В предлагаемой книге пересказано о ныне не существующем чернобыльском районе и частично заброшенном городе Чернобыле (даны основные сведения), об истории города (общей и еврейской) и холокосте.Приведены сведения об участвовавших в ликвидации последствий Чернобыльской аварии евреях и известных евреях Чернобыля, а также о чернобыльских хасидах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чернобыль и евреи. История, холокост, авария на ЧАЭС, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
V Чернобыль еврейский
5.1 Первые документальные упоминания о еврейском Чернобыле. Период семнадцатого — восемнадцатого столетий
Деревянная синагога в Чернобыле, 1930 год. Источник: https://goo.su/neYZ
Первые документальные упоминания о еврейском Чернобыле
Первым документальным упоминанием о еврейском поселении в Чернобыле является упоминание, относящееся к концу семнадцатого столетия. Однако появление евреев на территории Чернобыля, скорее всего, имело место ранее — в шестнадцатом столетии — так как считается, что расселением евреев на территории местечка (или поселка) занимался Филон Семёнович Кмита-Чернобыльский (19 марта 1530-го года — 29 ноября 1587-го года).
Период семнадцатого — восемнадцатого столетий
Сохранились исторические сведения о евреях-арендаторах, проживавших в Чернобыле в конце семнадцатого столетия — начале столетия восемнадцатого.
Год 1691-й был годом, когда возглавляемый казацким полковником Искрицким казацкий отряд устроил в Чернобыле погром; многие местные евреи оказались ограбленными и избитыми.
Год 1765-й был годом проведения в Чернобыле переписи, согласно которой в нем было девяносто шесть еврейских домов и жили евреи в количестве 696 чел.
Конец восемнадцатого столетия. В данное Чернобыль был одним из главных центров хасидизма в Украине.
Из статьи «Чем прославился Чернобыль до строительства атомной электростанции»:
«Обличая формализм раввинов, Исраэль Бешт на основе каббалистического учения придумал альтернативный вариант иудаизма — хасидизм, фокус которого перемещался на мистические элементы, проявлявшиеся через религиозный танец, песню или восторг.
Хасиды считали связующим звеном между Богом и вселенной конкретного цаддика (учителя), которого каждый избирал для себя сам. Но сделав однажды выбор, человек уже не мог его изменить, и оставался верным своему учителю, как при его жизни, так и после смерти.
Одним из последователей Исраэля Бешта был странствующий рабби Менахем Нахум Тверской, которому суждено было стать главным проповедником хасидизма в Чернобыле. Осев в этом скромном городке, он занимался благотворительностью, помогал выйти замуж невестам из бедных семей, выкупал пленных, вызволял из заключения тех, кто сидел за долги, и вообще вёл очень скромный образ жизни. Чего нельзя было сказать о его преемнике и сыне ребе Мордехае Тверском, который обустроил в Чернобыле роскошный хасидский двор, где останавливались тысячи паломников из Польши и Украины. Кстати, каждый из них должен был заплатить специальный налог, шедший на содержание его резиденции». (https://dzen.ru/a/YG1AVCn9HWCxNCE9?utm_referer=yandex.by)
Вторая половина восемнадцатого столетия. Это было время поселения в Чернобыле Менахема Нахума Тверского — основателя династии цадиков Тверских, известной также как семья Чернобыльских цаддиков.
«Да. Чернобыля нет, но чернобыльские хасиды есть. Чернобыль — это не только авария на АЭС, но и бывшая столица хасидской империи, давно уже оставленная, задолго, до аварии на АЭС… Чернобыльская хасидская династия была образована раввином Менахемом Нахумом Тверским (1730 — 1797)». «Рабби Менахем Нахум из Чернобыля был принят маггидом (проповедником) в местечке Чернобыль, где стал проповедовать учение хасидизма, разъезжая также по городам и местечкам Украины с призывом к благочестивым делам и к «выкупу пленных» (т.е. семьи евреев-арендаторов, попавших в кабальную зависимость от помещиков из-за неуплаты долгов). Жил он в бедности и слава о его подвижнической жизни привлекала к нему еврейские массы со всех концов Украины и Польши. Большой популярностью пользовались два тома его проповедей, изданных в 1798 г. в Славуте: «Меор-«эйнаим» («Светоч глаз») и «Исмах лев» («Да возвеселится сердце»)». Источник: https://volodjaz.livejournal.com/46629.html
После ухода из земной жизни рабби Менахема Нахума приходившийся ему сыном рабби Мордехай из Чернобыля занял место маггида в том же местечке. При рабби Мордехае сложился двор, посещаемый сотнями и даже тысячами приверженцев из разных украинских и польских местечек и городов.
Известно следующее [4]:
«Для содержания двора, для поддержания роскошного образа жизни он установил ма‘амадот (налог, которым облагались хасиды в пользу двора цаддика). У рабби Мордехая было восемь сыновей, каждый из которых стал цаддиком. Старший из них, Ахарон, был преемником отца в Чернобыле, остальные поселились в других местечках и городах Украины».
«Вот *выжимка* из труда Л. Похилевича под названием *Сказания о населённых местностях Киевской губернии* (год 1864-й):
«До 1764 г. в Чернобыле числилось 40 еврейских и 100 крестьянских домов. Но после того, как в нем поселился генеральный староста княжества Жмудского Ян-Николай Ходкевич, построивший замок, население увеличилось. При нем водворились в Чернобыле раскольники из Стародуба» (https://www.forum.j-roots.info/viewtopic.php?t=4754)
Из статьи «Чернобыльские цаддики» (gemeine_erster):
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чернобыль и евреи. История, холокост, авария на ЧАЭС, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других