Сморгонь и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Акулич

В книге приведены основные сведения о беларуском городе Сморгони, пересказано о его общей и еврейской истории, о холокосте в нем и о его достопримечательностях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сморгонь и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I Сморгонь: основные понятия

Сморгонь. Источник: https://planeta.intes.by/map/belarus/grodnenskaya-oblast/smorgonskiy-rayon/smorgon/

1.1 Общее представление. Происхождение названия

Общее представление

Сморгонь (па-беларуску Смаргонь, Смаргоні, по-польски Smorgonie) является городом, административным центром Сморгонского р-на, узлом автомобильных дорог на Крево, Свирь, Вильнюс, Вилейку, Молодечно, а также ЖД-станцией на линии «Молодечно — Вильнюс».

Город расположен:

в Беларуси (область Гродненская), на реке под названием Оксна (она является левым притоком р. Вилии), а также ее притоке (р. Гервятка);

в двухстах шестидесяти километрах от гор. Гродно (Сморгонь находится северо-восточнее);

в ста десяти километрах к от гор. Минска (Сморгонь находится северо-западнее).

Население по численности — 37528 чел. (по состоянию на первое января 2019-го года).

Происхождение названия

Сморгонь. Источник: http://www.fotobel.by/goroda/smorgon/

О принятии одной версии происхождения названия города говорить не приходится, поскольку имеет место существование ряда версий.

Согласно мнению беларуского топонимиста В. А. Жучкевича и российского географа Е. М. Поспелова название, скорее всего, происходит от прозвища Сморга, а последнее «может восходить к балтийскому smurgo — неряха, халтурщик, также подмастерье».

Местные краеведы склоняются к принятию иных версий [1]:

«Согласно одной из них, название города произошло от соединения двух слов — морг (единица площади равная приблизительно 0,71 га) и гони (пахотный участок). Первые владельцы местечка Зеновичи будто бы наделяли крестьян землёю площадью не более одного морга. Поэтому эти участки стали называть „с морг гони“, то есть гони величиной с морг».

Существует также версия, согласно которой один из Радзивиллов одаривал участками земли размером с морг загонщиков, отличившихся на княжеской охоте. Однако Сморгонь перешла во владение Радзивиллов только в 1628 году, а название известно с начала XVI века.

Согласно другой популярной версии первые жители поселения гнали скипидар из выкорчеванных при разработке участков пней — так называемый смар или смур. Отсюда название профессии местных жителей — «смарогоны» или «смургони».

Существует версия, согласно которой название города произошло от названия небольшой речки. В этом случае гидроним Сморгонь рассматривается как состоящий из двух корневых основ: Смор — и — гонь. Вторая часть объясняется при сопоставлении с иранскими словами кан, хан, хон — «источник», «ручей». Первая часть названия связывается с этнонимом кимеры (киммерийцы)».

Сергей Колибаба в статье «Сморгонь — этимология топонима» написал следующее [2]:

Река Вилия. Yuriy Shim 19.01

yuriy_shim. Источник:

https://photocentra.ru/work/685980

«Скорее всего, именем СМОРГОНЬ первоначально была обозначена свободная, незаселенная территория, пожалованная Зеновичам по реке Вилия, границами её была река (река с притоком); термин, скорее всего, означал участок „ответственности“ князей Зеновичей по защите подступов к столице Вильно.

5) Предлагаемая этимология с использованием иврита

В Виленском воевоводстве были административные единицы — Гмины Ошмянские: Ошмяны, СМОРГОНЬ, Гольшаны, Граужишки, Девенишки, Крево, Куцевичи, Поляны, Солы (перед разделом Польши).

Сморгонь (белор. Смаргонь, Смаргоні, польск. Smorgonie), расположен в пределах Нарочано-Вилейской равнины к востоку от Вильнюса (Вильно) на реке Оксна (левый приток реки Вилия) и её притоке реке Гервятка. Учитывая военную историю этой местности, очевидно, что река Вилия рассматривалась как оборонительный рубеж на подступах к столице Вильно с востока (со стороны России) — сторожевая линия. В районе Сморгони река совершает поворот на север и через 75—80 км протекает через Вильнюс (Вильно), она достаточно полноводна и широка для того, чтобы исключить внезапное нападение крупных воинских отрядов (глубина 2,5—8 м, ширина от 20 до 40 м), нужно время на переправу.

СМОР + ГОНЬ = иврит — ШОМЕР, ШАМАР беречь, сторожить, хранить, стеречь, нести охрану + ГАН, ГАНАН, ГОНЕН защищать, оборонять, прикрывать; или Г артикль + ОН богатство, потомок; т.е. нести охрану и оборонять (сторожевой рубеж).

Термин ШАМАР часто употребляется в Библии, общеизвестен топоним Самария (ивр. Шомрон город и область), который применяется и в русской топонимике (Самара), при транслитерации с иврита на русский язык буква ШИН-СИН; часто передавалась русской буквой С.

Таким образом, перед нами заимствование библейского образа (Самария), создавая свою административную систему, литовские князья пользовались общепринятыми и общепонятными иудеохристианскими словами-символами, которые служили ПРОГРАММОЙ деятельности и ОБЕРЕГОМ».

1.2 География. Знаменитые люди города Сморгони

География

Сморгонь. Источник: https://vetliva.ru/belarus/about-country/cities/grodnenskaya-oblast/smorgon/

Расположение Сморгони — Северо-западная часть Беларуси. Находится город в пределах Нарочано-Вилейской равнины, от реки Вилии его отделяет двухкилометровое расстояние.

Через город протекают 2 небольшие по размерам реки [1]:

«Оксна, левый приток реки Вилия, длина 20 км, площадь водосбора 104 км²

Гервятка, левый приток реки Оксна, длина 13 км, площадь водосбора 40 км²»

Знаменитые люди города Сморгони

Знаменитые люди города Сморгони [3]:

«До Второй мировой войны значительную часть населения Сморгони составляли евреи. Среди них были те, кто прославил родной город. Например, поэт Абрам Суцкевер, педагог и писатель Аба Гордин, писатель и поэт Моисей Кульбак, советский детский писатель Яков Тайц, актер Шмуэль Роденский, американский живописец-модернист и художник-монументалист Шварц Уильям Самуэль, военачальник Бени Маршак. Родом из этого города и Ростислав Лапицкий — участник антисоветского подполья в Сморгонском и Мядельском районах в 1948—1949 годах. В Сморгони родились белорусский поэт Владимир Некляев и переводчик, публицист, дипломат Владимир Счастный».

Почетным гражданином Сморгони является Владимир Теребун — известный беларуский художник, скульптор, график, Член Беларуского союза художников, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь.

1.3 Промышленность

ОАО Сморгонский завод оптического станкостроения. Источник: https://szos.ibiz.by/

ОАО Сморгонский завод оптического станкостроения

Завод на сто процентов в госсобственности. Сегодня он работает лишь на тридцать процентов мощности. В 1970-х г.г. (в их середине) он начал строится как предприятие, имевшее важное военное стратегическое значение. В советское время на него возлагали большие надежды, в перспективе он должен был стать крупнейшим заводом Беларуси и гигантом советского станкостроения.

Сморгонский литейно-механический завод

Группа компаний «Белпромсервис» — частной формы собственности. Основное направление деятельности группы — производство широкого спектра изделий из коррозионностойкой нержавеющей стали: наплитной посуды.

Сморгонский агрегатный завод (РУП «САЗ»)

Его основали в 1986-м г. (двадцать седьмого июня). Он является частью производственного объединения «Минский тракторный завод». На заводе производят навесные аксессуары и запчасти для тракторов «Беларус», также занимаются сборкой минитехники, предназначенной для приусадебного сельского хозяйства.

Другие предприятия

Также в гор. Сморгони работают предприятия:

частное предприятие «ХаЛес»;

Филиал №7 «Сморгоньсиликатобетон» ОАО «Красносельскстройматериалы»;

«Сморгонский хлебный завод»;

«Сморгонские молочные продукты» и др.

ООО «Белагротерминал» [1]:

«Группа компаний „Содружество“ — производственно-агрологистический терминал, в 2014 году запущены первая и вторая очередь. В 2018 году ООО „Белагротерминал“ завершило строительство масло-экстракционного завода».

Деревообрабатывающий завод [1]:

«В 2012 году австрийская компания Kronospan начала строительство крупного деревоперерабатывающего завода на территории производственной площадки Сморгонского агрегатного завода (РУП „САЗ“). В январе 2013 года предприятие начало выпуск первой продукции — ДСП / ламинированного ДСП. Большая часть продукции предприятия поставляется на экспорт, в основном в Российскую Федерацию».

1.4 Культура и СМИ. Досуг. Сморгонские баранки. Отрывок, характеризующий Сморгонь

Культура и СМИ. Досуг

«Сморгонская земля — самая чистая и благоустроенная в Гродненской области». Источник: https://belayarus.by/news/glavnye-novosti/smorgonskaya-zemlya-samaya-chistaya-i-blagoustroennaya-v-grodnenskoy-oblasti/

«Светлы шлях» является самым старым печатным изданием города, выходящим на беларускай мове и русском языке. Раньше оно было «Сцягам перамогі», выход 1-го номера датируется двадцать третьим ноября 1944-го г.

Историко-Краеведческий Музей Сморгонский УК. Источник: https://yandex.kz/maps/org/istoriko_krayevedcheskiy_muzey_smorgon

В Сморгони имеется действующий историко-краеведческий музей, численность музейных предметов основного фонда равна 10,8 тыс. ед.

В городе также имеются: летний амфитеатр, выставочный зал, Дом культуры, Ботанический сад, а также рестораны, бары, кафе, дискотеки, клубы.

Сморгонские баранки

Сморгонские обваранки. Источник: https://eu-mach.ru/new_products/35742/

Сморгонь — родина баранок, об этом упомянуто в кулинарных книгах Вильямом Похлёбкиным [12]:

«…Родина баранок — город Сморгонь в Белоруссии, где из заварного (обварного) теста впервые начали делать узкие жгутики и выпекать из них обваранки (изделия из обваренного теста)…».

Сморгонские пекари-евреи выпекали бейгеле (по-русски «бублики»), пользовавшиеся большим спросом. Широкую известность они получили в Беларуси и за ее пределам в девятнадцатом столетии.

Баранки вроде как вначале предполагалось использовать в качестве пайка для воспитанников «Медвежьей академии» и их поводырей. Однако они полюбились людям, которые с удовольствием их ели.

Адамом Киркором в произведении «Живописная Россия» написано [1]:

«В Сморгони, Ошмянского уезда, Виленской губернии, едва ли не всё мещанское население занято выпечкой маленьких бубликов, или крендельков, пользующихся большой известностью под названием сморгонских обваранок. Каждый проезжий обязательно купит несколько связок этих бубликов; кроме того, их развозят в Вильно и иные города»..

Тридцатые годы двадцатого столетия. В данное время в Сморгони насчитывалось около шестидесяти пекарей, выпекавших баранки. Сморгонские баранки являлись традиционным угощением на ярмарках, устраиваемых ко дню Святого Казимира в Вильно.

Отрывок, характеризующий Сморгонь

Источник: https://in-w.ru/интересные-факты-о-сморгони/

Отрывок, характеризующий Сморгонь [14]:

«Через несколько дней я совсем физически «отошла» и чувствовала себя довольно сносно. Но желания зажечь огонь у меня больше не появлялось уже никогда. А вот расплачиваться за свой «эксперимент» пришлось, к сожалению, довольно долго… Первое время я находилась в полной изоляции от всех моих любимых игр и друзей. Это было очень обидно и казалось очень несправедливым. Когда я говорила об этом маме, моя бедная добрая мама не знала, что сказать. Она очень меня любила и, естественно, хотела уберечь меня от любых бед и обид. Но, с другой стороны, ей уже тоже понемножку становилось страшно оттого, что почти постоянно со мной происходило. Это, к сожалению, было то «тёмное» время, когда ещё было «не принято» говорить открыто о подобных, «странных» и непривычных вещах. Всё очень строго сохранялось в рамках, как «должно» или «не должно» быть. И всё «необъяснимое» или «неординарное» категорически умалчивалось или считалось ненормальным. Честно говоря, я от всего сердца завидую тем одарённым детям, которые родились хотя бы на двадцать лет позже меня, когда все эти «неординарные» способности уже не считались каким-то проклятием, а наоборот — это стало называться ДАРОМ. И на сегодняшний день никто уже не травит и не посылает этих бедных «необычных» детей в сумасшедший дом, а дорожат ими и уважают, как одарённых особым талантом удивительных детей. Мои же «таланты» в то время такого восторга ни у кого из окружающих, к сожалению, не вызывали. Как-то, несколько дней спустя после моего «скандального» приключения с огнём, одна наша соседка «по секрету» сказала маме, что у неё есть «очень хороший врач», который занимается именно такими «проблемами», как у меня и если мама хочет, то она с удовольствием её с ним познакомит. Это был первый раз, когда маме на прямую «посоветовали» упрятать меня в сумасшедший дом. Потом этих «советов» было очень много, но я помню, что именно тогда мама была очень огорчена и долго плакала закрывшись в своей комнате. Она не сказала мне про этот случай никогда, но в этот секрет меня «посвятил» соседский мальчик, мама которого и дала моей маме такой драгоценный совет. Конечно же, ни к какому врачу меня, слава богу, не повели. Но я чувствовала, что своими последними «деяниями» я перешагнула какой-то «рубеж», после которого уже даже моя мама не в состоянии была меня понимать. И не было никого, кто мог бы мне помочь, объяснить или просто по-дружески успокоить. Я уже не говорю — чтобы научить…

Так я в одиночестве «барахталась» в своих догадках и ошибках, без чьей-либо поддержки или понимания. Что-то пробовала, что-то не смела. Что-то получалось, что-то — наоборот. И как же часто мне бывало просто-напросто по-человечески страшно! Честно говоря, я точно также всё ещё «барахталась в догадках» и до своих 33 лет, потому, что так и не нашла никого, кто мог бы хотя бы что-либо как-то объяснить. Хотя «желающих» всегда было больше чем нужно. Время шло. Иногда мне казалось, что всё это происходит не со мной или, что это просто придуманная мною странная сказка. Но эта сказка почему-то была слишком уж реальной реальностью… И мне приходилось с этим считаться. И, что самое главное, с этим жить. В школе всё шло, как и прежде, я получала по всем предметам только пятёрки и у моих родителей (хотя бы уж из-за этого!) не было никаких проблем. Скорее наоборот — в четвёртом классе я уже решала очень сложные задачи по алгебре и геометрии и делала это играючи, с большим удовольствием для самой себя. Также я очень любила в то время уроки музыки и рисования. Я рисовала почти всё время и везде: на других уроках, во время перерывов, дома, на улице. На песке, на бумаге, на стёклах… В общем — везде, где это было возможно. И рисовала я поче-му-то только человеческие глаза. Мне тогда казалось, что это поможет мне найти какой-то очень важный ответ. Я всегда любила наблюдать человеческие лица и в особенности — глаза. Ведь очень часто люди не любят говорить то, что они по-настоящему думают, но их глаза говорят всё… Видимо недаром их называют зеркалом нашей души. И вот я рисовала сотни и сотни этих глаз — печальных и счастливых, скорбящих и радостных, добрых и злых. Это было для меня, опять же, время познания чего-то, очередная попытка докопаться до какой-то истины… правда я понятия не имела — до какой. Просто это было очередное время «поиска», которое и после (с разными «ответвлениями») у меня продолжалось почти всю мою сознательную жизнь.

Дни сменялись днями, проходили месяцы, а я всё продолжала удивлять (а иногда и ужасать!) своих родных и близких, и очень часто саму себя, множеством моих новых «невероятных» и не всегда совсем безопасных, приключений. Так, например, когда мне исполнилось девять лет я вдруг, по какой-то, мне неизвестной причине, перестала есть, чем очень сильно напугала маму и расстроила бабушку. Моя бабушка была настоящим первоклассным поваром! Когда она собиралась печь свои капустные пироги, на них съезжалась вся наша семья, включая маминого брата, который жил в то время в 150 километрах от нас и, несмотря на это, приезжал специально из-за бабушкиных пирогов. Я до сих пор очень хорошо и с очень большой теплотой помню те «великие и загадочные» приготовления: пахнущее свежими дрожжами тесто, всю ночь поднимавшееся в глиняном горшке у плиты, а утром превратившееся в десятки белых кружочков, разложенных на кухонном столе и ждущее, когда же уже настанет час его чудесного превращения в пышные пахнущие пироги… И бабушка с белыми от муки руками, сосредоточенно орудующая у плиты. И ещё я помню то нетерпеливое, но весьма приятное, ожидание, пока наши «жаждущие» ноздри не улавливали первых, изумительно «вкусных», тончайших запахов пекущихся пирогов…

Это всегда был праздник, потому что её пироги любили все. И кто-бы в этот момент не заходил, ему всегда находилось место за большим и гостеприимным бабушкиным столом. Мы всегда засиживались допоздна, продлевая удовольствие за «чаепитным» столом. И даже когда наше «чаепитие» заканчивалось, никому не хотелось уходить, как будто вместе с пирогами бабушка «впекала» туда частичку своей доброй души и каждому хотелось посидеть ещё и «погреться» у её тёплого, уютного домашнего очага. Бабушка по-настоящему любила готовить и что бы она ни делала, это было необыкновенно вкусно всегда. Это могли быть сибирские пельмени, пахнущие так, что у всех наших соседей вдруг появлялась «голодная» слюна. Или мои любимые вишнёво-творожные ватрушки, которые буквально таяли во рту, оставляя надолго изумительный вкус тёплых свежих ягод и молока… И даже её самые простые квашеные грибы, которые она каждый год квасила в дубовой кадушке со смородиновыми листьями, укропом и чесноком, были самыми вкусными которые я когда-либо ела в своей жизни, несмотря на то, что на сегодняшний день я объездила больше половины света и перепробовала всевозможные лакомства, о которых, казалось бы, можно было только мечтать. Но тех незабываемых запахов одурительно вкусного бабушкиного «искусства» никогда не смогло затмить никакое, даже самое изысканно-рафинированое заграничное блюдо. И вот, имея такого домашнего «чародея», я, к всеобщему ужасу моей семьи, в один прекрасный день вдруг по-настоящему перестала есть. Теперь я уже не помню, был ли для этого какой-либо повод или это просто произошло по какой-то мне неизвестной причине, как это обычно происходило всегда. Я просто начисто потеряла желание к любой мне предлагаемой пище, хотя никакой слабости или головокружения при этом не испытывала, а наоборот — чувствовала себя необычайно легко и совершенно великолепно. Я пыталась объяснить всё это моей маме, но, как я поняла, она была сильно напугана моей новой очередной выходкой и ничего не хотела слышать, а только честно пыталась заставить меня что-то «глотать». Мне становилось очень плохо и от каждой новой порции принимаемой пищи рвало. Только лишь чистая вода принималась моим истерзанным желудком с удовольствием и легко. Мама уже была почти что в панике, когда к нам совершенно случайно зашла, наш тогдашний семейный врач, моя двоюродная сестра Дана. Обрадованная её приходом, мама, конечно же, тут же рассказала ей всю нашу «ужасную» историю о моём голодании. И как же я обрадовалась, когда услышала, что «ничего такого уж страшного в этом нет» и что я могу на какое-то время быть оставлена в покое без насильственного запихивания в меня еды! Я видела, что моя заботливая мама в это совсем не поверила, но деваться было некуда, и она решила оставить меня в покое хотя бы на какое-то время. Жизнь сразу стала лёгкой и приятной, так как чувствовала я себя абсолютно прекрасно и больше уже не было того постоянного кошмарного ожидания спазмов желудка, которые обычно сопровождали каждую малейшую попытку принятия какой-либо пищи. Это продолжалось примерно около двух недель. Все мои чувства обострились и восприятия стали намного ярче и сильнее, как бы выхватывалось что-то самое важное, а остальное уходило на второй план. Мои сны изменились или вернее, я стала видеть один и тот же, повторяющийся сон — как-будто я вдруг поднимаюсь над землёй и иду свободно не касаясь пятками пола. Это было настолько реальное и невероятно прекрасное чувство, что каждый раз просыпаясь, мне немедленно хотелось обратно. Этот сон повторялся каждую ночь. Я до сих пор не знаю, что это было и почему. Но это продолжалось и после, спустя много, много лет. И даже теперь, перед тем, как проснуться, я очень часто вижу тот же самый сон. Как-то, папин брат приехал в гости из города, в котором он в то время жил и во время разговора сказал папе, что недавно он видел очень хороший фильм и начал его рассказывать. Каково же было моё удивление, когда я вдруг поняла, что уже наперёд знаю, о чём он будет говорить! И хотя я совершенно точно знала, что никогда не видела этот фильм, я могла его рассказать от начала до конца со всеми подробностями… Я никому об этом не сказала, но решила понаблюдать проявится ли что-либо подобное в чём-то ещё. Ну и естественно, моё обычное «новенькое» не заставило себя долго ждать. В то время в школе мы проходили старые античные легенды. Я была на уроке литературы и учительница сказала, что сегодня мы будем проходить «Песнь о Роланде». Вдруг, неожиданно для самой себя, я подняла руку и сказала, что могу рассказать эту песнь. Учительница очень удивилась и спросила, часто ли я читаю старые легенды. Я сказала, что не часто, но эту я знаю. Хотя, честно говоря, пока что понятия не имела — откуда?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сморгонь и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я