Налоговый навигатор для собственника

Мария Викторовна Семенова

Налоговый навигатор для собственника – скорее справочник, чем книга. Он поможет тем, кто сам не налоговый юрист, но должен принимать стратегические решения, влекущие за собой серьезные налоговые последствия. Когда нужны такие налоговые лайфхаки? Прежде всего, если речь идет о подготовке бизнеса к продаже или привлечении стратегического инвестора, а также если нужно навести порядок в большом хозяйстве и выбрать надежного налогового консультанта в эпоху перемен в налоговом администрировании.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговый навигатор для собственника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Жизнь без налоговых проблем

2.1 Налоговая стратегия: нужен ли ветер парусам

Невнимание собственника к налоговой стратегии может привести к большим дополнительным расходам и упущенным возможностям. Когда и почему это происходит?

ЧТО ТАКОЕ НАЛОГОВАЯ СТРАТЕГИЯ

Налоговая стратегия — это набор целей на период в три-пять лет, определяющих основные направления работы компании (группы) в области налогообложения. Она направлена на управление налоговыми рисками путем использования имеющихся ресурсов и создания синергии в рамках группы.

Налоговая стратегия должна согласовываться с общей стратегией бизнеса и фокусироваться на увеличении его стоимости. Руководство компании принимает и последовательно претворяет в жизнь налоговую стратегию. Для этого ключевые положения стратегии и политику управления налоговыми рисками закрепляют документально и разъясняют их положения работникам, в обязанности которых входит исчисление и уплата налогов.

Собственник играет главную роль в определении налоговой стратегии компании. Именно собственник решает, быть или не быть бизнесу, какими окажутся новые пути его развития, с кем из игроков на рынке стоит объединить усилия и когда должны произойти такие изменения. При этом директора далеко не всегда знают о об этих долгосрочных планах, поэтому при приятии ключевых решений может выясниться, что бизнес к ним не готов.

Например, некоторые российские компании считают допустимым агрессивное налоговое планирование. Однако такой подход может стать причиной отказа от покупки бизнеса или сотрудничества со стороны стратегического зарубежного партера, уделяющего большое внимание репутационным рискам.

Чтобы избежать таких неприятных сюрпризов, собственники должны заранее ставить перед менеджментом стратегические цели в части соответствия налоговому законодательству.

ЗАЧЕМ НУЖНА НАЛОГОВАЯ СТРАТЕГИЯ

Налоговая стратегия может повысить эффективность компании, позволяя снизить не только налоговые расходы и административные издержки, но и налоговые риски1 за счет единообразного и выверенного подхода к расчету и уплате налогов. Иначе говоря, это выгодное вложение усилий, которое будет приносить плоды в долгосрочной перспективе.

Кроме этого, налоговая стратегия — важный инструмент сохранения стоимости бизнеса для оценки стратегическими партнерами и продажи. Например, для того чтобы на законных основаниях получить налоговые преимущества при продаже бизнеса, нужно заранее перейти к оптимальной структуре владения.

Собственники российских бизнесов традиционно полагают, что вопросы налогообложения — область исключительной компетенции главного бухгалтера. Однако изменения законодательства и правоприменительная практика последних лет свидетельствуют, что налоговый комплаенс вышел за рамки учетной функции. Более того, вопросы налоговой политики должны стать обязательным пунктом повестки совета директоров. Какие именно вопросы и почему?

Расширение «информационной воронки». Принимая сегодня решения о порядке налогообложения, налоговые комплаенс-специалисты должны полагаться не только на информацию, отраженную в первичных учетных документах и учетных регистрах, но и анализировать деловую цель, экономическую природу и юридическое оформление хозяйственных операций. Соответственно, они должны получать и анализировать информацию, которую собирают и обрабатывают не учетные работники, а специалисты, отвечающие в компании за стратегическое планирование, проектное финансирование, капитальные вложения, закупки и продажи. Что стало причиной расширения «информационной воронки» налогового комплаенса?

Во-первых, российские налогоплательщики столкнулись с принципиально новым подходом к налоговому контролю со стороны налоговых органов. Последние больше не ограничиваются анализом первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а делают попытки понять специфику ведения бизнеса, проводят обзоры производственных и складских помещений, опрашивают работников налогоплательщика и его контрагентов. Это значит, что даже самый профессиональный и ответственный главный бухгалтер не может в одиночку справиться, например, с такой важной задачей, как защита права компании на налоговые вычеты при приобретении товаров, работ и услуг, поскольку не владеет полной информацией о деталях хозяйственных операций. Именно работники операционных подразделений компании могут пояснить деловую цель и экономическую обоснованность хозяйственных операций, критерии выбора поставщиков и подрядчиков. Кстати, на допрос в налоговую инспекцию очень часто вызывают не только главного бухгалтера и генерального директора компании, но и работников отдела закупок.

Во-вторых, повышение качества налогового контроля увеличило уровень налоговых рисков, связанных с неполным отражением хозяйственных операций в налоговом учете. Например, неотраженными часто остаются «неденежные» операции между компаниями группы, такие как предоставление активов (оборудования, транспортных средств) одними компаниями группы другим компаниям группы без оплаты. Главный бухгалтер не в состоянии самостоятельно (без документов и помощи работников операционных подразделений) выявить такую операцию и учесть ее налоговые последствия. А вот налоговый орган, проводящий обзор всех производственных помещений компаний группы и опросы их работников, вполне может выявить факты безвозмездной передачи активов и доначислить налоги в отношении таких неотраженных операций.

В-третьих, деофшоризационное законодательство сильно изменило правила игры в отношении трансграничных сделок: появились новые требования к экономическому присутствию иностранных компаний в зарубежных юрисдикциях, а также к срокам владения активами и наличию фактического права на доход для получения налоговых преимуществ. Налоговые органы успешно оспорили привычные схемы безналоговой продажи акций (долей) российских компаний на уровне зарубежных холдингов, созданных непосредственно перед сделкой по продаже таких акций (долей). Перед налогоплательщиками возник выбор: либо отказаться от работы с иностранными структурами, утратившими былую налоговую эффективность, либо подстраиваться под новые требования, создавая экономическое присутствие в иностранных юрисдикциях и заранее планируя трансграничные сделки. А планирование налоговых платежей по трансграничным сделкам невозможно без информации о стратегии развития бизнеса, в том числе о планируемых сделках слияния-поглощения и источниках их финансирования.

И наконец, все большее значение приобретает репутация компании как добросовестного налогоплательщика, ее способность выстроить прозрачные и конструктивные отношения с налоговыми органами и региональными властями. Речь идет о привлекательности компании для стратегических партнеров, инвесторов, клиентов и работников. В долгосрочной перспективе налоговая политика должна идти рука об руку с PR и GR-стратегиями компании, и работники, определяющие налоговую политику, должны эффективно трудиться вместе с теми, кто ответственен за связи с общественностью и государственными органами.

Играем на опережение. Эти новые вызовы сделали неэффективным планирование налоговых последствий задним числом — адаптируя работу главного бухгалтера или налогового менеджера компании к уже принятым к исполнению бизнес-решениям. Налоговая команда должна сегодня играть на опережение: участвовать в выработке ключевых бизнес-решений, способов осуществления и источников финансирования инвестиций, заранее готовить бизнес к сделкам слияния-поглощения. Как обеспечить такой подход?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговый навигатор для собственника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

В данном случае под налоговым риском понимается не только возможность дополнительного начисления налогов, пеней за их несвоевременную уплату и штрафов, но и недостижение целей налоговой стратегии группы (например, отказ от агрессивной налоговой политики, недопущение просрочки уплаты налогов в бюджет и т.п.).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я