Музей неживых фигур

Марина Серова, 2018

Поначалу частный детектив Татьяна Иванова думала, что задание ей досталось пустяковое: подумаешь, проследить за неверной женой и сделать компрометирующие ее фото. Но чем больше Иванова занималась слежкой за художницей Светланой Куприяновой, тем больше понимала – в этом деле не все так просто. Действительно ли Светлану и ее преподавателя в художественной академии связывают близкие отношения или это только ширма? А дальше произошло то, чего никто не мог ожидать…

Оглавление

Из серии: Частный детектив Татьяна Иванова

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Музей неживых фигур предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

К вечеру накрапывавший дождик превратился в сильный ливень, обильно поливающий асфальт дорог и барабанящий по крышам домов. Небо заволокла плотная свинцовая завеса, без малейших признаков просвета. Я была рада, что вызвала такси к кофейне «Ундина». Несмотря на то что машина довезла меня прямо до дома, я умудрилась промокнуть в считаные минуты, пока добегала до подъезда. Ни в какой продуктовый магазин желания идти не было — решила на худой конец заказать пиццу на дом, в холодильнике у меня вроде осталась вчерашняя картошка с курицей, доедать которую не было ни малейшего желания. Я порадовалась про себя, что не нужно выходить за сигаретами — всегда слежу за тем, чтобы дома оставалась пара пачек про запас.

Укутавшись в теплый домашний свитер, я включила чайник и посмотрела на кухонные часы. Семь вечера, для кофе, конечно, поздновато, придется довольствоваться зеленым чаем. Я открыла экран ноутбука и вошла в Интернет. Пожалуй, посмотрю, что представляет собой этот самый «Институт благородных девиц», как я его окрестила про себя. Так, как он там зовется… Ага, Тарасовский институт декоративно-прикладного искусства и народного творчества, надо же, они и сайт успели сделать! Что там про правила приема?.. Допускаются люди любого возраста после сдачи вступительных экзаменов и обязательного собеседования. Я ткнула мышкой в значок «Факультеты». Всего в училище насчитывается шесть отделений: самое главное — «Иконопись и лаковая миниатюра», далее — «Ювелирное искусство», «Косторезное искусство», «Художественная вышивка», «Художественное кружевоплетение» и «Декоративная роспись тканей», по-другому, «Батик». Я отметила про себя, что вступительные экзамены для поступающих на отделение иконописи отличаются от других факультетов: будущие иконописцы должны рисовать гипсовый слепок головы какого-то Антиноя или Сократа и выполнить живописный натюрморт с геометрическим телом. Остальные абитуриенты рисуют нечто под странным названием «гипсовая розетка» и пишут натюрморт из бытовых предметов. Мне стало интересно, и я нашла образцы вступительных работ. «Розетка» оказалась гипсовым барельефом, изображающим цветок с восемью лепестками или лист клевера. Как выглядит Сократ, я себе примерно представляла: на рисунке был изображен старенький лысый дед с кудрявой бородой и шишкой на голове. Антиной, напротив, оказался женоподобным юношей с пухлыми губками и длинным прямым носом, с кудрявой шевелюрой. Постановки для живописи у иконописцев были намного сложнее, чем для остальных абитуриентов. Мало того, предметов больше — на картинке соседствовали металлический чайник, коричневый кувшин с букетом сухостоя, маленькая керамическая чашка, гипсовый конус и пара яблок, так еще и обилие разных тканей, я бы такое точно в жизни не изобразила. Остальным натюрморты давали попроще — из предметов быта: один чайник или что-то в этом роде плюс разнообразные фрукты. Ну и тряпок поменьше — максимум три однотонные ткани, преимущественно в одной цветовой гамме. Хотя что касается меня, с рисованием я даже в школе не дружила, обычно задания по изо либо игнорировала, либо просила сделать за меня кого-нибудь из подруг.

На сайте давалась краткая информация про каждый факультет художественного заведения. Например, про иконопись говорилось, что выпускники пишут по завершении обучения икону по образцу и выполняют роспись шкатулки в заданной технике. На «художественной вышивке» обучают разнообразным методикам исконно-русского рукоделия, а итоговая работа заключается в разработке композиции из цветочных мотивов и выполнении ее в материале. Нечто подобное значилось и на факультете художественного кружевоплетения и росписи тканей. Ювелиры по металлу и кости должны также выполнить какую-то композицию и сделать ее из камня или вырезать из кости. Чем-то напоминает работу скульптора, решила я про себя. Больше ничего интересного для себя я не нашла и вернулась к корневой странице.

Большую часть заголовков я даже не стала открывать — меня абсолютно не интересуют образовательные стандарты, плата за проживание в студенческом общежитии (даже такое есть!) или сводка последних новостей. А вот надпись «Руководство и педагогический состав» посмотреть полезно. Как я поняла из открывшегося списка преподавателей, фамилия Романа Александровича — Кузнецов, он является куратором группы «Иконопись и лаковая миниатюра», а заодно и преподавателем живописи и мастерства. Надо же, оказывается, любимый учитель Светланы — личность известная, мало того, заслуженный преподаватель, так еще и участник международных выставок, руководитель росписи одного из московских храмов. Фотографии с вернисажей, личная информация: сорок два года, женат. На фотографиях — вокруг него все время разные молодые девичьи лица. Ага, вот то, что мне нужно, — ссылка, где говорится, что Кузнецов — преподаватель курсов масляной живописи на платной основе. Я щелкнула мышкой, открылась страничка, на которой значилось: «С 20 сентября начинаются курсы масляной живописи, на которых желающие смогут освоить технику и приемы написания этюдов масляными красками. Запись по телефону…»

Я старательно скопировала номер в пустой текстовый документ. Для удобства я всегда завожу себе папку, куда заношу нужную мне информацию относительно выполняемого мною дела. Туда же записываю имена и фамилии подозреваемых, а также лиц, задействованных в расследовании. Иногда, если не лень или не могу разобраться в деталях и уликах, пишу свои собственные мысли или схемы — все-таки легче докопаться до истины, когда все детали запротоколированы на бумаге или в текстовом файле компьютера. После раскрытия преступления папка неизменно отправляется в мусорную корзину — теперь я не вижу смысла, зачем хранить все эти сведения и захламлять компьютер.

Я еще раз посмотрела на часы. Чайник давно закипел и выключился, я даже не услышала, полностью погруженная в изучение сайта института Светланы. Почти восемь вечера, наверно, уже поздно звонить в художественное заведение. Все-таки я на всякий случай набрала номер, но после пятого гудка нажала на кнопку отбоя. Ладно, так и быть — позвоню завтра утром, надеюсь, часов в девять секретарь мне ответит…

Куприянов вроде говорил, что институт — закрытое заведение с контрольно-пропускной системой. Свою задачу я видела в первую очередь в том, чтобы проставить «жучки» везде, где занимается Светлана, а для этого мне нужно как-то проникнуть в это художественное училище. Если секретарь скажет, что можно прийти и поговорить с деканами факультетов, скажем, собираюсь на следующий год поступить учиться, но еще не определилась с нужным мне отделением, то моя работа здорово упростится. Заодно узнаю, где проводятся вечерние курсы по живописи, и установлю там скрытую камеру, в моем распоряжении имеется и такое чудо техники. Другой вопрос, если Кузнецов назначает Светлане свидания у себя в мастерской — ведь у любого художника должна быть какая-то квартира или помещение, предназначенное для творчества. Из фильмов про художников, которые я когда-то смотрела, помню, что у себя в мастерской представители богемы творят что хотят — и «травкой» балуются, и с натурщицами развлекаются. Мое воображение тут же подсунуло мне живописную картинку: Светлана старательно водит кисточкой по холсту, а Кузнецов интимно похлопывает ее по плечику, заодно предлагая бокал игристого и намекая, что неплохо бы переместиться передохнуть вон на ту кровать с красными шелковыми драпировками… Да, вот компромат так компромат, ничего не скажешь! Ладно, фантазии фантазиями, а мне нужны факты и доказательства…

Бесцветный женский голос, лишенный и намека на эмоциональность, сухо поздоровался со мной и поинтересовался о цели моего звонка. Какая пунктуальность — секретарь «Института благородных девиц» в девять утра на посту, без всяких опозданий. Я придала тону вежливую неуверенность и произнесла:

— Я очень хочу учиться в вашем художественном заведении, но у вас столько интересных факультетов! Я хотела бы узнать о них поподробнее и познакомиться с преподавателями.

— Подача документов с 15 июня по 15 июля, вступительные экзамены начинаются с 20 июля. Собеседование — по окончании экзаменов, — проинформировала меня трубка.

— Но я хотела бы пораньше все узнать, мне же готовиться надо! — жалобно заныла я. — Я хочу учиться на отделении иконописи и лаковой миниатюры, но также мне нравится роспись ткани. Экзамены у вас разные, так как мне быть?

— На сайте института размещена вся информация о наших факультетах, — так же бесстрастно заявила пуленепробиваемая секретарь. — Если у вас есть доступ к Интернету, зайдите на сайт.

— Я заходила, — заявила я. — Но там ничего не понятно. Мне нужно поговорить с преподавателями.

— Сейчас это невозможно, — отрезала женщина. — Приходите на День открытых дверей 23 апреля, там вам все расскажут.

— Но мне нужно сейчас! — настойчиво проговорила я. — Или курсы какие у вас есть?

— На сайте все написано, — тон секретаря изменился, видимо, ей надоела назойливая собеседница. Опасаясь, что она повесит трубку, я затараторила:

— Да, я видела курсы масляной живописи, вы про них? На них-то хоть можно записаться?

— Вы читали про оплату? — Я обрадовалась, что наш разговор худо-бедно продолжился.

— Да, конечно, когда можно оплатить? — ухватилась я за фразу секретаря как за спасительную соломинку. Про себя же подумала, куда я лезу! Какие мне курсы живописи, если я круг-то нарисовать без циркуля не смогу! Но секретарю этого знать необязательно — на сайте же сказано, что учиться могут все желающие, читаю между строк — «были бы деньги».

— На сайте указана цена для студентов института, — сообщила мне секретарь. — Для абитуриентов стоимость другая, семьсот рублей в час. Курсы длятся два месяца, для желающих продлеваются. Два месяца стоят двадцать две тысячи рублей, это выгоднее, чем платить за каждый урок.

Я присвистнула про себя. Ну у них и цены! Ладно, придется сообщить Куприянову, что мне требуется дополнительная плата на непредвиденные расходы, раз для того, чтобы попасть в художественное заведение Светланы, нужно посещать курсы. Но платить за два месяца я не собираюсь — к чему такая бездумная трата денег, если все нужные доказательства я добуду за пару-тройку дней?

— Я хочу заниматься, но сначала попробую платить за отдельные уроки, — заявила я. — У меня график работы непредсказуемый, вдруг заплачу, а в нужный день не попаду на занятие. Можно так?

— Да, можете, — подтвердила секретарь. — Занятия проходят по понедельникам и четвергам. Вы можете оплатить занятие наличными или картой, если платите наличными — во вторник бухгалтерия работает с девяти до пяти.

— Тогда лучше оплачу картой, — заявила я. — Сегодня как раз понедельник, можно мне прийти?

— Назовите вашу фамилию имя и отчество, — потребовала моя собеседница.

Я продиктовала свое настоящее имя — не вижу смысла его скрывать, Татьян Ивановых в одном только Тарасове несколько человек найдется, — а после уже я записала номер карты, на которую следует перевести деньги.

— Занятие начинается в семь вечера, — сообщила секретарь. — На контрольном пункте предоставите ваш паспорт, можно ксерокопию, после оплаты урока ваши имя и фамилия будут занесены в базу. Скажете, что на курсы к Кузнецову Роману Александровичу. Если продолжите заниматься, обязательно берите с собой документы, без них вас не пропустят. Всего доброго. — И, не дожидаясь, пока я отвечу на прощание, безэмоциональная дама повесила трубку.

Я положила мобильник на стол и задумалась. Да, курсы живописи — это что-то странное для меня. Туда бы Ленку-француженку — она и про картины что угодно наболтает, да и кисточкой помалевать, думаю, не против будет. Ладно, схожу на занятие — раз плачу деньги, значит, могу требовать, чтоб из меня сделали Леонардо да Винчи, даже если я рисованием не занимаюсь. Прослежу за Светланой, добуду компромат и спокойно помашу ручкой Кузнецову: простите великодушно, живопись — не мое призвание, пожалуй, займусь музыкой или хореографией…

В Институт декоративно-прикладного искусства и народного творчества я явилась на час раньше назначенного времени с расчетом, что за этот час я успею пройтись по аудиториям и установить «жучки». Художественное училище располагалось недалеко от музея, где мы с Ленкой бродили днем ранее, но если б я не знала точного адреса, то с трудом бы нашла учебное заведение. Хоть оно занимает пять этажей, сразу его заметить трудно, нужно зайти в незаметную арку и обогнуть жилой дом, только тогда заметна скромная вывеска. Неброское здание, никаких намеков, что здесь учатся одаренные художники и труженики народного ремесла. Сколько раз я бродила по близлежащим улицам, даже не предполагая, что в нашем Тарасове существует подобный институт.

Дождь, начавшийся накануне, закончился лишь к полудню, и сейчас на асфальте то тут, то там сверкали свежие лужицы. Деревья почти сбросили свое нарядное осеннее одеяние, и только стройный клен, освященный одиноким фонарем, радовал глаз ярко-красными узорчатыми листочками. Всего шесть вечера, а уже темнеет, подумала я про себя. Скоро промозглый октябрь сменится унылым ноябрем, наступят первые безрадостные холода…

Я с заметным усилием открыла тяжелую входную дверь и вошла в вестибюль. Прямо у входа за столом сидела полная женщина лет пятидесяти, по виду явно недружелюбная и сердитая. При виде меня она воззрилась на мою персону с видом стервятника, готового накинуться на падаль.

— Вы куда? — строго гаркнула она на меня. — Пропуск!

— Я на курсы. — Я вытащила из кармана паспорт и протянула документ злобной тетке. — Иванова Татьяна, я оплатила за урок…

Вахтерша даже не взглянула на удостоверение моей личности и грубо обрубила:

— Занятия в семь. Ждите на улице.

— Я к Роману Александровичу Кузнецову! — заявила я с негодованием. — Мне вообще-то сказали не опаздывать, я поэтому и пришла раньше!

Могла бы быть и повежливее, про себя подумала я. Люди вон какие деньги за обучение отваливают, а их встречает какой-то цербер в юбке! Если б я была абитуриенткой или действительно хотела бы учиться живописи, без слов бы развернулась и больше сюда не заглядывала! Увы, мне во что бы то ни стало нужно проникнуть в это малоприятное заведение, и ради этого придется терпеть наглость и грубость персонала. А может, эта тетка — неудавшаяся художница, этакий непризнанный талант, который срывает свою злость на всех подряд?..

— Для всех правило одно, раньше и позже времени приходить нельзя, — настаивала на своем вахтерша. — Ждите на улице.

— Там холодно! — возмутилась я. — Не лето уже, что вы людей пустить погреться не можете? Я вам что, картины тут стащить собираюсь? Если не верите, что оплатила, так позвоните секретарю, по базе пробейте, в конце концов! И вообще я вам не школьница, чтобы так со мной разговаривать, я буду жаловаться руководству!

Тетка открыла было рот, чтобы что-то сказать, но не успела: пока мы с ней препирались, в коридор вышла женщина в строгом деловом костюме, с худым, каким-то острым лицом, которое делали еще более угловатым очки в прямоугольной коричневой оправе. Женщина посмотрела на меня и официальным тоном спросила вахтершу, что здесь происходит.

— Я на курсы, — поспешила вставить я свои «пять копеек» — Деньги на карту перевела, как секретарь сказала, а меня пускать не хотят. Как будто я просто так с улицы зашла!

— Вы утром звонили, так? — нахмурила брови угловатая женщина, как я поняла, секретарь. — Напомните вашу фамилию.

— Иванова, — тут же ответила я. — Татьяна Иванова, паспорт вот.

Секретарь быстро взглянула на документ, а потом кивнула вахтерше:

— Пропустите, это к Роману Александровичу, — а потом обратилась уже ко мне: — На занятия в следующий раз приходите в восемнадцать пятьдесят, не раньше, иначе вам придется ждать на улице.

Я заверила ее, что впредь не буду нарушать порядки, и секретарь указала мне на лавочку под стендами с образовательными положениями.

— Подождите здесь, — велела она мне. — Без десяти семь поднимайтесь на пятый этаж, в пятьсот вторую аудиторию. Вы с собой взяли какие-нибудь художественные принадлежности?

— Нет, — растерялась я. — Мне ничего не говорили, я не принесла…

— Роман Александрович вам расскажет, какие холсты и краски необходимы для занятий, — спокойно сказала секретарь. — Запишите все, и на следующий урок принесете что требуется. Первый урок — эскизы, краски и холст вам сегодня не понадобятся.

Сказав это, секретарь без всяких «до свидания» повернулась ко мне спиной и прошла к двери напротив пропускной системы. Я прочитала вывеску — «кабинет секретаря». Похоже, у этой дамы правило такое — не прощаться с людьми и вообще воздерживаться от всяких вежливых слов…

Я тоскливо села на лавочку, стараясь, чтобы тетка-вахтерша меня не видела, и огляделась. Белые стены, никаких картин или предметов декора. Напротив лавочки — зеркало, в котором отражалась противоположная стена целиком. Я посмотрела на свою унылую фигуру в бордовом плаще и решила, что сейчас я больше всего напоминаю меланхоличную художницу или поэтессу, чье настроение созвучно осенней погоде. В коридоре было тихо, никто из учащихся не ходил, и я решила, что сейчас как раз идет пятая или шестая пара. На всякий случай я незаметно прикрепила одну прослушку под низ лавочки — раз уж здесь нахожусь, почему бы не воспользоваться моментом. Очень скоро мне надоело сидеть без дела, и я решила попытать удачу и исследовать доступную мне часть училища. Я прислушалась — тетка не подавала никаких звуков, может, читает себе спокойно какую-нибудь книжку или журнал по кулинарии, или чем она там интересуется, помимо запугивания людей. Хорошо, что мои кроссовки при движении не издают шума — я встала и тихо прокралась в сторону от вестибюля, где, как я предполагала, должна находиться лестница на верхние этажи.

Я остановилась возле белой двери и, надеясь про себя, что она предательски не выдаст меня скрипом, тихо толкнула ее. К счастью, дверь отворилась бесшумно, явив моему взору лестницу наверх и вниз, может, в гардероб. Спущусь потом, решила я про себя и, тихо затворив за собой дверь, бесшумно прокралась наверх.

На втором этаже было почти так же тихо, как и в коридоре, только из-за приоткрытой двери первой аудитории доносилось мерное постукивание. Я хотела было подойти к кабинету и заглянуть внутрь, но вовремя услышала шаги, доносившиеся из мастерской. Похоже, кто-то намеревается выйти в коридор, если этим некто окажется преподаватель, мою исследовательскую деятельность придется прекратить. Я быстро шмыгнула обратно на лестницу и поспешила подняться этажом выше.

В коридоре третьего этажа никаких странных звуков я не услышала. Практически все двери, мимо которых я проходила, были заперты. Наверно, здесь пары уже закончились, решила я про себя. Зато на стенах я увидела несколько больших полотен. Сомневаюсь, что их можно назвать картинами — скорее странными орнаментами, некоторые из которых изображали стилизованные растения, некоторые — разнообразные геометрические фигуры разных цветов. Я подошла к первому полотну, которое на самом деле оказалось натянутой на жесткую основу бумагой, и прочла название: «Дипломная работа студентки отделения «Художественная вышивка» Карповой Е. С. Мотив цветы и птицы».

Остальные работы тоже принадлежали учащимся факультета художественной вышивки. Наверно, для каждого отделения отведен свой этаж, решила я. На втором могли заниматься какие-нибудь резчики по кости или каменотесы. Но это явно не иконописцы, я не думаю, что художники так громко стучат кисточками по дереву или металлу…

Коридор плавно заворачивал налево, и я увидела в его углублении открытую дверь. Похоже, я ошиблась — у кого-то еще идут занятия. В углу стояли две высокие деревянные стойки, на которых лежали деревянные палки, соединенные в форме квадрата. На палки была натянута белая ткань — наверно, чья-то работа, поняла я. Мне стало любопытно посмотреть, как выглядит образец по художественной вышивке, и я беззвучно прокралась к стойкам.

В правом верхнем углу натянутой ткани я увидела небольшой квадрат со стороной в двадцать сантиметров, не больше. Внутри он был разделен на маленькие белые квадратики с тонкими перегородками, а по диагоналям тянулись узорчатые нити. В каждом углу находился небольшой цветок с шестью лепестками, а по периметру квадрат заполняли геометрические узоры. Чем-то это все напоминало кружевной узор, но никак не вышивку. В моем представлении, вышивают крестиком какую-нибудь картину — пейзаж или натюрморт — по специальной цветной схеме. Ленка-француженка, находясь в декрете, всерьез увлекалась подобным занятием и какое-то время постоянно корпела над пяльцами, вроде ее это успокаивало. Я ее искренне не понимала — по-моему, тут свихнуться можно, а не успокоиться. То нитки запутаются, то в крестиках ошибешься, тем более быстро картину не вышьешь, то есть мгновенного результата не дождешься. Лично у меня ни за что терпения не хватит сотворить хотя бы маленький узорчик. Хотя готовая вышивка, не могу поспорить, смотрится потрясающе — на первый взгляд не отличишь от нарисованной картины.

Я решила, что квадрат на ткани, скорее всего, попал сюда с кафедры кружевоплетения, и, вдоволь насмотревшись на работу, заглянула в приоткрытую щелку кабинета. Единственное, что я смогла разглядеть — это девушку напротив двери, сосредоточенно продевающую иглу в натянутую на квадратную рамку ткань. Девице на вид было лет семнадцать, я видела лишь ее голову с забранными наверх в неаккуратный пучок волосами и верхнюю часть голубой кофты. Ее правая рука двигалась с легкостью и быстротой, вышивальщица была полностью погружена в свою работу. Наверно, если б я вошла в аудиторию, девушка вряд ли бы даже голову подняла в мою сторону.

Вдоволь насмотревшись на работницу-«белошвейку», я отошла в сторону лестницы, намереваясь подняться этажом выше. Но только я ступила на следующую ступеньку, как внезапно услышала шум открывающихся дверей и топот ног нескольких человек. Взглянув на мобильник, я поняла, что пара закончилась — часы показывали без пятнадцати семь. По всей видимости, студенты спустятся по лестнице вниз — те, кто закончил занятия, пройдут за вещами, а оставшиеся заниматься наверняка посетят столовую, если таковая имеется в училище. А где еще им обедать и ужинать? Сомневаюсь, что с этой жуткой пропускной системой кто-то осмеливается покидать стены учебного заведения. Разве что во время большой перемены — обычно во всех университетах и институтах обеденный перерыв длится минут тридцать-сорок. И кстати, интересно, неужели среди учащихся никто не курит? А если курильщики имеются, как к их перекурам относится тетка-цербер на входе?..

Про себя я вздохнула: мне придется в течение последующих двух часов воздержаться от курения, провоцировать вахтершу я не собиралась. Ладно, смешаюсь с толпой студентов и узнаю, где у них хотя бы столовая и гардероб…

На лестничную площадку вышли пять девушек с третьего этажа, по всей видимости, из той аудитории, где работала девица с пучком. Среди студенток я сразу узнала ее по прическе и голубой кофточке. Девушки не обратили на меня никакого внимания и, негромко переговариваясь, направились вниз по лестнице. Я последовала за ними, стараясь держаться на некотором отдалении, чтобы не смущать вышивальщиц своим присутствием.

Четверо из компании повернули по коридору первого этажа к пропускному пункту, а одна девчонка, стройная и красивая барышня лет пятнадцати, спустилась ниже на один этаж. Как я и догадалась, внизу располагалась столовая. Дверь помещения была открыта, и я прошла вслед за девицей внутрь.

Взглянув снова на часы в телефоне, я отметила про себя, что до начала занятия остается десять минут — как раз хватит времени выпить чашку чего-нибудь горячего и перекусить. Я подошла к столу и оглядела имеющийся в буфете ассортимент. Полки с едой выглядели весьма скудно — то ли все съели студенты, то ли кормить тружеников искусства здесь не любили. Мне совершенно не внушал доверия неведомый салат в маленькой стеклянной пиале и явно несвежая плюшка с неизвестной начинкой. Компот покупать тоже не хотелось. Может, чай или кофе у них имеется, в меню написан только прейскурант на хлебобулочные изделия и салаты. Я пробежала глазами список блюд — видимо, загадочный салат именуется винегретом, еще чисто теоретически продается «мимоза» и «крабовый». Вторые блюда на сегодня — макароны, супы даже в перечне отсутствуют. Из выпечки — рогалик с творогом и пирожки с картошкой и капустой. Надо же, есть и йогурт с ряженкой, может, затерялся где-то в холодильнике…

Я подошла к пункту выдачи продуктов и поздоровалась с высокой женщиной в светло-голубом халате. Та на мое приветствие не ответила — интересно, они всех работников подбирают таких неучтивых? — и коротко буркнула:

— Говорите, что вам.

— Какао, — брякнула я первое пришедшее в голову.

— Какао закончился, — объявила продавщица. — Все, что осталось, на витрине.

— Чай у вас есть? — поинтересовалась я.

— Черный, двадцать рублей, без сахара, — отрапортовала женщина. — Еще что?

— Шоколадку. — Я кивнула на дешевую плитку с надписью «арахис и фундук». Продавщица со стуком опустила на стол одноразовый стаканчик, швырнула рядом пакетик черного чая и махнула рукой в сторону:

— Кипяток там. Семьдесят рублей.

Грабеж средь бела дня, подумала я, отсчитывая мелочь. Бедные студенты, как на них здесь наживаются! Да в любом магазине то, что я заказала, стоит раза в два дешевле! И как только Светлана здесь учится? На ее месте я бы сразу ушла, взять хотя бы эту ужасную контрольно-пропускную систему с отвратительной вахтершей…

Я рассеянно взяла стакан и набрала горячей воды. Со стаканчиком в одной руке и шоколадкой в другой я отошла от стойки и огляделась вокруг. Столовая почти пустовала — занято было столика три, за одним сидели двое парней лет по восемнадцать, наверно, старшекурсники. Я сразу подумала, что они либо учатся на ювелирном, либо занимаются резьбой по кости. Что говорить, на художественной вышивке или кружевоплетении лицам мужского пола делать нечего. Ну или иконописцы — тоже вполне подходит.

Я направилась к столикам подальше от пункта выдачи блюд — не хотелось сидеть поблизости от недружелюбной продавщицы. Сперва хотела сесть за свободный столик, но внезапно мое внимание привлекли три студентки за дальним столом. Точнее, заинтересовала меня одна из них — женщина лет тридцати пяти — сорока, одетая в клетчатую рубашку с длинными рукавами и обычные синие джинсы. В ней я сразу узнала Светлану, жену Куприянова.

Радуясь про себя, что мне повезло и я могу познакомиться с женщиной в неформальной обстановке, я подошла к столику и вежливо поздоровалась, после чего спросила, можно ли присесть на свободный стул.

— Садитесь, конечно, — улыбнулась мне Света. Она показалась мне женщиной доброй и спокойной — весь ее облик излучал какую-то гармонию и теплоту. Про таких людей обычно говорят, что они не от мира сего — у меня создалось ощущение, что Светлана глубоко погружена в свои мысли и на окружающих людей не обращает особого внимания. Две другие девушки, наверно, ее одногруппницы, разговаривали о каком-то задании, обсуждая, где брать образцы нужной росписи. Светлана в основном молчала, но, когда к ней обращались с вопросом, отвечала с неизменной улыбкой, говорила тихо и мелодично. Она чистила большой оранжевый апельсин, аккуратно складывая кожурки в пустой одноразовый стаканчик. Закончив очищать спелый плод, она ровно разделила его на четыре части и угостила всех сотрапезниц, включая и меня. Я с благодарностью взяла несколько долек и развернула плитку шоколада, предложив девушкам угоститься. Девчонки тут же отломили себе по щедрому куску лакомства, Светлана же скромно взяла одну дольку, сопровождая свои действия неизменной улыбкой. Я подумала, что пора завязать знакомство, и представилась:

— Меня Таней зовут, а вас?

— Я Марина, а это Ксюша, — назвались Светланины сокурсницы. Женщина тоже назвала свое имя.

— Вы все на курсы масляной живописи? — поинтересовалась я. — Я сегодня на первое занятие пришла…

— Не, мы на самостоятельном мастерстве остаемся, — сказала Марина, невзрачная блондинка в сиреневом платье. — Дополнительно, потому что не успеваем.

— А вы? — спросила я Свету.

— Я на курсы, — подтвердила женщина. — К Роману Александровичу, он очень хороший преподаватель.

— Там сложно? — Я изобразила крайнюю озабоченность. — А то я никогда маслом не писала, вот хочу поступать в следующем году…

— О, вы не пожалеете, что записались на уроки! — Лицо Светланы словно просветлело, она говорила чуть ли не с придыханием в голосе. — Роман Александрович очень интересно преподает, к нему попасть на занятие — огромное счастье! Вам очень повезло, что курсы ведет именно он!

Я скептически хмыкнула про себя. Послушать Свету, так правда, согласишься с ее мужем, что Кузнецов для нее — царь и бог, чей авторитет не поддается никаким сомнением. Но я и виду не подала, что не разделяю мнения женщины касательно непогрешимости ее любимого преподавателя. Напротив, изобразив живой интерес, принялась расспрашивать Светлану о занятиях и о Романе Александровиче.

— Я читала на сайте, что он — выдающийся художник, — вспомнила я. — Участник выставок, наверно, гениальный человек!

— Абсолютно точно, — подтвердила женщина. — Он умеет все: и писать реалистичные вещи, и иконами занимается, портреты у него не хуже, чем у Серова! Видели бы вы его шедевры — он приносил шкатулку в технике миниатюрной росписи, это что-то потрясающее! Вдобавок ко всему Роман Александрович — одаренный учитель, что называется, от Бога. Он не только создает уникальные шедевры, но и может доступно объяснить и показать все ученикам!

— А на курсах много человек занимается? — поинтересовалась я.

— Нет, иногда я одна прихожу, — покачала головой Светлана. — Из нашей группы никто больше не записался, хотя девочки хотели. — Она кивнула в сторону Марины и Ксюши. — Но из-за большой нагрузки мы и учебные задания делать не успеваем, не говоря уже о дополнительных. Я и сама не знаю, когда все успеть — к завтрашнему дню надо делать композицию, наброски по рисунку и учить историю. После курсов домой пока доеду, уже поздний вечер будет, придется опять до ночи сидеть… Но мне очень нравится учиться, поэтому я не так сильно устаю, как остальные.

Света нагнулась к своей сумке и вытащила папку акварельных листов альбомного формата, открыла ее и достала карандашный рисунок. Я увидела красивый узор из цветов и лепестков с причудливо извивающимся стеблем и маленькими кружочками-тычинками возле каждого цветка.

— Этот орнамент надо выполнить по всему периметру листа, — пояснила Света. — Перерисовать несложно, но надо придумать переход с вертикальной плоскости на горизонтальную. Потому узор выполняется в цвете, а если окажется удачным, то его перенесу на большой формат.

— Да, сложно, — согласилась я с женщиной. — И долго его рисовать?

— Ой, я все делаю достаточно медленно, — сказала Светлана. — Часто стираю, линии ведь должны быть идеальными. Но знаете, сажусь за рисунок и даже не замечаю, как время пролетает. Это так успокаивает — я раньше в основном в технике реализма работала, так нынешние задания кажутся мне гораздо интереснее, чем в предыдущей художке. А вот наброски по рисунку надо делать реалистичные — людей рисовать, предметы быта, можно детали архитектуры. Рисунок Николай Федорович ведет, он строгий преподаватель, очень требовательный. В неделю надо сдавать не менее пятнадцати хороших набросков. Я, когда начала на пары ходить, приносила больше — штук по двадцать, но из всех них ему нравилось от силы два-три. Но это хорошо — лучше больше работать, так рука набивается, линии становятся прямее и увереннее. Теперь-то я поняла, какие требования у Николая Федоровича, и наброски, как он сказал, у меня стали лучше.

Я слушала Светлану и уже сомневалась в правоте подозрений Куприянова. Да, Кузнецова она обожает, но, похоже, учеба ее интересует куда больше, чем любовные похождения. Скорее всего, Света восхищается им как преподавателем, а не как мужчиной. И, судя по ее рассказу, курсы посещает с целью поскорее овладеть мастерством живописи.

— Ой, скоро же занятие начнется! — спохватилась вдруг Светлана, доедая свою дольку апельсина. — Нам на пятый этаж, вам ведь объяснили куда? Я сейчас уже пойду! — Она схватила свою сумку, оставив дольку моего шоколада на столе. Я вспомнила про свой уже остывший чай и отпила глоток из стакана. Забыла вытащить из чашки пакетик, чай оказался очень крепким и совершенно невкусным — сахара в столовой мне ведь не дали. Я оставила напиток на столе, захватила с собой булочку, остатки шоколадной плитки и направилась вслед за Светланой.

Мы одолели пять лестничных пролетов — верхние два оказались с высокими ступеньками, и даже я слегка запыхалась. Света, очевидно, давно привыкла к такой крутой лестнице и даже не остановилась перевести дыхание, сразу устремилась по коридору к нужной нам аудитории. Мы вошли в кабинет, Светлана сразу повесила сумку на высокий деревянный мольберт и подошла к стеллажам, на которых были неаккуратно сложены холсты для живописи.

Я огляделась. Все помещение было заставлено громоздкими на вид мольбертами, а по двум сторонам — направо и налево от входа — возвышались два стола, на которых стояли натюрморты. Первая постановка была выдержана в коричневато-багровых тонах: на темно-красной ткани (позже я узнала, что у художников тряпки зовутся драпировками) располагались коричневый кувшин, багрово-красная тарелка и чучело ворона, немного впереди от предметов небрежно брошенная кисть винограда и красно-желтое яблоко, смотревшееся на общем темном фоне ярким нелепым пятном. Другой натюрморт мне понравился больше — он казался насыщеннее и интереснее. Драпировки подобраны в холодной гамме — синие, зеленые и фиолетовые тона красиво сочетались друг с другом, а на фоне их красиво вырисовывались очертания чучела фазана. Натюрморт дополняли фрукты — опять виноград, яблоко, зеленоватая груша, чуть поодаль стоял белый фарфоровый чайник.

— Я пишу постановку с фазаном, — пояснила Света, которая устанавливала на мольберт большой холст, уже начатый красками. Я с интересом оглядела работу женщины. Что меня удивило больше всего, так это то, что ни один предмет натюрморта не был полностью выполнен в цвете — несколько широких мазков кисти показывали верхнюю часть синей драпировки, рядом — едва прописанная голубая, затем — зеленая ткань. У фазана были нарисованы лишь часть головы и туловища да несколько перьев цветного крыла. Виноград вообще походил на нечто неопределенное — никаких отдельных ягод, только несколько ярко-зеленых и оливковых мазков. Керамический чайник вообще Светлана не начинала — я увидела лишь обрисованный черным карандашом контур с прямой линией посередине и несколькими эллипсами внутри.

— Роман Александрович, скорее всего, скажет вам выполнить несколько набросков натюрмортов в разных ракурсах, — пояснила женщина. — Во всяком случае, так я начинала работу над постановкой. Но он скоро придет и сам вам все расскажет, вы пока можете достать карандаш и листы бумаги.

— Ой, а у меня ничего нет… — растерялась я. — Секретарь не сказала, что надо что-то приносить. Если б я знала, то взяла с собой все, что нужно…

— Не беспокойтесь, карандаш я вам дам, а листы можете взять из использованных палитр для акварели, а если не найдете — у меня есть в папке. Палитры вон в том углу. — Светлана кивнула в сторону стеллажей с холстами. Я подошла к полкам и оглядела их содержимое. На каких-то холстах были изображены натюрморты, большая работа — холст куда шире, чем у Светы, — начат портрет какой-то пожилой женщины в алом платке. Я опустила голову ниже и разглядела кипу бумаг, очевидно, это и были палитры под акварель. Порывшись в стопке, я извлекла пару более-менее чистых листов и подошла к ближнему стулу.

Внезапно дверь открылась, и в аудиторию вошел высокий худощавый мужчина лет сорока пяти, одетый в темно-синюю джинсовую куртку и потертые зеленоватые джинсы. Его шею закрывал черно-белый клетчатый шарф, а черные, слегка волнистые волосы небрежно падали на лоб. Лицо довольно приятное — карие глаза, прямой нос, острые скулы. При взгляде на него сразу можно догадаться, что это человек творческой профессии, который привык производить яркое впечатление на окружающих и эпатировать публику. Этакий Сальвадор Дали, только внешностью приятнее, но даже по его походке и манере держаться было видно, что это весьма нестандартный персонаж.

— Вечер добрый! — улыбнулся он самой обаятельной улыбкой, которую только мне доводилось видеть. — О, у меня сегодня новая ученица, что ж, добро пожаловать! — Кузнецов кивнул мне на стул напротив натюрморта с фазаном. Я послушно опустилась на табурет.

— Так, сначала я посмотрю, как продвигаются дела у Светы, а потом побеседуем с вами, — пояснил Роман Александрович. — Пока посидите, посмотрите на постановки, выберите ту, которая вам больше нравится.

Кузнецов подошел к Куприяновой и стал ей тихо объяснять, что дальше делать. Я тем временем молча наблюдала за этой парочкой. Что ж, преподаватель — мужчина весьма видный, он умеет вызывать у людей симпатию и наверняка пользуется успехом у женщин. Кроме того, у него со Светланой небольшая разница в возрасте, вполне может статься, что Роману Александровичу надоели молоденькие глупые девчушки, которые, очевидно, без ума от него, а Света заинтересовала преподавателя своим умом и образованностью. Они подходят друг другу, это понятно: известный художник и выпускница Парижской школы искусств. Пользуясь моментом, когда на меня не обращают внимания, я подошла к натюрморту с фазаном и незаметно установила «жучок» за планшетом, с которого свисали драпировки. Постановку разберут не скоро, раз Светлана ее пишет, а как она сама говорила, работает она медленно. Я тоже выберу этот натюрморт и спокойно буду изображать длительную художественную деятельность, пока не закончу следить за Светой. Итак, класс для занятий масляной живописью теперь прослушивается, позже поставлю здесь скрытую камеру. Довольная собой, я возвратилась обратно на свое место и принялась ждать Кузнецова.

Роман Александрович вскоре подошел и ко мне, оставив Светлану работать самостоятельно. Я воззрилась на художника с видом внимательной и вдумчивой ученицы.

— Напомните мне, пожалуйста, ваше имя, — обратился ко мне Кузнецов. Я назвалась.

— Меня зовут Роман Александрович, как вы, вероятно, уже знаете, — сказал художник. — Прежде чем вы начнете работать с натюрмортом, я хотел бы немного узнать о вашем уровне. Вы уже рисовали раньше? Может, учились в художественном училище или школе?

— Нет, только на уроках рисования в обычной школе, — честно призналась я. — Я читала на сайте, что курсы может посещать любой желающий вне зависимости от уровня подготовки.

— Все верно, — подтвердил Кузнецов. — Какова ваша цель? Чему вы хотите научиться на моих курсах?

— Ну, маслом рисовать, естественно, — пожала я плечами. — Я собираюсь поступать в этот институт, вот решила подготовиться.

— Хорошо, — кивнул Роман Александрович. — Вы на какой факультет хотите поступать? На всех отделениях, кроме иконописи и лаковой миниатюры и ювелирного мастерства, пишут исключительно акварелью.

— Значит, на иконопись, — заявила я. — Мне больше нравятся масляные краски.

— Я вас понял, — спокойно проговорил преподаватель. — Но сразу хочу вас предупредить: выбранный вами факультет — самый сложный не только среди отделений данного художественного заведения, но и по сравнению с прочими художественными училищами. Если вы поступите сюда учиться, придется не просто много работать — вы не сможете заниматься ничем другим, кроме учебы. Вы, как я понимаю, где-то работаете? Судя по возрасту. Так вот, будьте готовы к тому, что вы не сможете при всем своем желании совмещать учебу и работу. Если на других факультетах некоторые студенты пробовали подрабатывать, все равно они долго не выдерживали и бросали либо подработку, либо учебу. На отделении иконописи не работает никто — у вас будет один выходной день, воскресенье, но он уйдет у вас на подготовку домашних заданий. Вам придется очень мало спать и очень много рисовать, едва ли не сутками напролет. Вы готовы к этому? Я вас не пугаю, просто хочу, чтоб вы ясно представляли себе особенности и специфику нашего учебного заведения.

— Вас послушать, так тут прямо каторга! — хмыкнула я. — Двенадцатичасовой рабочий день давно отменили!

— Об этом вы поговорите с учителем истории, — парировал Роман Александрович. — Я вас ни в коем случае не пугаю, если считаете, что я преувеличиваю, поговорите со Светланой, — он кивнул в сторону сосредоточенно смешивающей краски женщины, — она вам все расскажет в деталях. Света учится на первом курсе, в ее группе шесть человек. К третьему курсу в лучшем случае останется половина, а полностью завершат обучение только один, максимум два человека. Чтобы учиться на отделении иконописи, потребуется не только безоговорочная любовь к живописи и рисунку, но и железное здоровье и потрясающая работоспособность. Только обладая этими качествами, возможно доучиться до диплома. Не верьте тем, кто утверждает, что художник должен иметь талант к рисованию. Даже если человек — гений, он не станет великим, если не будет постоянно работать и совершенствоваться. Способности, одаренность — все это не более чем красивые слова. К примеру, известный всем Ван Гог считается великим живописцем не потому, что с рождения прекрасно рисовал — напротив, живописью он занимался лишь семь последних лет своей жизни. Этот человек работал не покладая рук, ни дня не проходило без бесконечных усилий и труда. Поэтому подумайте хорошенько, взвесьте все «за» и «против», решите, готовы ли вы пожертвовать работой, другими увлечениями, личной жизнью ради учебы на факультете иконописи и лаковой миниатюры.

— Вы меня несколько озадачили, — растерялась я. — Конечно, я подумаю. Но курсы-то мне посещать можно?

— Раз вы пришли сюда, то можно, — улыбнулся Роман Александрович. — Вы сказали, что собираетесь поступать в институт, а я вам вкратце рассказал о его специфике. Предлагаю вам следующее: пока первую работу вы напишете в стиле реализма, без всяких специфических приемов. Попробуете новый для себя материал — как я понимаю, масляными красками вы не работали, — познакомитесь с основами рисунка, построением сложных форм из более простых. Сейчас я вам объясню, что делать, и оставлю вас работать самостоятельно. У меня по понедельникам профильная пара, в четверг я занимаюсь исключительно с учащимися курсов. Я буду периодически приходить в аудиторию, если возникнут какие вопросы — зададите, я вам на все отвечу. В конце занятия продиктую вам список необходимых красок, готовый набор покупать не советую.

— Почему? — удивилась я. Перед первым занятием я специально зашла в магазин для художников — посмотреть хотя бы, как что называется и как выглядят разнообразные холсты и краски. Чтобы быть в теме, так сказать. — Мне советовали приобрести набор петербургских красок, девять тюбиков, — вспомнила я свой разговор с продавщицей. — Его все хвалят…

— Многие цвета в наборе вам вовсе не пригодятся, — пояснил Кузнецов. — Я не говорю о черной краске, которая в живописи практически не используется. К примеру, куда вы денете целый тюбик кадмия красного или безумного кобальта зеленого? Благо, в наборы не пихают нынче популярный фиолетовый цвет — мало того, его можно получить путем смешивания краплака с ультрамарином, так и вообще я всем советую избегать открытых красок. Живопись цветами из тюбиков смотрится аляписто и по-детски. Я учу своих студентов пользоваться сложными цветами, то есть полученными путем смешивания трех и более цветов. Из набора вы будете пользоваться только охрой светлой — не вздумайте купить охру золотистую, на худой конец подойдет охра желтая, — белилами, лучше если будут титановые, а не цинковые, ультрамарином и умброй. Опять-таки кобальт желтый лучше брать отдельно, зеленая краска из наборов не подойдет, точнее, можно обойтись и ею, но тогда вы будете долго и мучительно намешивать более-менее естественный оттенок. Пока ни в одном наборе я не встречал неаполитанскую телесную, необходимую для портретной живописи, кадмия красного темного или окиси хрома. Да успокойтесь, я продиктую вам названия нужных цветов!

У меня в голове и так все перемешалось — ну и названия, какие-то окиси, кадмии, умбры…Так и хотелось попросить его говорить по-человечески, сыплет себе терминами и строит из себя черт знает что…

— Да, по поводу холстов, — спохватился Кузнецов. — Для первой работы купите холст на картоне, а не на подрамнике. Это со студентов я требую более дорогие холсты на подрамниках, потому что для просмотра работу будет легче оформлять. Если захотите повесить ваш первый натюрморт на стенку, просто приобретете рамку или отнесете работу в багетную мастерскую. Когда будете учиться — если решитесь, конечно, — вам расскажут и о процессе изготовления холста, объяснят, как натягивать его на подрамник, научат делать проклейку и грунт. Пока не стоит забивать себе голову, зайдете в художественный магазин и приобретете холст на картоне, самый удобный размер — 40 на 50 сантиметров. Кисти нужны преимущественно щетина или синтетика, номера я вам продиктую… Так, теперь насчет сегодняшнего задания.

Роман Александрович взял у меня лист бумаги и начертил там два прямоугольника.

— Вот это — модель вашего холста, только в уменьшенном варианте, — пояснил он. — Перед вами — два натюрморта, с вороном и фазаном. Вам нужно сделать несколько эскизов каждой постановки с разных ракурсов. Необязательно сидеть на одном месте — походите по аудитории, попробуйте нарисовать натюрморт с ближнего или дальнего расстояния. Пока не выбирайте какую-то одну постановку — сделайте несколько эскизов одного и другого натюрморта. Старайтесь, чтоб в вашем формате умещались все предметы, начинать следует с плоскости стола — проведите горизонтальную линию и относительно нее размещайте все остальное. С заданием все ясно?

Я кивнула. В случае чего, стану доставать Светлану — мне ведь так и так надо разговорить ее, вдруг она о чем-нибудь ненароком проболтается…

— Минут через тридцать-сорок я зайду, — пообещал Кузнецов. — Если с эскизами все будет в порядке, займемся изучением правил построения предметов.

Уже подойдя к двери, он обратился к Светлане:

— Света, вы знаете, что делать, если какие вопросы возникнут, ждите меня, делайте то, что знаете.

Светлана молча кивнула, выражая свою готовность следовать инструкциям преподавателя. Роман Александрович вышел из аудитории, оставив нас вчетвером: меня, Светлану и два натюрморта.

Света, казалось, совсем позабыла о моем присутствии — она сосредоточенно что-то намешивала на своей палитре, постоянно выдавливала краски из наполовину пустых искореженных разноцветных тюбиков, наносила мазки кистью, растирала краску по холсту пальцем, что-то счищала лопаткой-мастихином, отходила от мольберта, придирчиво оглядывая свою работу, потом снова выдавливала нужные цвета… Мне было интересно просто наблюдать за тем, как она пишет, — по-моему, занятие довольно увлекательное, смотреть, как трудится другой человек. Выполнять задание Кузнецова я не собиралась — во-первых, я мало представляла себе, как вообще изображать все эти кувшины, решила, что начеркаю на бумажке несколько линий, потом сотру их — вроде пыталась, а ничего не вышло. Посмотрим, что будет делать Кузнецов с такой бездарной и бестолковой ученицей вроде меня. Заодно и погляжу, какой он на самом деле преподаватель. Либо станет объяснять все заново, либо рассердится и выгонит (что маловероятно), либо сядет и нарисует сам. Я слышала, что преподаватели в художественных заведениях иногда рисуют за своих учеников, если те совсем ничего не понимают.

Минут через двадцать Света, видимо, немного устала и отвела глаза от своего мольберта. Ее рассеянный взгляд наткнулся на мою персону, и я тут же старательно принялась чертить загогулины на своем листе. Похоже, Светлана совсем про меня забыла и только через пару минут обратилась ко мне с вопросом:

— Как у вас, получается? — В ее голосе слышалось живое участие.

Я расстроенно помотала головой.

— Ничего не выходит, — посетовала я. — Только и делаю, что стираю, какая-то ерунда, а не эскиз…

— Хотите, немного помогу? — Не дожидаясь, пока я отвечу, женщина подошла к моему табурету и оглядела мое творение, представляющее собой глубокомысленную композицию из косого прямоугольника и покосившегося овала.

— Это — кувшин? — догадалась Светлана. Я мотнула головой в знак согласия. На самом деле представления не имею, что я начертила, но раз художница видит в моем шедевре кувшин, то пусть будет кувшин.

— Надо начинать не с отдельных предметов, а со всей композиции в целом. — Светлана пододвинула табурет и взяла у меня чистый лист бумаги. Начертила прямоугольник и провела в нем горизонтальную линию.

— Это — линия стола, — принялась объяснять женщина. — Вот здесь — я ставлю вертикальную отметку — будет находиться кувшин, кругом я обозначаю тарелку, а ворон — это продолговатый овал и прямоугольник вверху. Это — самые большие предметы, после того, как мы их разместили в нашем формате, можно приступать к более мелким фруктам. Виноград я рисую не отдельными кружочками-ягодками, а целой массой. Если вы прищуритесь, то увидите, что кисть винограда по своей форме напоминает овал. Значит, я рисую овал, в стороне от него размещаю яблоко — обычный круг. Теперь при желании можно уточнить форму предметов. Кувшин состоит из простых геометрических форм — вытянутого прямоугольника и круга с донышком-трапецией. А уже потом можно из этих кругов и прямоугольников сделать настоящий кувшин! Тарелка — вообще круг, она расположена строго вертикально, поэтому здесь нет перспективного сокращения. Ворона тоже нетрудно нарисовать — у него круглая голова на практически прямоугольной шее и вытянутое тело. Никаких деталей вроде лапок и глаз с клювом на эскизе рисовать не нужно, ведь это даже не набросок, а разметка размещения предметов. Видите, как быстро готов первый эскиз!

— И правда, здорово… — восхитилась я. — Я так никогда не нарисую…

— Да ладно вам! — приободрила меня Света. — Все получится! У нас в группе есть две девушки, которые вообще нигде не учились, им, конечно, тяжело приходится, не знаю, может придется перейти на другой факультет. Конечно, иконопись — самое трудное отделение, даже на экзаменах постановки гораздо сложнее. Но если вы вдруг поступите к нам и что-то не получится, всегда можно перейти на роспись ткани или кружевоплетение. Туда поступают абсолютно все, с рисунком и живописью помогают преподаватели, а мастерству нетрудно научиться, главное — усидчивость. Но вы не думайте, что я принижаю остальные факультеты — например, я просто в восторге от работ на кафедре художественной вышивке, там такие вещи можно научиться делать, глаз не отвести.

— Я как-то больше миниатюрой хочу заниматься, — заявила я. — Мне нравится все, связанное с иконами. Вы ведь настоящие иконы пишете?

— О, до икон еще далеко! — улыбнулась Светлана. — Если вам интересно, я могу показать некоторые задания. Орнамент вы видели, вот первые работы, я их все фотографировала…

Женщина достала мобильный телефон — практически такой же модели, как у ее мужа, — и показала мне фотографию белого листа, на котором черной тушью были нарисованы контуры фигуры какого-то святого с бородой, правда, без лица и нимба.

— Это калька, — пояснила Светлана. — На первом уроке по мастерству нам давали несколько тонких листов, на которых изображены в графике Христос, Георгий Победоносец и Николай Чудотворец. Мы должны были через кальку тонкой кистью обвести очертания одежды, все складки, голову, руки и ноги. Лица и нимбы рисовать нельзя — кажется, Ксюша принесла кальки с лицами, так Роман Александрович отругал ее, сказал, что без особых знаний получается карикатура. Таких калек надо выполнить как можно больше — минимум по десять-пятнадцать штук.

Она показала мне следующий снимок.

— Это рисунок карандашом. — Я увидела нарисованный тонкими линиями подсвечник с тремя свечками и узорами. — Надо перерисовать с образца без линейки, чтобы все линии были как на заданном рисунке. Вот это работа с цветом, — на следующей фотографии был изображен геометрический орнамент темно-синего, приглушенно-зеленого и кирпично-красного цвета. — Надо перерисовать узор в большем формате, дорисовать его на длину альбомного листа, а потом подобрать гармоничную цветовую гамму. Вот этот образец в строгих оттенках, еще надо было сделать в радостных цветах и спокойной гамме.

— Да, сложно, — кивнула я головой. — Долго сидели над каждой работой?

— Очень, — кивнула Светлана. — Хоть я и училась в Париже на художника, не могу сказать, что мне учеба дается проще, чем остальным. Скорее всего, у меня другое отношение к каждому предмету. Некоторые девушки, поступившие после школы, толком не знают, чем они хотят заниматься, поэтому и к учебе относятся несерьезно. У нас, мало того, нельзя пропускать пары даже по болезни — надо посещать дополнительно «храм», чтобы заниматься мастерством в свободное время. Иначе ничего не получится.

— Храм? — удивилась я. — Вы в церкви, что ли, занимаетесь?

— Нет, — снова улыбнулась Света. — «Храм» — это наша аудитория, мастерская иконописцев. Там мы работаем с иконами. Кроме нас, в «храме» ни у кого нет занятий, другим студентам туда приходить не разрешают. Там же и диплом делают, мы иногда занимаемся вместе с ребятами со старших курсов. Дипломников у нас еще нет, художественное заведение сравнительно недавно открылось. Точнее, это филиал Санкт-Петербургской высшей школы народных искусств, в Тарасове наше художественное заведение сделано по уже имеющемуся образцу. Я давно хотела пойти туда учиться, когда жила в Питере, но из-за работы ничего не получалось. Зато когда переехали с мужем в Тарасов, все как-то само собой сложилось.

— Как замечательно, что ваш муж, Роман Александрович, тоже художник — воодушевленно сказала я, изображая клиническую идиотку. Ставила на эффект неожиданности: если между Светланой и Кузнецовым есть любовная связь, женщина как-то выдаст это — пускай даже мимикой или жестом. Но женщина только улыбнулась в ответ.

— Почему вы решили, что я замужем за Романом Александровичем? — поинтересовалась она. — Даже странно услышать такое предположение! Нет, мой муж совершенно не человек искусства, он управляющий кофейнями.

Жалко, прокол. Светланина улыбка могла означать что угодно — и «какая чушь несусветная», и «как вы догадались». Я попробовала зайти с другого бока.

— Просто как-то само в голову пришло, — пояснила я. — Вы художница, он художник, ну значит, муж и жена… Да, глупость сморозила, простите. А как выглядит этот «храм»? Можно посмотреть на него?

— Только когда поступите на наше отделение, — покачала головой женщина. — Даже в День открытых дверей «храм» закрыт, в остальные мастерские заходить можно, а в нашу — нет. Что поделаешь, таков устав института…

Ну это мы еще посмотрим, подумала я про себя. Чтобы частный детектив Татьяна Иванова спасовала перед каким-то закрытым «храмом» в стенах учебного заведения? Эх, дорогая моя Светлана Куприянова, ты даже представить себе не можешь, в какие запретные комнаты мне приходилось проникать за годы своей работы на поприще расследования преступлений! Взломать сейф, отпереть сложный хитроумный замок, проникнуть в неприступные катакомбы — да для меня это раз плюнуть! Пускай кто-то мастерски рисует натюрморты, а я могу распутать самое сложное дело, которое не по силам даже ребятам из полиции…

— Ладно, нельзя так нельзя, — изобразила я смирение. — А «храм» этот что, прямо в институте находится? На что он похож, там алтарь даже имеется?

— Нет никакого алтаря, — возразила Света. — «Храм» — это такая же мастерская, как и остальные, только больше по размеру. И не мольберты там, а столы, за которыми студенты выполняют задания. К сожалению, у меня нет фотографий, чтоб вам показать, раз так интересно.

— То есть называется эта аудитория «храмом» потому, что там работают иконописцы? — поняла я. — А где тогда мастерская лаковой миниатюры, ее-то можно посмотреть?

— Ну, специальной мастерской нет, мы же одно отделение, — пояснила Светлана. — В основном некоторые задания мы выполняем в соседней с «храмом» аудитории на пятом этаже, только там нет ничего особо интересного. Такие же планшеты с композицией, что и на этаже кружевоплетения или художественной вышивки, вот и все.

— Я бы хотела посмотреть орнаменты, — ухватилась я за возможность выведать, где расположен этот таинственный запретный «храм». — Мне важно знать специфику узоров, я тогда дома поищу что-нибудь подобное, покопирую.

— На занятии лучше не выходить из кабинета, — предупредила женщина. — Лучше приходите весной на День открытых дверей, там вроде будут какие-то мастер-классы по шкатулкам проходить. Интересно, должно быть.

— Да, я приду, конечно, — заверила я ее. — А кстати, когда я проходила мимо второго этажа, то слышала какие-то странные звуки, вроде какие-то удары по дереву. Это резьбой по кости занимались? Или ювелиры?

— На втором этаже аудитории рядом с лестницей отведены под художественное кружевоплетение. Наверно, вы их слышали — они же палочками специальными работают. А резчики по кости используют аппараты, наподобие стоматологических бормашин, они точно такие же звуки издают. Кстати, тоже весьма занятный факультет, из кости можно разные красивые вещи изготовить — шкатулки узорные, гребни для волос, украшения. Если придете на День открытых дверей, очень советую к ним зайти, может, какую вещицу для себя сделаете!

— Как все это интересно! — восхитилась я. — А роспись по ткани, у них как занятия проходят?

— Ну если вы представляете себе расписанные ткани, то это как раз и есть художественная роспись, — пояснила Светлана. — По-другому это — батик. В основном на первом курсе студенты разрисовывают платки специальными красками и контуром. Да вы наверняка видели шарфики, накидки, которые разрисованы каким-либо орнаментом. В Интернете можно много примеров найти. Кафедра батика на четвертом этаже, только надо подняться с третьего этажа, где художественная вышивка. По второй лестнице — профильные мастерские, а если подниматься, как мы, то можно попасть в аудитории общеобразовательных предметов и в кабинеты живописи и рисунка.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Частный детектив Татьяна Иванова

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Музей неживых фигур предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я