Зачем «детям» деньги?

Марина Никонова

Вы довольны своими отношениями с деньгами? Или думаете, что это вовсе никакие не отношения?Самая главная мысль этой книги: чем раньше ребенок столкнется с миром финансов, тем легче он будет обращаться с деньгами во взрослой жизни.В детстве закладываются самые стойкие убеждения и установки, которые в дальнейшем будут определять финансовый успех или провал.Пример взрослых, разговоры о деньгах, семейные траты и накопления – всё это основа будущих отношений с деньгами.Так нужны ли детям деньги?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зачем «детям» деньги? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2.

Откуда наши мысли о деньгах?

Почему важно изучать тему денег именно в контексте общения с детьми?

Мы — родители — первые, кто влияет на формирование мировоззрения ребёнка. Если кто-то из вас прорабатывал тему денег, то наверняка вы сталкивались с тем, что ваши финансовые «затыки» происходят по причине — ваших убеждений. А именно установок.

А откуда они? Конечно, от наших родителей! В детстве вы слышали какие-то фразы, и именно они стали основой вашего отношения к деньгам.

Потом у вас появлялся свой опыт. И как следствие, вы имеете ту финансовую ситуацию, которую имеете.

Если пойти немного глубже, то с точки зрения психологии: наши отношения с финансами — это наши отношения с мамой и папой. Но такое понимание не каждый готов принять и понять. Мы затронем еще этот вопрос, а пока обсудим какова роль родителя для своего ребенка.

Если на наши убеждения повлияли наши родители, то если я сейчас сам родитель, значит, теперь я определяю: как мой ребенок будет относиться к деньгам. Насколько он будет финансово успешен зависит от того, что я ему говорю. И какую модель поведения закладываю. И наша с вами задача понять, что за мышление я формирую у своего ребенка в отношении денег.

И самая первая в этом составляющая — это убеждения и установки в отношении денег.

Вторая главная составляющая финансового мышления — это образ потока денег. А точнее, какой образ денег несут собой наши родители. Кто приносил деньги в дом, как они распределялись, кто покупал вещи ребенку, кто еду и т. д. и т. п.

Мы сейчас не говорим: что хорошо, а что плохо.

Наша задача на сегодня — определиться, а какая у моих детей точка «А»?

Давайте попробуем описать модель финансового поведения, которую вы закладываете в своей семье. Откуда деньги приходят? У кого деньги берет ребенок? Для продвинутых в психологии: вы можете тоже самое определить и в отношении себя: а у вас в детстве какие модели были перед глазами?

Не будем ходить вокруг, да около.

Сразу давайте выполним упражнение. Вы же завели блокнот, чтобы делать мои задания?

* * *

УПРАЖНЕНИЕ

Для анализа точки «А» ответьте на вопросы (рекомендую делать это письменно).

Если детей в вашей семье несколько, отвечайте на каждого ребенка в отдельности.

1 — возраст вашего ребенка?

2 — говорите ли вы со своим ребенком о деньгах?

3 — есть ли у ребенка свои деньги?

4 — знает ли ребенок о расходах / доходах семьи?

5 — делает ли ребенок самостоятельные покупки? Какие и каким образом?

6 — что вы хотите получить, прочитав эту книгу?

* * *

Как вы считаете: нужно ли изучать то, как разговаривать о деньгах с детьми?

Лично для меня — ответ очевиден.

Но давайте сперва поговорим о вас: кто из вас занимался «прокачкой» себя в отношении денег? Изучали хоть какие-то аспекты психологии финансов? Задавались вопросами: «а почему я зарабатываю столько, а не больше?», «откуда взялось мое умение обращаться с деньгами» и т. д. и т. п.

Если — да, то вы наверняка сталкивались с такими понятиями, как «финансовый потолок», «ограничивающие убеждения», «ограничивающие установки» и т. п. Получается, что в нашей психике есть некоторые механизмы, которые определяют то, сколько мы зарабатываем.

И если посмотреть на это с точки зрения психологии, понятно, что все, что есть в моей голове сейчас, оно откуда-то там взялось. И истоки всего — это наша семья, наше детство.

Пока мы были детьми, мы видели некоторые «картинки», слышали некоторые фразы. Картинки — это то как взаимодействовали наши родители между собой, как обращались с деньгами. Это поведение наших родителей, которое мы видели, даже не осознавая его суть. Просто смотрели и впитывали в себя. И глядя вот на это поведение, всего лишь на эту внешнюю картинку, у нас формировалось наше мировоззрение. Сюда же добавляется то, что мы слышали: обрывки фраз, некоторые слова, а может быть даже целые разговоры. Всё это дополняло наше сознание.

И вот таким образом и формировалось наше собственное умение обращаться с деньгами. То, что мы в итоге имеем во взрослой жизни — результат нашего детства.

Получается, что если я, как родитель, не задумываюсь о том, что и как говорить ребенку о деньгах, я всё равно на него влияю. Даже не понимая этого, я оказываю влияние на формирование денежных привычек своего ребенка.

Тогда зачем заморачиваться?

Зачем изучать эту тему?

Я ведь все равно оказываю на своего ребенка воздействие, потому что он считывает мои алгоритмы, мои механизмы обращения с деньгами. И просто потом, когда вырастет, будет их повторять. Может быть в какой-то худшей версии, может быть в какой-то лучшей версии. Это зависит еще и от личностных факторов и сознательности самого человека.

Если вы пробовали «прокачать» себя в отношении денег, вы понимаете, что здесь главное — принять решение. Решиться на то, что «нужно этот аспект прокачать», «нужно свои знания в этой сфере повысить», иначе вы не сможете изменить ни свои установки, ни свои привычные механизмы обращения с деньгами.

Получается, что родители — это те самые первые люди, которые формируют наше представление о том, как вообще этот мир с деньгами устроен. А значит, я как родитель, могу выбирать: как я буду на своего ребенка воздействовать.

Это воздействие будет неосознанным: оно будет само по себе и выльется в какой-то результат. Или я буду осознанно на этот процесс влиять?

То есть я могу понять свой алгоритм обращения с деньгами, могу его скорректировать и могу дальше его контролировать. Таким образом, я буду осознавать, что я говорю, сколько я говорю, включаю ли я ребенка в процессы взаимодействия с деньгами или не включаю. И это и будет моё понимание и моё влияние в этой сфере.

Поэтому, когда мы говорим о том, стоит ли изучать или не стоит изучать то, как говорить с детьми о деньгах — в любом случае влияние от вас на ребенка будет. И только вам решать — какое! Осознанное или нет.

Разберем некоторые психологические тонкости этого вопроса.

Первый психологически важный момент вы уже усвоили: родители — это первый источник информации о том, как вообще в этом мире взаимодействуют люди и деньги.

В этой книге вы встретите упражнения, которые будут касаться и ваших детей и вас самих в том числе. И если вы к этим упражнениям отнесетесь серьезно, и проработаете их вдумчиво, то вы не только научитесь навыкам и техникам общения с детьми о деньгах, но и прокачаете свои собственные убеждения и установки в этой сфере. Вот такой побочный эффект вас ждёт.

Опыт моей практики показал, что после прочтения моих книг, есть побочный эффект — развитие личности самих родителей, т.е. тех, кто читает мои книги. И на моем опыте — он всегда положительный. Вот поэтому я и заявляю, что работая над заданиями про детей, вы меняете и своё знание, а следовательно, меняются ваши убеждения и установки. Это неизбежно еще и потому, что мы с вами тоже родом из детства. У нас тоже есть родители. А все эти узы взаимосвязаны.

Помните, мы говорили, что наши родители нам что-то демонстрировали своим поведением. И неважно, я еще раз повторюсь, не важно — разговаривали они с вами о деньгах или нет. Итог всегда один: у нас есть некие представления, некие убеждения о деньгах, которые мы используем в нашей повседневной жизни. И именно они и приводят нас вот к тому результату, который у нас есть. К тому уровню жизни и благосостоянию, который у нас есть.

Поэтому первое, что нам нужно понимать — это тот факт, что мы сами выбираем: сознательно мы будем влиять на своего ребенка или нет.

Бессознательно этот процесс все равно происходит. Правда, он не гарантирует, что ребенок возьмет для себя только позитивное отношение к деньгам, только позитивные убеждения и установки.

Второй психологически важный момент.

Если брать взрослого человека, то его отношение к деньгам — это отражение его отношений с папой и мамой. Ваши взаимоотношения с родителями определяют ваши финансовые возможности. Первой фигурой в этом плане выступает мама. Она ключевая единица, хотя папа, здесь не менее важная фигура.

То есть получается, что то, как строятся мои отношения с родителями — в дальнейшем зеркально отразится на моих отношениях с деньгами.

Я бы даже здесь уточнила: не сами отношения (хорошие или плохие), а моё восприятие своих же собственных родителей будет определять наличие или отсутствие денег в будущем.

Вы замечали, что приход денег в вашу жизнь, их трата — это тоже «отношения»? Денег может не хватать или они могут плохо к вам «приходить» по причине того, например, что вы их боитесь. Да, вот такие «отношения» с деньгами могут быть в реальной жизни. И это аналогия отношений с родителями. Отношения позитивные или мы ненавидим друг друга? Есть в этих отношениях страх? Равнодушие? Радость? Моё финансовое благополучие зависит от качества моих взаимоотношений с родителями. Эти отношения напрямую определяют отношения с деньгами.

И этот второй важный аспект ещё раз показывает нам почему важно говорить с детьми о деньгах.

И это информация для «продвинутых». Так как осознать это сложно, а принять и исправить ещё сложнее. Кто хочет усилить у себя ещё вот эту составляющую: отношения с мамой и папой, то это лучше делать со специалистом. Но именно родительские отношения создают отношения с деньгами в будущем. И когда взрослые люди хотят свои финансовые темы прокачать, то грамотные психологи и глубокие специалисты, однозначно предложат проанализировать и проработать отношения с мамой и с папой. Без этого вы двигаться дальше не сможете.

Давайте затронем еще один аспект.

Он больше философский. Но он близок к нашей теме.

Мне кажется, он тоже отражает вопрос того, стоит ли вообще говорить с детьми о деньгах. В целом, глобально.

Ведь, если мы говорим о деньгах — мы этих денег хотим.

И вот это «желание денег» оно может восприниматься как что-то хорошее, но может и как нечто позорное. Я знаю таких людей, которые скажут, что «не в деньгах счастье». А кто-то может добавить: «да, не в деньгах, а в их количестве!». Кто прав?

Лично мне, известны примеры, когда люди обеспечены финансово, но они несчастны, по крайней мере, так себя ощущают. Их даже могут посещать суицидальные мысли. Но также я знаю и примеры, когда люди живут скромно, но они реально счастливы, и они довольны своей жизнью.

Конечно, вот такой прямой зависимости между количеством денег и состоянием счастья, удовлетворенностью жизнью — нет. Тут есть ещё и другие механизмы, которые добавляют свои коррективы. Быть в состоянии счастья, генерить это состояние, уметь его не просто создавать, но и поддерживать — это талант, который не зависит от количества денег.

Получается, что как при наличие большого количества денег — я могу быть несчастным. Так и при их полном отсутствии — я тоже могу быть очень несчастным. А есть люди, которые счастливы и с деньгами и без.

Так вот, я вам хочу сказать, что с точки зрения психологии:

говорить о деньгах не зазорно и не стыдно

Эти разговоры о количестве денег в вашем кошельке никак не принижают вашу нравственную и духовную составляющую личности. Я бы даже сказала, наоборот, если у вас есть какие-то проблемы с деньгами, и вы думаете только об этих финансовых проблемах, то ваш духовный рост, ваш личностный рост будет тормозиться. По сути: постоянно думая о деньгах, где и как их взять, заработать или что там ещё, вы не можете думать больше ни о чем другом. И в такой ситуации ни о каком личностном развитии речи не идёт.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зачем «детям» деньги? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я