Сталинский разбор кино

МемуаристЪ, 2021

Хорошо известно, товарищ Сталин лично занимался творениями киноделов. Часто давал конкретные указания по доработке картин. Понятно, вождя мало интересовали художественные приёмы. Кино всегда пропаганда, даёт образцы как жить, к чему стремиться, какие ценности правильные, а где подлость и звериный оскал. Именно поэтому старинный фильм про Невского – не фэнтези о древнем князе, вроде нынешнего «Викинга». Картина вполне современная, о борьбе народа против угнетателей. Бестолковые поделки киноделов западных, вроде «Матрицы» или «Робокопа» – не просто боевички. Авторы могут не сознавать, но картины пропитаны ужасом и бесчеловечными идеями мира чистогана. Предельного выражения – мира капиталистической диктатуры. Книга – не просто рецензии синефилов. Здесь мы с Вами попытаемся поговорить о кино как о выражении глубинных идей эпохи. Давайте с лёгким сталинским прищуром посмотрим – куда же ведёт и чему учит нас кино. От шедевров эпохи советской до современных киноподелок. Приятного чтения!

Оглавление

"Игра в кальмара". Капитализм — обречённый мир без будущего

Совершенно жуткие гримасы капитализма и полная утрата людьми человеческих качеств. Весь мир, как безумный, смотрит новый корейский сериал"Игра в кальмара"". Только за первую неделю творение киноделов посмотрели сто десять миллионов зрителей. Главная актриса за первую неделю набрала 8 миллионов подписчиков в инстаграме!

На мой вкус, сериал совершенно идиотский, важнее тут другое. Главное в сериале не кровавые расправы с бегающими от коллекторов работягами. Как обычно, творцы выражают глубинные тенденции в обществе. Даже когда, а вернее, особенно когда не понимают, что творят.

Этот сериал про глубинный кризис капиталистической идеи. В обществе чистогана любые моральные ценности не стоят ничего. Любой капиталист, пресыщенный властью, никогда не развернётся к людям, чтобы сделать что-то хорошее.

Нам все девяностые жужжали в уши — чиновники наворуются и будут работать на благо народа. Богатый капиталист наестся и появится социальная ответственность бизнеса. Наелись? Наворовались?

Ничего подобного и не могло произойти. В мире акул капитализма безумные деньги превращаются в развлечение для скучающего господина в шёлковом цилиндре. Самая весёлая игра для него — бегающие как крысы в лабиринте живые люди.

От древних римлян, лениво попивающих вино пока на аренах лилась кровь гладиаторов, до современных лидеров списков Форбс один шаг. Можно сколько угодно рассуждать о благотворительности или экологической повестке, в глубине души любой капиталист — преступник с болезненно поломанной психикой.

Сюжет сериала незатейлив. Нам показывают обычных людей, которых финансовый кризис опустил на абсолютное дно. Кто-то бегает от коллекторов, кому-то не под силу частная медицина, кто-то спасает родственников из, само собой, людоедской Кореи Северной.

Люди доведены до отчаяния, никакого выхода из бесконечного крысиного лабиринта капитализма нет. Сколько не работай, всё заработанное заберёт система

И тут у метро возникают современные Мефистофели. Вербовщики, которые предлагают сыграть в увлекательную игру. С чудовищным призом примерно в 38 миллионов долларов. Люди с грустной миной берут визитки, слишком хорошо они знают, что бесплатный сыр в мире чистогана бывает только в мышеловке.

А дальше почти пять сотен игроков оказываются в бесчеловечных играх. Игры примитивны — двинешься не вовремя и тебя уничтожит компьютерная кукла. Перетяни команду на канате и они свалятся в пропасть. Вырежи иголочкой сахарную фигуру, одно неверное движение и пуля в затылок.

Смысл испытаний не в этом. Развлекающиеся богачи последовательно проводят людей по короткой дорожке от человека к животному, готовому рвать друг другу горло за горку резаной зеленой бумаги.

В одном из испытаний герою нужно выбрать какая из платформ из крепкого закалённого стекла, а какая рассыплется под ним. Ответ очень простой — швырни на нее соседа. Погибнет, значит нужно прыгать на другую.

И никого не шокирует, что уже в первом испытании погибнет половина игроков, первые две сотни. Правила игры приняты и все готовы продолжать забег в лабиринте. На воле ровно такой же лабиринт, бег по кругу, разницы нет.

Людям сразу показывают — Вы ничто, цифирки в компьютере, болезненная фантазия богача, не более. У Вас нет имён, только номера.

Крайне символично, охраняющие игроков солдаты точно такие же. Они не имеют имён, не имеют лиц. Вместо этого безликие маски с квадратами и кругами. Они такие же безвольные винтики системы. Муравьи на службе у безумной королевы человеческого муравейника.

Режиссёр гордится, что в первых сценах набрана настоящая массовка. Почти пять сотен реальных актёров в ролях игроков. Но это такой же симптом мира людей без имён.

Сегодня легко можно нарисовать большую массовку на компьютере, не тратить деньги и ресурсы в натурных съёмках. Но это простые люди бегают от коллекторов, на сериальчик о мире капитала деньги найдутся любые.

Нет никакой разницы между богачами из сериала, придумавшими игру в людей, и нынешней индустрией развлечений. Разве что маски с кружочками пока не носят.

Убеждён, фантастическая популярность и отклик на сериал в мире западных демократий говорит ровно об одном — это не фантастика, это снято ровно про нас. Как популярность дурацких фильмов про зомби отразила подсознательные страхи людей перед муравейниками больших городов, так и тут.

Идиотская история про игру на жизни отразила нашу сегодняшнюю жизнь. Каждый день, идя на работу, мы бежим всё в том же игрушечном колесе.

Нет ничего удивительного, что среди игроков обнаруживается организатор всего этого безумия — выживший из ума богач Иль Нам. Но и тут никакой справедливости нет. Богач играет не по правилам. Он знает заранее правила всех игр, только на его зов прибегают охранники.

Даже кукла-робот не видит его своим компьютерным глазом. Он не играет, он с упоением ведёт несчастных бедняков на убой.

Показательно, после всех этих смертей игрокам предлагают выйти из игры, отказаться продолжать. И все они вернутся, битва за приз продолжится.

И финальная история, когда игра пройдена, маски сброшены, остался только один победитель. Иль Нам предлагает последнее пари. Вот замерзает на улице беспомощный человек. Поможет ему кто-то или нет?

В конце концов будет проблеск надежды, полиция спасёт бедолагу, но страшно не это. Страшно, что выживший игрок несколько часов безучастно наблюдает как умирает этот человек. Даже мысли нет помочь ему самому. Игра продолжается.

Нам показывают хэппи энд, почти голливудский. Злодеи наказаны, герой полон решимости прекратить эти игры. Да и огромные деньги на карточку он получил. Наши победили!

Никто не задумывается, что цена этих денег — пять сотен жизней его товарищей. Кровавенькие деньги. Ничего, совесть не жмёт? Так и надо?

Тут не просто человек человеку волк, тут натурально людоедское общество. Общество зверей в человечьем обличии. И последние кадры, когда герой снова берёт визитку у нового вербовщика ровно про это. Начинается новая игра.

Разгадка не в каких-то плохих или неправильных людях. Порок кроется в самой системе. Когда результат труда отчуждён от работника, от того, кто создаёт продукцию, когда все сливки нашей работы забирает олигарх на яхте размером с авианосец по другому быть не может.

Ты умри сегодня, а я завтра. Нет другой идеологии у общества чистогана. И эти убеждения медленно но верно пропитывают всё общество сверху до низу.

Очень скоро многие будут готовы загрызть соседа, подставить коллегу, отнять у нуждающегося. Это как раз в обществе капитала норма.

Можно относиться к"Игре в кальмара"как к очередной идиотской развлекушке скучающих подростков. Но к ужасу, это про то, что нас ждёт. Мы пока еще не полностью вкусили прелести капитализма, остатки Советских институтов еще скрипят. Но уже близко.

Когда-то фильм про"Бегущего человека", когда в телешоу убивают людей, казался дурной фантастикой. После шоу"За стеклом","Последний герой","Дом, будь он неладен, два"уже не кажется. Оказывается, вполне можно рассматривать живых людей как пауков в аквариуме.

От этого до"Игры в кальмара"последний шаг. И ещё более страшная мысль — то, что происходит вокруг нас прямо сейчас. С модной болезнью и непонятными веществами, которые впрыскивают миллионами доз всему миру.

Не есть ли это ровно такая же"Игра в кальмара"? Ровно такая же забава заскучавших от шальных денег Билла Гейтса или отставного эсесовца Джорджа Сороса?

Просто задумайтесь насколько похоже! Новые раунды игры, с правилами, которые никто не знает заранее. Очень странные меры тут и там. И ровно та же цена, человеческие жизни, уже миллионы жизней по всему миру.

Если набраться смелости признаться хотя бы самим себе в очевидном, волосы встают дыбом. Игра уже идёт и никто нас не спросил хотим ли мы играть. Только денежного приза в конце пути не обещают. Приз там другой, один для всех.

Под какими номерами каждый из нас заведён в компьютер этой игры вместо имён? Впрочем, протяни нам лукавый вербовщик на автобусной остановке такую визиточку… Разве не взяли бы?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я