Сказки глазами психотерапевта

Михаил Вельевич Аршанский, 2022

Представленные в книге размышления психотерапевта представляют сказку как уникальную модель мира, которая раздвигает границы индивидуального опыта, включает в себя переживания, программы поведения, ценности и взгляды. Автор умело использует метафорическое повествование как особый психологический прием для помощи в интеграции личности, совершенствовании способов взаимодействия с окружающим миром, обучения, диагностики и коррекции. Книга предназначена для психологов, социальных работников, а также специалистов, работающих в образовании и социальной сфере.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки глазами психотерапевта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Все тексты сказок взяты из сети Интернет.

Все стихи ранее опубликованы на сайте Стихи.ру, на авторской странице.

Моим родителям и бабушке, которые рассказывали мне сказки;

моей жене, терпящей то безумие, которое я считаю работой;

моим детям и внукам, которые слушали и слушают мои сказки;

моим учителям, в конце концов, кто-то же научил меня работать с пациентами;

моим студентам, которые подкидывали идеи;

моим пациентам, за бесценный опыт, который они дают каждую встречу;

моим коллегам, которые давали обратную связь и побудили меня к этой работе.

Всем огромное спасибо!

Автор.

«Ты уймись, уймись, тоска

У меня в груди!

Это только присказка —

Сказка впереди»

(В.С. Высоцкий)

Как у всякой уважающей себя сказки должна быть присказка. Как у всякой уважающей себя истории должно быть предисловие.

Постараюсь коротко объяснить, о чем пойдет разговор в этой сказке о жизни.

Скромный, более чем тридцатилетний, опыт работы с клиентами, оказавшимися в непростых жизненных ситуациях, позволил сделать некоторое количество наблюдений, подтверждающих мысли, высказанные когда-то Э.Берном о жизненном сценарии, психологических играх и внутренних Ребенке, Родителе и Взрослом. Подробнее вы можете прочитать в его книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры».

Если коротко, то в течение всей жизни в нашем поведении просматриваются следы детского поведения — Ребенок (Ре). Он позволяет нам радоваться и грустить, говорить несерьезно о самых серьезных вещах, находить неожиданный выход из трудной ситуации и т.д. Внутренний Родитель (Р) проявляется в стремлении кого-нибудь поучить, наказать, опекать. Или, в установках, которым мы следуем не задумываясь. Это всегда следы тех людей, которые нас воспитывали в детстве, были для нас признанными авторитетами. И, это не всегда делали мама или папа. Это могли быть учителя, дедушки, бабушки, другие значимые люди. Ну и, наконец, Взрослый (В) — это уже наш опыт, который мы получаем сами, контактируя с реальностью, делая собственные ошибки, проверяя на истинность информацию, скрытую в ребенке и Ре и Р.

Когда мы начинаем общаться, солирует чаще всего одна часть личности, но остальные две наблюдают, дают советы, рекомендации, иногда включаются в игру. И тогда получается, что человек занимается чем-то, а на самом деле преследует совсем иную цель. Скажем, учитель может зайти в класс не для того, чтобы дать информацию и передать какой-нибудь опыт. А с целью сорвать аплодисменты за свое выступление. В этих случаях речь может зайти о психологической игре.

Психологическая игра на определенном этапе жизни позволяет включиться в социум, развиваться, она всегда структурирует время. Однако когда она становится долгой, человек может «заиграться». Помните фразу «Цирк уехал, а клоуны остались», она про таких людей. Тогда игра становится деструктивной и человек либо должен поменять поведение, либо произойдет катастрофа.

Ну и наконец, Жизненный сценарий, тот план, который, по словам Берна, мы начинаем писать в самом раннем детстве. Одним из его источников он назвал сказки.

Сказка — достаточно сложное произведение. Слушая их варианты от многих людей, начинаешь поражаться, сколь много вариантов их восприятия может быть. Например, многие считают, что внучка Деда в сказке «Морозко» трудилась, когда попала в лес не покладая рук. Или где-то живет Золушка, которая на первом балу сразу потеряла туфельку. А есть еще Медведь, который строил разваленный им теремок.

Сразу надо отметить, что мысли и выводы, которые сделаны по поводу известных сказок, не могут быть единственно правильными. Сказка метафорична. По этой причине, как с известным психологическим примером про стакан, который то ли наполовину полон, то ли наполовину пуст, каждый в сказке видит что-то свое. Следовательно, анализируя сказку, которая стала своеобразной основой жизненного сценария, мы можем только сформулировать терапевтическую гипотезу, которую в дальнейшем подтвердим, или опровергнем в ходе работы. Сама работа со сказкой в ходе оказания психологической помощи, может быть представлена в приведенной в конце книги таблице.

Однако, выбирая сказку для прочтения ребенку, можно правильно оказать влияние на его развитие. Для этого необходимо, прежде всего, прочитать ее и ответить на вопрос: «О чем она?», чтобы потом ответить на вопросы ребенка, не прибавляя к тексту «своей», подчас неосознанной, информации.

Здесь приведен всего лишь скромный опыт психологического анализа некоторых известных сказок. Безусловно, спорный, временами непонятный. Но сказка и должна быть такой. А иначе слушатель думать и фантазировать не будет.

Итак…

Сказка для внуков

Сережке и Ксюше

Детство — это одно приключение,

Путешествие в сказок страну,

Чудесами дорожки там выстланы,

Можно тайну найти не одну.

Все в стране этой сказочной весело,

Можно делать в ней все, не страшась.

Здесь принцессами царства заполнены,

И Кащей бьётся с принцем за власть!

По старинным извилистым улицам

Днем беспечно гуляет народ.

А на площади ярмарка вертится,

Леденец так и просится в рот!

Развеселое детство беспечное

Вроде скрылось, а вроде и нет.

И поэтому, право, бессмысленно

Покупать в эту сказку билет.

Русские народные сказки

Далеко от нас было — не видать, а только лишь от стариков было слыхать.

Скажите, а с какой целью вы рассказываете детям сказки? Кто-то по причине, что «так положено», кто-то, чтоб ребенок уснул поскорее, а кто-то, чтобы лишний раз посидеть, пообщаться с ребенком, обсудить сказку, а через нее и важные ребячьи проблемы. В этом, собственно говоря, и есть преимущество книги перед мультфильмом. Мультик ребенок смотрит, получает уже переработанную режиссером информацию, и его не всегда обсуждают. А сказку, пока читаешь, и сам что-то новое в ней найдешь.

***

Каждой Машеньке по своему Медведю!

«Всяк заплутавший взрослеет не на словах, а на деле»

(из дневника Медведя, встретившего в лесу Машу)

Тема воспитания детей бабушками и дедушками в русских народных сказках встречается часто. Вспомните «Снегурочку», «Машеньку и медведя» и другие, в которых описывается эта ситуация. Ни в одной из таких сказок не говорится о том, куда же делись родители. Ясно, что они живы, но по какой-то причине не занимаются воспитанием детей и не присутствуют реально в их жизни. В то же время мнгоукладность семьи привычна для России. Под одной крышей могут жить несколько поколений, поддерживая друг друга. В этом случае ребенок получает информацию от родителей, бабушек-дедушек и т.д. Получает полностью. Без белых пятен, которые он будет вынужден заполнять мифами о семье, и дальше жить под их влиянием. От самого старшего поколения ребенок узнает историю семьи, ее традиции, слышит рассказы о предках. Наблюдая за родителями, ребенок учится общаться в семье, работать, воспитывать детей и пр. Если выпадает одна из этих составляющих, то происходит замена, в жизненный сценарий попадают, в качестве артефактов, чужие истории, традиции, формы поведения, что может привести, в дальнейшем, к возникновению кризиса в развитии личности ребенка.

Сказка «Машенька и медведь» вспомнилась в разговоре с коллегами и к клиентам отношения, казалось бы, не имеет. Хотя как говорится в психиатрическом фольклоре, здоровых людей нет, есть не дообследованные.

Вспомним первоисточник, ведь с него все начинается.

Представьте себе, как малышу, перед сном, кто-то из взрослых монотонным голосом, со всеми необходимыми повторами присказки Маши, неторопливо (спешить-то некуда, не уснет ребенок сразу, придется по новой читать эту «мантру», или начинать новую) читает:

Маша и медведь

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Села и думает:

„Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?.."А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

— А если уйдёшь, — говорит, — всё равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого…

Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

— Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб! Машенька говорит:

— Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик! Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.

Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:

Сяду на пенёк,

Съем пирожок!

А Машенька из короба:

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

— Ишь, какая глазастая, — говорит медведь, — всё видит! Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:

Сяду на пенёк,

Съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Удивился медведь:

— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит! Встал и пошёл скорее.

Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.

— Что это в коробе? — говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

Пойдем классическим путем, сначала вспомним структуру личности, для того, чтобы понять, что на самом деле происходит с героями произведения.

Согласно теории трансактного анализа, личность состоит, как и марксизм, из трех составных частей и источников: Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Ре).

Обычно диагностика начинается с Ребенка (Ре). Это следы детства человека, которое, как известно, нас не покидает никогда. Например, шалости в детстве, могут во взрослой жизни могут обернуться нарушением правил ПДД. Это способность выражать эмоции, творчески подходить к тому, чем человек занимается, внутренняя свобода, которая нам просто необходима для того, чтобы более осознанно подходить к настоящему.

Родитель (Р) — внутренний цензор, контролер, опекун. Он оценивает все и всех, знает наперед, что может произойти, если.… Помните: «Если ты не выучишь урок, то получишь двойку!» И, даже зная материал, послушные дети получают двойку. Разве можно подвести родителей? Сказано двойку, значит двойку! Это всегда установки и взгляды тех людей, которые воспитывали человека. Полезная часть личности. Она помогает планировать время, предостерегает от ошибок, но при условии, не давать ей далеко забегать и оторваться от В. А вот если Р адекватен, то он, как и Ре помогает более осознанно подходить к настоящему.

Взролый (В) — живет здесь и теперь. Он получает опыт реальности, как пишет Э.Берн. Занимается серьезными делами, работает. Но не воспринимайте это как какое-то скучное занятие, ведь когда нам нравится, то мы все делаем с удовольствием, с драйвом, получаем кайф и т.д. Вот так незаметно к В подключается Ре, ведь сленговые словечки — это его прерогатива. Следовательно, В продуктивно работает, когда рядом с ним в меру активный Ре. Однако, выполняя какую-то работу, В может подсматривать в инструкции, получать чей-то опыт, для того, чтобы не изобретать велосипед. А значит, рядом с ним в этот момент находится адекватный взрослый. Следовательно, контакт с реальностью возможен, когда все субличности активны.

Вероятно, в детстве более активна субличность Ре. Потом, ближе к школе, начинает нарастать активность Р, а в подростковом возрасте постепенно нарабатывается свой опыт — становится заметнее В.

Представьте себе такую жизненную ситуацию. Маленький мальчик делает скворечник, он его видел на картинке, у него есть инструмент и ему кажется, что все легко и просто получится. Однако жилье для птичек не выходит, а пальчики уже не раз незаслуженно получили молоточком. В этот момент с работы приходит папа. Он видит усилия сына и не хватается за газету, а включается в работу. Папа тоже видел скворечник. Он умеет пользоваться инструментом, поэтому дело начинает спориться, однако куда его вешать он, как городской житель, не знает. И в этот момент на сцене появляется дедушка, который пацаном, под руководством своих папы и деда, в деревне переделал много домиков для птиц. Естественно, он исправит все ошибки, но он еще владеет тайной: он знает, куда скворечник прикрепить так, чтобы в нем птички поселились. В итоге такого взаимодействия, у малыша начинают функционировать все три субличности — Р, В и Ре.

Однако вернемся к нашей истории.

Итак, маленькая девочка по непонятной причине живет в деревне с бабушкой и дедушкой. Где же ее мама и папа? Они явно живы, об этом свидетельствует отсутствие у ребенка явных признаков депрессии. Она не агрессивна, общительна, весела. Ну, поменялись в ее сознании представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, не почитали ей это стихотворение В.В. Маяковского бабушка и дедушка на досуге, бывает, ничего не поделаешь. Но вот где родители? Может, они заняты важной деятельностью во славу государства, выполняя квартальный план? Или зарабатывают деньги, чтобы дочурка ни в чем не нуждалась? Или они просто отдали ее на воспитание бабушке и дедушке по той причине, что неуверенны в уровне своих родительских компетенций? Так или иначе, но получается, что речь идет о девочке, которая не знает своих родителей. Нет, не подумайте, что она не знает, как их зовут. Она не ответит на вопрос, чем они занимаются. По простой причине, ей это уже не интересно, она про них не вспоминает.

Бабушка и дедушка безропотно воспитывают внучку. Им нелегко. Они вынуждены подстраиваться под интересы и энергетику маленького ребенка. Да только разрыв в поколение мешает лучше понять ее интересы, а возраст и болезни не дают возможности быть для нее партнером по играм, или походам в лес. Они любят внучку. А о детях не вспоминают. Нет, они знают, что где-то они есть. Но чем те занимаются, с уверенностью не скажут. Работают.

Поговорим о главных персонажах этой, леденящей детскую кровь, истории.

Машенька. Живет беззаботной жизнью у бабушки и дедушки. Ничем серьезным не занята, хотя она уже достаточно взрослая. Не случайно про нее и подружек говорится в сказке: «Пошли девушки в лес». Она четко выполняет родительские предписания, пока рядом находятся воспитатели. Оставшись без них, в лесу с подружками, становится самой собой, беззаботным ребенком, который заблудился в лесу.

Если вы успели в своей жизни походить по лесу, то хорошо знаете, что в лесу: а) можно заблудиться; б) водятся дикие звери; в) отсюда, нельзя разбегаться и надо перекликаться, чтоб не потеряться. Машенька все это делает, но уходит от своих подруг, как нарочно, чтобы ее не слышали. Интересно то, что ее потом и не искали. Хотя в традициях деревень не бросать человека в беде. И по логике, вечером мужики из деревни должны были выйти в лес с кольями и факелами и найти Машеньку. Однако, по какой-то причине, этого не сделали. Боялись медведя? Не верится. Дети не сообщили о том, что ребенок заблудился? Вряд ли. Не могли же бабушка и дедушка не заметить пропажи любимой внучки!

Причина в чем-то другом.

Оказавшись в избушке, проявляет любопытство, «кто здесь живет?».

Скажите, вы когда-нибудь бывали в подобной ситуации. Заблудились в лесу и наткнулись на избушку, или вагончик какой? Что вы в этот момент испытывали? Как минимум и любопытство с радостью, но и страх с тревогой тоже где-то неподалеку пребывали. Это всегда место, окутанное тайной, немного тревожной, завораживающей. Не каждый взрослый зайдет в нее. Просто по той причине, что там может быть опасность. Баба Яга, которая любит поиграть в страшные игры гастрономического характера, мол «Съем тебя», Леший, который играет в странные игры. Вроде пугает, а вроде и не получается у него страшно. Так что, Машенька смелая? Или просто «безбашенная»?

Встретившись с Медведем, выдает естественную реакцию — страх. От страха начинает работать по дому, извиняюсь, по берлоге. Начинает думать, как попасть домой, и осваивает трудную, профессию пекаря — кондитера. Затем хитростью вынуждает Медведя отнести «гостинчик» бабушке и дедушке. В итоге попадает домой. Правда, куда пирожки делись, мне лично до сих пор непонятно. Будем считать, что от высокого уровня тревожности, получится ли предприятие, она их сама и схомячила, сидя в коробе. Получается, что у Машеньки выраженный Ре, чуть меньше — Р (а как иначе, воспитывается она не мамой и папой, а дедушкой и бабушкой), В — в начале сказки незаметен, а вот стрессовая ситуация простимулировала его активность. Первое взрослое дело — испекла пирожки.

Медведь. Живет один в лесу. Легко покупается на хитрости. Но это на первый взгляд.

Ассоциируется с чем-то грозным, суровым, опасным. На самом деле у него также развит Ре, не случайно он где-то постоянно болтается, при этом домой ничего не приносит. Любит перекладывать работу на других людей, не убеждая их, а запугивая. Чуть что не так: «Съем тебя?» А это уже включается Р. А может быть все это позиция В? Согласитесь, что в некоторых случаях, для того, чтобы ребенок сделал что-то полезное, чему-то научился, просто необходимо дать ему самостоятельность, что и делает Медведь. Он создает условия, которые способствуют Развитию В у Машеньки. Девочка учится вести домашнее хозяйство, готовить, собирать ягоды, грибы. Разве это плохо? Да только научить ее всему перечисленному должны были мама и папа, но не дедушка и бабушка.

Короб. Ключевым персонажем становится короб, в котором Машенька возвращается домой. Наполнен он пирожками, которые она сама, своими руками испекла. Явное проявление В. Медведю, ясное дело, не очень хочется такую воспитанницу отпускать, однако Машенька его убедила, хотя бы гостинчик отнести в деревню. Медведь соглашается, передать весточку бабушке и дедушке, что тоже говорит о Взрослом поведении. Однако Машенька забирается в короб (Ре), и начинается путешествие. Медведь периодически пытается передохнуть, перекусить, однако девочка из короба ему сообщает, что ей с высокой сосны все видно («Мне сверху видно все, ты так и знай»). Неужели Медведь не понимал, что Машенька лукавит, что она сидит в коробе, он мог бы хотя бы по весу определить, что в нем не только пирожки. Скорее всего, он все понял. У него одновременно работают все три субличности. Он опекает Машеньку, несет ее на плечах (Р), одновременно играет с ней, делая вид, что не понимает, что та сидит в коробе (Ре), подобно тому. Как родители играют со своими детьми в прятки и, зная где те спрятались, никак «не могут» их найти, поддерживая в этот момент развитие ребенка. И, конечно, в этот момент у него включился В, который принял решение: ребенок должен жить в семье, где дальше ему дадут больше, чем может он, расскажут о традициях, истории семьи. А, если она останется с ним, то медведица из девочки получится никакая.

Бабушка и дедушка, при встрече, обрадовались не пирожкам, которых в коробе — то и не было, а повзрослевшей Машеньке, которая теперь станет для них надежным другом и помощником. Что тоже хорошо.

О чем же эта сказка? Каждый, конечно, решит сам. Но, по получившейся в нашем случае версии ее анализа, она про взросление человека в трудный период жизни — подростковый возраст. Она фактически подсказывает, что в это время участие родителей в воспитании ребенка обязательно. И не надо надеяться на бабушку и дедушку, они, скорее всего не справятся. В этом возрасте ребенку необходим контакт с родителями. Чтобы включился его внутренний В. И есть рецепт, рекомендация, как поступать. Когда подросток не хочет заниматься чем-то серьезным, а все время проводит в играх. Надо разумно включить Медведя. Ключевое слово — «разумно», иначе будет конфликт, в котором кто кого съест — большой вопрос. А вместо леса сейчас может быть Интернет. Ну а чем может закончиться встреча с незнакомым медведем, живущим в мировой паутине, все хорошо знают.

***

Следующая сказка о другой ситуации. В чем-то она перекликается с предыдущей, в чем-то нет. Вроде бы она о мальчике, а может и о девочке. Впрочем, на одном из тренингов, главный герой порадовал присутствующих тем, что он «ест клубнику, чтобы стать булочкой с клубникой».

Сказка для настоящих мужчин

«Где же ты бродишь,

Мальчик — бродяга?»

Слова из популярной песни 90-х

годов прошлого века.

Бродяги, путешественники, выдуманные и реальные, — все они будоражили и будоражат воображение мальчишек и девчонок в любые времена. Кто из нас не зачитывался романами Жюля Верна, не следил за приключениями Жака Ива Кусто, Тура Хейердала? Тайна путешествий всегда притягивала внимание детей. А кто-нибудь задумывался, что подвигало на этот шаг героев? Передачи об одном из современных очень известных путешественников у меня вызывают не восхищение и заинтересованность, а грусть и жалость. Уж очень одинок этот вечно неряшливый человек, который последнее время полюбил посещать крайние точки нашей планеты и путешествия его становятся все более экстремальными.

Сказка, о которой пойдет речь, известна всем. Она проста, лаконична. Имеет оттенок триллера, даже драмы, в то же время, оставаясь удивительно светлой. Интересно то, что неоднократно анализируя жизненные сценарии участников групповых занятий, которые заявляли ее как любимую сказку детства, чаще всего приходилось сталкиваться с одиночеством человека, ощущением ненужности, покинутости.

Вспомним содержание этой, безусловно, знакомой всем истории.

Колобок

Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок.

Старик старухе и говорит:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окошко стынуть.

Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.

Катится колобок, а навстречу ему заяц:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему волк:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!

И покатился колобок дальше!

Катится колобок, а навстречу ему медведь:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду!

Медведь только его и видел.

Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:

— Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!

Колобок обрадовался, что его хвалят, и запел свою песенку. А лиса и говорит:

— Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.

Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по… А лиса его — ам! И съела!

Все просто и понятно, трагично, и в то же время мало верится в то. Что колобка больше нет. Он просто куда-то спрятался. Самое простое, он попал внутрь Лисы. Стоп! А зачем, с какой целью?

И вообще что произошло на самом деле.

В начале сказки мы видим двух героев, как минимум пожилого, а то и старческого возраста, которые живут одни. Где живут — неизвестно. Ясно только, что рядом лес и в нем много диких зверей. Возраст у них явно нефертильный, т.е. своих детей уже завести не могут. Им никто не помогает, нет ни тимуровцев, ни волонтеров, поэтому у них пусты сусеки и амбары. А кушать-то хочется!

Стоп! Вы это уже прочитали. Наверняка стало интересно, с кем мы имеем дело?

Дед. Человек серьезный, основательный, иначе как «Баба» к жене не обращается. Никаких рыбок и птичек. Баба и все тут, как пригвоздил. Любит командовать, отдавать распоряжения. Капризен, вроде бы и голоден, а сразу колобок не съел, не уделил ему внимание. Да и еще, он любит заниматься псевдодеятельностью. Не верите, испеките пирожок по его рецепту, будете кушать? Помните, как в детстве девочки, да и мальчики тоже, «пекли пирожки» в песочнице. Похоже, неправда ли? Получается, что у Деда мощный родитель, который любит командовать, что бы его Ребенку было бы комфортно. А Ребенок у Деда очень капризный. Со Взрослым — беда, нет его. Не может он жить «здесь и теперь».

Баба. Очень послушная, угодливая. Дед велел испечь пирожок «из того что было», испекла. Даже внимание уделила, как положено, остыть оставила, правда полотенцем не накрыла, да ладно уж. А Дед некормленым остался. Ну и ладно. Наиболее выраженная часть личности у Бабы — Ребенок. Послушный, добрый. Родителя практически не видно. Есть установка: «Горячее тесто не едят», — и все. Взрослого просто нет.

Все звери, кроме Лисы отличаются тем, что они только слушают Колобка, но даже не пытаются его съесть. Вы же понимаете, что любой из них запросто догнал бы это хлебобулочное изделие. Но они только ограничиваются концертом самодеятельного барда. Может по той причине, что у них стойкие гигиенические навыки? Вряд ли. Скорее из-за того, что у них развита субличность Взрослого, и они понимают, что Колобок, в том виде, в котором он существует в сказке, для них опасен. Вспомните рецептуру, по которой его произвели на свет.

Лиса. Перед нами предстает хищница, гуляющая на свободе. Она получается опаснее Волка, Медведя, тем более, Зайца! Она хитро в разговоре использует двойные трансакции, показывая Колобку, что он ей интересен, заманивает его в западню и съедает его. Кошмар какой-то.

Но мы забыли главного героя — Колобка. Во-первых, спасибо одному моему коллеге, который поставил своевременный вопрос о том, мужского пола Колобок или женского. После непродолжительной дискуссии, ее участники, пришли к решению, что все-таки мужского. В сказке с ним не захотели общаться персонажи мужского пола. Начиная с Деда, заканчивая медведем. А вот Бабка его сделала, а Лиса его съела. Получается, что рос мужчинка Колобок без мужского внимания, стал феминизированным. Даже формы у него округлые. Как скажут медики, явно женских гормонов многовато будет. А из субличностей — явный Ребенок, без признаков остальных частей личности.

Получается, что родители Колобка люди, долгое время жившие друг для друга. Дед все время работал, занимал руководящие должности, Бабка вела домашнее хозяйство. Отношения между ними строились исключительно с позиции Родителя у Деда, к позиции Ребенка у Бабки.

Когда родили ребенка (Колобка), Дед формально был «за», но воспитанием не мог заниматься, в силу занятости, а Бабка не обладала развитыми родительскими компетенцями, по той причине, что у нее выражена субличность Ребенка, который только играть может. Рано или поздно Колобку это наскучило, и он ушел через окно в светлое будущее, абсолютно к нему не готовый.

Кстати, помните «И Петр окно нам прорубил»? Окно — это выход. Не всегда в Европу, иногда и в лес получается. А в лесу, мальчиков, не получивших в подростковом возрасте внимания от отца, всякие опасности поджидают. Вот и съела его Лиса. Прямо женщина — вамп какая-то!

Значит, «Колобок» — сказка мужская. И правильно ее прочитать мальчику может только папа. Спросите. А как быть с девочками. А также. Мужскую сказку должен читать папа. В его исполнении Лиса будет мечтательной, соблазнительной, привлекательной. И не будет тянуть в рот грязные хлебобулочные изделия!

Кулинарная сказка для взрослых

(по мотивам тренинга)

Понять нам в детстве многое непросто.

И непонятен сказочный итог.

Скажите, ну за что же так жестоко,

Жизнь наказала милый Колобок?

Ответ не только прост, он очевиден.

Не интересно нам его порой признать.

И по мотивам сказки очень быстро

Свою мы начинаем сочинять.

Двумя создателями, в тиши лесного дома,

Случайно, так, что лишь склероз помог,

Путем скобления сусеков и другого,

Получен был не знам какой пирог.

На булочку похоже только внешне.

Для коржика уж очень мягок бок.

Для халы нет плетения из теста.

Отсюда он был назван Колобок.

И вот сидело на окне, жизнь наблюдая,

И видело, как развивается она.

Как суетятся малыши, играя,

И получают знания сполна.

Затосковав, поняв свою ненужность,

С окна скатилось, и было таково.

Имея непонятную наружность

Непросто жить среди седых Волков.

Дорожку леса своим возрастом измерив,

Вдруг осознало: к сожаленью, неспроста

Ему Создателями не была с рожденья

Определена конкретная судьба.

Видать, они чего-то испугались,

Считая, что лишь страх от бед хранит.

Ведь коржик, может жизнь прожить, сломаясь,

А булочка не знам кого родит.

Тогда внезапно, ощутив свободу,

Определив себя как средний род,

Решило есть клубнику по дороге,

Она, тем более, прям вдоль нее растет.

Наращивая опыт жизни постепенно,

Определенно этот будет пройден тест.

И получившуюся Булочку с клубникой,

Какой-то хищник непременно съест.

Жить очень трудно все-таки на свете,

Когда ты создан был неведомо зачем,

Скажите, кто же все-таки в ответе,

За целый комплекс Колобка проблем?

***

Следующая история озадачивает своей внешней простотой, и, одновременно, привлекает внимание. Много раз, сталкиваясь с этой сказкой, анализируя ее, не думаю, что сделанные выводы однозначны. Однако:

Яиц нет. Но вы держитесь

«Хорошего вам настроения!»

Мем от известного политика

Эта короткая сказка передается из поколения в поколение автоматически. Многие клиенты, рассказав ее, не могут обозначить смысл. Тем не менее, история эта реально живет в веках, и взрослые рассказывают ее детям, не задумываясь, на автомате, когда надо чем-то заполнить паузу. Заполним ее и мы.

Курочка ряба

Жили себе дед да баба,

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко.

Яичко не простое — золотое.

Дед бил, бил —

Не разбил.

Баба била-била —

Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет,

Курочка кудахчет:

«Не плачь, дед, не плачь, баба!

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое — простое».

Все очень просто. Живут себе два пенсионера, не тужат, ведь у них есть целая курица, которая несет яйца. Правда, курица, из домашних птиц самая неприхотливая, ей много не надо. Зимой корм, а летом — что найдет, тем и сыта. Чтоб ее не сварили раньше времени, она постоянно повышает качество яиц, видимо поначалу увеличивала их размер, а потом и за «качественную составляющую» взялась — снесла золотое. И тут злая мышь прибежала. Даже не мышь, а целая крыса, Шушера такая, как в «Золотом ключике», только она могла сильным, мускулистым хвостом сбросить золотое яйцо со стола с такой силой, что-то разбилось.

Я до настоящего времени не пойму, по какой причине дед и баба расстроились? Золотое яйцо для питания непригодно, ясно, что оно дорого как произведения искусства, даже учитывая историю его появления на свет. Но, даже разбившись — золото осталось золотом. Вроде потеря то и небольшая. Но! Обидно. Что удача ушла из рук! В чем правда удача заключалась сказать сложно. Ведь больших усилий к производству золотого яйца люди-то не прикладывали. Возможно, курица от страха оказаться в бульоне, поднатужилась, и…. Прошу прощения. Вот оно — кусок золота! Просто так! На халяву! А тут мышь пробежала и сказка закончилась. Дальше будут простые яйца.

Кто ж у нас на дармовщинку падким оказался? Дед, да и баба на него похожа, это ярко выраженная субличность Ребенка. Верит всему, беспрекословно. И яйца золотые, но потом простые получает. И, вероятно, прибавку к пенсии ждет, а потом радуется мизерному ее размеру. А когда работал, то ничего на работе не делал, а только изумлялся, по какой такой причине ему так мало платят!

Курица — внутренний Взрослый, который понимает, что ничего просто так не дается в жизни. Надо работать. Много, трудно! Вот она и работает. Сами знаете чем. Яйцекладом. А вы о чем подумали? А когда подарила золотое яйцо, то увидела, что то, что легко дается люди не берегут, и перешла снова на простые яйца, по 40 рублей за десяток.

Мышь — Родитель, который, увидев, что в прошлом, которое, как известно у человека сзади, а у нее там хвост, не ценят достижений сегодняшнего дня, моментально среагировала. И нет достижений.

Получается, в этой небольшой сказке, расписана вся структура личности человека. И, пока он не начнет работать сегодня, уважая свое прошлое и выстраивая свое будущее, будет слышать: «Яиц нет, но вы держитесь! Хорошего вам настроения!»

***

Сказки, они еще обучают и тому, как взаимодействовать с окружающими людьми. Как пишет Пезешкян, любая история несет в себе функцию модели опыта и его хранилища. Однако каждый из нас в истории видит что-то свое, с позиций своего опыта. Вот и этот анализ известной сказки сделан с позиции одного из множества пациентов, рассказывающих эту сказку.

Всякому овощу — свое время

«Говорят, труд облагораживает…

Ну, не знаю…

Я-то, почему летом на грядках зверею?»

Афоризм из Интернета

«Совместный труд, для моей пользы, облагораживает», — говорил весьма умный кот в одном мультфильме. Действительно, когда собирается команда, то она может не просто горы свернуть, но и наворотить такое! Совместное дело — оно полезно, безусловно, оно развивает способность общаться, создает условия для развития единения взглядов и помыслов. Сколько семей образовалось, благодаря совместным учебе, общественной работе, занятиям спортом и прочим занятиям. В, общем, совместный труд — дело полезное.

Мы, поколение, которое росло и училось в 70 — 80-х годах прошлого, теперь уже века, хорошо помним осени нашей юности и молодости, когда нас, обуреваемых жаждой к получению знаний, отправляли в колхозы и совхозы, как тогда говорили «на картошку». Нет, на самом деле ничего плохого в этом не было, наоборот, даже какая-то романтика была. Но, если вдуматься, то получалось, что кто-то не выполнял свою работу, и чтоб его ошибки исправить, утраивался этот «совместный труд», эффективность и польза которого была крайне сомнительна. Ведь по большому счету, нас лишали возможности спокойно и вдумчиво осваивать выбранную профессию. Кстати, немного позже, когда уже трудился врачом, нас также отправляли помогать сельскому хозяйству, отрывая уже от пациентов. И как-то раз, не выдержав, я высказал местному начальнику все, что думаю по поводу этого «совместного труда». По иронии судьбы вечером, когда я был вызван к тяжелому пациенту в больницу (днем же надо было не лечить, а селу помогать), в приемное отделение приехал и он со своим ребенком. Понятно, что быстро, так как ему хотелось, доктор не смог прибежать из отделения. На его вопли о том, что мы не умеем работать, я принес ему стетоскоп и повторил слова Кота Матроскина. Нет, помощь всем была оказана, все выздоровели. Даже этот начальник. Больше нас на сельскохозяйственные работы не посылали. А вообще, ему повезло, что я не работал хирургом. А то ведь и в операционную мог позвать, уж больно злой был.

Но вернемся к совместному труду. И ему нас с детства учит сказка:

Репка

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!

Вот так коротко. Всем миром напряглись и вытянули сельскохозяйственный продукт из Земли — матушки. А теперь присмотримся к героям этой незатейливой истории и увидим, что же на самом деле происходило.

Итак, начинается все с того, что Дед взял семечко и посадил его в землю. Наверняка, поливал, полол, вредителей отгонял. А потом забыл. Или стал бурно посевную отмечать, тоже бывает. Или позвали его на «совместный труд», другим же тоже надо «пользу» принести.

Поведение Деда — это поступки выраженного Ребенка и небольшого Взрослого. Родителя у него, судя по всему нет, ведь он не знает, что репка и перерасти может. Поэтому, когда он увидел то, что выросло из семечка, изумился своим способностям и не рассчитал сил — в одиночку урожай убрать не получилось.

К слову, некоторые люди, считающие себя взрослыми, бывают удивлены тем, чем заканчивается секс. Для них открытие в том, что секс, как и любовь, заканчивается рождением репки, прошу прощения, ребенка. Правда, в случае любви — ребенка воспитывают двое, и получается совместный труд, который облагораживает всех троих, а в случае с сексом — может только репка и получиться.

Позвал Дед Бабку. Что видим? Бабка. Явно занималась домашним хозяйством. Женщина, она все время чем-то занята — варит, парит, убирает, нажимает на кнопку «Пуск» стиральной машины, воспитывает детей. И тут прибегает Дед за помощью. Что делать, надо бежать помогать ему. Аврал начался!

У бабки есть Взрослый, но более сильный у нее Родитель — опекун. Поэтому она всем помогает, а Дед может отвлечься от своих дел, и заняться чем-то не имеющим отношения к сегодняшнему дню.

Дальше, как помните, была Внучка. Получается, что родители, как обычно в сказках, исчезли, где-то свое Эго «совместным трудом для чьей-то пользы» радуют, а их дочка осталась на попечении бабушки и дедушки. Вот и девочка, как и Бабушка, отрывается от своих важных, ребячьих дел и помогает Деду. Она уже похожа на бабушку.

Остальные персонажи не могут не радовать своим поведением. Собака бросает свою охранную деятельность, чтобы Деда облагородить (такой овощ вырастил, может приз на выставке «Дары осени» выиграет). Про Кошку с мышкой и говорить нечего. Те настолько забыли об основной деятельности (кошка мышку ловит, мышка убегает от нее), что выстроились «паровозиком» за собакой, которая всегда гоняется за кошкой и стали участвовать в совместном труде.

Что же получается Дед у нас манипулятор?

Мы забыли еще про один персонаж — Репку. Вроде все понятно, сидит Репка, растет потихоньку, раздвигает своим тельцем землю, в которой спрятана. А чуть позже — стала огромной и практически стала разрывать землю, напоминая о себе.

На групповых занятиях, проигрывая эту сказку, много раз наблюдал, как участники, исполнявшие роль Земли, буквально кряхтели и стонали, когда Репка «вырастала». А Дед только в тот момент, когда Земля была уже еле жива, начинал вытягивать овощ. При этом тот, кто играл Репку, держался за Землю буквально руками и ногами.

Репка — Это Ребенок, который вырос, не получил должного воспитания, и вполне может остаться инфантильным на всю жизнь.

А Земля? Видимо не случайно Земля — она Матушка, Кормилица. В сказках, да и не только, она дает силы. Как говорил Омар Хайям, из земли (он писал — глины) мы вышли, туда и уйдем. Земля — это действительно Мать, которая долго может терпеть и одна нести на себе все, что связано с домом, детьми, иными заботами. Но получается, когда она уже не в силах тащить дальше эту ответственность, то пользу принести может ей только совместная деятельность. И в этот момент стоит забыть о пустых и реальных ссорах, своих делах, обязанностях.

А еще лучше не забывать и с вниманием относиться к своим обязанностям, которые и будут приносить пользу всем без исключения.

***

То, что жизнь идет по определенным правилам — не есть нечто спорное и неизвестное. Более того, люди любят «заорганизовать» свою жизнь, очень часто только для того, чтобы было что нарушать. Однако разумные правила и в жизни, и в игре необходимы для того, чтобы игроки учились, развивались и росли. В этом плане достаточно поучительна история следующего участника одного из тренингов.

Как вырастить настоящего Медведя

«Каждый уважающий себя Медведь

сам построит свою Берлогу,

посадит дерево, заведет пчел

и воспитает Медвежонка»

(Из Лесного Уклада)

Следующая история, часто упоминаемая участниками групповых занятий, имеет отношение к нормам проживания. Широко известны случаи, когда в одной квартире, небольшой по размеру, прописывают целые населенные пункты из южных государств, некогда бывших нашими союзными республиками. Многие, хотя бы раз в жизни оказывались в переполненном общественном транспорте, помещении. Помните дискомфорт, который возникает в таких случаях? В настоящее время стали чаще в практике встречаться клиенты, страдающие паническими атаками, которые они связывают, чаще всего, с переполненными, душными помещениями. В этой обстановке у них возникают ощущение удушья, сердцебиения, страх смерти.

В какой то момент такой страх испытали и герои сказки:

Теремок

Cтоит в поле теремок.

Бежит мимо мышка-норушка.

Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик — Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— Я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь!

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай!

Влез медведь на крышу.

Только уселся — трах! — раздавил теремок.

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Обратили внимание, на мелькнувший страх: «Ты нас раздавишь», и все-таки потом данное разрешение Медведю: «Ну, полезай!»? Что же произошло в этой истории?

Все герои, до Медведя, имеют одинаково неизвестную структуру личности. Они изначально не строят жилье. А пользуются уже готовым, причем набиваются в него, не учитывая нормы распределения жилой площади, принятые в лесу. Вспомните, если в детстве вы находили шалаш, или заброшенный сарай, он начинал притягивать к себе, манить. Его хотелось обжить. Да и как можно было пройти мимо приключений, ведь все самое интересное с героями детских книг происходило именно в таких местах. Вспомните, штаб Тимура у Гайдара — на чердаке, Марк Твен посылал Тома Сойера и Бекки в пещеру. Волков, тот вообще от хижин, пещер и других таинственных жилищ Элли с друзьями не отпускал. Да и вообще, в переполненном помещении, только до определенного возраста комфортно. Отсюда, у них у всех есть субличность Ребенка, которая остается активной до конца сказки.

Следующая субличность, которая проявляется у персонажей — Родитель. Не случайно все они задают вопрос: «Кто в теремочке живет?», потом, как воспитанные дети на него отвечают, затем интересуются с позиции внутреннего Родителя: «А ты кто?», и Дальше снова включается Ребенок: «Иди к нам жить!»

Попробуйте поиграть со своими детьми или внуками в такую игру. Постройте незатейливый шалаш, из стульев и одеял, например. Посадите в него ребенка и разыграйте одну сценку из сказки. На себе почувствуете, как активизируется ваш внутренний Ребенок, когда полезете внутрь этого сооружения. А когда посидите внутри него, может быть и у вас, как в детстве, внутри шевельнется не страх, а предвкушение приключения, которое должно произойти, ведь не видно, что там происходит за одеялом, кто к нему подходит. Да и сидите вы в полумраке, который сам по себе уже окутывает все тайной.

А потом появляется Медведь. Сначала все происходит по заранее написанному плану, но вот беда. В теремок медведь уже не помещается. Габариты не те. Судя по всему, Медведя обуял страх, что остается один, что все вместе, а он никому не нужен, что…. Короче, начал он задыхаться, усилилось сердцебиение, страх достиг степени паники. И, тогда он, только для того, чтобы быть со всеми, с разрешения жильцов теремка, которые сжалились над паникующим Медведем, лезет на крышу и рушит домик. Запомните, паникующий Медведь давит все на своем пути. Наверняка сталкивались в детстве с ситуацией, когда идет какая-нибудь коллективная детская игра, и вдруг появляется кто-нибудь со своими правилами и рушит ее. Приблизительно тоже произошло в этой сказке.

Получается, что Теремок — носитель правил. Он — внутренний Взрослый.

А дальше начинается строительство нового домика. Когда что-то делаешь своими руками, постепенно выстраиваешь новые правила, которые принимают все участники. Они становятся общими. И тогда получается совместный труд для пользы каждого, тот самый, который облагораживает.

Раньше у меня было ощущение, что Медведь тоже участвовал в строительстве. Однако, внимательно прочитав конец сказки, создалось впечатление, что он ушел дальше, искать готовый теремок, где можно будет залезть на крышу. А значит, сохранить активного Ребенка. Согласитесь, не все люди взрослеют.

А значит, чтобы вырастить настоящего Медведя надо научить его принимать правила игры, формулировать свои правила, брать на себя ответственность. Тогда и берлогу построить можно, и панических атак у него не будет.

***

Следующая сказка будет посвящена опасностям. Точнее тому, как мы сами их активно создаем, играя в психологические игры. Но, одно дело, играть в опасность, а другое, когда заигравшись, человек сталкивается с ней уже в реальной жизни. А еще от опасности можно спрятаться в какую-нибудь, часто надуманную, занятость.

История про киднеппинг

«Развеселые цыгане по Молдавии гуляли,

И в одном селе богатом молода коня украли,

А еще они украли молодую молдаванку…»

(Новелла Матвеева)

Песня Н. Матвеевой вспомнилась не случайно. В ней, если кто не знает, рассказывается о судьбе девочки, которая была похищена и воспитана в иной культурной среде и стала такой же, как ее воспитатели.

Впрочем, явление, когда похищают детей, известно давно и хорошо.

Словарь «Академик», в Интернете дает исчерпывающее разъяснение данному термину: «Преступление против свободы личности (как правило, ребенка). Квалифицируется как противоправные умышленные действия, направленные на тайное или открытое, либо с помощью обмана завладение (захват) ребенком, изъятие его из семьи, перемещение с его места жительства с последующим удержанием помимо его воли в другом месте»

В сознании многих наших граждан киднеппинг прочно ассоциируется с «лихими 90-ми», когда криминальные структуры не брезговали возможностью получить выкуп с бизнесмена за украденного члена семьи.

Но к этому явлению можно отнести и иные явления. Например, увести ребенка от родителей, с какими-то неприглядными целями. Или заманивание детей в группы в Интернете с целью изменения их осознанного поведения. По сути своей — тоже киднеппинг.

Но анализируя ситуации, когда ребенок пропадает из семьи, все чаще ловишь себя на мысли, что не всегда плохим является похититель. Часто семья и ребенок, как будто специально готовят почву для этого происшествия.

И получается это у взрослых, а в первую очередь ответственность лежит на них, как-то так ненавязчиво, что сразу и не поймешь, что они тоже несут ответственность за то, что дети пропадают из семьи, а иногда и из жизни.

Полистав сборник сказок, обязательно найдете хотя бы одну про это явление. Чтоб вы не отвлекались, вот она:

Петушок — золотой гребешок

Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.

Уходят — строго наказывают:

— Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.

Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под

окошко и запела

— Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору. Закричал петушок:

— Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.

В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:

— Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко, мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.

Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:

— Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:

— Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают…

Петушок и выставил головку в окошко:

— Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

— Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит… Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.

Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывают петушку:

— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.

И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса — тут как тут: села под окошечко и поет:

— Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:

— Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают…

Петушок все помалкивает. А лиса — опять:

— Люди бежали,

Орехов насыпали,

Куры-то клюют,

Петухам не дают…

Петушок и выставил головку в окошко:

— Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти плотно, понесла в свою нору, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы…

Сколько петушок ни кричал, ни звал — кот и дрозд не услышали его. А когда вернулись домой — петушка-то нет.

Побежали кот и дрозд по Лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит… Прибежали к лисицыной норе. Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:

— Трень, брень, гусельцы,

Золотые струночки…

Еще дома ли Лисафья-кума,

Во своем ли теплом гнездышке?

Лисица слушала, слушала и думает: «Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает». Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла.

Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.

И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.

Итак, ничего непонятного нет. Кот и Дрозд где-то ходят, дрова рубят, ну а если не дрова, то капусту, или, что там еще рубить можно. Петушок дома сидит. Как всегда в сказках приходит Лиса, три раза, все три раза совершает гнусное преступление, несет наказание, и только на третий, крайний, раз вроде бы все заканчивается.

Интересна троица, которая живет под одной крышей. Кот, Дрозд и Петушок. Кот и Дрозд — воспринимаются как взрослые, которые несут ответственность, работают. Опекают Петушка (нежно так с уменьшительно-ласкательным суффиксом на конце), поучают его (формально так, на ходу, между делом). Зная, что против него готовится преступление, перед уходом они каждый раз говорят, громко, вероятно, чтобы слышала Лиса: «Мы уходим далеко, нас долго не будет, (и установка Петушку, ласковым голосом) придет Лиса — не выглядывай, (а дальше информация для обоих) — украдет Лиса, мы тебя не услышим»

Классные установки: Петушку — «Мы тебя любим, переживаем за тебя». Лисе — «Если тебе нужен будильник, забирай его, только подожди, когда мы уйдем подальше».

В итоге, Петушок, которого хронически выручают, перед этим в очередной раз, подставив его, постоянно убеждается в том, что его Дрозд и Кот любят. Хотя на самом деле любили бы, не оставляли дома одного, заранее зная о планах Лисы. До сих пор не могу понять, каким образом Дрозд мог дрова рубить. Анатомия крыла не позволяет держать топор.

Дрозд и Кот постоянно совершают подвиг. Побеждая Лису, но в конце сказки дают ей уйти, т.к. удобно иметь рядом того, кого можно хронически побеждать и получать награды. Да вот заслуженные ли они? Вопрос, конечно.

Лиса — постоянно пытается совершить преступление, но не доводит дело до конца. Значит преступление не совершено, а слух о ней пошел, внимание народное усиливается. Тоже определенный выигрыш получается.

В книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» есть описание психологической игры «Полицейские и Воры». Суть ее заключается в том, что одна команда (Воры) прячется, другая (Полицейские), их ловят. Как любая психологическая игра она бесконечна, и продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не перестает получать психологические дивиденды (удовольствие, например) от этого процесса.

Игра может продолжаться, действительно, бесконечно. Но как только на игровом поле появится настоящая Лиса, которая не будет играть в догонялки. А сразу съест Петушка, она закончится. Увы, трагично.

Так что, эта сказка, скорее для родителей. Когда рассказываете ее детям, обратите внимание на то, что выполненный план по заготовке дров, принесет премию или иную награду, но пока будете заниматься этим, безусловно, нужным кому-то делом, можете потерять ребенка. А кому это надо?

***

В жизни людей семейные взаимоотношения имеют колоссальное значение. В семье и социализация начинается, и роли определяются. Короче, много интересного происходит.

Как приручить снежного человека

«Как известно, мужчина — существо гордое,

дикое, привлекательное и в хозяйстве незаменимое»

Ценная информация из Интернета

История про испытание девочек холодом в рассказах участников групповых психотерапевтических занятий встречается достаточно часто. Всякий раз, когда участники вспоминают эту сказку, получается, что для того, чтобы получить приз, надо много трудиться по дому, как это сделала дочь Деда. А вот если работать не будешь, то и приза не получишь.

Сложно сказать, откуда пошла эта интерпретация сказки. Возможно, помог кинематограф, а возможно, прагматичный подход героини немецкой сказки «Метелица», которая сначала ведро в колодец уронила, затем, чтобы исправить ошибку и не получить наказание от мачехи, полезла за ним, но попала к Метелице, которая вернула ведро только в обмен на работу.

В сказке «Морозко», как выясняется, все было по-другому.

Морозко

Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.

Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету… Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо.

Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

— Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:

— Садись, мила дочь, в сани.

Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.

Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

— Тепло ли тебе, девица?

— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит:

— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

— Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу:

— Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой.

А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

— Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха бросит ей блин:

— Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…»

Собака съест блин и опять:

— Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха блины ей кидала и била ее, собачка — все свое…

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица — в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула — и руки врозь…

— Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит.

А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

— Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

— Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать.

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

— Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

— Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассердился Морозко, да так хватил, что старухина дочь окостенела.

Чуть свет старуха посылает мужа:

— Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре…

Старик уехал. А собачка под столом:

— Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

Старуха кинула ей пирог:

— Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…»

А собачка — все свое:

— Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.

Достаточно печальный, даже страшный конец получился. Все-таки человека не стало. Однако вспомним, что это сказка, а не раздел криминальной хроники, и поищем ответ на вопрос: «А как же удалось одной девочке выжить (и не только, а еще и подарочками обзавестись), а вторая испытание не прошла?»

Начало сказки достаточно традиционное: Дед, воспитывает свою дочку, Мачеха — свою. И, как водится, мачеха падчерицу терпеть не может и хочет ее извести.

Поначалу ей все удается, однако в схеме преступления, которую выстроила женщина, произошел сбой, и девочка вернулась с выигрышем.

Если мы присмотримся к дочке Деда, то получится, что она получила воспитание, более оптимальное, чем дочка мачехи.

Вероятно, с раннего детства она общалась и с мамой (была ведь она по определению) и с мужчиной, который ее любит. И естественно, что она на только не боится мужчин, она умеет с ними общаться. Знает, что мужчина до самой старости остается мальчишкой, который может, занимаясь чем-то серьезным и важным, одновременно похохмить, отвлечься, знает, что мужчину надо хвалить, поддерживать. Вот она и не испугалась Морозко, в отличии от своей сводной сестры. А его поведение, немного грубоватое, с попыткой привлечь к себе внимание, перенесла не только спокойно, а еще и достойно, за что и была одарена.

Дочка Мачехи, в отличии от первой нашей героини, познакомилась с мужчиной поздновато, да и, судя по всему, Дед не особо на нее внимание обращал, по этой причине опыта общения с мужчинами не было, и с Морозко разговор не получился. Собственно говоря, она в этом повторяет свою мать. У той тоже не слишком получается общение с Дедом. Разговаривает с ним грубо, командует постоянно. Видимо замуж за него вышла с определенной целью, чтоб «был мужик в доме», а фирмы «Дед на час», тогда еще не было. У Мачехи и ее дочки есть общая черта — не знают они и не хотят знать мужскую психологию. Вот и не сложились у них отношения. У одной с мужем собственного ребенка, а потом и с Дедом, у другой — с Морозко.

Дед, кстати, во многом рассуждает, как и Мачеха. Женился, вероятно, после смерти первой жены, т.к. побоялся, что возникнут трудности с воспитанием дочери. А их не возникло. Девочка росла трудолюбивая, хозяйственная, чего не скажешь о другой сестре. Правда, немалую роль сыграло здесь общение с Мачехой. Да, «за ней жить трудно», но как показывает опыт сказочных историй, Мачеха пользу все-таки приносит. От страха не справиться с воспитанием приемного ребенка, она его берет в такие рамки, что дети получаются более приспособленные к жизни, чем свои, родные.

И, наконец, Морозко. Живет в лесу, ни с кем не общается, только с дикими животными. Этакий снежный Маугли. Ласке не обучен, слов любви не знает. От кого-то научился девочек морозить, вот и проявляет к ним внимание таким образом.

Вообще, первый контакт юноши и девушки интересен своим целомудрием. Даже сейчас, под наносной развязностью молодых людей, можно разглядеть неуверенность в себе, которую испытывают мальчики, впервые обращаясь к девочке не как к однокласснице… И чего тут не сделаешь, и за косу дернешь, и толкнешь посильнее, и портфелем по голове дашь, и. в конце — концов, заморозишь! А дальше все зависит от реакции девушки на этот стимул. Согласитесь, ежели она тебя в ответ тоже портфелем по голове, или грубое слово скажет, то разговора не получится. Не те знаки приближения использованы были. Девочка она должна кокетливо глазки опустить, взор потупить, отвечать тихим голосом. И тогда будут ей и «Луна с неба и горы златые». И все равно, что она из-под ресниц пушистых, взором своим ясным все болевые точки партнера уже оценила, и дальше будет отдавать команды, поругиваться. Но все равно перед глазами мужчины будет эта картина, когда он ее портфелем по голове, а она, взор потупила и что-то тихо сказала нежным голосом. Вот и получается, что эта история содержит рекомендации для девочек, как правильно приручить мужчину.

А сказка, она как всегда, о счастье человеческом, которое, вероятно, в нормальных отношениях между мужчиной и женщиной кроется.

***

Наверняка вы помните поговорку про тихий омут, в котором черти водятся? Как часто мы ошибаемся, покупаясь на внешнюю кроткость собеседника! Об этом история следующего героя.

Волшебное слово «Нельзя»

«Мало ли что можно, да нельзя»

Русская поговорка

Воспитание ребенка процесс сложный. Просто необходимо научить его соблюдать равновесие между абсолютно противоположными «хочу» и «надо», «можно» и «нельзя», для того чтобы в его внутреннем Родителе эти установки не стали жесткими или отсутствовали потом всю жизнь. А для этого, взрослые, общаясь с ребенком, должны показывать своим примером, как можно играть с этими рамками, например сложная фраза: «Когда нельзя, но очень хочется, то можно».

А если, родителей нет, и никто воспитанием ребенка не занимается. То может произойти вот такая история.

Три медведя

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка.

Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки, потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михайлы Иваныча, другой поменьше — Настасьи Петровнин, и третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул — на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михайлы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровнина, третья маленькая — Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

— Кто хлебал в моей чашке?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

— Кто хлебал в моей чашке?

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

— Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

— Кто сидел на моем стуле и сломал его?

Медведи пришли в другую горницу.

— Кто ложился в мою постель и смял ее? — заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

— Кто ложился в мою постель и смял ее? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

— Кто ложился в мою постель?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел ее укусить.

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

Первая эмоция, которая возникает в конце сказки — радость за девочку Машу, которая активно занимаясь спортом, заняла первое место в открытой спартакиаде леса по легкой атлетике в беге на непонятную дистанцию. Правда потом появляется недоумение, что помешало медведям поймать ребенка, может «не очень-то и хотелось»?

Кто такая Машенька? Если честно, то я раньше был уверен, что она убежала от бабушки и дедушки. А оказывается, что она «сама по себе девочка», ушедшая в лес из дома. Дальше вы можете населить этот дом, какими угодно родственниками. Но, сделав это, ответьте тогда и на вопрос: «А по какой причине они допустили то, что произошло?» Не следили за Машенькой, не обеспечили ей должного ухода, не воспитали ее в соответствии с нормами общежития (в чем мы убедимся позднее).

Дальше эта девочка предстает перед слушателями во всей красе. Увидела избушку с открытой дверью — вошла в нее. В этом-то поступке ничего предосудительного нет. Хозяева избушек раньше частенько дом не запирали. Мало ли, кто-нибудь в гости зайдет, а их нет. А мобильных телефонов чтобы позвонить, если кто не помнит, тогда тоже не было. Уточнить, когда хозяева вернуться — нельзя. Вот гость заходил в дом и смиренно ждал, когда хозяева вернутся.

Войдя в чужой дом, маленькая девочка устроила там бедлам. Навела беспорядок в столовой. То, что было на тарелках, если не съела, то, хотя бы, «понадкусывала», затем влезла в интимное пространство хозяев — повалялась на кроватях, а на одной даже уснула, как была, даже обувь не сняла.

Согласитесь, Машенька фактически в «чужой монастырь залезла со своим уставом», а, точнее, без собственного свода правил в голове.

А в доме жила вполне благополучная семья, мама, папа, ребенок, которого воспитывали в любви и согласии, и вдруг их размеренная жизнь круто меняется. Скажите, а как бы вы повели себя в этой ситуации? Скорее, у медведей была абсолютно нормальная реакция?

Получается, что в сказке симпатичная Машенька не совсем положительный герой, а семья медведей, которая проявляет к ней агрессию, не так уж и не права, на самом деле. А сама сказка подчеркивает еще раз важность семейного воспитания для развития ребенка.

***

Многие бы не отказались от беззаботной, казалось, жизни персонажа следующей истории. Однако, когда мы читаем или слушаем сказку, то не всегда внимание приковано к главному персонажу. Иногда более значимым, как для очередного участника занятия, становится помогающий герой второго, или даже третьего плана.

Рыбалка без труда, или бесплатный сыр в проруби

«Стара я стала годовой план на

лесопилке выполнять, сказала Щука»

(А. и Б. Стругацкие

«Понедельник начинается в субботу»)

Следующая сказка при всей своей известности и понятности, представляет собой довольно сложную историю. Сложность эта обусловлена не большим количеством персонажей, а сюжетом, который включает в себя немало линий, которые постоянно переплетаясь, идут как ни странно к одной цели.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки глазами психотерапевта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я