Чаусы и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Васильевна Акулич

В книге даны основные сведения о беларуских Чаусах, его историко-краеведческом музее и достопримечательностях. Пересказано об общей и еврейской истории Чаус, о холокосте, о еврейском кладбище, об известных евреях и о некоторых известных неевреях города.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чаусы и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II Археологическое прошлое

Радомля Чаусского района. Источник: https://clck.ru/YRD2n

Радомля Чаусского района. Источник: https://clck.ru/YRCzq

2.1 Со времен мезолита. Период нового каменного века

Со времен мезолита

Археологические данные говорят о начале древней истории Чаусского р-на, приходящемся на время, отдаляющееся от нашего времени на десять-двенадцать тысячелетий Это был мезолит (каменный век). До этого времени имело место отступление Валдайского ледника далеко за территорию современной беларуской территории. Было смягчение климата и окончательное формирование современного рельефа, а также определение русел рек. Произошло вымирание не боявшихся сильных холодов животных: исчезли шерстистые носороги и мамонты. Олени ушли в направлении отступившего ледника — в более высокие широты.

Прошел относительно небольшой с исторической точки зрения временной период — порядка нескольких тысячелетий. За этот период проживавшие в Арктике первобытные охотники превратились в обитателей лесных массивов, приспособившихся к умеренному климату, с иными фауной и флорой.

«Сегодня местечко Радомля в Чаусском районе — обычный агрогородок со всеми стандартными атрибутами этого современного сельского поселения. Внешне почти ничего не напоминает о славной истории этой местности. А ведь много веков назад Радомля была настоящей столицей древнего славянского племени радимичей. Могилевские археологи утверждают, что люди здесь начали селиться еще полторы тысячи лет назад. Радимичи же появились где-то в IX веке. Вполне вероятно, что эти места видели легендарного Радима — основателя племени. Примерно в X веке был основан город — для тех времен очень большой. Он занимал территорию современной Радомли. И возможно, „прихватывал“ нынешние окрестные деревни. Местные говорят, что остатки горшков, вылепленных в X — XII столетиях, в Радомле можно найти превеликое множество, даже просто прогулявшись по огородам. Нередко в результате сельхозработ из земли „вырастает“ не только картошка, но древние черепки». Источник: https://krynica.by/ru/object/75-stolitsa-radimichej-radomlya.html

Предыдущая эпоха (поздний палеолит, древний каменный век) была для человека эпохой охоты на животных (ими являлись олени, мамонты и др.). Охота продолжила и далее (в эпоху мезолита) оставаться главным источником существования людей.

Имело место унаследование охотниками мезолита от их предков палеолитического периода основных приемов добычи пищи, техник обработки камня, способов изготовления оружия и орудий труда. Однако в эпоху мезолита наблюдались изменения в образе жизни людей — люди стали более изобретательными и творческими, они стали создавать новые типы жилья, у них появлялись более совершенные инструменты и методы, используемые в процессе их жизнедеятельности.

Период нового каменного века

Беларуская керамика (гончарство). Источник: https://tobelarus.by/about_country/suveniry-iz-belarusi/

Период неолита являлся последним из периодов каменного века, датируемым концом пятого — третьего тысячелетия до нашей эры.

Неолит являлся периодом изобретения человеком гончарного ремесла. Археологи при раскопках на стоянках данного периода находили, прежде всего, керамические изделия (чаще их фрагменты).

Изучение фрагментов утвари позволяло (и позволяет) ученым делать выводы о том, как изменялся опыт людей древности в использовании ими природных ресурсов. Исследования форм сосудов и их орнаментации — важнейший способ получения ценных знаний об устойчивых традициях отдельных коллективов первобытных людей.

2.2 Поселения бронзового века. Чаусские городища. Радомльский замок

Поселения бронзового века

Городище раннего железного века. Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c2b49abfa137100aab4b6a4/gorodisce-drevnerusskoe-ukreplennoe-poselenie-5c57d0b586e4a700adce8017

В бронзовом веке отсутствовала собственная сырьевая база, что являлось причиной торможения развития собственной металлургии. О бронзовых изделиях можно сказать, что они отличались большой дороговизной, из-за чего местному населению приходилось по-прежнему практиковать широкое использование инструментов, для изготовления которых применялись такие доступные в здешних местах материалы, как дерево, кость и камень. Изготовление орудий из камня происходило на базе использования более совершенной по методам и форме обработки.

Широкое распространение получили такие способы обработки, как сверление, шлифование, пиление, полировка. В качестве сырья для обрабатывающих инструментов практиковалось применения гранита, диорита, иных пород. Археологами были найдены в большом количестве сделанные из камня топоры с просверленными в них отверстиями на рукоятках (для крепления), что говорит о высокой частоте и постоянстве их использования.

Следует отметить идеальность выполнения большей части найденных боевых топоров, выполненных в форме лодки. Некоторые из них даже украшены с помощью имитирующих литейные швы рельефных полос (как это наблюдалось в бронзовых изделиях). Предполагается, что ими, скорее всего, выполнялись функции ритуального характера, либо они должны были являться символами высокого положения их владельцев.

Использование топоров главным образом происходило как использование их в качестве режущих инструментов (так же, как и использование молотков и оружия). Топоры и другие инструменты применялись при выполнении земляных либо сельскохозяйственных работ. Их обнаружение имело место при раскопках древних стоянок и захоронений (Путьки, село Каменка, Утро, Горбовичи).

Чаусские городища

«Как уверяют организаторы, впервые в Беларуси прошел праздник, основанный на событиях и стилистике того времени. Местные жители и гости праздника собрались на площадке возле старинного городища радимичей, где, как считается, была столица племени… Сегодня на части территории Замковой горы расположился агрогородок Радомля. О том, что здесь находилось поселение племени радимичей, по версии некоторых ученых, свидетельствуют найденные следы древнего городища. Ученые говорят, что территория современной Радомли — это одна из площадок, где зарождался белорусский этнос». Опубликовал Знаток города, 17.06.2014 Источник: https://chausy.by/novosti/nauka-kultura/zhilische-radimichej

Городища рассматриваются в качестве небольших по размерам, расположенных на возвышенностях на речных берегах либо на берегах глубоких оврагов крепостей. Имело место укрепление населенных пунктов с помощью глубоких рвов и земляных валов. По краям площадок возводились выполненные из дерева заборы или стены.

Нередко поселения укрепляли несколькими рвами и валами (двумя либо тремя) — ради создания барьеров для непрошенных вооруженных чужаков, пытавшихся проникнуть вовнутрь.

Населенные пункты были предназначенными для постоянного проживания либо являлись временными укрытиями, используемыми жителями, чтобы прятаться от врагов. Были и прочные стены на могучих валах, и крутые склоны мысов, и глубокие рвы. Но ничто не было способно оказаться гарантией обеспечения мирной жизни. В те времена кругом было множество врагов, искавших добычу.

В некоторых случаях использование поселений преследовало цель содержания очень ценного в те времена крупного рогатого скота (это были поселения с загонами).

Об остатках поселений и памятников известно следующее [1]:

«Остатки поселений были сохранены в городе Чаусы, недалеко от деревень Бардилы, Горбовичи, Прилёповка, Селец, Селище, Утро, Рябиновая Слобода и по два памятника — в окрестностях Высокого, Радомли, Сталки и Черенков».

Радомльский замок

Радомля Чаусского района. https://twitter.com/hashtag/Радомля?src=hash

Радомльский замок рассматривается в качестве бывшего замка, расположенного в Чаусском районе между двумя деревнями — Радомля и Александровкой. Существование его приходилось на период двенадцатого — семнадцатого столетий.

Замчищем занималось городище двенадцатого-тринадцатого столетий, располагавшееся на мысе высокого левобережья реки под названием Радуча, являющейся притоком реки Прони.

Площадка городища [4]:

«Площадка городища овальной формы (53x40 м) с севера была защищена гребнеподобным валом высотой около 4,7 м и шириной до 8 м в основе. Раннее городище по всему периметру было обнесено валом, который сейчас нивелирован за исключением северного участка. Южный, более низкий край замковой площадки, возвышается над долиной Радучи на 16 м, северо-восточный — более чем на 18 м. От берегового плато замчище было отделено рвом глубиной 10 м и шириной 40 м.»

О замке известно следующее [1]:

«Стены замка были деревянные и выполнены в виде частокола, а также городен. У него было 4 башни, в том числе одна брамная. Кроме этого, был ещё тайный выход к реке через скрытую дверь. На территории замка находился колодец, который снабжал обороняющихся водой. Замок был очень массивным и имел большие погреба. По некоторым данным, на его содержание работала вся волость, и половина выращенного пшена отдавалось гарнизону замка, на случай его осады. При обороне замка использовалась артиллерия».

Проведенные археологами в Радомле раскопки свидетельствуют о том, что в четырнадцатом-семнадцатом столетиях возведение стен здесь происходило с помощью обмазывания глиной и традиционных городней и в виде остроколов. Стены стояли на неоднократно подсыпавшемся валу. Южная часть замка была особо охраняемой. Здесь были обнаружены остатки древнего колодца, у которого сохранилась воронкоподобная впадина (ее глубина — более четырех с половиной метра, а диаметр — примерно восемь метров).

Король польский Сигизмунд Первый Старый. Источник: https://tunnel.ru/post-sigizmund-i-staryjj?mobile_version

Год 1527-й (двенадцатое сентября). Это было время принятия замка «з дворы и бояры, и их именьи, и з селы» князем Михаилом Ивановичем Заславским (Мстиславским) как дарованного ему королем польским Сигизмундом Первым Старым (он был одновременно Великим князем литовским).

Михаил Иванович Заславский [5]:

«Михаил Иванович Заславский (Мстиславский) (ум. около 1534) — последний удельный князь Мстиславский (1499—1514, 1515—1529), наместник Витебский (1495), старший сын наместника витебского князя Ивана Юрьевича Заславского. Его младшими братьями были князья Фёдор Заславский (ум. 1539), наместник Витебский (1492), Браславский (1494—1499) и Оршанский (1501—1538), и Богдан Заславский (ум. около 1530), наместник Минский (1499, 1528).

«Михаил Иванович Заславский вёл своё происхождение от великого князя литовского Гедимина (1316—1341) и его младшего сына Евнутия, получившего в 1347 году в удельное владение от своих старших братьев Ольгерда и Кейстута город Заславль Литовский (Ижеславль). Иван Юрьевич Заславский, отец Михаила, был правнуком Евнутия Гедиминовича. Михаил Иванович Заславский-Мстиславский был ленником и родственником великих князей литовских и королей польских Казимира Ягеллончика, Александра и Сигизмунда Казимировичей».

Год 1528-й. Это было время передачи Заславским Радомли своему сыну Федору, перешедшему на службу к князю московскому. Радомля вновь стала великокняжеским владением.

Год 1535-й. Это было время сильного повреждения Радомльского замка во время осады. Королем в письме панам-раде обращалось внимание на необходимость [4]:

«[срочного] отправеня замку… Радомля по добыванию Московского о опатрене спижею и учинене подможеня боярам». Половина всего собранного в волости хлеба шла в житницу Радомльского замка для создания запасов на случай осады, а доходы с корчм и пошлину — на содержание здешних пушкарей. В арсенале Радомльского замка хранилось огнестрельное оружие, которое централизованно поставляли из пушечного Виленского двора. В 1552—1565 годах для постоянного гарнизона сюда привозились гаковницы, ручницы, разная амуниция. Местная шляхта просила в 1569 году на Виленском сейме короля, чтобы он «Радомлянский замок оправить або его знову будовать расказать рачил».

Когда шла Ливонская война 1558-го—1583-го годов, Радомльский замок оказался сожженным.

Источник: http://alternathistory.com/russko-turetskaya-vojna-1569-1582-goda/

Период 1654-го—1667-го годов. Это было время русско-польской войны и формирования в Радомле беларуского казачьего полка К. Поклонского, позднее здесь было расположение частей казаков полка Нежинского. Ключевой роли в войне у замка не было, после семнадцатого столетия он не упоминается в исторических источниках.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чаусы и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я