Глава 3
Париж. 15 сентября 1771 года. Половина десятого вечера.
У дома, в котором знаменитый скульптор доктор Куртиус держал выставку восковых фигур, изображающих представителей королевской фамилии, остановилась карета. Из нее вышел человек, закутанный в черный плащ. Он постучал в дверь и, ожидая ответа, проявлял нетерпение, заметное даже при тусклом свете фонарей.
Наконец незнакомцу открыли и поинтересовались причиной столь неожиданного визита. Человек в черном плаще пожелал видеть самого доктора Куртиуса.
Пришлось досточтимому мэтру спускаться вниз.
— Монсеньор Филипп Куртиус?
— Да, это я, — проговорил доктор, зябко кутаясь в домашний халат.
— Вы ищете натуру для своей скульптуры?
— Что именно вы имеете в виду? У меня обширные планы.
— «Спящую красавицу».
Скульптор пытливо взглянул в лицо нежданному гостю:
— Вы не ошиблись. Мне действительно хочется использовать для воплощения характера образ самой красивой женщины Франции.
— Имею честь предложить вам следовать за мной, вне всякого сомнения, вы не будете разочарованы.
— Как? — растерянно проговорил скульптор. — Прямо сейчас?
— Именно, — произнес человек в черном. — Захватите с собой все необходимое. И постарайтесь сделать это побыстрее. У меня неотложные дела.
— Но позвольте, столь поздний час…
— Поторопитесь. Если хотите, это приказ!
— Чей, позвольте узнать?
Вместо ответа незнакомец выпростал из-под плаща руку с печаткой, продемонстрировав знаки, принадлежавшие особе, имевшей большое влияние при дворе.
Доктор Куртиус пожал плечами и пошел собираться. Вскоре он вернулся, полностью одетый, в сопровождении девушки с простым неулыбчивым личиком, напоминающим образ ангела, пробужденного ото сна.
— Это моя ассистентка, Мари Страсбург, — пояснил скульптор. — Будет сопровождать меня и помогать в работе.
Человек не возражал.
Доктор сложил в небольшой ящик мисочки для приготовления раствора, пакет с сухим гипсом и другие необходимые материалы.
Все трое сели в экипаж, дожидавшийся их снаружи, и тронулись в путь.
— Куда мы едем? — спросил провожатого Куртиус.
Тот буркнул под нос что-то неопределенное. Доктор больше не предпринимал попыток задавать вопросы.
Мари тревожно выглядывала в окна экипажа, изредка бросая вопросительные взгляды на скульптора. Тот молчал.
Экипаж выехал из Парижа и отправился далее по юго-западной дороге.
— Эта дорога ведет в Версаль, — заметил доктор.
Человек в черном кивнул, не произнеся ни слова.
Королевский дворец в Версале был образцом гения французских строителей, художников и ювелиров, но также и образцом расточительства. Огромные средства тратились на содержание этого шедевра.
Филипп Куртиус не ошибся. Экипаж действительно доставил скульптора и его юную помощницу к королевскому дворцу, минуя Версальский сад.
— Прошу следовать за мной, — произнес незнакомец.
Путешественники оказались перед зданием в три этажа, размеры которого по длине казались бесконечными. Оно делало изгибы строгой геометрической фигуры. В спустившейся на землю темноте истинные очертания дворца едва угадывались. Затем ночные путники оказались в длинном холле с высоченными потолками, с которых почти до половины свисали огромных размеров люстры. Внутренность помещения ослепляла роскошью отделки и удивляла фантазией, с которой мастера трудились над убранством.
Юная Мари, задрав голову, с восхищением смотрела на великолепие дворцовых сводов, следуя за своим хозяином.
Открылась одна из боковых дверей, и доктор с помощницей очутились в небольшом зале. Вскоре навстречу скульптору вышел человек, при виде которого Куртиус ахнул.
— Монсеньор! — с благоговением произнес он. — Какой чести удостоен обыкновенный скульптор… лицезреть столь священную особу!
Это был герцог Ришелье, дворцовые интриги которого имели далеко идущие последствия для Франции.
— Доктор Филипп Куртиус, я хочу предложить вам сделать фигуру «Спящей красавицы» с женщины, которая избрана его величеством как красивейшая из смертных. Что за юная особа прибыла с вами?
Скульптор засуетился.
— Это моя помощница, Мари Страсбург. Она сирота, отец ее был солдатом. Увы, монсеньор, он погиб в бою. С тех пор я принимаю участие в судьбе этой девочки. Она, так сказать, моя ассистентка.
Ришелье не возражал.
— Прошу вас…
Герцог сделал знак скульптору следовать за ним, и вскоре все трое оказались в комнате довольно небольших размеров, где находилась молодая женщина на вид двадцати пяти — тридцати лет.
— Позвольте представить вам графиню Дюбарри. Мы хотели бы предложить вам именно с нее сделать образ «Спящей красавицы».
Доктор был разочарован. Он ожидал увидеть кого угодно, только не фаворитку Людовика XV.
Жанна Дюбарри была особой изящной, с тонкими руками и чуть пухленьким личиком, которое, вне всякого сомнения, украшали томные глаза, в которых могла поместиться вся вселенная. Тонкий, чуть удлиненный нос совсем не портил ее, виноградные губы и ямочка на подбородке дополняли образ любовницы короля. Зачесанные назад волосы, собранные в подобие свободной косы, открывали мраморный лоб. Корсаж не в силах был скрыть достоинства груди.
— Вы доктор Филипп Куртиус, содержатель Музея восковых фигур? — с улыбкой произнесла графиня Дюбарри, протягивая скульптору руку для поцелуя. — Я много слышала о вас. А кто это прелестное дитя? — спросила она, оглядывая Мари, закутанную в дорожный плащ с ног до головы и не успевшую распахнуться.
— Юная Мари Страсбург, моя ассистентка, — ответил доктор, не отводя глаз от графини. Он по достоинству оценил красоту фаворитки короля и уже погрузил свои мысли в работу, прикидывая, как с выгодой подать прелести этой женщины.
— Что вам нужно для работы? — спросил герцог Ришелье.
Скульптор ответил не сразу. Он был погружен в мысли.
— Нам нужна теплая вода, монсеньор, — ответила за него Мари.
— Ах да! — спохватился доктор. — Действительно, нам нужна вода для приготовления раствора.
Фаворитка короля Людовика с некоторым волнением поглядывала на то, как Куртиус с Мари готовят все необходимое.
— Скажите, доктор, — с вкрадчивостью кошки спросила графиня, — маска не повредит коже лица?
Мари с неприязнью взглянула на графиню.
— Не волнуйтесь, сударыня, — ответил скульптор, — очищающий лосьон приведет вашу прелестную кожу в порядок. Главное, чтобы сходство не пострадало.
Появился лакей, который принес кувшин с подогретой водой и поставил его на специально приготовленный столик. Доктор Куртиус взял ванночку, насыпал в нее специально отмеренное количество гипса и дал знак Мари, чтобы та добавила в него воды. Девушка начала осторожно вливать воду в ванночку, а доктор тщательно размешивал порошок керамической лопаткой.
Вскоре масса была наложена на лицо графини, для чего ей пришлось претерпеть некоторые неудобства. Через некоторое время гипс застыл и превратился в форму.
Графиня отправилась умываться с помощью служанки, которая принялась поливать ей из кувшинчика.
— Вам придется приехать ко мне в мастерскую, когда будет готова восковая маска, — предупредил фаворитку доктор Куртиус.
— Зачем? — с любопытством поинтересовалась графиня Дюбарри.
— Нам необходимо будет сделать небольшие уточнения, — пояснил скульптор. — Некоторые черты лица могут быть несколько искажены, мы должны это исправить.
— Когда же это будет?
— Хотя бы завтра, — ответил доктор.
Мари сделала знак Куртиусу.
— Мы можем не успеть, — сказала она. — День будет занят посетителями, лучше выбрать другое время.
— Верно, — согласился доктор, — пожалуй, полезнее всего выбрать послезавтра. После полудня. Вас это устроит, сударыня?
— Вполне, — ответила графиня Дюбарри. — Итак, послезавтра после полудня я буду у вас в мастерской.
— Если, конечно, вас это не затруднит… — Скульптор бросил опасливый взгляд на герцога, который к тому времени вернулся в комнату.
Тот неопределенно пожал плечами:
— Графиня вольна в своих прихотях, она может делать все, что пожелает. А это возьмите за труды.
Герцог протянул Куртиусу кошелек, напоминавший упитанного суслика, отчего доктор смутился.
— Простите, монсеньор, но мне неловко брать деньги. Образ графини послужит искусству, а оно…
Ришелье прервал страдания скульптора, изобразив на лице гримасу больного подагрой.
— Никогда не отказывайтесь от подношений. Гордость не так дорога, как золото. Без нее можно обойтись, а вот без денег…
Обратная дорога казалась не такой длинной. Доктор Куртиус рисовал в уме план постепенного воплощения образа «Спящей красавицы», а юная Мари раздумывала над тем, сколько нарядов имеет графиня Дюбарри и сколько раз на дню она их меняет.
Не доезжая до предместий Парижа, экипаж остановился. Скульптор выглянул в окошко и крикнул кучеру:
— В чем дело, милейший? Неожиданная поломка?
Вместо ответа он увидел пистолет, направленный ему прямо в грудь человеком в маске.
— Быстро кошелек!
Грабитель распахнул дверь и вытащил доктора из экипажа.
— Чего вы хотите? — возмущенно воскликнул скульптор.
— Золото! И как можно быстрее!
— Но я!..
Доктор беспомощно оглянулся и увидел, что второй грабитель держит под прицелом кучера.
Человек в маске движением карточного шулера вытащил кошелек герцога Ришелье из-за пояса доктора и втолкнул его внутрь кареты.
— Это что у вас?!
Грабитель запустил руку в дорожную сумку Мари. Девушка вскрикнула, больше от возмущения, чем от страха.
— Что это?! — зашипел он словно рассерженный гусак, вытаскивая слепок.
— Это гипс, — спокойно ответила Мари, — для вас он не имеет никакой ценности.
— А где деньги?!
— Единственные деньги, которыми мы обладаем, вы уже забрали, — едва сдерживая себя, произнес доктор Куртиус.
Черная маска выскочила наружу.
— Ни слова о том, что с вами произошло. Иначе — смерть!
И в этот момент кучер ударом кнута сбил маску с лица другого грабителя.
— Дьявол! — завопил тот, пытаясь прикрыть голову рукавом плаща.
Лошади понесли вперед, понукаемые кучером. Вслед карете прогремел выстрел, разорвавший ночную тишину.