#УчимСтричь. Прогрессия

Мария Розенталь, 2023

Книга для любознательных парикмахеров изучает конструирование стрижки методами построения от Видал Сассун и техники несведённых зон. В учебнике разобрана самая интересная, разнообразная и самодостаточная из основных форм стрижки – Прогрессия, и её взаимодействие с остальными двумя формами – Массивом и Градуировкой и их замена. Выведены правила, которые работают на любых длинах волос.Примеры салонных стрижек подробно описаны и проиллюстрированы авторскими схемами. Кроме того, автор позаботился об эргономике и описал оптимальную постановку рук, чтобы сохранить здоровье мастера. Освоив технологию прогрессивной стрижки, мастер навсегда для себя решит вопрос коррекции внешности клиента формой и текстурой стрижки. Эти знания и уверенность в своих силах поможет завоевать уважение клиента и сделать его своим на долгие годы.

Оглавление

  • Введение
  • Построение каскадных (прогрессивных стрижек)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги #УчимСтричь. Прогрессия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Построение каскадных (прогрессивных стрижек)

• Прогрессивная форма стрижки на любой длине представляет собой прямоугольную форму.

• Характеризуется наращиванием длины.

• Прогрессия строится на углах оттяжки от 90 до 180° к вертикали и углах среза от 90 до 180° к углу оттяжки.

Распространение стрижки в XX веке

Термин «прогрессия» имеет русские корни и обозначается буквой «c» так же, как и термин «C» (Layer) в SASSOON ACADEMY.

Прогрессивная или каскадная форма распространилась повсеместно в конце 70-х годов прошлого столетия. Сначала она выглядела довольно неряшливо. Подобную стрижку носили в среде рок-музыкантов, демонстрируя бунтарский образ и поддерживая его причёской. Форма представляла собой прямоугольник, короткий объёмный верх причёски переходил в удлинённые волосы ниже плеч.

С течением времени каскадные стрижки распространились на все слои общества. Звёзды сериалов «Династия» и «Даллас» несли новую моду с экранов всего мира.

В 80-е годы прогрессивная форма стрижки развивалась во всех длинах и текстурах. В России эта форма была представлена стрижками «Каскад», «Дебют», «Корт», «Аврора». Распространён был вариант каскадной стрижки на средние и удлинённые волосы с химической завивкой.

В 90-е годы тенденция изменилась, теменная зона становилась длиннее, появились стрижки на длинные волосы с градуировкой, тонкими концами и объёмом, расположенным ниже плеч. В накрученном состоянии такие стрижки выглядели объёмно и очень эффектно. Но любительницам более скромных объёмов, прямых волос и тем, кто вообще за естественную сушку, этот вариант не подходил.

В этой книге представлены стрижки, построенные на прогрессивной форме. Основной их особенностью является сохранение плотного среза на концах и прямоугольная форма, что позволяет волосам выглядеть длиннее, чем они есть на самом деле. Это не значит, что их нельзя накручивать и делать более объёмными или добавлять текстуру и тонкие струящиеся концы. Данная технология увеличивает возможности укладки и оставляет простоту в повседневной носке.

В русской школе существовала ещё одна форма стрижки — равномерная или единообразная, которая включена в форму C. Как следует из названия, единообразная форма строится под углом 90° к поверхности головы и стрижётся с углом среза 90°. Сама по себе она применялась в 60–70-е годы на сильно вьющиеся или химически завитые волосы. Самый известный образ — Анжела Дэвис. Для прямых волос эта форма применяется только в сочетании с градуировкой в коротких стрижках и с прогрессией в удлинённых.

Посмотрим, как строится и для чего применяется форма С — прогрессия.

Три правила для построения прогрессивной формы

рис. 1

1. Угол оттяжки от 90° до 180° к вертикали[1] (рис. 1).

2. Угол среза от 90° до максимального (стремится к 180°)[2] (рис. 1).

3. Расположение пряди по отношению к контрольной — проекция (рис. 2, 3):

— Прядь может быть подвижной, стричься в технике «прядь за прядью», располагаться «на своём месте», то есть повторяя окружность головы. Получается округлая проекция. (рис. 2, розовые стрелки).

— Волосы стригутся «прядь за прядью» параллельно друг другу в одну сторону от поверхности головы, образуя при оттяжке прямую проекцию. Применяется в височных зонах для равномерного распределения объёма и длины, а в затылочной (рис. 2, красные стрелки) и кроющей зоне из-за округлости головы подобное расположение наращивает удлинение.

— Пряди подтягиваются к «предыдущей пряди» (рис. 2, синие стрелки) и «контрольной пряди» (рис. 2, зелёные стрелки). Обе эти оттяжки создают вогнутую проекцию за счёт удлинения к последней пряди. Они сильнее, чем предыдущий приём наращивают длину за ушной раковиной, в височных зонах, в теменной зоне и так далее.

рис. 2

рис. 3

Форма прогрессивной стрижки зависит от выбранного угла среза и оттяжки, как описано в следующих разделах.

Угол оттяжки 180° или «вертикально вверх», угол оттяжки 155–160°

Для начала давайте рассмотрим все случаи, в которых можно оттянуть пряди волос вертикально вверх ∠от 180° или слегка в сторону от вертикали ∠от 160–170°.

Угол среза 90°

Угол оттяжки 180° с углом среза 90° — классический приём для прогрессивной или каскадной стрижки. Применяется в теменной зоне на различной длине и для любой формы (короткие стрижки, боб с укороченной кроющей зоной, средние и длинные волосы). В кроющей зоне создаёт мягкий объём, используется в любом направлении проборов (вертикальном, горизонтальном, радиальном). Этот угол даёт хорошее наращивание длины в височных и затылочной зоне.

Рассмотрим несколько примеров. Стрижку можно производить вертикальными[3] (рис. 1) и горизонтальными[4] (рис. 2 слева) проборами в технике “прядь за прядью”, радиальными (рис. 2 справа) проборами параллельно друг другу методом “каждая прядь на своём месте”. Модель сидит прямо, голову не наклоняет. Пальцы при стрижке располагаются горизонтально.

рис. 1

рис. 2

При стрижке радиальными проборами пряди выделяют от наивысшей точки головы (пример с произвольным углом среза в стрижке 3, рис. 2), центральная короткая прядь является контрольной для всех радиальных прядей. Мастер двигается равномерно по кругу, стоя справа от пряди. Волосы отчёсывают точно вверх. Пальцы плотно удерживают прядь в натянутом состоянии. Часть пряди, которая касается наивысшей точки головы, располагается на кончиках пальцев, самые длинные волосы у костяшек. Если волосы нижне-затылочной зоны выпадают из захвата, подхватывать их не нужно, так как это дополнительное движение изменяет угол оттяжки.

Вертикальными проборами оттягивать вверх волосы нижних зон не очень удобно. В многослойных стрижках в височных и затылочных зонах такой угол иногда стрижётся немного иначе. Горизонтальными проборами выделяют прядь шириной 1–1,5 см и оттягивают её вертикально вверх, образуя так называемый коридор (рис. 1 височная и затылочная зона). При этом методе стоять лучше со стороны, противоположной той, где производится стрижка.

Коридор бывает обособленным или соединённым с ниже расположенными волосами. Во втором случае мастер подтягивает волосы снизу зоны вертикально вверх к коридору и стрижёт, используя его как контрольную прядь.

Горизонтальная проекция коридора бывает любой, пальцы располагаются как равномерно, так и с удлинением или укорочением к лицу.

Другое изменение при стрижке вертикальными проборами в теменной и верхне-затылочной зоне возможно в вертикальной проекции. Подробнее об этом в стрижке «Каскад» вертикальными проборами с сохранением плотности на висках. Мастер подтягивает последние пряди зоны к предыдущим или все пряди к центральной (стрижка 2, рис. 1 справа) или второй от центра, тем самым создаёт удлинение к краю зоны — «лодочку».

Угол оттяжки 160–170° к вертикали с углом среза 90° в постановке рук немного удобнее, чем угол оттяжки вертикально вверх. Особенно, для мастеров небольшого роста. Он применяется в стрижках волос любой длины. ∠от 160–170° — ∠с 90° безотказно работает в височных, затылочной, фронтальной зоне. В постановке рук и положении мастера этот метод стрижки не отличается от предыдущего, стоим справа от пряди и стрижём от короткой части пряди к длинной.

В верхне-затылочном блоке с этим углом следует работать вертикальными проборами, объём в коротких и средних длинах получается круглее и мягче, чем при ∠от 180°. Чем меньше угол, тем более округлый затылок (рис. 3 верхне-затылочная зона). Этот приём хорошо сочетается с удлинением к лицу во фронтально-теменной зоне. Линия среза верхне-затылочного блока продолжается к лицу, мастер стоит у левого плеча клиента, оттягивает волосы теменной зоны вертикально вверх и стрижёт прядь от короткой части к длинной ∠от 180° — ∠с 100°(110°). Похожую технику можно посмотреть в стрижке 7, схема 2.

рис. 3

Эта техника применяется в стрижке боб для создания дополнительного объёма в кроющей зоне, в короткой стрижке для создания удлинения к лицу, в несведённых формах. Кроме того, технология используется, если клиент носит волосы фронтально-теменной зоны вперёд или набок.

Также чуть меньший угол ∠от 140–160°, ∠с 90° используют при стрижке чёлки для получения эффекта подвижных разлетающихся волос. Сначала стрижём длину и форму чёлки. Затем выбираем в этом секторе по естественному пробору клиента контрольную прядь, оттягиваем вверх и немного на лицо. Мастер должен стоять у правого плеча. Парикмахер-левша у левого, соответственно. Делаем прямой срез в направлении от лица к темени, остальные пряди справа и слева подтягиваем к контрольной пряди (рис. 3, чёлка). Если волосы на лобных выемках тонкие, их не трогаем, оставляем в массиве. Подобная техника изложена в стрижке 4.

По аналогии стрижём теменную зону в том случае, когда клиент носит волосы от лица или они волнистые или кудрявые. Начинаем стрижку с фронтально-теменной зоны (рис. 3 теменная зона). Мастер стоит у правого плеча. Как и в предыдущем варианте, стрижём в направлении от лица к наивысшей точке головы. Остальные пряди зоны расположены каждая на своём месте или подтягиваются к предыдущей / контрольной, в зависимости от необходимости. В верхне-затылочном блоке можно изменить постановку ножниц на горизонтальную / по форме головы / продолжить линию среза теменной зоны.

рис. 4

В коротких вариантах при стрижке симметричными горизонтальными проборами этот угол в кроющей зоне лежит хуже, чем, например, ∠от 180° — ∠с 90°, так как искажает объём и наращивает удлинение в наивысшей точке головы (рис. 4 справа). Он может сочетаться с удлинением в противоположную сторону, например, ∠от 180° — ∠с 100°(120°) при асимметричном расположении естественного пробора (рис. 4, пунктир).

Удлинение волос нижней зоны при ∠от 160–170°, ∠с 90° получается немного меньше, чем при оттяжке вертикально вверх. Стрижку можно выполнять горизонтальными и вертикальными проборами (рис. 4, низ). В теменной зоне этот вариант подходит для кудрявых и вьющихся волос. В случае с прямыми волосами для получения правильной формы причёски потребуется дополнительная укладка.

Вертикальные проборы ∠от 160–170° — ∠с 90° в височном и затылочном блоке можно сочетать с ∠от 180° — ∠с 90–120° в кроющей зоне. Причём кроющая зона может соединяться с ниже расположенными волосами в месте деления по лобным выемкам или быть длиннее верхней части висков и затылочного блока.

Углы среза меньше 90° не применяют с ∠от 160–170–180°. Если нужно получить более объёмный блок, лучше обратиться к ∠от 135–150°.

Угол среза 110–135°

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Построение каскадных (прогрессивных стрижек)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги #УчимСтричь. Прогрессия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Прядь расчёсываем и оттягиваем сразу в нужную сторону. Движение по направлению делаем не только кистью, предплечьем, но и плечом. Ключицу стараемся не поднимать. Корпус остаётся ровный.

2

В прогрессивной форме пальцы располагаются таким образом, что мы стрижём прядь от коротких волос к длинным с внешней стороны пальцев, т. е. более короткая часть пряди находится на кончиках пальцев. В некоторых случаях при стрижке коротких зон в височной и верхне-затылочной зоне можно пренебречь этим правилом и стричь с внутренней стороны пальцев сверху вниз от коротких волос к длинным.

3

Вертикальные проборы в теменной зоне располагаются по направлению ото лба к затылку на одинаковом расстояние через центральный горизонтальный пробор. На затылке и височных зонах проборы идут сверху вниз от кругового пробора по лобным выемкам до краевой линии роста волос. Сбоку вертикальные проборы височных зон перпендикулярны расположенным над ними вертикальным проборам фронтально-теменной зоны. Это происходит из-за того, что по определению, мастер проводит центральный вертикальный пробор, стоя за спиной клиента от середины лба к себе через наивысшую точку головы, а затем вертикально вниз к центру линии краевого роста. Остальные проборы параллельны ему сверху и перпендикулярны внизу.

4

Горизонтальные проборы располагаются перпендикулярно вертикальным. В теменной зоне проборы проходят слева направо от кругового пробора по лобным выемкам, параллельно центральному горизонтальному пробору от уха до уха через наивысшую точку головы. В височных и затылочной зонах проборы опоясывают голову на одинаковом расстоянии друг от друга. Так же, как и в случае с вертикальными проборами, в височных зонах они перпендикулярны проборам фронтально-теменной зоны.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я