Вот мы сейчас с тобой резко остановились, могли спровоцировать ДТП, будь за нами какой-то раззява, стоим и пропускаем НИКОГО! Кажется, что мелочь, а нужно было лишь поставить кнопку для пешеходов. Опять сэкономили.

То, что кажется нам нормальным и обыденным, для кого-то другого будет в диковинку. Мы даже не задумаемся над этим, если нас не ткнуть носом.

Так весь вечер я слушал и переваривал крайне абсурдные факты о нашей повседневной жизни. В очередной раз я пришёл к пониманию, что всему виной наше восприятие и то, как нас воспитали. Мы не акцентируем внимание на этих мелочах, ведь нам с детства вдолбили: «Нечего жаловаться! Ты бы поглядел, как наши деды жили!» Ну, вы знаете эти истории из разряда «10 км до школы пешком», «кусок сахара на неделю» и прочее в том же духе. Это закалка, трудности безусловно нужны, ведь, как говорят, «что русскому хорошо, то немцу — смерть», только вот поговорке этой уже почти век, как и принципу. Живем и как-то извращённо наслаждаемся этими трудностями, которые не особо нам и нужны. Можете осудить моё мнение, не согласиться с ним, и то, что я скажу дальше, будет вовсе не патриотично. Но перед прочтением откинем термин «государство», сохранив термин «страна», отодвинем патриотизм на второй план и подумаем об объективном уровне развития нашей страны. Государство по сей день пичкает нас тем, что трудности — это хорошо, что благодаря им русских не победить. Так ведь это выгодно! Не надо заморачиваться с уровнем жизни. Народ может жить в разваливающихся домах, с копеечной зарплатой, с отвратительной медициной и в условиях бесконечного кризиса, но зато быть сильным, готовым к любым трудностям и вызовам судьбы! Только привело нас это закаливание к отставанию в развитии страны на несколько десятков лет, относительно той же Германии. И ещё у нас самые закалённые ветераны! Получают батоны на день снятия блокады. Ради такого стоило стоять до конца! Не буду дальше ворошить эту тему. Вы и сами знаете, как живут наши герои. Спасибо волонтёрским организациям, которые хоть как-то поддерживают и заботятся о наших защитниках.

Так вот, к чему я это… Не изменится в общем счёте НИ-ЧЕ-ГО, пока мы не начнём требовать от государства нормальных условий. Так и будем продолжать «закаливаться» и жить непонятно как. Будем пропускать фантомных пешеходов и проезжать по 200—300 км в поисках обмена валюты.

Решить проблему Александра удалось следующим образом. Чтобы не потерять день перед границей в Эстонию без бензина и денег, он решил заехать в Кингисепп к сестре, а перед этим докинуть меня до Питера, где я обменяю ему деньги. Всё получилось крайне взаимовыгодно, и в 4 утра мы уже были возле моего дома.

Представляете! Поймал машину до подъезда! Это был новый уровень. Оба мы изрядно устали после бессонной ночи в дороге, и я предложил Саше поспать несколько часов у меня. К 7 утра мы выпили чая, обменялись деньгами и выдвинулись из дома — Саша на Кингисепп, я на «Белые ночи».

Час до старта. Подходя к Дворцовой площади, откуда будет дан старт, я продолжал переваривать информацию последних 12 часов. «Во дела! Ещё вчера вечером у бабушки в дерене, в 700 километрах, пироги ел, а теперь стою в окружении 13 тысяч спортсменов со всего мира в предстартовой готовности!»

Масштаб события был поистине внушительным. Безмерным потоком, подобно руслу реки, спортсмены заполоняли центральные улицы, мосты и набережные Северной столицы, а в атмосфере царила здоровая и сильная энергетика. Для чего все бегут? Куда все бегут? Мазохисты, не иначе! Бежать 42 км под палящим солнцем, потеть, пыхтеть, натирать мозоли, терпеть судороги, и ради чего? Повторюсь, что вы вряд ли поймете этих людей, пока сами не попробуете. Как писал Мураками: «Страдание — личный выбор каждого». Точнее и не скажешь. Это и в самом деле только наш выбор. Мы бежим, чтобы бежать, чтобы в очередной раз изведать эту энергетику, чтобы почувствовать эти спазмы и судороги, прощупывая пределы возможностей тела и духа, чтобы вытерпеть и сказать себе на финише: «Я смог! Я сильнее этого!»

Маршрут гонки был составлен очень насыщено. Почти вся трасса проходила по историческому центру, набережным, мостовым и скверам. Погода располагала, и вся эта красота каменного великана выглядела красочно в свете яркого солнца. Такая хорошая погода в Питер заглядывает крайне редко. Не представляю, какое удовольствие получили те, кто впервые приехал в этот город, если даже меня, того, кто бегает здесь уже на протяжении полугода, впечатлили все эти красоты.

Отдельного внимания на этом мероприятии требует поддержка зрителей, равной которой я ещё ни разу не видел. Летом город мостов заполоняют туристы из самых разных стран, и наш беговой праздник стал для них частью экскурсионной программы. Это были двухэтажные автобусы с французами, китайцами, корейцами, толпы гуляющих по улицам европейцев, и все они были не в меньшем восторге, чем спортсмены. Бурные овации, свист, гуделки, хлопушки, и было видно, что они сами от это кайфуют. У всего этого празднества были и противники — недовольные автомобилисты. Ситуация с движением транспорта в центре была крайне плачевной, были перекрыты практически все центральные улицы. Разумеется, горожан предупреждают о проводимых мероприятиях, расклеивают листовки, информируют по телевидению и радио, но многие либо не обращают внимание на это, либо забывают. Кому-то пришлось простоять полдня в ожидании открытия движения, кто-то попал на работу только к вечеру. Пробегая мимо перекрытых улиц, забитых машинами, на лицах автомобилистов марафонцы читали откровенную ненависть, а некоторые узники машин и вовсе не сдерживали эмоций, выходили и начинали материться. Вот вам и культурная столица)

«Всё, теперь точно не о чем жалеть. Теперь я готов ко всему», — с такой мыслью я закончил дистанцию в 42,2 км. На финишной арке время показало 2:56:30 — личный рекорд на марафоне, но неофициальный. Несмотря на отсутствие стартового номера, мне всё же вручили медаль, что было очень приятно. День выдался запоминающимся, и всё, чего хотелось после забега, так это спать.

Сон после приключений прошедших суток был очень крепким, и на следующее утро тело изрядно болело, но то была очень приятная усталость. Встретились с Артёмом и в очередной раз обсудили детали поездки, до которой оставалось уже меньше 2 недель. После встречи я принял решение дать старт путешествию в этот же день. «Почему так скоро? Как же Артём?» — спросите вы. Не переживайте, я поеду не на Алтай, а в Саратов. Помните незавершенное дело?! Я не увиделся с родителями, и потому решил погостить у них неделю, до начала отпуска Артёма.

— Ребята, я сейчас выезжаю, — сообщил я своим друзьям Эмме и Саше. Они снимали соседнюю от моей комнаты.

— Прямо сейчас? Ты же только после марафона… У тебя всё собрано? — забеспокоилась Эмма.

— Всё в порядке. Вещи собрал, чувствую себя отлично. Доберусь до Великих Лук, а оттуда поеду в сторону Саратова. Хочу у родителей побыть.

— Мы тебя проводим до улицы, — предложил Саша.

Тут я взялся накидывать на себя всё своё снаряжение и обмундирование. Первым надел рюкзак на 115 литров — по меркам автостопа, это самый настоящий мастодонт, но именно такой объем мне был нужен. В нём было почти всё, на все случаи жизни: два вида одежды, дождевик, термобельё, спортивный комплект для бега, кроссовки, спальник, палатка, котелок с горелкой, фотоаппарат, несколько портативных аккумуляторов и ещё куча всякой мелочи наподобие путеводителей, ножей, свистков и так далее. Сверху, по всем канонам, красовалась лёгкая пенка. Вес вышел приличный — почти 25 кг, но со всем этим добром я имел полную автономию в любых условиях. В довесок к рюкзаку пошла моя любимая гитара, и сейчас я расскажу подробнее, зачем я её брал.

В подобных вольных путешествиях крайне важно иметь хоть небольшой запас денег, на всякий случай. Мало ли что может случиться — может, понадобится срочный билет домой или возникнут непредвиденные расходы. Мой запас был крайне скромным. Даже не буду вуалировать и скажу в цифрах — 23 тысячи рублей. В процессе изучения тонкостей путешествий автостопом я обратил внимание, что многие используют альтернативные способы заработка. Их целое множество: кто-то играет на гитаре в парках и на оживленных улицах, кто-то устраивает огненное шоу, некоторые рисуют портреты или картины, делают шоу мыльных пузырей, можно просто танцевать или продавать открытки. В моём арсенале были два варианта: либо рисовать, либо играть на гитаре. Ко второму у меня с детства была неукротимая тяга, и по сей день в музыке я находил отдушину. Но в роли уличного музыканта я пока себя совершенно не представлял. Каково это — играть с открытым чехлом на улице? Да и что играть? Петь я не умел, от слова совсем! Всё, что было в моём арсенале недосамоучки — это наброски собственного сочинения и несколько классических произведений, которые выучил, когда учился в музыкальной школе, а отучился я там всего полгода (ушёл, не сумев совмещать с учёбой и работой).

Решение взять с собой гитару ставило передо мной цель раскрепоститься и начать играть на публике. Будь то просто музыка или песня, нужно было перебороть внутренний страх и начать зарабатывать на повседневные траты, лишь изредка залезая в отложенные деньги. Свои запасы я доверил Саше с Эммой, с наставлением «высылать мне только в самых экстренных случаях и не чаще, чем раз в 2 недели».

Вот он, момент прощания. Делаем фото на память, обнимаемся и надеемся, что ещё увидимся.

«Ну, понеслась!» — тяжёлые шаги направились в сторону метро. Дойдя до станции, я понял, что это жесть! Мне очень тяжело! Рюкзак громоздкий, я постоянно кого-то задеваю, даже через турникет еле прошёл. Вес моего баула так и норовит вдавить меня в землю. Гитара болтается как попало. Весь обливаюсь потом, плечи затекли, ноги начали ныть. Автобус до выезда из города, вечер, фонарь, трасса, я на месте. Впервые за час я снял рюкзак и поставил его на краю дороги. «О, да! Облегчение! Как же хорошо!» — в тот момент мне показалось, что я стал немного выше, сбросив ношу. Принимаюсь стопить. Полчаса, час, полтора, два… К чему подробности? Всё, что вам нужно знать — это то, что я простоял с 22:00 вечера до 7:00 утра. 9 ЧАСОВ! Знаете, что я делал? Я матерился, очень сильно матерился! Я не знал, что думать. Может, это из-за большого рюкзака и гитары? Или из-за того, что ночь на улице? Мыслей было очень много, но все они крошились и вызывали полное недоумение из-за периодических событий. Например, в 3 часа ночи по трассе пришли 2 автостопщика с большими баулами, в наглую встали передо мной в 100 метрах и начали стопить. «Никакого этикета», — возмутился я. Позиция очень удобная и за неё имеет смысл держаться, но по-правильному, если позиция уже занята, то нужно встать дальше метров на 100—200, либо дождаться, пока позиция освободится. Пока я обо всём этом думал, эта наглая парочка остановила машину. «Ах*евшие!!! Это нечестно, я тут уже 5 часов стою, а им и 5 минут не понадобилось». Злости не было предела. Я начал уставать. Рука затекала от поднятого положения, ноги стали опухать, хотелось спать. Нет, всё же машины останавливались, но это были либо таксисты, либо те, кто едет 15—20 км. Видимо, не мой день… Уехал с этой позиции я лишь к 7 утра. Поймал машину до города Луга. От него — до Пскова, и ещё 3 машины до моего города.

Особо примечательная компания выдалась от Пустошки до Великих Лук. То был новенький Lexus на английских номерах. «Весьма контрастненько на фоне предшествующих УАЗов, Нив и CITROENов», — подумал я.

Расстояние в 70 км мы преодолели примерно за минут 15—20, водитель совершенно не скупился на скорость и выжимал из своего японского друга добрые 200 км/ч. Не вспомню, как звали пилота этого космомобиля, пусть будет Саша. Саша поведал мне очень необычные истории… Ехал он из Санкт-Петербурга в Тверь, в командировку, а работа у него непростая, точнее сказать, специфичная. Саша работает вышибалой. К нему обращаются люди с просьбой вернуть долги за хороший процент. Саша берётся за работу и начинает искать должника, иногда приходится кататься по всему миру. Вот и в Твери его ждет встреча с одним из «клиентов», который, по всей видимости, останется в трусах.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Существует способ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я