Свислочь (Могилевская область) и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Акулич

Поселок Свислочь – одно из интереснейших мест в Беларуси, где в прошлом большую долю населения составляли евреи.В книге приведены общие сведения о Свислочи, пересказано о ее общей и еврейской истории, о холокосте и известных евреях, а также о достопримечательностях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свислочь (Могилевская область) и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

III Свислочь еврейская

Любительский рисунок Павла Павловича Дрозда до 1939 г. Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=51874&cpage=1

Евреи начали селиться в Свислочи в 17 веке.

3.1 Восемнадцатые столетие

Восемнадцатые столетие

Свислочь во времена эпохи Речи Посполитой являлась местечком Минского воеводства, Речицкого повета.

В 30-х годах восемнадцатого столетия свислочский кагал и кагал в Мстибогове вели между собой нешуточную борьбу. Мстибоговскому кагалу хотелось добиться подчинения своей юрисдикции ряда располагавшихся в близости от Свислочи корчем.

Евреями Свислочи была подготовлена жалоба, направленная Брестскому кагалу, которая Брестским кагалом была рассмотрена. И было вынесено решение в пользу кагала Свислочи. Брестским кагалом было решено, что содержателям упомянутых корчем положено обеспечивать внесение всех повинностей в кагал Свислочи. Более того, Брестский кагал постановил, что свислочским евреям целесообразно избрание своего, отдельного раввина. Также Брестский кагал кагал постановил, что в Свислочи следует иметь свой суд. Это способно было избавить свислочских евреев от зависимости от мстибоговского кагала.

Год 1717-й. В данном году еврейским кагалом производилась уплата налога в размере двухсот злотых.

Год 1766-й. В этом году проживавших в местечке евреев насчитывалось 107.

Год 1793-й. Свислочь — составная часть Российской империи

Девятнадцатое столетие

Год 1801-й. Свислочь находилась в данное время в Бобруйском уезде Минской губернии.

Два раза в год ежегодно в местечке имело место проведение крупных ярмарок с непременным участием евреев.

Год 1848-й. В этом году проживавших в местечке людей насчитывалось 1000. Большая часть из них была еврейской.

Свислочские евреи занимались торговлей такими товарами, как соль, зерно, железо, сельдь, лес и др. Они сплавляли лес и иные товары с р. Березины (ее низовья) и после доставляли их по отдаленным окрестностям.

В Свислочи евреи занимались рыболовством, земледелием и бортничеством, а также изготовлением в специальных мастерских легких лодок.

Были станции — телеграфная и почтовая. Имелся полицейский участок для шести волостей (гмин): Свислочь, Городок, Замошье, Басевичи, Горбацевичи, Житин.

В окружавшие Свислочь лесах водилось немало дичи, было много лугов. И наблюдалось разнообразие почв. В основном почвы были известняковые, заглиненные и песчаные. Поблизости же от рек Свислочи и Березины почвы были зачастую отборными, иловыми, луговыми, окультуренными и распаханными под нивы. Лугов было предостаточно.

В Свислочи производились смолы и скипидар.

Год 1850-й. В данном году свислочские евреи-портные в количестве шестидесяти пяти человек добились разрешения на открытие своего профессионального цеха.

В произведении Е.Н.Станиславчика «Немногое не забыто» написано следующее [11]:

«В Свислочи в 1868г. в дополнение к панской школе появилась церковная, действовала школа и при синагоге».

Год 1870-й. В этом году в Свислочи наблюдалось функционирование синагоги и ряда молитвенных домов, была иешива и работал ряд хедеров.

Период 1866-го — 1875 годов. В этом периоде в Свислочи раввином был Зеев-Вольф Турбович (1846—?), после него должность раввина занимал Йосеф Кукес (1841, Кейданов — ?).

1880-е годы. Это было время, когда раввином являлся Мордехай Альперт (1855—?).

Год 1890-й. В этом году проживавших в местечке евреев насчитывалось 1 420, они были, по сути, большинством населения.

Год 1897-й. В данном году проживавших в местечке евреев насчитывалось 1 120, их доля в общей численности населения (равнявшейся 1 787 чел.) составляла 62,6 процента. Хотя, возможно, численность евреев в этом году равнялась 1720 [21]. Тогда их доля в общей численности населения Свислочи равнялась 96,25 процента.

Двадцатое столетие (до 2-й мировой войны)

«Аба Айзикович Литвин, председатель сельского Совета Свислочи (1913—1941 гг.)» Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=51874

Год 1910-й. В данном году осуществлялась работа частного еврейского училища.

Год 1912-й. Это было время открытия еврейского ссудо-сберегательного товарищества, как общества взаимопомощи.

Год 1913-й. В данном году собственниками бакалейно-мануфактурной лавки и единственной в Свислочи аптеки являлись именно евреи.

Год 1923-й. Евреи в местечке в данное время проживали в количестве 831 чел.

Год 1926-й. В это время в Свислочи евреев насчитывалось 742. Их доля в общей численности населения местечка равнялась сорока одному проценту.

Свислочские евреи в своем большинстве либо занимались некрупной торговлей или ремеслами, либо были задействованы в лесной промышленности, либо посвящали себя работе в сельском хозяйстве.

В 1930-е годы, когда была ограничена частная торговля, бывшим купцам пришлось искать другие занятия. В те годы из Свислочи уехало большое количество евреев.

В 1920-1930-е годы в местечке действовала идишская начальная школа.

Период с 1924-го года по год 1931-й Свислочь являлась районным центром, где имело место функционирование различных по профилю предприятий. Из них самые значительные ориентировались на деревопереработку и лесосплав.

Период с 1924-го года по год 1939-й. Это время было временем начала эмиграции евреев, они уезжали, главным образном, в Палестину, Канаду и Соединенные Штаты Америки.

О евреях Свислочи можно сказать, что до войны это были большей частью обычные труженики — школьные учителя, сапожники, стекольщики, кузнецы, жестянщики и др. Они не забывали о своих еврейских традициях и праздниках, организовывали похороны по еврейским канонам.

Пристань всегда была оживленной [4]:

«Пароходы „Янка Купала“ и „КИМ“ (Коммунистический Интернационал Молодежи) перевозили пассажиров, а грузовой пароход „Рудин“ буксировал баржи. Обслуживала пристань семья Натана Рабкина. Кузнецы Рувим и Мойше Дроны всегда были завалены работой. Берл и Авремл Крумеры пользовались репутацией прекрасных сапожников (Свидетельство Израиля Авсиеевича. См.: „Война известная и неизвестная…“ Сост. Н. Л. Цыганок. Минск: БГАТУ, 2012 г., с. 304, 308)».

«Учащиеся 6-го класса советской школы на идиш в Свислочи. Фото 1936 г.» Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=51874

Доктор Леонид Льво́вич Смиловицкий о евреях Свислочи при советах написал следующее [4]:

Фото доктора Леонида Льво́вича Смиловицкого, известного ученого, исследователя холокоста в Беларуси. 1 августа 2019 г. Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=51874

«Поскольку советская власть индивидуальную трудовую деятельность фактически запретила, то появились артели по пошиву одежды и обуви, открылись пункты по приему птицы и яиц, шкур и пушнины. Сплав. участком руководил Мойше-Йоше Липский, которого потом избрали главой сельского Совета, а председателем промышленной артели — Лучник Борух Лейбович. Однако жили все равно бедно, наличных денег не хватало. За сданную продукцию расплачивались хозяйственным инвентарем, кухонную утварью и другими промышленными изделиями. Магазины и ларьки располагались на широкой центральной улице, разделенной бульваром, что тянулся от базарной площади до костела. На этой же улице размещалась синагога с витражами в виде шестиконечных звезд, рядом — пожарное депо. На Замковой горе, в двух каменных зданиях, располагались пекарня и клуб. Школа помещалась в двух деревянных постройках — еврейская и белорусская. Многие жители свободно общались на трех языках — русском, белорусском и идиш».

И далее доктор Леонид Смиловицкий написал о нелюбви советской власти к иудейским верующим [4]:

«Иудейские верующие испытывали на себе нелюбовь советской власти, хотя советское законодательство и осуждало на словах кощунственное отношение к чувствам верующих любой конфессии. Тем не менее, проводились показательные общественные суды над раввинами 1929 г., антипасхальные мероприятия, закрытие синагог. О том, как это происходило в Свислочи, Наровле, Озаричах в 1929—1930 гг., можно прочитать в книгах, которые издавал „Союз безбожников“ (В. А. Мащенко. Происхождение и классовая сущность еврейской пасхи. Москва: „Московский рабочий“, 1931 г., с. 21—22; М. И. Шахнович. Кому служит религия Израиля? Ленинград: „Прибой“, 1930 г., с. 40—44 и др.). Из синагог забирали предметы культа и другие ценности под предлогом поиска средств на индустриализацию. В 1930 г. у верующих Петрикова реквизировали 120 серебряных подсвечников, в Бобруйске — более 200. Подобные случаи имели место в Минске, Гомеле, Слуцке, Крупках, Узде, Свислочи и других городах и городках БССР (А. Киржниц. Трудящиеся евреи в борьбе с религией. Москва: „Безбожник“, 1931 г., с. 32—34). Аба Айзикович Литвин, председатель сельского Совета Свислочи (1913—1941 гг.)».

Перед войной в Свислочи проживало всего более 1000 человек. Среди них евреев насчитывалось шестьсот-семьсот чел.

3.3 Вторая мировая война. О послевоенном времени

Вторая мировая война

Война началась 22 июня 1941-го г. Об этом дне и последующих днях написал доктор Леонид Смиловицкий [4]:

«Аба Айзикович Литвин, председатель сельского Совета Свислочи (1913—1941 гг.)» Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=51874

«День 22 июня 1941 г. перевернул все. О войне услышали от Абы Литвина, который жил в Свислочи около базара и имел радиоприемник. Новость ошеломила. Люди всполошились. Некоторые успокаивали, мол, где Германия, а где мы! Но уже 26 июня Свислочь бомбили, а 28 июня бомбардировка повторилась еще большей силой. Немцы вступили в местечко 29 июня 1941 г. Это были передовые армейские части, которые евреев не трогали. Циля Рубинчик вспоминает, что немецкую полевую кухню поставили у них во дворе. Солдаты угощали детей мясным супом, копченым салом и шоколадками. (А. Баршай „Циля Рубинчик — легенда и быль“. Заметки по еврейской истории №3 (162), март 2013 г.)».

Дальше был холокост и уничтожение евреев Свислочи. Об этом отдельно.

О послевоенном времени

«Немногочисленные евреи, оставшиеся после войны в Свислочи, не в силах были что-то сделать. Жизнь при советской власти приучила помалкивать. Кого убили немцы во время войны, кто уехал, кто предпочитал не замечать. Власти остаются безучастны. Другие стандарты, другая мораль, другая ответственность. Не мое и не наше. И невдомек, что это наша общая утрата, обезличивание истории малой родины одинаково чревата последствиями для евреев и белорусов» (Леонид Смиловицкий [4])

О послевоенном времени доктор Леонид Смиловицкий написал следующее [4]:

Нина Леонидовна Сакова и Семен Мейлахович Зельцер. Фото Леонида Смиловицкого, Свислочь 1 августа 2019 г. Источник: https://club.berkovich-zametki.com/?p=51874

«После войны в Свислочь вернулись Меира Баршая, его мать Этя Элентух, его жена Хана, их дети Лева и Миша, Семен Баршай (брат Меира), стал заведующим кафедрой в лесотехническом институте в Минске, Петр Фаевич, Баршай работал директором школы в Свислочи, Мейлах (Михаил) Рувимович Зельцер заготавливал вторсырье, на разных должностях работали Зяма Гиршик и Люба — его дочь, Моисей Шмулик, Эля Зельцер, Дубинский, Бэла Полещук, Симха Фельдман и немногие другие.

О еврейской жизни в Свислочи после войны речи не велось. Традиции не соблюдали, миньяна не собирали, на идиш не говорили и детей ему не учили, обрезания не делали. Национальности своей стеснялись, считалось, что гордиться нечем, от пятой графы в паспорте одни неприятности. Евреи слышали в свой адрес, что немцы в годы войны «всех» убивали, и поэтому незачем «своих» выделять. Кругом (в газетах, по радио, в учебниках, школе и вузе, книгах, кино) твердили о приоритете интернационального воспитания — родина одна на всех. В 1972 г. композитор Давид Тухманов на стихи Владимира Харитонова сочинил даже песню «Мой адрес не дом и не улица — мой адрес Советский Союз». Главное, чтобы человек был хорошим — отзывчивым, исполнительным, скромным, работящим, бесконфликтным. Причем тут национальность? Только некоторые еще отдавали дань традиции. По словам Семена Зельцера, его отец Мейлах, записавшийся на фронте Михаилом, на Песах привозил курицу и мацу из Бобруйска и варил суп. Но делал это тихо, без «рекламы», в семейном кругу. Евреи были обречены на ассимиляцию, и советская власть уже считала, что добилась в этом отношении своей цели. Сам Семен Зельцер в 1972 г. после женитьбы перешел на фамилию своей супруги и стал Рубцовым Семеном Михайловичем, чтобы у его детей не спрашивали, почему они Зельцеры, а записаны белорусами (Архив автора. Запись беседы с Семеном Зельцером в Свислочи 1 августа 2019 г.).»

3.4 Синагога и еврейское кладбище в Свислочи

Синагога в Свислочи

О синагоге в Свислочи написано в статье Александра Баршая «Обыкновенный холокост». О ней рассказал местный житель Забавский Георгий Тимофеевич [8]:

«Синагога была в обычном доме, бревенчатом, одноэтажном, только уже потемневшим, старым. Почему помню, потому что к улице была веранда, мы залазили на крышу и могли видеть, как старики там молятся. Где молились женщины, я не помню, но, по крайней мере, на похоронах были и мужчины и женщины. Молились ли вместе или отдельно, у меня представления об этом нет. Молилось около сорока человек. Внутри я ни разу не был. До самой войны она была только синагогой. Сгорела в 1944 году во время боев. Немцы при отступлении сожгли и тот мост, где расстреливали евреев».

«Еврейское кладбище находится в труднодоступном месте на берегу Свислочи. Насчитывается более сотни памятников. Кладбище абсолютно заброшено. Размеры кладбища и количество мацев впечатляют! Скорее всего, такого большого кладбища нет во всей Беларуси и, уже точно, на всей Могилевщине». Фото © Андрэй Кузьмін. Источник: https://radzima.org/ru/object-photo/2522.html

Леонид Смиловицкий о еврейском кладбище в Свислочи

Панорама реки Березина, открывающая с еврейского кладбища в Свислочи. Фото Леонида Смиловицкого 1 августа 2019 г. Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=51874

Леонид Смиловицкий о еврейском кладбище в Свислочи написал следующее [4]:

«Еврейское кладбище в Свислочи заброшено, но сохранилось и представляет собой внушительное зрелище. Оно находится в конце двух улиц деревни — Народной и Клименко в направлении реки Березина. Периметр кладбища составляет 548 метров и обозначен хорошо различаемым санитарным рвом и частично сохранившейся насыпью-валом. Сохранилось не менее 300 надгробий (мацев). Часть из них (около 10%) повалена надписями вниз и для того, чтобы их прочитать, нужно приложить немалые физические усилия. Тем не менее, удалось прочитать фамилии: Горелик, Левин, Гольдберг, Мильштейн, Шустер, Зухавицкий, Капул, Камер, Зельдович, Тибель, Рубинчик, Аранович, Полищук, Липский, Гельфанд, Фридланд, Рубинштейн, Баршай, Кац, Сигаль, Шапира, Капиль, Залман, Сасонкин, Зердин, Сац. Это примерно 25% от того, что уцелело. Под одними мацевами земля усела, они накренились или упали, другие подвинули корни деревьев, которые поднялись на кладбище за последние 80 лет.

Большинство захоронений относится к середине XIX в. и первой трети ХХ в. Послевоенных могил нет. По словам Семена Зельцера, в послевоенные годы старики евреи приходили в дом умершего соседа-еврея, даже если он был советским служащим и коммунистом и говорили примерно следующее: «он был при жизни ваш, а после смерти отдайте его нам. Мы обо всем позаботимся и его похороним в соответствии с нашим законом». Тело покойного везли из Свислочи в Бобруйск и предавали там земле на иудейском кладбище.

С высоты берега, который когда-то выбрали евреи местечка Свислочь для упокоения своих усопших, открывается величественная картина впадения реки Свислочь в Березину. Основная часть кладбища — это участок, поросший лиственным лесом со следами ям — дело рук черных копателей-мародеров. Кладбище подходит вплотную к обрывистому берегу реки Свислочь, которая его подмывает, меняя свое русл»о».

Владимир Ковалёв, не позднее 2014 г. Источник: https://orda.of.by/.add/gallery.php?svisloch_o/evr_graves

И далее [4]:

«Вторая часть кладбища находится к северу (слева) от рыбацкой дороги, у ее края и в яру, спускающемся вниз вдоль тропы, к болотистой пойме Березины. Его будто охраняют три огромных вековых дуба, один из которых особенно внушительных размеров, называют «Дуб желаний». Дубы расположены с восточной стороны, около дороги у самого выхода из зеленого массива к пойменному берегу. Земля от времени обваливается, обнажая кости и черепа, но никого это не волнует. Со временем кладбище стало местом пикников. Через него проходит дорога (не тропинка) к пляжу. Река ежегодно подмывает берег, и камни падают в реку.

Панорама реки Березина, открывающая с еврейского кладбища в Свислочи.

Десять лет назад минская молодежная еврейская организация «Гилель» под руководством Максима Юдина подняли часть надгробий со дна реки, и составила каталог кладбища. Однако остановить процесс разрушения кладбища одной экспедиции невозможно (Ida Shenderovich, Alexander Litin. Wschód Europy • Восток Европы • East of Europe vol 3, 1 / 2017, с. 146)».

Мацевы на еврейском кладбище в Свислочи. Фото Леонида Смиловицкого 1 августа 2019 г. Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=51874

О еврейском кладбище на сайте проекта «Еврейские корни»

О еврейском кладбище на сайте проекта «Еврейские корни» [6]:

«Кладбище находится в километре к СЗ от агрогородка Свислочь на крутом берегу над излучиной реки Березина. Чтобы добраться до него, следует проехать около 500 м в направлении города Березино, за знаком «Прогон скота» повернуть вправо на скотопрогонную дорогу, оставляя проволочную изгородь слева, доехать до засеваемого поля-пастбища, пересечь его по рыбацкой проселочной дороге в направлении огромного светлого валуна на опушке (А) все буквенные обозначения — на карте Svis_2018a.jpg)

Кладбище, в основном, находится справа от указанной дороги (В), которая доходит до самого края крутого обрыва. Основная часть — это заросший лиственными породами участок, кое-где имеются не так давно вырытые ямы, авторства или черных копателей, или доморощенного Осиповического краеведа, который называет возвышенность «городище «еврейское кладбище»» и пытается искать там культурные слои.

Большинство камней инвентаризованы путем проставлением номеров (крайний зафиксированный — 203) синей краской, по словам местных жителей, возможно, 5 лет назад, возможно, 15. По краям кладбища расположены крупные валуны без надписей, предположительно, для обозначения границ. Ряд основного массива, расположенный ближе всего к Березине, отделен рвом глубиной 1—1,5 метра, предположительно, на валу этого последнего ряда находятся самые старые мацевы.

Около 10% камней лежат надписью ниц, причем большинство из них — именно на этом валу, чему способствовали их размеры и откос. Вероятно, такой же процент камней ушел под землю, а так как кладбище покрыто лиственным лесом с большим количество корней, перевернуть/извлечь их весьма проблематично.

Некоторое количество камней расположено непосредственно у крутого берега Березины, что может свидетельствовать о том, что ранее кладбище занимало большую площадь и камни были утрамбованы, в том числе, машинами рыбаков. Несколько камней находится над самим обрывом, по словам местных жителей, некоторые обрушились по мере эрозии берега (один из собеседников говорил, что помнит, как лет 30 назад из глинистого берега торчали кости, через которые уже проросли кусты, и эти останки раскапывались местной молодежью). Вторая часть кладбища находится к северу (слева) от рыбацкой дороги, у ее края и в яру, спускающемся вниз вдоль тропы, к болотистой пойме Березины.

Примечательно наличие 3 огромных дубов (несколькосотлетних) в крайней восточной части, около дороги и в самом низу, у самого выхода из зеленого массива к пойменному берегу. Карта с указанием маршрутов съемки (нумерация мацев в каталоге в основном по порядку следования при съемке):»

.

Ростислав Киселев, июнь 2004 г. Источник: https://orda.of.by/.add/gallery.php?svisloch_o/evr_graves

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свислочь (Могилевская область) и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я