История родного края – земли Тульской

Михаил Алексеевич Сафронов

Давайте попробуем окунуться в историю нашего родного Тульского края. Безусловно, героического края, края, славного своими трудовыми и ратными подвигами. Туляки навсегда золотыми буквами вписали свои имена в историю страны, вложили огромный вклад в ее развитие, оборону, сохранение целостности страны, укрепление духовных и нравственных ценностей, процветание и укрепление России. Книга поможет вам лучше узнать и больше полюбить родной край.

Оглавление

Откуда есть пошла земля Тульская…

История Тульского края неразрывно связана с историей нашей страны, становлением единого, мощного государства, обороной его рубежей, становлением промышленности, оружейного дела, формированием русского этноса в самом широком смысле этого термина. Жители нашего края никогда не оставались в стороне от всех исторических событий, происходящих на территории нашей Родины, начиная с древних времен и до наших дней. По истории Тульского края вполне можно изучать историю Русской земли. На территории Тульского края находится множество исторических памятников, памятников культурного наследия федерального уровня, представляющих уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Давайте попробуем окунуться в глубину веков, к историческим истокам Тульской земли.

Первыми поселенцами Тульского края в раннем железном веке — 1 тыс. до н.э. — были племена верхнеокской археологической культуры, специалисты называют их балтскими. Со временем представители этого этноса менялись, большое влияние на них оказали пришедшие с бассейна Десны племена, под их воздействием сформировалась мощинская культура. При изучении городищ возле Белева обнаружены кремневые орудия, изделия быта, как и при деревне Сатинки близ современного Советска, что говорит о высокой развитости культуры. В верхних слоях уже были обнаружены изделия из железа и меди — рыбные крючки, гарпуны, посуда и т. д.

Городище Дубна, раскопки

С VII века нашей эры здесь стали селиться племена вятичей — это одно из крупнейших славянских племен, селившихся в бассейне Оки, верховьях Дона, Прони. Есть различные гипотезы происхождения этого термина. Так, «Повесть временных лет» дает следующую версию: «…Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи». Сейчас более актуальной является версия о том, что название вятичей (*vętitji) восходит к праславянскому корню *vęt — «большой». Арабские источники называют территории, населенные вятичами, — страной Вантит. У персидского историка Гардизи можно найти упоминание о землях вятичей: «И на крайних пределах славянских есть мадина, называемая Вантит…». Под мадиной можно понимать некий город или территорию ему подвластную, округу. Управление, как и у прочих славянских племен, осуществлялось князем и вечем. Археологические находки монетных кладов говорят об активном участии в международной торговле. Вблизи современного Белева, на Федящевском городище, обнаружены дирхемы 814—815 годов, два дирхема, также датируемых концом VIII — серединой X века, найдены на территории Белева.

Годом основания Тулы считается — 1146-й, первое упоминание находим в Никоновской летописи XVI века: «Князь же Святославъ Олговичь иде в Рязань, и бывъ во Мченске, и въ Туле, и въ Дубке на Дону…» Эта версия считается специалистами спорной, ряд историков полагает, что нельзя опираться на данный исторический источник в полной мере, но и не отрицает существование древнего поселения на «старом городище». Однако же сформировался афоризм: «Тула мал городок, да старше Москвы на годок». В целом достаточно теорий о времени и обстоятельствах возникновения самого города Тула, но это тема для отдельной и более обстоятельной беседы. На территории современной Тульской области располагаются и другие древние города, имеющие свою богатую и интересную историю.

Древний город Белев впервые, как и Москва, упоминается в Ипатьевской летописи 1147 года. Гремячевская — древняя стоянка белевской культуры — находится против реки Жиздра, относится к периоду перехода от мезолита к неолиту. Характерной для белевской культуры является выделка кремневых орудий из ножевидных пластин.

Князь Василий получил в удел Белев и стал родоначальником белевских князей. Его отец — Роман Семенович Одоевский — участвовал в Куликовской битве на стороне Дмитрия Донского. Очень часто Белеву приходилось становиться щитом Руси от монголов и литовских захватчиков. История Белева очень героическая, во все века белевцы выходили на защиту родного края, из-за этого гарнизон Белева часто нуждался в пополнении, чаще других донорами являлись гарнизоны Епифани и Дедилова. Из-за притеснений со стороны Литвы белевские князья стали склоняться к Москве, под защиту Ивана Третьего. По мирному договору 1494 года, с литовским князем, Белев навсегда закреплен за Москвой. В ходе реформ Ивана Грозного в пограничных землях, в число которых входило Белевское княжество, появились засеки — вид оборонительных сооружений, в том числе состоящих из деревьев средних и более размеров, поваленных рядами или крест-накрест вершинами в сторону противника.

Выдающимся архитектурным памятником является Спасо-Преображенский монастырь. Он был основан в начале ХVI века удельным князем белевским Иваном Васильевичем, но источники расходятся по этому поводу. Первое письменное упоминание датируется 1557 годом и связывается с посещением монастыря и Белевской крепости Иваном Грозным при объезде южных рубежей Руси.

Белевский Спасо-Преображенский монастырь

Первое упоминание о городе Одоеве мы находим в Новгородской летописи. Связано это с 1380 годом, годом Куликовской битвы. На помощь ордынцам двигались войска литовского князя Ягайло, но были задержаны защитниками Одоевской крепости. Узнав о разгроме войск Мамая, литовцы вернулись домой, не успев принять участие в битве. Основан же город был раньше, новосильским князем Романом Семеновичем, который, спасаясь от монгольских набегов, перенес столицу княжества в Одоев, основав там династию князей Одоевских. Сам князь Роман — внук черниговского князя Михаила Всеволодовича из династии Рюриковичей.

Находясь на границе русских рубежей, Одоев не раз становился местом военных столкновений, часто атаковывался литовскими войсками и некоторое время был в подданстве князю Витовту. По мирному договору 1494 года Одоев окончательно отошел Московскому государству. В Одоеве были построены оборонительные укрепления — город стал одним из форпостов защиты русских рубежей. Со временем границы нашего государства отодвигались все дальше и дальше, и Одоев год за годом терял свое значение города-крепости. Из рода одоевских князей вышли 13 бояр. На Соборной горке Одоева расположено городище XIV — XVI веков, место получило свое название по находившемуся здесь Воскресенскому собору. На противоположенном берегу Упы располагался Анастасов монастырь, в 1669—1675 годы в монастыре строится жемчужина тульского зодчества — Богородице-Рождественская церковь.

Рисунок Одоевской крепости

Один из старейших городов Тульской области — Венев. Первоначально располагался на реке Осетр и именовался Венева (современное село Гурьево). В летописях Венева упоминается среди владений боярина Солохмира. В начале ХV века удел был выкуплен великим князем московским Василием, который вошел в историю с прозвищем Темный. После очередного набега татар старый город был разрушен и земли отошли к боярину Ивану Большому Шереметеву, участнику войны с татарами и похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году. Шереметев решил строить город на новом месте, для этого было выбрано малодоступное место на крутом берегу реки Веневки, новую крепость назвали Городенск. Город-крепость прежде всего служил для защиты Москвы от набегов с юга и востока, постепенно крепость обрастала посадами, в котором появлялись слободы — Оброчная, Городенская и Стрелецкая, позже Озерная. От попавшего в опалу Шереметева Городенск перешел к князю Ивану Мстиславскому, одному из воевод войны с Ливонией. Постигла участь опального и князя Мстиславского, и город с селами и деревнями стали имением великих князей Московских. В 1572 году по грамоте Ивана Грозного город получил название Венев.

Венев-монастырь — мужская обитель во имя св. Николая Угодника. В XI — XII веках здесь уже было поселение. Точно не установлено, было это поселение монахов-отшельников или воинов, защищающих рубежи родины. Известно, что в этих местах проповедовал Кукша, причисленный к лику святых, в земле тульской просиявших, замученный язычниками. Выписка из новоизданных Святцев о древности: «Монастырь древний в Тульской губернии Веневский в нем церковь Соборная. Сей монастырь построен еще в тринадцатом столетии. Август 9 дня 1827 г.» Считается самым древний монастырем Тульского края, возведение которого относят к XIII — началу XIV века. По преданию, в нем бывал Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова и оставивший в монастыре свой посох.

Юго-восточный уголок старого Венева

В ХVI веке города Тульского края все больше приобретают оборонительное значение, становясь городами-крепостями. Основание и развитие некоторых из них связано со строительством Засечной черты. Единый оборонительный комплекс из укрепленных городов, лесных и водных преград и специально созданных укреплений (городков, острогов, валов, частоколов и прочего) представлял собой целый рубеж. Он протянулся более чем на 1000 километров от Мещерских до Брянских лесов. Рубеж и получил название Черта, или Государева заповедь; позднее историки назвали ее Большой засечной чертой. Она имела особое значение на «крымской украине» в XVI — XVII века. В состав Большой засечной черты входили такие города Тульского края, как Венев, Тула, Одоев, Белев, Лихвин. Они еще до XVI века имели укрепления, они и стали опорными пунктами в системе обороны черты. Главной крепостью укрепленной линии был Тульский кремль, которому в 2020 году исполнилось 500 лет. В середине XVI века она стала стратегическим центром пограничных укреплений юга страны: из Тулы руководили реконструкцией черты, расположением воинских частей, сторожевой и станичной службой.

Большая засечная черта

Город Дедославль впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 году, он часто подвергался вражеским набегам и был разорен. По приказу царя Ивана Грозного в 1553 году город восстановили, а через год построили дубовую крепость, окруженную рвом. С тех пор город Дедилов (ныне село Дедилово Киреевского района), как назвал его царь, вошел в пограничную оборонительную линию. Еще один исторический город — Епифань — основан в 1571—1572 годах, возник как крепость. В XVI веке старая Крапивна стала городом-крепостью Засечной черты. На нее не раз нападали крымские и ногайские татары, а после очередного набега крепость сожгли. Позднее город перенесли на новое место — возвышенность реки Плавы, оттуда шло управление засек Заупской и Малиновой.

Древняя история нашего края очень интересна и многогранна, тесно связана со всеми героическими и трагическими периодами истории нашей родины. Долгое время Тульская земля являлась щитом государства, основой обороны ее южных рубежей. Древняя история чаще описывается в боевых подвигах, но мы видим, что на территории нашего края активно развивалась торговля, ремесло, архитектура, духовная жизнь. Недаром впоследствии Тульский край стал оружейным арсеналом родины, краем ремесленников и предпринимателей, хлеборобов, зодчих, ну и конечно самоотверженных защитников своего отечества.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я