Микроэкономика

Коллектив авторов, 2015

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Микроэкономика». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

6. Понятие рынка

Рынок как экономическая категория — это система экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, формируемых в процессе движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

1

Рынок в широком смысле — это система экономических отношений, которые формируются в процессе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.

Рынок в узком смысле — это сфера товарно-денежных отношений, которые основаны на взаимодействии спроса и предложения, зависимых от цены.

2

Субъектами рынка выступают продавцы и покупатели. К ним относятся домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Следует отметить, что многие субъекты рынка выступают на рынке одновременно и как покупатели, и как продавцы.

Подобное тесное взаимодействие хозяйственных субъектов на рынке образует взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объекты рынка — товары и деньги. К товарам относятся не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег выступают все финансовые средства, главными из которых являются сами деньги.

3

Структура рынка — это некое внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, а также их удельный вес в общем объеме.

К признакам структуры относятся:

• тесная связь между элементами;

• устойчивость связи;

• целостность структуры.

4

Система рынков — это общность всех рынков, которые разделены на отдельные элементы в зависимости от конкретных критериев.

Катализатором рынка выступает конкуренция, которая позволяет свободно выбирать экономические решения в условиях соперничества за максимизацию личной выгоды.

5

Рынок включает три основных элемента, которые находятся в органической взаимосвязи и оказывают влияние друг на друга:

1) рынок товаров и услуг: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, выставки, посреднические фирмы и т. д.;

2) финансовый рынок: банки, страховые компании, всевозможные фонды, фондовые биржи и т. д.;

3) рынок труда: биржи труда, бюро по трудоустройству, центры занятости и т. д.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Микроэкономика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я