Политология

Владимир Мельник, 2014

Дается характеристика политологии как научной и учебной дисциплины, рассматриваются этапы становления и развития политической науки, вопросы теории политики, политических институтов, политических процессов и международных отношений. Анализируется государственная идеология как социально-политический феномен, излагаются культурно-историческая (цивилизационная), политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства. Соответствует типовой учебной программе по обязательному модулю «Политология». В пособии объединены учебные дисциплины «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства», которые изучаются студентами первой ступени высшего образования. Адресуется студентам учреждений высшего образования; может быть использовано широким кругом читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Теория политики

2.1. Политика как общественное явление

Понятие политики и причины ее возникновения

Как мы уже знаем, исторически и содержательно термин «политика» связан с древнегреческим полисом: политикой называлась деятельность свободных граждан, содержанием которой являлось управление полисным сообществом. В дальнейшем термин «политика» стали применять для обозначения деятельности по управлению сообществами людей, организованных подобно полису.

Атрибутивными признаками таких сообществ являются определенная территория и проживающее на ней население; принятые и обязательные для всех нормы общежития; наличие обособленной от основной массы населения группы людей, повседневно занимающихся решением общих дел; право данной группы осуществлять различные действия, в том числе с применением средств физического насилия, в целях обеспечения выполнения установленных норм общежития и сохранения целостности сообщества.

Такую форму объединения людей принято называть политически организованным сообществом, или государством. В предельно лаконичной форме суть ее выразил Макс Вебер в своей работе «Политика как призвание и профессия»: «… государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области — «область» включается в признак! — претендует (с успехом) на монополию легитимного [узаконенного. — В.М.] физического насилия» [1]. Именно право на физическое насилие, как подчеркивал Вебер, есть то характерное для государства средство, которое используется для поддержания установленного порядка общежития в сообществе, а значит, и целостности самого сообщества.

Вопрос о причинах возникновения государства и, следовательно, политики достаточно хорошо исследован. Существует не менее полутора десятка теорий, объясняющих процесс возникновения политического сообщества и его роль в жизнедеятельности людей. Согласно сравнительно-историческим исследованиям, не существует какой-то одной-единственной причины его возникновения. На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные факторы, на которых и акцентируется внимание в тех или иных концепциях [2]. Однако в большинстве из них утверждается, что государство неразрывным образом связано с такими явлениями, как конфликт (от лат. conflictus — столкновение) и сотрудничество: оно возникает и существует как результат стремления людей преодолеть столкновения (вражду, борьбу) во взаимных отношениях и наладить сотрудничество ради достижения общего блага. Государство является средством реализации указанного стремления.

К этому необходимо добавить, что государство выступает и в качестве средства реализации и индивидуальных интересов участников сообщества. Как заметил еще Гегель, общий интерес непременно должен содержать в себе и частный интерес каждого отдельного человека. «Индивид, — писал он, — должен каким-либо образом находить в исполнении своей обязанности также и свой собственный интерес, свое удовлетворение или расчет, и из его отношения к государству для него должно возникать право, благодаря которому всеобщее дело становится его собственным, особенным делом. Поистине особенный интерес не должен быть отстранен или даже подавлен, а должен быть приведен в согласие со всеобщим, благодаря чему будет сохранен он сам и сохранено всеобщее» [3]. Именно в силу того, что деятельность государства объективно отвечает также индивидуальным интересам людей, каждый человек стремится быть членом определенного политического сообщества и участвовать в его делах.

Таким образом, политику в собственном смысле слова можно определить как сферу деятельности, связанную с регулированием реализации потребностей и интересов индивидов, групп и общностей людей, ядром которой является борьба за обладание, удержание и использование институтов государства, которые иначе называются органами государственной власти и управления. Политика всегда затрагивает интересы множества людей, а ее следствия сказываются на многих, если не на всех, участниках сообщества. Поэтому любая политика в конечном счете есть взаимодействие между людьми, сопровождающееся их размежеванием и консолидацией по поводу обладания средствами государственного подчинения и их использования в своих интересах.

Отношения, которые складываются между членами политически, или государственно, организованного сообщества людей по поводу использования ими институтов государства как средства регулирования реализации своих интересов, принято называть политическими отношениями. В этом состоят своеобразие политических отношений по сравнению с другими видами общественных отношений и их специфика как формы деятельности людей, как способа организации их взаимодействия.

Необходимо заметить, что политика не замыкается исключительно рамками отдельного государства: она есть также деятельность людей, связанная с регулированием отношений между государствами и опирающаяся на властные, или силовые, возможности государства. Эту суть политики М. Вебер выразил следующей классической формулой: «"политика", судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» [4].

В обыденной жизни зачастую термином «политика» обозначают всякую деятельность по руководству кем-либо, направленную на достижение определенных целей. В связи с этим говорят, например, о валютной политике банков, о политике правления корпорации, о политике профсоюза во время забастовки и даже, как писал М.Вебер, о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Однако политикой в строгом смысле слова является только разнообразная деятельность, связанная с управлением политическим сообществом и использованием в этих целях институтов и органов государственной власти.

Субъекты политики

С понятием «субъект» мы будем иметь дело на протяжении всего курса, поэтому уясним его общенаучное значение. Под субъектом обычно понимается носитель предметно-практической познавательной деятельности, а именно лицо (индивид или группа индивидов), обладающее сознанием, а также самосознанием (осознанием самого себя, своего места в мире, своих желаний и побуждений, интересов и устремлений) и в связи с этим способностью к осмысленному, целенаправленному действию. Иными словами, признаком субъектности какого-либо лица является обладание им самосознанием, осознанной целью и способностью к действию по ее реализации. В философии и социологии представители одних направлений в качестве субъектов признают только человеческих индивидов, сторонники других направлений — индивидов, их различные группы, общности и объединения. Мы исходим из того, что носителями предметно-практической деятельности выступают как индивиды, так и группы, общности и их объединения, которые в дальнейшем будем называть социальными субъектами.

Соответственно всякий социальный субъект (будь то отдельная личность, социальная группа, крупная общность или объединение людей), имеющий осознанный специфический интерес и стремящийся для его удовлетворения овладеть средствами государственного подчинения или оказывать влияние на деятельность тех, кто ими владеет, выступает в качестве субъекта политики или, что одно и то же, субъекта политических отношений. Кстати, в литературе используется еще один синоним термина «субъект политики» — политическая сила, или социально-политическая сила. Все эти термины мы также будем употреблять как взаимозаменяемые.

Данное определение требует дополнительного пояснения. Субъектами политических отношений могут реально выступать только такие социальные субъекты, которые способны относительно самостоятельно действовать, участвовать в политике, т. е. имеют для этого соответствующую мотивацию и обладают необходимыми знаниями, умениями и возможностями. Применительно к отдельному индивиду или объединению индивидов это условие представляется достаточно очевидным. Что же касается крупной социальной группы (например, класса или общности), то она становится субъектом политики в том случае, если сознает свой общий интерес и самоорганизуется для совместной деятельности по его реализации. Именно благодаря своим организационным структурам крупная общественная группа становится субъектом политики, или социально-политической силой.

Понятно, что субъекты политики чрезвычайно разнообразны. Перечислим основные, разделив их на две группы.

К первой группе субъектов политики относятся объективно существующие социальные субъекты: индивиды, социальные группы, классы и общности. Каждый из них обладает своим специфическим интересом, который и побуждает их к участию в политике. Их называют первичными субъектами политики.

Вторую группу субъектов политики образуют социальные институты и организации, которые формируются индивидами, группами и общностями в качестве инструментов своего участия в политике. Они называются политическими институтами, к которым обычно относят государство (и его важнейшие учреждения и органы: институт главы государства, парламент, правительство и др.), политические партии, общественные объединения и движения. Все они вторичны по отношению к субъектам политики первой группы, так как создаются для выражения и реализации интересов различных групп, классов и общностей людей. В связи с этим их принято называть вторичными или институциональными субъектами политики.

Функции политики

Рассматривая причины возникновения политики, мы одновременно выяснили и ее общественное предназначение — обеспечение согласованного взаимодействия членов государственно организованного сообщества людей с целью реализации ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов. Эта роль политики выражается в выполнении ею по крайней мере интеграционной, регулятивной, целеполагающей и организаторской функций.

Интеграционная функция политики состоит в поддержании и укреплении целостности сообщества. Регулятивная функция находит свое выражение в согласовании в процессе политической деятельности интересов различных социальных групп, что в сущности своей есть не что иное, как регулирование распределения и перераспределения благ и услуг между различными категориями населения. Она предполагает разрешение возникающих на этой почве социальных конфликтов и противоречий (опять-таки с целью обеспечения целостности и устойчивости общества). Целеполагающая функция политики состоит в определении целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития сообщества, что также есть необходимое условие обеспечения его целостности и устойчивости. Организаторская функция находит свое выражение в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов общества на достижение сформулированных целей и задач общественного развития.

Кроме этих функций, политика призвана обеспечивать выполнение и других более частных задач — например, обеспечение защиты прав человека, социальной справедливости и т. д. Такие функции складываются в процессе управления конкретными сферами жизнедеятельности общества.

Свойства политики

С отмеченной ролью политики в обеспечении жизнедеятельности сообщества связаны ее специфические свойства, позволяющие отличать ее от иных сфер общественной жизни. К основным из таких ее черт относятся:

универсальность — всеохватывающий характер, способность влиять на все сферы жизни, общественные отношения и социальные явления, начиная от устройства государства и заканчивая формированием индивидуальных черт личности его граждан;

включенность, или инклюзивностъ (от лат. includere — включать), — способность проникать во все сферы общественной жизни — социальную, экономическую, духовную, распространяться на все более широкий круг явлений, сочетаться с неполитическими по своей природе общественными феноменами (рис. 2);

функциональность — полезность и способность служить обществу в целом и различным областям общественной жизни; в этом своем качестве политика актуализируется во множестве форм — в политике экономической, социальной, культурной, научной, конфессиональной и т. п.

Кроме того, политика может характеризоваться с точки зрения ее цикличности, темпоральности (скорости протекания политических процессов), статичности, стабильности, динамичности, рациональности, иррациональности, рискованности, топологичности (пространственной распространенности политических явлений и процессов), конкурентности, нравственности, эмоциональности и т. д.

Рис. 2. Общество и сферы общественной жизни

Границы политики

Сущность политики как организующего начала, ее универсальность, проникающая способность и функциональность порождают проблему ее границ в обществе, допустимых пределов ее распространения. По данному вопросу в литературе присутствует предельно широкий диапазон утверждений — от отождествления политики со всеми проявлениями жизнедеятельности общества до необходимости полного исключения ее из общественных отношений. Первая крайность вытекает из того свойства политики, что она проникает во все сферы общества, вторая — из абсолютизации идеи свободы индивида, которая не допускает какого бы то ни было насилия и подавления личности.

Вся история развития человеческого общества показывает, что ни первый, ни второй подходы не дают удовлетворительного решения проблемы границ политики в обществе. Реальные возможности политики все же ограничены, они имеют пределы, и поэтому считается, что политика — это «искусство возможного». Та же история показывает, что границы политики подвижны: в одни периоды общественного развития она может охватывать один круг явлений, вплоть до полного контроля над обществом; в другие этот круг может сужаться, охватывая явления, которые имеют наибольшее значение в жизнедеятельности общества в данных конкретных условиях. Однако во всех случаях политика остается инструментом сознательного саморегулирования общества.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я