Утраченное наследие

Мария Шлёмина, 2020

История разворачивается вокруг старинного здания в одном из городов на Волге. Молодой юрист – работник администрации города получает задание уговорить хозяйку купеческого особняка покинуть дом её предков и отдать его под снос. Молодой человек приходит по указанному адресу и узнаёт, что дом на самом деле представляет историческую ценность. Настроение его меняется… Он включается в защиту дома, вместе с его попечительницей – правнучкой именитого купца, которой на момент событий уже слишком много лет, чтобы справиться самой. Главному герою приходится действовать тайно. Для чего он подключает своих близких друзей. Начинается настоящая борьба за сохранение культурного наследия. На фоне этого противостояния молодой человек знакомиться со всей семьёй – потомков купца. Одновременно в его жизни случается первая настоящая любовь… У каждого участника повествования есть своя маленькая история в прошлом, так или иначе повлиявшая на настоящее и на события, происходящие вокруг дома с колоннами.

Оглавление

Глава 4. Лебединая песня

Второй раз за утро, войдя в кабинет своего непосредственного руководителя, Григорий ожидал грозы. Хотя теперь ему было все равно, что скажет Анатолий Валентинович. Не до него… Гриша осознавал, что его вины в происходящем, в общем-то, нет. Все действительно навалилось на него неожиданно. И раздражало больше всего прочего то, что он никак не мог на это повлиять.

Анатолий Валентинович по-прежнему пил кофе и курил. Вид у него был спокойный, но глаза сверкали как-то болезненно и недобро.

— Получил задание?.. — спросил он у парня немного нервным тоном.

— Да, — ответил Григорий и подумал: «Интересно, а он откуда знает, что меня вызывали для дачи ответственного поручения?»

— В курсе я этого дела с домом на Петербургской, — неожиданно, как будто услышал мысленный вопрос подчиненного, ответил начальник.

— Вы занимались этим делом? — спросил Гриша на свой страх и риск.

— Я только резюмировал правовую сторону вопроса. Занимались там другие люди… И не только из администрации… — многозначительно добавил Анатолий Валентинович. — Если задание дал лично мэр, конечно, уже не отвертеться… Попробуй познакомиться с хозяйкой дома, оцени ситуацию. Я постараюсь помочь, если что…

«Ага, вы постараетесь помочь», — подумал Гриша.

— Неприятное дельце, — Анатолий Валентинович продолжал и старался быть как можно ласковей. Делал вид, что никакого неприязненного отношения к заместителю у него нет. Это еще больше настораживало Григория. — У нее ведь документик имеется, комиссионно заверенный, что дом является культурной и исторической ценностью, — продолжал начальник, растягивая слова.

— Мэр считает его незначительным.

— Ну, мэр считает… Ты юрист. Ты понимаешь, что заверенный надлежащим образом документ есть свидетельство и из дела его не выкинешь. К тому же Курагина — умная женщина. Она может призвать на помощь общественность. Годы, возраст… Терять ей нечего, окромя этого дома. Да и культурную ценность для города дом действительно имеет. Там библиотека у нее серьезная, много раритетных, редких изданий, дневники деда и отца, картины. Обстановку дома семья сохраняла столетиями. Понимаешь?

«Нагнетает…» — думал Гриша.

— Характер у женщины — кремень, — продолжал начальник. — Не знаю, может, и возьмет ее твое обаяние. Так ведь еще и предлагают-то ей вариант не очень заманчивый. На «Красную землю» — это же другой конец города. Пусть и в новой многоэтажке. Район еще не благоустроенный. Она здесь в центре всю жизнь прожила, работала в университете, привыкла ходить в театры и на выставки. А там что… в лучшем случае в магазин и посидеть на лавочке…Ох, не знаю, не знаю, Григорий Александрович…

— Мэр сказал, что все ее соседи уже туда съехали…

— Соседи… Тут дело не в соседях, — настойчиво сгущал краски Анатолий Валентинович и, кажется, уже наслаждался хмурым видом своего заместителя. — За столько лет ей уже и привидения стали родными в этом доме, а ты говоришь: «Соседи…» Ну, не стоит отчаиваться, — он встал и подошел к окну, — зато, если справишься, сам понимаешь, мэр тебя вознесет… Он слишком заинтересован в этом деле…

— Анатолий Валентинович… — принялся было возражать Григорий.

— Ладно уж! Знаю я… — оборвал его начальник. — Иди работай! В свободе передвижения тебя не ограничиваю, впрочем, как и в других ресурсах. Можешь хоть ночевать на Петербургской, хоть каждый день цветами ее заваливать и подарками, лишь бы толк был, — он махнул рукой на подчиненного, освобождая его от своего общества. Но, спохватившись, добавил грозно: — О происходящем докладывай мне каждый день! Пока еще я имею право требовать отчета от собственного зама.

Григорий вспыхнул, но ничего не ответил. Ни возражать, ни оправдываться смысла не было.

Гриша и не подозревал, что Анатолий Валентинович тоже имел разговор с мэром, но чуточку раньше и не такого приятного содержания. В отличие от Григория, Анатолию Валентиновичу градоначальник пригрозил снятием с должности и назвал дело дома Курагиных его «лебединой песней». Анатолий Валентинович все утро курил и размышлял об этом разговоре. Интуиция и опыт общения с мэром подсказывали ему, что на самом деле песня его давно спета. А дело дома Курагиных — это уже лишь причина, тонко подобранная под его заслуженный уход с должности начальника правового управления администрации.

Однако он надеялся еще, что ошибается и, может быть, у него есть шанс остаться в любимом кресле. Он не планировал ничего конкретного. Но уже представлял, как будет ежедневно докладывать руководству о неудачах Григория. Глядишь, и докажет, мол: «Поторопились Вы с выбором замены на мое место, господин мэр!»

Покинув кабинет руководителя, Гриша вздохнул и принялся изучать содержимое папки. Было несколько фотографий здания с разных ракурсов, и он долго рассматривал его детали. Оказалось, что у дома есть вход и со двора, а за зданием небольшой сад, в котором уцелели кованые скамейки и даже какая-то статуя. «У купца был хороший вкус… — подумал Гриша. — Все так четко и ладно подобрано, никакого излишества. И все почти идеально выглядит до сих пор». Он стал листать бумаги. Копия того самого комиссионно-заверенного документа лежала первой. Засаленный лист. Видно было, что именно он являлся главной загвоздкой и просматривался не одним человеком и не раз. Потом шли документы о приватизации дома, копия свидетельства о государственной регистрации права госпожи Курагиной Софьи Ильиничны на собственность. Несколько докладных записок на имя мэра о результатах бесед, проведенных с владелицей. Все они заканчивались так или иначе, но одним и тем же — сообщением об отказе пойти навстречу администрации города С.

В конце папки Григорий увидел рукописный текст на пожелтевшем листе бумаги с гербовым знаком. Приглядевшись, Гриша понял: это что-то вроде фамильного герба семьи Курагиных, а бумага изготовлена очень давно. Это было письмо женщины на имя главы города, с указанием, что копия отправлена в прокуратуру. Пробежав глазами все заголовки и шапочки, Гриша внимательно стал читать текст обращения. Почерк поразил его своей филигранностью и аккуратностью.

Я искренне надеюсь на Ваше благоразумие. Дом Курагиных, расположенный по адресу: ул. Петербургская — 5, принадлежит к числу зданий исторического значения, что Вам прекрасно известно. Ввиду того, что дом построен в 1880 году, его состояние, естественно, оставляет желать лучшего. Но я не прошу у Вас помощи в его поддержании, и никогда не просила. Хотя имею на это полное право. Я прошу только сохранить его на его законной земле. Не отнимайте у будущих поколений культурного наследия!

Курагина Софья Ильинична

2 июля 2006 года

«Так они уже больше месяца тиранят ее!» — подумал Гриша. Он еще раз посмотрел на сложную и красивую подпись женщины и попытался представить себе ее лицо. Потом встал, взял со стола папку, зонт и покинул кабинет, решив, что лучше поскорее познакомиться с владелицей легендарного дома лично.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я