Маркетинг в электронной B2B-коммерции (B2B eCommerce)

Маргарита Васильевна Акулич

В предлагаемой книге раскрыты основные понятия и важнейшие аспекты, касающиеся B2B-маркетинга электронной коммерции.Рассмотрен ряд важных и современных тем, относящихся к B2B-маркетингу электронной коммерции. Приведено много рекомендаций.При подготовке книги использовались в основном англоязычные источники.

Оглавление

II Основные различия между электронной коммерцией B2B и B2C

Учитывая размер ландшафта электронной коммерции, иногда бывает сложно определить различия между B2B и B2C Однако есть несколько ключевых отличий в покупательском опыте, делающих каждый тип уникальным. Они рассмотрены ниже.

2.1 Решения о покупке: факты и эмоции. Лица, принимающие решения: группы против отдельных лиц

Решения о покупке: факты и эмоции

Решения о покупке в электронной B2B-коммерции являются плановыми и логичными, а не основывающимися только на сиюминутных решениях, как многие покупки в B2C-секторе. Решения о B2B-закупках основываются на графиках работы нескольких отделов и требуют четкой информации, чтобы решить, действительно ли инвестиции окупятся.

Лица, принимающие решения: группы против отдельных лиц

Решения о B2B-покупках принимают группы из нескольких человек. Окончательный B2B-продукт после его покупки будут использовать различные отделы компании, поэтому выбор продукта должен соответствовать нескольким различным потребностям.

Лицо, принимающее решения в B2C, — это один человек, обычно совершающий покупки для удовлетворения своего эмоционального желания или только одной конкретной потребности.

2.2 Циклы покупок: длинные против коротких. Фокус: удобство, скорость и актуальная информация в сравнении с потребностями и желаниями

Циклы покупок: длинные против коротких (или сложные против простых)

Циклы покупок в B2B-сфере обычно долгие и сложные. Это связано с тем, что в данном процессе задействованы несколько отделов и отдельных лиц, таких как продавец и покупатель. Многим лицам, принимающим решения, необходим доступ к наиболее важной для них информации.

Кроме того, B2B-покупатели формируют партнерские отношения и остаются со своими поставщиками в течение длительного периода времени, тогда как отношения в сфере B2C обычно не предполагают много повторений покупок.

Размер и цена B2B-заказов также означают, что покупатели должны проявлять особую осмотрительность, чтобы гарантировать качество продукта. С другой стороны, B2C-процесс намного короче и проще.

Фокус: удобство, скорость и актуальная информация в сравнении с потребностями и желаниями

B2C-покупатели учитывают свои потребности и желания при выборе продукта, а затем выбирают продукт, который лучше всего соответствует этим потребностям. Процесс сосредоточен на том, насколько продукт может принести им пользу.

B2B-покупателями основное внимание уделяется влиянию продукта на прибыль бизнеса. Покупатели будут принимать во внимание несколько факторов, таких, к примеру, как простота транзакции, насколько она удобна для них, скорость связи и возможность завершить транзакцию, а также объем доступной информации о продукте.

2.3 Товар. Цена

Товар: размеры, количество, объемы и вариации в зависимости от сезонности продаж и покупательского поведения

Электронная B2C-коммерция сильно зависит от изменений в поведении клиентов. Более эмоциональный и импульсивный процесс покупки означает, что продавцам необходимо сосредоточиваться на таких вещах, как сезонность, количество заказов, которые они могут продать, как быстро они могут их продать, и количество запасов, имеющихся у них на складе.

В электронной B2B — коммерции ставки немного другие. Скорость и поведение клиентов практически не играют роли. Вместо этого поставщики учитывают то, сколько требуется товаров различных размеров и количеств, а также объемы и варианты продукции, которые потребуются каждому покупателю для своего бизнеса.

Цена: больше вариантов в зависимости от покупок, важности, различных показателей, комплексного дисконтирования, сегментации по сравнению со стандартными ценами

Цены на B2C — продукты устанавливаются таким образом, чтобы их можно было быстро перемещать. Цена обычно является конечной ценой, если только не предусмотрены периодические скидки, предназначенные для продвижения товаров. B2B-цены включает гораздо больше вариантов, основанных на покупательском намерении.

Некоторым продуктам придается большее значение для бизнеса, чем другим, и динамичное партнерство между B2B-покупателями и B2B — продавцами означает, что заключаются различные соглашения о продаже этих продуктов для каждого покупателя.

Дисконтирование цены могут быть немного сложнее и включать более высокие скидки в зависимости (в том числе) от продолжительности партнерства.

2.4 Заказы. Доставка

Электронная B2B-коммерция ориентирована на оптовые заказы, склад, паллетирование, зоны доставки, прямую поставку, настройку заказов. Размещение заказа на B2C-продукт означает, что, скорее всего, к двери покупателя будет отправлена небольшая посылка.

Для B2B-покупок заказы обычно выполняются оптом, поскольку закупочный бизнес склонен покупать на основе своих прогнозируемых запасов и доходов. Это означает, что в игру вступают и другие факторы, в том числе склад, на котором размещен заказ, зоны доставки, в которые перевозчики могут отправлять товар, и то, сколько настроек требуется для заказа.

Доставка

В электронной B2B-коммерции должна быть гибкая доставка, надо обеспечивать гибкость заказов и учитывать заказы на покупку.

Как и в сфере B2C, расстояние играет огромную роль в грузоподъемности и цене доставки. Однако, когда дело доходит до доставки в B2B-секторе, существует большая гибкость. Компании электронной B2B-коммерции могут использовать гибкую доставку и регулировать тарифы на доставку в зависимости от зоны доставки или размеров (габаритов) отправляемых продуктов. Для B2C-клиентов эти ставки рассчитываются автоматически, и обычно нет возможности для корректировки.

2.5 Объем закупок. Отчетность

Объем закупок: высокий или низкий.

Покупки в B2C-торговле обычно совершаются физическим лицом, это означает, что будет приобретена небольшая партия рассматриваемого товара. С другой стороны, покупки в электронной B2B-коммерции, как правило, намного больше по объему, поскольку компании будут использовать их для продажи другим клиентам.

Отчетность

B2B-отчетность должна быть подробной, гибкой, настраиваемой. С B2C-отчетностью проще. Отчетность для электронной B2C-коммерции включает только информацию о том, что продукт был продан, и цену, по которой он был продан. Идея состоит в том, чтобы сообщить о событии распродажи и не более того.

В электронной B2B-коммерции в отчетность необходимо включать гораздо больше деталей.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я