Чаусы и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Васильевна Акулич

В книге даны основные сведения о беларуских Чаусах, его историко-краеведческом музее и достопримечательностях. Пересказано об общей и еврейской истории Чаус, о холокосте, о еврейском кладбище, об известных евреях и о некоторых известных неевреях города.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чаусы и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

IV Евреи В Чаусах

Чаусы. Мельница Гусмана. Немецкая фотография. На заднем плане церковь в Заречье. Источник: https://vk.com/photo-96380845_418215074

4.1 Поселение евреев в Чаусах. Семнадцатое-восемнадцатое столетия

Поселение евреев в Чаусах

Поселение евреев в Чаусах происходило не позднее семнадцатого столетия.

Семнадцатое-восемнадцатое столетия

Энциклопедические данные говорят о том, что в эпоху Речи Посполитой во время Польско-Русской войны (в 1654-м году) многим евреям из местечка Мстиславского воеводства не повезло — они были пленены русскими и умерли на чужбине. Земли умерших евреев магистрат конфисковал. Тогда же евреи стали привлекаться магистратом к городской юрисдикции (по магдебургскому праву).

Год 1667-й. Это было время обнародования Виленским каштеляном Михаилом Пацем предписания, чтобы магистрат вернул евреям земли их погибших собратьев.

«Михаил Казимир Пац (1650—1724) — государственный деятель Великого княжества Литовского, каштелян полоцкий (1697—1724), староста васильковский» [9]. Источник фото: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/868477/Гетман

Королем Михаилом Вишневецким было подтверждено это распоряжение Паца, а также он подтвердил его привилегию от двадцатого декабря 1667-го года в пользу евреев. В силу данной грамоты [1]:

«евреи не могут привлекаться к городской юрисдикции и свободны от участия в податях и повинностях, которые будут налагаться на мещан».

Королем было дано евреям разрешение на приобретение земель и домов, на беспрепятственное занятие винным промыслом и торговлей. Евреи согласно его предписанию могли возвести синагогу на любом «плаце», но ей не следует быть похожей на католическую церковь.

Данная привилегия содержала и иные льготы для евреев. Ее неоднократно подтверждали последующие короли, в последний раз ее подтвердил Август III.

Год 1739-й. Это был год проживания в Чаусах 283-х евреев.

В энциклопедии упоминается, что в Чаусах проживали р. Моисей Хефец и р. Калман Чаусский. Жизнь р. Чаусского была подвижнической, его почитали, как «святого».

Позднее Чаусы превратились в уездный город. Согласно окладным книгам 1787-го года, в Чаусах христиан-купцов насчитывалось пять, купцов-евреев — восемьдесят два.

4.2 Девятнадцатое-двадцатое столетия (до 2-й мировой войны). Синагоги. Еврейское кладбище

Чаусы на старом фото. Источник: https://clck.ru/YRHEY

Девятнадцатое-двадцатое столетия (до 2-й мировой войны)

Согласно проведенной ревизии 1847-го года в «Чаусовском» еврейском обществе» состояло 2 807 душ.

Годы 1870-е. Это было время особенно бурного развития города: здесь главную улицу замостили булыжником, состоялось открытие городского парка, аптеки, водяной мельницы, двух синагог.

В начале двадцатого столетия в городе проживало примерно 2500 евреев, около половины всего населения [10].

При советской власти, в результате урбанизации и индустриализации в СССР, количество евреев в Чаусах значительно сократилось. К январю 1939-го года осталось всего 1272 еврея, что составляло 17,6 процента от численности всего населения.

В конце 1920-х годов здесь были основаны два еврейских колхоза — «Эмес» и «Новый путь». Многие другие евреи Чаус работали как ремесленники, в основном в сапожных и швейных кооперативах.

В 1930-х годах в городе была идишская школа, закрытие которой произошло в середине 1938-го года. Небольшая идишская школа действовала в селе Дрануха, недалеко от Чаус.

Перед 2-й мировой войной в Чаусах проживало примерно пять тысяч человек, из них около 2 000 были евреями. То есть, евреев было примерно 40 процентов от всего населения города.

Синагоги

Годы 1870-е. В Чаусах в это время было 2 синагоги [35].

Год 1880-й. В этом году в Чаусах была одна каменная синагога и семь еврейских молитвенных домов [35].

Год 1881-й. В это время в Чаусах было две деревянные синагоги [35].

Еврейское кладбище

Источник: http://mogjewshistory.ru/chausy1

Нахождение еврейского кладбища — на окраине Чаус (рядом с автомобильной трассой на холме). Большая часть надгробий, к сожалению, уже утрачена, кладбище заросло кустарниками и травой. Еще есть на кладбище остатки старинной полуразрушенной ограды, выполненной когда-то давно из камня, а также имеются следы рва. На краю кладбища свалены полированные гранитные надгробия (их насчитывается несколько десятков).

1990-е годы. Это было время, когда кладбищенская ограда (размером почти в два метра) была разрушена.

Июль 2016-го года. В это время участниками проекта по восстановлению еврейских кладбищ были обнаружены надгробия в количестве семидесяти трех с датировкой от 1895-го года до 2002-го года.

Осуществление каталогизации кладбища привело к проявлению к нему интереса со стороны местных властей, нацеленных на развитие «ностальгического туризма», и туристов-иностранцев. В итоге была обеспечена очистка кладбища, а каталог пополнился еще двадцатью тремя надгробиями.

Источник: http://mogjewshistory.ru/chausy1

Из статьи «Чаусы. Проект реализован при поддержке CHOICE: Сultural Heritage — Opportunity for Civic Engagement» [11]:

Источник: http://mogjewshistory.ru/chausy1

«На кладбище мы обнаружили могилу Наноха Израиля Дониловича, (1899—1985) — фотография №27 — вполне возможно родственника одного из самых известных актеров США, писателя и общественного деятеля Кирка Дугласа (Исера Даниловича), отец которого был также уроженцем Чаус. Косвенное подтверждение этому то, что Исер и Израиль — варианты одного имени на идише и иврите. А как известно, в еврейских семьях было принято давать детям имена умерших предков.

По словам троюродного брата Керка Дугласа Михаила Исааковича Даниловича, в семье отца Керка Дугласа Гершеля было 12 сыновей. 10 из них, эмигрировали в США. Аарон, дед Михаила остался в Советском Союзе. В 1932 году вернулся их брат Абрам, который хотел забрать свою семью в Америку, но его обратно не выпустили. Он похоронен на старинном кладбище в Чаусах в семейном склепе. Склеп, выстоявший во время немецкой оккупации города, сейчас разрушен. Вандалы растащили гранитные плиты на продажу».

Из письма Марка Бакунина (год 2003-й) [11]:

«Отец Илья Моисеевич Бакунин родом из Чаус, мать Лиза Марковна родом из Черикова. Единственный документ, которым я располагаю, это письмо моему отцу от одного из инициаторов и исполнителей увековечения памяти чаусских евреев, убитых фашистами в октябре 41-го. Родственники этих несчастных, жившие в разных городах, сумели построить в Чаусах памятник.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чаусы и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я