Коктейль Сталина

МемуаристЪ, 2023

Правда ли, что Сталин разгромил Ежова в шахматы на тридцатьседьмом ходу? Какие вина пил и каким спортом занимался вождь первого в мире государства рабочих и крестьян? Что Сталин писал в таинственную чёрную тетрадку и было ли политическое завещание вождя выдумкой Хрущёва? Надеюсь, наш исторический коктейль о товарище Сталине выйдет в меру вкусным и слегка терпким сожалениями о несделанном когда-то. С лёгкими нотками надежды на пробуждение.«Но Россия – вот это глыба! Лишь бы только…»

Оглавление

Герой рекордного перелёта о Сталине

Почему Сталин подарил герою фото своей дочери? Трое суток без посадки и сна надо льдами. Сталинский маршрут через всю страну. Рекорд, поразивший весь мир. Как он готовился под командой Сталина вспоминал штурман, Герой Советского Союза Александр Беляков.

Дело было в 1936 году. Долететь, например, из Москвы до Петропавловска Камчатского за один перёлет на технике тех лет было делом немыслимым. Сегодня машина по земле едет быстрее крейсерской скорости тех самолётов.

Стояла задача не только сделать самолёт дальнего действия и доказать, что Советские лётчики могут пролететь надо всем Союзом. Вопрос был шире — надо было показать, что у Советского Союза есть бомбардировщики, способные доставить при нужде бомбы едва ли не в любую точку мира.

Собственно, последовавшие рекордные перелёты в Канаду и Штаты через полюс были грозным предупреждением. Даже на далёком американском континенте, если будет надо, достанем разрушителей мира во всём мире.

Но в 1936 году речи о полёте в США ещё не шло. Сталин собрал в Кремле совещание из наших лётчиков, инженеров и конструкторов. Обсуждались новые модели самолётов.

Белякова удивило насколько глубоко вождь вникает в вопросы авиации:

«На заседании я увидел, как подробно товарищ Сталин вникает во все тонкости авиационного дела, как дорожит жизнью каждого летчика, как заботится о том, чтобы на самолете было удобно и безопасно работать».

Когда объявили перерыв Чкалов, Байдуков и Беляков подошли к Серго Орджоникидзе. Лётчики не в первый раз завели разговор о рекордном беспосадочном перелёте.

Орджоникидзе подвёл лётчиков к Сталину:

«Вот всё пристают… Хотят через Северный полюс лететь».

Сталин сначала шутил, а потом стал серьёзным. Сказал, что перелёт над полюсом — большой риск. Условия там плохо изучены, нужно сначала чтобы поработали метеорологи на полярных станциях.

Вместо полярного полёта Сталин предложил лётчикам подумать про сверхдальний перелёт пока что над нашей территорией. Слетать в Петропавловск Камчатский.

Подготовка нового маршрута шла больше двух месяцев. Лётчики снова в Кремле с докладом, что готовы к рекордному перелёту:

На стену повесили большую карту Союза с тремя вариантами маршрутов. Чкалов настаивал на северном маршруте. Хоть и не полюс, но выйти за Полярный круг, опробовать длительный перелёт надо льдами.

Были и другие плюсы. Например, при таком маршруте большую часть пути можно будет связываться с землёй через радиостанции Северного морского пути. Второй большой плюс — полярное лето. Если идти над северами, то две ночи из трёх окажутся светлыми.

Беляков вспоминал, что товарищ Сталин очень быстро вник в особенности каждого из предложенных маршрутов. Итоговый вариант, предложенный вождём, сочетал преимущества нескольких маршрутов:

«Летите из Москвы до Земли Франца-Иосифа, оттуда свернете на Северную Землю и пересечете Якутию. От Петропавловска-на-Камчатке надо вернуться на материк через Охотское море к устью реки Амура, а дальше можете продолжать путь до тех пор, пока будут благоприятные условия погоды и хватит горючего».

Уже перед уходом, Сталин задержал ненадолго лётчиков. Спросил точно ли они уверены в рекордном перелёте. Напрасно рисковать жизнями нельзя. Точно ли нет даже «червяка сомнений»?

Лётчики в один голос ответили, что сомнений никаких нет. Полёт осуществим.

В июле 1936 года рекордный перелёт на почти десять тысяч километров состоялся. Уже на острове Удд за Петропавловском на самолёт лётчики нанесли знаменитые буквы «Сталинский маршрут».

Когда лётчики вернулись на том же самолёте в Москву, встречать на аэродром приехал сам Сталин. Чкалов, увидев вождя, бросился спускаться, а стремянки ещё не подали. Не стал ждать, съехал по крылу и спрыгнул.

Сталин, вместо приветствия, горячо обнял и расцеловал всех троих лётчиков:

«Не устали вы? Мы вас не будем долго мучить: вам нужен отдых, а сейчас пойдем к трибунам».

Через несколько дней в честь подвига наших лётчиков был устроен приём в Кремле. Сталин много говорил о важности дальнейшей учёбы авиаторов:

«Смелость и отвага — это только одна сторона героизма. Другая сторона, не менее важная, — это уменье. Я за таких летчиков, которые умеют сочетать смелость и отвагу с уменьем».

За небывалый в мире перелёт весь экипаж получил золотые звёзды Героев Советского Союза.

После перелёта в нечеловеческих условиях Сталин пригласил экипаж отдохнуть на юге у него на даче. Беляков писал так:

«Я никогда не забуду встречи с этим великим, простым и обаятельным человеком, когда он отдыхал на Юге. Здесь не надо было говорить о делах — можно было разговаривать обо всем, что на душе».

Сталин показывал как ему удалось вырастить лимонные деревья. Лимоны как раз созрели и Белякова удивил один очень крупный лимон на ветке.

Сталин заметил интерес лётчиков к лимонам, посмеялся и предложил сорвать на память:

«Желая сохранить что-либо на память о посещении товарища Сталина, я немедленно воспользовался этим разрешением, и самый большой лимон с дерева очутился в моем кармане».

Ещё из любопытных наблюдений. Лётчик заметил, что рядом с дачей пышно растёт необычная сосна с длинной пахучей хвоей.

Сталин объяснил, что раньше на этом месте рос старый дуб, но он засох и его пришлось убрать. Сталин хотел посадить вместо него сосну, но опытные агрономы в один голос утверждали, что в таком климате и месте сосна не приживётся.

Сталин настоял и при должном уходе сосна принялась очень хорошо. Вождь тогда сказал лётчикам:

«Не нужно унывать при неудачах. Если не выходит, надо второй раз попытаться. Если прямо нельзя взять, надо со стороны обойти. Этому нас, большевиков, еще Ленин учил».

Беляков вспоминал и любопытные темы бесед в тот вечер с вождём. Сталин прекрасно понимал, что на больших высотах экипажу тяжело переносить холод. Обещал дать поручения активнее заняться вопросами обогрева кабин и даже особой лётной одежды с электрическим подогревом.

Отдельная тема — парашюты. Сталин упрекал лётчиков, что у них профессиональный гонор — прыгнуть с парашютом — как бы позор для настоящего авиатора.

Вождь привёл недавний случай, когда с самолётом произошла авария. Трое лётчиков выпрыгнули, а один не стал и разбился.

Один из выживших лётчиков на докладе чуть ли не извинялся за то, что прыгнул.

«Какая у вас, летчиков, ломаная психология! Мы его хотели наградить за то, что он выпрыгнул с парашютом, а он стал доказывать нам, что он виноват. Жизнь одного летчика нам дороже многих машин».

Вечером Сталин пригласил лётчиков отужинать с ним. Извинялся, что маленькой хозяйки Светланы, его дочери, с ними не будет. Она уже уехала в Москву, так как в школе начались занятия.

Беляков пишет, что вождь говорил о дочке с большой любовью и нежностью. И сильно скучал по ней.

На прощание лётчик попросил написать ему в блокнот хотя бы пару слов или подарить фото вождя на память. Сталин посмеялся — зачем лётчикам его фото.

Сталин не стал ничего писать и сказал, что напишет утром. Беляков решил, что это такой вежливый отказ. Но утром ему вручили фото не Сталина, а школьницы Светланы с памятной надписью от вождя на добрую память.

Беляков свой очерк о встрече с вождём заканчивает так:

«Какая огромная любовь к людям, какое сердечное отношение к летчикам сквозили в этих словах, заботливых и задушевных!»

Обратите внимание, это лётчик, который рисковал жизнью в сложнейших условиях. Ему были не нужны большие посты или награды. В принципе по жизни шёл по разным дорогам с большими начальниками, дайте только летать.

Тем ценнее его слова о Сталине. Это впечатления человека незаинтересованного, честный взгляд со стороны на вождя, как человека. Очень добрый взгляд.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я