Евреи в музыке. Биографические очерки

Марк Шабашкевич

Очерки о еврейских музыкантах являются выборкой из объёмного труда «Евреи известные и неизвестные» и призваны показать ту большую роль, которую еврейские музыканты играли и играют в жизни разных стран и народов.

Оглавление

ЙОЖЕФ ИОХИМ

1831 — 1907

Венгерский скрипач, композитор и педагог

Родился в местечке Копчень близ Братиславы, теперешней столицы Словакии. Сын кантора. Мальчику исполнилось два года, когда родители переехали в Пешт, район Будапешта. Здесь в возрасте восьми лет Йозеф стал учиться у проживавшего там польского скрипача Станислава Сервачинского. Концертировал с 7 лет.

В 1839 году Иоахим приехал в Вену. Через полтора года Йозеф впервые публично выступил в столице Австрии. Исполнил «Отелло» Эрнста. Критика не замедлила отметить необычайную для вундеркинда зрелость, глубину и законченность интерпретации.

В воспитании Иоахима сыграл огромную роль Мендельсон, а также его друг Ф. Давид, возглавлявший скрипичные классы, а также Гауптманн, у которого Иоахим обучался композиции. Шестнадцатилетнему Иоахиму Мендельсон предложил стать вместо него преподавателем в консерватории и концертмейстером оркестра в прославленном «Гевандхаузе». В мае 1844 года состоялись его выступления в столице Англии и в Дрездене. Это свидетельствовало о признании Иоахима крупнейшими музыкантами того времени. В 1849—53 он концертмейстер придворного оркестра в Веймаре. После смерти Мендельсона Иоахим решил сменить обстановку и принял в 1850 году приглашение Листа переехать в Веймар. Однако, вскоре он разочаровался в Листе. Именно Иоахим положил начало мнению, что Лист был великим исполнителем и посредственным композитором.

В 1852 году Иохим уезжает в Ганновер, чтобы занять место концертмейстера придворного оркестра. Здесь в Ганновере в полной мере развернулась педагогическая деятельность великого скрипача. В педагогике Иоахима технологии игры отводилось незначительное место. Об этом писал и Ауэр, занимавшийся в Ганновере: «Иоахим редко входил в технические детали, никогда не объяснял ученикам, каким способом достичь технической легкости, как добиться того или иного штриха, как играть некоторые пассажи. Во время урока он держал скрипку и смычок и, как только исполнение учеником пассажа или музыкальной фразы его не удовлетворяло, гениально играл сам сомнительное место… Он редко выражал ясно свою мысль, и единственным замечанием, которое он произносил, сыграв неудавшееся ученику место, бывало: «Вы должны это играть так!», сопровождаемое ободряющей улыбкой. Там в Ганновере Иоахим создал и несколько произведений, в том числе Венгерский концерт для скрипки с оркестром — самое лучшее свое сочинение.

В мае 1853 года начинается дружба Иоахима с Робертом Шуманом. Позднее Шуман посвятит Иоахиму «Фантазию для скрипки». Тогда же Иоахим познакомился и с Брамсом, в то время еще неизвестным композитором. Иоахим сыграл большую роль в жизни Брамса, много сделав для признания его творчества. Брамс же оказал на Иоахима большое влияние в художественно-эстетическом плане. В 1855 г. Иоахим перешел в протестантство, однако никогда не пытался скрывать свое еврейское происхождение. В 1864 г. покинул придворный оркестр Ганновера в знак протеста против дискриминации скрипача-еврея И. М. Грюна. В 1868 году Иоахим поселился в Берлине. Через год он стал директором открывшейся консерватории и занимал пост до конца жизни. Среди его учеников: Л.С.Ауэр, В. Бурместер, Б. Губерман и др В Берлине Иоахим был постоянно окружен почетом и уважением, к нему стекались ученики со всех концов мира. Музыкант вел напряженную концертную — сольную и ансамблевую — деятельность. В 1869 основал струнный квартет, считавшийся одним из лучших в мире. Гастролировал в Англии, Франции, Австрии, России.

Иоахим сыграл выдающуюся роль в распространении и популяризации произведений Баха и Бетховена. Их пропаганда стала делом всей его жизни. Был выдающимся интерпретатором классической музыки. Исполнительская деятельность Иоахима стала эпохой в скрипичном искусстве. Автор сочинений главным образом для скрипки, в том числе 3 концертов (наиболее известен №2 «в венгерском стиле»), фортепьянных пьес и обработок «Венгерских танцев» для скрипки и фортепьяно, он написал скрипичную школу. Иохим виртуозно играл Бетховена. Недаром Бонн, родина Бетховена, дал Иоахиму в 1906 году звание почетного гражданина. И как раз то, на чем срываются другие исполнители — бетховенские адажио и анданте, — именно они давали Иоахиму простор развернуть всю свою художественную силу.

У Иоахима был трудный характер. От этого страдали и он сам и окружающие. В апреле 1863 года Иоахим, живя в Ганновере, обручился с Амалией Вейс — талантливой драматической певицей. При этом Иоахим поставил условием их брака отказ Амалии от сценической карьеры. Последняя с горечью согласилась. Сцену Вейс покидать не хотелось и она слова не сдержала и вскоре после свадьбы вернулась на концертную эстраду. Иохим страдал от почти патологической ревности и чувствовал себя несчастным. Конфликт между супругами особенно обострился в 1879 году, когда Иоахим заподозрил жену в неверности (как выяснилось, совершенно необоснованно). Иоахим развелся в 1882 году.

22 апреля 1891 года в Берлине состоялось празднование шестидесятилетия Иоахима. Примечательно, что на юбилейном концерте струнный оркестр, за исключением контрабасов, состоял исключительно из учеников юбиляра — 24 первых и столько же вторых скрипок, 32 альта, 24 виолончели. В последние годы Иоахим много работал вместе со своим учеником и биографом А. Мозером над редакцией сонат и партитур И. С. Баха, квартетов Бетховена. Скончался он 15 августа 1907 года.

Имя Йозефа Иоахима носит Международный конкурс скрипачей, проводящийся с 1991 г. Иоахим — один из крупнейших скрипачей 19 в., наследник французской и венской классических школ. Его игра характеризовалась серьезностью, ясностью концепции, благородством стиля и тона. Судя по отзывам очевидцев, в игре Иоахима преобладали мягкость, нежность, романтическая теплота. Бурная экспрессивность, порывистость были ему чужды.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я