Автор – профессиональный детский и семейный психолог, много лет консультирующий родителей, – пишет об основных психологических проблемах, возникающих у детей дошкольного возраста (от рождения до 6–7 лет). Описание каждой проблемы включает в себя анализ причин ее возникновения, типичных ошибочных действий родителей, неблагоприятных внешних условий, усугубляющих ситуацию, а также последствий ошибок и возможных способов преодоления проблем. Откуда берутся проблемы и к чему они могут привести? Какое родительское поведение провоцирует их возникновение? Чего не стоит делать родителям, чтобы не усугублять ситуацию? И главное: как преодолевать трудности и разрешать проблемы? Обо всем этом рассуждает автор книги. В конце каждой главы приводятся ответы на вопросы родителей по рассматриваемой теме. Книга адресована родителям.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Отучение от груди и от соски
Эта глава, посвященная отучению малыша от груди (после достижения им годовалого возраста), а также от разнообразных «вредных привычек», включая сосание соски, тесно связана по смыслу с предыдущей. Для того чтобы отучение происходило безболезненно для ребенка, надо хорошо представлять себе специфику его тесной психологической связи с матерью. Отучение малыша от привязанности к груди и различным ее «заменителям» типа соски пройдет спокойно и безболезненно, если при этом мама сохранит в сознании ребенка свою роль защитницы и утешительницы. Маме надо полностью отдавать себе отчет в том, что она играет в жизни ребенка роль гаранта его психологической и физической безопасности.
Разрушение этой связи вследствие ошибочных действий мамы может привести к серьезным психологическим проблемам у ребенка. В частности, вызвать такие вредные привычки, как сосание пальцев и различных предметов, онанизм, выдергивание волос, расчесывание себя до крови, тики, навязчивые движения, недержание мочи и кала и т. п. Здесь надо очень четко разделять причину и следствие. Когда контакт с мамой нарушен и базовые потребности ребенка не удовлетворены, отучить от вредных привычек невозможно, это вызовет еще больший стресс у ребенка, который он постарается снять доступными ему способами. Понятно, что все усилия родителей в этом случае пойдут прахом, а напряженность в отношениях с ребенком возрастет. Причиной, рождающей те или иные отклонения в поведении ребенка, будут его неудовлетворенные психологические потребности. И прежде чем ставить себе целью изменить что-то в его поведении, надо создать комфортные, благоприятные условия.
Речь уже шла о том, что отучение ребенка от груди — закономерный этап в его взрослении, в психологическом отделении от матери. А это означает, что и ребенок, и мама должны быть готовы к этому. Длительное (больше года) грудное вскармливание создает особую психологическую атмосферу близости между ними в момент кормления, которую и ребенок, и мама будут стремиться сохранить. Нередки случаи, когда мама, начав отучать ребенка от груди, сама же неосознанно препятствует его отказу от грудного вскармливания. И тогда процесс отучения грозит превратиться во взаимное мучение для мамы и ребенка.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других