Международное публичное право

Коллектив авторов, 2015

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Международное публичное право". Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

2. История и система международного публичного права

1. Международное публичное право имеет древнюю историю, однако в современном понимании оно появилось совсем недавно. Термин «международное (публичное) право» происходит от древнеримского термина jus gentium («право народов»). Jus gentium понималось в двух значениях: как право, регулирующее имущественные отношения римских граждан и перегринов (иностранцев), и как общее право всех народов, естественное право. Разумеется, естественное право в первую очередь использовалось как философская категория, а не как постулат международной практики.

2. Первые международные договоры Древней Руси, дошедшие до наших дней, датируются IX–X вв. В этот период Киевское княжество активно участвовало в международных отношениях. Договоры Руси с Византией были направлены на приобретение и удержание заморских рынков и охрану торговых путей, т. е. носили торговый характер.

3. Международное публичное право развивалось неравномерно: отдельные отрасли международного права (например, право внешних сношений, право международных договоров, международное морское право) существуют тысячелетиями, другие же (космическое право, воздушное международное право) в силу объективных причин появились совсем недавно. Древнейшие источники сохранили до наших дней тексты ранних международных договоров. Как правило, такие договоры носили двусторонний характер и заключались между государствами.

4. По мере развития международного публичного права добавлялись новые отрасли, изменялись существовавшие прежде, расширялся и изменялся круг субъектов международного публичного права. В абсолютистских государствах вся власть была сконцентрирована в руках монарха, поэтому неудивительно, что международные договоры заключались между монархами. Соответственно монарх был основным субъектом международных отношений, а значит, и международного публичного права. Затем длительное время основными субъектами международного публичного права были государства, потом к ним добавились международные организации в виде государственных союзов. Наиболее известны среди них союзы греческих полисов.

5. Постепенно международные отношения усложнялись, и в XX в. большинство государств стали рассматривать индивидов в качестве субъектов международного публичного права, хотя ранее какой-либо международно-правовой статус за ними не признавался. Так появилось международное гуманитарное право.

6. Международное публичного право выступает как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Наука и учебная дисциплина международного публичного права, разумеется, носят производный от отрасли международного права характер.

Наука международного публичного права — это совокупность теоретических представлений о правовом регулировании международных отношений, международных отношениях в целом. Научные представления о международном публичном праве от обыденных отличают высокая степень теоретизирования, глубина, обоснованность, системность.

7. Предметом изучения науки служат международно-правовые нормы, международные договоры, международная практика их применения, доктринальные разработки ученых и т. д. В нашей стране наука международного публичного права развита в значительной степени и продолжает активно развиваться.

8. Учебная дисциплина международного публичного права производна от науки международного публичного права, однако значительно меньше по объему и не включает ряда дискуссионных вопросов.

Система международного публичного права — это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

9. В систему международного публичного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой — отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты. Таким образом, систему международного публичного права можно разделить на следующие категории:

• общепризнанные принципы международного публичного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

• нормы международного публичного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного публичного права;

• общие для международного публичного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения: институт международного публичного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

• отрасли международного публичного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного публичного права и регулируют наиболее обширные сферы общественных отношений.

10. Классифицировать отрасли международного публичного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном публичном праве можно выделять как по основаниям, принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного публичного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

11. В отрасль международного публичного права могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

12. Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов — группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я