Эта книга — ваш спутник на пути к писательству, вдохновляющий и практичный. Она рассказывает о том, как преодолеть страхи, сомнения и лень, чтобы сделать первый шаг к своей мечте — начать писать. Автор, недавно завершивший свой дебютный путь в мире писательства, искренне и живо делится своим опытом, ещё хранящим свежесть всех вызовов, сомнений, радостей и трудностей, связанных с созданием первого текста. Особенность этой книги в её простоте и близости: она написана не мастером со множеством титулов, а человеком, который только недавно был на вашем месте. Автор понимает, как трудно найти мотивацию, особенно если кажется, что вдохновение где-то затерялось. Вы узнаете, как обрести уверенность в своём голосе, преодолеть творческие кризисы и, главное, научиться справляться с самим процессом написания. Если вы давно мечтаете начать, но не решаетесь, эта книга станет вашей поддержкой и наставником. Ведь каждый великий автор когда-то был новичком. Настало ваше время.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Священное Писательство: как начать писать книгу и не останавливаться» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Писательский процесс
Настало время приступить к тому самому «увлекательному» процессу, включающему в себя выбор темы и жанра, подробное планирование книги, раскрытие тезисов, персонажей, соблюдение повествования и логики текста — увлекательно, не правда ли?
Для меня раньше всё это казалось непреодолимой преградой на писательском пути. Бывает так, что и двух слов связать не можешь в жизни, не говоря уже о том, чтобы связать вместе всех персонажей, уследить за их репликами и при этом соблюдать индивидуальные особенности речи каждого из них.
К счастью, на данный момент вы можете ограничиться более простыми по изложению книгами (автобиографии, мемуары, нон-фикшн и др.), которые всё равно давно «просились наружу». Вы можете начать с того, что проще и совместить приятное с полезным: и книгу напишете и «руку набьёте». Но это лишь совет. Если вы всё-таки решили бросить себе вызов и начать работу над фэнтези и романами — искренне восхищена.
Я знаю, как хочется порой взяться сразу за все 10 штук книг, которые напридумывались в течение жизни, но подумайте о них, рассмотрите их все. Какая из них больше всего продумана и сложена у вас в голове? Тогда за ту и беритесь.
Если вы хотите писать в разных жанрах, например, не только нонфикш, но и фентези, попробуйте взять за первый. Когда книга получится, вы уже будете чувствовать себя более уверенно, потому что вы писатель уже! Ничего себе достижение и статус! А так же будете твёрдо держать перо в руках.
Фокусировка на одной книге помогает вашему сознанию и тем более подсознанию генерировать вам новые идеи конкретно для того произведения, над которым вы сейчас трудитесь. Вы погружаетесь в свои мысли о том, как хотите раскрыть персонажа или тезис. И даже когда вы думаете, что о книге не думаете, вы всё равно о ней думаете. Ваше подсознание всё равно автоматически обрабатывает те поленья идей, которые вы подкидываете ему в топку.
Вы можете сразу думать о двух-трёх книгах — запретить никто не может. Но вы больше будете путаться, от этого будет падать мотивация и скорость вашего написания.
Рабочее пространство
Но неважно с какой именно идеей вы приступите к писательству, важно организовать своё рабочее пространство так, чтобы вам было приятно и комфортно работать в нём.
Сделайте своё рабочее место комфортным и не отвлекающим вас от писательства. Вы должны чувствовать себя довольным, сытым и с намерениями вершить горы.
Уклад жизни, привычки, предпочтения у всех людей разные, отсюда и следует, что универсального идеального рабочего места нет. Если вам комфортно, когда вещи разбросаны, то пусть так и будет. Мне например комфортнее работать в чистоте, чтобы дом сиял и не было пыли ни на ноутбуке, ни на столе, ни в моём воображении. Поэтому я совершаю почётный круг уборки дома — пол, пыль, чистка ноутбука и сажусь творить.
Если в вашем рабочем пространстве есть какие-то раздражители, постарайтесь максимально их устранить. В доме орущие маленькие братишки и сестрички, шумные соседи? Наденьте наушники или беруши (при условии, что дети будут под чьим-то присмотром, пока вы творите, а то натворите не того, что нужно). Выключите телефоны, или ещё лучше оставьте их в другой комнате, чтобы даже глаза ваши его не видели. Сложите разбросанные вещи, если они вас отвлекают.
Словом, сделайте всё, чтобы вам было приятно находиться на рабочем месте. Обустройте своё гнёздышко: поставьте печатную машинку для антуража, разложите книги. У меня есть мечта сделать дома небольшую библиотеку, чтобы там и писать. Р — романтика.
Создайте у себя максимально писательский уют.
Писательский настрой
Когда я искала всевозможные статьи по писательскому мастерству несколько лет назад, то нашла любопытный момент, помогающий настроиться на работу. Его смысл в том, чтобы каждый раз перед тем, как вы садитесь за книгу, совершать какой-то ритуал.
В статье говорилось про какого-то писателя, который использовал свечу. Перед началом работы он её зажигал, а когда заканчивал — тушил. «Это гениально!», — подумала я и решила тоже попробовать. Но вместо свечи я решила использовать кольцо, особое творческое кольцо с красивым драконом — оно символизировало гениальность и творческое начало. Принцип тот же: перед началом работы кольцо одевалось на пальчик, а при окончании снималось.
Только ничего не получилось. Я не чувствовала, что оно мотивирует меня писать, несмотря на то, что много значит для меня. Но собака была зарыта в другом месте, с кольцом всё было в порядке.
И сейчас у меня другой ритуал (уборка не в счёт): я пью чаёк со вкусняшкой и сразу убиваю четырёх зайцев:
1. Утоляю голод.
2. Наслаждаюсь вкусным десертом.
3.Включаю мозг.
4.Получаю глюкозу для его работы.
Не ритуал, а целый кладезь хорошего подзаряда, физиологического и эмоционального, так ещё и на работу настраивает. Он работает безотказно.
В один момент я поняла, что, так как я гедонист, то в моём случае будут срабатывать фишечки, которые эту характеристику будут «ублажать», потому что это моё естество. Всего их четыре типа: традиционалист, реалист, идеалист и гедонист. Когда вы поймёте, к какому психотипу относитесь — сможете подобрать миниритуал в соответствии с этим, чтобы он работал на вас и помогал включаться в работу.
Традиционалист. Это человек, уважающий традиции и культуру. В плане писательства это люди, которые предпочтут писать от руки или на печатной машинке, потому что так правильно, потому что это образ писателя в его голове. Тот писатель со свечой тоже скорее всего относится к этому типу, поэтому для вас подойдёт вся атрибутика, связанная с традиционным представлением о творчестве писателя: зажигание свечи, писать перьевой ручкой, использование очков (я говорю про нулёвки «для виду», а не про те, которые носят люди с плохим зрением; но это будет отличным совпадением), использование моего метода с кольцом тоже сюда подойдёт, только нужен какой-нибудь фамильный писательский перстень. Уважение к традициями будет разжигать пожар творчества в таком человеке.
Реалист. Человек без розовых очков на глазах, смотрящий строго на факты, на жизнь, на свои усилия и считающий, что всё зависит не от ритуалов, а от собственных труда, усидчивости и вложенных сил в работу. У подобных людей слово «ритуал» вызывает зуд, они просто в это не верят — духовные атеисты. Они заменяют это слово «привычкой», которая довольно проста — садись и пиши. Если вы такой человек, то ваши инструменты: чёткий план книги, планирование времени на работу и следование своим убеждениям. Вам не нужен особый магический обряд для настройки себя на работу, потому что вы уже устроены так, что в ваших настройках работа стоит по умолчанию. Вы просто садитесь и пишите.
Идеалист. Читаем между строк «перфекционст». Такие писатели тоже чётко следуют плану, но не потому, что «надо», как реалистам, а потому что всё должно быть идеально. Ритуал уборки дома и всего вокруг, чтобы создать идеальное рабочее место относится именно к таким людям. Вам нужно немного больше времени уделять для писательства, так как львиную долю времени надо уделить приведению в порядок всего дома. Хорошо, если у вас этого времени много. А если не очень, то попробуйте создать свой уютный уголок в каком-нибудь месте, где убираться не надо — на работе или в тихой кофейне. Так вы сэкономите тучу сил и времени, которые можно направить на книгу.
Гедонист. Человек, уважающий удовлетворение собственных желаний. Он берёт от жизни только самое вкусное и чаще всего живёт в моменте сейчас, редко думая, что будет завтра. Писателям такого склада надо максимально задобрить своё внутреннее божество: вкусно и красиво покушать, порадовать себя новой покупкой. Ему нужно переделать всё самое важное до того, как он приступит к книге: хорошенько выспаться, сходит в бассейн, в парикмахерскую, на маникюр и так далее. Прежде чем сесть писать ему надо по полной насладиться жизнью, зарядиться. Отсюда и все ритуалы будут усладительными.
Вы можете иметь смешанные типы, даже быть сразу тремя тредиционалистом-идеалистом-гедонистом. Это такой писатель, который, прежде чем сесть за работу, переделает все дела по дому, хорошо покушает, обставится «писательским» декором, возьмёт своё перьевую ручку и тогда начнёт писать. Только реалист, как волк-одиночка, всегда такой, какой он есть, без примесей.
Узнав себя лучше, это не только поможет настроить ваш мозг на работу, но и поможет понять, как распланировать весь писательский путь вашей первой книги. Гедонисты, пишите по наитию, главное, регулярно. А откуда начинать: с конца, с начала или с самой сердцевины — неважно. Традиционалисты, сделайте всё, чтобы максимально чувствовать свою связь со «старыми» писателями, это ваша визитная карточка. Идеалисты, мне жаль это говорить, но нет в мире совершенства. И даже если приходится отступать от плана, вы легко можете его корректировать и создавать новые идеальные планы. И реалисты, вы — красавчики. Занавес.
Взяв какое-то одно действие и сделав его своей привычкой, так вы будете сигнализировать мозгу, что готовы начать работать. Это будет спасать вас в те огорчающие моменты, когда вдохновение не приходит «на службу».
Поэтому так много времени я уделила этому подпункту, чтобы вы смогли больше разобраться в себе и выбрать свою стратегию поведения.
Выбор жанра и темы
Скорее всего у вас уже есть конкретная идея для книги, возможно даже хорошо расписанная, вы знаете, о чём хотите писать и в каком жанре. А возможно и нет. Но неважно, первый или второй вариант, вам пригодится это узнать.
Выбирайте те жанр и тему, которые вы сами любите читать или хотя бы смотреть в киноиндустрии. Так у вас будет общее представление о том, как строится текст. А интерес по выбранной теме будет давать волю воображению и поддерживать вашу мотивацию.
Тема книги
О чём вы хотите писать? О любви? О приключениях и опасных странствиях? О реально жизни без приукрас? Об особенностях своего мышления или профессии? А может о животных?
Пишите о том, что очень хорошо знаете. Возможно имеете образование в какой-то сфере, или увлекаетесь своим хобби очень долго. Разбираться в теме своей книги жизненно важно! И если вдруг вы поняли, что хотите написать эротический роман, но ни одного в жизни не прочитали — всё же советую ознакомиться с парой экземпляров на досуге. Хотя, возможно, ваш личный опыт будет случить куда более лучшим источником знаний, нежели какие-то книги.
Жанр книги
Что ж, советую выбрать тот, который вам очень близок. Вряд ли у вас получится достойная книга детектива или ужасов, если вы их на дух не переносите или ещё хуже — боитесь.
Не гонитесь за модой. Если Стивен Кинг или Джоан Роулинг добились успеха в своих нишах, это не значит, что и вам надо туда — вас точно ждёт успех. Вам надо в их ниши, только если вы очень сильно хотите в этой нише писать: для тех людей, с такими интересами.
Жанр и тема книги должны дополнять друг друга. Странно будет написать серьёзную книгу о поведении собак, выбрав жанр ужасов. Я, конечно, преувеличиваю. Но и то и другое должно вам нравится в жизни — и тема, в которой вы разбираетесь и жанр, которые читаете или хотя бы смотрите в кино.
Почитайте литературу и мастер-классы о том, какие приёмы используют писатели в вашем жанре или как стоит раскрывать вашу тему. Вы знаете, как построить повествование детектива? Я вот не знаю — ни одного в жизни не читала и даже не могу представить, как нужно держать интригу, но при этом распутывать клубок следствия.
Составление плана и синопсиса
С чего же начать? Лучше всего начать с синопсиса, так как, первое, это быстрее, а, второе, по синопсису строится план. Но для начала разберёмся, что такое синопсис и чем он отличается от аннотации.
Синопсис
Это краткое беспристрастное описание вашего произведения, чаще всего изложение сюжета. Помните, как в школе писали изложения? Я до сих пор помню этот кошмар, поэтому и составлять синопсисы не люблю. Он нужен для издателя, чтобы кратко изложить, о чём ваша книга, а издатель смог оценить, заинтересует его ваше художество или нет.
Аннотация — это тоже краткое изложение вашего произведения, но она нужна для привлечения читателей в начале книги или в описании на интернет-ресурсах. Задача аанотации вызвать у человека эмоции, в то время как синопсис — довольно сухое изложение сути.
И так как для составления плана нам не нужны эмоции, поэтому и берём за основу синопсис. Напишите кратко о чём ваша книга, запишите туда её особенности, чтобы это напоминало о том, что эту особенность нужно раскрыть в плане.
Для сравнения, аннотация к этой книге выглядит так:
«Эта книга — ваш спутник на пути к писательству, вдохновляющий и практичный. Она рассказывает о том, как преодолеть страхи, сомнения и лень, чтобы сделать первый шаг к своей мечте — начать писать. Автор, недавно завершивший свой дебютный путь в мире писательства, искренне и живо делится своим опытом, ещё хранящим свежесть всех вызовов, сомнений, радостей и трудностей, связанных с созданием первого текста.
Особенность этой книги в её простоте и близости: она написана не мастером со множеством титулов, а человеком, который только недавно был на вашем месте. Автор понимает, как трудно найти мотивацию, особенно если кажется, что вдохновение где-то затерялось.
Вы узнаете, как обрести уверенность в своём голосе, преодолеть творческие кризисы и, главное, научиться справляться с самим процессом написания.
Если вы давно мечтаете начать, но не решаетесь, эта книга станет вашей поддержкой и наставником. Ведь каждый великий автор когда-то был новичком. Настало ваше время».
А синопсис вот так:
«Эта книга рассказывает о том, как начинающему писателю преодолеть страхи, сомнения и лень, чтобы сделать первый шаг к своей мечте — начать писать. Автор, недавно завершивший свой дебютный путь в мире писательства, искренне и живо делится своим опытом, ещё хранящим свежесть всех вызовов, сомнений, радостей и трудностей, связанных с созданием первого текста.
Особенность этой книги в её простоте и близости: она написана не мастером со множеством титулов, а человеком, который только что закончил свой первый путь и понимает, как трудно найти мотивацию.
Книга расскажет, как начинающему автору обрести уверенность в своём голосе, преодолеть творческие кризисы и, главное, научиться справляться с самим процессом написания, и она вдохновит его ступить на новый, возможно великий, путь писателя».
Видите разницу? Аннотация более кокетлива и привлекательна для читателя. Она обращается к читателю, заманивая его «в разговор по душам», чтобы, прочитав ее, человек подумал «хочу» и купил книгу.
Составление плана
План должен опираться на ваш синопсис и раскрывать те «особенности» с разных сторон, на которые вы хотите обратить внимание читателя.
Даже если тяжело наметить план целиком — просто обозначьте его хотя бы несколькими главами или тезисами, примерно представляя порядок, в котором они раскроются.
Сначала может показаться, что тезисов слишком мало для того, чтобы назвать это книгой. Но не бойтесь, так кажется в самом начале. По ходу работы многое будет раскрываться само собой. Какие-то главы появятся, какие-то наоборот сольются в одну. Окажется, что какие-то мысли и идеи состоят ещё из нескольких. План будет
Некоторые подпункты и сцены будут кочевать из одной главы в другую. Вы захотите поменять всё местами и будете переиначить весь план ещё не один раз, особенно это касается художественной литературы.
Для начала хватит и короткого план с основными обозначениями книги. В процессе самого писательства подпункты будут добавляться автоматически. Но если вам всё равно тяжело раскрывать какие-то главы допустим в жанре нон-фикшн, можете поспрашивать друзей или знакомых. Взгляд со стороны может подсказать неплохие моменты и неожиданные стороны. И это не будет значить, что теперь ваш помощник «на один раз» соавтор. Это совершенно нормально спрашивать, уточнять, брать интервью. Я тоже периодически устраиваю своим друзьями соц.опросы по самым разным вопросам.
С быстрым ростом развития использования возможностей нейросетей люди стали всё чаще прибегать к их творчеству, дабы помочь себе облегчить жизнь. Конечно, ИИ действительно может подсказать, что вы можете раскрыть в своей книге. Но не забывайте о двух вещах.
Первая, если участие ИИ довольно значительно в вашей книге, то есть оно придумала вам сюжет, персонажей, целиком составило план книги, а возможно даже и написало его, то вряд ли вашу книгу можно причислить к вашему авторству. Это уже точно соавторство. Вы не будете в итоге чувствовать полноту гордости и довольствования собой, потому что на подсознании будете понимать, что большую часть работы сделал другой. По большей части это касается идеалистов, ваше подсознание и уж тем более сознание точно не выдержат такого, поэтому всё пишите сами.
Вторая вещь — никто не отменял восстание возможное машин! Придёт Искусственный Интеллект к власти, даст себе права и авторские права, и напрочь лишит вас всех псевдо-ваших достижений, ха-ха.
Конечно, я просто смеюсь, но не давайте воли своей безответственности и прокрастинации. Вы всё равно проиграете в конецчном счёте тем, что не насладитесь книгой, которую создали вы! Потому что её создали не вы.
Творчество
Записывайте все свои идеи в блокнотик или в телефон. Только обязательно в заметки, у которых есть облако. А то потерей телефона потеряется и всё вами придуманное за эти годы. У меня так и случилось. Благо, телефон нашёлся через день, всё-таки мир не без добрых людей.
Визуальность, что вы пишите книгу. Создайте документ ворд и сделайте ориентацию альбомной, а текст поделите на две колонки. Так, создавая абзац за абзацем, вы будете видеть, как ваш текст уже становится книгой.
Развитие креативного мышления
Как-то попалась мне в руки книга «Журналистика для всех». Её автор был преподавателем журналистики в моём университете. Книга прочиталась легко, но запомнилось и пригодилось мне только одно — способ развития креативного мышления.
Автор говорит, что из клише можно сделать уникальную новую идею. Вы берёте клише и придумываете как можно больше вариантов разрешения ситуации. И чем дальше будете придумывать, тем креативнее будет идея.
Избегайте штаммов в текста, практикуйтесь придумывать свои уникальные метафоры. Пусть сначала они будут простенькие, зато ваши. Можете и с метафорами практиковаться по методу книги «Журналистика для всех» — берёте крылатое выражение и пытаетесь придумать как можно больше необычных выражений. С каждым разом вам будет это даваться всё проще.
Ваш жизненный опыт несомненно помогает добавлять креативности и необычности в книгу. Чтобы достоверно писать о взаимодействии в офисе — лучше использовать личный опыт. Он будет ярким, уникальным — вашим, потому что вы его пережили и можете передать достоверно эмоции и взаимодействие людей.
Но если такого нет, то хотя бы посмотрите фильмы/сериалы, пообщайтесь со знакомыми, которые в офисе работают. Так вы не только сможете погрузиться и лучше представить место действия, но и, возможно, зацепить некоторые интересные моменты для своей истории. Говорю в который раз — помощь других в подобных моментах просто неоценима.
Вы не можете знать всё, а люди вокруг знаю много. Делая так, вы будете поступать мудро, как и владельцы огромных корпораций, незакончивших даже школу. Они собирают вокруг себя умных и талантливых людей в определённых, нужных им, сферах. Каждый подсказывает со своей колокольни, со своего места. А всё что делает глава — просто руководит им и решает, как распорядиться с той информацией, которую услышал. Вы в точно таком же положении, используйте знания, опыт и навыки людей, окружающих вас.
Фрирайтинг — ещё один способ необычного изложения текста. Это свободное непрерывное написание текста (это как раз про те зелёные и красные подчёркивания). Он нужен для того, чтобы вытаскивать из подсознания какие-то скрытые идеи и мысли.
Сначала попробуйте, кому-то может подойти этот метод написания текста. Тем, кому не особо зайдёт — объясню, почему. Такой способ написания текста имеет свойство наполнять текст не смыслом, а сладенькой водой. Вода кажется такой, потому подслащивает видимости наполняемости вашей книги, но от этого она не перестаёт быть водой, а значит её всё равно придётся исключить. То есть вроде слова пишутся и вроде по теме, но смысла в них никакого нет и, убери вы этот абзац, книга нисколько не пострадает.
Единственная полезная вещь — это он может подсказать вам, что у вас сейчас в голове и о чём вы беспокоитесь. Чаще всего такое письмо это набор пустых слов. Я говорю о своём опыте. У меня не получилось выдавить ничего путного с этим способом писательства. Видимо он подходит больше для людей высокого полёта мысли. С точки зрения пользы для текста я ничего не увидела.
Из-за того, что у вас может получаться белиберда, это будет подрывать вашу веру в свои способности. Вы будете думать «что за фигня?», только другими грубыми формами. И скорее всего не захотите продолжать. Что ж, в таком случае просто оставьте такой способ написания и переходите к обычному обдумыванию над предложениями и их смыслом — традиции наше всё, не так ли, господа традиционалисты?
Что сработает для одного — не сработает для других. Мне не помогало просто набирать текст, чтобы хоть что-нибудь получилось. Потому что получается бессмысленная пустота.
Для вас оно может сработать и вы увидите некоторые блестящие мысли оттуда. Просто запомните, что весь написанный текст не имеет смысл использовать в книге, там будет 99% ненужных слов. Вы можете взять оттуда лишь идеи или какие-то фразы. Но подумайте лишний раз — не будет ли это просто тратой времени?
Название
Первое, где стоит проявиться вашей творческой извилинке — название. Люди смотрят не только на обложку книги, но и на название в равной степени. Оно должно отражать суть вашей книги, но при этом иметь и какую-то изюминку. Я тоже могла бы назвать книгу «Как писать книги», и куча-туча других писателей могли бы сделать так же. Но, будь все названия одинаковыми по одной тематике, авторы не будут запоминаться читателям.
Да, названия произведений — визитная карточка писателя. Только посмотрите на эти прекрасы многообразия названий: «С первой фразы: как увлечь читателя», «Литературный марафон», «Как написать нон-фикшн», «Причеши свой текст» (там ещё и обложка просто супер, особенно для собачников), «Птица за птицей», «Священное Писательство». А вроде всё об одном и том же — как писать книги (да-да, про себя не забыла).
Вот эта книга «С первой фразы: как увлечь читателя» Лизы Крон особенно хороша для людей, намеревающихся писать прозу. Автор очень подробно рассказывает, что такое сюжет, конфликт и истории, как создать персонажей, как создать интригу в повествовании и наглядно показывает, как вообще придумывается история прямо на ходу. Для меня эта книга стала настольной, я и сейчас иногда обращаюсь к ней за советом.
Иногда авторы используют прямые названия вроде «Как написать нон-фикшн» или «Как писать книги» для лучшего поиска в интернете, чтобы их книги выдавало в первых строках поиска. И для читателей в книжном магазине, которые, увидев название, сразу поняли о чём книга и брать или не брать.
В идеале — это совмещение двух этих ипостасей: креативности и информативности, отчего и пошла мода на длинные названия вроде «Священное Писательство: как начать писать книгу и не останавливаться», «С первой фразы: как увлечь читателя» и тому подобные.
Если у вас с названиями так же плохо, как и у меня — не чурайтесь попросить друзей и родных помочь придумать что-то грандиозное. Чаще всего они это сделают безвозмездно, чувствуя личный вклад в такое достижение близкого человека. Но так же вы можете упомянуть это в начале книги, чтобы порадовать того человечка и таким образом отблагодарить его за помощь.
Писательский процесс
Писательский процесс не самый простой, особенно когда вы только приступили к работе. Кажется, что её так много, что это просто невозможно написать и расставить так, чтобы текст был логичным, лаконичным и интересным, персонажи имели связи. Но всё это иллюзии, которые пропадут во время или после написания первой книги.
У вас уже есть примерный или подробный план глав вашей книги. Когда объясняете тезисы или пишите сцены и диалоги в главах, не забывайте сверять их с планом, что всё это ведёт к тому, что вы хотели рассказать или показать читателю. А при обнаружении нарушений, исправляйте
Следование логике и плану. Как «чеховское ружье». Если писатель в начале книги упомянул, что над столом висит ружьё, то рано или поздно оно обязательно должно выстрелить. Нет смысла просто так писать, что над столом висело ружьё — это никому не интересно, если оно не имеет отношения к повествованию.
Это касается не только художественных текстов, но и всех остальных. Написав в начале книги, что вы дадите практические упражнения по преодолению кризиса, не дадите их — люди будут недовольно, потому что возможно только ради них и купили книгу. Когда вы о чём-то упоминаете — это должно быть по делу и к месту.
Многие писатели и журналисты советуют не обращать внимания на ошибки во время написания текста, мол, потом исправите — не отвлекайтесь сейчас от своих мыслей. Но как(!) этого не делать, если весь текст пестрит зелёным и красным подчеркиванием, за которым даже самого текста не видно? Для меня лично это невозможно. Проверяйте все советы по писательству, на вас они могут не работать.
Я не могу приступить к следующей мысли и следующему абзацу, если в прошлом у меня повеселился чёрт с двумя фломастерами: красным и зелёным. Поэтому я спокойно сразу пишу на чистовую.
Никто вас не гонит, куда вы бежите, лишь бы поскорее написать? Вы можете это сделать, но какое будет качество этого текста? Он будет вызывать раздражение, а потом и ваша деятельность быдет вызывать раздражение и вы просто бросите писать. Минимум стресса! Это касается даже вида самого текста. Если вам как и мне не нравятся ошибки — потратьте время на их исправление сейчас.
Эрнест Хемингуэй советовал писать небольшими предложениями. Я с ним согласна, это просто необходимо. Избегайте больших и сложных предложений — они тяжёлые для восприятия. И когда ваше повествование построено на гигантских цепочках слов — у читателя будет возникать ощущение подавленности и тяжести в голове. Такое тяжело переваривать, особенно если ваше чтиво для расслабления. Врагу не пожелаешь такого досуга.
Так же в небольших предложениях будет меньше подчёркиваний от несогласованности или перегруженности текста.
Выбирайте простой способ донесения информации, особенно если тема книги сложная, научная например. Помню в одной книге, которую мне очень расхвалили и зарекомендовали, автор написал во вступлении «я намеренно не буду писать простым языком», мол тема такая сложная и «высокая» — я моментально захлопнула книгу.
Смысл книг донести читателю сложную тему простым языком, чтобы он понял(!) ту самую тему. А когда пишут такие вещи, что специально не будут говорить просто — это лишь способ показать «смотрите, какой я умный и какие сложные слова знаю, бе-бе-бе» А гордыня это грех, не берите его на душу. Читатели просто возненавидят вас. А смысл вроде как раз в обратном — стать известным и любимым. Творчество творчеством, но донесение информации должно быть понятным, иначе ваш полёт творчества никто не разделит с вами.
Черновик
Вот он долгожданный первый проблеск во тьме писательского жития — готовый черновик, так же именуемый «покорённым Эверестом». Сполна насладитесь своей первой победой над книгой, можете даже купить себе тортик и поставить одну свечку, но не за упокой вашего таланта, а за то что этот день теперь день рождения вас, как писателя.
Настало время взять отпуск и отдохнуть. Пока вы писали текст, возможно у вас замылился критический взгляд. Поэтому вашу книгу стоит отложить на некоторое время, чтобы вы забыли, что написали. И, взяв в следующий раз свою рукопись через месяц, искренне удивились, вы ли написали это божественное словосложение или эту хрень.
Бывает так, что, написав черновик, вы погружаетесь в глубокие думы того, что написали полную галиматью — такой чуши ещё свет не видовал. Тише-тише. Забудьте сейчас, что вы что-то писали. В вашем случае ваш критический взгляд не замылился, а обострился. Но ни то, ни другое не хорошо.
Не судите себя строго. По крайней мере сейчас. Просто расслабьтесь и отвлекитесь на другие дела. Это нужно, чтобы ваш «объектив» пришёл в норму и работал объективно с вашим черновиком.
Когда вам думается, что получилась чепуха — вы можете быть и правы, но можете и ошибаться. Тогда в первом случае — всё не так уж и страшно, это всего лишь черновик, его легко исправить и никто кроме вас его не увидит. А во втором, взяв черновик на перечитку спустя время, вы поймёте, что преувеличивали и получилось не так уж и плохо, осталось только немного подрихтовать неровности.
Как работаю с черновиком я? Может и вам подойдёт Сначала разбиваю главы на отдельные документы ворд, чтобы каждый раз не листать десятки страниц в поисках нужной главы. И расставляю их в линию на десктопе. Когда заканчиваю работать с главой — просто поднимаю её вверх на одну позицию.
Такая работа с одной главой помогает сконцентрироваться на конкретном маленьком кусочке работы. А двигание документов вверх будет показывать вам визуальность вашего прогресса. У меня с первой книгой был забавный случай. Я распределила информацию по главам, выстроила линию и спокойно каждый день писала по главе. Но в самой середине книги глава оказалась тяжёлая, она елё двигалась, потому что там было много информации, да и тема удручающая «депрессия», короче я решила перепрыгнуть через неё и делать дальше.
К концу моей работы над книгой у меня все документы (9 штук) были выстроены в ряд, кроме одного, того посередине. И это было похоже на птицу. Я ходила вокруг этой главы ещё пару дней и всё-таки решила, что пора моей птичке взмахнуть крыльями и полететь, ведь оставался один последний шаг. Так и сделала.
Этот визуальны образ помог преодолеть мне последний рубеж.
И работа с черновиком как сначала расстановка тезисов, потом раскрытие их. А потом полное дополнение.
Что ж, вы проделали огромную работу над книгой и, думаю, над собой тоже. В любом случае не судите строго себя и черновик, это ваша первая книга. Попробуйте мне сейчас во весь рост слепить коня из бронзы — посмотрим, какая красота у вас получится. Не расстраивайтесь, если первый результат далёк от ваших представлений об идеале, однажды вы станете мастером слова. Но только не идеалисты! Для них ничего не идеально.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Священное Писательство: как начать писать книгу и не останавливаться» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других