Полное оZOOMление

Маша Трауб, 2020

Мама, папа, сын-студент и дочь-школьница – любимые персонажи читателей Маши Трауб. Мы встречались с ними в книгах «Счастливая семья», «О чем говорят младенцы», «Вся la vie» и многих других. Мы наблюдали за этим семейством во время их отпуска в Греции и в спортивном лагере, следили за их буднями в Москве. И каждый раз это было остроумно, ярко и увлекательно. Так, как умеет только Маша Трауб. А что же происходит с нашими героями сегодня, когда они, так же, как мы все, заперты в собственной квартире, где в каждой комнате и даже на кухне не прекращаются zoomконференции, деловые переговоры в Скайпе, школьные уроки и институтские семинары, а еще выставляется свет и налаживается звук, чтобы дать интервью? Семейство не унывает и находит повод посмеяться.

Оглавление

ОZOOMление на уроках

Никогда не думала, что смогу побывать на уроках дочки-пятиклассницы. Побывала. Случайно.

Биология

Зашла в комнату, где у дочери шел урок биологии, и тут же побежала за блокнотом.

— Назовите представителей рыб, — попросила учительница.

В ответ раздалось дружное пыхтение.

— Акула, угорь, стерлядь, — ответил Степа, главный знаток и любитель биологии в классе.

— Правильно, а еще?

— Шпроты! — ответил Сева.

— Шпорты — это килька, — прокомментировал Степан.

— Да, Степа, только килька.

Фоном пели попугайчики. Причем пели так, будто они галки или бакланы. Громко и требовательно.

— У кого попугаи? Отключите у них звук! — попросила учительница.

— Это у Даши Смирновой! — нажаловался кто-то.

— Да нет у меня попугаев! — ответила Даша.

— Это у меня. Если бы мог, давно бы отключил, — подал голос Кирилл. — Но это невозможно. Они все время орут. Бабушка говорит, что они поют, а я выспаться не могу. Скажите моей бабушке, чтобы она их отключила!

— Так, дети, сосредоточились. Назовите мне признаки пресмыкающихся! — продолжала вести урок учительница. — Кто готов? Нажмите значок «Поднять руку».

— Я в полном озумлении, — сказала кокетливо Катюша. — Где этот значок?

— Антон, отвечай! Признаки пресмыкающихся! — велела учительница.

— О, я помню! Учил! — обрадовался Антон. — У них на коже эти… как их… цыпки!

— Роговые чешуйки называются, — буркнул Степан. Окружающий мир Степа любит страстно и нежно. Рассказывает про жуков и пауков так интересно, что все дети сидят с открытыми ртами.

— Правильно, Степан, — похвалила учительница. — Дети, а мы с вами хладнокровные или теплокровные?

— Теплокровные, конечно, — тут же ответил Степа с презрением.

— Хладнокровные, — ответила Катюша.

— Почему, Катюша? — ахнула учительница. — Наша температура не зависит от той, что за бортом!

— У меня зависит. Очень. За бортом холодно, и мне холодно. Мы на даче, а тут отопления нет. Я в свитере хожу. Мерзну. Очень я хладнокровная.

Литература

— Дети, на чем мы с вами расстались? — устало спросила Надежда Петровна.

— На коронавирусе, — бодро отрапортовала староста класса Катюша.

— Катюша, я про литературу сейчас, — напомнила Надежда Петровна.

— Какую литературу? Куда я попала? Эй, народ, это наш класс или я не туда попала?

— Туда, Полина, я тебя подключила, — ответила учительница.

— Ой, я не готова к литературе. Морально, — испуганно сказала Полина.

— Никто не готов, — тихо заметил Кирилл.

— Дети, мне очень тяжело так с вами общаться, давайте вы постараетесь не отвлекаться, — попросила Надежда Петровна.

— Ох, Надежда Петровна, а нам-то как тяжело! И общаться так, и не отвлекаться! — заметил Петя.

— Андерсен, — подала голос староста.

— Что — Андерсен? — спросила тяжело Надежда Петровна.

— То Андерсен. Ганс Христиан который. Вы что, забыли? — удивилась староста Катюша.

— А что с ним? — Видимо, Надежда Петровна ушла мыслями далеко и никак не могла вернуться к теме урока.

— Мы на нем остановились, — напомнила Катюша.

— Да, спасибо, Катюша. Андерсен, конечно. Надеюсь, вы все прочитали сказку про Снежную королеву? Теперь открывайте тетради и записывайте. Андерсен воспитывался в семье сапожника и прачки. Сапожника и прачки… И прачки, — начала диктовать Надежда Петровна.

— Кто воспитывался?

— В какой семье?

— Кто такая прачка?

Вопросы сыпались один за другим.

— Дети, откройте учебник, спишите оттуда биографию Андерсена. — Надежда Петровна, кажется, держалась из последних сил. — А сейчас просто послушайте интересные факты из жизни писателя и делайте пометки. Между прочим, у Андерсена хранился автограф Александра Сергеевича Пушкина. Точнее, первая страница тетради Пушкина.

— Я не поняла, а Пушкин при чем?

— Как пишется автограф?

— Я запуталась, у кого чей автограф был?

— Это Пушкин родился в семье сапожника и прачки?

— Надежда Петровна, вы не ответили. Кто такая прачка?

— А мы Пушкина или Андерсена сейчас проходим?

— Так, дети, сейчас отключите у себя звук и послушайте меня, — сказала учительница, чуть не плача. — Прочтите и законспектируйте в тетради биографию Андерсена. Спишите из учебника.

— Там ничего нет про прачку.

— И не надо, бог с ней. Давайте перейдем к обсуждению сказки. Как вы думаете, какой по характеру была Снежная королева? Кто может ответить? Да, Анечка, давай.

— Это на оценку? — уточнила деловито Анечка, которая ни слова не произнесет просто так.

— Анечка, да, на оценку, — согласилась учительница.

— Манипуляторщица она была! — заявила Анечка.

— Анечка, такого слова нет, можно сказать, что Снежная королева манипулировала людьми или она была манипулятором.

— Ну, я так и сказала! — возмутилась Анечка.

— Можно я? — подала голос Полина.

— Давай.

— Снежная королева неэмоциональная. Она холодная.

— Очень она даже эмоциональная! — вступила в спор Алиса.

— Это еще почему? — не сдавалась Полина.

— А ты попробуй так себя все время сдерживать! У нее внутри все эмоции, просто она им выхода не дает. — Алиса, судя по тону, знала, о чем говорила.

— Так, дети, а сказка-то о чем? — спросила слабым голосом и не очень настойчиво Надежда Петровна. Кажется, она уже в обмороке лежала. — Кто ответит? Петя?

— Ой, я вас не слышу! — тут же ответил Петя.

— Как не слышишь? Я к тебе обращаюсь и ты отвечаешь! Тебе точно оценка нужна! — Надежда Петровна попыталась вернуть голосу уверенность и строгость.

— Не слышу, Надежда Петровна, не слышу, але, але. — Шурх, шурх. — Роутер плохой, связи нет! — Петя то кричал, то шептал, изображая помехи с помощью подручных средств. То ли учебник на стол бросал, то ли тетрадь рвал, судя по звукам.

— Тогда… Кирилл!

— Как о чем? О любви, как всегда, — презрительно буркнул Кирилл.

— Это ты откуда взял? — Кажется, Надежда Петровна еще раз упала в обморок, впервые услышав такой вывод о прочитанной сказке.

— Из личного опыта, — серьезно ответил Кирилл. — А он у меня большой. Что ни начнешь читать, обязательно любовью все заканчивается. Все для девчонок.

— Хорошо, давайте пройдемся по фактам. — Надежда Кирилловна явно мечтала, чтобы этот урок уже, наконец, закончился. — В какую страну отправилась Герда?

— В Лапландику.

— Да, в Лапландику.

Дети орали дружно и громко.

— В Лапландию, — поправила учительница.

— Ну мы так и сказали! — обиделись дети.

— А что находилось в зале у Снежной королевы? — спросила Надежда Петровна.

— Ну, точно не зеркало. Да все что угодно могло находиться. Женщина все-таки, — ответил Кирилл.

— Собаки какой породы жили в замке разбойников? — Надежда Петровна решила не продолжать тему женской комнаты.

— Собаки-улыбаки! — заявил Петя.

— Бульдоги, дети, — ответила за всех Надежда Петровна.

— Надежда Петровна, у меня вопрос. Биографию кого переписывать — Пушкина или Андерсена?

— Дети, время нашей конференции истекает! Биографию перепишете, следующую тему по учебнику прочтете! — радостно объявила Надежда Петровна и сбежала из конференции за пять минут до ее окончания.

Русский язык

— А чё никого нет?

— Елена Юрьевна еще не подключилась.

— Может, не будет русского?

— Короче, народ, мы ждем пятнадцать минут и можем отключаться, — объявила староста Катюша. — Раньше нельзя.

— У кого там мультики? Поверните экран, все посмотрим.

— Орите потише, я еще сплю!

— Так будет русский?

— Здравствуйте, Елена Юрьевна!

— Здравствуйте, Елена Юрьевна!

— Блин, будет русский.

— Так, люди мои дорогие, быстро настроились на работу и отключили лишние звуки! У кого там попугаи орут?

— Это у Даши Смирновой!

— Да блин, сто раз уже говорила — нет у меня попугаев!

— Это мои попугаи, и они не отключаются. Никогда, — признался Кирилл.

— А у кого музыка фоном звучит? Петя, у тебя?

— Нет, не у меня, — ответил Петя.

— А у кого? — уточнила учительница.

— У моей младшей сестры! — закричал Петя, стараясь переорать интерактивную игрушку, которая фальшиво, но очень громко пела алфавит и истерично выкрикивала названия геометрических фигур.

— Попроси сестру выключить.

— Это бесполезно. Она не слушается. Я могу вытащить батарейки, но тогда вы будете слышать, как она ревет. Не знаю, что хуже, — искренне пожаловался Петя.

— Так, а почему я вижу только двух человек? — спросила учительница.

— Я выгляжу уродливо! Поэтому вы меня не видите, — ответил Петя.

— А я жирная!!!! — закричала Полина. — Еще жирее стала! Меня бабушка закармливает!

— Полина, правильно говорить — жирнее, а не жирее. Хотя ты не жирная.

— Простите, я подвисла или уснула. А у нас какой урок? — уточнила сонно Анечка.

— Анечка, русский, просыпайся и включайся в работу.

— Елена Юрьевна, можно выйти? — спросил Женя.

— Что случилось?

— Я тетрадь дома забыл.

— А сейчас ты где, не дома?

— Дома, но тетрадь в другой комнате.

— Выйди, разрешаю, но быстро. Так и хочется сказать: «А голову ты свою в соседней комнате не забыл?» — рассмеялась Елена Юрьевна.

— А можно и мне выйти? — спросил Сева.

— Ты тоже тетрадь забыл?

— Нет, мне в туалет. Забыл сходить.

— Иди, Севушка. Остальные, открываем тетради и проверяем домашнее задание. Упражнение триста сорок пятое. Глагол «вертится» как написали?

В ответ — оглушительная тишина. Даже попугайчики замолчали и игрушка Петиной младшей сестры перестала орать.

— Народ, люди, меня кто-нибудь вообще слышит? — воззвала к ученикам Елена Юрьевна.

— Кто-то слышит, кто-то нет, — философски заметил Сева.

— Сева, отвечай, как пишется «вертится».

— Через «и».

— Почему через «и»? Объясни!

— Понятия не имею, — честно признался Сева.

— Севушка, спряжения глаголов, «вертится» — глагол какого спряжения?

— Простите, Елена Юрьевна, у меня вопрос! Важный! — подала голос Даша.

— Слушаю тебя.

— Там дальше глагол «пенится». Что это вообще значит? Не понимаю!

— Пенится, от слова «пена».

— О, я смотрела по телевизору шоу «Танцы». Там есть девушка, которую зовут Пена, — откликнулась Катюша.

— Нет, Катюша, пена — имя существительное нарицательное, а не собственное. Ты когда в ванне лежишь, мама тебе пену делает, — начала объяснять учительница.

— Я не лежу, у меня нет ванны. Только душ. Я же на даче!

— Бывает морская пена, мыльная пена… — продолжала терпеливо объяснять учительница.

— Елена Юрьевна, а почему вы мне четверку поставили за домашку? Там же все правильно! Мама проверяла, — возмущенно закричал Кирилл.

— Ты написал «гром громочет». А гром грохочет, — ответила учительница.

— Не факт! Не согласен! Гром и громотать может!

— Так, дети, давайте вернемся к заданию. Обращение как мы выделяем? Максим, отвечай! Так, Максим сделал вид, что нас не слышит и не видит. Кто? Давай, Полина. Полина, ты меня слышишь?

— Елена Юрьевна, вообще ничего не слышу! Что?

— Так, Сева, раз у тебя нет проблем со связью, отвечай ты. Как мы выделяем обращение?

— Кавычками? — удивленно спросил Сева.

— А еще какие варианты?

В этот момент я восхитилась терпением Елены Юрьевны.

— У меня никаких! — ответил Сева. — Апчхи.

— Будь здоров.

— О, благодарю вас!

— Севушка, ты «Покровские ворота» смотрел, что ли? — рассмеялась учительница.

— Да, с бабушкой.

— Хорошо, дети, запишите на листочке задание.

— Вы имеете в виду бумажный носитель? — уточнила староста Катюша.

— Да, Катюша, на бумажке, в блокноте, на листке, в тетрадке… Раньше это называлось «запишите на салфетке». Дети, я родилась в прошлом веке, но освоила современные технологии. Давайте и вы постараетесь не уйти окончательно в онлайн и не будете употреблять выражение «бумажный носитель» в тех случаях, когда можно подобрать синонимы!

— Елена Юрьевна, а сфоткать можно?

— Нельзя. Потому что нет слова «сфоткать», нужно говорить «сфотографировать»! Я настаиваю! Поэтому все переписываем. Рукой и ручкой!

Математика

— Здравствуйте, Ян Борисович.

— Здравствуйте, Ян Борисович.

— Здравствуйте, Ян Борисович.

— Извините, видимо, проблемы со связью. Домашнее задание смотрите в электронном дневнике. Решите задачи по дидактическим материалам.

— Ян Борисович, мы вас слышим! Нет проблем со связью! — закричала староста Катюша.

— Что? Ничего не слышу и никого не вижу. Работайте самостоятельно!

Ян Борисович, самый молодой преподаватель в школе, отключился.

— И чё? — спросил Кирилл.

— И всё! — ответила Катюша. — Мне кажется, он сбежал.

— Может, он не знает, как Zoom’ом пользоваться? — спросил Кирилл.

— Ага, не знает. Елена Юрьевна знает, а она из прошлого века! — возмутилась Катюша.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я