Характер русской души в произведениях В.М. Шукшина

Мария Захарова, 2018

Что такое русская душа, и какой у нее характер? Где она зарождается и почему не имеет границ? Почему чудные люди, изображенные Василием Макаровичем, в полной мере обладают истинно русским характером? Книга дает ответы на эти вопросы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Характер русской души в произведениях В.М. Шукшина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Русская душа. Истоки ее формирования

Говорят, чужая душа — потемки. Но есть в ней что-то, что иногда лежит на поверхности, играет яркими красками, сверкает и переливается, а иногда скрывается в этих самых потемках. Но именно это «что-то» делает русского русским и делает его непохожим всех остальных.

Что же отличает русского человека, русский характер от других? Истоки характера любого народа в его корнях. И чем глубже корни, тем глубже, устойчивее, своеобразнее характер. Что же касается души, субстанции нематериальной, но имеющей огромное значение для формирования и существования человека, то тут с уверенностью можно говорить, что если есть душа, есть и Человек; нет души — нет Человека, есть только телесная его оболочка, с чисто физиологическими потребностями. Тоже самое относится и к народу в целом.

Российская история, история русского народа, а, следовательно, и его характера уходит корнями в глубину веков. Огромное количество факторов оказало свое влияние на его формирование. Невозможно проанализировать их все, как невозможно досконально охарактеризовать загадочную русскую душу. Но есть нечто основополагающее, что дало возможность выделить русский характер как своеобразный, непохожий ни на какие другие и не дающий возможности другим народам, а, порой, и самим русским «понять Россию умом».

Не нова мысль о том, что необъятные просторы России положили основу для широты русской души. Но эти же просторы привили русскому человеку жажду воли. Здесь нужно различать понятие воли и свободы.

Во всех языках мира слово воля употребляется как психологический термин, а «свобода» объединяет оба эти понятия (volition с англ. — воля, желание, волеизъявление, хотение; Freiheit с нем. — свобода, вольность). Только в русском языке эти понятия расходятся. В словаре Даля: Свобода — своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле; Воля — данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения.

Таким образом, само русское слово «воля» противоречиво. С одной стороны, это та же свобода, а с другой — преодоление, сила, действие. Получается, что свобода в силе, в действии, в преодолении.

Воплощение русской воли — казачество — явление исключительно русское, взращенное на русской земле и порожденное русским характером, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Крестьяне, некогда бежавшие от крепостного права и его рабовладельческих законов и освоившие обширные земли, стали родоначальниками целого сословия со своими традициями и неписаными законами, не считаться с которым не могло уже ни одно русское правительство. Выражение «вольный казак» очень быстро стало фразеологизмом, означающим «свободный, ни от кого не зависящий человек». Казачество — явление уникальное, объединившее в себе два черты двух сословий: воинов и земледельцев.

Русские славяне — издревле народ земледельческий. В этом убеждают свидетельства древних писателей, многочисленные мифологические обряды и поверья, сохранившиеся до настоящего времени, и курганные находки.

Когда в Европе зарождалась, а потом активно развивалась промышленность, русская земля оставалась кормилицей для своего народа. Отсюда трепетное отношение русских к земле-матушке. Как человек в любом возрасте тянется к матери, так русский человек тянется к земле. И как бы далеко он от нее не оторвался, тяга к ней не покидает человека всю жизнь. С огромной любовью относился русский крестьянин к своей земле, вкладывал в нее всю душу. И отсюда: «Ведь земля — это наша душа, сапогами не вытоптать душу»1.

В земле черпал русский народ свою силу, напитывался ею, рос и мужал, подобно дереву, питающемуся земельными соками. Культ земли стал складываться еще у древних славян, причем, он возник раньше культа неба. Землю считали источником жизни, матерью всего живого, в том числе и человека. Считалось, что земля имеет не меньшую очистительную силу, чем вода — после работы было принято вытирать руки о землю. Из боязни осквернить землю, не принимавшую в себя ничего нечистого, русские люди одевают покойников в чистое, а лучше новое белье. Особенно почитается земля, в которой похоронены предки — она называется родительской и является воплощением родственных связей. У русских людей существует обычай, уезжая в чужие края, брать с собой мешочек с родной землей.

Не меньший трепет в сердце русского человека вызывает родная природа. Чтобы понять это, достаточно обратиться к русской литературе. Таких буйных, ярких красок, такой нежности и такого восторга в описании природы, наверное, нет больше ни в одной литературе мира.

Суровые климатические условия вынудили жителей восточно европейской равнины понять, что выжить в них в одиночку трудно, почти невозможно. Это сплотило людей и положило начало их стойкости и мужеству. Границы России расширялись, охватывая все большие территории, а вместе с ними распространялись и качества русского характера, пока, наконец, люди, населяющие эти необозримые пространства не почувствовали себя единым могучим народом.

О характере русской души, ее достоинствах и недостатках сказано очень много. Уже устное народное творчество дает обширное представление о тонкостях русского характера. Это пословицы и поговорки, былины и сказки, песни и пляски. Здесь необходимо отметить, что талантливейший русский народ не только обладал уникальными свойствами характера, но и умел выразить их в своем творчестве. Вечно томимая русская душа всегда искала выхода и находила его в творческих произведениях.

За свою многовековую историю Россия аккумулировала в себе влияние многообразных исторических и политических событий: раздробленность и объединение, язычество и христианство, татаро-монгольское иго и победы над многочисленными захватчиками, монархия и советская власть. Все эти обстоятельства влияли на формирование и основных качеств русского характера, к которым можно отнести гордость, свободолюбие, религиозность. Хотя, быть может, в отношении русского человека уместнее говорить не о религиозности, но о духовности. Потому что религия — своего рода фанатизм, которым никогда не обладал простой русский обыватель, тем не менее он сочетал в себе все признаки истинной духовности: нравственное добро, красота, познание истины.

В душе русского человека есть огромная сила, которая называется голосом совести. Голос совести заставляет бороться за справедливость, зорко подмечать «непорядки» вокруг, несовершенство наших поступков и деяний.

Доброта одна из ярких отличительных черт русского характера. Всем известны наше гостеприимство, отзывчивость, чуткость, сострадание.

Доброта выражена и в русской речи: в ней существуют уменьшительно ласкательные имена, например, Ваня, Ванечка, Ванюша, суффиксы ечк, очк, оньк, еньк сыночек, миленький придают нежность и ласку словам. Такого многообразия уменьшительно-ласкательных слов и их грамматических составляющих нет больше не в одном языке мира.

Характерной чертой русского характера можно назвать презрение к мещанству. Приземленная сосредоточенность на земных благах всегда была не в чести у русского человека. «Жить как все», иметь квартиру, машину, наряды это не цель жизни. Поиску истинного смысла жизни посвящена вся классическая русская литература, «непогоня за внешним жизненным успехом; непогоня за богатством, довольство умеренным достатком» свойственны русскому человеку, как утверждает А.И. Солженицын.

"Русское отношение к собственности связано с отношением к человеку. Человек становится выше собственности. Бесчестность есть обида, нанесенная человеку, а не обида, нанесенная собственности. В западном буржуазном мире ценность человека слишком определялась не тем, что есть человек, а тем, что есть у человека… Русские суждения о собственности и воровстве определяются не отношением к собственности как социальному институту, а отношением к человеку"(Н.А.Бердяев).

Есть у русских людей и еще отличительная черта. По определению Бердяева: «Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже — увы! — чуждо национальное достоинство». Горький не без оснований писал о низком национальном самолюбии русских. Встречаясь с видными русскими людьми, он пришел к выводу, что они часто занижают свою действительную ценность, свои творческие способности. В 1900 году он писал Чехову: «Это ужасно трагично, что все русские люди ценят себя ниже действительной стоимости. Вы тоже, кажется, очень повинны в этом». Такое суждение он высказывал неоднократно.

По словам А. Куприна, для русских характерны «врождённый стыд перед громкой фразой или красивым жестом, и полнейшая неспособность к оценке собственного подвига», им присуща смесь «героизма со смирением».

Горький писал и о том, что русский человек привык «ругать себя на все корки». Недовольство собой, острая национальная самокритика отражена в статьях и письмах Достоевского, Горького, Чехова, Твардовского, Шукшина, Абрамова, Распутина, Астафьева и других писателей2.

Что же еще отличает русских от всех других наций? Если европеец по своей установке — завоеватель, покоритель, навязывающий свой образ жизни и народам, и природе, то русский человек — осваиватель, преобразователь, созидатель.

"Из всех способностей, которыми природа щедро оделила Славянорусское племя, наиболее драгоценными являются, конечно, его предприимчивость, мужество и способность созидательная"(Д.И.Иловайский).

Русскому человеку присуща"устремленность к чему-то бесконечному». У русских всегда есть жажда иной жизни, иного мира, всегда есть недовольство тем, что есть.

В 1821 году вышла книга Жермены де Сталь «Десять лет в изгнании». Вот как она охарактеризовала простой русский народ, который восхищал ее гораздо больше, чем знать:

«Что-то титаническое, дерзновение, всегда превышающее обычные нормы: воображение русских не имеет границ, у них все грандиозно, отвага преобладает над рассудительностью, и если они не достигают своей цели, то только потому, что идут дальше цели»3.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что на формирование русского характера и духовных качеств оказывали влияние три различных культуры: южная — Византийская, западная и восточная. От запада Россия переняла рациональный интеллект, от востока — терпение, упорство, твердость, приверженность традициям, от византийской цивилизации — религию и универсальную культуру.

Но, позаимствовав у соседей то лучшее, что они могли предложить, Россия сохранила свою собственную самобытность и неповторимость.

Таким образом сформировался уникальный в своем роде русский национальный характер, и родилась великая, необъятная русская душа, «бессмертная, нетленная, загадочная в мудрой простоте».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Характер русской души в произведениях В.М. Шукшина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Из стихотворения В. Высоцкого

2

Огнев А. Про русскую душу и русский характер // Правда. 2012. 28 мая. — http://kprf.ru/content/106601.html.

3

Пономарева Т. Потаенная любовь Шукшина. http://webreading.ru/sci_/sci_history/tamara-ponomarevapotaennaya-lyubov-shukshina.html

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я