«Видели ли вы когда-нибудь, как пальцы музыканта, порхая над нотами, дирижируют мелодию, глаза блестят, губы шевелятся. Перед нами – профессионал! Таким же профессионализмом должен обладать читатель, открывающий книги Дорошенко».Олег Серов
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Черный квадрат предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Черный квадрат
— Я потихоньку открою, — мечтательно говорит сидящий в коляске Лавров с букетом в руках, — пройду на цыпочках, скажу: Ли-изонька, где-е ты? Сюр-при-из… Алешенька твой приехал, не-еждан-но…
Лавров входит в подъезд, вставляет ключ в дверь лифта, но кабина уползает вверх.
— Ладно, — машет он рукой и поднимается по лестнице.
— Лизонька, — говорит он, входя в прихожую, — Ли-изонька, где-е ты?
Он заглядывает в разные комнаты.
— Никого… и здесь никого. Где же горничная? А, ты еще спишь…
Он открывает дверь спальни. Лежащий на постели мужчина читает газету с заголовком «Смертный приговор террористам!». На той же странице выделяется черный квадрат с заголовком: «Что это?». Ежов резко опускает газету, чтобы прикрыть нижнюю часть тела. Во взгляде Лаврова черный квадрат остается на месте.
— Ну, вот видишь, какое дело, — говорит Ежов совершенно спокойно. — Ты уж, брат, извини.
Не выпуская букета из рук, Лавров замирает на месте. Перед его взором расширяется черный квадрат, на мгновение заполняя все пространство.
— Да ты букетик, букетик в вазу поставь, — слышен из темноты голос Ежова. — Нет, не в эту, вон в ту, что побольше.
Воспользовавшись тем, что хозяин дома ставит букет в вазу, Ежов быстро начинает одеваться.
— Да не тащи ты перчатку, я понял. Ты хочешь вызвать меня на дуэль. Глупое дело дуэль. Алеша, давай разойдемся с миром. С кем не бывает. Бес попутал. Прими-ка лучше мои извинения, да и дело с концом.
Лавров, наконец, стаскивает перчатку и неловко бросает ее. Перчатка попадает в букет.
— Ну, куда тебе на дуэль, если ты перчатку по-человечески бросить не можешь?
Не в состоянии произнести ни слова, Лавров машет головой.
— Отцвели уж давно хризантемы в саду, — раздается пение из ванны.
— О-ох, — воздевает Ежов, — эта еще туда же! Что с-час начнется! Лиза, — стучит он в дверь ванной, — к нам гость.
— Что, милый…
Лавров подбегает к бюро, нервно раскрывает его, достает револьвер.
— Отойди от двери! — говорит он.
Ежов оборачивается и видит направленный на него револьвер.
— Вот-вот, о чем я тебе всегда говорил. Ты склонен к мелодраме и глупостям. Нельзя быть таким сентиментальным. Двадцатый век на дворе. С оружием лучше не шутить. Знаешь, театральный закон: если в первом акте ружье появилось, в последнем обязательно выстрелит.
— Убирайся отсюда! — с трудом произносит Лавров.
— Револьверчик с предохранителя снимай в следующий раз, — выглядывает из-за двери Ежов.
— У-би-райся, — шипит Лавров. — Я за себя не ручаюсь.
Он стоит перед дверью ванны, не смея войти.
— Алеша, извини, — возвращается Ежов. — Я вернулся, чтобы тебя сказать кое-что. Давай выйдем.
Ежов, пятясь, выходит из прихожей.
— Тебе бы сейчас уйти без скандала, а я вернусь и скажу, что мне срочно нужно на службу. Ты через полчаса заходишь, — отводит он дуло пистолета пальцем в сторону. — Жена тебя встречает с объятиями, поцелуйчиками, — усмехается он. — Все шито-крыто. И зайцы сыты, и волки целы. Давай спустимся вниз. Дадим ей возможность одеться, а мы все спокойно обсудим.
Они выходят на лестничную площадку. Лавров идет к лестнице чуть позади Ежова, но на первой же ступеньке, поскользнувшись, падает. Игнорируя протянутую руку, он вскакивает и возвращается назад к двери, но она захлопнулась. Нервно пытается найти нужный ключ в связке. Наконец, находит, но не может вставить в замочную скважину. Ежов забирает у него ключ и вставляет в замочную скважину.
— Пойдем вниз…
— Мне с вами не по пути.
— О, на вы уже!? Да не мечись ты, как зверь в клетке. В сущности, ты из клетки никогда и не выходил, только пребывал с другой стороны решетки. Банк, разъезды по двум-трем одним и тем же местам, дом — вот и вся твоя жизнь. Разве что, в клубе с нами в картишки поигрывал. Жизни не знаешь, а она, брат, со сложностями.
Он достает сигарету и закуривает, наблюдая за стараниями Лаврова что-то предпринять с ключом.
— Послушай, Алеша. Мы с тобой попали в ситуацию, из которой трудно… я понимаю… очень трудно выпутаться. Ну, это — психология, не более того. Давай разойдемся с миром. Если стрелять всех тех, с кем твоя жена переспала, придется перестрелять половину знакомых.
— Замолчи, замолчи! Я пришлю секундантов. Только молчи!
— Хочешь покончить с собой? Чего ждать, застрелись прямо сейчас. Ты же «банкирчик», а не бретер. Занимайся лучше своим делом: играй на бирже, разоряй себе подобных, а стрелять предоставь другим.
— Я сам тебя сейчас застрелю, — вновь хватается за пистолет Лавров.
— Ты с предохранителя так и не снял. Правильно делаешь. Так безопасней, а то пиф-паф, — он делает затяжку и выпускает струйку дыма, — и нет человека, а затем — тюрьма: кандалы, насекомые, холод и голод.
— Убирайся! Убирайся, тебе говорят! Мне с тобой не о чем говорить. Я пришлю секундантов.
— Как прикажешь. Я тебя предупредил: последствия будут глупейшие.
Сатир на фарфоровой вазе, поставив нимфу на колени, одной рукой держит ее за волосы, другой с хохотом указывает пальцем на входящего хозяина дома. Лавров не выдерживает насмешки, закрывается рукой и, не глядя, стреляет. На составленном из четырехугольников зеркале разбивается одна секция. Образуется черный расширяющийся квадрат, и комната на мгновение погружается во тьму. Сатир, как ни в чем не бывало, с хохотом указывает на него пальцем с изразцовой мозаики над камином. Жена выглядывает из ванны.
— Евгений, что случилось?
Увидев мужа с пистолетом в руке, с криком бежит в прихожую. Пытается открыть дверь. Наконец, она понимает, что ее никто не преследует.
Он сидит за столом в комнате, закрыв лицо руками, перед ним лежит револьвер. Жена ходит по комнате, собирая вещи. Несколько раз она пытается подойти к нему, чтобы забрать револьвер, но он всякий раз кладет на него руку.
— Надеюсь, у тебя хватит ума… — начинает она, но осекается и машет рукой, — а… будь, что будет.
Как только Лавров приставляет револьвер к виску, раздается звонок. Он медленно опускает револьвер и ждет. Звонок не прекращается, и он покорно идет к телефону.
— Ты что же это там, наделал, братец? — раздается бойкий голос в трубке. — Ты меня слышишь? Шурин тебе звонит. Подумаешь, жена изменила! Экая невидаль! А ты, брат, подлец! Ты что же это сестру в чем мать, можно сказать, родила, выгнал из дому!
— Она сама ушла, — выдавливает из себя Лавров.
— Правильно сделала. Любая на ее месте поступила бы так. Где это видано, чтобы в цивилизованном обществе револьвером грозили невиннейшему созданию. Ну… ну, не совсем уж невинному… кто без греха, бросьте в того камень.
— Я ее не выгонял. Она сама ушла.
— Вот что я тебе скажу. Тебе нужно ответить ей тем же, и вы — квиты! Я тебе сейчас племянницу пришлю. Зовут ее Катенька… Она тебя утешит.
Лавров подходит к двери и долго звонит. Открывает горничная. Отстраняя ее, он врывается в квартиру.
Человек в парчовом халате идет из глубины гостиной с протянутой рукой:
— Какими судьбами, Алеша? Милости прошу к нашему шалашу, — указывает он на гобелен с пасторальным пейзажем — фавн с завязанными глазами ловит пастушек.
— Будешь моим секундантом? — не здороваясь, брякает Лавров.
— С кем деремся?
— С Ежовым!
— Ты что, с ума сошел? С лучшим другом! Что он сделал такого?
— Он… он…
— С женой твоей амуры, что ли, завел? Ежов человек порядочный. Не верь никому. Сплетни все это, врут!
— Вот, все, оказывается, в курсе. Один я в неведении. Друзья называются…
— Мужья всегда в неведении. Да только было ли что-нибудь?
— Я застал его в спальне с газетой.
— Ну вот, — с газетой! Ничего предосудительного.
— Он прикрывался газетой. Что тут смешного?
— Хорошо, не буду смеяться, — и вновь закатывается. — Извини, представил всю сцену в лицах.
— Ничего нет смешного.
— Ну, у тебя с чувством юмора всегда было плохо. Не буду я твоим секундантом.
— Почему?
— Дурное дело — дуэли, феодальный предрассудок. Мы с тобой, слава Богу, не феодалы. Ежов — да, а мы — нет. Во-первых, он тебя прихлопнет, как муху. Но он драться с тобой не будет. У него самого намечается нечто вроде дуэли с го-ора-аздо более опасным противником. Произойдет событие, которое будет иметь большое общественное значение. Что жена? Приходит, уходит, а Россия всегда остается с нами! Ты, надеюсь, не позабыл идеалы свободы, равенства и братства? Больше я тебе ничего не могу сказать. К тому же из-за такой ерунды не стреляются. Пойдем, я тебе кое-что покажу.
Он раскрывает дверь спальни. Лежащая на постели блондинка, натягивает одеяло до глаз.
— Прошу любить и жаловать. Жена Антона Евсеевича. Все мы друг с другом слегка это того… заводим амуры.
— Алешка, привет, — высовывая из-под одеяла руку, машет ему блондинка.
— Я смотрю, у вас заговор тут против морали. Может быть, ты и с моей женой…
— Ну, какой же ты все-таки зануда. О, ушел… сейчас хлопнет дверью. Не хлопнул.
— Вы Катя? — рассеянно спрашивает Лавров, открывая дверь. На пороге стоит девушка.
— Я Полина.
— Входите, раздевайтесь.
— Прямо так сразу? — спрашивает она.
Она подходит к зеркалу, оглядывает себя, обводит дыру пальцем.
— Придется стекло заменить.
— Да-да, — рассеянно отвечает Лавров.
Она снимает шляпу, платье и остается в ярком черно-красном нижнем белье.
— Понимаете, — вдруг оживляется он, не замечая, что она разделась, — мне многие намекали, но я не верил, не верил, не верил! Я всегда склонен был верить во все самое лучшее: в честность, искренность, дружбу. Да, я идеалист! Да, я сентиментален! Даже сейчас, когда своими глазами увидел лучшего друга… Как вспомню… как вспомню… Может быть, он мне вовсе не друг, а только притворялся? Разве можно так притворяться? Как жить после этого, Катя?
— Кати не оказалось на месте. Я вместо нее. Вообще-то она не по вашему профилю. Она нарасхват. Ее вызывают к юнцам, когда они подходят к возрасту невоздержания. Она деликатная, но властная, а я нежная. Меня зовут Полина, а вас? О, звонят.
— Трепилов, — проводит стоящий за дверью человек пальцем по груди, как будто там имеется надпись, подтверждающая сказанное. — Здесь должны были висеть ордена, но их нет. Людская злоба и зависть тому виной. Запомните: Трепилов, а не Треплов. Нечто чеховское в фамилии, но я не его герой. Что-то такое от Достоевского или Лаевского.
— Какого еще Лаевского?
— Для рифмы говорится такое. Люблю порифмовать, пофрантить, по-форс-мажорить! Вообще-то я весельчак. Из гусар, как вы уже поняли. Занимаюсь устройством дуэлей.
— Вы — секундант Ежова?
— Нет, но имею отношение к дуэлям. Можно войти?
— Да-да, проходите… Это…
— Полина — кузина.
— Да-да, племянница брата, — подтверждает Лавров. — Ее зовут, кажется, Катя.
— Племянница брата… — целует Трепилов ей руку, не обращая внимания на то, что она в нижнем белье, — стало быть, и ваша тоже.
— Сомневаюсь.
— Ну, как же! Ежели у вашего брата есть племянница, то… тогда она и ваша племянница. Неужели вы позабыли?
— Да-да, племянница брата жены. Или жены брата? Я плохо соображаю, у меня несчастье.
— Тогда другое дело. Будем считать кузиной, — подмигивает он ей. — Один мой друг всех молоденьких девушек называет кузинами. Шутник.
— Нынче все шутники, — подтверждает Полина.
Все сидят за столом: Лавров — с опущенной головой, Полина — подпирая руками подбородок, Трепилов, вытянув руки, барабанит пальцами.
— Вернемся к нашим баранам. Кого будем отдавать на заклание? Это коньяк? — оборачивается он и указывает пальцем на буфет.
— Да-да, угощайтесь. Катя, там рюмки… возьми.
Полина ставит на стол бутылку коньяка и три рюмки.
— О, — берет Трепилов бутылку, — се манифик! Первую всегда пью за дам. После первой не закусываю, да и нечем.
— Катя, — делает Лавров неопределенный жест. — Горничной нет, кухарка тоже отсутствует. Не могу понять, почему. Что-нибудь сами придумайте.
— Вам в таком состоянии нельзя стреляться. Повторяю вопрос: кого будем отдавать на заклание, вас или противника?
— Ежов отличный стрелок. Я обречен.
— Не имеет значение. Лучше всего сговориться на хлопушки. Стреляетесь холостыми, и дело с концом.
— Нет, дело чести. Затронута честь жены.
— Ежели вы хотите покончить с собой… бывает и такое… стреляемся по правилам. Убрать противника? Это вам… — шевелит он губами, оглядывая обстановку в комнате, — обойдется в… в пять… э, тысяч рублей. Могу и за тысячу, но лучше за пять.
— А-а… как же с совестью быть…
— Хотите, по-честному?
— Да.
— При этом хотите остаться в живых?
— Не знаю…
— Будем считать, хотите. Имеется способ. Сейчас покажу, — говорит Трепилов, доставая плоскую фляжку. — Я накапаю пару капель, — опасливо поглядывает он на хозяина, — э… про запас.
Лавром молча кивает головой. Трепилов достает такую же плоскую леечку, вставляет в горлышко и наполняет фляжку коньяком и засовывает в карман пиджака.
— Берем вот такую вот фляжку, — достает он следующую и заполняет ее, — вешаем ее с внутренней стороны под жилетку. Только вместо коньяка, сами понимаете, там будет хорошая сталь, чтобы закрыть грудь и живот. Обычно стреляют в грудь, а попадают в живот, — тычет он пальцем в живот Лаврова.
— Ой, как я боюсь этих дуэлей! — восклицает Полина.
— Вам, душечка, — целует он ей руку, — ничего не грозит. Это мужское дело. Трудные бывают случаи, очень трудные, но все разрешимо. Я принимал участие в пятидесяти дуэлях. Тридцать из них были со смертельным исходом. Вы не хотите такого исхода?
— Я сам уже не знаю, чего я хочу.
— Предоставьте все мне. Буду вашим секундантом и ангелом хранителем. Кстати, вы не займете мне двести, а еще лучше триста рублей?
Лавров достает бумажник и, не глядя, дает ему несколько купюр.
— Премного благодарен.
Лавров лежит на постели, на его груди голова Полины. Он рассеянно гладит ее по волосам и смотрит на портрет жены. По его лицу текут слезы.
— Какая же ты ласковая, Катя. Я тебе все рассказал, и ты плачешь.
— Профессия обязывает, а вообще-то плачу я о своей беде.
— Другие смеялись бы. Твои слезы горючие капают мне на грудь, и мне становится легче. Оставь мне свой адрес, когда будешь уходить. Я тебя навещу. Родители не будут против, если к тебе явится женатый мужчина? Ты, правда, племянница шурина?
— Кузина, — смеется она. — Какие же вы все невнимательные.
— Кто все?
— Клиенты, кто же еще?
— Да-да, клиенты нашего банка, — говорит он, засыпая, — такие требовательные, нетерпеливые, нервные. Каждый со своей причудой.
Жена Лаврова с расстегнутым на груди платьем сидит на коленях у Ежова и говорит по телефону.
— Я уже все обдумал! — слышен голос Лаврова в трубке.
— Он просит прощения, Алексей. Он не может драться с тобой на дуэли — он непременно тебя убьет. Вспомни о вашей дружбе, — говорит она, безуспешно пытаясь снять руки любовника со своей груди. — Я возбуждаюсь, — шепчет она, прикрывая трубку.
— Когда он с тобой… он с тобой… прелюбодействовал, не очень-то он помнил о нашей дружбе?
— Какие слова! Какие слова! Прелюбодействовал! Что за глупости? Как пошло ты себя ведешь!
— Мне кажется, Лиза, что он… что он и сейчас тебя лапает.
— Какая чепуха! Я нахожусь в приличном доме: в квартире у брата! Я готова расплакаться от твоих слов.
Ежов, шутовским образом комментируя разговор, разводит руками и корчит рожи.
— Предложи переговоры в нейтральном месте, — шепчет он. — В ресторане.
— Предлагаю встретиться в нейтральном месте. Лучше всего в ресторане. Там, где мы с тобой в первый раз… — она начинает задыхаться, возбуждаясь от ласк любовника, — в первый раз… Какой подлец, бросил трубку! — она целует его. — Но он все равно будет там. Я его знаю.
Лавров поднимается по лестнице шикарного особняка. На середине лестницы располагается бронзовый античный юноша с поднятым коленом. На ноге у него, обвивая его руками за плечи, восседает мраморная дива с дополнительным лицом на затылке. Обходя статую, туда-сюда снуют молодые женщины и пожилые мужчины.
— Что за странный дом? — спрашивает он у лакея.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Черный квадрат предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других