Гремиха и Шойна. Два посёлка, но одна судьба

Михаил Васильевич Гудаев, 2020

В этой книге я попытался поделиться с читателями материалами событий прошедшего столетия в одном из интереснейших мест нашей страны. Это Заполярье, стык Белого и Баренцева морей. Восточный берег Кольского полуострова, где расположен посёлок Гремиха и западный берег Канинского полуострова с расположенным здесь посёлком Шойна. Так уж сложилось, что эти два посёлка сыграли большую роль в моей жизни и рассказать о них в одной книге, считаю своей обязанностью. В одном из этих посёлков (Шойне) я вырос и получил образование, а в другом (Гремихе), я три года служил в рядах Советской Армии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гремиха и Шойна. Два посёлка, но одна судьба предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Йоканьгская Военно-Морская База, северная часть полуострова Канин и прилегающая к ним акватория Белого и Баренцева морей в годы Великой Отечественной войны

Эта книга о двух посёлках, Гремихе и Шойне, ставшими для меня близкими и родными. Идёт 2020 год. Это год 75-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне. И здесь был фронт. Фронт трудовой в самих посёлках и фронт боевой на морских рубежах. Я родился в 1946 году, поэтому рассказать о событиях тех лет могу, только использовав архивные материалы, воспоминания тех, кто жил в этих местах в те годы.

Материал взят с сайта “Морской флот страны 1941-1945” из статьи “Боевые действия 1-го Северного отряда пограничных судов”.

Линия фронта: “Мыс Святой Нос — Мыс Канин Нос”

Пограничникам пришлось отражать атаки немецких самолетов почти за месяц до 22 июня 1941 года. Так 30 мая 1941 года СКР “Бриллиант” нес службу по охране границы в районе губы Орловка.

Наблюдателем корабля на расстоянии 2—3 километров был обнаружен немецкий самолет. На корабле сыграли боевую тревогу. Самолет попытался атаковать сторожевик, но плотный огонь зенитчиков вынудил его уйти.

(СКРы — сторожевые корабли, катера. Использовались на советском флоте для несения разведывательной и дозорной службы, сопровождения и охранения крупных надводных кораблей и конвоев от нападения подлодок противника, борьбы с самолетами противника. При необходимости их планировалось использовать и в качестве быстроходных тральщиков).

Уже в начале войны был создан боевой дозор на линии мыс Святой Нос — мыс Канин Нос. Эта линия, длиной чуть более 150 километров, была все годы войны морской линией фронта на Севере. Здесь, с первых дней войны, шли бои наших военно-морских сил с вражескими кораблями, подводными лодками и самолётами.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. По приказу командующего Северным флотом 1-й Северный отряд пограничных судов под командованием капитана 2 ранга А. И. Дианова в составе семи пограничных сторожевых кораблей «Бриллиант», «Айсберг», «Жемчуг», «Нептун», «Рубин», «Бриз», «Сапфир», а также имеющиеся «малые охотники» и катера перебазировались в Йоканьгу для охраны горла Белого моря от проникновения надводных кораблей и подводных лодок противника. Дианов Александр Иванович был назначен командиром вновь созданной Йоканьгской ВМБ в составе Беломорской военной флотилии.

Сторожевые корабли и тральщики ЙВМБ сразу приступили к выполнению возложенных на них обязанностей. Подлодки противника, правда, ни разу за всю войну не заходили в бассейн Белого моря, но в воронке и в северной части горла моря появлялись постоянно.

“Первая встреча произошла уже 10 июля 1941 года. СКР “Жемчуг” в районе мыса Святой Нос обнаружил подводную лодку противника в надводном положении и атаковал её, сбросив три больших и шесть малых глубинных бомб. В течение 1941 года сторожевые корабли неоднократно атаковали подводные лодки противника. Самая знаменательная атака случилась 25 ноября 1941 года. СКР-25 “Бриз” на линии дозора Святой Нос — Канин Нос рано утром на дистанции около трёх кабельтовых обнаружил подводную лодку противника в надводном положении. Увеличив скорость, сторожевик развернулся для тарана, произведя пять выстрелов из носового орудия. Были отмечены два попадания. Через несколько минут “Бриз” таранил лодку в районе кормового среза рубки. Около минуты сторожевик тащил лодку на себе, после чего был дан задний ход, и лодка ушла под воду. На месте погружения было сброшено еще шесть глубинных бомб. В результате немецкая подводная лодка U-578 получила тяжёлые повреждения, и была вынуждена досрочно возвратиться в Киркенес, откуда была отправлена для серьёзного ремонта в Киль”.

“Только в 1941 году СКРами ЙВМБ было уничтожено семь подводных лодок и десять самолетов врага”.

Были и потери. “11 августа 1941 года СКР «Жемчуг» при несении дозорной службы на одном из самых неспокойных участков, рубеже мыс Святой Нос — мыс Канин Нос, был торпедирован вражеской субмариной”.

Налёты вражеской авиации на Йоканьгскую ВМБ и её боевые корабли

“12 мая 1942 года, когда СКР “Бриллиант” стоял на якоре Йоканьского рейда, три “юнкерса”, углубившись в тундру, зашли со стороны солнца и внезапно появились над сторожевиком. На корабль полетели бомбы. Три бомбы взорвались вблизи борта СКР, и в нем образовалось несколько пробоин, загорелись надстройки, но пожар вскоре был потушен. Экипаж героически отражал атаки. Осколки оставляли рваные раны на корпусе корабля. Моряки отчаянно боролись с огнем, но спасти корабль было невозможно. Вода поступала в трюм через пробоины у ватерлинии. Откачивать ее было нечем. “Бриллиант” неумолимо погружался в ледяную пучину. Экипаж вынужден был оставить корабль. Кроме того, во время этого налета были повреждены тральщик Т-911 (бывший траулер РТ-76 «Астрахань») и сторожевой корабль СКР-15 (бывший РТ), также стоявшие в бухте Йоканьги. Погибли в общей сложности тринадцать моряков и еще 46 получили ранения”.

“17 мая 1742 года группы по шесть «Юнкерсов» совершили еще два налета на Йоканьгу. На сей раз прямым попаданием был потоплен СКР-21 (бывший РТ-73). Еще одна бомба попала в сторожевой корабль «Бриз». Он получил тяжелые повреждения, но всё, же остался на плаву. От ударного воздействия при близких разрывах бомб сильно пострадал корпус сторожевика СКР-25 (бывший траулер РТ-88 «Печорец»). Во время налета пострадал и еще один сторожевой корабль — СКР-22 по названию тоже «Бриллиант» (бывший траулер РТ-79 «Тбилиси»). Всего при бомбежке погибли шесть человек и 24 получили ранения”.

“18 мая 1942 года последовал новый налет на рейд Йоканьги, в котором участвовали уже семнадцать «Юнкерсов». На этот раз там снова был поврежден тральщик Т-911, а также тральщик Т 904 (бывший траулер РТ-94 «Жданов»)”.

“21 мая 1942 г. на рейд Йоканьги в сопровождении эсминца «Валериан Куйбышев» и сторожевого корабля «Рубин» прибыл ледокол «Красин». Вскоре начался очередной налет Люфтваффе, в ходе которого на стоянки кораблей были сброшены 32 фугасные бомбы. Четыре из них взорвались поблизости от «Красина», в том числе одна — в нескольких метрах от его правого борта. В результате ударным воздействием выбило один из кингстонов в днище ледокола, и вода начала поступать в машинное отделение. Капитан, понимая, что корабль может пойти ко дну, тотчас отдал приказ идти к причалу. Там аварийная партия завела на поврежденный кингстон пластырь и откачала воду”.

Все эти удары заставили командование Северного флота срочно усилить противовоздушную оборону Йоканьгской военно-морской базы. Восемь катеров-тральщиков доставили туда вместе с расчетами и запасом боеприпасов десять 20-мм зенитных автоматов «Эрликон», полученных по ленд-лизу. Еще через два дня в Йоканьгу на тральщиках была переброшена батарея из четырех 76-мм орудий с личным составом. Затем германская авиация еще несколько раз бомбила Йоканьгу, но серьезных успехов больше не добилась”.

25 августа 1942 года командиром ЙВМБ вместо убывшего на новое место службы капитана 1 ранга А.И. Дианова был назначен контр-адмирал Николай Осипович Абрамов.

Зимой 1941-1942 гг. на Йоканьгском озере был сооружён временный аэродром. 29 января 1942 года там приземлились 4 истребителя И-15 и 4 гидросамолёта МБР-2. Уже 14 марта поднятый по тревоге истребитель повредил немецкий самолёт-разведчик. Весной аэродром подтаял, и 16 апреля самолёты возвратились в места постоянного базирования, а в Йоканьге началось строительство постоянной посадочной площадки. К 18 июня площадка была подготовлена. 24 июня на новую площадку приземлились 5 истребителей И-153, которые могли прикрывать базу с воздуха в светлое время суток. Полноценный аэродром был принят в эксплуатацию лишь к сентябрю 19423 года, после доставки и монтажа специального аэродромного оборудования.

В нападениях врага на Йоканьгскую ВМБ можно чётко выделить два варианта действий в зависимости от времени года. С марта по октябрь удары наносились в основном авиацией. Поздней осенью и зимой, в связи с сокращением светлого времени суток и наступлением полярной ночи, основные части германской авиации перебрасывались на «зимние квартиры» — аэродромы центральной Финляндии, где действовали против Карельского участка Северного фронта. В это время года в районе Горла Белого моря основной заботой советских моряков становились подводные лодки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гремиха и Шойна. Два посёлка, но одна судьба предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я