Истории пестрых народов Урала и Зауралья. В поисках связующих нитей. 140-летию П. П. Бажова посвящается

Михаил Ермаков, 2022

Издание адресовано для учащихся системы СПО. ПТУ и колледжей (техникумов), вузов по специальности «История и краеведение». Школьникам старших классов, педагогам, краеведам, а также всем землякам, кто любит родной Урал и Зауралье, интересуется славной историей, стремится работать на их славное будущее. В книге, которая в России и за рубежом является первым такого рода, изложены рассказы о далеком прошлом уральской и зауральской Земли. О первых сведениях Уральских гор (Камня) и Сибири в летописи. Обработке твёрдого и мягкого камня первобытными людьми на Урале и Зауралье. Эволюция построения жилищ, рыбалки, охоты коренными народами Урала и Сибири. Технология обработки металла прослеживается в теснейшей взаимосвязи с древними племенами хантов и манси (вогулов), и находит самое широкое применение. О поверьях, предрассудках и кладах, которые ещё предстоит найти. Подробно характеризуются экспедиции при завоевании ранее живущих народов Тартарии, о Югре, и освоение сибирских земель за Уралом дружинами князей и Ермаком. Открытие Бабиновской дороги из Европы через Северный Урал в Сибирь. О крещении коренных народов Тартарии, о старообрядцах и др. О раскулачивании крестьян; о репрессиях народов и т.д. О добровольном и принудительном переселении народов освоения Зауралья и Сибири. Подробно описаны существующие ныне сёла и заброшенные деревни, а также лесозаготовительные лагерные посёлки по рекам Тавде и Конде, и их притокам Таборинского края Свердловской области, и Югры (ХМАО). Книга сопровождается фотографиями, рисунками, эскизами, картами. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Истории пестрых народов Урала и Зауралья. В поисках связующих нитей. 140-летию П. П. Бажова посвящается предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава II

Завоевание югорских княжеств. Сибирская Троя

Рис. 2.1. Карта и фрагмент Югорской Земли. Гравюра (начало XIX века). Аист из издания «Положения о Югорской земле». Размер листа: 51,5 х 71,5 см. Россия. Автор карты С. Фролов, Интернет.

Современная Югра имеет не 500-летнюю историю, как утверждают большинство современные ученые, а более древнюю.

Югорская Земля — историческое название в XII–XVII веков Северного Урала и побережья Северного Ледовитого океана от Югорского Шара до устья реки Таз, населённых хантыйскими, и, отчасти, мансийскими племенами. Мелкие племенные княжества. Новгородская колония в XII–XV веках. Во второй половине XV века постепенно земли были включены в Русское государство (см. рис. 2.1).

Официальная история донесла немало, зачастую противоречащих друг другу сведений, о существовании и развитии многочисленных югорских княжеств, которые располагались в бассейне реки Обь, начиная от устья реки Иртыш, в которую впадает Тавда и её притоки: Пелым, Сосьва, Лозьва (см. ниже).

Наиболее теперь уже известные (см. рис. 2.2) Югорские княжества — Пелымское, Кондинское, Сосьвинское, Ляпинское, Куноватское, Казымское, Табарское, Кодское, Эмдерское, Обдорское, Белогорское, а также княжество Нимнюяна и княжество Бардака.

Рис. 2.2. Карта средневековых Югорских хантыйских и мансийских княжеств, в центре «Сибирская Троя» — Эмдер, входивший в состав Кодского княжества. Фото, Интернет.

Андрей Красильников в 2014 году пишет: «Но стоит ли говорить о том, что современная трактовка древней истории и истории Средних веков при ближайшем рассмотрении преподносит немало сюрпризов? Примером этому может служить история Пелымского и сопредельных с ним княжеств, существовавших на Западно-Сибирской низменности в бассейнах рек Пелым, Тавда и Конда».

Общепринятая трактовка Пелымского княжества в «Славянской Энциклопедии» под редакцией В.В. Богуславского и Е.И. Куксиной звучит следующим образом: «Пелымское княжество — объединение племён манси, существовавшее с середины XV века до конца XVI века (до присоединения к Русскому государству) на реках Пелым, Сосьва и Лозьва, включавшее в себя также племенные объединения манси на реке Конда (Кондинское княжество) и на реке Тавда (Тавдинское княжество, или княжество Табары), известное русским под названием Пелымского государства. Возглавлялось родовой аристократией (князцами)».

Эта трактовка, по всей видимости, берёт свое начало от БСЭ, где описание Пелымского княжества имеет более чем сходные черты: «Пелым, объединение племён манси, существовавшее с середины 15 в. до конца 16 в. (до присоединения к Русскому государству) на реках Пелым, Сосьве и Лозьве, включавшее в себя также племенные объединения манси по реке Конде (Кондинское княжество) и на реке Тавде (Княжество Табары). В русских источниках называлось Пелымским государством или Пелымским княжеством. Возглавлялось родовой аристократией («князцами»)».

Но оставим ненадолго этот вопрос, а рассмотрим общепринятую историю покорения Сибири. Большая часть источников описывает покорение Сибири как тяжелый и трудный поход казачьих отрядов в пустующие земли, населённые немногочисленными язычниками, ведущими общинно-родовой уклад жизни. Причём начало покорения и освоения Сибири почему-то приписывают атаману Ермаку, который начал свой легендарный поход осенью 1581 года (см. ниже).

На самом деле попытки покорения Сибири начались намного раньше. Первыми попытались захватить неизвестные территории новгородцы. Но их попытки в основном носили провальный характер: все посланные из Новгорода дружины, как правило, терпели тяжелейшие поражения с многочисленными людскими потерями.

Новгородских князей интересовали земли, расположенные за Уральскими горами, или Каменным Поясом. Ведь эти земли в то время были настоящим кладезем драгоценной пушнины, неисчислимых богатств, и так называемого закамского серебра, которые так и манили новгородских князей.

Надо сказать, что новгородские князья последовательно и регулярно пытались завоевать территорию Югры. Так, только по сохранившимся данным, в период с 1032 по 1264 гг. были совершены следующие, наиболее крупные походы новгородцев.

1032 г. — поход новгородской рати под предводительством Нормана Улебы в «Каменные ворота» (Югра). Поход закончился неудачно.

1096 г. — упоминание в «Повести временных лет» о «Земле Югорской».

1114 г. — поход новгородцев на Самоядь и Югру (Ипатьевская летопись).

1167 г. — новгородцы совершили очередной поход на Югру.

1187 г. — Югра начинает выплачивать дань Новгороду. Но, по всей видимости, размеры дани совершенно не устраивали новгородских князей, и поэтому вскоре был предпринят массированный поход, который закончился осадой Югорского городка.

1193 г. — осада Югорского городка. Поход большого отряда новгородцев под руководством воеводы Ядрея на Югру. И, несмотря на громадную по тем временам численность новгородского войска, сама осада продолжалась пять недель, и в итоге новгородское войско понесло большие потери. В результате атак угров (югров) большая часть войска была истреблена, живыми вернулось не более 80 человек.

1264 г. — Югра входит в состав Великого Новгорода. Это присоединение было осуществлено лишь на бумаге. Фактически грабительские набеги новгородцев продолжались.

1323 г. — поход новгородской рати на Югру. На обратной дороге отряд новгородцев был ограблен и перебит устюжанами.

Интересный факт, но слово «запад» на мансийском языке звучит как «хон-топал-ма», а переводится как «место, где живут наши враги».

Впрочем, несмотря на многочисленные попытки, закрепиться в Зауралье новгородцы не могут: им жестко противостоят тамошние княжества ханты и манси. В 1329 году новгородские отряды опять терпят поражение в очередном военном походе на Югру, а в 1357 году на Югре была полностью перебита дружина Самсона Колыванова. В 1364 году новгородцы вновь предпринимают масштабный поход по реке Обь — известный поход Степана Ляпы и Абакумовича.

Последний крупный поход новгородцев состоялся в 1425 году. Итоги похода были печальны: войско, насчитывающее около 3000 воинов, было полностью уничтожено.

1456 г. — подписан Яжлбицкий мирный договор Москвы и Великого Новгорода. Причём по договору территория Западной Сибири была присоединена к Московскому княжеству. Но в реальности никакого присоединения не было: московские правители не оказывали на Югру никакого реального влияния и таким образом лишь заявили о своих претензиях на эти территории.

Рис. 2.3. Иван III Васильевич. Гравюра из «Космографии» А. Теве, 1575 год. Фото, Википедия.

Об этом говорит и тот факт, что в 1496 году местными князьями было подписано соглашение о выплате ясака Сибирскому ханству, которое воевало с Московией.

После этого московские войска неоднократно совершали практически безрезультатные набеги. Исключением стал поход целого отряда воевод под руководством князя С.М. Курбского, предпринятый в 1499 году. Целью похода было уничтожение Ляпинского княжества, столицей которого был город Кунаутнаш, а численность московского войска составляла более 4000 воинов. Интересным является и то обстоятельство, что Кунаутнаш был расположен на месте современного села Ломбовож и состоял из нескольких укреплённых поселений.

Рис. 2.4. Хан Кучум. Фото, Википедия.

Рис. 2.5. Отыр — древний вогульский воин. Изображение с сайта permhistory.ru, Интернет.

Примечательным является тот факт, что поход войска С.М. Курбского длился более года, при этом московские отряды взяли штурмом 42 укреплённых селения, пленив при этом 58 местных князей и 1009 знатных людей. После этого похода московский князь Иван III включил в свой титул слова «Князь Кондинский и Обдорский».

Энциклопедическая справка

Иван III Васильевич (также Иван Великий; 22 января 1440 — 27 октября 1505) — великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси (см. рис. 2.3). «Иоанн, Божьей милостью государь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Пермский, Югорский и Болгарский и иных». Сын московского великого князя Василия II Тёмного.

Результатом правления Ивана Васильевича стало объединение значительной части русских земель вокруг Москвы. И превращение в центр Московского единого Русского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны от ордынской зависимости. Принят Судебник — свод законов государства; проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения; воздвигнут нынешний кирпичный Московский Кремль и московский Успенский собор.

А о количестве городов в югорской местности можно судить по данным Посольского приказа конца XVII века: несмотря на большое количество уже разорённых в ходе завоевания городов и поселений, ясаком было обложено 94 города!

Однако даже эти завоевания носили довольно поверхностный характер: местные югорские князья соглашались платить совершенно необременительную для них дань. Так, к примеру, сибирский князь Кучум (см. рис. 2.4) в 1571 году платил лишь 1000 соболей в год, что, по сути, являлось совершенно необременительной подачкой московским правителям. Ведь даже в наши дни местные таежные охотники в одиночку добывают от 80 до 100 соболей за сезон.

Энциклопедическая справка

В 1563 году, после длительной и кровопролитной войны, на обширных территориях, лежащих между великой сибирской рекой Иртышом и его притоком Тоболом, установил свою власть хан Кучум — прямой наследник рода Чингисхана и продолжатель его захватнической политики. Войско хана, состоявшее из казахов, ногайцев и узбеков, наводило ужас на жителей земель, к которым обращал он свои алчные взоры. Начало захвата сибирских земель Хан Кучум, биография которого вмещает в себя, наряду с историческими фактами, эпизоды, порождённые легендами, во множестве сложенными об этой, по-своему яркой и своеобразной личности, навсегда остался в истории Сибири. Однако о его ранних годах мало что известно. Скупые записи летописных сводов сообщают лишь о том, что родился он в 1510–1520 году на берегу Аральского моря, в улусе, носившем название Алты-аул. Летопись «О взятии Сибирской земли», составленная Саввой Есиповым (см. ниже) в конце XVI века, уточняет, что был он по национальности каракалпаком.

XVI век также известен, как век правления совета югорских князей. В состав совета входили князья Бегбелий, Кихек, Аблегирим, Тагай, Печенег, Кошук, Алберган и Патлик.

Рис. 2.6. Конный угорский (югорский) воин. Изображение с сайта history. novosibdom.ru, Интернет.

В 1594 году состоялась победа москвичей над Кондинским княжеством, а Пелымское княжество было покорено лишь в XVII веке. Причем после покорения Пелыма в 1611, 1630 и 1654 годах состоялись три достаточно крупных и кровопролитных восстания.

Но кто оказывал столь ожесточенное сопротивление новгородским и впоследствии московским войскам? Ведь Югра — это территория Кондинского, Пелымского, в котором было и небольшое Табаринское, Ляпинского и Сосьвинского княжеств, которые, по современным источникам, начали своё существование лишь в середине XV века, то есть с середины 1400-х годов.

А исторические хроники свидетельствуют об обратном: уже в XI веке профессиональным новгородским дружинам противостояли хорошо обученные войска (см. рис. 2.5 и 2.6).

Причём местные поселения имели укреплённые городки. Иначе, чем объяснить столь продолжительную, пятинедельную осаду Югорского городка? (См. рис. 2.7).

Рис. 2.7. Реконструкция Югорского городища. Изображение с сайта history. novosibdom.ru, Интернет.

По всей видимости, речь идёт о прямой фальсификации истории. Так, все современные учебники истории замалчивают о существовании величайшей империи — Великой Тартарии, на территории которой, судя по сохранившимся многочисленным картам (см. рис. 2.1), и находились все югорские княжества.

Так, академик А.Т. Фоменко в своем труде «Новая Хронология» убедительно доказывает существование этой великой империи. Причём границы Великой Тартарии вплоть до XVII века простирались до Уральских гор. И в уничтожении Великой Тартарии, по версии А.Т. Фоменко, решающую роль сыграла Россия, которая в то время называлась Московия, или Московия Европейская.

А на некоторых европейских картах вплоть до XVII века на территории Западной Сибири упоминаются названия «Скифия» и «Сарматия». К тому же Северный Ледовитый океан в средние века назывался не иначе как Скифским океаном.

Кроме всего прочего, есть достаточно авторитетные письменные свидетельства.

Так, основатель первой Римской академии Юлий Помпоний Лэт, живший в XV веке, так упоминает о уграх (юграх): «Угры приходили вместе с готами в Рим и участвовали в разгроме его королем вестготов Алларихом в 410 году. На обратном пути часть их осела в Паннонии и образовала могущественное Венгерское государство, часть вернулась на родину к Ледовитому океану и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняется как божествам».

Матвей Мехоявский в своём «Трактате о двух Сарматиях», изданном в Кракове в 1517 году, свидетельствует: «За областью, называемой Вятка, по дороге в Скифию, стоит большой идол Золотая Баба. Золотая старуха. Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему, и никто, проходя поблизости и гоня и преследуя зверя на охоте, не минует идола с пустыми руками, без приношений». (См. далее про Золотую Бабу).

Несомненно, что такой поход был под силу только воинам развитого государства или княжества. И многочисленные археологические находки, сделанные на территориях Кондинского и Пелымского княжеств, прямо говорят не допотопной племенной культуре «таежных народов», а о высокоразвитом обществе, имеющем непосредственную связь с великими скифами.

Матвей Мехоявский так описывает происхождение угров (югров): «Югры вышли из Югры, самой северной и холодной скифской земли у северного океана. Югра — самая северная страна и вовсе не имеет высочайших и недоступных гор, ни таких, как Альпы в Италии, ни таких, как сарматские горы. Следовательно, неверно говорят некоторые историки, что гугны (гунны) вышли из своей области — из величайших и недоступных гор. В Югре, впрочем, есть горы, покрытые густым лесом, но это пологие и легкодоступные горы средней величины и высоты, скалистые и утесисты».

Название государство — «Югра» встречается уже в Лаврентьевской летописи под 1096 годом, и в новгородских грамотах 1264 и 1269 годов. Согласно этим документам, Югра — название страны и её обско-угорского населения к востоку от Печоры.

Ну, а югричи, согласно Толковому словарю Т.Ф. Ефремовой, — не что иное, как древнерусское название племён ханты и манси, населявших Югру. Хотя, это название носит собирательный характер: ведь манси и ханты относятся к самоедским племенам, но имеют совершенно различную с обскими уграми культуру.

Окончательно эта территория была присоединена к России лишь в эпоху Петра L Причём присоединение велось по методу кнута и пряника. В 1706 году Петр I предписал митрополиту Филофею и воеводе града Березовского позвать Ляпинского князя Шекшу и спросить у него, не пожелает ли он за царские милости принять веру христианскую. Безвыходное положение заставило Шекшу принять христианство в 1711 году.

Петр I вёл последовательную и крайне агрессивную политику. Так, своим именным указом сибирскому митрополиту от 6 декабря 1714 года Петр I снова предписал: «По сему указу, ехать тебе, богомольцу нашему, во всю землю Огульскую и Остяцкую и во все уезды, и в татары, и в тунгузы, и в якуты, и в волостях их, где найдешь кумиры и кумирницы и нечестивые их чтилища, и то по сему указу пожечь, а их вогуличей, остяков, татар и всех иноземцев Божиею помощью и своими трудами в христианскую веру приводить».

Примером этому могут служить находки из коллекции Петра I, сделанные бугровщиками на территории бассейна реки Обь (см. рис. 2.8).

Рис. 2.8. Бугровая золотая вещица с Приобья из коллекции Петра I. Фото с сайта russiasib.ru, Интернет.

Причём именно в эпоху Петра I, после покорения Сибири, и началось активное заселение местных земель приезжими из России. А в качестве приезжих, как известно, выступали регулярные войска, основывающие городки и остроги, и всякий люд, ищущий лёгкой наживы.

Именно они начали активнейшее разграбление скифских захоронений (бугров) и местных кладбищ, где в могилах также находилось значительное количество золотых и серебряных украшений. Во время Петра I появился даже род занятий — бугровщик, причём бугровщики собирались в достаточно большие, до 200–300 человек, артели, что не может не говорить о действительно промышленном масштабе разграбления присоединённых земель. При этом деятельность бугровщиков носила вполне законный характер: сдавая находки местным купцам и скупщикам, они получали весьма неплохую оплату. А скупленные золотые и серебряные изделия шли в государеву казну, в собственность купцов и на подарки царю.

Рис. 2.9. Доспехи и вооружение воинов Среднего Приобья в VIII–XI вв. Изображение с сайта archaeology.kiev.ua, Интернет.

Найденные при раскопках оружие и предметы обмундирования и защиты воинов также имеют непосредственное сходство с вооружением скифов (см. рис. 2.9).

Многочисленные укреплённые городки и оборонительные сооружения, возводимые по всем правилам воинского искусства, находившиеся на этой территории, также свидетельствуют о высокоразвитых княжествах, входивших в состав империи Великой Тартарии. Причём конец этой империи, по версии Фоменко и Носовского, наступил лишь в конце XVIII века, и непосредственно был связан с территориальными притязаниями России.

Примечательно, но целенаправленное уничтожение истории Великой Тартарии и всех документов, связанных с ней, началось с середины XVII века и продолжалось вплоть до середины XVIII века. Так что современная Югра имеет не 500-летнюю историю, как утверждают современные источники, а многовековую, уходящую своими корнями во времена скифов и сарматов.

(Прошу прочитать источник полностью: http://www. km.ru/science-tech/2014/01/22/novaya-khronologiya/730494-zavoevanie-yugorskikh-knyazhestv).

2.1. Савва Есипов — первый уральский географ

Рис. 2.10. Тобольский Кремль. Современный вид. Фото, Википедия.

Источник: 15 Февраль 2012 admin No comments

Дело было в XVII веке. Жил да был в то самое время в славном городе Тобольске дьяк Савва Есипов. А прославился он тем, что составил в 1636 году самое первое русское географическое описание Урала. Оно помещено им в летописи под названием «О Сибири и сибирском взятии», часто её называют «Есиповской летописью». Поскольку Урал считался частью Сибири, автор уделил ему внимание.

«Между государствами Российского и Сибирския земли облежит Камень превысочайший зело, яко досягший верхом холмов до облак, и в них, тако бо божьими судьбами устрояся, яко стена град утверждена… На этом Камне растут разные деревья: кедры и прочие; в них живет много зверей, одних люди употребляют в пищу, другие идут на изготовление одежды и на разные украшения: лисица, соболь, бобр, росомаха, белка и другие.

С этого Камня стекает много рек: одни текут в Российское царство, другие в Сибирскую землю. Удивительные эти реки: вода прорезала твердые скалы, реки эти большие и очень красивые, вода в них вкусная, и в реках много разной рыбы; в истоках этих рек леса из плодовых деревьев и очень большие пастбища для скота».

«Есиповская летопись» содержит, конечно, самые примитивные сведения о природе Урала и Зауралья, совершенно недостаточные для того, чтобы получить о них более или менее общее и верное представление. И, тем не менее, эта летопись дорога для нас, прежде всего потому, что это наиболее раннее описание такого рода. Савва Осипов не был ученым. Он лишь посильно и добросовестно исполнил свое дело.

Надо сказать, что до Саввы Есипова, летопись Сибири начал составлять митрополит Киприан, который жил в Тобольске (см. рис. 2.10). И собирал записки сибирской истории, отобрав от казаков — сотоварищей Ермака Тимофеевича завоевателя Сибири, первые письменные свидетельства, и все обстоятельствах их прихода в Сибирь, а особенно, где стычки и сражения происходили с племенами, и убитых казаков имена записал в Синодик Соборной Церкви.

Рис. 2.11.

Фрагмент летописи Саввы Есипова. Фото, Википедия.

«Сибирская летопись» Саввы Есипова была издана в С.-Пб в 1824 году. Она приоткрывает немного информации на нашу путаную-перепутанную, искромсанную, перевранную сто раз историю, в частности на походы Ермака (см. рис. 2.11).

Ведь Савва и Ермак жили практически в одно время. «В третье лето по Сибирском взятии прислал Карача Думчей царев послов своих Ермаку со товарищи, по люди оборонить его от Казачьей Орды…» Здесь описан эпизод, как был убит атаман Кольцо. Мы видим 3 силы: Ермак, Карачай и никому не знакомая Казачья Орда. При этом Карач защищает Ермака от этой самой Казачей Орды. Она кстати встречается во всех летописях, но почему-то абсолютно замалчивается фальшивой официальной историей.

Известно, что предков современных киргизов и казахов в XIX веке русские называли кайсахами. Сами они себя так не называли. Кайсах — это испорченное слово казак. До XIX века их называли казаками, Казачьей Ордой. Большая Казачья Орда получила подданство России в XIX веке.

2.2. Никифор Венюков — «Описание новыя земли, сиреч Сибирского царства»

Рис. 2.12.

Северный Урал. Фото автора: Влада Кочурина, Интернет.

Источник: 18 Февраль 2012 admin No comments

В 1685–1686 годах в составе русских посольств, направлявшихся в Зауралье и дальше в Китай, дважды пересёк Уральские горы Северного Урала (см. рис. 2.12) Никифор Венюков, после чего составил «Описание новыя земли, сиреч Сибирского царства».

«Атаман Ермак с товарищи своими поиде Уткою рекою, направо степью до Каменья Верхотурского, который Камень лежит от моря-океана поясом до моря Хвалынского и широк зело: и на том Камени великие озера, а в них всякая рыба, кроме осетров и стерлядей. Из того Камени на полдень к Московскому государству многия реки, Кама с товарищи (притоками) изъидоша и устьем падоша в великую реку Волгу, а иныя реки из того ж Камени устьем падоша в Хвалынское море (Аральское), яко то: Яик и иныя реки с товарищами, и Дарья река, которая пошла под Бухарою в великую Фиву с товарищи. А с Москвы водяным путем, стругами, Москвою, Окою, Волгою, Камою, Уткою реками до Камени Вепхотурского, который Камень — граница между Московским и Сибирским царств, 2000 поприщ (1400 км), и тот Камень Верхотурской через Утку реку, в вершине той реки в лесах страшных…

… Которые реки в сибирскую сторону с того же Камени пошли в Сибирь, в море-океан, яко то: Верхотурка река, Тобол река, Обдор река, Исеть река и иные великие реки с товарищи; а те все реки пали устьем в великую реку Обь; великая же река Обь устьем пала в море-океан, сибирским прозванием в Мангазейское море студеное (Карское)».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Истории пестрых народов Урала и Зауралья. В поисках связующих нитей. 140-летию П. П. Бажова посвящается предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я