Интегральные отношения

Мартин Учик, 2010

Женщины ставят вас в тупик? Вы переживаете из-за текущих отношений? Страдаете из-за того, что вас бросила девушка? Устали постоянно получать отказы от женщин? Тогда это руководство для вас! «Интегральные отношения» – это книга, написанная мужчиной, который сам всё это пережил; она является понятной картой, которая позволит вам добиться успеха в отношениях. Узнайте, как я применяю интегральную модель Кена Уилбера к любовной стороне жизни. Общайтесь с женщинами, исходя из их уровня сознания. Окружите свою возлюбленную пониманием, искренностью, уверенностью, добротой и состраданием, которых она так жаждет. Наслаждайтесь радостью плодотворных, здоровых любовных отношений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интегральные отношения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I. Биологические и психологические особенности мужчин и женщин

В зависимости от ситуации я либо хочу говорить только о романтической любви, либо вообще не хочу о ней говорить. Когда я в настроении обсуждать любовь, она кажется важной и значительной. Когда же я не в настроении, такая любовь кажется мне едва ли не психическим отклонением. Одна вещь остаётся неизменной, независимо от того, как я отношусь к этому чувству: романтическая любовь — это загадка.

Марианна Вильямсон

В части I мы определим ключевые элементы модели интегральных отношений, а именно:

1. Тело (половые различия, включая первичную фантазию[67]), сознание (привитые гендерные роли) и душу (полярность мужественности/женственности).

2. Линии человеческого развития (интеллект или другие способности).

3. Уровни развития сознания, комплекс Анимы/Анимуса, сексуальное и духовное развитие.

4. Состояние влюблённости.

5. Типы личности.

Рис. 8. Ключевые элементы модели мужчин и женщин

Элементы от второго до пятого базируются на интегральной модели Уилбера в её исходной форме, поэтому, если вы знакомы с его работами, вам будут понятны все обозначения. Мы будем обсуждать первый элемент теории Уилбера, четыре квадранта, в части II.

Глава 2

К пониманию различий между полами

В этой стране тебе сначала приходится зарабатывать деньги. Затем, когда ты заработаешь денег, ты получаешь власть. А когда ты получил власть, ты получаешь женщин.

Аль Пачино, фильм «Лицо со шрамом»

Хотя XX век принёс современным и постсовременным женщинам юридическое и социально-экономическое равенство с мужчинами, уникальные биологические и генетические особенности, характерные для каждого пола, остались прежними. Чтобы глубже понять, что движет развитием мужчин и женщин, далее мы будем различать 1) неотъемлемые половые различия (тело), 2) привитые мужские и женские гендерные роли (сознание) и 3) полярность мужественности и женственности, которая уникальным образом может воплощаться в обоих полах (душа).

В рамках данного руководства мы используем следующую терминологию:

Говоря о мужском/женском, мы будем иметь в виду биологические различия (пол).

Говоря о мужчинах/женщинах, мы будем иметь в виду привитые социальные паттерны (гендер).

Говоря о мужественности/женственности, мы будем иметь в виду внутренние полярности (душу).

Рис. 9. Тело/сознание мужчин и женщин

В этой главе мы рассмотрим первый элемент нашей интегральной модели отношений, которому соответствует каждое из этих измерений[68].

Пол: физические/биологические различия между мужчинами и женщинами (тело)

Словом «пол» обозначается комплекс физиологических, биологических и генетических отличительных характеристик мужчин и женщин. Он формировался в течение миллиардов лет, а потому социальные изменения не могут на него повлиять. Типичная человеческая особь мужского пола обладает половым членом, мужским набором хромосом XY, большим количеством волос на теле, имеет склонность к облысению и в 10 раз больший уровень тестостерона, чем женская особь, которая, в свою очередь, обладает вагиной, женским набором хромосом XX, выраженной грудью, более высоким голосом и уровнем эстрогенов, а также меньшей потребностью в сексе. Эволюция сделала эти различия неотъемлемыми особенностями нашей физиологии, которые может изменить только операция по перемене пола. Это позволяет нам говорить о том, что брачное поведение мужчин и женщин заложено в них столь же глубоко.

Эволюция заставляет мужчин чувствовать влечение к физически привлекательным (или, по крайней мере, более молодым), полным жизни женщинам здорового вида с гладкой кожей, блестящими волосами, ровными белыми зубами, симметричным лицом и телом, широкими бёдрами, тонкой талией (в идеале соотношение между бёдрами и талией должно составлять 0,7)[69], сияющими глазами, полной грудью, — всё это показатели плодовитости и способности женщины выносить здоровых детей[70].

Женщин интуитивно тянет к доброжелательным, сильным, высоким[71], успешным, умным, здоровым и интересным мужчинам, у которых есть деньги или возможность их заработать в будущем, власть или социальный статус, а также исключительная любовь и преданность по отношению к своей избраннице. Эти качества указывают на хорошие гены и способность мужчины быть сильным защитником и кормильцем[72].

Сексуальные фантазии мужчин воплощаются в том, что предлагает порноиндустрия[73] (которая презирается обществом), а любовные романы[74] и «мелодрамы» (которые одобряются обществом) являются выражением соответствующих сексуальных фантазий женщин.

Пол: различия между мужскими и женскими первичными фантазиями

Исследователи установили, каким образом биологические половые различия влияют на фантазии каждого пола, сходные во всех культурах.

Поскольку эти фантазии коренятся глубоко в нашем бессознательном, их практически невозможно преодолеть[75], а их воплощение является условием любого романтического увлечения человеком противоположного пола. Собирательно мы будем называть их первичной фантазией. Все другие требования, которые влюблённые обычно предъявляют к партнёру, являются вторичными по отношению к первичной фантазии и чаще всего гендерно-нейтральны. Среди таких требований — общие ценности, интересы, образ жизни, темперамент, планы и мечты о будущем, обоюдная потребность проводить время вместе, деньги и секс[76].

Если первичная фантазия выполняется, то мужчина начинает испытывать совершенно искреннюю и настоящую влюблённость в сексуальную женщину, а женщина — в успешного мужчину. В их организме повышается уровень возбуждающих гормонов, что говорит об их способности зачинать и выращивать здоровое потомство. Эти гормоны способствуют возникновению влечения, страсти и близости между людьми и временно ослабляют рациональные области мозга влюблённой пары, в связи с чем они игнорируют все предостережения и вступают в сексуальные отношения.

Влюблённые, ощущающие нечто подобное, часто говорят о некой «химии» между ними, и они правы[77]. Сексуальное влечение возникает у женщин и мужчин в связи с повышением уровня тестостерона, чувство близости связано с повышением уровня дофамина, норэпинефрина и сератонина, а различные формы привязанности появляются из-за повышения уровня окситоцина у женщин и вазопрессина у мужчин[78]. Некоторые из этих гормонов действуют на человека столь же сильно, как запрещённые наркотики. Они могут вызывать у влюблённого ощущение невиданного блаженства, но также порождать зависимость, приводя к болезненному абстинентному синдрому, который возникает после падения уровня этих гормонов в крови[79].

Мужчины обычно увлекаются и влюбляются гораздо быстрее женщин, поскольку их первичная фантазия связана исключительно с внешностью и сексуальной привлекательностью особы противоположного пола[80]. Взгляда на привлекательную женщину, просмотра эротических изображений, фильма или же наблюдения за стриптизом в баре может быть достаточно для того, чтобы поднять уровень тестостерона у мужчины и вызвать у него возбуждение. Зачастую, к полнейшему разочарованию и озадаченности женщин, мужчина очень быстро теряет интерес после того, как ему удалось завоевать объект своего желания, а поэтому он начинает охотиться за другими возбуждающими женщинами, чтобы получить свою «дозу» гормонов.

Привлекательные женщины, также как специалисты индустрии косметики, красоты и моды[81], а также умные разработчики рекламы продукции и услуг, безусловно, давно знают, какой эффект на мужчин оказывают изображения сексуальных красоток. Они постоянно обрушивают на мужчин шквал соблазнительных лозунгов, которые говорят им, что зарабатывание и трата крупных сумм на символы статуса (к примеру, бриллиантовое кольцо, машину, часы), потребление правильных продуктов (к примеру, пива, пены после бритья) или риск своим здоровьем и жизнью (служба в армии, участие в опасных приключениях и в жестоких соревновательных видах спорта) позволят им завоевать женщину их мечты[82].

Женщины обыкновенно чувствуют ту же первоначальную искру, когда видят физически привлекательного мужчину. Однако они быстро разочаровываются, если его социально-экономический статус или особенности характера не соответствуют их первичной фантазии (за исключением случаев, когда они ищут партнёра на ночь или любовника)[83].

В отличие от мужчин женщины гораздо чаще могут с течением времени проникнуться романтическими чувствами к более взрослому и физически менее привлекательному партнёру, если его финансовое положение, социальный статус или черты характера соответствуют их ожиданиям. Внимание мужчин почти всегда направлено исключительно на женское тело, на желание с ней переспать и на то, как она будет выглядеть с ним вместе. А женщина помимо приятной внешности мужчины (а иногда и вместо неё) придаёт большое значение его доходу, характеру, уму, остроумию, преданности, положению, надёжности, речи, манерам, образованию, работе, достижениям, здоровью, образу жизни, машине, дому, прочим материальным вещам, пенсионному плану, кругу друзей, искренности[84].

Если сексуальное влечение является взаимным, женщине всё же нужно больше времени, чтобы увериться в том, что мужчина хочет, способен и готов принять на себя обязательства по отношению к ней в качестве благосклонного, щедрого, надёжного защитника и добытчика, на которого можно положиться. Эволюционные причины женских раздумий и избирательности в отношении любовника и партнёра кроются в способности женщины забеременеть. Зачатие ребёнка является для неё гораздо более эмоционально насыщенным и судьбоносным событием, чем для мужчины[85]. Даже если пара пользуется контрацептивами или не может больше зачать ребёнка, гормональная система женщины реагирует так, как если бы она могла забеременеть: в случае беременности ей придётся вытерпеть 9 месяцев физического дискомфорта, не имея возможности зачать ребёнка от другого мужчины, она должна будет рисковать своей жизнью во время родов и заботиться о ребёнке долгие годы, а вот его отец легко может оставить её, подарив своё семя, любовь и поддержку другой женщине[86].

Пол: динамика женского страха — мужского стыда

Биологические различия между полами приводят также к первичным эмоциональным реакциям, заключающимся в женском страхе и мужском стыде. Страх (обыкновенно страх быть покинутой) возникает у женщины, когда она испытывает эмоциональное отчуждение — особенно после того как первоначальное влечение ушло, — а также если она беспокоится, что мужчина не сможет стать преданным ей защитником и добытчиком. Женский страх появляется, когда общение с мужчиной становится затруднительным, когда он показывает свою заинтересованность в других женщинах или свою слабость, оказывается некомпетентным, жалуется или беспокоится из-за работы, теряет работу, впадает в зависимость от вредных привычек или терпит в чём-то поражение. Пытаясь эмоционально воссоединиться с мужчиной, увериться в том, что он её поддержит, или для того, чтобы вдохновить его на большую активность, она зачастую начинает отказывать ему в сексе, унижать, сравнивать его с другими, игнорировать его в духе пассивной агрессии, не понимая, что таким образом подрывает отношения[87]. Если мужчина не реагирует определённым образом, она быстро теряет свою уверенность и обвиняет его в том, что он не слушает и не понимает её, что он бесчувственен, эмоционально замкнут, проявляет пассивную агрессию, или в прямо противоположном — всё зависит от обстоятельств.

Её усилия, направленные на восстановление близости, а также попытка поддержать мужчину в его деятельности ещё больше заставляют его отдаляться, чтобы избежать постоянных попыток принизить его[88] и спрятать своё первичное переживание стыда, которое возникает из-за неспособности удовлетворить женщину и сделать её счастливой. Вместо того чтобы дать ей то чувство близости, эмоциональной безопасности, силы и уверенности, которого она жаждет, он может злиться на неё, уходить с головой в работу, искать дополнительные способы заработка, проводить больше времени со своими приятелями, с головой уходить в своё хобби, в духовное совершенствование или становиться капризным и подавленным[89]. Со своей стороны женщина не понимает, что может вдохновить и подбодрить его, проявляя больше эмпатии, а также выражая благодарность за то, что он делает (даже если он делает совсем немного) с помощью признания/похвалы и секса, что зачастую помогает ему открыться, давая женщине больше той поддержки, любви и уверенности, о которых она мечтает[90]. В этой ситуации партнёры склонны обсуждать свои проблемы и разочарования с представителями противоположного пола, которые проявляют больше эмпатии. Такое поведение называется эмоциональной неверностью и, очевидно, является дорогой, пролегающей в опасной близости от физической измены.

Из-за различной эволюционной обусловленности полов мужчина обыкновенно легче переносит эмоциональную неверность женщины, если она не изменяет ему в постели, в то время как женщина может прощать мужчине сексуальную неверность, если она уверена в его любви, финансовой поддержке и душевной преданности ей[91].

Если в своих любовных отношениях вы сталкиваетесь с динамикой страха-стыда, вы можете улучшить положение дел, прислушавшись к страхам и тревогам вашей партнёрши, не обвиняя её, не защищаясь и не отстраняясь, но утешая своей любовью, преданностью и поддержкой[92].

Социальные табу, связанные с процессом полового отбора

Первичная фантазия и процесс полового отбора, составляющие основу большинства наших отношений, являются чрезвычайно чувствительной и эмоционально заряженной темой как для одиноких людей, так и для пар, а потому по нескольким причинам к ней редко обращаются в научных и общественных кругах[93]:

1. Едва ли кто-нибудь захочет публично заявить или признать, что основными критериями привлекательности женщины являются её возраст, телосложение, внешность и сексуальность — грубо говоря, «пригодность к спариванию», а критериями привлекательности мужчины — его социально-экономический статус, способность к соперничеству и щедрость[94].

2. Одиноким людям тяжело признать тот факт, что у них могут быть неразрешённые психологические проблемы, которые мешают им вступать в здоровые отношения, а также мечты об отношениях с людьми не из их круга. У женщин часто бывают нереалистические ожидания, что они понравятся «принцу на белом коне», или «папику», для которого они на самом деле слишком стары или некрасивы, а мужчины фантазируют о молодых, сексуально привлекательных девушках в духе моделей «Плейбоя», которым они также не подходят.

3. Социальные, радикальные и экофеминистки[95] отрицают ту роль, которую сексуально привлекательные, ориентированные на отношения женщины (ой… они ведь тоже женщины) играют в усилении социальной несправедливости, войнах и разрушении нашей экосистемы, — ведь именно они выбирают наиболее безжалостных в борьбе за власть, статус и богатство мужчин (которые действуют в ущерб окружающей среде, другим мужчинам и женщинам), вознаграждая их своей любовью, обществом и сексом в обмен на безопасную и беззаботную жизнь[96].

4. Пары не хотят признавать вероятность того, что они перепутали собственные первичные фантазии с любовью, особенно если их союз переживает трудные времена, а изначальное влечение уже ушло.

5. Одинокие люди, недостаточно физически привлекательные или плохо материально обеспеченные для того, чтобы найти партнёра, не хотят вспоминать о тяжёлых переживаниях, вызванных отвержением со стороны желанных представителей противоположного пола.

Хотя в интегральной модели отношений мы не игнорируем ту важную роль, которую первичная фантазия, а также связанные с ней гормональные реакции играют при возникновении отношений, мы не сводим выбор партнёра и качество любовных отношений лишь к этим критериям.

Поэтому в части II мы более подробно проанализируем, каким образом переживается первичная фантазия на разных уровнях развития сознания, объединив её с другими элементами интегральной модели отношений.

Пол: понимание половых различий уменьшает страдания

Как подтверждают многие психологи, антропологи и социологи[97] и как вы могли заметить из собственного опыта и наблюдений, «мужчин привлекают сексуальные объекты, а женщин — успешные объекты», «мужчины хотят одного и того же от каждой женщины, а женщины хотят всего от одного мужчины», и «для мужчин физическая привлекательность женщин (и качество секса с ними) определяет отношения, а для большинства женщин отношения с мужчиной определяют его физическую привлекательность (и качество секса)».

Если вы только сейчас осознали, в какой степени первичная фантазия, зачастую неосознаваемая, влияет на процесс полового отбора, то данное руководство уже, возможно, определённым образом вам помогло. Зная о первичной фантазии, вы сможете сэкономить много денег, избежать горя и разочарований, ведь, проявив больше понимания к вашей возлюбленной или по-дружески расставшись с ней — если взаимное притяжение было основной движущей силой ваших отношений и теперь ушло, — вы сможете избежать дорогостоящего и изматывающего расставания/развода. Если же вы одиноки, вы перестанете ходить на затратные свидания с привлекательными, требовательными в материальном плане женщинами, которые вам «не по карману» и которых вы не сможете надолго сделать счастливыми[98].

Гендер: культурные/приобретённые различия между мужчинами и женщинами (сознание)

Гендер — это те роли, которые общество и культура приписывают каждому полу. Гендерные роли закладываются в детстве и более чётко прорисовываются позднее, по мере того как, наблюдая и слыша то, что говорят другие, мы усваиваем, как мужчины и женщины в нашем обществе должны правильно вести себя и мыслить[99]. Эти роли очень многообразны и зависят от культурной среды, поскольку они не составляют основу человеческого существа в отличие от первичных фантазий, обусловленных полом, которые одинаковы во всём мире во все исторические эпохи[100].

Тем не менее гендерные роли глубоко укоренены в нашем сознании и зачастую даже в бессознательном. Социологи и феминистки всё ещё спорят о том, какие мужские и женские качества являются природными (пол), а какие воспитываются (культурное происхождение и общественная обусловленность). Вероятно, границы между ними непостоянны и размыты[101]. К примеру, мы говорим о транссексуальности, если мужчина или женщина ощущает, что находится в теле, принадлежащем другому полу, и ведёт себя соответствующе, скажем, как в случае трансвеститов.

Гендер обыкновенно выражается с помощью одежды, которую мы носим, принятой для мужчин и женщин длины волос, выбора профессии, времени, уделяемого работе, того, с кем и во что мы играем, того, кто делает предложение и покупает бриллиантовое кольцо, и того, как распределяются обязанности по дому[102], а также с помощью связанных с гендером социальных ролей и культурных норм. Вырваться за рамки своей гендерной роли трудно, поскольку общество оказывает сильное давление на мужчин и женщин, пытаясь заставить их вести себя сообразно полу (например, мужчина должен быть старше жены, он не может стремиться к самореализации и обязан быть основным добытчиком в семье), но это, безусловно, возможно, если мы осознаём эти роли и разумно ставим под сомнение статус-кво, который ограничивает нашу свободу выражения (можно вспомнить новый тренд, когда более зрелые женщины, так называемые «пантеры», встречаются с молодыми мужчинами).

Исследователи в области социологии на примере выборки из 25 государств выявили наиболее распространённые и типичные мужские качества, отражающие гендерные стереотипы: отважный, доминирующий, волевой, независимый, сильный, агрессивный, властный, дерзкий, предприимчивый, стойкий, строгий, активный, смелый, прогрессивный, суровый, жёсткий, неэмоциональный и мудрый.

Женщинам стереотипно приписываются следующие качества: сентиментальная, кроткая, суеверная, ласковая, мечтательная, чувствительная, привлекательная, несамостоятельная, эмоциональная, робкая, мягкосердечная, слабая, сексуальная, любопытная, нежная, мягкая, очаровательная и разговорчивая[103].

Достаточно увлекательным и поучительным может стать изучение половых и гендерных различий между мужчиной и женщиной посредством книг по популярной психологии и воркшопов[104], которые более глубоко раскрывают эти стереотипы, такие как:

● Мужчины родом с Марса, они концентрируются на одной задаче[105], разделяют всё на части, выбирают кратчайший маршрут между пунктами A и B, не спрашивают совета, сначала думают, а потом чувствуют, уходят в свою нору и смотрят телевизор, чтобы разобраться с проблемами, мыслят иерархично, создают структуры, являются рациональными, подвластны инстинкту «овладеть или убить», бегают за женщинами из-за секса, более продуктивно работают, чтобы лучше обеспечивать свою партнёршу, если она выглядит несчастной.

● Женщины родом с Венеры, они могут решать много задач одновременно, склонны к сотрудничеству, любят посплетничать, прислушиваются к советам, сначала чувствуют, а потом думают, нуждаются в разговорах, чтобы решить свои проблемы, мыслят нешаблонно, плывут по течению, являются пассивными и умиротворёнными, обладают исцеляющей энергией, отдаются мужчинам в сексе, принимают, следуют за другими, отдают, а не берут, у них больше развито зрительное восприятие.

Как мы покажем в части II, гендерные роли не столь тесно связаны с полом, как стереотипно считается, а динамика этих ролей меняется и может быть преодолена в процессе развития мужчин и женщин.

Полярности: потенциал женственности/мужественности для обоих полов (душа)

Рис. 10. Четыре полярности двух полов

В то время как половые различия являются биологическими (тело), а гендерные роли — приобретёнными (сознание), потенциал для воплощения женских (или женственных) и мужских (или мужественных) качеств в равной степени есть у обоих полов (душа)[106]. В интегральной модели отношений женственность соответствует нисхождению и общности, которая противопоставляется таким мужественным свойствам, как восхождение и действие. Две пары противоположностей можно изобразить с помощью графика (который располагается ниже), с восхождением и нисхождением на вертикальной оси координат и сообщностью и действием — на горизонтальной. Вы можете представить себе эти полярности в качестве положительного и отрицательного полюсов батареи или магнита, которые необходимы для того, чтобы сексуальная энергия свободно текла, а человеческая психика сохраняла свой здоровый баланс.

Рис. 11. Четыре полярности

Во время чтения нижеизложенных описаний четырёх полярностей подумайте над тем, какие качества в большей степени резонируют с вами, а какие знакомы вам из наблюдений за другими.

Восхождение

Восхождение[107] (или самотрансценденция) — это направленное ввысь стремление к небу, абсолюту, единству, духу или Божеству, прочь от разрозненных фрагментов проявленного мира во множестве его форм. Знаменитая цитата Эйнштейна метко описывает суть восхождения: «Я хочу знать, как Бог сотворил этот мир. Я не заинтересован в тех или иных феноменах, в многообразии тех или иных элементов. Я хочу знать Его мысли, всё остальное — детали».

Восхождение также связано с «любовью, которая стремится ввысь» (Эросом), которая рождает нечто новое, соединяя фрагменты в более обширное целое. К примеру, ноты — в симфонию, ингредиенты — в блюдо, цвета — в картину, слова — в предложения, знания — в мудрость, личностей — в пару, группы — в общество. Личности с преобладающей восходящей энергией смотрят на реальность с расстояния и видят её фрагменты как части более обширного целого или единой структуры. Они воспринимают мир с высоты птичьего полёта более широко и пытаются посредством своего сознания подняться ещё выше, чтобы охватить всё. Восходящая энергия выражается через мудрость, креативность, новизну, визионерские идеи, пустотность и покой.

Здоровая энергия восхождения характеризуется желанием улучшать, выходить за пределы, расти, трансцендировать, творить, мыслить обширными категориями. Это достигается посредством приобретения более обширного взгляда на себя и на природу вещей. Восхождение требует готовности меняться, оставляя старые парадигмы и умения не страдать из-за бытовых неурядиц.

Нездоровая энергия восхождения игнорирует, подавляет, контролирует низшее, вместо того чтобы охватывать его и заботиться о нём. Она отрицает чувства, тело, сексуальность и природу.

Личности с преобладанием восходящей энергии боятся быть утянутыми вниз, поглощёнными, растворёнными и потерянными (Фобос)[108].

Нисхождение

Нисхождение[109] (или самотождественность) — это направленное вниз стремление к земле, к телу и миру во множестве его проявлений. Личности с преобладанием энергии нисхождения прославляют жизнь во множестве её форм, тело и свою сексуальность. Они плывут по течению, находятся в контакте со всем богатством проявленного мира, переживают происходящее, исходя из всей полноты существования, глубоко погружаясь в мир. Нисхождение также описывается как «любовь, которая направлена вниз» (Агапэ), которая принимает всё — включая землю и всех её обитателей — с бескорыстным состраданием и преданностью.

Нисходящая энергия выражается через чувства, эмпатию, эмоции, теплоту, движение, уступчивость, изобилие и поток. Личность с преобладанием нисходящей энергии воспринимает мир изнутри.

Здоровая энергия нисхождения означает, что человек связан со всем богатством и полнотой мира, чувствителен к ней, он мыслит реально и находится в контакте со своим телом, чувствами, эмоциями и сексуальностью.

Нездоровая энергия нисхождения проявляется в одержимости, растворении и подчинении многообразным деталями жизни и её проявлениям, чувствам, земным влечениям и потребностям.

Нисходящие личности боятся утратить контакт с миром, запутаться или быть отделёнными от полноты жизни и её движущих сил (Танатос) [110].

Рис. 12. К пониманию восхождения, нисхождения, действия и сообщности

Действие

Действие[111] (или самосбережение) — это стремление к целостности, к поступкам, совершаемым по собственной воле, к осуществлению свободного выбора и проявлению своей власти. Люди, обладающие склонностью к этой полярности, хотят оставаться верными себе, сохранять личность, индивидуальность, независимость и самостоятельность. Они концентрируются на правах, правилах, законах и справедливости, которая защищает и обслуживает интересы личности. Их определяют ответственность за собственные решения, успех, свобода воли, а не среда и мнение других (лучше потерпеть неудачу, проживая собственную жизнь, чем преуспеть, живя за кого-то другого).

Действие в здоровых формах поддерживает автономное функционирование личности. Действие в нездоровых формах ведёт к отчуждению и диссоциации с другими людьми. Люди со склонностью к энергии действия боятся потерять свободу выбора, а также оказаться в ситуации, когда их благополучие будет зависеть от других людей.

Сообщность

Сообщность (или самоадаптация) — это стремление к объединению (общности) с другими, желание быть частью чего-либо и действовать в интересах общества или группы, а также сотрудничать. Сообщность выражается через заботу, ответственность, родство, взаимовыручку, единение, коммуникацию, эмпатию, близость, объединение и соучастие. Люди со склонностью к сообщности чувствуют, что их благополучие зависит от их способности помогать и доверять другим, полагаться на них, вписываться в окружение, укреплять систему поддержки и взаимопомощи («ты — мне, я — тебе»).

Сообщность в здоровых формах выражается в мирной, ответственной (способной к ответу, отклику), внимательной и заботливой связи между людьми.

Сообщность в нездоровых формах ведёт к слиянию, зависимости, потребности в поддержке извне, к цеплянию за других — при потере собственной воли, утрате индивидуальности и самостоятельности, — что в конечном итоге рождает чувство неудовлетворённости.

Люди, ориентированные на сообщность, боятся быть покинутыми, лишиться поддержки или остаться в одиночестве.

Взаимоисключение

Для личности может быть характерно либо действие или сообщность, либо восхождение или нисхождение, но не сообщность и действие или восхождение и нисхождение одновременно — точно так же, как невозможно одновременно вдыхать (нисхождение) и выдыхать (восхождение) или быть вместе (сообщность) и по отдельности (действие).

Порой бывает сложно провести чёткое разграничение между парами восхождения/действия и нисхождения/сообщности, поскольку поначалу они могут выглядеть и восприниматься одинаково. Один из способов увидеть различие — это осознать, что вы можете проявлять энергию восхождения и нисхождения как с помощью действия, так и с помощью сообщности (представьте себе, что вы поднимаетесь или спускаетесь в лифте в одиночку или с группой людей).

Рис. 13. Метафора лифта, выражающая взаимную исключительность полярностей

Вы можете, к примеру, хотеть пережить опыт встречи с Божеством (восхождение), и для этого уединитесь в пустыне (действие) для медитации, успокоения ума и очищения тела, или же будете петь мантры в группе с другими людьми (сообщность). С другой стороны, вы можете хотеть позаботиться о своём теле, получить удовольствие (нисхождение), принимая горячую травяную ванну и наслаждаясь клубникой в шоколаде в одиночку (действие) или присоединившись к компании друзей за здоровым ужином, чтобы пообщаться и потанцевать (cообщность).

Иными словами, восхождение и нисхождение проявляются и в аспекте действия, и в аспекте сообщности. Получившееся в результате пересечение двух линий даст вам мужской или женский тип.

Рис. 14. Взаимоисключение четырёх полярностей

Наш естественный импульс — присваивать две феминные полярности (нисхождение и сообщность) женщинам, а маскулинные полярности (восхождение и действие) мужчинам, что будет соответствовать изначальному значению этих терминов[112]. Такое соответствие, вероятно, было нормой (или, по крайней мере, ожидаемым поведением) в прошлом, но у современных и постсовременных личностей всё зачастую бывает иначе, о чём мы более подробно будем говорить далее. Поэтому важно не связывать бездумно эти полярности с полом, поскольку оба пола обладают потенциалом для воплощения любой из четырёх полярностей как в их здоровых, так и в нездоровых формах. Некоторые люди патологически застревают в одном из положительных или отрицательных направлений, в то время как другие научились более свободно переключаться между всеми полярностями в их здоровых формах в зависимости от своих потребностей и от ситуации.

Как уравновесить полярности и улучшить отношения

Наша цель — уравновесить и гармонизировать здоровые проявления полярностей мужественности и женственности на всех уровнях нашего бытия (тело, ум, чувства и душа), чего можно эффективно достичь только в близких любовных отношениях. Для взаимодействия мужественности-женственности необходимы два человека с противоположными полярностями; внутри пары это взаимодействие переживается как сексуальное влечение и синергия. В этом отношении противоположности, безусловно, притягиваются, а сходные элементы отталкиваются, точно так же как положительные и отрицательные полюса двух магнитов.

Способность партнёров в паре дополнять друг друга, а также создавать целое, которое больше суммы его частей, определяется тем, насколько партнёры проявляют разные особенности каждой из полярностей. Если они энергетически слишком близки, между ними почти не возникает сексуального магнетизма и синергии; если же их различия настолько велики, что едва выносимы — особенно если это нездоровые проявления полярностей, — тогда партнёры находятся в состоянии разъединённости, отвращения друг к другу и продолжительного конфликта[113].

Обращая внимание на эти четыре полярности, вы можете почувствовать, где в определённый момент времени находится ваша энергия и энергия вашего партнёра, и таким образом дополнять и уравновешивать друг друга, проявляя широкий спектр здоровых форм полярностей и гибкость в отношении каждой из них.

Тантра[114] — что означает «непрерывно плести и расширять», или союз мудрости (восхождения) с состраданием (нисхождением), — это собрание восточных духовных практик, которые направлены на гармонизацию четырёх полярностей, в частности, восхождения и нисхождения, неба и земли, Шивы и Шакти. Предполагается, что Бог проявляет себя в обеих противоположностях.

На Западе тантра по большей части ассоциируется с искусством использования ритуалов и методов достижения трансцендентных состояний сознания (или переживания Бога) в сексуальном единении. Неудивительно, что во время экстатического занятия любовью или оргазма любовники часто восклицают: «О Боже…» В восточных же традициях тантрический секс был доступен только очень продвинутым духовным практикам, после того как они в течение многих лет практиковали суровые формы тантры, не имеющие отношения к сексу[115].

Метафора взаимодействия полярностей: река

Превосходная метафора, которая позволяет представить взаимодействие полярностей маскулинности и феминности, — это река. Глубина, ширина потока представляют собой женские качества — нисхождение и сообщность. Высота и удалённость берегов друг от друга представляют мужественную способность к превосхождению и действию. Вместе они создают реку, обладающую женственным изобилием/текучестью и мужественной пустотностью/cтруктурой. Это и есть истинное сотворчество, поскольку берег и течение не могут существовать друг без друга, а также поскольку нельзя сказать, что появляется сначала. Без структуры и направления, которые дают берега, женственное начало остаётся без всякой ориентации и вместилища. Без изобилия и текучести воды мужественное начало лишается цели и реализации.

Хотя мужчины и женщины могут в равной степени воплощать женственную наполненность/текучесть и мужественную структуру/направление, они не могут делать этого единовременно, подобно тому, как вы не можете одновременно вдыхать и выдыхать, быть в покое и в движении, в одиночестве и в компании, пустым и полным, вверху и внизу и т. д. Да, вы можете попытаться туда-сюда переключаться между противоположностями — и многие одинокие люди так и делают, — но чего-то всегда будет не хватать, поэтому такое положение дел часто порождает стресс и депрессию и у современных и постсовременных личностей. Только через сотворчество мужественности-женственности, которое проявляется во взаимодействии равных противоположностей, можно вернуться к единству (пробудиться) на всех уровнях нашего бытия, а также к гармоничной жизни.

Заключение

Мужчин и женщин можно охарактеризовать с помощью их пола, гендера, а также полярностей маскулинности/феминности. Пол относится к неизменным биологическим характеристикам, которые порождают различные первичные фантазии, гендер относится к приобретённым социальным и культурным ролям, свойственным мужчинам и женщинам, а полярности маскулинности/феминности представляют собой универсальные «мужские» и «женские» качества, которые могут быть одинаково присущи обоим полам. Отрицая, путая между собой или упуская из виду эти три измерения, мы придём к неполному или искажённому восприятию отношений мужчины и женщины.

Глава 3

Линии развития человеческого потенциала

Всё, что раздражает нас в других, может вести к пониманию себя.

Карл Густав Юнг

В рамках интегральной модели линии развития[116] (или просто линии) обозначают различные типы навыков, черт характера или интеллекта[117], присущих человеку. К примеру, математику, спорт, музыку, переживание чувств других людей. Мы рассмотрим то, в какой степени эти линии развиваются, а также последовательность уровней, через которые они проходят, в следующей главе под названием «Уровни роста». Чтобы не вступать в спор по поводу врождённости или приобретённости качеств[118], мы спокойно можем сказать, что потенциал для развития каждой из линий либо присущ человеку с рождения, либо формируется в раннем детстве. Вы либо имеете музыкальный или математический талант и т. д., либо не имеете его.

Из этих линий проистекает множество увлечений, потребностей, интересов, хобби, стилей жизни, которые весьма серьёзно влияют на вашу совместимость с женщиной. Ниже мы приводим список линий (десять наиболее важных из них выделены жирным шрифтом), которые Уилбер упоминает в различных местах своих сочинений[119]:

● Эстетическая (что является красивым)

● Кинестетическая

Аффективная/эмоциональная (чувства по отношению к явлениям)

● Математическая

● Альтруизм

● Медитативные состояния

● Заботливость

Мораль/этика (что делать)

Когнитивная (понимание того, что есть на самом деле)

● Восприятие пространства и времени

● Коммуникативные навыки

● Музыкальная

● Беспокойство

● Потребности (насущные потребности, обеспечивающие благополучие)

● Творческие способности

Психосексуальная (выражение Эроса)

● Восприятие смерти

● Ролевая

● Защитные механизмы

● Самооценка

● Эмпатия

Самоидентичность (кто ты)

● Гендерная идентичность

● Социально-эмоциональная зрелость

● Представление о добре

Духовная (о чём следует прежде всего заботиться)

Коммуникативные навыки (взаимодействие с другими)

Ценности/мировоззрения (что важно)

Один человек может иметь развитую музыкальную, математическую и когнитивную линии, но иметь низкий эмоциональный интеллект и мораль. Другой человек может иметь развитое кинестетическое восприятие, обладать эмпатией и проявлять глубокую заботу о других, одновременно обладая ограниченным восприятием пространства и времени, а также слабыми защитными механизмами.

Множество граней человеческого

Хотя первичная фантазия и противоположные полярности мужественности-женственности создают сексуальное притяжение и синергию, партнёры со сходными ценностями, интересами, пристрастиями, личностями, образом жизни, навыками отношений, нуждами, а также культурным/этническим происхождением — которые мы можем назвать гендерно-нейтральными или вторичными фантазиями — имеют больше шансов сохранить отношения[120]. Для здоровых отношений необходимы как сексуальное притяжение, так и похожие вторичные фантазии: с одной стороны, притяжение противоположностей открывает возможности для психологического исцеления и духовного роста посредством таких прекрасных переживаний, как страсть, близость и безусловная любовь[121], с другой стороны, сходства объединяют людей, предоставляя им конкретное, земное основание и базу обусловленности для построения устойчивых любовных отношений[122].

Ниже вы найдёте список характеристик. Во время их чтения вы, возможно, сочтёте полезным отметить те качества, которые вы:

1. Привносите в партнёрские отношения.

2. Должны иметь, хотели бы иметь, могли бы стерпеть или не выносите в женщинах.

3. Хотели бы лучше развить совместно с женщиной или в одиночку.

4. Хотели бы видеть и у себя, и у партнёра.

5. Хотели бы обсудить с партнёром

Построение отношений благодаря общим или совместимым увлечениям и интересам[123]

Латинский корень слова «страсть» (passion. — Прим. пер.) — passio означает «страдание». Мы страдаем, если не можем следовать своим пристрастиям, и иногда мы увлекаемся ими настолько, что они причиняют нам боль. Страсть является неотъемлемой частью нашего бытия и появляется сама по себе, без сознательного решения с нашей стороны[124], в то время как интересы или хобби связаны с более активным выбором, они мотивированы извне, могут меняться или быть проявлениями эгоического сознания. Для поддержания здоровых отношений совершенно необходимо выяснить ваши пристрастия и пристрастия вашей партнёрши, поскольку важно, чтобы вы либо могли разделять их, поощрять, либо по меньшей мере с ними мириться.

Если женщина обожает танцы, садоводство и езду верхом, а также хочет заниматься этим вместе с вами, в то время как вы ненавидите эти вещи, очевидно, что ваши отношения будут натянутыми. Слова, приведённые ниже в таблице, могут вдохновить вас на вопросы и беседы по поводу ваших пристрастий и интересов[125].

Таблица 1. Список увлечений и интересов

Выявление и обсуждение способностей, ценностей и идеалов

Кроме пристрастий и интересов мы обладаем собственными, уникальным образом развитыми способностями, ценностями и идеалами. Они также заслуживают внимания и являются хорошими темами для бесед.

Таблица 2. Список способностей, ценностей и идеалов

Немного о потребностях и зависимости

Слова, перечисленные ниже, описывают потребности[126]. Все человеческие потребности являются нормальными и заслуживают рассмотрения на индивидуальном уровне. Установлено, что некоторые потребности являются универсальными[127]. Тем не менее существует серьёзное различие между потребностями и зависимостью, хотя их часто путают.

Потребности — это то, что обеспечивает наше благополучие.

Зависимости — это проекция эмоциональных потребностей на других людей. Они формируют ожидания, порождают придирки, стремление манипулировать, принуждать других удовлетворять наши желания, а если те отказываются это делать, следует наказание в виде обвинений, отвержения, угроз или насилия. Мы все знаем, как реагируют маленькие дети или младенцы, если они не получают желаемого. Конечно, младенец умрёт, если его родители или опекуны не удовлетворят его базовые потребности (в еде, тепле, безопасности и физическом контакте), а ребёнок, который чего-то хочет, мало заботится о существовании других людей.

В процессе здорового взросления/пробуждения люди учатся самостоятельно удовлетворять свои потребности, не завися от других, что становится возможным благодаря преобразованию 1) потребностей в намерения, 2) намерения в желания, 3) желаний в предпочтения и 4) предпочтений в «отсутствие предпочтений» [128]. Если вы и ваша партнёрша развиваетесь в такой последовательности, то деструктивная эмоциональная, сексуальная и материальная зависимости начинают преобразовываться в добровольный и полюбовный взаимообмен, который взращивает благодарность и взаимное уважение, являясь одной из характеристик здорового партнёрства[129].

По мере чтения списка, размещённого ниже, отмечайте потребности, стремления, желания и предпочтения (как их тип, так и степень), которые есть у вас и у вашей партнёрши и которые вы хотите удовлетворять благодаря отношениям. Когда вы слушаете её, отмечайте в её речи слова мне нужно и яхочу, а также то, какие её потребности и стремления вы готовы и можете удовлетворять.

Если она выдвигает множество требований, к примеру, говорит: «Тебе надо сделать мне…», или «Тебе нужно быть…», или «Мне необходимо, чтобы…», тогда вам стоит удостовериться, что вы можете согласовать ваши позиции, прямо спрашивая, что именно она имеет в виду и ожидает от вас[130]. Иначе говоря, вам с ней будет не особенно весело. Партнёрские отношения, которые в большей степени связаны с удовлетворением потребностей, быстро становятся проблемными, поскольку со временем тип и уровень потребностей меняются, а готовность и способность партнёров к взаимному удовлетворению снижаются. Нижеприведённые слова могут помочь вам в обсуждении ваших и её потребностей, стремлений, предпочтений или отсутствия предпочтений.

Список потребностей:

● Активность

● Аутентичность

● Близость

● Вдохновение

● Взаимность

● Включённость

● Внимание

● Выбор

● Гармония

● Досуг

● Дружеское общение

● Забота

● Защита

● Игра

● Искренность

● Красота

● Личное Время

● Мир

● Наслаждение жизнью

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интегральные отношения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

67

Первичная фантазия (Primary Fantasy) — термин, введённый З. Фрейдом для обозначения некоторых детских сексуальных фантазий, которые могут способствовать формированию неврозов. — Прим. ред.

68

В главе 7 части II мы рассмотрим четыре квадранта, которые являются первым элементом исходной модели Уилбера AQAL.

69

Исследования показали, что соотношение бёдер и талии (индекс WHR) 0,7 для женщин и 0,9 для мужчин указывает на общее здоровье и фертильность. Женщины, чей индекс WHR не превышает 0,7, обладают оптимальным уровнем эстрогенов и меньше подвержены таким заболеваниям, как диабет, сердечно-сосудистые заболевания и рак яичников. Было установлено, что мужчины, чей индекс близок к 0,9, отличаются лучшим здоровьем и фертильностью, а также реже страдают раком простаты и яичек. Подробнее об этом: Helen Fisher, Why We Love, стр. 107, а также Nancy Etcoff, Survival of the Prettiest, стр. 140–143.

70

Cм., к примеру, Helen Fisher, Why We Love, стр. 108–113; David Deida, Intimate Communion, стр. 45; Alison A. Armstrong, Making Sense of Men, стр. 18–33; Ayala Malach Pines, Falling in Love, стр. 83-104, Harville Hendrix, стр. 5.

71

См. Nancy Etcoff, Survival of the Prettiest, стр. 172–176, и Malcom Gladwell Blink, The Power of Thinking, Without Thinking: «Существует множество доказательств того, что высокий рост — в особенности у мужчины — вызывает целый набор чрезвычайно положительных бессознательных ассоциаций». Gladwell провёл опросы в половине компаний из списка 500 лучших компаний журнала Fortune и выяснил, что директорами большинства из них были высокие мужчины белой расы:

Рост среднестатистического директора был чуть меньше 183 см (средний рост американца — 175 см)

Рост 58 % директоров — 183 см и выше

Только 14 % мужчин США — 183 см и выше

Рост около 30 % директоров 187 см или выше

Только 3,9 % мужчин в США — 187 см и выше

«Рост немаловажен для успеха в карьере», — говорит Тимоти Джадж, профессор в сфере менеджмента Университета Флориды, который участвовал в исследовании по этой теме.

72

Helen Fisher, Why We Love, стр. 114–116, и David Deida, Intimate Communion, стр. 44.

73

Весьма сложно оценить совокупный доход от порноиндустрии. Для США эта цифра варьируется от 5 до 10 миллионов долларов, а для всего мира она составляет примерно 40 миллионов долларов. Благодаря доступности видеотехнологий и Интернета создаётся множество бесплатных «фанатских сайтов», которые составляют конкуренцию журналам и продажам DVD. Фильмы для взрослых всё ещё находятся в топе продаж среди гостиничных развлечений.

74

Согласно отчётам, в 2008 году доход от продаж любовных романов составил 1,37 миллиона долларов, при этом они составляют крупнейший сектор на потребительском рынке литературы — 13,5 %. В чём же секрет популярности любовных романов?

Благодаря разнообразию внутри жанра, названиям, привлекательным для женщин, которые читают 90,5 % любовных романов, а также низким ценам на издания любовные романы смогли занять первое место в списке бестселлеров в 2008 году. См. www.rwanational.org/cs/the_romance_genre/romance_literature_statistics/industry_statistics

75

Во взрослом возрасте Махатма Ганди постоянно стремился побороть свою первичную фантазию, а в более поздние годы делил ложе с привлекательными девушками-поклонницами гораздо младше его, чтобы преодолеть сексуальные желания. См. книгу Yogesh Chadha, Gandhi: A Life, стр. 423: «Ганди публично заявил, что в своём стремлении в совершенстве овладеть сексуальными импульсами он экспериментировал, вступая в отношения со своими ученицами-женщинами. Ему на тот момент было 77 лет».

76

«Время, деньги и секс» (ВДС, иногда также называемые «большой тройкой» — не путать с «Благом, Истиной и Красотой») — как выяснилось, являются основными причинами, по которым люди вступают в отношения, А ТАКЖЕ основными причинами возникающих позже конфликтов и расставаний.

77

Глубокий анализ гормонов, которые влияют на сексуальность мужчин/женщин и на отношения, можно найти в работе Theresa L., Crenshaw, The Alchemy of Love and Lust и Harville Hendrix, Getting the Love you Want, стр. 47. Мира Киршенбаум (Mira Kirshenbaum) в книге «Он — тот самый мужчина?»(Is He Mr. Right) утверждает, что любовь к мужчине появляется, если 1) вам комфортно вместе, и вы близки; 2) он надёжен; 3) вам весело вместе; 4) он сексуально привлекателен; 5) его ум, статус и успешность вызывают у вас уважение, а он проявляет уважение к вашим амбициям и достижениям.

78

См. Helen Fisher, Why We Love — полностью, в особенности стр. 78 и 195–196.

79

См. Helen Fisher, Why We Love, стр. 153–180.

80

См. Alaya Malach Pines, Falling in Love, стр. 79, Nancy Etcoff, Survival of the Prettiest, а также многочисленные фильмы, в которых мужчина изначально сходит по ней с ума (и хочет с ней секса), а она не уверена и хочет получше его узнать.

81

За 2008 год прибыль от индустрии красоты и продаж косметики в Америке составила 20 миллионов долларов по большей части за счёт средств по уходу за волосами и кожей, которые постоянно рекламируются в печатных медиа и по телевизору. Продажи индустрии моды составили примерно 200 миллионов долларов.

82

Исследования показали, что мужчины, испытывающие сексуальное возбуждение, готовы идти на большие финансовые и физические риски. См.: www.huffingtonpost.com/2008/04/04/sex-drives-men-to-take-ri_n_95169.html и www.usatoday.com/tech/science/2008-04-07-sex-financial-risk_N.htm.

83

См. Geoffrey Miller, The Mating Mind, стр. 206: «Если женщина заинтересована в том, чтобы понять, каким человеком является мужчина, насколько он умён и каков его жизненный опыт, ей могут потребоваться недели бесед для того, чтобы (бессознательно) собрать всю необходимую информацию и влюбиться… при этом зачастую мужчина быстрее понимает, привлекает ли его женщина сексуально, поскольку оценить физические данные проще, чем характер», а также Donald Symons, The Evolution of Sexual Desire, стр. 166: «Поскольку вклад родителя женского пола в воспитание ребёнка обыкновенно больше вклада родителя мужского пола, от женщин ожидают большей избирательности при выборе партнёра, чем от мужчин».

84

См. Helen Fisher, Why We Love, стр. 116–118, и Geoffrey Miller, The Mating Mind, стр. 85–87, где он пишет: «Роберт Триверс отмечал, что женские особи вырабатывают меньше яйцеклеток (всего одну в месяц), чем мужчины — сперматозоидов (300–500 миллионов за эякуляцию). Это объясняет, почему мужчинам приходится более активно соревноваться за оплодотворение яйцеклетки, чем женщинам — за получение спермы, а также почему женщины более избирательны, чем мужчины. Мужчины стремятся завоевать большее количество женщин, а женщины — найти наиболее качественного мужчину».

85

Warren Farrell в своих книгах Father and Child Reunion и Does Feminism Discriminate Against Men утверждает, что отцы вносят такой же вклад в воспитание детей, поскольку им зачастую приходится платить качеством и продолжительностью своей жизни, усердно работая на пропитание ребёнка, которого они, возможно, и не хотели, и который, если мать возненавидит отца, станет оружием против мужчины. Хотя, возможно, всё так и есть, данный аргумент выглядит во многом рациональным и не выдерживает критики с эволюционной точки зрения.

86

См. Ayala Malach Pines, Falling in Love, стр. 89.

87

См. Patricia Love/Steven Stosny, стр. 66 в книге How to Improve your Marriage Without Talking About It: «Многие женщины просто не понимают, как они сильно критикуют и унижают мужчин», и Harville Hendrix, Getting The Love You Want, стр. 76–81: «Отчаявшись, люди начинают использовать негативные манёвры, чтобы принудить своего партнёра проявлять больше любви. Они сдерживают проявления нежности и эмоционально отстраняются».

88

Лишить силы, энергии или ослабить. Alison Armstrong, создательница сайта www.understandmen.com, называет это так: «Оторвать его яйца и оставить себе». См. также Patricia Love/Steven Stosny, How to Improve your Marriage Without Talking About It, стр. 65–71.

89

О мужской депрессии см. Terrence Real, I don’t want to talk about it.

90

Программа PAX, созданная Alison Armstrong, помогает женщинам научиться ценить мужчин, чтобы те, в свою очередь, стали превозносить женщин (см. сайт www.understandmen.com). Множество советов касательно понимания и разрешения этого конфликта можно найти в книге Джона Грэя Why Mars And Venus Collide.

91

Эти процессы очень точно отражены в фильме «Реальная любовь» в реплике Карен: «Так что, ты попытаешься выяснить, просто ли это ожерелье, или же секс и ожерелье, или в худшем случае, ожерелье и любовь?» Обратите внимание, она считает, что ожерелье — в порядке вещей (нет эмоциональной связи) и даже секс и ожерелье не так страшно, поскольку она не уверена, что за этим стоит, но ожерелье (материальная поддержка) и любовь (эмоциональная неверность) неприемлемы.

92

Patricia Love и Steven Stosny написали превосходную книгу о взаимодействии стыда/страха у мужчин и женщин под названием «Как улучшить отношения в браке, не обсуждая их» (How To Improve Your Marriage Without Talking About It).

93

Irvin Singer (профессор философии Массачусетского технологического института) пишет в своей книге Philosophy of Love на стр. xvi: «Я начал работать над своей философией любви в те времена, когда ни один уважаемый англоязычный философ не рассматривал данную тему как заслуживающую профессионального интереса и даже уважения». Далее на стр. 109: «Меня предупреждали, что лучше избегать этой темы, поскольку — как мне сказали — я разрушу свою карьеру, безрассудно уничтожу свою профессиональную репутацию и буду изгоем в Американской ассоциации философии». Geoffrey Miller отмечает в своей книге The Mating Mind: «Из-за напускной скромности половой отбор в обществе почти не обсуждается, поскольку он, в конце концов, связан с сексом. Многие люди, особенно учёные, двойственно относятся к сексу: он завораживает и смущает их, они увлечены этой темой, но испытывают чувство вины, ведут себя то похабно, то по-пуритански. Учёные всё ещё неловко себя чувствуют, рассказывая о половом отборе студентам, разговаривая о нём с журналистами, а также излагая письменно эту теорию для широкой публики».

94

См. главу «Millionaire Matchmake» из книги Patti Stanger Become Your Own Matchmaker, стр. 50–72. Под заголовком «Mirror mirror» она пишет: «… знаете, я могу быть резкой. Я говорю девушкам, [которые хотят встретить миллионера], что они слишком худые или толстые для него, у них слишком кудрявые/вьющиеся волосы не самого удачного цвета. Возможно, это звучит слишком неделикатно, но мужчины оценивают именно то, насколько им хочется переспать с женщиной».

95

Различные формы феминизма описаны в примечании 51 к Главе 1.

96

Достаточно грубый пример этого мы находим в документальной драме «Бункер» — хронике последних двух недель жизни Гитлера. В этом фильме женщины, которые наслаждаются безопасностью и живут достаточно роскошно рядом с Гитлером, уговаривают его не сдаваться, хотя тысячи других людей вокруг умирают.

97

См., в частности, Helen Fisher, Why We Love, стр. 103, 114, а также первые строки стр. 202; Daniel Goleman, Social Intelligence, стр. 199; Laurie A. Rudman и Peter Glick, The Social Psychology of Gender, стр. 211–222, а также Ayala Malach Pines, Falling in Love, стр. 83–104 — этот список можно продолжать.

98

Ознакомиться с отрезвляющим рассказом умной женщины о том, как она отвергла не больше и не меньше, а сто мужчин после встречи, можно в книге Dale Koppel, The Intelligent Woman’s Guide to Online Dating.

99

См. Ayala Malach Pines, Falling in Love, стр. 100–103.

100

См. David M. Buss, The Evolution of Desire. Автор обнаружил, что «выбирая партнёра, женщины предпочитают мужчин, у которых есть деньги, ресурсы, власть или высокий социальныйстатус, а мужчины склонны искать привлекательных, молодых женщин, которые будут хранить сексуальную верность». Эти выводы основываются на глобальном опросе, проведённом Buss и коллегами среди 10 047 взрослых людей 37 различных культур — от Австралии до Замбии. Также см. Donald Symons, The Evolution of Human Sexuality, стр. 191: «Одним из таких врождёных правил является склонность женщин находить и выбирать мужчин с высоким статусом».

101

См. Laurie A. Rudman и Peter Glick, The Social Psychology of Gender, стр. 6–24.

102

Некоторые типичные работы, которые мужчины и женщины выполняют по дому перечисляются в книге Warren Farrell et al., Does Feminism Discriminate Against Men, стр. 60–88, где развенчивается миф о том, что женщины работают в «две смены», а мужчины не выполняют практически никакой работы по дому (согласно Фарреллу, американские мужчины трудятся на работе и по дому в среднем 59,5 часа в неделю, а женщины — 56,4 часа).

103

См. See Laurie A. Rudman и Peter Glick, The Social Psychology of Gender, стр. 89.

104

См. наиболее популярную книгу Джона Грэя «Марс и Венера: почему мы ссоримся?», а также более ранние работы, такие как «Марс и Венера вместе навсегда», «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», «Марс и Венера в спальне», воркшопы на сайте www.understandmen.com, а также забавные видео и рекомендации на www.laughyourway.com.

105

См. Джон Грэй, Why Mars and Venus Collide, стр. 38–41.

106

См. Кен Уибер, Integral Spirituality, стр. 11–15. Обратите внимание, что в интегральной модели отношений полярности мужественности и женственности необязательно рассматриваются как типы, которые не меняются в процессе развития сознания человека по вертикали (как в модели AQAL), но скорее воспринимаются как потенциальные возможности, которые каждый пол может в различной степени реализовывать и выражать по мере взросления и развития, как пишет сам Уилбер на стр. 26 в этой книге: «Мужской принцип больше отождествляется с энергией действия, а женский — с энергией сообщности, но надо отметить, что в каждом человеке есть оба этих компонента». Также см. Эрих Фромм «Искусство любить», стр. 34: «Характер человека, как и его сексуальность, может быть мужественным или женственным… и всегда нужно иметь в виду, что эти характеристики перемешаны в каждой отдельной личности».

107

Качества, выражающие энергию восхождения, — это мудрость, пустотность и покой. Соответствующие практики включают в себя медитацию, созерцание и уединение. Архетипом этой энергии является мудрый отец. Люди с преобладанием энергии восхождения кажутся не от мира сего и мыслят метафизически. Они стремятся подняться от материи к духу.

Это любовь к высшему (Эрос), к небесному Богу, извечное стремление к большей целостности и обширному единству, стремление преодолеть границы и добраться до небес, удостоиться созерцания великого блага и великолепия, постоянно отвергая мелочное в поисках глубокого, а низшее — в поисках высшего.

Бог людей восходящего типа — это Бог совершенно потусторонний, и его царствие за пределами человеческого мира. Энергия восхождения связана с пуританством, монашеством и аскетизмом; с этой точки зрения тело, плоть и в особенности секс воспринимаются как исконно греховные. Люди восходящего типа пессимистически смотрят на возможность обретения счастья в этом мире и предпочитают времени вечность.

Нисходящая энергия воспринимается ими как зло и грех. Этот мир они считают иллюзорным, призрачным и испорченным. Здоровая энергия восхождения — это стремление к улучшению и совершенствованию, к преодолению границ и обретению (за счёт углубления взгляда на свою истинную сущность и на суть вещей) более просветлённой природы. Самотрансценденция — это путешествие личности, в котором она открывает себя. Оно требует личных усилий человека и готовности меняться, отпуская старые парадигмы. Духовными искателями самотрансценденция переживается как пустота, безграничное сознавание внутреннего мира, свободы и радости, которое достигается за счёт выхода за пределы Эго и признания высшего источника. Нездоровая энергия восхождения (её также называют Фобосом) подавляет низшее и диссоциируется от него, не принимая его. То есть отрицаются чувства, тело, сексуальность и земля (что можно наблюдать во многих религиях восходящего типа — в христианстве, буддизме и исламе). Человек нездорового восходящего типа боится, что низшее утянет его за собой и осквернит. Фобос является первичным источником всякого подавления, отрицания, страха и иногда даже ненависти ко всему, принадлежащему этому миру, — биологической жизни, сексуальности, чувственности, а также часто игнорирует тело и природу.

108

См. Кен Уилбер, A Brief History of Everything стр. 227–235.

109

Нисходящая энергия проявляется в хтонических религиях и религиях, связанных с поклонением богине, к примеру, в язычестве. Путь нисходящей энергии — это путь сострадания. На этом пути посюстороннего нисхождения духа в материю Многое воспринимается как проявление Единого, а поэтому ко всем формам жизни нужно относиться с равной добротой, состраданием и милосердием. Единое воплощается во всём творении, присутствуя во всех формах и прославляя видимое и ощутимое. Присутствие, самоотдача, наполненность жизнью, чувства и эмоции — всё это выражения нисходящей энергии. Это любовь, направленная к миру, проявляется в овеществлённости духа, телесном воплощении, отношениях, примирении с проявленным миром и его взаимосвязями, в равной ценности всех существ, во всепринятии и проявлении доброты и постоянной заботы по отношению ко Многому. Человек нисходящего типа влюблён в видимого, ощутимого Бога, он прославляет чувства, телесность, сексуальность и землю, проявляя духовность, направленную на видимый мир.

Духовные искатели такого типа ощущают само-имманентность, полную самоотдачу тому, что есть, — тесную связь с землёй и проявленным миром, полнотой бытия, миром форм и течением жизни.

110

См. Ken Wilber, Sex, Ecology, Spirituality, стр. 340.

111

Слово «agency» — «действие» — происходит от слова «agent», которое означает «сущность, способную совершать действия».

112

«Маскулинный» — означает «обладающий качествами, подобающими или обыкновенно приписываемыми мужчинам; похожий на мужчину». «Феминный» — означает «свойственный, подобающий или присущий исключительно женщинам; похожий на женщину».

113

См. David Deida, Intimate Communion, стр. 19–36.

114

Дэвид Гордон Уайт предлагает следующее определение: «Тантра — это восточный комплекс представлений и практик, который исходит из принципа, что Вселенная, в которой мы пребываем, является не чем иным, как явным проявлением священной энергии Божества, творящего и поддерживающего её; а потому тантра стремится к ритуальному переживанию и перенаправлению этой энергии внутри человеческого микрокосма в творческом и освобождающем ключе». www.en.wikipedia.org/wiki/Tantra

115

См. John Maxwell Taylor, Eros Ascending, стр. 18–19: «Сексуальный аспект [тантры] являлся лишь малой частью обширного целого и требовал от истинного адепта многих лет преданного служения, которое подготовит его к решающему просветлённому вечеру любви с тантрической богиней или «священной храмовой жрицей любви».

116

Линии развития являются вторым элементом из пяти в исходной модели Уилбера AQAL. Мы будем говорить о первом элементе, квадрантах в части II данного руководства.

117

В своей книге «Cтруктуры разума» (Frames of mind, 1983) Говард Гарднер предположил, что не существует единого интеллекта, который можно было бы выразить одной цифрой, как IQ. Он выделил 7 базовых типов интеллекта (а позже добавил ещё восьмой), которые могут развиваться независимо друг от друга:

1. Лингвистический интеллект: способность эффективно использовать слова как устно (как рассказчик, оратор или политик), так и письменно (как поэт, драматург, редактор или журналист).

2. Логико-математический интеллект: способность эффективно пользоваться числами (как математик, бухгалтер или статист), а также правильно рассуждать (как учёный, программист или логик).

3. Пространственный интеллект: способность точно воспринимать видимый и пространственный мир (как охотник, скаут или проводник) и трансформировать реальность на основе своего восприятия (как дизайнер интерьера, архитектор, художник или изобретатель).

4. Телесный-кинестетический интеллект: мастерство в использовании собственного тела для выражения идей и чувств (в качестве актёра, мима, атлета или танцора) и способность с помощью рук легко создавать и преобразовывать вещи (в качестве ремесленника, скульптура, механика или хирурга).

5. Музыкальный интеллект: способность воспринимать (в качестве меломана), оценивать (в качестве музыкального критика), создавать (в качестве композитора) и играть (в качестве исполнителя) различные музыкальные произведения.

6. Межличностный интеллект: способность ощущать и понимать настроения, намерения, мотивы и чувства других людей.

7. Внутриличностный интеллект: знание самого себя и способность гибко действовать, опираясь на эти знания.

8. Биологический интеллект: способность легко распознавать и классифицировать растения, животных и другие природные явления.

118

Более подробно о проблеме влияния наследственности и воспитания можно прочесть по ссылке www.wilderdom.com/personality/L4-1IntelligenceNatureVsNurture.html

119

В своей книге Introducing Ken Wilber на стр. 23 Lew Howard выделяет 27 линий развития/интеллектов, а Аллан Комбс приводит подобный список из десяти линий развития в своей книге Consciousness Explained Better на стр. 47–48.

120

David M. Buss, The Evolution of Desire, стр. 36; Helen Fisher, Why We Love, стр. 103; Ayala Malach Pines Falling in Love, стр. 48–60, и Nancy Etcoff, Survival of the Prettiest, стр. 147–149.

121

Безусловная любовь означает полное принятие, чувство единства с человеком, а также желание счастья ему/ей независимо от потребностей собственного Эго, оценок и личных мотивов.

122

См. John Welwood, Towards a Psychology of Awakening, стр. 236–237: «Становление в полной мере человеком подразумевает работу с нашей личностью в целом — и с нашей обусловленной природой (земля), и с нашей безусловной природой (небо). С одной стороны, у нас есть некоторые привычные личностные паттерны [интересы, образ жизни, увлечения, мечты и т. д.], с другой — в человеческом сердце есть безусловное пробуждённое присутствие, внимательный, вдумчивый ум и открытость к реальности. В каждом из нас действуют одновременно две этих силы».

123

На стр. 62 своей книги The Exceptional 7 Percent Gregory K. Popcak выделяет 28 ценностей и идеалов, а Абрахам Маслоу выделил 14 универсальных бытийных ценностей.

124

См. Erich Fromm, Art of Loving, стр. 20–21.

125

В книге Intellectual Foreplay Eve Eschner-Hogan и Steven Hogan выделяют 29 категорий ценностей, потребностей, интересов и увлечения, а также приводят для каждой из них множество вопросов, на которые вы можете ответить самостоятельно или с партнёром.

В книге If The Buddha Dated Charlotte Kasl на стр. 62–68 приводит 9 критериев, которые стоит учесть при выборе партнёра.

126

Список потребностей взят из книги «Ненасильственное общение» (Nonviolent Communication) Маршала Розенберга (Marshall Rosenberg), стр. 54–55, и иерархии потребностей Маслоу.

127

Манфред Макс Ниф (Manfred Max Neef), чилийский экономист и защитник окружающей среды, выделяет девять основных человеческих потребностей, которые он отличает от бесконечных и неутомимых экономических «желаний». По его мнению, эти потребности одинаковы во всех человеческих культурах, а также в разные исторические периоды. Эти потребности не образуют иерархии, за исключением базовой потребности в поддержании жизни или выживании. Ниф называет следующие потребности: «Выживание, защита, привязанность, понимание, причастность к сообществу, восстановление сил (то есть свободное время, которое можно посвятить размышлениям или праздности), творчество, чувство собственной идентичности и свобода». Он определяет эти потребности на основании экзистенциальных категорий «бытия», «обладания», «действия» и «взаимодействия», что позволяет создать на основании этих двух измерений матрицу из 36 ячеек.

128

См. книгу Undefended Love Marlena Lyons и Jett Psaris, стр. 139–150.

«Потребность» — это то, что вам необходимо прямо сейчас для вашего выживания и благополучия. Если потребность не удовлетворена, она, скорее всего, приобретёт для вас наивысший приоритет, и вы будете стремиться удовлетворить её как можно скорее. Удовлетворение потребностей обыкновенно требует чего-то извне, к примеру, воздуха, еды, воды, определённого поведения или действий со стороны других людей.

«Желание» — это то, чего вы в конечном итоге хотите: к примеру, желание быть любимым, желание путешествовать.

«Стремление» — это то, чего вы хотите, но без чего вы можете прожить. Вы будете рады получить это, но не чувствуете, что готовы активно добиваться или требовать этого от других людей: к примеру, у вас может быть стремление вступить в здоровые отношения.

«Предпочтение» — это склонность или тенденция выбирать определённое направление, при этом другие варианты также кажутся хорошими: к примеру, вы можете предпочитать рис вермишели или тёплую погоду холодной.

«Отсутствие предпочтений» — это духовное состояние принятия и отказа от выбора, которое требует высокоразвитого состояния присутствия и принятия реальности.

Весьма спорно, что кто-либо может быть полностью лишён потребностей, желаний, стремлений или предпочтений; что он или она может полностью включиться в жизнь, не прибегая к механизмам вытеснения и диссоциации.

129

David Richo в книге How to be an Adult in Relationship выделяет пять черт здоровых отношений («Five A’s»):

1. Внимательность к настоящему моменту; наблюдательность, умение слушать и замечать все те чувства, которые возникают в отношениях (Attention).

2. Принятие себя и другого человека таким, какой он есть (Acceptance).

3. Способность ценить все наши дарования, ограничения, стремления и нашу трудную человеческую судьбу (Appreciation).

4. Проявление привязанности через прикосновения и физический контакт, подразумевающий уважительное отношение к другому человеку (Affection).

5. Способность отдаться любви и жизни в их полноте, во всей их радости и боли, не пытаясь контролировать их (Allowing).

130

В качестве примера неясности в общении партнёров можно привести стремление завести детей, при котором не обсуждаются важные вопросы: когда, как (к примеру, посредством усыновления или беременности), сколько детей (эта причина, которая привела Элизабет Гилберт к разводу с мужем, — она описывает это в книге «Законный брак»). Другой пример — финансовые вопросы: как отнесутся супруги к долгу на кредитной карте (и есть ли у кого-то из них такой долг), как распределить ресурсы, если один из партнёров зарабатывает больше (разделить их поровну или тот, кто зарабатывает больше, получит и больше власти), копить ли паре на дом или брать в долг у родителей, а также готовы ли они принимать в дар деньги, машины и недвижимость от богатых родственников.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я