Особенности «особенного» бизнеса

Марина Коноваленко

Итак, мой первый центр – это 40 квадратных метров с двумя помещениями: первое – кабинет, второе – ресепшн, зона ожидания и маленький санузел. Сама сделала ремонт, благо рисую я неплохо, на стенах появилась детская анимация и красивая вывеска «Мы открылись!» Так родился мой проект «Свой детский центр». Ночами печатала сама листовки, вечерами расклеивала их по району. Сама же была и администратором, и педагогом – и швец, и жнец…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности «особенного» бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дом, который построите Вы

Вы приняли решение об открытии коррекционного центра. Отлично! Я вас с этим поздравляю. Это отличное решение. С чего ж начать? Конечно, с поиска подходящего помещения. К этому вопросу надо подойти основательно. Скажу сразу, какую категорию даже смотреть не стоит — это подвальные помещения, цокольные и помещения выше третьего этажа.

На начальном этапе, возможно, вас будет одолевать чувство экономии. Это и понятно — столько затрат придётся понести на этапе открытия. Но именно на помещении экономить не стоит. Основной документ, который должен для вас стать настольной книгой — это СанПиН (Санитарные Правила и Нормы). Этот документ постоянно дополняется и обновляется, поэтому стоит держать руку на пульсе и следить за всеми изменениями.

Итак, по требованиям СанПиН помещение, где будет организована работа с детьми, подростками и молодежью, может быть как отдельностоящим, так и являться пристройкой к зданию. Важно учесть, что вблизи вашего коррекционного центра не должно быть никаких промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных учреждений. Через территории учреждений дополнительного образования не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации). Если в вашем центре будет несколько этажей, то на каждом этаже учреждения должны размещаться раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарных приборов должно быть из расчета: 1 унитаз на 20 девочек и 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 на 1 человека. Для сотрудников должен быть отдельный санузел.

Поверхности стен и полов должны быть гладкими, позволяющими проводить влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке. Используемые отделочные материалы, краски, лаки, используемые для внутренней отделки помещений, применяются только при наличии санитарно — эпидемиологического заключения.

Высота помещений для занятий различными видами деятельности принимается в соответствии с требованиями строительных норм и правил, утвержденных проектным заданием, но не должна быть менее 3,0 м.

При размещении учреждений дополнительного образования в приспособленных помещениях совместно с другими организациями, не имеющими отношения к данному учреждению, для детей необходимо обеспечить отдельный вход, гардероб, туалет.

Почему важно с самого открытия соблюсти данные требования? Это почти риторический вопрос. Вы планируете открыть центр и наполнить его детьми. Если с точки зрения бизнеса, а именно им мы с вами и занимаемся, наполненность детьми — это возможность увеличения прибыли. Собственно, для этого мы и открываем центр. Плюс важно изначально зарекомендовать положительную репутацию центра. Помните, что ваш главный клиент — это не дети, а их родители, которые, собственно, и платят за услуги центра. И от того, насколько вы будете предоставлять качественные и, самое главное, безопасные услуги, зависит прибыль.

Конечно, основные ваши оценщики — это родители, но есть ещё оценщики посерьёзнее — это проверяющие органы. Они могут к вам и не прийти, а могут и прийти, например, по жалобе или в результате какой — нибудь ситуации, которая произошла даже не в вашем центре. У нас любят рьяно начинать проверять деятельность учреждений, когда, извините, петух клюнул. Вспомните историю про «Хромую лошадь». После случившейся трагедии повально стали проверять подобные заведения. И, поверьте, многие закрылись, потому что не прошли те самые проверки.

Также может наступить момент, когда вам потребуется оформить лицензию, и здесь вам уже придётся точно все приводить в надлежащий вид. Вопрос о лицензировании мы обсудим в одной из глав.

Случай из практики

Однажды ко мне обратилась за консультацией коллега — руководитель развивающего центра с логопедическим уклоном. Она задавала чисто организационные вопросы: как правильно составить расписание, как платить сотрудникам и т. д. И вот в разговоре выяснилось, что ее центр размещается в цокольном помещении. Центр достаточно большой — почти 200, 6 кабинетов, выполнен качественный ремонт помещений, центр работал уже не первый год. На мой вопрос, почему же она выбрала цокольный этаж, коллега поделилась информацией, что она и знать не знала, что это цоколь — окна большие, пару ступенек вниз. Первая неприятная история случилось, когда прорвало трубу. Цоколь на то и цоколь, что там проходит много коммуникационных линий. Несколько кабинетов было затоплено, пострадало имущество, техника и ремонт. Вы скажете, что такое может случиться на любом этаже, если есть соседи сверху. Да, верно, от прорванных труб не застрахован никто. Вторая же неприятность случилась, когда коллега столкнулась с лицензированием своей деятельности. Пришлось менять место дислокации, повторно вкладываться в ремонт, переезд.

К сожалению, некоторые руководители, придумав отговорки типа «нам не нужна лицензия», открываются в цокольных или полуцокольных помещениях, как бы уходя от ответственности. Скажу сразу, что есть лицензия или нет, все равно соблюдение требований СанПиН никто не отменял. Я бы, будучи родительницей, никогда не повела своего ребёнка на занятия в подвал.

Так вот, зачем подвергать свой бизнес опасности в виде потопов, переездов, ненужных ремонтов, когда можно все правильно сделать уже на начальном этапе. Думается, что в выборе помещения вы должны руководствоваться именно тем, что это ваш дом. Хотели бы вы жить в подвале в плохо проветриваемом и плохо освещённом доме? Вряд ли. И открывая центр, представьте, что выбираете не место для работы, а место, куда вы будете приглашать своих друзей. Ваш центр — это лицо вашей деятельности. Пусть оно будет красивым, уютным и самое главное безопасным.

Количество кабинетов рассчитать не сложно. Мы планируем открывать центр комплексной помощи, исходя из этого: обязательно кабинет для логопеда и психолога, дефектолога, просторный кабинет для активных занятий, кабинет для аппаратных методик, кабинет директора (можно и обойтись без него), зона ресепшена. В моем центре 6 кабинетов и зона ожидания с ресепшеном. Этого количества вполне достаточно. Количество кабинетов зависит от поставленных целей.

«Жильцы» дома твоего

Дом построили, а кто же там будет «жить»? Жильцами я назвала специалистов. Коррекционная работа достаточно специфична. В поле один не воин. Так и на поле боя с любым нарушением — один специалист хорошо, но мало. Один специалист занимается речью (логопед), другой развитием высших психических функций (дефектолог), эмоциональным состоянием (психолог), общим физическим состоянием (инструктор ЛФК или АФК). Здесь перечислять можно почти бесконечно. Почему важно всех специалистов объединить под крышей одного дома? Во — первых, для достижения больших результатов. Ведь главная цель вашей работы — это результат. Когда специалисты с одним и тем же ребёнком работают сплоченно, обсуждают его развитие и совместно строят его коррекционный путь — результат не заставит себя ждать. Во — вторых, это удобно для клиента, когда он приходит в одно место и может посетить одновременно двух или более специалистов. В-третьих, мы все же занимаемся бизнесом, а это значит, что нам необходим доход. Увеличением линейки услуг мы увеличиваем шансы на более высокий доход.

В отличие от обычного развивающего центра коррекционный в основном нацелен на индивидуальные занятия. В этом есть свои минусы. Равно и как наличие одних «специалистов», а не «универсальных» педагогов.

Задача руководителя коррекционного центра не просто взять на работу дефектологов, психологов и логопедов, задача глобальней — построить команду, которая не только будет давать результат, но и приносить владельцу доход. Эта команда должна стать основой, фундаментом для шаткой системы коррекционного бизнеса.

В начале своего бизнес — пути я совершила кучу ошибок, которые мне стоили нервов и денег, но самое главное — это был горький, но опыт.

Случай из практики

Чтобы найти сотрудника, надо разместить объявление в интернете и вуаля — вот тебе работник. Так и я поступила. Очень скоро поступил звонок: «Здравствуйте. Я окончила такой — то институт, прошла стажировку у такого — то известного специалиста. Ищу работу». — «Приходите». Пришла, стала работать. Я изо всех сил рекламирую, какой у нас классный специалист появился и какой она ведёт крутой курс. Человек пришёл и принёс с собой только диплом. Ни пособий, ни ручки с карандашом — одним словом «ни — че — го». Методической базой пользовалось нашей, центра. Первый звоночек прозвучал, когда администратор увидела, как этот специалист из своей сумки достала наше пособие и начала рассказывать родителю, что они отрабатывали на занятии. «Хм, очень интересно», — подумала я. Но никаких действий не предприняла. Это, конечно, была моя ошибка.

Через пару месяцев этот специалист объявила мне, что я ей плачу мало и пойдёт — ка она займётся частной практикой. Ушла. Потом я не досчиталась нескольких пособий, а самое интересное, что эта дама решила, что можно своровать не только пособия, но и клиентов. Она втихушку брала телефоны родителей, с детьми которых она работала, под видом прислать видео с занятия. А потом, когда ушла, звонила им и предлагала продолжить с ней занятия на ее территории.

Вообще увод клиентов, которых так скрупулёзно собирает центр — это основная проблема. Человек, который имеет узкую специальность, считает, что «на дому» он заработает больше, особенно если не будет тратиться на рекламу и поиск клиентов, а просто придёт в такое место как центр и уведёт какое — то количество людей.

Ко мне часто обращаются коллеги — руководители коррекционных центров за консультацией. И почти каждый рассказывает одну и ту же историю о том, как и в их центре был увод клиентов. Но этого можно избежать или хотя бы минимизировать потери.

Вообще поиск сотрудников — это часть психологии. Мы не просто затыкаем дыру, а ищем себе человека, который встанет с тобой плечом к плечу. Это очень важно.

Откуда придут «жильцы»

Первый этап поиска сотрудников — это, конечно, размещение вакансии в сети интернет на различных ресурсах. Сейчас их множество. Какой из них работает лучше — сказать сложно.

В личных консультациях я выясняла, как коллеги — руководители искали сотрудников. Оказалось, что в городе N хорошо работает один ресурс, а в городе R тот же самый ресурс не даёт желаемых результатов, зато здорово срабатывает другой. Поэтому стоит разместить объявление сразу на нескольких сайтах по трудоустройству. В связи с тем, что искать «своих» специалистов приходится постоянно, стоит на своих интернет — платформах (сайте, Инстаграм — аккаунте, группе ВК) сделать отдельную страницу или вкладку, где постоянно будет висеть объявление о поиске сотрудников. Зачем, спросите Вы. Очень часто в частные коррекционные центры специалисты приходят, уже имея основное место. Поэтому два специалиста одной и той же профессии могут работать посменно. Центр не должен простаивать. Занятия должны вестись на протяжении всего дня. Плюс хорошо иметь больше одного сотрудника одной и той же направленности во время отсутствия одного из специалиста по причине болезни или отпуска. Должна быть взаимозаменяемость. Опять же, при увольнении одного работника второй может заместить другого. Так мы минимизируем факт целенаправленного увода клиента и ситуации, когда родители предпочитают по своей воле уйти за педагогом.

Что писать в объявлении о вакансии?

Объявление о вакансии — это первое соприкосновение с потенциальным сотрудником. Следует уже на начальном этапе указать ваши требования к соискателю. Конечно, эти требования не должны противоречить российскому законодательству. Мы не можем ущемлять чьи — то права. Так мы не можем опубликовать объявления о вакансии, содержащие ограничения по расе, полу, цвету кожи, национальности, языку, происхождению, семейному, социальному и должностному положению, возрасту, месту жительства, религиозных убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким — либо социальным группам, а также другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работников.

Поэтому следует очень серьезно подходить к размещению объявления о вакансии. Конечно, не стоит размещать и скучное объявление типа: требуется такой — то, график работы такой — то, зарплата такая — то. Важно показать, как здорово будет человеку, если он будет работать в вашей команде. Обязательно напишите про команду, обязательно укажите, что в вашем коллективе работают креативные, творческие люди. Попробуйте на листе бумаги описать, какого вы бы хотели сотрудника. Пишите все: и о его профессиональных качествах, о личных, о его внешнем виде, запахе (в конце концов), о его речи. Когда вы создадите этот образ на листе, вы сразу поймёте, кого бы вам хотелось в свою команду. Из этих качеств выберите основные и вставьте в объявление о вакансии. Этот образ сотрудника на листе вам ещё понадобится на этапе собеседования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности «особенного» бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я