История родного края – земли Тульской

Михаил Алексеевич Сафронов

Давайте попробуем окунуться в историю нашего родного Тульского края. Безусловно, героического края, края, славного своими трудовыми и ратными подвигами. Туляки навсегда золотыми буквами вписали свои имена в историю страны, вложили огромный вклад в ее развитие, оборону, сохранение целостности страны, укрепление духовных и нравственных ценностей, процветание и укрепление России. Книга поможет вам лучше узнать и больше полюбить родной край.

Оглавление

Смутное время на Тульской земле

Уже в XVII веке современниками события, происходившие на Руси в начале века, назывались смутным временем. Термин «смутное» на Руси допетровской имел, как и сегодня, негативный контекст: тревожное, суетное, полное раздоров и непорядка. Слово «смута» весьма точно отражает данный период: время глубокого кризиса государственности, институтов власти, отсутствие централизованного руководства, хаос, беспорядки, разгул преступности, ослабление обороноспособности страны, «смущение умов» — изменение моральных и поведенческих стереотипов, беспринципная и кровавая борьба за власть.

Российское государство подверглось польской и шведской интервенции, период смуты смело можно считать первой гражданской войной. Принято считать хронологическими рамками Смуты период 1605—1612 годов — от воцарения Лжедмитрия I до разгрома польского гарнизона в Московском Кремле, изгнания поляков из Москвы или до избрания на трон Михаила Федоровича — 1613 год. Век в целом именуется «бунташным», поэтому правомерны и иные хронологические рамки Смутного времени. Мы не будем сильно углубляться в причины Смуты — это были и пресечение московской ветви Рюриковичей, и внешние и внутренние политические предпосылки, и экономические факторы. Смута — один из наиболее трагических периодов в истории нашей страны, затронувший все стороны жизни. Конечно, не миновало Смутное время и нашу Тульскую землю, многие знаковые события произошли в нашем крае, о чем должны всегда помнить и делать выводы: смута и гражданская война — одно из самых страшных событий, которые могут произойти в обществе.

Споры и различные гипотезы о личности Лжедмитрия возникают до сих пор, но все же принято держаться мнения, что это беглый дьякон Чудова монастыря Григорий Отрепьев, который выдавал себя за якобы чудом спасшегося царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. Его войско, по большому счету, не представляло никакой опасности для Руси, если бы не внезапная смерть царя Бориса Годунова, ослабление централизованной власти, как следствие, борьба бояр за трон, предательство и преследование личных выгод и интересов в среде высшей аристократии и не только. Всему этому предшествовал большой голод, наводнившие страну разбойничьи шайки. Как пишет наш земляк, первый тульский историк Иван Федорович Афремов: «Когда бояре и воеводы под Кромами передали войско и отечество Лжедмитрию — рязанцы, туляне, алексинцы и каширцы были во главе измены, и самозванец-царь поздравил их первыми своими телохранителями… Тула тогда же послала бить челом государю своему Дмитрию Иоанновичу, за что Гришка Отрепьев объявил ее своей столицей».

Можно предполагать, что выбор Тулы столицей определялся не только ее географическим положением и близостью к Москве, но и исключительный надежностью Тульского кремля как военной крепости. 1 июня 1605 года «царский» поезд въехал в Тулу, прибывший из Рязани архиепископ Игнатий, позже лишенный сана, первым из архиереев провозгласил многолетие самозванцу в Предтечевом монастыре города Тулы. В Тулу со всей страны начали стекаться как простые граждане, так и знатные бояре. Карамзин пишет: «Тула имела вид шумной столицы, исполненной торжества и ликования: там собралося более ста тысяч людей воинских и чиновных, множество купцев и народа из всех ближних городов и селений». Князья Воротынские и Телятевские, думные мужи Мстиславский и Шуйские и многие другие приехали в Тулу для присяги новому «царю». Прибывшие в оружейную столицу московские вельможи передали Лжедмитрию государственную печать, ключи от казни и символы царской власти. Выдвинулся в первопрестольную Лжедмитрий 15 июня, покинув Тулу, которая превратилась к тому времени в более чем стотысячную столицу из-за огромного наплыва людей с повинной к самозванцу. Под властью самозванца Тула была 15 дней, оставаясь формальной столицей. Позже Лжедмитрий венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля, также возложив на себя «царский венец» в Архангельском соборе у гробов царей московских. Царем самозванец оставался чуть меньше года, погиб в ходе восстания и был растерзан толпой.

Лжедмитрий I

Мы не будем подробно вдаваться в детали восстания Ивана Болотникова, подробно разбираться в происхождении самого Ивана, о котором есть множество различных теорий. После ряда сражений войска Болотникова были блокированы в Калуге войсками царя Василия Шуйского. Также участвовавшие в восстании войска «царевича» Петра, очередного самозванца того времени, выдававшего себя за сына царя Федора, которого никогда не существовало, пытались прорвать осаду Калуги, наиболее успешным для них было сражение под Веневом, когда восставшие разбили воеводу царя, князя Хилкова. Командовал войсками восставших князь Телятевский. После успеха в Веневском сражении войска «царевича» Петра разделились, часть под началом Телятевского двинулась к Туле, часть на помощь Болотникову к Калуге. После побед царских воевод на Вырке и у Серебряных Прудов под ударом оказалась Тула — вторая база восставших. Правительственные войска были разбиты под Дедиловым, князь Воротынский был также разбит повстанцами и «едва ушел в Олексин». Несмотря на военные успехи, Болотников не пошел на Москву, а перешел из Калуги в Тулу. Правительственные войска, получив передышку, начали готовить поход на Тулу.

Тульский поход царя Шуйского начался 21 мая 1607 года, важность похода подчеркивало непосредственное участие царя в нем. Так началась четырехмесячная осада города. По различным оценкам, войска Шуйского могли составлять от 30 до 150 тыс. человек, а силы Болотникова — примерно 20 тыс. человек. Большая разница в численности войск компенсировалась мощными укреплениями Тульского кремля. Царские войска обстреливали крепость с обоих берегов реки Упы, защитники проводили дерзкие вылазки в стан правительственных войск. Тогда, по предложению сына боярского Ивана Кровкова, осаждавшие перекрыли плотиной реку Упу и затопили крепость. Боеприпасы оказались испорчены, так же как и запас провизии, хранившийся в погребах. Начался голод. Болотников ждал подмогу, но она так и не пришла. Царь обещал восставшим милость, и 10 октября 1607 года боярин Колычев занял кремль, ворота крепости открыли противники Болотникова. Сам же он явился пред Шуйским во всем вооружении, снял с себя саблю, положил пред царем, стал на колени и произнес клятву служить царю верно до гроба. В итоге город был сдан, рядовых защитников Тулы Шуйский помиловал, а предводители восстания были жестоко казнены.

Оценки восстания Болотникова разнились на различных этапах исторического развития нашей страны, Болотников представлялся то героем — вождем крестьян, то злодеем — вором и убийцей. Как во многих исторических событиях, имеет место быть первое и второе, в гражданской войне не бывает победителей — это страшная трагедия. Да, возможно простой народ искренне шел за «истинного царя», не против власти, а за справедливость, так, как он ее понимал. Другое дело, что этими, на первый взгляд, благородными устремлениями успешно манипулировали и прикрывали свои преступления шайки разбойников, самозванцы, жадные до власти бояре и заграничные кукловоды немало способствовали русской Смуте. Тем не менее, это часть нашей истории и о ней нужно помнить.

Обелиск в память о восстании Болотникова

на территории кремля

В результате смуты многие города и селения Тульского края пришли в упадок, крепости и фортификационные сооружения были значительно разрушены, понадобилось много времени и сил для их восстановления. Запустели земли, деревни обезлюдели. Смутное время сильно подорвало экономическую, военную силу нашей страны, самое существование Российского государства стояло под вопросом. Недаром на государственном уровне отмечается День народного единства (4 ноября) как символ изгнания из Москвы поляков и начало конца русской Смуты.

Наша сила только в единстве, в мире и дружбе всех народов нашей многонациональной страны.

Минин и Пожарский

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я