В данном произведении (для лучшего понимания замысла автора) объединены две книги из цикла "В складках миров и времени": "Кузнец чужих судеб" и "Боливар". Части с разными сюжетами, которые в конце концов сходятся воедино.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги В складках миров и времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 6.
— Из ореха льют монеты, и пускают их по свету, — пел Иван, нажимая ручку ручного гидропресса, и доставая из-под него римские золотые денежки. Штамповка денег его успокаивала и позволяла поразмыслить о гядущем.
Семь лет в десятом столетии не прошли ни для Ивана, ни для этих мест даром. Во всех, подвластных ему городах, после праздника в Ростоке хитро-мудрые жрецы ввели культ Яролика, уподобляя его одновременно, и высшим языческим богам, и Христу.
К нему стали приходить простые паломники и волхвы с других территорий. Приплывали скандинавы и даны. Со всеми Иван говорил до тех пор, пока слушали. Говорить он намастрячился ладно. И «кормить» одной рыбиной многих ему приходилось неоднократно.
Три года, как он, в центре города, строил. Строили храм строители из будущего, а расписывал Иван его сам, по технологиям, изученным в академии.
Центральный купол уже светился голубым небом, Солнцем и образом. Он использовал технику Микеланджело и рисовал по влажной штукатурке, используя технику отмывки для покрытия широких областей цветом, затем, после высыхания поверхности, он повторно проходил их, добавляя оттенки и прорисовывая детали. Для изображения текстурированных поверхностей, таких как волосы на лице или структура дерева, он использовал широкую кисть с редкой щетиной.
Сейчас, заканчивая писать стены, Иван перемежал библейские сюжеты с языческими. Схожих легенд в религии викингов было несколько. Тема познания добра и зла со змеем искусителем ему особенно удалась.
Змей в исполнении Ивана выглядел не каким-то шнурком, свисающим с ветвей, а был хитрой хищной громадной гадиной, с лапами, раздающими яблоки.
А Ад Иван нарисовал, как один из языческих миров — «огненный», где живут огненные люди, поджаривающие грешников на сковородах своим огнём, изрыгаемым из пастей.
Получалось грандиозно!
Строители при возведении стен и других внешних конструкций не скрывались, но ходили, по приказанию Ивана, в белых комбинезонах и касках с фонариками, включёнными постоянно, имитируя собой светлые силы. Они понимали, зачем Иван настоял на таком их одеянии, и надсмехаясь над ним, шутливо посылали друг друга в разных направлениях, используя ненормативную лексику.
Иван не обижался, но постоянно укорял их:
— Вы мне так всю паству испортите, охальники. Хотя бы морды не кривите. Имейте благостный вид, вы же ангелы, млять, а не черти. Надо было вас лучше чертями вырядить, чтобы народ поверил, что и черти работают на меня. Было что-то подобное в легендах Европы.
Место строительства храма огородили светящимися лентами, и жители, слыша мытерщину, обходили стройку десятой дорогой.
Сейчас, штампуя золотые, Иван думал о перспективах развития создаваемого им общества, и первоочередных его, Ивана и общества, задачах.
Раньше, в самом начале своего вторжения в прошлое, он планировал войти в доверие к князю Накону, и, через него, познакомиться с норманнами и помочь им захватить Англию. Потом познакомиться с русскими князьями и начать помогать им. А теперь он сам становился центром поклонения, и ему стоило самому ожидать приезда русских князей.
Помнится, княгиня Ольга, или послы её, к Римскому Императору ездили.
С другой стороны, ожидаемая, если следовать истории, массовая гибель викингов в одиннадцатом веке в Англии, его лично не устраивала. Вырастая в духовного лидера Европейского Севера, Иван думал, как бы перенаправить силы и пассионарность викингов на юг. Проблема была одна, викинги — мореходы и могут воевать только с моря. Дальние пешие походы не для них.
* * *
Раздался звонок. Это кто-то из домашних просит выйти, скорее всего к гостям. Иван, взяв последний, отпечатанный им солид, осмотрел, подкинул его, щёлкнув по нему большим пальцем, и прислушиваясь к мелодичному звуку вращающейся монеты, прищурился. Поймав её, он положил монету во внутренний карман плаща.
Плащ у него был уникальным. Сшитый из специальной плотной «дышащей» ткани, подвязанный поясом, он создавал на животе подобие большого кармана. Широкие длинные рукава со скрытыми прорезями изнутри и снаружи, позволяли, и прятать руки, и вынимать их с разных сторон рукава. В тайных карманах рукавов лежало много всяких полезных штук.
На Иване были надеты постоянно: титановая кольчуга и «разгрузка» со всем необходимым. Ходил он так в этом мире ежесуточно. Вес всё снаряжение имело приличный, но Иван уже к нему привык и считал это необходимой постоянной тренировкой.
Как-то однажды знакомый по рыцарским турнирам спросил его:
— Ты знаешь зачем бояре носили тяжёлые шубы?
Иван не знал.
— Чтобы потом броню легко было носить.
Тогда Иван сей аргумент воспринял скептически, а сейчас проникся пониманием. Воин расслабляться не должен ни на мгновение, или он не воин. А Иван здесь, в этом мире считал себя воином. Он ни на минуту не расслаблялся.
Закрыв стальную дверь подвала на кодовый замок, Иван поднялся в хоромы.
— Кто там, Любава?
— Ходоки от данов. Просят принять. Их пять человек и один волхв. Смурные.
— Где они? — Не видя их в окно, спросил Иван.
— В беседку я их отправила. Жар на дворе. И квас им отнесла.
Иван выглянул в другое окно и увидел в беседке ходоков.
Взяв свой посох, Иван вышел на крыльцо. За годы город уплотнился и Ивану пришлось огородить свой двор, соединив изгородь с городской стеной, под он которой устроил конюшни, где занимался селекцией лошадей.
— Здравы будьте! — Приветствовал Иван ходоков. — Кто будете? С чем пожаловали?
— И ты будь здрав, Яролик. Или тебе здоровье ни к чему? Ты ведь Бог?
Вопросы задавались стандартные.
— Ну… Бог, ни бог… А что, Богам здоровье не нужно? Боги тоже умирают. От других богов. Примеров много. И в наших сказках, и в других. С чем пришли? — Переспросил Иван.
— Харальд Дании и Норвегии хочет говорить с тобой, — сказал волхв.
— «Блю тус»25 (Синезубый), который? Пусть говорит, я не против.
Ходоки переглянулись.
— Харальд желал бы, чтобы ты прибыл к нему. Он слишком занят.
— А я, значит, свободен? Так, что ли?
Ходоки молчали.
— Боги приходят к тем, кто их зовёт и у кого беда. У Харальда беда? Ему нужна моя помощь?
— Н-н-н-ет, — проговорил волхв.
— Тогда, не понимаю, почему бы ему не прийти ко мне. Ведь это ему надо со мной поговорить, а не мне. Если бы мне нужно было с кем-то поговорить, я бы пришёл к нему и поговорил. Что я и делаю постоянно. Например, только, что я был на Рюгене и говорил с Висловом.
— И что он там делает? — Усмехнулся волхв.
— Не веришь? — Вздохнул Иван и исчез, появившись на том же месте через миг, со свитком, на котором было написано печатными русскими буквами: «Я Вислов».
Один из ходоков прочитал.
— О! Учился у нас? — Спросил Иван.
Тот кивнул головой.
Иван приглашал учить русский язык всех желающих, принимая их на время в свою коммуну. Ради этого даже построили гостиницу — трёхэтажное строение с большим длинным общим залом внизу, с небольшими двухместными комнатками, и большими комнатами для семейных на втором и третьем этажах.
Некоторые жители брали приезжих на постой, так как лишние руки всегда в хозяйстве сгодятся. Так, в Ростокских школах первичное обучение грамоте прошло уже около пятисот сторонних учеников.
Один из пришлых норманнов взял свиток и тоже по буквам прочитал написанное, потом посмотрел на Ивана, склонился и произнёс:
— Я пришёл к тебе, Яролик.
— Я понял это сразу, Харальд. И зачем ты пришёл?
— Получить ответы.
— Спрашивай.
— Что такое солнце?
— Солнце — это божественный свет для нас, живущих в этом мире.
— А что такое звёзды, — спросил «учёный» ходок, — ты нам говорил. Повтори.
— Звёзды — это божественный свет для других миров.
— Значит богов много?
— Много, но они мало влияют на этот мир.
Они замолчали.
— Говорят, ты знаешь жизнь наперёд?
— Не знаю, но могу узнать, если нужно.
— Про меня, что знаешь?
Иван вздохнул.
— Править ты будешь ещё пятнадцать лет, — Иван показал на пальцах. — Кто тебя убьёт знаю, но не скажу. Но убьёт за то, что ты примешь Христианство.
— Я не приму христианство.
— Примешь… Все примут. Твой сын Свен, он уже почти взрослый, станет королём Британских островов. Но всего на один год. Он и ты умрёте с разницей в один день. Через некоторое время твой внук Кнуд вернёт себе трон Британии. История долгая…
— Значит мой род будет править?
— Будет править, но пользы от этого будет мало. Распри не прекратятся, и Рим захватит твои земли. Хотя это будет не очень скоро.
Иван посмотрел на Харальда и спросил:
— Мы можем с тобой пройтись по нашему городу вдвоём?
Харальд переглянулся со своими подручными, и кивнул головой.
— Покормите гостей, — крикнул Иван домашним, и вывел короля со своего двора.
Стоял полдень августа 973 года. Иван повёл Харальда под городской стеной, рассказывая и показывая, но далеко от ворот уходить не стал. Как гид, повторяющий одно и тоже ежедневно, речь Ивана лилась с нужными интонациями и паузами. Он знал наперёд, где слушатели будут ахать, где смеяться, а где, возможно, смахнут слезу.
— Это — город образец. Со своими способностями, я многим помогаю городу, но и помогаю другим городам, чтобы люд жил сытнее и плодился охотнее. Это сейчас моя цель и задача. Оградив жителей от любых набегов, я пытаюсь подготовить их к большой войне, в которой они погибнут все, если не будут к ней готовы.
— Будет война?
— Будет Харольд, не при твоей жизни, но будет. И случится она тогда, когда твой род потеряет в Британии две тысячи воинов, и не сможет защитить эту землю. И тогда, я спрашиваю, Харальд, зачем нам такая Британия? Там что, мёдом намазано? Я покажу вам действительно богатые страны, и научу, как их победить. Хочешь, я покажу тебе битву, при которой твои внуки потеряют своё войско?
— Не хочу, Яролик! Я верю тебе! Говори, что надо делать?
— Пошли, я покажу тебе храм, который я строю здесь.
* * *
Иван и Харальд осматривали храм. Иван объяснял смысл фресок.
— Как видишь, идея не слишком отличается от вашей. Да и, одним богом больше, одним меньше, какая тебе разница?
— Так тут… Не укради… не убей…
— Ой, Харальд, я тебя умоляю. Они, — он ткнул пальцем куда-то, — поясняют, что это касается только своих, а чужих можно и то, и это, и по-разному. Да и сами они не чураются…
— Но ты говоришь, что нельзя воевать…
— Сейчас нельзя. Надо копить силы и… учиться, учиться, учиться. Догонять Рим. Во всём.
— А как же… мы богатеем в войнах. Воины стремятся быть храбрыми из-за богатств.
— Ты дашь им эти богатства, но за то, что они будут учиться воевать и защищать общество. Общее превыше своего. Тебе нужно золото? На! — Иван протянул Харальду сестерций. — Я тебе их дам столько, сколько тебе будет надо. Но, сильно много — тоже плохо. Никто не будет радоваться. Хочешь есть из золота? Будешь!
Харальд оторопело смотрел на золотой.
— Зачем тогда что-то делать, если можно купить? Армию можно нанять…
— Чтобы она тебя ограбила? — Смеясь спросил Иван. — И их командир забрал твою власть?
— Этот храм… Он не совсем христианский, — возвращаясь к религиозной теме сказал Харальд.
— Бог один… Нравится тебе этот храм?
— Нравится.
— Хочешь, я назову его твоим именем? Храм Святого Харальда.
Король Норвегии и Дании остолбенело поднял голову к нарисованному на куполе небу со стоящим с крестом Богом, а потом на Ивана.
— Сказано, не искушай… — усмехнулся он.
— Вот видишь, ты быстро всё запомнил. Я не искушаю. Я знаю. Так и будет. После того, как ты умрёшь, тебя причислят к лику святых и будут называть в твою честь храмы. Но это не искушение, а большая ответственность, которая лежит на тебе за твой народ сейчас. И я хочу научить тебя, как с этим жить.
— Значит ты, бог, хочешь научить нас поклоняться другому Богу?
— Бог един, и все мы его дети.
* * *
На центральном куполе храма установили крест в центре которого сияло золотом солнце, а внизу лежал полумесяц. Купола сияли золотом. Их покрывали, скрыв от людских глаз плёнкой, и сейчас плёнку убрали.
Храм был красив.
21 сентября 973 года в день рождения Богородицы Иван сам провёл первую службу.
После третьего удара небольшого колокола, Иван прочитал несколько молитв на русском языке, и стал рассказывать, для чего, и ради чего, должны жить люди. И что этот храм он сам, Яролик, сделал и подарил людям, чтобы им было где поговорить с богом, и друг с другом. И не только о плохом, но и о хорошем. Служба была недолгой.
А со следующего утра в храме стал проводить службу Гостомысл. Кроме молитв, он читал проповеди нерадивым работникам и возносил хвалебные речи «ударникам коллективного труда», ставил задачи на день, а вечером подводил итоги. Жизнь города закипела вокруг храма.
Через месяц в Росток съехались все князья Балтики. Кто-то приехал добровольно, кого-то Иван доставил в Росток принудительно, например, русских князей: Ярополка, Владимира и Олега Святославичей.
* * *
Русские князья воевали. Вернее, выясняли в сражениях, кто будет править землёй русской после смерти их отца Великого князя — Святослава Игоревича.
Дружины Владимира и Олега, объединившись, доказывали дружине Ярополка, что их князья имеют право на земельную долю государства русского.
Бились дружины на правом берегу Днепра у стен города Киева. Стены выглядели, прямо сказать, плохо. Иван очень удивился, увидев во многих местах их полное отсутствие. Наряду с кирпичными, имелись участки и деревянного частокола.
Появившись в лагере Ярополка в своём одеянии волхва и в старческой резиновой маске на лице, Иван нашёл шатёр князя. Он был самым большим. Ивана удивило, что охрана рядом не стояла, и, зайдя в шатёр, он никого в нём не обнаружил, однако не вышел, а стал ждать, усевшись на подушки в углу, напротив входа.
Ждал он долго. Уже стемнело, когда ткань шатра осветилась факелами, и в шатёр внесли на руках Ярополка. Тот был пьян. Иван, поняв, что поговорить с ним не удастся, поднял «агрегат времени» вертикально, сфокусировал его и нажал кнопку. Ярополк вместе с сопровождавшими его воинами и шатром с подушками, телепортировался в Росток.
Иван так приладился к агрегату, что играл на нём, как на пианино. Надев изготовленные им самим перчатки, с шипами на «подушечках» пальцев, он быстро набирал необходимые ему цифры. Да и сам агрегат, был машинкой понятливой и, как оказалось, сам помогал, выдавая ближайшие варианты. А иногда Ивану казалось, что агрегат даже читал его мысли.
Переместившись вместе со своими гостями прямо к себе во внешний двор усадьбы, Иван вышел из шатра вслед за товарищами князя.
— Что за… хер? — Спросил первый вышедший из шатра, не замечая Ивана.
— Ик! — икнул другой.
— Да ну… Я столько не пил, — сказал ближний к Ивану воин.
— Ты тоже это видишь? — Спросил первый.
— Где мы? — Спросил третий.
Второй только икал, озираясь вокруг. Оглянувшись, он увидел Ивана.
Подворье Ивана было хорошо освещено «волшебными» фонарями, дававшими мерцающий «факельный» свет. Поэтому русичам было от чего потерять голову.
— Вы у меня в гостях, — сказал Иван.
«Гости» обернулись, взявшись за мечи.
— Не стоит начинать знакомство с битвы. Вам здесь ничего не угрожает. И мне тоже, — добавил он. — Я — Яролик — маг и вождь балтийских русов. Может быть слышали?
— Нет, — прохрипел ближайший и ударил Ивана мечом.
Иван ударил его электрошокером. Воин упал. Иван надел на него наручники.
— «Удобная вещь», — уже в который раз подумал Иван.
— Ещё желающие есть? Выйти против мага?
Желающих не было. Лежащий зашевелился, отходя от электроразряда.
— Ночуйте сегодня в шатре с князем. А то проснётся да обделается от страха. По нужде, кстати, вон в то строение, — показал Иван на деревянное сооружение, характерного вида и формы, с маленьким вырезанным окошком-сердечком над дверкой.
Для личного успокоения он всё же выставил вокруг шатра четверых дежурных стражников.
Помахав себе, прошедшему, в терем, Иван подумал, что, как бы ему не пришлось сегодня ночевать на гостевой стороне, но нет, он увидел, как второй «Иван» сам прошёл в соседнее крыло.
* * *
Прыжки во времени приводили к пересечению с другими «Иванами», вернувшимися по какой-то причине, в то же самое время. Поначалу это Ивана пугало, но потом он привык. Присутствие во одном месте одновременно нескольких его копий не меняло ход событий само по себе, если субъект не начинал вмешиваться в них. Но и тогда изменения происходили естественным образом и незаметно для окружающих людей.
Наличие нескольких Иванов в одном месте одновременно сначала пугало и нервировало горожан, но потом они привыкли. Привыкли так же видеть вдруг появившиеся объекты, «достроенные» в прошлом.
Успешное «сожительство» многочисленных дублей подтолкнуло Ивана на мысль о клонировании народившихся малышей, но добиться этого простым перемещением во времени, у Ивана не получилось.
Он стал искать нужные комбинации кнопок на агрегате. И он их нашёл. Была на агрегате возможность дублирования, и живых, и не живых объектов, если перемещать их в тоже самое время. Иван сильно удивился простоте решения.
Он начал со своих новорожденных детишек, самолично принимая роды у матерей, и сразу дублируя малышей. Потому и стало нарождаться у его женщин по три, четыре и по пять детишек-близняшек. Потом он обязал жителей города приглашать его на роды. Таким образом, он увеличил рождаемость в городе примерно в четыре раза.
Получалось, что Иван в любой момент времени мог увеличить численность своей армии до бесконечности, хотя это и утомило бы его до невозможности.
Чтобы жители города привыкли к таким чудесам, он как-то выступил в храме с проповедью и в заключение сказал:
— Я ваш бог и вы все мои дети. Вы знаете, что у нас много дел, но нам не хватает людей. Сейчас нам нужно укреплять стены города камнем, но… мы не можем. Я могу сделать людей по вашему образу. Они могут жить с вами в одном доме, помогать вам вести хозяйство.
— А баб можно три? — Спросил Гостомысл.
— Ты с одной, то справляешься? — Спросил, смеясь, Иван.
— Так я… не для того, — засмущался старик. — С хозяйством моя не справляется. И говы, и козы, и овцы, огород.
— И я о том говорю! — Поддержал Иван. — Можно. Хоть десять. Но, смотри… Проблем будет столько же.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги В складках миров и времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других