В предлагаемой книге пересказано о ныне не существующем чернобыльском районе и частично заброшенном городе Чернобыле (даны основные сведения), об истории города (общей и еврейской) и холокосте.Приведены сведения об участвовавших в ликвидации последствий Чернобыльской аварии евреях и известных евреях Чернобыля, а также о чернобыльских хасидах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чернобыль и евреи. История, холокост, авария на ЧАЭС, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
III История Чернобыля до двадцатого столетия
3.1 Ранняя история. Семнадцатое столетие
Ранняя история
«Почему одного из пронских князей звали Фридрихом (!?) Глебовичем, и почему он управлял Киевом?
Это было в XVI веке. В конце предыдущего столетия практически вся семья пронских князей уехала в Великое княжество Литовское, оставшись без наследственных владений. Многие позже вернулись и поступили на службу Москве. Но один из них, Глеб Юрьевич, получил назначение наместником белорусского города Бобруйска, и остался на литовской службе. Его сын Семен Глебович в 1545 году объявил себя католиком и взял новое имя Фредерик (Фридрих). Под этим именем его послали управлять Киевским воеводством (с 1545 года и до самой смерти в 1555 году)». Источник: https://vk.com/wall-178249591_5372
Если говорить о первом упоминании Чернобыля, оно относится к событиям 1193-го г. В период существования Речи Посполитой (являвшейся Польско-Литовским государством) Чернобыль являлся местечком Киевского воеводства Овручского повета. В конце четырнадцатого столетия имело место его перечисление в летописном «Списке русских городов дальних и ближних».
Чернобыльский замок. Источник: https://am-vpi.ru.net/v/326291
Год 1541-й. В данном году эти земли контролировались Великим Княжеством Литовским (ВКЛ). Рядом с Чернобылем князь Фридрих Пронский возвел замок, отделенный от поселения сохранившимся до наших времен глубоким рвом.
В 1566 году в благодарность за военные заслуги король Сигизмуд ІІ Август дарит Чернобыльские владения оршанскому старосте Филону Кмите, который после этого стал Филоном Кмитой-Чернобыльским. Именно Кмита и пригласил на проживание в своих землях евреев — как поступали все польские землевладельцы [4] (см. Приложение 2).
Год 1596-й был годом присоединения города к Польскому королевству, после чего имел место переход православного крестьянства в католичество. После вхождения Чернобыля в Русское царство произошло восстановление православия.
Из англоязычной Википедии:
Археологические раскопки, которые проводились в 2005—2008 годах, обнаружили культурный слой 10—12 веков нашей эры, который предшествует первому документальному упоминанию Чернобыля. Примерно в 12 веке Чернобыль был частью земли Киевской Руси. Первое известное упоминание поселения как Чернобыль содержится в хартии 1193 года, в которой оно описывается как охотничий домик князя Рюрика Ростиславича. В 1362 году это была коронная деревня Великого княжества Литовского.
Примерно в то же время в городе был собственный замок, который оказывался разрушенным по меньшей мере дважды — в 1473 и 1482 годах. Чернобыльский замок был восстановлен в первой четверти 16 века, поскольку находился неподалеку от поселения в труднодоступном районе. С возрождением замка Чернобыль стал центром округа. В 1552 году в нем насчитывалось 196 зданий с 1372 жителями, из которых более 1160 считались городскими жителями.
В городе развивались различные ремесленные профессии, такие как профессии кузнеца, бондаря и другие. Недалеко от Чернобыля было раскопано болотное железо, из которого производилось железо.
Деревня была пожалована Филону Кмите, капитану королевской кавалерии, в качестве вотчины в 1566 году.
После Люблинской унии провинция, где расположен Чернобыль, была в 1569 году передана короне Королевства Польского. При польской короне Чернобыль стал резиденцией старейшин (starostwo). В тот период Чернобыль населяли украинские крестьяне, немного поляков и относительно большое количество евреев. (https://en.wikipedia.org/wiki/Chernobyl)
Семнадцатое столетие
В начале семнадцатого столетия состоялась реконструкция Чернобыльского замка и наблюдалось превращение его в труднодоступную и надежно укрепленную крепость, а Чернобыль превратился в уездный центр.
В 1626-м году в этом районе был основан ныне несуществующий монастырь.
Год 1651-й явился годом, когда в ходе восстания Богдана Хмельницкого Чернобыль был подвергнут сожжению литовским войском гетмана Януша Радзивилла (см. Приложение 2). Жители Чернобыля активно поддерживали восстание Хмельницкого (период 1648-го—1657-го годов).
3.2 Период восемнадцатого — девятнадцатого столетий
Восемнадцатое столетие
Год 1794 явился годом вхождения Чернобыля в состав Российской империи.
К концу восемнадцатого столетия Чернобыль был крупным центром хасидского иудаизма при династии Тверских,
2-я половина восемнадцатого столетия. Это было время превращения Чернобыля в один из ключевых центров хасидизма. Чернобыльскую хасидскую династию образовал раввин Менахем Нахум Тверский:
Могила Менахема Нахума Тверского в Чернобыле. Источник: https://ujew.com.ua/objects/kievskaya-oblast/chernobyil/mogila-menaxem-naxum-tverskogo-v-chernobyile
«Мена́хем На́хум Тве́рский (1730, Норинск, Речь Посполитая — 1797, Чернобыль, Российская империя) — хасидский цадик, праправнук авторитетного мистика-каббалиста Адама Баал Шема из Ропшиц, ученик родоначальника хасидизма Исраэля бен Элизера (Баал Шем Това), основатель чернобыльской династии. Менахем Нахум родился в 1730 году в Норинске, рано осиротел и воспитывался у своего дяди. Изучал Тору в Литве. По преданию, Бешт испытывал к Менахему Нахуму особенные чувства: он признавал в нём святого, но считал, что тот пытается украсть бесконечным множеством своих добрых дел Ган Эйден (Райский Сад) и Будущий Мир.
В молодые годы был меламедом на Волыни. Изучал каббалистические воззрения Аризаля и вел аскетический образ жизни: дважды в неделю постился, завернувшись в рубище, и каждую полночь оплакивал разрушенный Иудейский Храм. «Наши глаза видят, — впоследствии писал он, — сколько изучающих Тору людей поднаторели в головоломных рассуждениях, однако все ещё далеки от трепета перед Богом и от подлинного служения, их дурное влечение по-прежнему цело и невредимо…» («Меор Эйнаим», Итро). Менахем Нахум был первым, кто проповедовал учение хасидизма в Чернобыле.
Призывал к добрым делам для исправления несовершенств и жил в скромности. Написал книги «Мэор Эйнаим» (Свет глаз) и «Исмах Лэйв» (Да возрадуется сердце), изданные в 1798 году в Славуте. Избрав призвание странствующего магида, он переходил из города в город, распространяя хасидское учение. Существуют свидетельства, что в своих странствиях он добирался даже до Литвы, где миснагдим не раз изгоняли его. Впоследствии стал магидом в общине Чернобыля. Однако значительную часть времени он по-прежнему проводил в странствиях, собирая деньги для выкупа евреев из долговых тюрем, для помощи обездоленным.
По преданию, узнав, что в одном из отдаленных местечек нет миквы, а местные евреи не могут собрать необходимых для её строительства средств, Нахум нашел богача, который согласился предоставить для этой цели деньги — на условии, что к нему перейдет доля Нахума в Будущем Мире. Нахум принял это условие: «…Теперь, если кто-то готов заплатить за мой удел в Будущем Мире, этот удел превращается в настоящую материальную ценность, и, безусловно, я обязан продать это своё единственное имущество, чтобы выполнить заповедь „Возлюби Господа… всем своим достоянием“».
Уже став авторитетным наставником, Менахем Нахум жил по-прежнему в крайней бедности. По свидетельству современников, «всю жизнь он прожил в комнате, площадь которой составляла четыре локтя на четыре локтя». На зиму у него с женой было одно старое овечье одеяние на двоих. Когда евреи решили совместно купить для него новый хороший дом, мебель и одежду, Менахем Нахум ответил отказом, заявив, что «не позволит лишить его хасидута (благочестия)». Менахем Нахум по-особенному относился к заповедям, связанным с Землей Израиля.
По преданию, в дни праздника Суккот он задолго до рассвета брал в руки этрог — плод, служащий напоминанием о Святой Земле предков, — целовал его и стоял, с нетерпением вглядываясь в горизонт. В течение долгих лет Менахем Нахум, обходя состоятельных евреев, собирал средства на поддержку общины города Тверия на Святой Земле. Уже после смерти Менахема Нахума, когда по указу властей Российской Империи 1804 года евреям присваивались фамилии, его потомки взяли себе фамилию Тверские.
Похоронен в Чернобыле, где до сих пор сохранилась его могила. Каких-либо сведений о прижизненных портретах Менахема Нахума не обнаружено» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Менахем_Нахум_Тверский)»
Девятнадцатое столетие
Год 1898-й был годом, когда население города равнялось по численности 10800 чел. Евреями при этом являлись 7200 чел. Евреев в городе расселил Филон Семёнович Кмита (см. Приложение 2).
До конца девятнадцатого столетия Чернобыль являлся находившимся во владении графов Ходкевичей частновладельческим городом (Ходкевичи известны в качестве шляхетского рода Великого княжества Литовского — см. Приложение 2). Ходкевичи впоследствии продали город государству, но до 1910-го года они были фактическими владельцами дома и замка в городе.
Герб Ходкевичей. Это векторное изображение было создано с помощью Inkscape участником Avalokitesvara.. Herbarz polski od średniowiecza do XX wieku, Tadeusz Gajl, Gdańsk. CC BY-SA 3.0. Изображение изменено. Источник:https://clck.ru/35duK3
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чернобыль и евреи. История, холокост, авария на ЧАЭС, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других