Как открыть частный творческий коллектив

Мария Логачёва, 2023

Автор – предприниматель, директор “Академии одаренных детей”, продюсер шести творческих коллективов, педагог. Ее книга предназначена для педагогов дополнительного образования, которые мечтают открыть свой частный коллектив, обучать детей, вести их к результату и зарабатывать.Вы узнаете, какие шаги нужно сделать в первую очередь при открытии творческого бизнеса. Разберетесь с юридическими тонкостями, арендой, лицензией, рекламой. Узнаете нюансы, которые подскажет только опытный наставник и которые сберегут ваше время и деньги. Поймете, как организовать такой коллектив, который приносит детям и родителям пользу, а вам – деньги.

Оглавление

Раздел 1. Перед тем как начать

Глава 1. Самое главное для руководителя и педагога

Хочу поговорить об особенностях бизнеса, связанного с творческим обучением детей. И о том, какие качества и знания важно иметь человеку, который решил пойти в преподавание.

Однажды я услышала дикую для меня фразу: «Педагогом в принципе может стать любой. Если вы хорошо режете по дереву, вы можете легко открыть кружок по художественной резке. Если вы хороший шахматист, можете открыть кружок по шахматам».

Я с этим не согласна. Не каждый может быть педагогом.

Я общалась со многими женщинами-предпринимателями, которые сначала занимались, например, магазином одежды или косметики, а потом открывали образовательный центр для детей. И эти девушки все как одна говорили: «Легче в московском ЦУМе открыть бутик, чем в Ульяновске — танцевальную школу».

Правда, продать платье куда проще, чем заниматься с детьми. Малыши могут плакать, проситься к маме все занятие, описаться или подраться друг с другом. Дети постарше иногда встают в позу и говорят: «Этот костюм не надену, на генеральную репетицию не приду — у меня день рождения». С платьями в бутике проще: погладил, развесил, а менеджер продает.

Мне не хочется говорить об образовательном бизнесе «сложный». Когда ты на своем месте, работа с детьми наполняет, а не иссушает. Но это очень ответственное дело.

Итак, что должно быть у человека, который в это идет?

Любовь к детям

Дело, связанное с обучением и воспитанием детей, дает огромную, лучшую по своей сути отдачу. Отдача — это огромное количество детской любви. Это очень чистая и добрая энергия. Дети привязываются ко взрослым, доверяют им. Даже если ты не педагог, не худрук, ты вообще этим детям никто, но они при этом понимают, что ты здесь что-то организуешь — они все равно тебя любят.

Мой кабинет располагается напротив класса хореографии. Часто так совпадает, что я работаю в кабинете, а в это время приходят заниматься в класс дети. Они видят меня через приоткрытую дверь. Многие воспитанники первого года обучения меня не знают и спрашивают своего педагога: «А кто это сидит?» И хореограф или другой педагог отвечает: «Это директор, Мария Александровна». Причем отвечает суровым тоном, каким и положено говорить о директоре.

И вроде бы дети должны напрячься, испугаться. Но когда я выхожу из кабинета, а они в это время выходят из класса, они подходят обниматься, улыбаются мне, машут руками, посылают воздушные поцелуи. Хотя я у них не веду ничего, они меня просто иногда видят. Но им нравится сама «Академия Одаренных Детей», они понимают, что директор что-то для нее делает. Они думают: «Мне тут хорошо, и я буду улыбаться директору, чтобы ему было хорошо».

Это большущая отдача. Столько искренней любви мы нигде больше не получим. Взрослым людям и детям могут нравиться повара, которые очень вкусно кормят, или продавцы, которые с удовольствием подбирают для своих клиентов одежду, или любимые ведущие на телеканале или радио. Но больше всего доверия и привязанности выстраивается с педагогами — ведь именно они передают знания и ценности, которые помогают решать задачи жизни.

И это большая ответственность.

Я сказала, что главное качество педагога — любовь к детям. Но говорила о любви детей к педагогу. Почему? Важно было подчеркнуть: дети открыто и доверчиво воспринимают все, что им говорят и показывают взрослые. Особенно те, которые возложили на себя обязанность быть учителями, воспитателями, тренерами. Дети запоминают, как вы на них смотрите, как говорите с ними, каким тоном. Они впитывают то, что вы в них вкладываете: собственную усталость и недовольство или любовь и доброту.

Педагоги и худруки очень сильно влияют на детей, на их мышление, самочувствие. И через годы можно проследить плоды нашего труда, увидеть, что именно мы вложили в ребенка.

Поэтому любовь к детям — это главное качество человека, который хочет открывать творческий коллектив или детский центр. И неважно, кем он будет — педагогом, худруком, администратором. Сюда нужно идти, только если действительно ты по призванию педагог, постановщик или бизнесмен, который хочет дать детям самое лучшее.

Педагогическое образование

Все люди, которые хотят чему-либо учить детей и заниматься с ними, должны иметь высшее или среднее специальное педагогическое образование. Либо пройти педагогическую переподготовку.

На это есть две причины.

Педагогическое образование дает вам юридическое право учить детей.

Это точно вам нужно, если вы собираетесь работать в государственном учреждении типа детской школы искусств. Или хотите основать свою серьезную школу и выдавать детям дипломы установленного образца.

Существует так называемый «Профессиональный стандарт педагога». Это документ, в котором закон устанавливает, что должен знать и уметь педагог. Там предъявляются такие требования:

— учитель или воспитатель должен иметь педагогическое образование — высшее либо среднее специальное;

— учитель или воспитатель может иметь любое другое образование, не связанное с педагогикой. Но тогда у него должно быть дополнительное профессиональное образование в сфере педагогики. То есть если вы учились на актерском факультете и хотите обучать детей актерскому мастерству, вам нужно пройти педагогическую переподготовку.

На профстандарт ориентируются особенно строго в государственных детских школах искусств, в детских садах. Директор не примет на работу человека, у которого нет педагогического образования или переподготовки.

Педагогическое образование дает понимание, как общаться с детьми.

Если задачи вашего клуба или коллектива больше развлекательные или творческие и вы не говорите о себе как об образовательной организации, квалификация педагога вам не понадобится. Вы можете открыть клуб и просто заниматься с детьми лепкой и пальчиковым рисованием или ставить спектакли и заниматься актерскими тренингами без образования. Даже в некоторых государственных учреждениях, связанных именно с культурой (типа Дворца творчества), принимают режиссеров-постановщиков, хореографов, актеров без педагогических корочек.

Но я рекомендую вам в любом случае пройти курс переподготовки. Либо заочно получить среднее специальное или высшее педагогическое образование. Даже если вы и так прекрасно ладите с детьми, и они вас обожают и слушаются. Вот почему:

1) Вы будете знать особенности каждой возрастной группы — будь это малыши, младшие школьники или подростки — и сможете найти к ней подход.

На педагогических курсах вам расскажут о психологии и физиологии ребенка, о том, как развивается его мозг и тело. Объяснят, какие знания он может усвоить в определенном возрасте и какие нагрузки выдержать. Старшеклассники легко могут понять, как решить математическую задачу или сыграть сложную, многогранную роль, а малышам это будет неинтересно, сложно и непонятно.

Для каждой возрастной группы есть своя норма длительности урока. И своя лексика, свой тон. Один и тот же комплекс упражнений на разминке вы, скорее всего, с разными группами будете делать по-разному: с малышами — в форме игры, со старшими детьми — рассказывая о том, какую пользу приносит то или иное упражнение.

2) Вы поймете, как грамотно учить детей и при этом сохранить их психическое и физическое здоровье. Узнаете, какие бывают подводные камни в общении с ними.

Например, как поступить, если маленький ребенок не может оторваться от мамы. Есть секретик: его надо повернуть лицом к маме, обнять при этом и потом уже утащить на занятие.

3) На курсах рассказывают про разные подходы в педагогике.

Встречается как авторитарный принцип обучения, так и доверительный, гуманный. Каждый принцип хорошо работает только в определенных обстоятельствах. Вам объяснят, какой принцип лучше применять, исходя из задач или ситуации.

4) Вы в принципе будете более компетентны в вопросах обучения.

Вам это поможет в общении с родителями. Ведь родители тоже приходят и говорят: «Знаете, а я заслуженный учитель РФ!» К нам приходила на родительские собрания во время набора семья: одна бабушка всю жизнь работала в музыкальной школе по классу фортепиано, а вторая — по классу скрипки. Мама и папа тоже педагоги. Все они задавали мне профессиональные вопросы. И если бы я не разбиралась, я бы легко опозорилась перед такими людьми, потеряла клиентов и репутацию.

Тем педагогам и худрукам, кто преподает без педагогического образования, приходится очень сложно. Я знаю много коллективов с такими сотрудниками. Некоторые из них закрылись, проработав недолгое время. А некоторые все еще действуют, потому что у руководителей развиты другие компетенции. Например, они превосходно разбираются в маркетинге и отлично продают свои курсы. Но насколько получается качественным и бережным само обучение — большой вопрос.

…и призвание

Хочу осветить другой аспект педагогики, не юридический и не связанный со знаниями, а моральный.

Педагогика — это служение. Служение, за которое спросит Бог, Вселенная, и спросит куда больше, чем за служение в театре или любом другом деле.

Я часто сталкивалась с тем, что талантливые, состоявшиеся в творчестве или в бизнесе люди идут к детям, чтобы передавать им свой талант и учить их. Они приносят в класс свои академические знания и думают, что этого достаточно. Это ошибка.

В нашей «Академии» уже четыре года существуют театральные коллективы «Глазунья» и «Уникум». И за четыре года сменилось пять педагогов по актерскому мастерству и сценической речи. Это были достойные люди, талантливые профессионалы. И они все как один однажды бросили своих детей.

Своих — без кавычек. Когда ты приходишь в класс, берешь группу детей, они становятся твоими. Дети тебя любят, впускают в свою жизнь. Ты становишься для них значимым взрослым. Ты их мама и папа три раза в неделю.

Мне кажется, все взрослые люди должны это понимать. Но некоторые почему-то не понимают и позволяют себе бросать детей. Уходить в середине года или в конце. Потому что они устали, потому что у них нагрузка возросла, потому что у них спектакли, потому что…

Да, они хорошо относятся к детям, симпатизируют им. Но на самом деле они пришли не изучать великую профессию педагога, не служить. Они пришли поиграться.

Когда молодые люди советуются со мной и спрашивают: «Идти в педагогику или не идти?» — я рассказываю им пример.

В нашей театральной школе «Глазунья» занимаются воспитанники от четырех до шести лет. Основной педагог у них — Андрей Валерьевич, он ведет актерское мастерство и сценическую речь. Так получилось, что осенью Андрей Валерьевич месяц с ними не занимался. Все это время шли другие дисциплины — хореография и повышение культурного уровня.

И вот Андрей Валерьевич вернулся, разговаривает с родителями в холле. Дети в это время сидят на стульчиках в классе, ждут занятия. Пятилетний Тимофей говорит мне: «Мария Александровна, наконец-то Андрей Валерьевич нашелся! Я искал его каждый день и в „Академии“, и на улице. Я спрашивал у своего папы: “Куда же Андрей Валерьевич потерялся? Когда же он найдется?” Надеюсь, теперь он больше никогда не потеряется!»

У меня слезы градом полились… Я позвала Андрей Валерьевича и попросила Тимофея повторить то, что он сказал. Андрей Валерьевич очень серьезно прочувствовал эту ситуацию, понял горе Тимофея от потери своего педагога и больше не пропадает.

Мы влияем на чувства детей. Когда мальчик, которого воспитывает только мама, занимается у педагога-мужчины, и педагог вот так вот уходит — это как потеря папы второй раз.

Им действительно больно, когда педагоги уходят. Если что-то разрушается — что в семье, что в коллективе, — дети думают, что это из-за них. Они маленькие и не понимают, почему педагог от них отказался. «Я занят, у меня спектакль» — они считают это отговоркой и прежде всего винят себя.

Дети могут от нас уходить. А вот мы от детей не можем уйти.

Дети бывают разные: веселые, капризные, хулиганы, тихони, постоянно сопливые. И обстоятельства личной жизни педагога в течение года бывают разные. У него есть свои дети, родственники, занятость где-то еще. Но нужно оставаться профессионалом до конца, а не играть в педагогику время от времени.

Если человек работает репетитором или постановщиком, детям объявят, что он с ними на три месяца. Сделает один спектакль и все. Ему тогда не надо называться педагогом.

Если вы не готовы работать с детьми с сентября по июнь без перерыва, лучше не начинайте вообще.

Грамотность культурная и художественная

Я бы посоветовала открывать творческие коллективы только тем людям, кто имеет художественное образование.

Очень хорошо, когда хореографическую студию хочет открыть хореограф — он глубоко разбирается в предмете. Бывает и такое, что хореограф увлекся театром и хочет открыть театральный кружок. Он изучал совершенно другое направление искусства — хореографию, но все же знания и культурная подготовка помогут ему сориентироваться. Опыт занятий в кружке, студии, коллективе, когда человек провел там свое детство или юность, тоже считается.

Люди, которые изначально тянутся к искусству и обучались в творческой среде, понимают, что задача коллектива — не просто обучать детей, а нести творческую и культурную пользу для своего города, страны и мира.

Если вы в одиночку открываете небольшое учреждение, только один коллектив, вы точно должны быть художественно грамотным человеком.

Если говорить о крупном разноплановом центре детского творчества, то его в принципе может открыть любой человек с предпринимательской жилкой. Этот руководитель думает так: «Хочу устроить в своем центре отделение хореографии. А еще добавлю кружок шахмат и школу раннего развития. Значит, мне нужен хореограф, педагог начальной школы и шахматист». И он найдет талантливых педагогов, художественных руководителей, тренеров, арендует помещение и так далее. Главный принцип руководителя — создать классную среду, которая будет давать детям самое лучшее.

Открыть можно вообще все что угодно в этом мире. Сфер очень много. Надо задать себе вопрос: «Почему я хочу организовать именно такой бизнес — творческий коллектив?» Если ответ: «Я хочу заниматься с детьми, хочу делать спектакли, хореографические постановки», — вы на правильном пути. Если вы предприниматель, хороший продажник, менеджер, но педагогика вместе с искусством вас мало зажигают, лучше открыть магазин, салон красоты, кабинет маникюра и тому подобное.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я