Раков и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Акулич

В книге пересказано о беларуском агрогородке Раков, его потрясающей истории (общей и еврейской), о холокосте, синагогах и еврейском кладбище, а также о его достопримечательностях и известных людях (прежде всего, евреях).Книга имеет образовательный и культурный характер.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Раков и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I Раков (Минская область)

Раков. Аэрофотоснимок пейзажа. Источник: https://yandex.com/collections/card/5c004a2111d9cf0084994c8f/

«Вот такая ирония судьбы: в прошлом большой город. Культурный, религиозный, экономический центр, столица земель известных магнатов Огинских. Теперь Раков — деревня, сведения о которой не содержит даже всезнающая Википедия. Поисковик „Гугл“ на запрос „Раков“ выдаёт много разных ссылок — от биографии известного авиаконструктора Павла Рака до 100 рецептов приготовления блюд из раков, но только не о населённом пункте Раков, расположенном в Беларуси». [3]

1.1 Раков: понятие. Происхождение названия

Раков: понятие

Раков. Источник: https://nord-ursus.livejournal.com/261899.html

Раков (па-беларуску Ракаў) — является агрогородком, по сути, крупной деревней, расположенной в Воложинском р-не Минской области, раскинувшейся на берегу р. Ислочь. От Минска его отделяет двадцать четыре километра, а от Воложина — сорок километров.

Численность населения в 2008-м году равнялась 2 155 чел., а В 2010-м году — 2 100. Довольно много для сельского населенного пункта. Не удивительно, ведь в советские времена (до 1954-го г.) Раков рассматривался в качестве поселка городского типа. Хотя по сравнению с концом девятнадцатого столетия численность населения значительно уменьшилась, поскольку в данном столетии она равнялась 3,6 тыс. (примерно 60 процентов жителей составляли евреи, оно и понятно — ведь это был Северо-Западный край).

Раков известен с четырнадцатого столетия, он очень древний. Александр Бурьяк о древности Ракова написал следующее [4]:

Михаил Огинский, портрет. Источник: https://du2rechitsa.schools.by/m/pages/izvestnye-ljudi-belorussii

«О древности Ракова свидетельствуют стоянка эпохи неолита, городище со следами жертвенного алтаря и большой курган. Раньше тут было раковское графство. Его последним хозяином был композитор Михаил Огиньский. Здесь он написал свой полонез «Прощание с родиной». Город, село, деревня — это топографическое обозначение населенного пункта, и только. А когда говорят — местечко, сразу представляется что-то уютное, камерное, патриархальное, где вкусно пахнет хлебом и кудрявятся над крышами дымки. Это не населенный пункт — это уклад жизни, определенный менталитет, это ностальгия по временам, которые никогда не вернутся. В далекой древности город назывался — «место», а небольшой городок — «местечко».

«Раковское предместье — самый старый из сохранившихся районов исторического центра Минска» Источник: https://egg-cell.livejournal.com/42497.html

И недаром в Минске имеется Раковское предместье (старый район), расположенное на западной стороне исторического центра беларуской столицы [4]:

«Раковское предместье — самый старый из сохранившихся районов исторического центра Минска. Его остатки расположены на современных улицах Раковской, Витебской, Освобождения, Обойной, Замковой и Димитрова (Димитрова?). Когда-то его называли „намоленным местом“ из-за большого количества культовых сооружений, принадлежащих различным конфессиям: магометанская мечеть соседствовала здесь с униатской Воскресенской церковью, католическим костелом кармелитов/францисканцев, православной Петро-Павловской церковью и несколькими синагогами. Вообще заселяться район начал с одиннадцатого века, а с восемнадцатого в нем жила преимущественно еврейская беднота».

В Ракове есть автостанция и довольно крупный универсам. Жители его заняты, главным образом, сельскохозяйственными работами, некоторые, возможно, работают в Минске. В целом же Раков можно назвать живописной беларуской деревней, чем-то слегка напоминающей бывшее местечко, где в отдаленные времена проживало много евреев и где все было намного лучше и красивее.

Сегодня Раков другой, чем в прежние времена [6]:

«Сегодня одноэтажный Раков внешне мало чем отличается от типичных белорусских поселков городского типа. Пустые улицы, деревянные дома, люди славянской внешности, сонная заводь бытия. Сложно поверить, что относительно недавно жизнь в Ракове была кардинально иной, а о событиях в этом городе писали книги и слагали легенды».

Происхождение названия

Раков, рынок. Старинная фотография. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rakaŭ,_Rynak.

Говорят, основано это местечко было в четырнадцатом столетии воином, прозвище которого было Рак.

Название, возможно, связано со старославянским словом «рака», значение которого — «могильник», «гробница».

Существуют версии о том, что название городка происходит либо от раков, которых водилось немало в окрестных реках, либо — от имени египетского бога Ра. Разбросанные вокруг многочисленные курганы — свидетельство того, что поселение людей произошло здесь гораздо раньше — еще в каменном веке.

Следующая версия. «Рака» — сундук, в котором верующие хранят мощи святых. Считается, что в кургане похоронены языческие священники, молившиеся богу по имени Крыва-крывейта. Между прочим, в то время, по одной из научных версий, поселение находилось как раз на торговом пути, соединявшем Днепр и Неман. А если так, то Ислочь и Свислочь, не одно ли и то же? И не название ли реки, обожествленной предками-язычниками, стало одновременно и наименованием этого городка, а сама река его жителям — покровительницей и кормилицей? И кто знает, возможно, на вопрос: «Ты чей?», жители раковской земли некогда с гордостью отвечали: «Я — Раков».

Раковский целительный источник. «В 2008 году источник был объявлен памятником природы республиканского значения. Сегодня он берет начало из-под ивы и течением пробивается на лугу, где взят в трубу перед открытой каменной часовней с крестом посередине. Рядом — ступени и остатки старого фундамента от разрушенного храма. Жители Ракова эту обитель называют „В Кресты“. Последние годы храм и колокольню начали отстраивать. Провели химический анализ воды, он обнаружил множество ионов серебра». Источник: https://24health.by/rakovskij-istochnik-zdorovya/

Название Раков — древнее и, не исключено, что оно связано с греческим словом «акра» — то есть «пригорок», «высокий холм», а в некоторых значениях — «пристанище», «укрытие», «убежище».

В шестнадцатом столетии на этом городище (по преданию) стоял современный по тем меркам замок, с валами, бастионами, рвами. Говорят, именно здесь находился королевский двор сына Ягайлы Казимира IV, называвшийся Раковом.

А еще здесь, говорят, — одно из шести в Беларуси мест, где, в соответствии с легендой, опустилась на землю Матерь Божья. Поэтому, мол, оно такое удивительное: погода здесь всегда особенная, бьют ключи и беды обходят этот край стороной. На окраине поселка стоит маленькая часовенка, из — под которой бьет источник. Местная легенда гласит, что в стародавние времена слепому старцу явилась во сне Матерь Божья и указала ему место под деревом, где копать надо. Нашел он там источник и, умывшись целительной водой из него, прозрел.

Раков. Источник: https://nord-ursus.livejournal.com/261899.html

Наверное все версии происхождения названия рассматриваемого населенного пункта интересны. Однако наиболее правдоподобной представляется та, что имеет отношение к воину по прозвищу Рак, являвшемуся его основателем.

1.2 Достопримечательности. Известные люди

Достопримечательности

Достопримечательности [7]:

«Три раковские достопримечательности в одном кадре. Слева направо: Спасо-Преображенская церковь, костёл Богоматери Руженцовой, городище». Александр Бурьяк. Источник: http://bouriac.ru/BT/BELARUS/Rakov.htm

«В Ракове много достопримечательностей, представляющих интерес для

туристов.

Ледниковый конгломерат и песчаник у шоссе Минск — Воложин.

Древнее Городище..

Еврейское кладбище (с 1642 года).

Спасо-Преображенская церковь (1793 год) с брамой постройки 1886 года

Католическая часовня святой Анны с брамой-колокольней на кладбище (1862).

Брама на православном кладбище (XIX век).

Костёл Богоматери Святого Розария (1904—1906).

Склеп-усыпальница Друцких-Любецких (1920-е).

Этнографический музей Феликса Янушкевича».

Одной из особенных достопримечательностей является Ледниковый конгломерат и песчаник у шоссе Минск — Воложин [5]:

«Раков, ледниковый конгломерат и песчаник. Источник: https://myland.by/rakov-v-proshlom

«Раков, ледниковый конгломерат и песчаник. Памятник природы республиканского значения. Представляет собой большой валун, состоящий из древнего песчаного материала, ставшего камнем под действием геофизических процессов. Возраст около 150 тысяч лет, расположен шоссе Минск — Воложин. Единственный в Минской области, охраняемый государством с 1988 памятник природы, находится у самого шоссе Минск — Воложин с правой его стороны, недалеко от д. Раков и обнесён весёлым заборчиком этот примечательный камешек. А нашли его случайно во время строительства шоссе».

Известные люди

Выкладае Тодар Кашкурэвіч. Источник: https://guda-group.livejournal.com/44662.html

Известные люди [7]:

«В Ракове жил и здесь же похоронен белорусско-польский композитор Михал Грушвицкий (1828—1904).

Под Раковом родился филолог, историк литературы и публицист Мариан Здзеховский (1861—1938).

Раков неоднократно посещала известная писательница Элиза Ожешко (1841—1910), которая вознаградила его титулом «Северные Афины».

В Ракове родился еврейский прозаик и драматург Берл Ботвинник.

В Ракове 9.12.1886 г. родилась Ида Розенталь (Каганович) — изобретательница современного бюстгальтера.

В Ракове живёт известный этнограф и этномузыкант Тодар Кашкуревич, один из реконструкторов традиционной белорусской дуды».

Элиза Ожешко (1841 — 1910) — польская писательница, не раз посещавшая Раков. Источник: https://filolen.ru/lichnosti/kratkaya-biografiya-ozheshko.html

О Михале Грушвицком известно следующее [5]:

«Один из первых профессиональных композиторов в Беларуси, Михал Грушвицкий, родился неподалёку от Ракова. Образование получил в Дворянском институте в Вильне, затем М. Грушвицкий учился в Петербургском университете и в 1853 году заключил брак с Станиславой Ельской, сестре популярного белорусского писателя, этнографа Александра Ельского, который к тому же был собиратель и владелец уникальной коллекции древних книг и рукописей. Станислава Ельская умерла рано. В память о ней Михал Грушвицкий написал самые лучшие свои произведения: музыку к „Сельскому лирнику“ Вл. Сырокомли и „Дзядам“ Адама Мицкевича. Сейчас это классика белорусской музыки. Скончался Грушвицкий в марте 1904 году в Ракове и похоронен тут же, на кладбище. Вот такая история о прошлой жизни местечка Раков, как в зеркале отражающая историю всего народа».

«Следует также вспомнить, что Раков был местом действия в книжках польского писателя Сергея Песецкого: „Любовник Большой Медведицы“, „Пятый этап“, „Богам ночи равные“» [4].

1.3 Музеи Ракова. Музей Янушкевичей в Ракове. Современная жилая застройка Ракова

Музеи Ракова

«В Ракове сохранилась часть усадьбы семейства Здеховских, а именно ледовня. Братья были людьми весьма незаурядными, особенно Марьян — писатель-публицист, филолог, критик, член Академии наук, профессор двух университетов и прочие регалии. Само здание построено ещё в девятнадцатом веке». Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4613281/post433744368/

О музеях Ракова рассказал Александр Бурьяк [4]:

«В Ракове, насчитывающем 2,5 тысячи жителей, работают… три музея: краеведческий в школе, полиэтнической культуры в доме известного белорусского литературоведа зав. кафедрой Минского педагогического университета (он же — редактор-издатель газеты „Ракаўскi шлях“) В. Рагойши и художественный, принадлежащий семье Янушкевичей — отцу и пятерым его сыновьям, отмеченным недюжинными творческими способностями. Экспозиция музея полиэтнической культуры Раковщины, который основал доктор филологических наук, профессор БГУ Вячеслав Рагойша и в собственном доме, является уникальной. „полиэтнической“ — потому, что местечки всегда были феноменом в смысле добрососедства различных наций, вероисповеданий и языков. Как правило, благополучно уживались рядом евреи, поляки и белорусы. Русские тоже, но в гораздо меньшем количестве. К примеру, в Ракове русскую речь впервые услышали после войны, когда в местечке стали оседать беженцы. Вячеслав Рагойша вспоминает, как он был удивлен, услышав в детстве слово „папа“. Папой они называли не отца, а хлеб. Такой симбиоз и привел к образованию уникальной, неповторимой местечковой культуры. Музей небольшой — занимает одну комнату. Основной упор в построении экспозиции сделан на вклад Ракова и Раковщины в художественную литературу и филологическую науку, театральное и киноискусство. И вклад этот действительно выдающийся. Например, один из уголков посвящен неординарным шляхтичам, владельцам Ракова с 1804 года — Марьяну и Казимиру Здзеховским. Особенно интересной личностью был Марьян — филолог, критик, публицист, профессор Краковского и Виленского университетов, член Академии наук в Кракове, основатель польского славяноведения. Перед самым рождением белорусского песняра Янки Купалы в Ракове жили его родители. Имена, так или иначе связанных с Раковом, — Винцент Дунин-Марцинкевич, Александр Бестужев-Марлинский, Сергей Песецкий, Элиза Ожешко, композитор Михал Грушвицкий и многие другие. Да и сам Вячеслав Рагойша внес определенную лепту — он автор множества монографий и книг, в том числе и книги о Раковщине. По инициативе основателя этого удивительного музея, на Раковщине раз в два года проходят литературные чтения.»

Музей Янушкевичей в Ракове

Музей галерея Янушкевичей. Источник: https://belarusprimetour.com/ru/tours/art-galereja-feliksa-janushkevicha

«Каждый белорус хоть раз слышал об арт-галерее «Янушкевичи». Но не каждый там побывал. А, между тем, музей Янушкевичей в Ракове — это своеобразный виток во времени и пространстве. Здесь легко провести целый день и не заметить, как это случилось.

Выходишь, восхищенный, оглушенный, нагруженный новыми знаниями, с ощущением чуда, которое только что произошло здесь и сейчас; стоишь еще некоторое время и смотришь, как закат догорает в небе. Закат догорает, а ты никуда не уезжаешь, не торопишься, молчишь и думаешь…» (Катерина Гусева) [8]

О музее Янушкевичей в Ракове поведано в статье «Арт Галерея Феликса Янушкевича» [9]:

Музей галерея Янушкевичей. Источник: https://places.by/rakovskij-muzej-galereja-janushkevichi/

«На главной площади города стоит уникальная для Беларуси Галерея Янушкевича. Это главная достопримечательность Ракова, которая сочетает в себе как галерею, так и этнографический музей. Его владельца, художника Феликса, который сам ведет экскурсию, называют главным арт-объектом всей галереи за его бесконечную энергию и знания.

Здесь вы можете не только наблюдать историю развития Ракова, но и отследить историю всей Беларуси, вникая интереснейшему интерактивному рассказу владельца, который с радостью ответит даже на самые провокационные вопросы об истории Беларуси.

Все тут можно потрогать, понюхать и сфотографировать: старинные белорусские предметы домашнего обихода, музыкальные инструменты, остатки былой славы времен контрабанды, раритеты войны, советские реликвии и многое другое».

«Феликс Янушкевич — хозяин галереи, известный белорусский художник и реставратор — является президентом Белорусской Академии изобразительных искусств. Ему с братом Валерьяном удалось по крупицам собрать коллекцию керамики местных мастеров — самую большую керамическую коллекцию в Европе.» [4].

Современная жилая застройка Ракова

Собираются экспонаты для раковского музея техники. Александр Бурьяк. Источник:

http://bouriac.ru/BT/BELARUS/Rakov.htm

О современной жилой застройке Ракова написал Александр Бурьяк [4]:

«Современная жилая застройка — кто во что горазд в меру скудных материальных возможностей и ещё более скудных эстетических представлений. Хорошее в Ракове: людей мало, до леса близко, природные пейзажики симпатичные. Ещё там супермаркет отличный. Раков — феномен типично белорусский: его богатая история осталась где-то под поверхностью земли, в „культурном слое“, а на поверхности всё больше признаки далеко зашедшего вырождения. Где в Ракове было что, без археологии не разобраться. На виду остались только два храма, три кладбища, сарай с полуколоннами („ледовня“) и несколько каменных остовов.»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Раков и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я