Белая книга руководителя. Игра, в которой вы победили

Мария Ефимова

Эта книга предназначена для предпринимателей, руководителей организаций, фрилансеров и экспертов.«Белая книга руководителя» – это инструкция, которая объясняет, как играть в игру под названием «бизнес/управление» и победить в ней. Моя задача – показать вам, предпринимателям и руководителям, как можно, осознанно играя, стать лидером.Помните, вам под силу сделать свою игру интересной и стать тем человеком, который будет творить собственную историю!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Белая книга руководителя. Игра, в которой вы победили предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Проблема или решение? Правила игры

Я работаю со многими предпринимателями, владельцами как крупного бизнеса, так и небольшого, а также с теми, кто только начинает свой путь. И вижу, что большинство из них все то время, которое посвящают своему делу, остаются в рамках проблем. Почему так происходит? Просто потому, что нас никогда не учили тому, чтобы увидеть решение и выйти за его границы. А это приводит к тому, что одна проблема в бизнесе порождает другую. Возможно, вы замечали, что как только решаешь один вопрос, называемый проблемой, тут же появляется другой. Это похоже на бег с препятствиями: ты только перепрыгнул барьер, а следом возникает новый. И так может происходить до бесконечности. В этой гонке выживают не все, а лишь самые выносливые. Вот почему говорят, что бизнес — только для сильных.

На удивление, люди сами создают себе барьеры и преграды. Многие скажут, что это не так. Конечно, строить бизнес в России, впрочем, как и где-либо еще, — это то еще нелегкое дело. Приходится постоянно сталкиваться со множеством проблем: проверки, налоговая, люди с иной точкой зрения, изнурительные переговоры с партнёрами. Все это может тянуться годами и вызывать ощущение полной утраты контроля над ситуацией.

Как же вырваться из замкнутого круга? Все просто — начать заниматься решением, а не проблемами. И в этой книге я покажу этот абсолютно новый подход к ведению бизнеса в целом.

Бизнес, как игра

Представьте, что есть игрок — человек, который решил примерить на себя роль управляющего организацией, или бизнесмена. Мы будем наблюдать, как он справляется с этой ролью, какие задачи решает в своем деле.

Итак, наш игрок находится в начале своего пути, когда он только открыл свой бизнес (не важно, было это 5, 10 или 20 лет назад) — это старт игры, первый уровень, когда ставятся задачи и решаются проблемы. Многие застревают на этом этапе на долгие годы, продолжая играть в «решение проблем». Но стоит понимать, что это только одна из частей, одна из функций, которую выполняет данный персонаж. Что же нужно, чтобы перейти на следующий уровень? И что он вообще из себя представляет? Именно здесь игрок перестает создавать себе проблемы и производить видимость их решения. Теперь он самостоятельно определяет для себя правила игры, понимает, как можно выйти из плоскости проблем в сферу решений. Теперь он может заниматься уже чем-то более интересным, а не бесконечным «затыканием дыр» и урегулированием рутины.

Почти у каждого предпринимателя, который приходит ко мне на терапию, есть целый ворох проблем: от неприятностей в бизнесе, до недопонимания в семье. Они элементарно не успевают уделять достаточного внимания собственному здоровью. Бесконечный ком нерешенных задач, которых с каждым годом становится все больше и больше, — такова реальность большинства моих клиентов. Они перестают радоваться своему делу, работе, тому, чем занимаются. Многие доходят до того, что уже не видят себя как личность, отдельную от бизнеса. Они становятся тем самым кораблем, который то и дело врезается в скалы, получает повреждения, но продолжает строить новые маршруты. Когда я спрашиваю о том, что же их радует, чем они любят заниматься, то в 100% случаев получаю ответ, что у них нет на это времени. Да, им приходится жертвовать своей семьей, хобби, друзьями, а порой и здоровьем, чтобы хотя бы оставаться на плаву.

Распространено убеждение, что бизнес и управление — это слишком сложно. Да, действительно, далеко не каждый решится стать во главе крупной организации, холдинга или бизнеса, для этого нужно созреть. Чаще всего мы видим там людей, готовых сойти со вторых позиций, но чтобы решиться на это, необходимо мужество.

Тем не менее, даже на руководящей должности человек может оставаться зависимым от кого-то или от чего-то, например, от больших налогов. Я не говорю, что мы должны сейчас же отказаться от фискальной системы и перестать платить налоги, но важно учесть, что это тоже внутренние ограничения. Человек находится в рамках смежных систем, которые связаны с его бизнесом, в лице поставщиков, подрядчиков, потребителей. И важно, чтобы руководитель умел смотреть на все это абстрагировано.

Я думаю, многие играли в компьютерные игры, например, Counter-Strike. Вспомните свои ощущения, когда находитесь внутри игры: нельзя останавливаться ни на минуту. Если встанешь и начнешь смотреть по сторонам, то тебя быстро найдут и уничтожат. То же самое происходит и с бизнесменами, когда они управляют своей организацией или компанией. Они будто несутся с завязанными глазами, неспособные увидеть со стороны, что происходит на самом деле. Так случается потому, что огромное количество дел и проблем в жизни засасывает их, как в трясину. И чем больше человек погружается в нее, тем меньше у него остается возможностей увидеть пути решения.

В конечном итоге, эти люди приходят ко мне на личные консультации, и я вижу, что они постоянно находятся в рамках проблем. Например, говорят: «Я готов увидеть решения, но не понимаю, как. У меня абсолютно нет возможности это сделать — выйти из игры и посмотреть на все со стороны. Мне нужен в этом проводник, мне просто необходим кто-то».

По ходу нашей работы, в первую очередь я объясняю им, что это они — причина тех проблем, которые есть в их бизнесе, поэтому они же станут и причиной их решения. Дальше, чтобы получить результат, я даю им знания и инструменты, которые помогут сдвинуться с мертвой точки.

Мы являемся причиной проблем, которые возникают в нашем бизнесе. И мы же — причина их решения

Стоит понимать, что ко мне обращаются не для того, чтобы я стала тем значимым взрослым, который будет говорить, как делать правильно. Я лишь даю свои знания, которые целенаправленно собираю, накапливаю и систематизирую. Я являюсь тем самым инструментом решения задач, которые стоят перед людьми, но в тоже время оставляю причинно-следственную связь. После этого у них остаются задачи, варианты которых они готовы рассматривать и решать, в том числе, и получаемые через других людей. Речь идет как раз о широком видении, которое должно быть у руководителей и предпринимателей. Если этого не будет, то вряд ли можно находиться долго на тех позициях, на которых они пребывают сейчас. Иначе в мире бизнеса выжить нереально.

Книга тоже является тем инструментом, которым вы можете успешно воспользоваться. Прочитав ее до конца, вы посмотрите на все происходящее со стороны и увидите портал решений. Но на этом пути нам с вами в первую очередь нужно определиться, какими качествами вы наделяете того самого игрока в вашем бизнесе:

— Что это за игрок?

— Какие у него лидерские качества?

— Присутствуют ли они вообще?

Качества игрока

Допустим, мы играем в компьютерную игру. У нас есть целый магазин отдельных суперспособностей, инструментов, которые мы можем приобрести за виртуальные деньги. И перед началом нам важно определиться, какие навыки нам понадобятся.

Давайте теперь посмотрим со стороны на игру под названием «Бизнес. Управление организациями». В первую очередь, здесь необходимо приобрести мышление лидера, руководителя. Но, прежде всего, важно понять, что это из себя представляет, какие изменения будут происходить в вашем игроке? Будет ли он побеждать, с легкостью находить пути решения, порождать и генерировать идеи, быть новатором? Ведь важнее изобретать абсолютно новые пути, а не те, которыми уже много раз пользовались ваши предшественники, другие бизнесмены. Время не стоит на месте, поэтому нужно уметь взглянуть на проблему по-другому. Что же для этого необходимо? Творчество. А какой креативной жилкой вы наделите вашего игрока?

Задание «Создание собственного игрока»

Я рекомендую во время чтения этой книги держать под рукой карандаш и тетрадь/блокнот. Необходимо его вести и выполнять упражнения, чтобы прийти к максимальному результату.

Итак, первое, что мы будем делать, — определим игрока вашего бизнеса, вашей организации, чтобы вы могли играть как бы со стороны и управлять процессом. Мы сформируем его образ, наделим его необходимыми качествами и способностями.

Вам нужно будет просто отвечать на вопросы. Я несколько лет занимаюсь гипнокоучингом, и одна из моих способностей — это точно спрашивать о том, что приведет к определенным осознаниям, поэтому просто доверьтесь мне.

Какая персона у вашего игрока?

— Как он мыслит?

— Насколько быстро он это делает?

— Чем его мышление отличается от мышления других бизнесменов и руководителей?

— Почему он лучший? Может быть, скорость его мысли настолько велика, что он быстро находит новые пути решения? Если для других руководителей нужны дни, недели, месяцы, то за какой промежуток времени ваш игрок решает проблемы?

Далее, что нужно понять: какие суперспособности есть у этого руководителя, вашего игрока? Возможно, он быстро находит новые связи и контакты с другими людьми или же обладает способностью видеть неожиданные решения с помощью нестандартного мышления? Может, его идеи поначалу кажутся другим людям и его команде, в том числе, абсурдными, но, в конечном итоге, являются самыми эффективными?

Я привела лишь примеры, но вы должны сами найти ответы: какими суперспособностями будет обладать ваш игрок, чем он будет отличаться от других?

Ответьте на эти вопросы:

— Какие личные незыблемые правила вы сами для себя установили?

— Какие у вас есть табу? Например, не добивать ваших конкурентов, не растаптывать их, а в какой-то момент остановиться.

— Что это будет за момент? Что должно произойти, чтобы вы остановились?

Отдельно мы пропишем с вами этику вашего игрока.

Что будет входить в этические нормы и правила? Например, не вредить своим конкурентам намеренно. Или не строить козни людям в вашей компании.

Это все то, что касается ваших личных норм поведения, через которые вы не готовы и не хотите переступать. Вы буквально выписываете свой свод этических правил, которые ни при каких обстоятельствах нарушать не будете. Эти нормы необходимо зафиксировать на бумаге. Таким образом, вы создаете образ вашего игрока, правила для него и для других, определяя, как они должны себя вести с вами, а как ни в коем случае не могут.

Когда мы говорим про игру, вы описываете сценарий не только для своего игрока, но и для других ближайших участников, которые вас окружают. Это могут быть члены вашей команды, организации или компании. Какие правила у вас для них? Вы, как руководитель, создали эти правила, вы их им раздали. Четко ли они их соблюдают? И знают ли вообще об их существовании?

Да, у некоторых фирм есть устав, но это немного другое. Мы сейчас говорим о вашем личном своде правил, непосредственно для вас и участников организации, и, в том числе, для ваших конкурентов. Я не имею ввиду, что вы должны прямо сейчас прописать все, утвердить и больше никогда не менять. Нет, вы просто составляете устав сначала для себя, а дальше наблюдаете, что будет происходить.

Итак, еще раз пройдемся по важным моментам. В первую очередь, это личность игрока, то, каким характером, способностями и суперспособностями вы его наделяете, какие у него есть возможности, сильные стороны и слабые черты. Подумайте, какие качества, которых еще нет, вы хотели бы иметь. Вы буквально создаете эту личность: как она выглядит, как себя ведет, ее манеру поведения, эмоции, то, как она проявляет себя на поле игры. Кто-то, возможно, захочет прописать то же самое и для семьи, и вы можете это сделать. Однако, в этой книге мы все же говорим про личность управленца.

Далее вы буквально создаете образ самого себя, этический свод своих правил, то, через что точно не переступите. Также прописываете цели для вашего игрока в этой организации, например: какая у него миссия в конечном итоге? Какова глобальная цель? Это необходимо, чтобы понимать, как долго ваш игрок будет находиться в этой организации. Может быть, вы захотите через пару-тройку лет зайти в абсолютно другую игру? Для этого вы как раз и ставите эти задачи перед собой.

Когда вы прописываете правила для других, то создаете поле: как оно будет выглядеть в вашей игре, как будут вести себя другие. Позаботившись об этом, вы можете переходить к другим важным моментам.

Важные мысли

1. Вспомните ощущения, когда играете в компьютерную игру и нельзя останавливаться ни на минуту. Если встанешь и начнешь смотреть по сторонам, то тебя быстро найдут и уничтожат. То же самое происходит и с бизнесменами, когда они управляют своей организацией или компанией. Именно поэтому важно уметь смотреть на свой бизнес, себя, свою жизнь со стороны, чтобы не быть «уничтоженным» в самом начале.

2. Первое, что необходимо сделать, когда вы решили вести бизнес по-другому — определить своего игрока, наделить его качествами и способностями. Так вы сможете играть как бы со стороны и управлять процессом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Белая книга руководителя. Игра, в которой вы победили предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я