Метакоучинг. Исследование метафор клиента в коучинге. Практические инструменты и техники

Маргарита Кудринская

Эта книга посвящена метафорам и работе с ними с помощью трех подходов: исследование метафоры клиента, создание метафоры через коучинговые инструменты и использование метафорических ассоциативных карт.Автор структурировала свои знания и практический опыт в виде доступных алгоритмов с примерами и применением их в коучинговой практике.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метакоучинг. Исследование метафор клиента в коучинге. Практические инструменты и техники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Функции метафоры

Метафора — это мышление в техниках иного.

Д. Лакофф

Корнями метафора уходит к архетипическим смыслам, задействуя глубокие культурно-информационные слои на микро — и макроуровнях.

Юнг в своих исследованиях писал: «Огромное преимущество мифологических представлений в том, что они гораздо в больше чем многие другие средства психологического воздействия». И также об этом говорят Дж. Миллс и Р. Кроули как об утонченности терапевтической метафоры: «Смысл рассказанного „попадает в точку“, но каким-то удивительно отстраненным путем. Проблема хоть и высвечивается, но предстает спокойной, расплывчатой; повествование хоть и пробуждает скрытые возможности и способности, но неким обобщенным и отнюдь не напористым образом»

Давайте рассмотрим функции метафоры, которые могут проявляться в коучинговой работе.

— Экспрессивная

Метафора помогает выразить трудный для вербализации опыт, например, настроение или чувства. Использование метафорического языка упрощает этот процесс. Другими словами, это можно назвать как «понимание непроявленного».

Пример метафоры:

«Это состояние напоминает мне запах черемухи из детства. Мне там было приятно и вкусно. Вот так я хочу, чтобы было».

2. Диагностическая

Образы, озвучиваемые клиентом в метафоре, включают сознательное и бессознательное человека. Это помогает выходить на уровни глубинного исследования в коуч-сессии.

Пример метафоры:

«Это словно очень глубоко под землей скрыто. И мне, чтобы это достать, придется обратиться к каким-то силам, которых у меня сейчас нет. Или я думаю, что их нет».

3. Диссоциациативная

С помощью диссоциации в метафоре, клиент наблюдает проблему с позиции «стороннего наблюдателя», словно со стороны.

Это позволяет снизить уровень оценки и внутренней включенности и эффективнее найти решение.

Пример метафоры на основ метафорической карты:

«Моя проблема — словно лабиринт. Там интересно, сокровища лежат всякие под кустами. Но такое чувство, что я там так давно хожу, и пора выбираться, но я не вижу выхода… Думаю, что мне надо просто подняться над лабиринтом и посмотреть сверху, где этот выход»

4. Проявляющая

Метафора помогает выстраивать связи между работой подсознания и поиском решения для определенной ситуации. В таком случае, именно она становится самым эффективным способом «подсветки» в поиске решения.

Метафора преобразует негативный опыт в ценный ресурс, дающий силу для будущих изменений.

5. Поясняющая

В метафоре происходит замещение абстрактных, символических понятий конкретными символами, словно «очеловечивание» их, создание телесной формы. Это помогает не только упростить восприятие проблемы, но и отслеживать внутренние реакции.

Пример метафоры:

«Такое ощущение, что эта ситуация похожа на деревянную, жесткую раму из грубых досок, скрепленных большими гвоздями. А я словно внутри этой рамы и хочу выбраться».

6. Знакомство с внутренним «Я»

Когда через метафору клиент заглядывает «внутрь себя» и с помощью этого погружения происходит своеобразное знакомство со своей сутью.

Через метафору клиент приоткрывает свой внутренний мир. И это позволяет «познакомиться» с новыми сторонами своей личности.

7. Гештальт

Ярко проявляется в работе с метафорическими картами. Клиент, обрабатывая свой запрос и выбирая карту, видит некий образ. То, что выходит на первый план и занимает центральное место — является ключевой фигурой и становится предметом исследования клиента. Об этом образе клиент больше всего склонен говорить, наполняет образ деталями, и может возвращаться к нему в своем исследовании позже. А образы, не актуальные в данный момент — уходят на второй план, становятся фоном. Этому уделяется мало внимания при описании карты и своего ощущения от работы с ней.

Карта из колоды «Метафорика»

8. «Ага-эффект»

«Ага-эффект» часто еще называют инсайтом. Неожиданное и очень яркое осознание проблемы или понимание ситуации в целом.

Инсайт — это озарение, которое приводит клиента к решению задачи творческим, нетривиальным, порой неожиданным путем. Или внезапно найденное решение проблемы, которая давно «мучала» клиента.

Это может родится в моменте метафоры, как мгновенный перенос из одного концептуального пространства в другое. Некоторые исследователи описывают это как захватывающий момент открытия, вызывающее такие же эмоции, как если бы мы каким-то чудом вдруг перенеслись из своей кухни на вершину горы Фудзиямы. Вся разница в том, что метафора переносит нас не из одного физического пространства в другое, а с одного уровня восприятия своей проблемы на новый. Клиент не совершает его сознательным усилием, это происходит благодаря способностям мышления. По сути, это переключение внимания на новые, неожиданные, невиданные ранее аспекты восприятия. Такое происходит с нашими мыслями постоянно, и метафора, как раз, может стать толчком для этого.

Инсайт в метафорической конструкции эффективно продвигает клиента в его понимании проблемы.

Чтобы произошло озарение, должны быть соблюдены несколько условий. А именно:

1. В начале сессии точно обозначены цели работы.

2. Комфорт для клиента. Здесь коучу важно создавать спокойную и безопасную атмосферу.

3. Давать клиенту свободу для размышлений, помогая максимально «выгружать» информацию через коучинговые вопросы.

4. Давать клиенту время подумать и не торопить его. «Больше воздуха» в сессии.

5. Поддерживать клиента в процессе. Для более эффективной работы можно использовать модель GROW.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метакоучинг. Исследование метафор клиента в коучинге. Практические инструменты и техники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я