Штетл Мир и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Акулич

Сегодня Мир является небольшим поселком, каких в Беларуси немало. Он, несомненно, красив, однако его еврейская история делает его особенным. Ведь здесь находилась знаменитая, известная во всем мире иешива.В данной книге в лаконичной манере рассказано об истории Мира, о его синагогах и еврейском кладбище, о холокосте и иешиве.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Штетл Мир и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II Еврейский штетл Мир

Штетл Мир, старое фото. Источник: http://shtetlroutes.eu/ru/yizkor-book-of-mir/

«В 2005 году вместе с моим другом Зеэвом Бен-Арье, тогдашним послом Израиля в Республике Беларусь, я приехал в городской поселок Мир Гродненской области, который находился в 85 км от Минска, недалеко от границы с Литвой. Сегодня название этого поселка ничего не говорит евреям, а когда-то, в прошлом и позапрошлом веках, в еврейском мире названия Воложин, Мир звучали так же, как звучат сегодня названия Кембридж и Оксфорд. В местечках Мир и Воложин находились знаменитые на весь еврейский мир ешивы — центры еврейского религиозного образования. В них познавали тысячелетнюю мудрость еврейские юноши со всех концов света.

…Целый день мы бродили по улицам поселка Мир. Заглянули на почту… Одни говорили нам, что здесь, в здании почты, находилась ешива. Нет, говорили другие, ешива находилась вон в двухэтажном доме. А здесь жили ученики. Неправда, возражали третьи, здесь была миква. Никто ничего уже не помнит. Нет ешивы, нет евреев в Мире. А когда-то…» (Владимир Ханелис [2])

2.1 Лаконичная история еврейского штетла Мир. История появления евреев в местечке Мир

Лаконичная история еврейского штетла Мир

Это местечко городской старинной планировки, на окраине которого расположен замок, составляющий в альянсе с парком единый гармоничный ансамбль.

Штетл Мир успешно развивался благодаря тому, что он был расположен рядом с торговой пристанью в Свержене. Именно от этой пристани брал свое начало путь по реке Неман. Расположение Мира было весьма удачным — на дорожной развилке — из городка с названием Новогрудок в Слуцк и в Минск (через Несвиж).

Витовтом Великим было дано евреям разрешение поселяться и вести торговлю на землях, принадлежавших ВКЛ (Великому княжеству Литовскому). Каждый из евреев в это время был подданным князя.

Однако наступил 1539-й год, когда великим князем Жигмонтом Старым было даровано евреям право выхода из-под опеки князя и входа под опеку тогдашней шляхты. Шляхта эту инициативу живо подхватила и начала приглашать лиц из еврейства в свои местечки и города. А пока согласившиеся на переезд евреи обустраивались, они были освобождены от налогов.

ФОТО: Павел Санько. Еврейские дома на площади 17-го сентября. Мир, рынок. Источник: https://shalom.by/2020/02/i-tselogo-mira-malo/?

Шляхте евреи были нужны, поскольку их присутствие давало шансы на получение хороших доходов. Евреи и в те времена имели такие качества как активность, предприимчивость, энергичность, законопослушность и платежеспособность. Их занятиями были ремесла и торговля. Ими в Западную Европу ввозилась сельскохозяйственная продукция и лес. У них был талант налаживания производства молочной продукции, они могли обслуживать мельницы, заниматься винокуренным делом, содержать свои шинки и т. д. Евреи были выгодным населением и шляхта это ценила. Говорят, что даже имел место случай, когда на очередном съезде польского сейма было принято решение о возложении на евреев дополнительного налогового бремени. Шляхта этот съезд грозилась сорвать. Евреи находились под покровительством князей Радзивиллов, владельцев Мира.

Мир был наделен с 1579-го года малым Магдебургским правом, что означало частичность его самоуправления, наличие судебного иммунитета, получение налоговых льгот, собственности на землю, а также освобождение жителей его от несения воинской повинности. Горожанами была избрана рада, возглавление которой князь поручал конкретному войту. В государстве Речь Посполитая Мир относился к Новогрудскому воеводству, с 1795-го года он вошел составной частью в Российскую империю.

История появления евреев в местечке Мир

Фото из источника «Красивые места Беларуси» — http://krasivye-mesta.ru/belarussiya

Первые упоминания о появлении евреев в Мире относятся к 17-му столетию.

В 1765-м году мирский кагал состоял из шестисот семи евреев. Мирской общиной управлял вначале кагал Несвижский. Но вскоре мирским кагалом была получена собственная юрисдикция и он с тал членом Литовского Ваада.

Евреи не принимали участие в самоуправлении Мира, и Магдебургское право на них не распространялось. У кагала был свой набор преимуществ, прав и обязанностей. В его обязанности входило слежение за синагогами, их состоянием и порядком в них. Кагал заботился о снабжении евреев религиозной литературой, о больных, за которыми требовался уход, о содержании еврейских кладбищ, о наличии порядка и чистоты, об обеспечении контроля за ценами, о нравственности евреев, о найме таких работников как фельдшера, повитухи, сторожа и т. д.

У кагала была обязанность уплаты разных налогов — подушного, с земельных участков и домов, на ведение торговой деятельности, военного налога и многих других.

Мир, ул. Виленская, нач. 20 в. Источник: Книга памяти — http://shtetlroutes.eu/ru/yizkor-book-of-mir/

В штатле Мир большинство евреев занималось ремеслами. Но были среди них и крупные купцы. Всего профессий, которые имели жители Мира, было сорок девять. Евреи были портными, скорняками, гончарами, столярами, кузнецами, оружейниками, ювелирами, и конечно, местными музыкантами. В местечке производили и обрабатывали (согласно техникам задымления глазури и росписи) изразцы и керамику. Мирскими евреями использовалась и довольно по тем временам дорогая стеклянная посуда [3]:

«Евреи торговали шелком, полотном, мехом и бижутерией. В 1677 г. в Мире насчитывалось 12 лавок и 97 магазинов, большинство которых принадлежали евреям. Когда о паненке, которая собиралась замуж, говорили: „Поехала в Мир“ — эту означало, что она готовит приданное. Евреи из Мира торговали с Лейпцигом, Кенигсбергом, Мемелем, Либавой. В 1806 г. в Мире было 807 евреев (30 купцов и 106 портных). По ревизии 1847 г. „Мирское еврейское общество“ состояло из 2273 душ, по переписи 1897 г. — насчитывалось 5401 жителей, включая 3319 евреев. В 1910 г. работало частное женское еврейское училище».

2.2 Развитие Мира. Оккупация Мира нацистами. Мир послевоенный. Известные евреи Мира

Развитие Мира

Источник: Книга памяти — http://shtetlroutes.eu/ru/yizkor-book-of-mir/#

В 18-м столетии местечко Мир превратилось в один из важных духовных центров на территории Беларуси. В нем проживали и трудились известные ученые — талмудисты, галахисты и проповедники.

В 19-м столетии (в его начале) большой влиятельностью стало отличаться движение Хабад. В 1815-м году в Мире состоялось появление иешивы. В ней было много слушателей из различных стран (всего 400 человек). Зданию иешивы удалось сохраниться. Оно было довольно красивым и по тем временам стильным. Фасад с отличающимся изяществом кованым балконом напоминал классический портик.

Возле иешивы располагалось здание отапливаемой синагоги, в которой можно было организовывать сборы круглогодично. Вторую, «холодную» синагогу не отапливали, ее здание использовалось только в летнее время.

В 1939-м году в Мир вошли бойцы-красноармейцы. Поэтому преподавателям иешивы пришлось перебраться в Вильно, а позднее в Нью-Йорк и Иерусалим, где ими были основаны иешивы, названные «мирскими».

Оккупация Мира нацистами

Мир является сегодня привлекательным, относительно благоустроенным поселком. Он дышит архитектурой средневековья. Им, конечно, можно любоваться. Но никогда нельзя забывать о том, что в нем когда-то жили в большом количестве еврейские люди, которые его облагораживали с помощью своей культуры и своих особых традиций, своего прекрасного языка идиша. Нет сегодня этих людей. Не вернуть их никогда. Но забывать их ни в коем случае нельзя. Ведь они стали жертвами Холокоста, убитыми жестоко и бесчеловечно. (М. Акулич)

Евреи Мира были просто мирными людьми Источник: Книга памяти-http://shtetlroutes.eu/ru/yizkor-book-of-mir/#

Оккупация Мира нацистами произошла 26 числа месяца июня в 1941-м году. А в ноябре (9 числа) этого года нацисты произвели расстрел более полутора тысяч евреев местечка. Расстрел осуществлялся на окраине разбитого за зданием замка парка в песчаном вырытом карьере. Как обычно это делали нацисты, они не сделали исключение ни для детей, ни для стариков.

В 1966-м году имело место установления жертвам геноцида обелиска. В 1996-м году было предпринято обновление памятника и установление на нем мемориальной доски с надписью на языке иврите (хотя мирские евреи говорили на идише).

Рядом с Миром находится ряд мест, где проходили массовые убийства евреев. В ноябре месяце 1941-го года нацисты уничтожили 700 человек из числа евреев. На месте убийства имеется обелиск, установление которого произошло в 1967-м году.

Около бывшего еврейского местечка мир в Ябловщине (название урочища) фашисты в 1942-м году расстреляли еще много евреев — 750 человек.

Путешествия по Беларуси: Мир и Мирский замок. История местечка Мир. Фото из источника: https://www.mishanita.ru/2014/08/06/22977/

Приблизительно 850 представителей еврейской национальности нацисты заключили в гетто, устроенное ими в мирском замке. Узники данного гетто не сдались просто так, они сопротивлялись. В гетто была организована подпольная группа, состоявшая из восьмидесяти человек, руководство которой взял на себя Руфейзен. Когда до подпольщиков дошла информация о предстоящей ликвидации нацистами гетто, они организовали побег из гетто двухсот человек в лес. Но некоторые евреи остались, и им суждено было погибнуть.

Мир послевоенный

Фото из источника: Мирский замок, Беларусь: история и мои приключения. https://club-hotels.ru/otzyvy-turistov/73558–mirskii-zamok-belarys-istoriia-i-moi-priklucheniia

Когда война завершилась, возрождения еврейской жизни в Мире не произошло. Иешива стала использоваться как здание учебного комбината сельскохозяйственных механизаторов, «холодную» синагогу превратили в местную почту. Синагога «теплая» оказалась пустой и заброшенной.

На площади, которую называли раньше Рыночной, остались еврейские дома-каменицы, но их осталось всего несколько, об остальных напоминал лишь ряд сохранившихся крылечек, ступенек ведущих, собственно, в никуда…

Сохранившееся здание хедера в Мире. Фото из источника: https://shalom.by/2020/02/i-tselogo-mira-malo/?f

Сегодня беларуский Мир считается городским поселком в Гродненской области (Кареличский район). Жителей в нем примерно 2,6 тысяч. На еврейское прошлое до последнего времени практически не обращалось внимания. Относительно недавно стали обеспечивать уход за еврейским кладбищем, бывшей «теплой» синагогой и сохранившимися домами на Рыночной площади.

В некоторых местах, где прежде проживали евреи, произошло размещение магазинов и кафе. Хорошо было бы, если бы евреи в эти места вернулись. Когда-нибудь…

Известные евреи Мира

Известные евреи Мира [1]:

«Мелцер Исер Залман (1870—1953), крупный раввин, глава иешивы и галахический авторитет в Белоруссии и в Палестине

Рабинович, Михл Ицхак ((1948—1879) — израильский писатель и журналист

Шазар Залман (1889—1974) — третий президент Израиля».

Шломо (Соломон) Маймон — величайший еврейский философ, рожденный в Суковыборге, находившемся близ Мира, закончивший в Мире еврейскую школу. Им была подготовлена и издана книга «Автобиография», о которой написано в ежемесячной газете Еврейская панорама следующее [4]:

Шломо (Соломон) Маймон. Источник: http://www.ejwiki.org/wiki/Файл:12579_L.jpg

«Исследователи утверждают: эта книга, написанная по-немецки и впервые изданная при жизни автора в Берлине в 1792 г., уникальна. Подобных ей в мемуарной литературе Европы XVIII в., говорят, не найти. Несмотря даже на то, что сочинения такого рода люди осьмнадцатого столетия — их очень интересовало становление личности и формирование ее собственными усилиями — и писали, и читали во множестве. Конечно, читателю вспомнится и неминуемый Жан-Жак Руссо с его „Исповедью“ (и справедливо: „Исповедь“, образец для многих автобиографий, стала таковым и для Маймона), и Михайло Ломоносов, ушедший из Холмогор в Москву за знаниями почти в том же возрасте (и даже примерно в то же время — чуть раньше), что и молодой талмудист Шломо бен Иехошуа, который покинул родной Суковыборг близ города Мир в Великом княжестве Литовском ради того, чтобы стать свободным философом. Как и Ломоносову, задуманное ему блестяще удалось. Соломон Маймон (1753—1800) добрался до Берлина, стал сподвижником Фихте и Канта и оставил внушительное философское наследие. Притом философом он был не немецким, а именно еврейским. Маймон — его литературный псевдоним, взятый в честь Моисея Маймонида — Моше бен Маймона. Но эта его книга, не менее важная, чем ученые труды, — даже не о философии главным образом. Она о том, как человек сумел преодолеть все неблагоприятные обстоятельства (мы ведь помним, что Солт Уиттмайер Барон считал основной чертой еврейского характера?) и вопреки им создать из себя выдающуюся личность. Интересна и культурная ситуация, в которой это происходило: как раз на время Маймона пришлось вызревание крупнейшего раскола среди европейского еврейства — формирование, с одной стороны, новой религиозной силы, хасидизма, с другой — нарастание интереса части еврейского общества к просвещению — Гаскале. Кстати, книга — важнейший источник для изучения быта и нравов евреев Восточной Европы того времени. Соломон Маймон. Автобиография / Перевод с немецкого. — М.: Книжники, 2016. — 348 [4] с. — (Наследие Соломона Маймона.)»

2.3 Мирске синагоги и еврейское кладбище

Мирске синагоги

«В 1897 году в этом местечке проживало 3319 евреев (общая численность населения — 5401 человек). В Мире функционировало 6 синагог. Одно из сохранившихся по сегодняшний день зданий наглядно представлено на снимке. Причём, его внешний вид почти не изменился». Источник: http://sinagoga.by/istoriya-belorusskih-sinagog

Мир. 1 сентября 1964г. Слева — здание бывшей иешивы. В центре — здание учебных классов. Справа — здание бывшей теплой синагоги. Источник: Книга памяти — http://shtetlroutes.eu/ru/yizkor-book-of-mir/

Синагога в местечке Мир. Фото: Википедия

О синагогах Мира написано на сайте Vetliva [5]:

«История синагогального двора в Мире началась в XVIII веке. Главный объект ансамбля «Холодный» дом собраний, выполненный в стиле классицизма — построили в 1896 году. Как вы думаете, почему синагога получила такое название? Оказывается, здание никогда не отапливалось и предназначалось только для проведения религиозных праздников для всех еврейских жителей. В послевоенное время в здании синагоги основали профессиональное училище, а в 2015 году, после тщательной реставрации и обновления, в еврейском здании открылась гостиница «Мирский посад», предлагающая гостям города комфортно провести время, поужинать или отметить праздники в уютном ресторане.

В городском поселке Мир сохранилось и яркое здание купеческой синагоги, построенное в XIX веке. Крыша молитвенного дома — зеленого цвета, а по всему кирпичному фасаду, выполненному из красного кирпича, вымощены арки».

пппп

Синагогальный двор. Мир. 30-ые годы 20-го века. Источник: https://shalom.by/2020/02/i-tselogo-mira-malo/?f

«Бывшая Главная синагога. Сегодня «Отель Мирский Посад. Адрес: улица Кирова 26, 231444 Мир, Беларусь». Источник: https://booking.traveltheworld.com.ua/hotel/by/mir/mirskiy-posad

Бывшая Главная синагога. Источник: http://www.europetourism.su/foto-galereya-mira-belorussiya/

Главная синагога. Явно претерпевает реконструкцию. Строили ее в самом конце XIX века. Андрей Бортников. Фотограф в Минске. Источник: https://arch-heritage.livejournal.com/1826490.html

Главная синагога. Явно претерпевает реконструкцию. Строили ее в самом конце XIX века. Андрей Бортников. Фотограф в Минске Источник: https://arch-heritage.livejournal.com/1826490.html

Сохранившееся здание Большой Холодной синагоги в Мире. Источник: https://shalom.by/2020/02/i-tselogo-mira-malo/?

Купеческая синагога. Сейчас там офис Орифлейм. Андрей Бортников. Источник: https://arch-heritage.livejournal.com/1826490.html

«Мир. Большая синагога, купеческая синагога 19 в.» Источник: http://shtetlroutes.eu/ru/yizkor-book-of-mir/

Купеческая синагога. Источник: https://vetliva.ru/tourism/what-to-see/sinagoga-v-mire/

Мирское еврейское кладбище

О Мирском еврейском кладбище написано в статье «Еврейское наследие в Беларуси: что и где посмотреть?» [6]:

«Сохранились в Мире и остатки еврейского кладбища. Оно находится в северо-восточной части местечка на улице Пионерской. После Второй мировой войны многие мацевы (еврейский аналог надгробий) были украдены и использовались для строительства. До наших дней дошли несколько сотен мацев».

Фото © К. Шастоўскі. Источник: https://www.radzima.org/ru/object-photo/1593.html

Фото © К. Шастоўскі. Источник: https://www.radzima.org/ru/object-photo/1593.html

«Эти фотографии сделаны примерно с одного места с разницей около 100 лет. Фото Михаил Судник. Источник: https://kindus.tourister.ru/photoalbum/25460/9166615#photo

Фото Михаил Судник. Источник: https://kindus.tourister.ru/photoalbum/25460/9166615#photo_9166453

ФОТО: Юлиана Миколуцкая. Вход на еврейское кладбище. Мир. Источник: https://shalom.by/2020/02/i-tselogo-mira-malo/?

Фото © К. Шастоўскі. Источник: https://www.radzima.org/ru/object-photo/1593.html

Еврейское кладбище в Мире. Фото © К. Шастоўскі. Источник: https://www.radzima.org/ru/object-photo/1593.html

Еврейское кладбище в Мире. Фото из источника: https://shalom.by/2020/02/i-tselogo-mira-malo/?f

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Штетл Мир и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я