Хочешь стать успешным писателем? Прочти

Мастер, 2023

Книга Мастера «Хочешь стать успешным писателем? Прочти» интересна не только тем, что в ней поднимаются вопросы, которые непременно задают себе начинающие писатели: «Как начать создавать произведения? Нужно ли составлять план? Где искать вдохновение? Как преодолеть творческий кризис?..» – но и тем, что автор даёт ответы на многие из них. На основе анализа творческого пути писателей-классиков и своего собственного, Мастер делает интересные выводы, которые будут весьма полезны молодым писателям. Главный же совет – не бояться, верить в себя и творить! В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хочешь стать успешным писателем? Прочти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Мастер, 2023

© Общенациональная ассоциация молодых музыкантов, поэтов и прозаиков, 2023

Вступление

Мысли о творчестве

У каждого рождённого на Земле своя миссия. Кто-то станет творческой личностью и будет преобразовывать мир вокруг себя или своей энергией и творчеством пробуждать скрытые таланты и возможности окружающих людей. Иные подобны флюгеру: их миссия — стоять на месте и лишь поворачиваться в ту сторону, откуда дует ветер, или плыть по течению реки жизни.

Жизнь коротка. Как прожить этот отрезок времени так, чтобы получить от жизни максимум удовольствия, успеха и реализации, достижения целей и желаний? Провести время на далёком острове, питаться экзотическими фруктами, лежать на пляже, греясь в ласковых лучах света, — мечта любого человека, но кто тогда будет совершать поступки, делать проекты? Действия должны быть направленными, точно бьющими в цель. Для этого важно использовать правильные инструменты. Навыки тоже можно считать инструментами, ведь они помогают приблизиться к желаемому.

Давайте помечтаем о том, как превратиться в творца, автора собственной книги. Какие действия необходимо совершить, чтобы создать произведение? Как развить в себе навык писательского мастерства? Попробуем шаг за шагом приблизиться к пониманию умения работы с текстом. Есть несколько путей: попробовать самому совершать ошибки и исправлять их, постепенно накапливая опыт работы, или обратиться к мастерам пера и проанализировать их путь и достижения.

Почему люди пишут рассказы и создают книги? Вопрос, который задаёт себе каждый творческий человек, склонившись над блокнотом или сидя перед экраном компьютера и впиваясь глазами в мерцающий курсор. Причём этот вопрос возникает не только в миг творческого вдохновения, но и в другие моменты жизни тоже.

Когда строчки стройными рядами складываются в абзацы под бдительным взглядом музы, то руки взмывают над клавиатурой, движения становятся отработанными, как у дирижёра, — тогда окрылённый вдохновением автор, прерываясь на первый глоток остывшего, приготовленного ещё утром чая, с восторгом восклицает: «Какое счастье мне дано — заниматься творческим делом!»

Но творческий порыв не вечен, его сменяет смятение, уныние, полоса невезения и отсутствие вдохновения, которое длится не минуты или часы, а складывается в дни и недели. Что поделать — авторов много, а муза одна. Она должна, как Санта-Клаус, двигаться со скоростью света, чтобы везде успеть прошептать свои волшебные слова.

Зачем тратится столько сил и энергии для создания произведения? Может быть, автором движет тайное желание человека много заработать и быть независимым? В итоге многие книги, сборники стихов остаются лишь стопкой черновиков и никогда не будут изданы. А та небольшая часть, которая будет опубликована, не принесёт большого дохода. Для некоторых это хобби, способ выразить себя через создание творческого проекта.

В давние времена, когда боги спускались на Землю и жили среди людей, творческим людям помогали Музы. Их было ровным счётом девять, и они помогали создавать шедевры в различных областях науки и искусства. В наше время преобладания машинных технологий и роботов Муза не успевает рот раскрыть, чтобы шепнуть заветную фразу, как уже готов ответ на вопрос, мучивший автора в последнее время. Всемирная паутина выдаст несколько тысяч вариантов решения проблемы с различных сайтов и серверов. Одно но перечёркивает все достижения техногенной цивилизации — это отсутствие универсального рецепта или простых правил в Интернете, которые позволяют любому желающему написать книгу.

Ах, эта женская привычка! Явиться в то время, когда её совсем не ждёшь. Эта воздушная, едва заметная фигура. Вздорная эфемерная девчонка. О Муза! Где же ты и где искать твои следы? Ты приходишь украдкой, словно сбежав от нелюбимого мужа, или на короткий миг — оторвавшись от преследующей тебя своры мужчин, которые хотят использовать тебя по назначению как женщину, а потом выбросить на помойку и восторгаться, как гениально удалось провести эту доверчивую простушку. Без её помощи нельзя создать любовный роман или, на крайний случай, эротическую прозу.

Часто бессонной ночью я пытаюсь позвать тебя, моё вдохновение, но раз за разом получаю отказ… Засыпая под утро, я часто вижу удивительные, необычные сны, сюжет которых пытаюсь запомнить, а может быть, делаю попытку схватить за руку мою Музу и удержать как можно дольше, но она, вечно юная и непоседливая, легко освобождается от неуклюжих попыток сонного и оттого неповоротливого субъекта и быстро ускользает; должно быть, просачивается сквозь окно комнаты, как призрак. Ибо, как только я просыпаюсь, меня укутывают предрассветный полумрак и тишина. Я не слышу скрипа половиц или хлопаний дверью. Как всегда, продолжаю лежать на смятой постели с распростёртыми руками, как будто пытался кого-то обнять…

Творческий сон или несколько слов о нелёгком труде сочинительства

В один из вечеров, когда успокоились домашние, наступила идеальная тишина, появилась возможность что-либо создать, но, как назло, вдохновение куда-то ушло — наверное, Музе надоело ждать желанной минуты для приглашения. Она растворилась в воздухе, чтобы возникнуть в доме более молодого и удачливого сочинителя. Ненароком посетила мысль: а не поискать ли вдохновения или тему для творчества во Всемирной паутине? В поисковике набираю «как написать книгу», и Интернет привычно отзывается: по вашему запросу найдено двести шесть миллионов результатов. Подумалось, что если читать все советы, то не останется времени для творческой работы (пишущему человеку необходим, как и любому другому, сон). Прочитав для надёжности пару web-страниц с разнообразными советами, почувствовал непреодолимое желание погрузиться в объятия Морфея, что незамедлительно и исполнил.

И, надо же такому случиться, во сне увидел себя творящим, создающим шедевры, а, как известно, писать понятно и просто нелегко. Я то перечитывал написанное, то зачёркивал, правил и вновь создавал. Свою работу старался выполнять аккуратно, не подвергая порче бумагу: всё время сна стучал по клавиатуре своего надёжного помощника. Подумалось: а много ли страниц можно напечатать за одну ночь, не отвлекаясь на посторонние дела? С какой стороны посмотреть: иногда написанную ранее страницу машинописного текста правишь целую неделю, а при случае создаёшь несколько десятков страниц текста и остаёшься удовлетворённым созданным творением без последующих исправлений. Во сне у любого человека безграничные возможности: нет сдерживающих рамок, ничто тебя не отвлекает, ты покидаешь свою раковину, футляр и, окрылённый творческим порывом, создаёшь, выдаёшь на-гора — тонны продукта в виде печатных знаков и слов, перевыполняя все мыслимые и немыслимые нормы. Но сон когда-то оканчивается и наступает проза жизни. Вот так произошло и в этот раз. Сон прервался внезапно. Я был разбужен родственниками.

Я в неведении, удалось ли мне написать что-то стоящее или это пророческий сон: не можешь писать — не пиши… Ни единой строчки, ни одного слова не удержалось в памяти, тема растаяла как мгла перед лучами солнца… Это как в спорте: тренировки, тренировки, изнуряющие тренировки, а на соревнованиях пересёк финишную черту позже всех… Кажется, ну что тут такого сложного? Садись к клавиатуре своего компьютера или к блокноту и пиши, пиши сколько душе угодно. Даже о правописании не стоит беспокоиться — компьютер выдаст подсказку, исправит допущенные ошибки, но не судьба… Надо делать новую попытку, дожидаться благоприятного исхода в следующем сне. А проснувшись, соединить полёт фантазии сна с реальностью, чтобы любой читатель, ознакомившись с данным текстом, задавался вопросом, а было ли это на самом деле или это игра воображения автора, результат его бурных фантазий и, возможно, не всегда трезвого ума…

Писатели вынуждены приспосабливаться к слишком изменчивым обстоятельствам в окружающем мире, преодолевать трудности при создании книг, они умеют одновременно смотреть в прошлое, находясь в настоящем, и пронзать взглядом будущее, их произведения вызывают споры среди читателей, а их слова достигают каждого увлекающегося чтением. Этот творческий процесс насыщения эфира магическим и магнетическим воздействием невозможно остановить, пока жив хотя бы один писатель.

Творчество как грань безумия

Человеку так мало дано — всего одна жизнь. За этот короткий срок надо сделать многое, порою преобразить мир вокруг себя или слиться в единении с природой так, чтобы почувствовать себя атомом, малой и неделимой частицей единого организма, ощутить дыхание Вселенной.

Что чувствует совершенный человек на вершине славы? Счастье и блаженство, словно кокон, обволакивают его. Нирвана — вершина, к которой надо стремиться… Но все люди разные. Кому-то нравится покорять вершины, а другим интересно катиться вниз под уклон, и лишь небольшая группа, наблюдая за поведением соплеменников, пытается анализировать, почему вокруг так происходит. Философы сочиняют трактаты, психологи пытаются заглянуть в тёмные уголки души человека, писатели — пытаются постичь реальность через поступки и поведение людей.

Почему за один и тот же промежуток времени, именуемый жизнью, одним удаётся много, то есть покорить космические вершины или стать президентом, а удел остальных — топтание на месте (в лучшем случае). Некоторые безвременно уходят в мир иной, зачастую прерывая свой жизненный путь различными способами в самом расцвете сил?

Почему так много творческих людей уходят до срока, очерченного законами природы? Может быть, они видят дальше и острее воспринимают несправедливость и несовершенство окружающего мира? А может быть, писатели и поэты проживают множество жизней со своими персонажами, и им становится невыносимо в очередной раз сопровождать своего героя, опять и снова вслед за ним повторять ошибки, которые приводят не к вершинам, а к погружению в людские пороки на дне жизни.

Возможно ли провести границу между творчеством, необузданной фантазией и безумием? Все хотят жить в нормальных условиях среди адекватных, нормальных людей. Так есть и так будет. Врач определяет норму как отсутствие отклонений и патологий, а гениальность — это всегда отклонение от среднестатистического со знаком плюс. Талантливыми и гениальными становятся единицы, они раздвигают границы возможностей, указывают путь, по которому следует идти, но при этом тратят свои силы, теряя крупицы драгоценного здоровья, и, как все творческие люди, часто уходят в безвременье до срока… или пополняют число пациентов клиник различного уровня.

Писать день и ночь, не отдыхая, в течение сорока восьми часов подряд. Это норма? Для среднестатистического человека, будь то мужчина или женщина, такой темп работы невозможен. Если лишить человека сна и при этом ещё заставить выполнять какую-либо работу по написанию или переписыванию текстовых документов — это катастрофически скажется на результате: малый объём проделанной работы и множество различного рода ошибок. Французский писатель Оноре де Бальзак, напротив, часто использовал такое правило. А какова результативность? Изданные, вышедшие из-под пера автора рукописи конкурировали по популярности с произведениями Александра Дюма и Виктора Гюго. Топливом для высокой скорости работы выступал кофе, обычный чёрный, зачастую без сахара. Употребив порцию, Бальзак чувствовал волну тепла и энергии, разливающуюся по телу, и в этот момент он брался за перо — до очередной волны усталости и сонливости, периодически накатывающейся на организм, лишённый полноценного отдыха.

Он прожил короткую, но яркую, наполненную творчеством жизнь. Ушёл в иной мир, когда возраст едва перевалил за полувековую границу. Ах, если бы он соблюдал режим труда и отдыха, то обогатил бы литературу ещё несколькими романами, вышедшими из-под его пера.

Неужели творчество граничит с безумием и, кроме вреда для здоровья человека, ничего не может принести? Какую пользу нам может дать творческий процесс при написании книги? И снова о здоровье! У кого из нас не бывает негативных эмоций и переживаний? Разве вы никогда не злитесь, не печалитесь, не испытываете душевную боль? Творчество даёт возможность выражать агрессивные чувства в приемлемой манере и освобождаться от них. Любое творчество, будь то рисование или литература, являются безопасными способами разрядки напряжения, возможностью справиться со своими эмоциями. Также с помощью творчества вы разберётесь и сделаете осознанными многие мысли, сильные чувства, которые порой атакуют нас, подобно тёмным силам, становясь навязчивыми. С помощью творческих инструментов вы сможете «встретиться» со своими страхами и в творческом процессе попрощаться с ними или наоборот — встретиться со своей Музой, прекрасными чувствами и, познакомившись с ними ближе, развить их и опираться на них в дальнейшем.

Выплёскивание своих переживаний, так же как и мыслей, помогает гармонизации и упорядочиванию. Когда мы рисуем или пишем, наши эмоции и переживания обретают форму, цвета, то есть мы как бы вынимаем своё переживание изнутри и создаём из этого произведение, которое может неожиданно оказаться чем-то прекрасным, созидательным и радующим глаз. Происходит не просто вынос переживаний на бумагу, а ещё и преображение! Были какие-то неприятные состояния, вследствие чего мы взяли и написали рассказ, и возможно, прямо в самом рассказе мы нашли решение через счастливый конец. И даже если речь в этом произведении была не про вашу ситуацию, но была спровоцирована ею, то у вас есть шанс посредством литературной метафоры выйти из этой ситуации в реальной жизни. И это тоже разновидность терапии с помощью разных жанров литературы.

Творчество — прекрасный способ самопознания в силу того, что познание своей эмоциональной жизни происходит через усиление внимания к собственным чувствам, особенностям личности, воображения, мышления, отношений. Творчество — это ваш личный, уникальный инструмент поиска себя, понимания себя и развития.

Когда вы пишете книгу, происходит повышение самооценки. Отлично, если вы умеете правильно оценивать свои поступки и достижения. Важно, если другие признают ваш талант: когда единомышленники и поклонники наслаждаются плодами вашего творчества, ваша самооценка повышается. Конечно, чтобы не происходило обратного эффекта, важно выбрать максимально близкое по жанру творчество, то, что действительно будет получаться, и в чём вы сможете наблюдать свой рост.

Терриконы слов, или Краткий терминологический словарик

Что может быть непонятного в прочитанной книге на русском языке? Любят некоторые авторы напустить тумана, навести тень на плетень. Данный отрывок посвящён всем тем, кто в школе не любил иностранные языки или, как выражаются об этом школьники, — «Проходили». Любая наука, даже самая популярная и понятная большинству населения, со временем накапливает большое число специальных слов — терминов. Литература не исключение. Вашему вниманию будет представлена вереница слов и выражений, которые у автора вызвали когнитивный диссонанс. Модный термин, если хотите, заимствованный из психологии, когда у человека возникает недоумение, дискомфорт, вызванные столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, ценностей или эмоциональных реакций.

Аннотация — краткое описание книги, которое даёт читателю представление о произведении.

Брейншторм (brainstorming) — мозговой штурм.

Креативность — способность к смелым, нестандартным решениям проблем.

Майндмэппинг (mind mapping) — диаграмма связей, ментальная карта

Прокрастинация (procrastination) — откладывание, отсрочка, промедление.

Саммари (sammari) — резюме, краткое изложение.

Синопсис — краткое содержание литературного произведения, в котором описываются сюжет и основной конфликт, а также даётся представление о главных героях. Обычно объём книжного синопсиса составляет от 2 до 5 страниц.

Скрайбинг (scribing) — переписывание.

Сторителлинг (storytelling) — рассказывание историй.

УТП — уникальное торговое предложение.

Фактчекинг (factchecking) — проверка фактов.

Фрирайтинг (freeriting) — свободное письмо, погружение в свободный поток слов.

Чек-лист (checklist) — контрольный список, контрольный лист, перечень, список.

Для всех тех, кто прочитал эту страничку, предлагаю несложную игру — «Поиск блох на теле шерстистого носорога». Вначале страшно прямо жуть! Страшный зверь и затоптать может. Блохи маленькие, и не всякий разглядит мелкое насекомое. В конце повествования сравним результаты, кто из читателей нашёл в тексте все термины из словарика. Даже если вы проигнорируете это задание, ничего страшного в вашей жизни не произойдёт. Впрочем, на последней странице вы найдёте приятный для себя сюрприз.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хочешь стать успешным писателем? Прочти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я