Как найти идею и начать зарабатывать

Мария Точилина

Эта книга для тех, кто хочет делать любимое дело и зарабатывать на нем.Три причины купить ее и прочитать:1. Это инструмент, который поможет вам найти бизнес-идею, проработать ее и начать действовать.2. Авторы-практики, бизнесвумен и яркие примеры того, что все написанное в этой книге – реально.3. Эта книга учит понимать и разбираться в самом главном «элементе» любого бизнес-проекта – его создателе.Ваш бизнес, ваше дело начинается с вас!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как найти идею и начать зарабатывать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Что мешает каждому взять и создать свой бизнес

«Что нам стоит дом построить? Нарисуем, будем жить!»

(Самуил Маршак)

А в чем, собственно, проблема? Хочешь свой бизнес — бери и делай!

Кстати, столько бизнес-литературы, сколько есть сегодня на полках магазинов, не было никогда. Казалось, все секреты открыты!

Мы же расскажем об основных причинах, которые мешают многим «дом построить» — начать свое дело.

Причина 1: Не каждый.

Не каждый человек хочет, чтобы у него был свой бизнес, свое дело. Многих вполне устраивает формат найма. И это прекрасно! Представьте на минуту, что будет, если все вокруг станут бизнесменами. Кто же тогда будет работать в компаниях?

Не каждый человек может открыть свое дело. Предпринимательская жилка есть далеко не у всех, верно?

Не каждый рискнет начать. Бизнес без риска — красивая сказка, а способность идти на риск, опять же, есть не у каждого.

Но вот что важно: своим делом, теоретически, может заниматься каждый человек. Только подумайте, каким был бы мир, если бы каждый из нас делал по-настоящему свое дело! То самое, для которого был рожден. То самое, которое действительно нравится. То, что приносит пользу людям. Мир был бы совсем, совсем другим. Но это, к сожалению, утопия, в ближайшей перспективе уж точно.

Хотя… Без ложной скромности можем сказать: эту книгу мы задумали и написали для того, чтобы как можно больше людей имели шансы найти свое. Настоящим счастьем для нас, авторов, будет тот факт, что именно эта книга поможет кому-то (быть может, именно вам?) лучше понять себя, найти свое любимое дело и получать крутую ЖП.

Только по книжкам не научишься, это мы прекрасно понимаем. Поэтому и говорим про «поможет стать», а не «превратит вас» в бизнесмена или бизнесвумен.

Причина 2: По книжкам не научишься

Задайте в поисковике вопрос: «Как построить бизнес с нуля?». Выпадет масса списков вроде «ТОП-10 книг» на эту тему. Среди них есть много интересных, познавательных, мотивирующих. Но интересно, что чаще всего они оказываются почти бесполезными для тех, кто собрался открыть свое дело. Почему бесполезными?

Во-первых, авторы многих бестселлеров очень далеки от российской действительности. И то, что возможно там, «у них», до сих пор невозможно у нас. Книги о бизнесе в другой картине мира могут показать лишь то, как это бывает в другой картине мира.

Во-вторых, история создания знаменитого на весь мир бренда — очень интересное чтиво. Однако эта книга не даст ответов на вопросы, что можно сделать уже сейчас, с чего начать.

В-третьих, биографии крутых бизнесменов с их рассказами о том, как они построили свою империю… да, интересные истории про людей, которые сделали что-то крутое. Да, часто они даже делятся секретами и советами, как они это делали.

Но есть очень важное НО. У каждого из них на старте был свой потенциал: характер, таланты, уровень амбиций, свой механизм мотивации, ритм деятельности, свои цели и свои случаи, ситуации, удачные, в конце концов, стечения обстоятельств. Каждая такая биография — одна из множества интересных историй.

Кстати, а почему «почти»? Почему ПОЧТИ бесполезны? Потому что в этих книгах много полезного, точно можно найти мотивирующие слова, истории, подсказки. Бывает даже так: ты уже готов к тому, чтобы начать свое дело, запустить проект, но что-то останавливает, нужен какой-то последний «волшебный пендель». Ты берешь с полки книгу… Ну, допустим «К черту все! Берись и делай!» Ричарда Брэнсона. Она, к слову, часто возглавляет разные ТОП-списки. Открываешь ее, а там те самые нужные слова. Да что открываешь — один заголовок чего стоит! Ты понимаешь, что вот она — та самая последняя капля, которой не хватало, чтобы начать.

Да, так бывает, это здорово. Только этим самым «волшебным пенделем», если ты готов, может стать даже рекламный плакат Nike с их знаменитым «Just do it!» (Просто делай это!).

Просто бери и делай! И мы уже готовы, заряжены мотивацией, но… Помимо разного рода препятствий и сопротивлений, с которыми придется столкнуться, на пути к успеху нас подстерегает еще и масса мифов.

Причина 3: В плену у мифов

Мифами мы будем называть мысли, представления, убеждения и страхи, которые подстерегают многих из тех, кто решается на свое дело, проект, бизнес. Эти мифы, неправды и полуправды, тем не менее, часто имеют под собой какую-то вполне реальную основу. Это может быть чужой опыт, непонимание, незнание.

Приведем тут самые популярные заблуждения, с которыми нам приходилось сталкиваться в своей практике:

Миф 1: Свое дело — это моя компания, руковожу ей я.

Все совсем иначе. Точнее, часто именно так и трактуется этот термин, но это лишь его разновидность. Не каждому нужна своя компания, не каждый может стать руководителем — об этом уже говорили (и еще будем говорить в этой книге). Не каждому нужен бизнес.

Давайте договоримся о едином понимании термина «бизнес» в контексте этой книги. Возьмем определение из Википедии: «Бизнес — инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение дохода и развитие собственного дела».

Свое дело — это та деятельность, которую делать хочется. Это то дело, которое получается именно у тебя лучше, чем у многих. Не так важно, делаешь ли ты его в формате найма или работаешь сам на себя. Быть может, ты дизайнер или бухгалтер в компании. Отлично, если твоя работа приносит тебе достаточно денег, если она тебе нравится, если ты чувствуешь себя на своем месте! Ты делаешь свое дело.

Великолепно, если ты блогер-путешественник, получаешь доход от рекламы в своем блоге и наслаждаешься! Ты делаешь свое дело.

Замечательно, если ты творческая личность, все время реализуешь разные проекты, которые приносят тебе и удовольствие, и деньги! Ты делаешь свое дело. Под словосочетанием «свое дело» мы будем подразумевать именно это.

К слову, если вы решили строить именно бизнес, то открытие ООО, регистрация ИП или оформление статуса самозанятого не самый первый шаг. Бизнес-модель, бизнес-план, стратегия и даже поиск первых клиентов — гораздо более важные задачи на старте. Открыть ООО или зарегистрировать ИП сегодня, пожалуй, самое простое из того, что связано с бизнесом. Начинать стоит не с этого, а с понимания, что есть ТВОЕ.

Многие возразят: «Бизнес и „нравится“ — несовместимые понятия. Бизнесмен должен делать то, что выгодно, а не то, что ему вздумается».

Но мы уверены, что тот бизнесмен, который получает от своего бизнеса не только деньги, но и жизненную прибыль, наслаждается процессом: риском, принятием решений, строительством империи, управлением. Именно это он считает СВОИМ. Это его ключевые процессы. При этом сама тема для бизнеса может быть абсолютно разной: производство обуви, автосервис или сеть клиник… доступны все продукты и сферы.

Миф 2: Делать СВОЕ дело — испытывать постоянную эйфорию, иметь много свободного времени (хард-версия: Ничего не делать и получать за это деньги)

Сейчас очень много говорится и пишется о том, как важно делать именно то, что любишь, о том, что в момент, когда человек находит свое любимое дело, он становится по-настоящему счастливым. И вечное: «Найди себе дело по душе, и тебе не придется работать ни дня в жизни». Эту фразу приписывают Конфуцию, она звучит из каждого утюга. Однако многие делают акцент как раз на «не придется работать». Уверены, что автор высказывания не подразумевал «ничего не делать».

В своей практике с людьми, которые находятся в поиске своего дела или уже начали его развивать, мы нередко сталкиваемся с последствиями этого мифа. Одна девушка сказала: «Да, в первое время было круто, могла не спать по ночам — так захватывала идея, но сейчас перегорела. Вдруг это не мое?». Вторая утверждает: «Я не вышла из декрета на прежнее место работы и создала свой проект, чтобы иметь больше времени для общения с ребенком. Но, получается, что этот проект занимает все мое свободное время, все мысли, как газ, распространяющийся по комнате».

Свое дело — это не только про свободу и кайф. Это и про кровь, пот, слезы, про тяжелый труд.

Но как понять, подходит ли занятие именно тебе? Несколько главнейших показателей:

• Энергия. Ее должно быть достаточно. Между «даю-беру» должен быть баланс. Сколько энергии ты получаешь, занимаясь своей работой? Есть запас? Есть баланс? Или только расход или перерасход?

• Ощущение потока. Это состояние хорошо объяснил Михай Чиксентмихайи в своей книге «Поток. Психология оптимального переживания». Если коротко, то поток — это состояние полной вовлеченности в деятельность. В полном погружении и есть тот самый кайф, ведь в потоковом состоянии внимание человека максимально, а мотивация к действию очень высока.

• Смысл и результат. Дело, которое человек считает по-настоящему своим, которое он любит и умеет делать, не будет казаться ему бессмысленным. Результат (или продукт) всегда будет востребован.

Миф 3: Все ниши заняты

«Все ниши заняты!» — еще одно утверждение, которое мы слышим очень часто. «Я бы очень хотела заниматься стилем, но в этой нише уже столько разных игроков — не протолкнуться!» — говорит замечательная девушка. Однако у нее отличный ресурс для создания проекта в этой нише. Это и опыт создания шоу-рума, и обучение на курсах стилистов, и отличный вкус, и горячий интерес, увлечение темой, большая мечта. Но опасение, что места уже разобраны, а двери закрыты препятствует развитию.

Иллюзия частотности: как только разрабатываешь план и выбираешь сферу, тут же открываешь Instagram, а там… все вокруг только ЭТИМ и занимаются. Уже и достигли всего — ого-го! — не догнать. «Стартовать поздно!» — человек делает вывод и закрывает перед собой дверь в новую жизнь.

Поздно стартовать? Да как бы не так! Сменить деятельность и начать с нуля. Сделать то, чего давно хотелось, даже несмотря на стабильность и годы успешной карьеры за плечами. Эти истории уже не вызывают удивления, как было еще несколько лет назад. Пришло время уходить от стандартов и стереотипов, слушать и слышать себя, идти за своими ценностями и желаниями. И кто-то поступает именно так. А другой и хотел бы, но от одной мысли мороз по коже. И одним из первых на этом пути встает страх не достичь успеха, потому что «все ниши уже заняты».

«Начинать надо было вчера», «Куда ты лезешь? Там все «попилено!» или «Да таких коучей (фотографов, блогеров, тренеров) сейчас на каждом углу!» — это и есть тот самый страх — страх не найти себе места, не справиться с конкуренцией.

Между тем, популярность, наполненность или переполненность ниши говорит только об одном — в ней есть деньги. И мы не устанем это повторять! Всегда найдется место для еще одного специалиста или предпринимателя.

Как? Да очень просто. Элегантно, не толкаясь локтями. Если оглянуться вокруг и внимательно посмотреть на то, что происходит в русскоязычном пространстве, можно четко увидеть следующее:

Мы имеем ситуацию, когда подавляющее большинство делает все для всех.

Продукт или услуга изначально формируются с расчетом на массы, на огромные аудитории, из которых кто-нибудь, авось, да купит. На рынке множество проектов с низкой ценностью и низкими ценами соответственно — лишь бы брали. И да, берут! Но часто не то, не те и не в том количестве. Прибыль — минимальная, удовольствие на нуле и у владельца бизнеса, и у его клиентов. Такие проекты постоянно открываются и закрываются, потому что «товар не зашел» или «конкуренты гады, задавили». Или тратят несопоставимые по сравнению с доходностью ресурсы, чтобы просто оставаться на плаву. На этом фоне взлетают планы, которые основаны не на любимом русском «авось», а на четко продуманной стратегии.

Миф 4: Если у нее получилось, то и у меня получится

Что вы сделаете, если в ваш дом начнут ломиться монстры? Не воры или головорезы, когда можно нажать кнопку и вызвать охрану, а какое-то инфернальное зло, вызывающее ужас. Забаррикадируете дверь? Заложите окна? Спрячетесь и зажмуритесь в надежде, что пронесет? Точно так же мы поступаем со своими страхами. Вместо того, чтобы посмотреть им в глаза, изучить и прогнать поганой метлой — прячемся и убегаем.

На старте нового дела таких страхов множество:

«Я не оправдаю чьих-то ожиданий»,

«Я не оправдаю собственных ожиданий»,

«Меня осудят и не поддержат родственники/друзья/знакомые»,

«Если получится, то все начнут завидовать и отвернутся»,

«У меня будет как у Светы — она попробовала, не получилось».

Последний страх особенно показателен. Мы настолько боимся получать новый опыт, что стараемся считать не только чей-то успех, но и чьи-то ошибки, а потом концентрируемся на них.

«Вот же она — одногруппница-отличница, которую на всех занятиях по финансовому планированию в пример ставили, которой папа стартовый капитал выдал, открыла свой бизнес. И что? Прогорела через год, еле из долгов выбралась потом. Все карты на руках были, и то ничего не вышло! А мне-то куда», — подобные мысли бередят сомневающуюся голову.

Если мы считаем, что человек реально выложился и все равно не справился, то начинаем думать, что и у нас ничего не получится.

Но! Мы не знаем (и никогда не узнаем), что там было на самом деле. Все наши представления о людях и их поступках — всего лишь представления. Отличница-финансистка могла переложить бизнес на нерадивого управляющего. Или просто не хотела никаким бизнесом заниматься, а папа настаивал. Мы же видим только то, что на поверхности, на этом основании делаем поспешные выводы, которые тормозят наш собственный рост.

По тем же причинам нет никакого смысла ориентироваться не только на чужие ошибки, но и на чужой успех. Никто не знает, чего стоила соседу его блестящая карьера. И не факт, что, пойдя по его стопам, можно сделать то же самое.

У каждого свой путь. И сравнивать себя можно только с собой — месяц назад, год, пять лет спустя. Это сложно, ведь мы все до сих пор боремся с болезнью постсоветов — принятием себя только через сравнение с другими. «А вот Лена… Будь как Лена», «А вот Петя… не будь таким же». Тогда как единственно важное — быть самим собой, оценивать только себя, свои поступки, ошибки и достижения, анализировать и двигаться дальше.

На этом пути страх — маячок, который сигналит, оповещает о приближении чего-то нового. А любые нововведения мозг считает опасностью, всеми силами старается нас туда не пускать. Именно поэтому страх не лечится бегством. Он лечится только действиями, которые показывают мозгу, что все в порядке, можно уже так не переживать.

Не бойтесь делать. Бойтесь всю жизнь наблюдать за тем, как кто-то осуществляет ваши мечты.

Миф 5. Копировать нельзя придумать новое!

«…нет ничего нового под солнцем» (Экклезиаст 1:9). Эта цитата появилась тысячи лет назад, но актуальна до сих пор. Остановимся же на этом вопросе.

Страх повториться и быть повторенным есть у многих из тех, кто начинает свой проект. Точнее, проявляться он может несколько иначе — через желание во что бы то ни стало придумать что-то новое, оригинальное, СВОЕ, чтобы отличаться от конкурентов. И через навязчивую идею зашифровать-спрятать-закрыть-на-семь-замков от конкурентов то свое, что считается новым и оригинальным.

Расскажем несколько историй на эту тему:

МАРГО БЫЛИНИНА: Здесь очень легко неверно истолковать слово «копирование». Приведу пример. Через два года с запуска проекта в нишу зашел еще один конкурент, который предложил точно такой же продукт. Копировали все: подачу информации и даже сам продукт, немного изменив его. Автор того проекта пытался вырваться вперед, но это продолжало выглядеть как набор знаний и информации, которыми этот человек не умел управлять. И передавать, соответственно, тоже. Удивило нас сильнее другое: автор того проекта был явно хорош в другой нише, находящейся около той, за которую ухватился. Настолько хорош, что мы бы точно сотрудничали, если бы он делал проект в своей нише. В итоге «воришка» пыжится до сих пор, но не смог достичь и 20% нашей доли ниши.

Что хочу донести: когда «копаете» вглубь себя, вы в чужом начинаете видеть отблеск чего-то своего. Другого. Отличающегося. Того, что принесет именно вам успех, деньги и счастье реализованности. И идете туда, оставляя «краденное» позади. Иначе же вы остаетесь бледной копией.

МАРИЯ ТОЧИЛИНА: Однажды в Суздале захожу в маленький чудесный магазинчик, в котором продавались сувениры и авторская одежда из льна. На манекене вижу красивое льняное летнее пальто и сразу понимаю, кому из моих подружек оно позарез нужно. Пальто стоит около 15 000 рублей, поэтому купить его «не глядя» я не могу. Решаю сделать фото, чтобы отправить подруге с вопросом: «Брать или как?». Увидев, что я хочу сделать снимок на смартфон, продавец рявкнула: «У нас нельзя снимать!». Когда я захотела узнать причину запрета, она просто указала на грозную вывеску, где было написано, что съемка запрещена, без каких-либо пояснений. Мои возражения о том, что товар нужно показать подруге, дабы купить (к слову, я так часто делаю для своих подруг), не убедили. Вопрос: чего боятся владельцы этого магазина? В чем смысл этой вывески? Если быть честными, то ассортимент ничем не отличающийся от представленного во множестве других магазинов. Одежда — да, авторская (на этикетке написано), но ничего сверхъестественного, необычного, уникального тут не было. Хорошее, добротное летнее пальто, классического фасона, однотонное. Мой снимок на телефон никак не мог бы (при всем моем желании, даже если бы оно было) показать какие-то нереальные швы или что-то еще, что может быть «секретным». Ценники, как это могут сделать конкуренты, я не снимала. Итог: я не купила ни пальто за 15 000 рублей, ни единого сувенира в этой лавочке. Ибо… зачем? Я просто зашла в другой магазин и приобрела все необходимое (и не на одну тысячу рублей, кстати), кроме пальто, которое лично мне было не нужно. Что приобрели владельцы? Ничего, кроме недовольства клиента, конечно. От кого защищались? Кого боялись? Не знаю… Ассортиментом от других не отличаются.

Не то скопировали ребята, не то! Вместо того, чтобы копировать глупые правила, лучше бы придумали какой-то оригинальный элемент в сервисе, создали бы такую атмосферу, из которой уходить не хочется. Кстати, там же, в Суздале, зашли в канцелярский отдел, чтобы купить простую школьную тетрадку. И — о нет! — встречает нас огромная вывеска прямо у входа «Фотосъемка ЗАПРЕЩЕНА». Ребята, вы сошли с ума? Простенький, даже скудный ассортимент в обычном отделе. Что вы сейчас копируете? Зачем?!

МАРГО БЫЛИНИНА: «Анна специалист по ораторскому мастерству. Ольга тоже. Анна работает с небольшим пулом клиентов, но хочет большего. Боится. Ее аргумент — все, что она создаст, украдут и скопируют. Ольга сделала линейку продуктов на моих программах и вышла в соцсети. Избежала ли она риска копирования? Нет. Ее работы продолжают нагло «слизывать» более мелкие мастера, довольствуясь «крохами славы». Ольга продолжает завоевывать нишу, проводит живые тренинги в разных странах мира, на ее онлайн-курсы собирается все больше людей.

Я за то, чтобы вы стали оригинальными мастерами, а не бледными копиями. Никто не может скопировать вашу энергетику, подачу, то, как вы корректируете свой продукт и чувствуете время и аудиторию. Это про счастье реализации. И это про бОльшие деньги. Копии стоят копейки.

МАРИЯ ТОЧИЛИНА: Заходим с мужем в одну из многочисленных сувенирных лавочек в Тбилиси. Располагалась она около отеля, привлекла наше внимание вывеской «Кофе». Никаких сувениров мы вовсе не собирались покупать. Легонько брякнул колокольчик на двери и… мы оказались в чудном царстве: вкусно пахло кофе и специями, тихо звучала красивая грузинская песня, повсюду на полках расставлены, разложены, развешаны многочисленные сувениры (каких много и в других подобных магазинчиках), тут было и вино, и чача, и чурчхела, конечно же. И продавец… Нет, язык не поворачивается назвать его так. Хозяин этого пространства с радушной улыбкой и неизменным в этих местах приветствием: «Гамарджоба!». Мы заказали кофе, сели за стойку и разговорились. Потому что по-другому даже не представлялось возможным! И не хотелось по-другому. Потому что было ощущение, что зашли в гости к старому знакомому. Хозяин угостил нас домашним вином и… Нет, мы не купили все сувениры-вино-чачу. Мы пошли гулять по городу. А на следующее утро вновь зашли сюда выпить кофе. И еще. Ираклий — так звали хозяина — уже встречал нас, будто мы его старые знакомые. Стоит ли говорить, что, уезжая, мы купили сувениры и специи именно тут? И в следующий свой приезд в Тбилиси я обязательно зайду в эту лавочку, чтобы выпить вкусный кофе с Ираклием. И сфотографироваться, да! Там можно.

Давным-давно, больше тридцати лет назад, на уроке истории мы слушали рассказ учителя о Малевиче и его «Черном квадрате». И один умник выкрикнул: «Да каждый дурак может нарисовать хоть сто черных квадратов! В чем тут смысл? Я сам могу таких копий намалевать, пусть мне миллионы платят!». Владимир Петрович спокойно ответил: «Вы, Александр, намалевать сможете, но вот миллионы заплатят тогда, когда вы станете в чем-то первым, понимаете? Так что копируйте именно это. И создавайте свое». Я только позже поняла, о чем говорил наш мудрый учитель.

— А ты не боишься, что у тебя украдут материалы и скопируют проект? Вот так вот запросто рассылаешь ценную информацию на практикуме, — спрашивает меня одна девушка.

— О, да! Мне очень нравится такой вариант бизнес-модели. Но ведь сейчас столько онлайн-клубов, не хотелось бы копировать и становиться как все, — говорит другая.

Я не боюсь. Просто потому, что материалы, которые я «рассылаю», без меня не работают. И у девушки не получится скопировать именно так, как делают пресловутые «все». Потому что у нее крутая и своеобразная идея, индивидуальная подача материала и стиль общения. А механизм бизнес-модели (речь шла о клубной системе с подпиской) — копируйте сколько угодно!

Конечно, если вы полностью перепишите чей-то понравившийся текст и выдадите за свой — это уже воровство. Копировать — это не про выдать чужое за свое.

Копировать — это искать ответ на вопрос о том, как это сделано. И создавать свое. Потому что стопроцентной копии все-равно не получится. Потому что все будет по-своему. И в этом уже есть ТЫ. Когда много раз повторишь, проявишь себя. «Начинайте копировать то, что вам нравится. Копируйте. Копируйте. Копируйте. И найдете себя», — Йоджи Ямамото, дизайнер одежды. И еще: «Вы начинаете как копия, а затем становитесь оригиналом». Это Гленн О’Брайен, писатель. И вот это: «Мы хотим, чтобы вначале вы брали. Мы хотим, чтобы вначале вы крали, крали у нас, потому что украсть не сможете. Вы возьмете то, что мы вам дадим, предъявите миру как собственный голос, таким образом обретете его. Таким будет ваше начало. Потом, когда-нибудь, кто-то украдет и у вас», — Фрэнсис Форд Коппола.

Основные ошибки начинающих

«Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал ничего нового»

(Альберт Эйнштейн)

«Ошибок не бывает. События, которые вторгаются в нашу жизнь, какими бы неприятными для нас они ни были, необходимы для того, чтобы мы научились тому, чему должны научиться»

(Ричард Бах)

Все мы слышали поговорку о том, что на чужих ошибках учатся. Хотя в реальной жизни самые сильные уроки мы получаем именно на собственных ошибках. Однако предупрежден — вооружен, не так ли? Всех ошибок, которые могут возникнуть на пути человека, решившего начать свое дело, мы не перечислим. Да это и невозможно! Расскажем про самые популярные, с которыми нам пришлось столкнуться на личном опыте или в своей практике работы с клиентами.

1. Перебирать способы, не принимая во внимание собственные ресурсы и смыслы

Стать блогером, потому что это сейчас модно, а блогеры получают огромные деньги. Открыть интернет-магазин, потому что «вот у Кати же получилось все, и у меня получится». Выучиться на администратора соцсетей, потому что «круто же не ходить в офис, а работать из дома». Заняться сетевым маркетингом, потому что там есть пошаговая технология достижения успеха. Устроится работать в компанию «Ромашка», потому что удобно добираться до дома. Пойти работать в школу, учителем, потому что больше ничего не умеешь. И так далее.

К сожалению, очень часто именно так и происходит выбор дела. Так люди и решают, как зарабатывать себе на жизнь, кем работать. Мы выбираем способ, опираясь на различные внешние факторы и причины: потому что модно, потому что у него сработало, потому что кажется… То, что отлично получилось у кого-то, не всегда получится у тебя. Хотя бы потому, что этот кто-то обладает теми самыми характеристиками, ресурсами и смыслами, которые и помогают ему достигать успеха именно этим способом.

Тот же самый блогер, который получает огромные деньги, отлично разбирается в какой-то теме: автосервис, путешествия или косметология. Он талантливый рассказчик и пишет интересные тексты, делает классные фото и ориентируется в современных технологиях продвижения в интернете, как рыба в воде. У него уже миллион подписчиков, которые следят за каждым шагом. А еще его очень мотивирует и вдохновляет идея научить других людей выбирать автосервис. Или заразить путешествиями и открывать для себя мир. Или подбирать себе косметику. Его, блогера, по-настоящему «заводит» эта идея. У него есть крутые ресурсы и, как сейчас говорят, скиллы (определенные навыки), чтобы делать то, что он делает. И получать за это занятие и деньги, и удовольствие, конечно.

Проблема в том, что нас не учат определять и понимать свои ресурсы, сильные стороны, таланты, формулировать свою мотивирующую идею, находить собственные смыслы, чтобы делать выборы. Мы привыкли выбирать по-другому — перебирать способы.

Это тоже, кстати, отнюдь не безнадежное занятие. Есть примеры, когда человек находит свое место в жизни и занимается по-настоящему своим делом. И не нужно ему никаких теорий, схем и технологий — у него все прекрасно совпадает: и ресурсы, и таланты, и сильные стороны, лежащие в основе того, что он делает. И дело это ему нравится, и есть ответ на вопрос «Зачем тебе все это нужно?», и деньгами его мир тоже за это благодарит. Счастливый человек!

Но лично вы скольких таких знаете? Только честно. Можно даже эксперимент провести: спросите у своих друзей и знакомых, почему они занимаются именно этим (своей работой), нравится ли им то, что они делают, как они выбрали эту работу.

Если в вашем окружении есть люди, которые заняты СВОИМ делом, вам повезло.

А вы делаете то, что вам нравится? Если нет, если вас такое положение дел не устраивает, то не пора ли пересмотреть способ? Ресурсы, сильные стороны и вдохновляющая идея — это то, с чего стоит начать.

Собственно, в этом нелегком деле и поможет наша книга.

2. Старт на голом энтузиазме

«Начну, а потом разберусь!» — именно такая «стратегия» заводит в тупик и приводит к факапам многие бизнес-проекты. Вот представьте себе, что вы отправляетесь в путешествие, но у вас нет ни дорожной карты, ни специального оборудования, ни четкого представления о том, что на вашем пути предстоит преодолеть. Да и конечную цель вы представляете весьма смутно. Зато есть запал, энергия, отвага! Конечно, если есть много денег, чтобы решать возникающие проблемы, если вы не переживаете из-за направления, если вы не ограничиваете себя во времени, можно попробовать. Хотя в любом случае можно столкнуться с ситуацией, когда деньги не помогут. Да и один лишь энтузиазм вряд ли можно считать сильным ресурсом.

Однако так случается достаточно часто, если речь идет об идее начать свое дело. Во многих случаях энтузиазма на старте предостаточно. Но вот со всем остальным (четкой целью, бизнес-моделью, «картой пути» и стратегией достижения цели) все плохо. Или совсем плохо. Кто-то может сказать: «Но позвольте, цель в бизнесе — деньги. Разве не так?» Так. А сколько конкретно денег? Откуда они появятся? Как до них дойти из точки «прибыль равна нулю»? Как окупить вложения? И где он проходит, маршрут вашего бизнеса? В какой нише? Какие там препятствия? Как их преодолевать? Что делать, если долго не будет прибыли? В каких точках какие решения принимать? И т. д.

Не потому ли существует такая печальная статистика: 90% бизнес-проектов закрывается в первый же год своего существования? Наверняка у их создателей энтузиазма на старте было не занимать. И вот что-то пошло не так. Причины бывают разные, это верно. Но именно отсутствие цели, бизнес-модели, стратегии часто губит даже те проекты, у которых был большой потенциал на старте.

3. Партнерство с друзьями

Жили-были две подружки. И решили они создать свой бизнес-проект… Истории, которые так начинаются, вовсе не редкость. Вот только вариантом «…и жили они дружно и счастливо» похвастать может далеко не каждая из этих историй. Почему?

Факта, что вы с человеком хорошо проводите время, дружите с самого горшка или «она такая милая, а мне одной страшно», мало для принятия решения о начале партнерства.

МАРИЯ ТОЧИЛИНА: Однажды мы с подругой создали проект, который был интересен нам обеим. Но очень скоро выяснилось, что:

Во-первых, у нас абсолютно разные скорости. Она стремительно принимает решения, идет на риск, действует по принципу «ввяжусь, потом разберусь». Я медлительная, на многие риски идти не готова, действую по принципу «вначале сто раз подумаю, попишу, потом решу».

Во-вторых, у нас очень разные амбиции и масштабы. Она хочет большую компанию и офис в Москва-Сити, много «движухи», десятки миллионов прибыли. Я — больше спокойствия, тишины. Я не хочу компанию, а уж тем более офис. И, к слову, десятки миллионов тоже.

В-третьих, по ценностным приоритетам, которые были у каждой на тот момент, мы тоже не совпадали.

Стоит ли говорить, что в проекте мы разошлись? И это было очень правильное решение. Ни ее, ни моя позиция сама по себе не будет хорошей или плохой. У каждой из нас свои причины, почему именно ТАК. И это осознанная позиция каждой. Можно принять верное решение, понимая свою скорость, масштаб и уровень амбиций. Никак иначе. Настолько верное, насколько это возможно в самый момент его принятия. Быть может, когда-нибудь что-то поменяется у каждой из нас. Вдруг захочется иных масштабов, будем в других скоростях и приоритетах? Но это уже другая история. А тогда, на взлете проекта, каждая из нас пошла своей дорогой. К слову, из отношений не удалось выйти без потерь — эмоции, время, деньги… много чего было вложено каждой стороной. И у каждой из нас свой урок за то, что вовремя не захотели понять очевидного: скорости, масштабы, уровни амбиций важно прояснять, совмещать, стыковать. И чем раньше, тем лучше.

Это вовсе не означает, что с друзьями делать бизнес нельзя. Можно. Если вы совпадаете не только в том, как нравится проводить время. Кстати, представьте, что вы принимаете решение о партнерстве с незнакомым или практически незнакомым человеком.

Что бы вы у него спросили такого, что поможет вам это решение принять? Ведь явно не о том, какой он кофе предпочитает, что делает в выходные, да? К чему стремится, как видит развитие проекта, чем может быть полезен и ценен для проекта — такая информация будет гораздо более ценной. Вот и задайте такие вопросы своей подружке в момент, когда у обеих загорелись глаза после «А давай школу йоги (интернет-магазин или что-то еще) откроем». Тогда шансов на создание успешного проекта будет больше, а рисков разочароваться друг в друге — меньше. Что-что, говорите? У вас-то все по-другому? Вы все знаете и понимаете? Именно так и говорят 9 из 10. Только вот… у каждого своя «собачка». Давайте прямо сейчас устроим небольшой эксперимент: представьте себе собачку, во всех мельчайших подробностях, четкую картинку в голове. Представили? Ну и какая собачка нарисовалась в вашем воображении?

А у нас вот такие:

Понимаете, в чем фокус? Да, нам кажется, что мы говорим об одном и том же, но это отнюдь не так!

Подумайте вот над какими вопросами:

Каков мой масштаб? Чем он измеряется? Как я его понимаю? К какому уровню жизни, дела я стремлюсь? Какая скорость для меня подходит? Мне хочется развивать проект быстро, стремительно, в кратчайшие сроки? Или же нужен размеренный ритм? Что влияет на скорость? Какие ценности и приоритеты у меня на данном этапе жизни?

Тут нет, и не может быть, правильных ответов: кому-то важно и нужно командовать полками, быть первым среди первых, публичным и знаменитым. И это не всегда про одного человека. Кого-то все это не волнует, ему интересно заниматься чем-то не столь грандиозным, не строить огромную компанию. Только учтите: если действительно хотите найти ответы на эти вопросы — ищите! Не просто подумайте на досуге, а обязательно запишите свои мысли. Не останавливайтесь на общих ответах вроде «Большой масштаб», «Стремительные скорости». Что именно это значит? Насколько большой? Что значит «стремительные»?

Тем более, что мы говорим о важности задачи не только прояснять для самих себя, но и определяться с будущим партнером. И это намного серьезнее, чем договориться о том, в какие магазины пойти на шопинг, какой посмотреть фильм, согласитесь?

4. Пытаться бездумно повторить чужую идею

Стойте, стойте! Вот же буквально несколько страниц назад мы говорили о том, что копировать можно и нужно. Почему же сейчас утверждаем, что это ошибка? Все дело в слове «бездумно», ведь подделка никогда не будет стоить дорого.

Как быстро добиться успеха? Посмотреть по сторонам, выбрать того, кто это уже сделал, просто все за ним повторить. Вуаля! Незамысловатая и такая привлекательная схема. Не требует чрезмерного напряжения извилин, глубоких самокопаний, поисков и ошибок. Экономит время и деньги. В конце концов, нас же вечно призывают учиться на чужих ошибках. Так почему бы не поучиться и на чужом успехе тоже?

Скопировать идею. Способы ее реализации. Инструменты, которыми пользуется автор. Повторить посыл, слоган, название, дизайн, цвета, увести клиентов — все же уже готово, бери и пользуйся. Просто поставь цену ниже, чтобы все побежали к тебе. О чем тут размышлять?

Мы так хотим крутых результатов, да поскорее, что думаем: если пойти шаг в шаг за тем, кто уже преуспел, то и у нас все будет классно. Только классно не будет. Мы останемся вторыми, третьими, пятыми, десятыми, потому что есть оригинал, а есть бледная копия. И ни в одной копии никогда не будет столько энергии, сколько в первоисточнике. Потому что энергия — в созидании, а не в повторении чужого. И оказывается, что продукт мы создали похожий, да не тот — не учли множества нюансов, получилась ерунда. Упаковали продукт как будто так же, да не так — попытались натянуть 37-ой размер на свой 39-ый. Людей-то мы переманили, но не удержали — им нужен тот огонь, который был в оригинале, а не китайский фонарик. И вся схема, казавшаяся такой гениальной, рассыпается, как карточный домик.

Да, так можно зарабатывать, но совсем не те миллионы, которые грезились в начале этого пути. Тот, кто создал, создаст снова и опять будет на десять шагов впереди. Тот, кто копировал, будет вынужден всю жизнь догонять. Так зачем люди копируют других? Потому что быть собой страшно. Доверять себе страшно. Поверить в то, что собственное творческое начало способно создать что-то крутое, что внутри ЕСТЬ масштаб и размах, что нужно только дать этому волю, разрешить себе… это же ужас!

Спокойнее и безопаснее оставаться в знакомом середнячке, закрывая глаза на свой потенциал, выбирая легкие пути. Ведь преодоление страха — это работа, определенный уровень личной ответственности, перемены, к которым не все готовы. Проблема в том, что в страхе и трусости мы теряем самое важное — себя. Предаем то, что внутри, свои ценности и потенциал. К сожалению, это не проходит бесследно — боль нереализованности настигает каждого, рано или поздно. Нет никакого смысла прятаться от нее в погоне за чужими успехами, обесценивая собственные возможности.

Остановиться. Разобраться. Заглянуть в себя. И найти решение. Закрыть глаза, если страшно, но все равно сделать первый шаг. Пойти своей дорогой. Только так приходят к успеху. Пункта «поработать ксероксом», как видите, в этом списке нет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как найти идею и начать зарабатывать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я