Машина воображения: искусство генерировать идеи и строить будущее вашей компании

Мартин Ривз

Воображение – одна из важнейших и вместе с тем наименее изученных составляющих успеха. Именно благодаря ему поступательные изменения превращаются в монументальные сдвиги, которые меняют общую парадигму и ложатся в основу глобальной трансформации – особенно в период кризисов. «Машина воображения» – это справочное пособие, с которым вы научитесь разбираться в этой загадочной человеческой способности, а также контролировать и использовать её для развития вашего бизнеса и закрепления успехов в будущем. Изучив его, вы обретёте инструменты, столь необходимые для встречи с неизведанным. Все указанные веб-страницы активны на момент публикации книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Машина воображения: искусство генерировать идеи и строить будущее вашей компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Пожалуй, вы не будете сомневаться, что в мире накопились проблемы. Пандемия, изменение климата, геополитика, замедление роста экономики, финансовые рынки, перегретые напечатанными деньгами и страхом не получить выгоду, экстремальное расслоение населения по доходам и капиталам, рост популизма — всё это вкупе с ожидаемыми талебовскими лебедями заставляет задуматься о будущем человечества. Россия как часть мирового пространства не исключение: подобно любой другой стране она сталкивается с различными вызовами.

Но где есть проблемы, там должны быть решения. Которые невозможны без новых подходов и методов, без свежих, иными словами, идей. А для рождения идеи нужно воображение.

В конце XV века Леонардо да Винчи, увидев, как опускаются на ветру семена клёна, нарисовал воздушный винт. В XX веке его устройство легло в основу винта вертолётного. Таковы возможности человеческой фантазии: переработкой чувственного опыта создаётся до сих пор невиданное, причём, возможно, весьма ценное с практической точки зрения.

Однако откуда браться идеям? Принято считать, что в Америке, к примеру, традиционно изобретателен малый и средний бизнес: сама Кремниевая долина не что иное, как множество малых бизнесов, ставших большими. А вот в России низовая инициатива, как утверждают, слаба. Это не означает, впрочем, отсутствия у русских творческой смекалки — отнюдь! Ведь согласно одному исследованию 2016 года, проведённому под эгидой ВШЭ, изобретателями можно считать 9,6 % взрослого населения нашей страны. Просто большинство этих «гаражных инноваций» никогда не патентуется и не продаётся.

Говорят, проводником широких изменений — от петровской картошки до ковидной вакцинации — является в этой связи одна только власть. Но если это и так, на дворе XXI век — всё меняется. Вспомним, что Россия остаётся одной из немногих стран мира, айти-ландшафт которой сформирован не только американскими гигантами. По уровню подключённости Москва находится выше многих мировых столиц, а в цифровом банкинге Россия опережает США. Бизнес, таким образом, едва ли не впервые в российской истории становится вдохновителем самого широкого спектра идей на благо общества в целом.

С созданием нового в корпоративном мире, правда, иногда возникает загвоздка. Нередко компании подобны закрытым военным объектам: там царит строгая иерархия и жёсткая дисциплина, поощряется чёткая исполнительность, а не творческая изобретательность, а во главу угла поставлена финансовая отчётность.

Порой и сами люди, а не компании, сопротивляются новациям. Ведь ещё Вольтер утверждал, что le mieux est l’ennemi du bien, лучшее — враг хорошего! Да и кажется, что текущие задачи всегда важнее. «Мы так всегда делали… Не смеши людей». К тому же, яркое будущее иногда требует кардинальной перемены настоящего, а ведь успеха никто не гарантирует.

Но под лежачий камень вода не течёт: чтобы идеи появлялись, а фантазия у работника включалась, последнего нужно мотивировать. Оказывать поддержку. Находить применение задумкам. Как выясняется, воображение в бизнесе — это тяжёлая работа, сложный многоступенчатый процесс.

Задаче пробудить его в сотруднике, а возможно и в руководителе и посвящена новая книга Джека Фуллера и Мартина Ривза. В ней всего на 200 страницах наглядно и с обращением к последним данным науки о мозге демонстрируется процесс «идеегенеза» от зарождения замысла до его имплементации и в деталях рассказывается, что предпочтительней делать на каждом этапе. Помогут авторы также справиться с блоками — помехами воображению, вроде описанных выше. А ещё дадут полезные игры и даже целую «организационную диагностику» — ряд утверждений по итогам прочитанного, с которыми можно соотнести то, как налажена работа в вашей собственной организации, и оценить, хорошо ли в ней идут дела в области развития фантазии или нет.

Вооружившись полученными знаниями, вполне возможно построить свою «машину воображения», то есть компанию, которая в ответ на изменения среды легко может менять себя и своё ценностное предложение. Но вопрос, повторюсь, не только в росте и прибыли.

Сегодня много говорится о социальной ответственности бизнеса. Так вот, осмелюсь быть оптимистом: в России появление компаний, генерирующих не только прибыль, но и идеи, сулит не только не достижимые доселе финансовые показатели, но и совершенно новые общественные горизонты. Почему? Россия, как и любая другая страна мира, нуждается в новых подходах, методах, идеях. И ответственность за удовлетворение этого спроса всё активнее берёт на себя бизнес. И от бизнеса это всё больше зависит. Но выигрывает и будет выигрывать, мне кажется, всё общество в целом.

Чего до сих пор, быть может, не доставало, так это продуманной, подкреплённой научными фактами и практическим опытом инструкции по реализации творческого потенциала компаний и их людей. С выходом этой книги можно смело утверждать, что теперь такая инструкция есть.

Владислав Бутенко, председатель BCG Россия и СНГ, действительный член института Хендерсона BCG

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Машина воображения: искусство генерировать идеи и строить будущее вашей компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я