Как правильно воспитывать ребёнка?

Марианна Ковалева, 2023

У вас родился ребенок – любимый, желанный, самый лучший в мире! Вы готовы сделать все, чтобы он вырос здоровым и счастливым человеком.Увы, одного желания и любви не всегда достаточно. В воспитании есть много больших и маленьких хитростей, которые облегчат жизнь родителей и сделают развитие малыша идеальным. Родителям необходимы педагогические знания, которые в полном объеме даст им этот учебник. Он поможет вам правильно воспитать ребенка. Опытный педагог-психолог даст полную информацию об особенностях общения с малышом, поведении в сложных ситуациях, практические советы, описания развивающих игр. Учебник поможет понять, что необходимо сделать для гармоничного развития здорового и счастливого малыша. Как научиться общаться с ним на понятном ему языке. Определить особенности вашего ребенка и подобрать правильные методы воспитания. Выяснить, какие ошибки в общении с малышом недопустимы и как их исправить. Узнать, какими способностями обладает ребенок и как помочь ему их развить.

Оглавление

Глава 6. Умение слышать

Одной из важнейших проблем детской психологии, о которой пойдет речь в данной главе, является общение в семье. Мы поговорим о том, как построить диалог с ребенком таким образом, чтобы он способствовал установлению доверительных отношений между родителями и ребенком и насколько огромную роль здесь играет умение слышать.

Ведь общение является не только необходимым фактором обучения и развития ребенка, но и своего рода условием сближения и сплочения семьи. И по принципам, на которых оно строится, можно многое сказать о микроклимате внутри отдельной семье.

Открытый и душевный разговор всегда становится неотъемлемой частью взаимоотношений, характеризуемых атмосферой понимания и единодушия. С помощью открытого диалога есть возможность разрешить множество противоречий, найти компромиссы.

Особую роль играет общение с ребенком: очень важно установить именно доверительные отношения с ним, чтобы он всегда мог поделиться всем с родителями. И не стоит забывать, что ребенок очень многое воспринимает со слов родителей, потому следует грамотно подходить к построению диалога с ним.

Путем разговора с ребенком можно многое определить в его психологическом состоянии: открыт он либо замкнут, энергичен и весел или подавлен, взволнован или же спокоен — и исходя из этого, строить психологически верный разговор.

С другой стороны, неправильный подход к построению общения ведет к тому, что как таковой диалог с ребенком может не получиться: дети иногда еще больше замыкаются в себе или же с их стороны может появиться нежелание вести разговор, агрессия, лицемерие и т.д.

Так в каких случаях общение в семье становится источником нахождением компромиссов и утверждением общих внутрисемейных интересов, а в каком неверная форма ведения разговора, недосказанность или отсутствие диалога приводит к противоположной ситуации? Всегда ли легко найти верную его схему, и вообще на чем она основана?

Давайте задумаемся, почему иногда случаются конфликты между родителями и детьми? Почему родителям порой нелегко найти общий язык с ребенком и кажется, что он нарочно не слушает и ведет себя плохо? Что зачастую является тому причиной и во что способны перерастать неразрешенные конфликты?

Ответ на первый вопрос, как правило, лежит на поверхности: в основном причины всех ссор в семье как то ни банально прозвучит — это непонимание, которое возникает вследствие неумения слушать друг друга. Давайте проанализируем: всегда ли мы понимаем наших детей?

Достаточно ли времени мы уделяем для общения с ними, выслушиваем ли мы своего ребенка, знаем ли о его внутреннем эмоционально-психологическом состоянии в те или иные моменты? А между тем, поняв это, мы сможем предупредить множество сложностей и противоречий во взаимоотношениях.

Откуда берется понимание и умение слышать

Ребенок постоянно нуждается в понимании и общении. Мы убеждаемся в этом уже с первых дней его жизни: так мы видим, что ребенку холодно, и укрываем его одеялом, ему вдруг стало душно, мы проветриваем помещение. В первые месяцы жизни он такой беспомощный и не умеет говорить, и лишь по звукам, плачу, улыбке родители понимают малыша.

Так и подрастая, детям не менее требуется понимание. Иногда же родители не пытаются понять ребенка лишь потому, что смотрят на вещи со своей стороны, иначе говоря, с позиции взрослых и не хотят взглянуть на проблему глазами детей. И стоит только это изменить, как многое становиться ясно, разрешаются противоречия и конфликты.

Малышу не всегда очевидно, почему взрослые так или иначе себя ведут. Некоторые их поступки кажутся ему и вовсе необъяснимыми. Очень важно услышать ребенка, ведь нередко не просто определить, что он имеет в виду, о чем-либо говоря.

Порой ему нелегко выразить мысли и эмоции, дети склонны жестикулировать, чтобы передать чувства, использовать фразы, которые требуют расшифровки. Бывает, что ребенок замкнут, скрытен, неуверен в себе или, наоборот, гиперактивен и импульсивен.

Он может вести себя плохо, упрямиться или не слушаться по разным причинам. Бывает, что ему не хватает внимания или чуткости, он чувствует себя непонятым или даже лишним в семье. В любом случае, в чем бы ни выражалось поведение ребенка, постарайтесь встать на его сторону и понять его, а уже потом применять те или иные воспитательные методы.

Ведь понимание это наиважнейшее условие гармоничного развития ребенка и залог его счастливого детства. Не имея понимания в семье очень сложно строить или налаживать отношения в ней.

Такая особенная детская речь.

А сейчас давайте поговорим об особенностях детской речи. Какие принципы нужно учитывать, когда мы строим разговор с ребенком? Что важного мы должны для себя открыть, чтобы научиться слышать детей? Прежде всего, как было упомянуто выше, речь ребенка часто имеет скрытый смысл и требует расшифровки.

У детей еще только формируются навыки речи и способность к построению грамотных предложений, а потому их фразы нуждаются в особом понимании. Бывает, что детям сложно выразить мысли словами и они пытаются эмоционально с помощью жестов передать смысл того о чем хотят сказать.

Разумеется, нужно развивать речь ребенка и обогащать ее. Но чем лучше вы будете понимать своего малыша, тем более гармоничными сложатся отношения в семье. Если же родители не стремятся понять ребенка, считая, что он еще слишком мал, то вряд ли придется рассчитывать на взаимопонимание в дальнейшем. Непонятые в семье дети, как правило, очень одиноки, они не чувствуют поддержки со стороны родителей и в дальнейшем не ощущают уверенности в себе, а также нередко имеют немало психологических проблем.

Потому главное правило, которым должны руководствоваться родители при разговоре с ребенком: нужно проявлять больше чуткости и пытаться услышать ребенка. Так, дети, задавая один вопрос, хотят при этом получить ответ на совершенно другой. Например, придя первый раз в детский сад, маленькая Даша увидела в песочнице игрушки: лопату и совок, и спрашивает маму: «А как зовут детей, которые забыли савок?»

На что мама ей ответила «Я не знаю, как их зовут, скоро ты сама с ними познакомишься». Таким образом, Даша получила ответ на свой скрытый вопрос, ведь ее вовсе не интересовали имена детей, которые здесь играли, ей было важно, что в данной песочнице можно играть детям, и теперь она с энтузиазмом пошла в детский сад.

Как мы видим, важно пытаться понять истинный смысл слов ребенка, а не прибегать к оценке лишь слов как возможности выразить мысли. Следует наблюдать за его выражением лица, мимикой, которые подчас очень красноречиво выражает детские эмоции.

Только прислушиваясь к ребенку, можно определить, что его на самом деле интересует, и ответить на его вопросы так, чтобы малыш чувствовал себя понятым. Ощущение, что ребенка понимают, позволяет ему расти жизнерадостным, пребывать в хорошем настроении и чувствовать себя счастливым. Потому понимание неимоверно важно для крепких и дружных семейных взаимоотношений.

Напротив, когда смысл слов ребенка родителями трактуется неверно, то малыш всячески пытается объяснить им, что на самом деле имеет в виду, обижается, что его не слышат, в результате с возрастом у него появляется глубокая внутренняя неудовлетворенность.

Несодержательные ответы

Бывает, что родители жалуются: на все мои вопросы ребенок отвечает так, что я не знаю, о чем его еще спрашивать. Разговоры с ним ни к чему не приводят, совместного диалога не получается, а порой, кажется, что он вообще меня не слушает.

Например, мама спрашивает сына:

— Ты задержался в школе?

— Да.

— А что вы там сегодня делали?

— Ничего, как всегда.

Или:

— Тебе понравилось в летнем лагере?

— Понравилось

— А что наиболее понравилось, как вы отдыхали?

— Все понравилось.

Следует сказать в данной ситуации о том, что детям свойственно порой отвечать на вопросы взрослых, ограничиваясь лишь парой слов. Дети не любят, когда им читают нотации и критикуют их поведение, разговоры родителей кажутся им слишком длинными и «поучающими», потому они нередко отвечают короткими фразами, избегая часовых монологов. Таким образом, дети любят родителей, но не выносят их нравоучительных бесед, такое вот противоречие.

Один мальчик заявляет маме: «Мама, почему ты так длинно говоришь, я задаю тебе вопрос, а ты так долго на него отвечаешь?»

Детям чрезвычайно требуется внимание родителей, но они избегают поучительных разговоров, и лишь когда родители хорошо понимают ребенка и разговаривают с ним на одном языке, то происходит наибольшее их сближение и ребенок подробно всем делится с родителями.

Главные составляющие умения слышать

Итак, мы видим, что гармоничные отношения внутри семьи не рождаются сами собой, они последовательно формируются, и главным образом родителями, поскольку именно они изначально выстраивают модель общения с ребенком и закладывают представление о ней.

От того, на какой основе будет строиться диалог, в дальнейшем будет зависеть успешность этих взаимоотношений или же их нестабильность. Мы видим, что залогом верно выстроенной схемы общения во многом является именно умение слышать ребенка, что предполагает не только готовность выслушивать его, но и понимать, оценивать внутреннее эмоционально-психологическое состояние, а также учитывать личные особенности.

Зная, например, характер и темперамент определенного ребенка, намного легче найти верный способ общения с ним. Ведь сколько бы ни было мнений и вариантов правильного педагогического метода воспитания, в каждом конкретном случае следует брать во внимание индивидуальные особенности детей. Таким образом, умение слышать ребенка и способность его понимать являются теми взаимозаменяемыми синонимами, которые так необходимы для установления гармоничных взаимоотношений в семье.

Так как достичь понимания детей, как научиться их слышать? Зачастую родители как никто знают своего ребенка и подсознательно чувствуют, что именно ему нужно в тот или иной момент. Однако понимание детей также не всегда возникает само собой. И чтобы его иметь, порой необходимо использование множества психологических приемов воспитания.

Так, умение слышать появляется лишь тогда, когда присутствует внимание к ребенку, его интересам, увлечениям и как уже было сказано, особенностям характера, а также настроению, чуткость к его чувствам и эмоциям.

А все вышеперечисленное во многом подразумевает умение принимать ребенка таким, какой он есть, и видеть его непосредственно таким, какой он есть. Без приукрашивания и родительской склонности идеализировать детей, но и без ложных недостатков.

Несомненно, родители могут корректировать определенные черты характера ребенка, ведь именно они участвуют в его формировании, но присущие ему некоторые психологические особенности являются неотъемлемой частью личности и непременно нуждаются в принятии.

Это прежде всего относится к темпераменту ребенка и его психоэмоциональным характеристикам. Таким образом, мы видим, что понимание достигается путем использования целого комплекса наиважнейших педагогических элементов воспитания. Если же все вышеперечисленные составляющие понимания в семье присутствуют, то ребенок, несомненно, растет и полноценно развивается, находясь в хорошем психологическом и эмоциональном состоянии.

Кроме того, существуют основные правила достижения гармонии общения в семье. Давайте ознакомимся с ними для того, чтобы более детально осветить сущность данного вопроса.

Недостаток общения

Прежде всего, следует в очередной раз напомнить мамам и папам о важности общения с ребенком и о том, как его недостаток нередко приводит к не лучшим изменениям в поведении детей и сказывается на их внутреннем самосознании.

Зачастую весь день мы проводим на работе, вечером занимаемся домашними делами или смотрим телевизор, а ребенок пытается отвлечь наше внимание и рассказать о чем-то, поделиться новыми впечатлениями. Ведь ему это очень важно, у детей существует естественная потребность общения с родителями.

«Не мешай мне» — порой отмахиваются родители. Или ограничиваются фразой: «Ты сделал уроки?», в лучшем случае «Как прошел день в школе?». Из-за недостатка общения ребенок постоянно чувствует нехватку родительского внимания, потому некоторые дети стараются любыми средствами это внимание к себе привлечь, начинают плохо учиться, хулиганить. И все для того, чтобы родители наконец уделили ему время, поговорили с ним.

Потому нередко причиной плохой успеваемости и нерадивости в школе может быть вовсе не замедленное развитие и даже не леность ребенка, а отсутствие внимания к нему со стороны родителей.

Некоторые же дети не столь демонстративны и переживают недостаток внимания родителей и нехватку общения с ними внутри себя. Но недосказанность, которая возникает ввиду отсутствия у родителей времени, не может не оставить последствий. Сначала ребенок обижается, что его не хотят брать в расчет, потом постепенно замыкается в себе. Такие дети редко бывают открытыми и общительными.

Уделяйте внимание интересам ребенка.

Кроме того, для установления доверительных отношений с ребенком, характеризуемых его желанием открыто рассказывать родителям о происходящих в его жизни событиях, немаловажно уделять внимание его интересам и увлечениям. Ведь чем более малыш будет его ощущать, тем лучший эмоциональный контакт будет устанавливаться между вами. К тому же проявление внимания к интересам ребенка увеличивает его веру в себя и свои возможности.

Жизнь детей наполнена ежедневными событиями: они познают мир и обучаются всему новому, и уже с раннего детства можно заметить склонность ребенка к тому или иному виду деятельности. Например, маленький Петр любит конструировать, Аня рисовать акварелью, а Андрей увлеченно собирает пазлы.

С возрастом же интересы детей проявляются более четко и осознанно, возникает определенная направленность в выборе предпочтительных занятий, ребенок стремится в чем-то найти себя. Бывает, что они формируются, исходя из ярко выраженных способностей и талантов ребенка, которые при правильном применении и развитии способствуют его будущей самореализации. Однако часто интересы ребенка с возрастом меняются. Важно проявлять внимание даже к переменчивым детским увлечениям.

Ребенку нужно поверить в себя, а если он не чувствует поддержки со стороны родителей, то сделать это ему крайне сложно. Между тем его деятельность и успехи в дальнейшем во многом будут зависеть от стремления и веры в себя. Дети нуждаются в похвале, одобрении, в положительной оценке родителями.

Если же родители не проявляют интереса к увлечениям и любимым занятиям ребенка, то и вера в свои возможности у него не будет формироваться в должной мере, к тому же он невольно начнет отдаляться от родителей. Причем это ничуть не менее касается детей дошкольного возраста, которые еще только начинают познавать мир — следует быть особо внимательными к их занятиям и стимулировать их познавательную деятельность.

Например, рассмотрим ситуацию, в которой родители совершают данную ошибку: пятилетний малыш недавно нарисовал рисунок, который спешит показать маме и папе. Немного погодя он собрал конструктор, и зовет родителей посмотреть, как быстро и правильно он это сделал.

Однако в обоих случаях родители не уделили немного своего времени и внимания на такой на их взгляд пустяк и сказали «хорошо, только не отвлекай меня сейчас». Ребенок обижается и недоумевает, ведь то, что он считает таким важным для него открытием, маме с папой почему то совсем не интересно.

Так, если родители не поддерживают детские занятия и увлечения ребенка, то это, прежде всего, скажется на его самооценке, ведь она формируется уже в раннем возрасте и ввиду отсутствия внимания родителей будет понижена.

Такому малышу будет трудно поверить в себя. Во взаимоотношениях же в дальнейшем может возникнуть ситуация, когда ребенку будет нелегко найти общие интересы с родителями. Ведь схема взаимоотношений во многом строится еще в детстве и на той основе, на которой она будет заложена в этот период, она станет развиваться в будущем.

Поэтому очень важно заложить отношения чуткости и внимания к ребенку именно с детства. Кроме того, в детском дошкольном возрасте особо важно всесторонне развивать ребенка, выражать одобрение и помогать ему в познавании мира.

Итак, мы сказали, что следует прислушиваться к интересам ребенка. То есть надо уделять предпочтение тому роду деятельности, который ему наиболее интересен. Если ребенок желает развиваться при помощи определенных занятий, не навязывайте ему в это время другие.

В случае же, когда родители считают, что в силу возраста дети не способны самостоятельно выбирать род занятий, а, потому, не обращая внимания на интересы ребенка, определяют ему иную деятельность, то рискуют тем самым вызвать у него бурный протест или же, наоборот, отчасти подавить его личность.

Родители могут создать этим условия, когда у него пропадают собственные интересы, он начинает жить по навязанной модели поведения, которая будет чужда его личным задаткам и наклонностям. Например: ребенок любит рисовать, а родители отдают его в музыкальную школу, или малыша интересует занятия баскетболом, а родители отдают его дополнительно заниматься в компьютерный класс.

Конечно, можно совмещать эти виды деятельности, если у ребенка при этом остается личное время, и он не слишком перегружен в школе, но важно, прежде всего, ориентироваться на формирование его целостной личности с индивидуальными особенностями, способной саморелизоваться и найти себя.

Но всегда ли легко понять, какой именно род занятий может наилучшим образом раскрыть способности ребенка? Ведь зачастую детям сложно определить любимый вид деятельности и на первых порах совсем непросто выявить способности ребенка. Поэтому родители могут смело отдавать его в разные кружки, чтобы он сам смог выбрать, что ему будет интересно.

Но вот когда ребенок открыто проявляет заинтересованность в каком-либо занятии, а родители, считая, что данное направление не принесет должных результатов или же является недостаточно серьезным, не обращают на интересы ребенка особого внимания и пренебрегают ими, то допускают тем самым существенную ошибку, не давая ему возможности самореализоваться и поверить в себя.

Так, если у ребенка есть дополнительные хобби: рисование, музыка, спортивные игры и др., с ними обязательно нужно считаться. Помогайте ребенку самовыражаться, ведь нежелание признавать увлечения ребенка не лучшим образом скажется и на микроклимате в семье. В любом случае важно показать, что интересы ребенка вам не безразличны, тогда он будет с живостью и увлечением рассказывать вам обо всем, видя в вас друга.

Интересуйтесь всеми происходящими в жизни ребенка событиями

Важным принципом построения гармоничных взаимоотношений в семье и как следствие, установления полноценного общения в ней, является участие родителей во всех сферах жизни ребенка. Это предполагает не только обучение его необходимым навыкам, правилам и нормам поведения — очень важно проявлять интерес к тому, что составляет окружающий мир ребенка, ведь только таким образом можно стать для него другом.

Некоторые родители убеждены, что существуют важные и значительные события в жизни ребенка — такие, как обучение в школе, адаптация в среде сверстников, на которые следует обращать особое внимание и интересоваться ими. Но при этом другие события его жизни (уже рассмотренные нами увлечения, способы проведения досуга, казалось бы, незначительные случаи, произошедшие с ним, которые, однако, могут оставить в памяти массу впечатлений) с точки зрения родителей не так уж значимы, а потому не воспринимается ими всерьез.

То есть непосредственно все, то, что ежедневно наполняет жизнь ребенка, помимо необходимых занятий и обучения установленным правилам, не берется в расчет взрослыми и не разделяется ими. А между тем это более обобщенная форма представленной выше ошибки воспитания и, разумеется, что ее последствия существенным образом сказываются как на общении в семье, так и на общем микроклимате.

Ведь жизнь детей наполнена не меньшими событиями, чем жизнь взрослого человека, а подчас и куда более яркими. Для ребенка все ново, он только открывает для себя мир и какие-то случаи, происходящие с ним, будь то новое знакомство, поход в кино, отдых на природе, вызывает у него множество эмоций.

Бывает, что произошедший с ребенком определенный случай очень повлияет на него и скажется на его мировоззрении, поведении, взглядах и убеждениях, а потому родителям важно быть в курсе всех событий жизни детей, ведь именно тогда они смогут понимать ребенка и его поступки. К тому же многое из того, что происходит именно в детские годы, оставляет свой отпечаток на характере и поведении в будущем.

Кроме того, психологи утверждают, что каждому человеку время от времени очень важно делится с кем-то своими эмоциями и впечатлениями, что дает им выход и позволяет не накапливаться внутри. Особенно же это касается детей. Поэтому родителям нужно всегда выслушивать ребенка, не разделяя события его жизни на значимые и не значимые.

Но здесь нужно учитывать то, что все дети различаются по характеру и психотипу: одни изначально открыты и общительны, другие, же наоборот, закрыты, более молчаливы и не всегда готовы впускать окружающих в свой внутренний мир.

Потому важно, прежде всего, установить доверительные отношения с ребенком, и ни в коем случае на него не давить, пытаясь добиться общительности, если она ему не свойственна.

Важно проявлять чуткость по отношению к ребенку. Именно она и создает предпосылки для появления у него доверия к родителям, а отнюдь не замкнутости. Ведь помимо врожденных особенностей, в установлении характера ребенка немалую роль играют приобретенные черты, и методы воспитания существенным образом сказываются на их формировании.

Так, одной из причин замкнутости и необщительности ребенка может являться как раз недостаток внимания родителей к событиям его жизни за рамками посещения школы и выполнения определенного круга обязательств.

Если родители предъявляют к ребенку немало требований, однако при этом не обращают внимания на какие-то способы его самовыражения, увлечения, попытки выстраивать взаимоотношения с окружающим миром, то ребенок в дальнейшем уже не станет рассказывать им обо всем, что происходит в его жизни.

А потому начнет замыкаться в себе, чувствовать себя непонятым и не очень значимым в семье. Слишком много правил могут вызывать у него протест, от избытка невысказанных переживаний он может ощущать эмоциональную подавленность.

Ведь ребенок эмоционально сближается с теми людьми, которые разделяют его увлечения, понимают и принимают их, кто проводит с ним досуг, общается и считается с его мнением, а не только устанавливает требования, запреты и правила.

Например, 8-ми летний Андрей, играя с мячиком и подбрасывая его, говорит отцу: «Папа посмотри, как хорошо я умею играть в мяч». На что отец отвечает: «Андрей ты уже вполне взрослый, тебе пора прекращать детские игры и сесть за уроки».

Сын пошел делать уроки впрочем, без особого энтузиазма, скорее чтобы «отвязаться» от отца. Между тем ребенок хочет видеть в родителях прежде всего друзей, которые будут не только использовать шаблонные наставления и читать нотации, но с которыми можно разделить увлечения, досуг, иметь общие интересы.

Так, в рассмотренном нами примере одним из более подходящих вариантов взаимоотношения с ребенком будет скорее проявление внимания к нему, что может выражаться в разном виде: даже если, по мнению родителей, ребенку следует заняться уроками, то лучше сказать об этом не в назидательной форме. Например: «У тебя хорошо получается играть в мяч, но сейчас тебе пора приступить к выполнению домашнего задания».

Или же можно поиграть вместе с ребенком в мяч. Ведь общая деятельность или совместно проведенный досуг являются факторами, сближающими ребенка и родителя. Разумеется, из этого вовсе не следует, что не нужно предъявлять к сыну или дочери определенные требования, использовать запреты, но важно осознавать, что отношения должны строиться отнюдь не на чтении нотаций, а на взаимном понимании.

Таким образом, именно непосредственное внимание к событиям жизни ребенка и участие во всем, что с ним происходит, необходимая поддержка и совет в нужный момент, но в то же время отнюдь не стремление все решать за детей и контролировать каждый их шаг, способствует установлению дружеских отношений между родителями и ребенком. И именно осознание того, что родителям интересен его собственный мир, и дает ему ощущение нужности и значимости в семье.

Основа понимания: будьте чуткими к чувствам и эмоциям ребенка

Одним из главных условий установления с ребенком доверительных отношений и эмоционального контакта является проявление чуткости к его чувствам и эмоциям. Знакомясь со своеобразным детским языком и особенностями речи малыша, мы увидели, насколько важно уделять внимание его эмоциям.

Ведь без этого невозможно понимание ребенка. Непонятым же детям и детям, душевным состоянием которых не интересуются родители, психологически намного сложнее формироваться, у них создается внутренняя напряженность, гораздо чаще случаются стрессы, нередко возникает состояние подавленности, одиночества в собственной семье. Все это создает далеко не самый благоприятный эмоциональный фон. Напротив, понимание ребенка во многом обеспечивает ему необходимые и наиболее благополучные условия для развития и способствует возникновению эмоциональной поддержки со стороны семьи, что очень важно.

Внимание к чувствам ребенка во многом способствует верному выстраиванию диалога с ним. Бывает, что ребенок огорчен — тогда следует проявить участие и поинтересоваться, что у него случилось. Если он не хочет рассказывать, то, как неоднократно упоминалось, не приставать с расспросами; если же готов делиться с вами своими переживаниями, нужно выслушать его, успокоить и дать совет.

Обговорите с ним произошедшую ситуацию. При этом не следует кричать и повышать голос, если ребенок, по вашему мнению, в чем-то ошибся и поступил неправильно — ведь если он делится с вами, значит, ему важно ваше мнение, научите его, как нужно действовать в дальнейшем.

Когда же ребенок, пытаясь рассказать маме о чем бы то ни было, сталкивается с непониманием, криками и упреками: «Я же тебе говорила, что так делать нельзя, нет, ты все по-своему», у него не появится в дальнейшем желание делиться происходящим.

И это во многом становится причиной того, что ребенок начинает жить в собственном мире, куда не пускает родителей. Если же ребенок спешит поделиться каким-то радостным событием в своей жизни, очень важно выслушать его рассказ и разделить его радость, став для него близким другом.

Итак, мы видим, что очень важно разделять чувства ребенка. Например, 10-летняя Лена очень переживает о том, что от нее уезжает двоюродная сестра Настя, вместе с которой они провели лето. Девочка, плача, поведала маме, что она теперь осталась одна и ей не с кем будет дружить.

«Вот проблема, — ответила мама, — найдешь себе скоро новую подружку».

«Мама ты не понимаешь…» — не успокаивается Лена.

«Как тебе не стыдно, ты уже большая, а так себя ведешь».

Лена убежала в свою комнату, еще более огорчившись. Разумеется, родителям следует более чутко относиться к детским переживаниям, даже если проблема кажется несущественным пустяком. Например ситуация могла выглядеть так: «Не переживай, на следующее лето Настя снова к нам приедет».

Ребенку очень важно быть понятым, ведь когда он находится под воздействием сильного чувства и эмоций, он никого не слушает. Он еще не готов принять ни совета, ни критики. При этом ему хочется, чтобы его понимали без необходимости объяснять свои ощущения.

Так, когда помимо требований в виде выполнения каких-либо правил, родители интересуются душевным состоянием ребенка, то именно в этом случае и устанавливаются благоприятные взаимоотношения в семье и положительный микроклимат.

Не навязывайте свое мнение

Обучайте ребенка навыкам ведения диалога — при этом оставляйте за ним право иметь и высказывать собственное мнение по любому вопросу и проблеме. Более того, учите его мыслить самостоятельно.

Бывает, что родители уверены в своей правоте и непогрешимости и подчас диктуют ребенку, как нужно поступать, лишая его права на личное мнение по большинству вопросов в силу убеждения, что в своем возрасте он еще не способен понимать многие вещи. Случается, что многочасовое чтение морали и нравоучительные лекции становятся единственным способом обучать ребенка. Однако это лишь отталкивает его.

Разумеется, ребенок еще не сформировался психологически и не имеет достаточной базы знаний и жизненного опыта, а потому не может многое решать самостоятельно и делать сложные логические умозаключения. Но лишать его личного мнения недопустимо. Ведь таким образом у ребенка не будет появляться собственного взгляда на вещи и в более взрослом возрасте он привыкнет опираться во всем лишь на мнение родителей, а потом и окружающих.

А между тем собственная позиция по различным вопросам как раз и характеризует зрелую сформировавшуюся личность. Кроме того, подавление мнения ребенка очень часто мешает появлению у него самостоятельности не только в суждениях, но и в действии.

Следует также понимать, что отсутствие диалога в семье в конечном счете отразится и на взаимоотношениях в ней, а поведение ребенка в зависимости от его характера будет выражаться в следующем: он может замкнуться в себе или начать лицемерить, либо же открыто выражать сопротивление, нередко сопровождаемое вспышками агрессии и неприятием мнения родителей.

Все это порождает огромное количество проблем в будущем. Они касаются также и непосредственно самой личности ребенка — ему будет нелегко в дальнейшем выстраивать отношения с окружающим миром.

В одном случае подавление мнения ребенка может привести к формированию у него таких черт характера, как нерешительность, боязнь брать на себя ответственность, неуверенность в себе. Во втором же ребенок может вступать в активное противоречие с родителями, у него возникнет непримиримость и неприятие их суждений, чувство протеста приведет, в конечном счете, к отдалению от родителей.

Потому рассказывайте ребенку о вашем взгляде относительно разных проблем, но не навязывайте его, не препятствуйте возникновению у детей собственной точки зрения, а наоборот, стимулируйте ее появление.

Ведь, обучая ребенка навыкам ведения диалога и отстаивания собственной позиции, родители, во-первых, создают условия для непринужденного общения в семье, а во-вторых, развивают речь ребенка, способствуют формированию у него в некотором смысле лидерских качеств.

Выслушивая точку зрения ребенка на ту или иную проблему, не следует тут же с ней соглашаться, если она, на ваш взгляд, ошибочна. Расскажите ему свою позицию по данному вопросу. При этом прислушиваться к ребенку необходимо всегда, как иучитывать его мнение при принятии решения. Следует уделять ему немалое значение, ведь лишь тогда у ребенка появится уверенность в себе, он будет ощущать себя частью семью.

Не запрещайте ребенку быть индивидуальностью

Говоря еще об одном принципе построения диалога, в очередной раз напомним важное правило: для того, чтобы создать условия для дружеского доверительного общения в семье и благоприятных взаимоотношений, необходимо принимать ребенка таким, какой он есть, с тем набором индивидуальных особенностей, которые ему присущи.

Бывает, что родители начинают сравнивать поведение своего ребенка с другими детьми и ждут от него чего-то, что более характерно детям с иным характером. Таким образом, забывают о том, что каждый ребенок, прежде всего, индивидуальность, и не стоит применять личностные характеристики одного ребенка к другому.

Из-за данной ошибки могут возникать конфликтные ситуации и непонимание во взаимоотношениях и в общении. Постоянное сравнение мешает ребенку полноценно формироваться, у него определенным образом страдает самооценка, возникает ощущение того, что его не принимают в семье. Чтобы этого избежать, позвольте ребенку оставаться собой, исключите фактор сравнения. Общение, лишенное сравнений и навязывания чужой модели поведения, безусловно, будет плодотворным и сближающим.

Бывает, что родители чрезмерно заботятся о том, чтобы ребенок ничем не выделялся из социальной среды, боясь тем самым, что он не впишется в общие рамки. Они не пытаются увидеть в нем отдельную личность. Но важно понимать, что, чем старше становится ребенок, тем больше стремится к нахождению себя. И отсутствие у ребенка чувства индивидуальности мешает ему самореализовываться, и опять же, отнюдь не способствует появлению у него уверенности в себе.

Объясняйте ребенку правила и запреты и будьте готовы к диалогу

Очень важно объяснять ребенку мотивацию ваших решений, правил и запретов, а также же быть готовыми к диалогу, если у него на что-либо из вышеперечисленного имеется свое мнение.

Зачастую мы ждем от ребенка четкого выполнения предписанных норм, чтобы его поведение считалось «правильным» с точки зрения общепринятых правил. Но при этом постоянными запретами и вечными «нельзя» мы рискуем подавить личность ребенка, который превратится в своего рода послушный винтик, всегда поступающий как надо, но при этом лишенный индивидуальности и лидерских качеств.

Но, с другой стороны, отсутствие таких запретов приведет к тому, что ребенок перестанет слушаться родителей, он не будет вписываться в рамки поведения, может быть и вовсе станет вести себя асоциально. Так как же выстроить систему запретов таким образом, чтобы, с одной стороны личность ребенка не была подавлена и в его характере оставалась активность и волевые качества, но с другой стороны, чтобы при этом не возникало вседозволенности?

Разумнее всего использовать необходимые запреты, однако объяснять их причину, а также быть готовым к диалогу с ребенком. Стоит вернуться к самому слову «запреты» и объяснить, как они действуют и как их грамотно применять в воспитании.

Что такое «нельзя» с точки зрения ребенка? Данный термин вполне может приниматься им, если его мотивация обоснована и понятна, а также когда присутствует принцип неизменности, то есть запреты родителей не меняются ежедневно.

«Нельзя есть сразу килограмм конфет, нельзя ходить по дому в верхней обуви, нельзя везде разбрасывать свои вещи». Зачастую, если ребенок понимает последствия выполнения того, что запрещают делать родители (родители объяснили ему, что если он съест сразу 3 порции мороженого, у него может заболеть горло), то такие осознанные запреты всегда воспринимается им как должное.

Если даже, например, шестилетний малыш продолжает кричать и плакать, требуя мороженого, такая фраза как «У тебя заболит горло, и тогда мы не пойдем завтра в зоопарк» в большинстве случаев заставит ребенка отказаться от своих намерений. Подобного рода запреты необходимы и всегда имеют должное действие. Однако все же следует избегать употребления большого количества запретов.

С другой стороны существуют и те запреты, которые вызывают у ребенка непонимание или неприятие. Это происходит зачастую, когда они не объясняется, когда отсутствует взаимный диалог. То же самое касается и выполнения определенных обязанностей. Иногда важно пояснить ребенку, почему ему необходимо совершать то или иное действие, чтобы он, прежде всего, осознавал возможную пользу от него.

Например, говоря о том, что ему следует дополнительно заниматься математикой, порой стоит сказать, что данные знания пригодятся в дальнейшем, например при поступлении в институт, таким образом, формируя у ребенка мотивацию к обучению.

Есть и такие обязанности, которые ребенок категорически не желает выполнять. И если они не носят необходимого характера, очень важно идти на компромисс: например, родители настаивают на посещении дополнительного кружка, который совершенно ему не интересен.

Очень важно не просто ставить ребенка перед фактом того, что он должен делать, но сформулировать ему причины вашего решения. Ведь в первом случае, когда родители бескомпромиссны и не интересуются мнением малыша, он будет воспринимать свои обязанности как некое тяжелое бремя и, несомненно, такая модель воспитания негативно скажется на взаимоотношениях, возникнет определенный барьер между родителями и ребенком.

При этом у некоторых родителей складывается ложное мнение, что, когда малыш вырастет, то одобрит и поймет многие их решения. В действительности же, даже если это и произойдет, отношения, которые изначально предполагали неразрешенные противоречия и отсутствие диалога, не часто бывают успешными, нередко отчуждение с годами проявляется еще больше.

К тому же занятия, выполняемые детьми без желания и энтузиазма, вряд ли дадут плодотворные результаты. Чтобы не допустить подобных ошибок, возможны два варианта разрешения приведенной выше ситуации: можно, определенным образом аргументируя данное решение, постараться убедить ребенка в его пользе, либо же отказаться от этой идеи, видя, что у него отсутствует желание и стремление заниматься предложенной вами деятельностью.

В противном случае налицо будут признаки скорее диктата, где нет места для мнения ребенка. Причем форма, в которой будут преподноситься запреты и правила, неизменно также повлияет на отношения внутри семьи. Потому важно обстоятельно и обоснованно формулировать их.

Но и очевидно, что принципиальность родителей и четкая позиция по некоторым вопросам столь же важна, как и готовность идти на компромисс. Ребенок должен иметь четкие рамки допустимого, что как раз и предполагает принцип неизменности и постоянства установленных запретов. Другое дело, что выслушать его всегда необходимо.

Невысказанность и недосказанность

А сейчас давайте поговорим о проблеме невысказанности у детей. Чувство невысказанности, о котором мы уже упоминали, возникает в семье, где присутствует подавление мнения ребенка и отсутствует взаимный диалог, а потому у него нет возможности выразить свои мысли.

Большую ошибку, как мы говорили, совершают бескомпромиссные родители, которые не пытаются услышать ребенка, не принимают его доводов, когда существует много запретов, которые не аргументируются. Такая атмосфера подавляет детей. Часто невысказанность возникает в семьях, где ребенка не понимают. Он пытается передать родителям свои мысли чувства и эмоции, но в силу, например, неумения выразить многое словами, не бывает услышан.

Невысказанность приводит к тому, что ребенок переживает и накапливает все внутри себя. В определенный момент это может быть выплеснуто в виде агрессии. Именно невысказанность и непонимание ребенка порождает массу проблем.

Детская невысказанность — это внутренняя неудовлетворенность. Она может выражаться в подавленности, отсутствии интересов, хронической усталости. Дети, которые не имеют возможности выразить свои эмоции, часто замкнуты, им впоследствии сложно впустить кого-то в свой мир и строить взаимоотношения с окружающими. Нередко таким детям в дальнейшем может помочь в разрешении внутренних проблем лишь помощь квалифицированного психолога.

Очень важно разделять увлечения ребенка и интересоваться всем, что его увлекает и о чем он хочет рассказать. Ничто так, как душевный разговор, не сплачивает ребенка и родителей и ничто не создает такого чувства равновесия и эмоционального спокойствия у малыша, как понимание и поддержка мамы с папой.

Ну и конечно, у ребенка, которого не выслушивают в семье, страдает самооценка, ведь с его мнением и интересами не считаются.

Таким образом, только верно выстроенный взаимный диалог, в котором учитывается мнение ребенка и объясняются все запреты, а потому отсутствует невысказанность и недосказанность, может являться наиболее результативным фактором воспитания.

Проговаривайте все проблемы и не оставляйте место незавершенным конфликтам

Мы видим, что причины конфликтов в семье могут быть различными. Очень важно знать, что все неразрешенные вопросы необходимо обговаривать и не обрывать незаконченный разговор. Нужно разрешать конфликты так, чтобы не оставалось недомолвок и обид.

Таким образом, следует всегда выслушивать ребенка, когда у него есть желание высказаться. Очень важно чтобы впоследствии не было негласных претензий и не возникало ситуаций, когда ребенок внутри себя продолжает переживать проблему, когда остается недосказанность.

Ведь именно это приводит к нарушению гармонии в семейных отношениях, часто неразрешенные конфликты в последующем способствуют появлению отчужденности ребенка и родителей. В данном вопросе также важно проявлять чуткость.

Основные принципы диалога

Обобщая вышесказанное, можно выделить некоторые важные принципы, на которые следует опираться, общаясь с ребенком.

Большее внимание следует уделять чувствам, нежели словам.

Данное утверждение объясняется вышеупомянутыми особенностями речи ребенка, когда в ней присутствует минимум фраз либо же имеется скрытый смысл, требующий разгадки и понимания. Так, когда ребенок о чем-то повествует, следует обращать большее внимание на его чувства и эмоции во время разговора, нежели на слова, чтобы понять, почему он говорит что бы то ни было и определить его отношение к происходящему.

Выражать свое мнение и проявлять участие.

Важно проявлять участие к словам ребенка. Например, ребенок поведал родителям о трудностях обучения в школе, о том, что он не уверен в собственных силах и возможностях. В данном случае не следует критиковать его или говорить нравоучительными фразами, к примеру, «надо больше стараться» либо «если ничего не делать, то ничего и не получиться».

Ребенку важна ваша поддержка. Причем следует не просто согласиться с его утверждением о том, что определенный предмет сложный или что ему он с трудом дается, нужно также проявить участие и выразить свое мнение относительно сказанного ребенком, чтобы показать, что вам не безразлична данная проблема, разделить его переживания.

Например, сказать: «Наверное, ты очень устаешь в школе», или «Некоторые задачи и примеры совсем не легкие» и т.д. Переубеждать же ребенка и говорить ему о том, что у него непременно все получиться, не всегда имеет смысл и не стоит сразу же этого делать.

Ему важнее ваше понимание, ведь изменить мнение по поводу давно возникшего глубокого убеждения ребенку непросто, а разделяя его переживание, родители способствуют тому, что появляется эмоциональное спокойствие, уверенность в своих силах и поддержке родителей, а также появлению мотивации к преодолению данных трудностей обучения.

Итак, мы видим, что верно выстроенные взаимоотношения с ребенком во многом сводятся к умению его слушать и слышать. Существует немало правил педагогического воспитания, которые, несомненно, помогают родителям ориентироваться в данном вопросе и находить решение возникших внутрисемейных проблем. Однако без умения слышать ребенка очень сложно грамотно руководствоваться предложенными приемами.

Именно поэтому данному вопросу в детской психологии уделяется такое огромное значение. Таким образом, для того, чтобы знать о правильных методах воспитания ребенка, следует прочитать огромное количество литературы на данную тему, изучить множество учебных пособий и педагогических справочников.

Однако делать этого совсем не обязательно, можно просто научиться чаще смотреть на проблему глазами ребенка, видеть мир его восприятием. Тогда и достигается то самое понимание детей, их психологии и мышления, о котором так много говорится.

Подводя итог, можно сказать о том, что дети непосредственны в своих проявлениях, они ждут от взрослых понимания и строить общение с ребенком важно, прежде всего, на чуткости. Это будет залогом дальнейших крепких семейных взаимоотношений.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я