Как открыть частный творческий коллектив

Мария Логачёва, 2023

Автор – предприниматель, директор “Академии одаренных детей”, продюсер шести творческих коллективов, педагог. Ее книга предназначена для педагогов дополнительного образования, которые мечтают открыть свой частный коллектив, обучать детей, вести их к результату и зарабатывать.Вы узнаете, какие шаги нужно сделать в первую очередь при открытии творческого бизнеса. Разберетесь с юридическими тонкостями, арендой, лицензией, рекламой. Узнаете нюансы, которые подскажет только опытный наставник и которые сберегут ваше время и деньги. Поймете, как организовать такой коллектив, который приносит детям и родителям пользу, а вам – деньги.

Оглавление

Глава 3. Государственное или частное учреждение? Плюсы и минусы

Итак, у вас есть необходимый минимум знаний, чтобы учить детей. Теперь вам нужно выбрать путь, по которому вы придете к детям и коллективу.

Один путь — устроиться в школу искусств, центр детского творчества, в школу, детский садик, во Дворец культуры.

Другой — создать свой частный коллектив.

Перед вами развилка. Как в сказке: направо пойдете — в государственный Дворец попадете, налево пойдете — свой коллектив создадите.

Ниже я написала о преимуществах и недостатках и предпринимательства, и работы в государственном учреждении. Прочитайте и оцените, что вы считаете минусом, а что плюсом; с чем вы смиритесь, а что вас поддержит и зарядит.

Минусы работы в государственном учреждении

Основной минус в том, что у вас не будет полной свободы действий. Все свои действия нужно будет согласовывать с руководством — начальником отдела и директором. Будут определенные правила и рамки работы, которые устанавливаете не вы, а учреждение. Они прописаны в уставе.

Часто в вашем договоре с учреждением может быть пункт примерно такого содержания: авторские права на все, что вы создадите в творческом плане за период работы, — методические разработки, постановки спектаклей, танцев и так далее — принадлежат учреждению. Это означает, что распоряжается ими школа искусств или Дворец культуры, где вы работаете.

Например, вы во Дворце культуры написали сценарий отчетного концерта и поставили танцевальные номера к нему. Если вы уволитесь, то потеряете право проводить концерт по этому сценарию и ставить конкретно эти номера в любом другом учреждении. А Дворец культуры передаст сценарий и видеозаписи выступления другому хореографу и проведет этот концерт. У него будет на это право.

Костюмы и декорации тоже обычно принадлежат учреждению. Так что, когда будете шить или покупать костюмы и создавать декорации, уточните, кто ими распоряжается.

Пример. В государственном учреждении образовался хореографический коллектив. Его любили и продвигали, для него выделили свое здание и своих методистов.

Коллектив подрос и начал устанавливать жесткие правила для родителей. Например, воспитанницам обязательно нужно было делать определенную прическу: два тугих пучка-шишечки на голове и множество заколочек, чтобы ни один волосок не выбивался. Женщине-худруку зачем-то это было нужно, она знала, для чего требует именно такую прическу. И вот одна бабушка, которая посчитала, что заколки плохо влияют на голову девочки, взяла и написала жалобу в Министерство образования. Руководителя не стали защищать.

Потом стали требовать обязательную посещаемость. Снова жалоба.

Внутри учреждения начался конфликт. Хореограф решила вывести свой коллектив из дворца и сказала: «Мы уходим». И ей пришлось все оставить там — все образовательные программы, все методички, наработанные за двадцать лет, костюмы, декорации. Они ушли с пустыми руками.

Но я знаю также много счастливых коллективов, которые находят свое место в госучреждении и двадцать лет спокойно работают там. Например, один столичный хореографический коллектив. Он расположился в обычной гимназии, для него выделен всего один класс и еще актовый зал. И этот коллектив знаменит на всю страну. У него есть и коммерческие, и бюджетные группы. С руководством замечательные отношения, и ни у кого нет претензий — только взаимная любовь. Такое тоже бывает.

Следующий минус — работа с образовательными программами.

В государственном учреждении педагог обязательно работает по программе. Он пишет ее вместе с методистом или получает готовую. Но каждый год ему приходится ее менять: менять структуру, что-то убирать, вносить дополнения.

Например, в программе есть блоки «Обучение», «Развитие» и «Воспитание». Преподаватель на каждом уроке должен научить, воспитать ребенка и развить у него конкретный навык. И он описывает в программе структуру и порядок того, как будет это делать. А потом оказывается, что эта структура неправильная, и педагогу надо ее поменять. Или нужно оглавление перенести в конец, а не в начало. Или вообще убрать какой-то блок, например «Воспитание». И полный сопротивления педагог сидит и кромсает свою бедную программу.

Иногда на уроки приходит с проверками комиссия — методист или заместитель по учебно-воспитательной работе. С проверяющими получается примерно такой диалог:

— Вот вы театр моды. Какое у вас по плану занятие?

— Тридцать шестое.

— Что вы должны выучить на этом уроке?

— Элемент «шаг-поворот».

— Дети, вы точно учите сейчас «шаг-поворот»?

То, чем фактически занимаются дети с педагогом, должно совпадать с планом. И преподаватели не имеют права этот план поменять. Конечно, это очень неудобно. Опытный педагог вообще не заглядывает в свою программу, он ее написал и на этом все. Хотя на самом деле программа полезна — прочитал ее, понял, что делать, иногда подглядываешь, чтобы освежить в памяти.

Но в частных творческих коллективах процесс строят, глядя на детей. Например, в прошлом году наш педагог по актерскому мастерству Андрей Валерьевич Сафронов решил поставить спектакль. В программе запланировано обучение, никакого спектакля нет. А он начал ставить. Все, он идет не по программе. Во Дворце бы за это серьезно наказали, внесли запись в личное дело, сделали выговор. Если спектакль по плану ставят только на третьем году обучения, то он не имеет права начинать работу на втором году. Дети обязательно должны проучиться до третьего года обучения. А если уже на первом году видно их потенциал?

В частном учреждении не обязательно строго придерживаться программы. Поэтому спектакль со вторым годом мы поставили и блестяще сыграли на отчетном концерте.

Плюсы работы в государственном учреждении

Вы будете иметь стабильную зарплату. Она может быть маленькой или большой — это зависит от учреждения и ваших договоренностей. Но даже если вы уйдете на больничный, в декрет, случится пандемия, госучреждение будет платить вам в полном объеме заработную плату. Это большой плюс для многих.

Вы будете иметь крышу над головой, за которую вам не придется платить. Это немаловажно. В большинстве случаев, когда руководители берут хореографический коллектив, то им предоставляют танцевальный класс. Если берут театральную студию, выделяют репетиционные часы на сцене.

В частных коллективах худрукам приходится самостоятельно арендовать залы, сцену и платить за них.

Государственное учреждение имеет штат методистов. И если вы педагог совсем неопытный, понятия не имеете, как сделать образовательную программу и какую методику выбрать, то эти люди вам помогут. Методисты предоставят вам хотя бы образцы образовательных программ, а если нужно, сядут вместе с вами и будут писать эту программу. Это нормальный вариант, что методист садится с молодым педагогом и говорит: «О чем будет программа? Вот у нас должна быть пояснительная записка. Нужна актуальность. В чем будет актуальность твоей образовательной программы, твоего коллектива?» Молодой педагог вообще не понимает, что такое актуальность и сидит в недоумении. Но в нормальном учреждении ему объяснят и помогут. И вместе с методистом они выплывут. А после того как образовательную программу распечатают и пройдет первый год жизни коллектива, до педагога уже и актуальность дойдет, и цели-задачи у него скорректируются.

Частному педагогу так никто не поможет. Чтобы написать толковую программу, ему придется самому найти методиста и оплатить его работу.

Госучреждение так или иначе поможет с рекламой и с набором групп. В штате есть люди, которые снимают рекламные ролики, придумывают креативы, делают коллажи, объявления, афиши, дают рекламу на государственных порталах услуг, ведут соцсети. Вы сможете воспользоваться помощью этих людей, и вам будет проще сделать первый набор.

И еще немаловажный пункт: к государственным учреждениям дополнительного образования доверия больше, чем к частным, по крайней мере в провинциальных городах. Не знаю, хорошо это или плохо, но люди почему-то думают, что во Дворце культуры работают лучшие педагоги и что руководители сделали жесткий отбор учителей: изучили их дипломы, просмотрели уроки, проанализировали личные качества и выбрали лучших. И если педагог работает во Дворце культуры — значит, у него точно нет судимости и он регулярно проходит медосмотры; значит, ему можно спокойно доверить ребенка.

Так что если вы будете работать во Дворце, вам, скорее всего, не придется доказывать родителям учеников свою компетентность как педагога. И вы сэкономите много сил.

Рекомендация

Если вы пока не хотите идти в частное образование и решили устроиться в государственное учреждение, вам важно выбрать свое место работы. Очень часто мы думаем, что не имеем права выбирать, что это на нас обратят внимание, если повезет, и дальше надо подстраиваться. На самом деле нет.

Что значит выбрать? Узнайте про учреждение побольше. Поговорите с людьми, которые там работают. Посмотрите, какие коллективы есть в учреждении, какие есть классы и залы. Откровенно спросите: а какие классы и какое имущество выделят для вашего коллектива? Сколько детей вы можете набрать?

Узнайте о правилах, прочитайте устав, читайте все договоры. Так вы поймете, подойдет ли вам этот коллектив или нет, и сможете принять решение на основе реальных фактов, а не по принципу «как пойдет».

Особенности работы в частном коллективе

В частном коллективе главная особенность — это ответственность. Это и плюс, и минус.

Здесь вы правитель своего государства. Здесь вы устанавливаете правила. И во всех смыслах платите за это. Все риски — ваши. Если вы уйдете в долги — это будут только ваши долги. Если вы уйдете в прибыль — это будет ваша прибыль.

Вы оплачиваете рекламу, набираете и обучаете детей. Вы им ставите цели и задачи. В конце года вам не дадут бесплатно зал для отчетного концерта, как во Дворце культуры — нужно искать, арендовать и оплачивать самому. Вы решаете, какая у вас программа: типовая и заверенная Министерством образования или написанная на листочке от руки.

В государственном учреждении есть готовый алгоритм работы с родителями. Есть положение о родительских комитетах, протокол родительского собрания, где написано, как его вести, как правильно собирать деньги на костюмы. Возможно, старшие педагоги даже помогут и проведут с вами первое родительское собрание. А тут все это должны будете продумать вы. Пошив костюмов оплачивается отдельно или войдет в оплату обучения? Костюмы будут принадлежать родителям или вам? Где они будут храниться? Это вы решаете.

Если в найме родители пожалуются вам на плохой ремонт или на грубого вахтера, вы можете сказать: «Сожалею, но у нас вот такие условия и такое помещение. Я тут ни при чем. Я не отвечаю за вахтеров. Идите к директору». Вы можете переложить ответственность на кого-то другого. Но в предпринимательстве так не выйдет. Если ваш администратор нахамил, вы к этому имеете отношение. Если в помещении холодно или душно — это вы выбрали такое помещение, а не вам дали. И вы имеете дело с последствиями своего выбора.

От вас потребуется сильная дисциплина. В госучреждении есть начальник, который заставит вас работать, если понадобится. А в вашем коллективе его нет, вы сами себе руководитель. И это не значит, что можно расслабиться. Ответственность перед клиентами и сотрудниками заставит вас двигаться куда эффективнее, чем требования начальника.

Вам придется самим принимать решения, ставить задачи и исполнять их. Если вы не раздали листовки, вас никто не упрекнет за это — вы просто останетесь без клиентов. Если опоздали или не приехали на собрание — у вас не будет директора, который отругает вас за это, но будут недовольные родители. Вы целиком берете ответственность за дела в коллективе на себя.

Вы будете очень-очень много уделять внимания своему коллективу первые два-три года. В найме вы трудитесь пять дней в неделю по восемь часов. А в предпринимательстве надо себя настроить, что первые несколько лет вы будете работать по двенадцать часов семь дней в неделю. Тогда вы сможете выжить.

Понятно, что все зависит от города. Может быть, в вашем городе вообще нет танцевального коллектива, и вы найдете себе сто-двести воспитанников, просто раздав по детским садам и школам листовки. Такое может случиться. Но в основном по России хорошо развита сфера детского дополнительного образования в области культуры. Другими словами, конкуренция большая. И ленивым здесь не место.

Вы можете начать свою деятельность с государственного учреждения. Устроиться в школу искусств, центр детского творчества, школу, детский садик. И на самом деле есть огромное количество мест, где ждут инициативных, талантливых, молодых или не молодых педагогов и худруков. Ждут опытных людей, которые бы за государственный счет учили детей, а также продвигали себя и развивали свое творчество.

И это не плохой путь, он от многого страхует. Но можно и сразу открыть бизнес. Вся следующая часть книги — о том, как это сделать.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я