В предлагаемой книге приведены основные сведения об украинском городе Умань. Пересказано об общей и еврейской истории города и о его еврейском настоящем.Пересказано о еврейских погромах, о холокосте, о паломничестве, об известных евреях города и об Уманском краеведческом музее.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Умань (Украина) и евреи. История, погромы, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
III Рабби Нахман из Брацлава
3.1 Представление. Биография
Слева направо: Исраэль Баал Шем Тов (Источник фото: https://clck.ru/ZFEw8), Рабби Нахман из Брацлава (Источник фото: https://clck.ru/ZEqst)
Поскольку далее речь пойдет о евреях в Умани, где находится могила Рабби Нахмана из Брацлава, логично посвятить ему отдельную главу книги.
Представление
Рабби Нахман из Брацлава. Источник: https://www.youtube.com/watch?
«Он каждый день заставлял себя думать, что ему предстоит только этот единственный день. А на один-единственный день человек может принять на себя очень многое…» [36]
Рабби Нахман из Брацлава/Бреслова/Бреслева (в обиходной речи — Ребе Нахман) известен в качестве основателя брацлавского (бресловского) хасидизма, правнука основателя хасидизма Исраэля Баал Шем Това.
Рождение его произошло в Меджибоже в 1772-м году (четвертого апреля). Уход из жизни датируется шестнадцатым октября 1810-го г. (умер в Умани в молодом возрасте — в возрасте тридцати восьми лет).
Биография
Отцом основателя брацлавского (бресловского) хасидизма был Нахман из Городенки (один из последователей и учеников Баал Шем Това). Матерью его являлась ребецн Фейга, приходившаяся Баал Шем Тову внучкой. Вырос он в доме, который принадлежал самому Баал Шем Тову, так как этот дом унаследовали его родители. В детском возрасте он часто слышал хасидские предания.
Перед тем, как ему исполнилось тринадцать лет (до бар-мицвы — религиозного совершеннолетия), он обеспечил составление сборника под названием «Книга нравственных качеств афоризмов на темы разного рода проявлений еврейской духовной жизни».
Женился он в тринадцатилетнем возрасте, после женитьбы перебравшись в дом тестя — в Осятен (Осот), находившийся в Киевской губернии
Много времени у него занимали молитвы и уединенная медитация в находившемся поблизости лесу, и углубленное изучение Каббалы. Он также постоянно постился.
Когда тесть Рабби Нахмана ушел из жизни, состоялся его переезд в Медведевку, здесь происходило оформление им особенного стиля будущего брацлавского хасидизма.
Год 1798-й. Это был год совершения им поездки в Палестину, он посетил Тверию и Цфат, но в Иерусалиме по причине нашествия Наполеона он не побывал.
Год 1800-й был годом его проживания в Медведевке, после он перебрался в Златополь. В Златополе умерла от тяжкого недуга (это был туберкулез) его молодая жена, которую похоронили на еврейском местном кладбище. И он покинул Златополь, вернувшись на прежнее место жительства. Он сменил не одно место жительства — пока в итоге окончательно не поселился в Брацлаве (Бреслеве или Бреслове), этот город стал центром его «двора».
Ему пришлось столкнуться с ожесточенной борьбой отдельных лидеров хасидизма.
Раби Нахман из Брацлава. Источник: https://clck.ru/ZEqst
В Бреслове состоялось его знакомство с Натаном (ребе Носоном) Стернхартцем, впоследствии ставшим его верным последователем, жизнь которого оказалась посвящена делу сохранения наследия рабби Нахмана и распространению его учения.
Натан Бресловский [14]:
«Натан Бресловский (22 января 1780 — 20 декабря 1844), также известный как Реб Носон, урожденный Натан Стернхартц, был главным учеником и писцом Ребе Нахмана из Бреслова, основателя бресловской хасидской династии.
Ребе Носону приписывают сохранение, продвижение и расширение движения Бреслова после смерти Ребе. Сам Ребе Нахман сказал: «Если бы не Реб Носон, ни одна страница из моих писаний не осталась бы».
Год 1810-й. В это время р. Нахман, предчувствовавший неотвратимость приближения своей кончины, поселился в Умани, в этом городе незадолго (за несколько лет) до его рождения произошла Уманская резня. Он говорил [13]:
«Души умерших там за веру, ждут меня».
4.2 Кончина Рабби Нахмана. Учение. Натан Стернхартц (или Штернгарц)
Кончина Рабби Нахмана
В 1810-м г. он умер от туберкулеза. Его похоронили на уманском еврейском кладбище — возле могил погибших от страшной резни людей во время Колиивщины (восстания гайдамаков). Это было его желание — быть похороненным возле этих могил. Его последователям необходимо об этом помнить.
Кончина цадика произошла во время еврейского праздника Суккот, он ушел из жизни очень молодым, ему было всего тридцать восемь лет. Перед этим [17]:
«он завещал своим последователям посещать его могилу хотя бы раз в году — и если хасид после смерти попадет в ад, то рабби Нахман будет молиться и ходатайствовать за него перед Всевышним. Согласно легенде, рабби обещал ученикам, что будет их вытаскивать из ада за волосы, и поэтому бреславские хасиды обязательно носят пейсы — чтоб цадику было удобней ухватиться…»
О кончине Раби Нахмана написал Авром Шмулевич (статья «Умань, Рош а-Шоно… Что такое Брацлавский Хасидизм (часть первая)» [30]:
«Это был его последний Рош-а-Шана в этом мире. Он сам знал это, но никто другой не хотел в это верить. Слишком рано… Ему не исполнилось еще и сорока лет. По заведенному обычаю, утром первого дня праздника он должен был бы уже начать подготовку к своей беседе на Рош-а-Шана, которая начиналась вскоре после полудня того же дня и заканчивалась вечером. Но на этот раз туберкулез, с которым он боролся три последних года, начал одерживать верх. Как раз в тот момент, когда должны были начаться приготовления, у него пошла горлом кровь. Приступ оказался очень сильным, наступила ночь, но кровотечение все продолжалось. Несколько сот человек ожидали в синагоге, уповая и молясь, что он сможет выйти к ним. „Что я могу рассказать вам? — говорил он прежде, — Нет ничего выше, чем быть со мною на Рош-а-Шана“.
В конце концов он появился. Он был очень слаб. Посидев некоторое время, он начал говорить совсем тихим голосом. То, что он вообще смог закончить свою речь, противоречило всем законам природы. Было ужасно тесно из-за множества присутствующих, несколько человек в толпе потеряли сознание. Он говорил о будущем, о том, как весь мир будет наполнен знанием Б-га и мы увидим, что все, что происходит в мире, управляется Им, что все вокруг — это чудо. Все творения запоют новую песнь любви и доброты… Это была его последняя беседа на Рош-а-Шана, вообще его последняя беседа. В конце своего выступления он обратился ко всем присутствующим: „Неважно, из какого города вы пришли. Мои последователи должны возвратиться домой и объявить: „Всякий верящий в Б-га должен прийти к рабби Нахману на Рош-а-Шана.“
Две недели спустя он лежал в кровати, одетый в свои лучшие одежды. Кто-то привел в порядок его платье и смыл кровь с его бороды. Еле-еле, в такт своим мыслям, он крутил между пальцами шарик воска. Необычайно сильный порыв ветра пронесся по городу Умани, сбрасывая камни со склонов холмов. Сукка рядом с домом рухнула наземь. В другом месте внезапно вспыхнул огонь. Люди решили, что он ушел. „Ребе! Ребе! На кого ты покинул нас?“ Но он слышал; он все еще был с ними. Он покачал головой, как бы говоря: „Я не покинул вас, упаси Г-сподь!“
Вскоре после этого он скончался. Некоторые из присутствующих говорили, что, хотя они и видели людей, тихо и мирно покидавших этот мир“ — но никогда они не были свидетелями такой спокойной кончины.
Большое смятение воцарилось в комнате, люди начали громко рыдать. На следующий день тысячи скорбящих присутствовали на похоронах. Ребе Нахман был погребен 17 октября 1810 года в месте, которое он сам выбрал, — на старом кладбище в Умани, среди двадцати тысяч еврейских мучеников, убитых гайдамаками в этом городе около 40 лет назад».
Учение
Раби Нахман из Брацлава. Источник: https://www.pinterest.ru/pin/238550111489040962/
Учение рабби Нахмана — это, прежде всего, отношение цадика к хасидам, своим приверженцам [13]:
«Цадик — это душа, а хасиды — тело. Они взаимно дополняют друг друга. Хасид «должен прилепиться к цадику», жадно прислушиваться ко всем его словам и, отбросив всякие мудрствования, отречься от всех собственных суждений и мыслить только умом цадика. «Это — основа благочестия.
Однако хасид должен при этом оставаться свободным.
В самом цадике, как, впрочем, и в Торе и Каббале, заключаются две силы, смертоносная и животворящая, и от свободного выбора хасида зависит, какой силе он подчиняется. Но цадик тоже нуждается в хасидах, ибо озарение цадика, то есть его постижение Божественного, совершается только через народ».
Рабби Нахман учил, что необходимо непрестанно заботиться о нравственном очищении. И он говори, что уныние является худшим врагом веры.
Им обеспечено введение в хасидизм новой составляющей: народных сказок. До него практиковалось рассказывание хасидами лишь историй о прославившихся цадиках. Притчи Нахмана и его сказки — это аллегорические сказания о героях и принцессах.
Преемника себе Нахман не назначил (в этом одно из его отличий от других ребе).
Натан Стернхартц (или Штернгарц)
В Умани имело место проживание ближайшего ученика рабби Нахмана — Натана Стернхартца, детально записывавшего мысли и учение своего учителя. Самим рабби Нахманом не было оставлено после себя каких-либо письменных трудов, все его идеи и мысли были систематизированы и сохранены рабби Натаном. Во многом именно благодаря рабби Натану в настоящее время бресловский хасидизм представляет собой одно из самых крупных и значимых хасидских течений в мире.
Ближайшего ученика рабби Нахмана похоронили в поселке Брацлав (украинская Винницкая область), в месте, считающемся колыбелью данного течения.
Учение Рабби Нахмана являлось и продолжает являться источником вдохновения для хасидов. Оно было систематизировано и опубликовано его ближайшим учеником, ребе Натаном Стернхартцем.
О рабби Натане в материале Эли Визеля «Рассыпанные искры» написано следующее [24]:
Огель на могиле рабби Натана Штернгарца в Брацлаве. Источник фото: Нафтоли Хайкин. Великий Ученик великого Учителя — https://ujew.com.ua/history/velikij-uchenik-velikogo-uchitelya
«Рабби Натан был не просто голосом рабби Нахмана, и это выяснилось после смерти Учителя. Любимый сподвижник и лучший ученик Нахмана, он сам воспринимался как рабби. Люди искали его совета, просили его благословения, ходили на его службы. Они называли молитву Натана «толкованием молитвы».
Но Натан, преданный и смиренный приверженец цадика, всегда считал себя только его учеником. Лишь эта роль была ему по вкусу. Он говорил: «Я безумен, как и весь мир, но мне выпало счастье лицезреть один ясный ум». Еще он сказал: «Блажен тот, кто встретился взглядом с рабби Нахманом, блажен тот, кто встретился взглядом со мной, смотревшим в глаза рабби Нахману».
Что привело его к цадику из Брацлава? «Сон, — говорил он, — Во сне мне привиделось, будто пошел я в пекарню купить булочек. По дороге меня осенила ужасная мысль: да неужто в этом заключается моя жизнь? Брать булочки от одного человека и передавать другому? И это все? И тут передо мной явился человек, который сказал: „Если хочешь, чтоб я тебе помог, будь со мной“. Это был рабби Нахман».
4.3 Могила рабби Нахмана в Умани. Паломники у могилы рабби Нахмана
Могила рабби Нахмана в Умани
Умань. Могила цадика Нахмана. Источник: https://clck.ru/ZFKwh
Могилу рабби Нахмана в городе Умань сразу стали навещать паломники, особенно, когда проходили главные еврейские праздники, одним из которых является праздник Рош Ха-Шана. Сохранение данной традиции имело место до середины 1920-х годов, а в конце 1980-х годов произошло ее возрождение.
Из статьи «Что евреи забыли в Умани? Рассказываем, почему каждый год тысячи паломников едут в украинский городок» [47]:
«Что случилось с могилой раби в Советском Союзе?
Во время Второй мировой войны еврейское кладбище Умани было разрушено нацистами. На его месте решили построить новый жилой район, и могила цадика оказалась под угрозой. Хасиды рассказывают, что ситуацию спас некий гер (нееврей, перешедший в иудаизм. — Прим. «Цимеса») — власти не заподозрили его в связи с евреями, так что он выкупил участок земли, где находилось захоронение, и построил там дом, но так, чтобы могила прилегала к стене жилища.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Умань (Украина) и евреи. История, погромы, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других