Метакоучинг. Исследование метафор клиента в коучинге. Практические инструменты и техники

Маргарита Кудринская

Эта книга посвящена метафорам и работе с ними с помощью трех подходов: исследование метафоры клиента, создание метафоры через коучинговые инструменты и использование метафорических ассоциативных карт.Автор структурировала свои знания и практический опыт в виде доступных алгоритмов с примерами и применением их в коучинговой практике.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метакоучинг. Исследование метафор клиента в коучинге. Практические инструменты и техники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Виды метафор для исследования в коучинге

Все огромное здание Вселенной, преисполненное

жизни, покоится на крохотном и воздушном

тельце метафоры.

Хосе Ортега-и-Гассет

Метафора обладает удивительным свойством «преломления», которое дает возможность разглядеть новое содержание в обычных вещах, а затем перенести эти смыслы за пределы области, где это возникло. Помимо этого, в каждой метафоре есть «скрытое за явным» — скрытые смыслы, раскрывая которые, человек получает возможность черпать новое для миропонимания и решения своей проблемы.

Это словно волшебный мешочек, в котором каждый находит то сокровище, на которое готов и которое способен отыскать.

1. Общепринятая метафора

Эта метафора скорее относится к устойчивым выражениям, пословицам и поговоркам. То, что постоянно «на слуху» и может использоваться в речи как декорация. Но это не несет глубинный смысл и не имеет в себе трансформационную энергию для изменений.

Поэтому важно понимать роль этого выражения исходя из контекста. Является ли сказанная фраза клиентом «декором» речи или же она важна для дальнейшей работы?

2. «Мертвая» метафора

В некотором роде относится к общепринятой метафоре, но с существенным отличием. Если в первом случае коуч смотрит на контекст, когда она произнесена, то в случае с «мертвой» контекста никакого нет, и она просто заменяет «слова-связки».

Например, «я уловила суть».

3. Чувственная метафора

Метафора раскрывает глубокие причины, демонстрирует чувства, помогает объяснить сложную ситуацию, создать карту для поиска пути.

4. Онтологические метафоры

Это своеобразный способ восприятия действий, событий, эмоций через сравнение их с какими-то объектами из окружающего мира. Например, «рост цен загоняет меня в угол».

Для исследования вопросы могут быть направлены на раскрытие этих объектов, их свойств, качеств. И как их характеристики связаны или отражают ситуацию клиента.

5. Метафора движения

Является альтернативой пространственной метафоры. Как правило, в ней звучит направление движения. И это будет подсказками для коуча при исследовании ее.

Также сюда относятся метафоры связаны с элементами, которые помогают движению (вода, воздух, земля и т.д.)

6. Метафоры-вместилища

Это формулировки клиента, где используются состояния, погружение в какое-то пространство (себя самого, ситуацию, точку зрения и т.д.).

Например, «он у меня на крючке».

7. Структурные метафоры

Когда один смысл «спрятан» в смыслах другого. Например, «время-деньги». Здесь происходит понимание и переживание сущности одного вида в терминах другой.

Карта из колоды «Метафорика»

8. Персонифицированные метафоры

В этой категории происходит «очеловечивание» события, словно оно живет собственной жизнью. А клиент в этом случае является сторонним наблюдателем или непосредственным участником.

9. Ориентационные метафоры

«Всё неизвестное сверху, а всё известное снизу»

Исследование метафоры, находящейся в пространстве (вверх-низ, внутри-снаружи, передняя-задняя сторона, центр-периферия и т.д.)

Важно при исследовании такой метафоры учитывать кросс-культурный аспект. Так как в каждой культуре есть разница в восприятии одних и тех же образов.

10. Метафоры-метонимия

Когда клиент в метафоре использует одну сущность для отсылки на другую, и имеющая схожие черты или свойства проблемы, которую клиент хочет решить.

Например, «гаджеты завоевали умы подростков». Для исследования такой метафоры подсказками для формулирования вопросов будут глаголы, свойства объекта, сущность, через который произошла метонимия.

11. Метафора с включенными символами

Это отдельная метафорическая группа, отличающаяся тем, что клиент использует в своем языке определенные слова-символы, которые могут быть маркерами для дополнительного исследования (например, межкультурная идентичность). Два человека, говорящих на одном языке и живущих в одной стране могут иметь разный культурный код из-за того, что один будет являться эмигрантом, а другой родился в этом месте.

Поэтому если в метафоре есть символический язык, то можно пригласить клиента поисследовать (что стоит за этим, что важного это несет для него, какой есть дополнительный смысл). Также это обогатит практику коуча в работе с межкультурной средой.

***

Подводя итог, поделюсь собственным опытом. Наблюдая метафоры, сказанные моими клиентами в сессиях, наиболее яркими, дающими инсайты были именно созданные персонально… Я их называю «золотые метафоры».

Такие формулировки, которые рождаются не из устойчивых выражение, как например «время — словно вода», а внутри на основании своего опыта и анализа. Еще их называют «истинные метафоры». Они и лежат в основе любой творческой мысли, которые в последствии дают возможность исследования, развития аналогий и перекладывания полученного бессознательного опыта на реальную ситуацию в жизни.

Возможные трудности в работе с метафорой

1. Клиент не может дать образное описание своим эмоциям.

В этом случае попробуйте переформулировать свой вопрос, спросив, с чем ассоциируется у клиента его запрос? Некоторым людям слово «ассоциация» будет более понятно, чем слово «метафора».

Также вы можете попросить клиента дать описание ситуации, в которой он находится, если возникают сложности в формулировании метафоры для своего состояния.

По опыту скажу, что некоторым клиентам удается достаточно быстро сформулировать образ, если задать ему «рамку» попросив сказать первое слово, которое приходит на ум. И уже после поисследовать это.

2. Клиенту сложно передать свои ощущения.

Часто сложность здесь возникает с подбором слов. Здесь может помочь метафорические карты или список эмоций.

Что может усилить в коуч-сессии метафорический подход

Список, который вы найдете ниже — широк и подразумевает не просто исследование метафоры клиента как таковой. Но также и сопутствующую работу с эмоциональными изменениями клиента, жестов, мимики, интонаций. Отслеживание этого позволяет делать сессию глубже и быстрее переходить на исследование уровня «кто» (трансформационные процессы человека), а не только оставаться на уровне «что», подразумевая действия клиента относительно его запроса.

Итак, метафорический подход позволяет глубже работать с такими аспектами, как:

1. Определение своих сильных и уникальных сторон и способностей, а также способов развития и совершенствования их.

2. Выстраивание своей персональной поддерживающей среды или поиск способов восстановления своего состояния.

3. Менять свои умонастроения и влиять на физическое и ментальное самочувствие.

4.Обнаружить свою истинную мотивационную стратегию для движения по своему пути.

5. Выяснение своих ценностей и смыслов

6. Поиск своего внутреннего центра и сильных сторон.

7. Создание плана действий и прописывание шагов, чтобы брать под контроль свою жизнь.

8. Исследование вопросов личного развития (позитивное мышление, личная и профессиональная эффективность, постановка истинных целей и фокусировка на них, повышение дохода и уверенности, снижение уровня стресса и чувства неопределенности).

9. Укрепление внутренней мудрости и осознанности.

Здесь я хочу немного задержаться. Тема осознанности очень часто «фонит» в разных курсах, книгах, тренингах и, естественно, в коучинге. И существует ее множество интерпретаций.

Обращусь к трудам Патанджали и Ошо, позаимствовав формулировку из суфийских притч и йогических сутр в поиске описания слова «осознанность».

«Осознанность — это центрирование себя.

Осознанность — это наведение порядка внутри себя.

Это отслеживание своего настроения и настроения своих мыслей. Это наблюдать и заботиться о теле, исследовать свои привычки и, повторяющиеся, мешающие нашему развитию поведение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метакоучинг. Исследование метафор клиента в коучинге. Практические инструменты и техники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я