Метакоучинг. Исследование метафор клиента в коучинге. Практические инструменты и техники

Маргарита Кудринская

Эта книга посвящена метафорам и работе с ними с помощью трех подходов: исследование метафоры клиента, создание метафоры через коучинговые инструменты и использование метафорических ассоциативных карт.Автор структурировала свои знания и практический опыт в виде доступных алгоритмов с примерами и применением их в коучинговой практике.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метакоучинг. Исследование метафор клиента в коучинге. Практические инструменты и техники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Как работает метафора

Сидя под палящим солнцем, мальчик наблюдал, как молодой человек сосредоточенно откалывал куски от большой скаль ной глыбы.

— Почему ты делаешь это?

— Потому что внутри спрятан ангел и он хочет выйти наружу, — ответил Микеланджело.

Притча

Основа метафоры — это сравнение. В нем задействуется «предмет» (то, что сравнивается), «образ» (то, с чем сравнивается) и «признак» (на основании чего предмет сравнивается с образом).

Сравнение, которое происходит с помощью вопросов коуча, усиливает этот признак, вызывая эмоциональное воздействие на клиента, и это помогает найти внутри себя отклик. За счет этого получается иначе взглянуть на запрос в сессии (решить проблему, выработать дальнейшие шаги, получить инсайт и т.д.).

Когда клиент метафорически объясняет свою ситуацию (создает сам или использует метафорические карты) происходит попытка рассказать о неизвестном, сравнивая его с чем-то знакомым. Таки образом протягиваются нити, которые устанавливают связи между проблемой клиента и метафорой. А вопросы углубляют это осознание, так как это дает возможность обратить внимание на различные аспекты ментального опыта человека. Что и является областью метафорического исследования.

Что можно выяснить через метафору в коучинге?

Это очень глубокий инструмент, который позволяет исследовать структуру проблемы, проанализировать опыт клиента, рассмотреть эмоциональный фон, влияние среды, выявить гештальт. Клиент для себя также может открыть те элементы, которые «подсвечиваются» и выходят на первый план, а также те аспекты, которые остаются «в тени». Что также может быть темой для дальнейшей работы.

Метафора также может быть отсылкой к причинам, которые есть в картине мира клиента. Например, желание изменить свое состояние (эмоциональное, физическое, энергетическое) или отношение к чему-то или кому-то. Это может быть отсылкой к ответственности и ее принятии, работе с контролем, выработке шагов, поиске ресурсов или энергии для достижения желаемого. Метафора может являться маркером в пересечении окружающего мира и временных ресурсов клиента с тем, каких изменений он хочет в своей жизни.

И коуч через вопросы фокусирует внимание клиента на его текущие реакции к метафоре, и тому, как она может разворачиваться.

В такой работе важно учитывать кросс-культурный аспект. Например, в трактовках одного и того же образа могут быть различия у двух русскоязычных клиентов, но живущих в разных странах.

Важным элементом будет также являться уровень символизма в метафоре. Выделяют три уровня:

1. Индивидуальный (когда в символ, который озвучивает клиент, вложены личные смыслы)

2. Культурный (здесь влияние оказывает эпоха, национальность, вероисповедание клиента)

3. Уровень архетипа (общечеловеческие смыслы, заложенные поколениями и отслеживающиеся у разных народов).

Например, круг в индивидуальном уровне может означать геометрическую фигуру, на культурном уровне — Солнце, цикличность, а на архетипическом — единение, женское начало.

Поэтому в исследовании метафоры будет уместно задать вопрос на исследовании того символизма, который несет изображение.

Что еще метафоры позволяют делать коучу?

Создавать ресурсное состояние и ослаблять внутреннего критика. С помощью метафорического подхода легко выявлять ограничивающие убеждения, визуализировать те состояния, которые продвигают клиента к его цели. Это прекрасный инструмент для исследования истинных намерений, убеждений, ценностей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метакоучинг. Исследование метафор клиента в коучинге. Практические инструменты и техники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я