Об известных евреях Рогачева

Маргарита Акулич

В книге пересказано об известных евреях, рожденных в беларуском городе Рогачеве: о Рабби Йосефе Розине, об Анатолии Львовиче Каплане, об Александре Ильиче Гинцбурге, о Самуиле Залмановиче Га́лкине, о Владимире Львовиче Нехамкине (Мехове), о людях, которыми может гордиться Рогачевщина и вся Беларусь.Книга имеет образовательный и культурный характер.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Об известных евреях Рогачева предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II Анатолий Львович Каплан

Анатолий Львович Каплан. Источник: https://www.sb.by/articles/otgoloski-dalekikh-dozhdey.html

Анатолий Каплан родился в 1990 году в Рогачеве. Он вырос в традиционной еврейской атмосфере. Будущий художник впитал в себя образ жизни «штетла», еврейское наследие и духовность, а его детские впечатления оставались одним из его главных источников вдохновения на протяжении всей его жизни. Имя художника завоевало признание в конце 1960-х годов. К тому времени он уже завоевал мировое признание, и его работы пользовались большим успехом в Германии, США, Англии, Канаде, Австрии и Италии. (Anatoly Kaplan — Pinterest) [7]

Анатолий Львович Каплан. http://www.lechaim.ru/ARHIV/198/frezinskiy.htm

File: Анатолий (Танхум) Каплан.jpg. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Каплан,_Анатолий_Львович#/media/Файл:Анатолий_(Танхум)_Каплан.jpg

2.1 Представление и начальная биография. Петроградско-ленинградский довоенный период

Представление и начальная биография

Рождение Анатолия (Та́нхума) Львовича (Лейвиковича) Каплана произошло в Рогачеве в 1903-м году (десятого января). Его уход из жизни датируется 1980-м годом (он умер в городе Ленинграде третьего июля в возрасте семидесяти семи лет).

Известен в качестве выдающегося еврейского живописца, графика, керамиста, являвшегося в определенное время руководителем подразделения дизайна завода стеклянной посуды, из-за чего у него имело место появление интереса в 3-м измерении, которое позднее расцвело в его скульптурных и керамических работах.

Шагал и Каплан

Его родительская семья, где глава семейства являлся рогачевским мясником, была многодетной: кроме Та́нхума в семье росло еще пятеро детей. Город Рогачев, будучи частью Российской империи, находился в черте еврейской оседлости. Марк Шагал также родился в подобных условиях (в 1887-м году). Жизни двух живописцев были совершенно разными, но искусство их — весьма похожее. Искусство Каплана — народное, «местечковое», еврейское. Оно просматривается во многих его творениях, например, в многочисленных иллюстрациях, которые он создал к произведениям Шолома — Алейхема.

По словам Василия Когаловского [17]:

Рогачев. Мальчик с гусями. 1954год 40х55. Источник: http://old.jeps.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=1742

«Марк Шагал был человеком, на которого Анатолий Каплан всегда ориентировался, с которым он соразмерял свое творчество и перед которым преклонялся. Я считал необходимым именно на родине Шагала, в его музее, сделать большую выставку работ Анатолия Каплана. Потому что корни Каплана в Белоруссии, в городе Рогачеве, и сам он бывал в Витебске и встречался в 1918 году с Шагалом, получил направление в Академию художеств и уехал в Ленинград учиться. Белорусская земля дала мировой культуре потрясающие имена еврейских художников, среди них Хаим Сутин, Марк Шагал, Лев Бакст, Оскар Мещанинов, Пинхус Кремень, Надя Леже, Михаил Кикоин. И в том числе Анатолий Каплан, который в 1902 году родился в Рогачеве».

Анатолий Каплан. «Рогачев. Улица, мощеная булыжником». Источник: http://mishpoha.org/aktualnoe-intervyu/248-otgoloski-daljokikh-dozhdej

Валерий Дымшиц в своей публикациям «Талант читателя. К 100-летию со дня рождения художника А. Л. Каплана» написал [10]:

«Логика обращения Каплана к произведениям еврейских классиков во многом повторяет саму логику движения еврейской словесности. «Заколдованный портной» послужил для Шолом-Алейхема «полигоном», на котором он отработал стилистику зрелых рассказов из своего самого знаменитого цикла «Тевье». Закончив работу над «Заколдованным портным», Каплан также обратился к «Тевье-молочнику».

В юности Каплан занимался подработками — изготавливал вывески, учил в школе детей рисованию.

Петроградско-ленинградский довоенный период

Период с 1921-го года по год 1927-й. В данное время он проживал в Петрограде-Ленинграде. Учился во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический ин-т) у Верейского Г. С. и Рылова А. А.

Период 1930-х годов. В данном временном периоде [9]:

«он стал ассоциироваться с группой художников и литографов в Ленинграде, которые были проинструктированы, чтобы подготовить серию работ, посвященных удаленную Еврейской автономной область, будучи создан Иосифом Сталиным в надежде переселения еврейского населения России в отдаленном районе на Дальнем Востоке страны. Здесь Каплан узнал и принял к навыкам эстампа, развитие многих отдельных методов».

Период с 1937-го года по год 1940-й. Это было время его работы в литографической экспериментальной мастерской Ленинградского отделения Союза художников (его руководителем являлся Верейский Г. С.). И это было время появления 1-го цикла его гравюр под общим названием Kasrilevka («Касриловка» — согласно выдуманному Шоломом Алейхемом названию деревни).

2.2 Время войны и время с 1950-х годов. Как жил великий еврейский художник земли беларуской? Особенности творчества Каплана

Время войны и время с 1950-х годов

Когда началась советско-германская война, Каплан эвакуировался на Урал. В 1944-м году было его возвращение в Ленинград. Его пейзажные литографии 1948-го года, связанные с блокадными днями, являлись широко известными в России, и их приобрели 18 галерей мира.

ТЕВЬЕ В СТАРОСТИА. Л. КАПЛАН. Источник: https://www.nsartmuseum.ru/journal/id/136

«Каплан, А. Л. Шолом-Алейхем. Заколдованный портной / Автолитографии художника А. Л. Каплана; Ред. Е. Б. Гуткина; Печатники: Б. И. Володин, А. С. Иванов, Ю. Д. Матюхин. — Л.: Ленингр. отд. худ. фонда СССР, 1957. — [1] л., [26] л. ил.; 61,5 х 45 см. — 600 экз. 26 иллюстраций художника А. Л. Каплана выполнены в технике автолитографии ручным способом с оригинальных камней лимитированным тиражом». Источник: http://anticvarium.ru/lot/show/11035

Период 1950-го—1951-го г. г. В данном временном периоде Каплан работал в качестве главного художника Ленинградского стекольного завода.

Анатолий Каплан. Скрипач на крыше. Шамот, глазури. 1969. Источник: http://chagal-vitebsk.com/node/286

С 1950—х г.г. его произведения были сосредоточены на еврейских мотивах, хотя советские органы культуры подобных произведений не принимали, серьезно препятствуя их выходу в свет и распространению.

Особенно ценными работами Каплана, относящимися в рассматриваемому периоду, являются следующие: иллюстрация и обложка к сборнику еврейских народных песен Дмитрия Шостаковича (1977-й год); иллюстрация к произведению «Тевье молочник» Шолома Алейхема (три серии, период 1957-го — 1966-го годов); Заколдованный портной (1954-й — 1957-й г.г.); Песнь Песни (1962-й год); замечательная серия цветных литографий (напечатанных в Лондоне в 1961-м г.).

На протяжении всего этого времени Каплан также писал картины, хотя их тематика редко была связана с Россией (или Беларусью) соответствующего времени.

С 1967-го года Каплан стал заниматься скульптурой, в частности, он работал над персонажами гоголевских «Мертвых душ».

Как жил великий еврейский художник земли беларуской?

Анатолий Львович Каплан. Источник: http://narodknigi.ru/journals/43/talant_chitatelya/

Как жил великий еврейский художник земли беларуской Анатолий Каплан? Об этом поведал Исаак Яковлевич Кушнир [11]:

«В течение 12 лет Каплан был самым «валютным» художником Ленинграда, — рассказывает о своей коллекции Исаак Кушнир. — Через Союз художников папки его литографий покупали американские, английские, немецкие книгоиздатели. Но до Анатолия Львовича доходили скромные суммы в 5, 10, 12 долларов — сейчас эти чеки хранятся у меня.

Он жил абсолютно бедно, Была примечательная история с визитом министра культуры ГДР, пожелавшим встретиться со знаменитым советским графиком (немцы знали толк в литографии, с большим уважением относились к этой технике еще со времен Дюрера и издали десятки альбомов Каплана). Но в Союз художников Анатолий Львович не пришел. Как оказалось, был болен, простужен. И министр поехал к нему домой. В те годы Каплан жил в коммунальной квартире на улице Чайковского. У входа министр почувствовал запах жареной рыбы и ужаснулся, в каких условиях живет великий художник. После этого Каплана переселили на Волынский переулок, в небольшую, но все же отдельную квартиру.»

Особенности творчества Каплана

Музыканты (1968) Каплана. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Anatoli_Lvovich_Kaplan

«Документально этот факт нигде не зафиксирован, но у Исаака Кушнира есть свой авторитетный источник:

— Эту историю мне рассказала Лия Моисеевна Штродт, давний друг семьи Анатолия Львовича. К 1918 году он уже окончил учительские курсы в Харькове и преподавал рисование в Рогачеве. Позже таких учителей собрали на конференцию в Витебске, где комиссаром по делам искусств был Марк Шагал. Он и надоумил Каплана ехать в Петроград, поступать во ВХУТЕИН, Высший художественно—технический институт… В 1973 году, когда через 50 лет эмиграции Шагала встречали в Ленинграде, кто—то спросил, знает ли он такого художника, как Анатолий Каплан. В ответ Шагал поднял большой палец — это описано во многих воспоминаниях»

(Минский музей истории белорусской литературы представляет выставку «Художника Каплана из Рогачева», одного из лучших графиков ХХ века) [13]

Особенности творчества Каплана [12]:

«Творчество Анатолия Каплана на протяжении всей жизни было тесно связано с еврейским фольклором и литературой на идише, ему принадлежат иллюстрации к произведениям целого ряда еврейских писателей, в том числе классиков еврейской литературы, а также еврейским народным песням».

и еще [14]:

«Его самобытное творчество теснейшим образом связано с еврейской культурой. Каплан создал множество литографий, объединяемых тематически (некоторые достигали нескольких десятков). Все они были посвящены сюжетам из еврейской литературы: чаще всего из произведений Шолом-Алейхема („Тевье-молочник“, 1957—61; „Песнь песней“, 1962; „Стемпеню“, 1963—67) и из народной литературы (сказка „Козочка“, 1957—61; „Еврейские народные песни“, 1958—60)».

Источник: https://present5.com/proshloe-nastoyashhee-i-budushhee-sinagog-belarusi-vystavka/

2.3 Выставки. Рекомендации

Выставки [9]:

«Значительная ретроспективная выставка работ Каплана состоялась в Русском музее в Санкт — Петербурге, в 1995 году Другие крупные выставки были проведены в Нью — Йорке (1992), Лондоне, Амстердаме, Иерусалиме и в других местах».

Рекомендации

Рекомендации [9]:

Anatoly Kaplan: Malerei, Graphik, Glas, Keramik, Skulptur. Dt. /Engl. /Russ. (Deutsch) Taschenbuch — 1. Januar 1994. Смотрите детали книги на немецком Amazon. https://www.amazon.de/Anatoly-Kaplan-Malerei-Graphik-Skulptur/dp/3930775018

«Анатолий Л. Каплан: Вариации ца jiddischen Volksliedern, внутр. Беата Ja-Zechendorff (Лейпциг, 1976)

Анатолий Л. Каплан: Das Werk zeichnersiche 1928 бис 1977, изд. Juri Kuznezow (Лейпциг, 1979)

Анатолий Л. Каплан: Keramik, изд. Клаус Г. Бейер (Берлин, 1977)

Анатолий Каплан (каталог выставки в Русском музее;. 2 — х томах) (Pub Josef Киблицкий, Санкт — Петербург, 1995.). ISBN 3-930775-01-8. Книга текст на английском, немецком и русском языках».

Анатолий Каплан «Тевье и Голда», 1976. Источник: http://mishpoha.org/aktualnoe-intervyu/248-otgoloski-daljokikh-dozhdej

2.4 Могила художника. Аркадий Шульман об Анатолии Каплане

Могила художника

Анатолия Каплана похоронили в городе Ленинграде на кладбище Памяти жертв 9-го января.

Могила Каплана. Умер 3 июля 1980 года. Похоронен на кладбище Памяти жертв 9 января. Источник: https://nekropol-spb.ru/kladbischa/kladbische-pamyati-zhertv-9-yanvarya/kaplan-anatoliy-lvovich

Аркадий Шульман об Анатолии Каплане

Аркадий Иосифович Шульман, писатель, журналист, главный редактор еврейского журнала «Мишпоха». Источник: http://mishpoha.org/redaktsionnyj-podvalchik/577-devyat-dnej-vklyuchaya-dve-subboty

Аркадий Шульман об Анатолии Каплане написал [18]:

«От Жлобина до Рогачева полчаса езды. Рогачев — еврейский центр с многовековыми традициями. Еще в конце XVIII века здесь умножали свой капитал 52 еврейских купца. В Рогачеве возникла одна из первых в Беларуси хасидских общин. Но была еще одна причина, по которой мы непременно хотели попасть в Рогачев. В этом городе родился и провел юношеские годы самобытный еврейский художник Анатолий Каплан. Через всю жизнь Анатолий Львович пронес любовь к своей малой родине. Как Шагал воспевал Витебск, так Каплан — свой Рогачев. Кстати говоря, одним из тех, кто благословил его на художественное подвижничество, был Марк Шагал. Я понимал, что напоминаю тех зарубежных туристов, которые приезжают в Витебск, чтобы увидеть город Шагала. Витебск живет и процветает, но из шагаловского в нем осталось одно название. Так и Рогачев только своим названием напоминает город, который вдохновлял Анатолия Каплана. И все же я хотел попасть в Рогачев…

Танхум (Анатолием он стал в Ленинграде) Каплун (такая фамилия была у отца) родился в этом городке в 1902 году. Его отец держал мясную лавку („а ятке“, как говорили тогда на идише в Рогачеве). Она досталась ему по наследству. Кормила его не маленькую семью. И должна была кормить детей. Танхум выбрал для себя путь художника. Живя в Ленинграде и гуляя по набережным Мойки и Фонтанки, он видел Рогачев и его жителей. — Откуда ты берешь персонажи для своих картин? — спрашивали у него. — Они живут у меня здесь, — отвечал он и показывал рукой на сердце. Когда во второй половине тридцатых городов в Ленинграде в Музее этнографии проводилась выставка художников из всех республик Советского Союза, никого не могли найти из Биробиджана. И тогда кто-то предложил: „Давайте выставим работы Анатолия Каплана про его Рогачев. Все решат, что это и есть еврейская республика“. Так и сделали. В годы войны в Рогачевском гетто погибли все родственники Анатолия Львовича, кроме младшей сестры. Приезжать в Рогачев художнику больше было не к кому…

На встречу с нами пришло человек двадцать. Комната в одном из деревянных домов стала импровизированным зрительным залом. Давид Симанович много рассказывал о Шагале, читал стихи, посвященные художнику. Я сказал, что наши города дали миру двух больших еврейских Мастеров: Шагала и Каплана. И, увидев реакцию моих собеседников, понял, что если о Шагале они что-то слышали, то фамилия Каплан им ничего не говорит. Я спросил: „Может быть, в городе живут какие-то дальние родственники, или те, кто знал эту семью?“. Собравшиеся посмотрели на женщину, сидевшую у дверей. — Наша фамилия Каплан, — сказала она. — Но о том человеке, о котором вы спрашиваете, я ничего не слышала. Сегодня в разных странах мира выпускаются альбомы с репродукциями работ Анатолия Каплана, выставки проходят в крупнейших выставочных залах, а в Рогачеве — городе, который вдохновлял его творчество, ничего не слышали о Мастере. Здесь это по-прежнему забытое имя».

Неизвестный Каплан. Мишпоха №22. Источник: http://mishpoha.org/n22/22a17.shtml

2.4 Валерий Дымшиц и Валерий Койфман об Анатолии Каплане

Валерий Дымшиц о Каплане (к 100-летию со дня рождения художника А.Л.Каплана)

«Валерий Дымшиц

Этнограф, филолог, переводчик

Родился в 1959 году в Ленинграде. Директор межфакультетского центра «Петербургская иудаика» Европейского университета в Санкт-Петербурге. Автор книги «Из Венеции: Дневник временно местного» (2017). Составитель книг «Горские евреи. История. Этнография. Культура» (1999), «Еврейские народные сказки» (1999), антологии еврейской литературной сказки «Тяжба с ветром» (2007). Источник: http://narodknigi.ru/authors/valery_dymshits/

Валерий Дымшиц написал о Каплане следующее [15]:

«Анатолий Львович (Танхум бен Лейвик) Каплан (1902—1980) — один из лучших графиков ХХ века, удивительный живописец и керамист. О его творчестве, об уникальности его мастерства написано немало. Между тем, Каплан — не просто большой художник, он, прежде всего, художник национальный: фигура Каплана была и остается знаковой для нескольких поколений российских евреев.

Анатолий Каплан не был обделен ни прижизненной, ни посмертной славой. Лучшие музеи мира считали за честь приобрести его работы, книги и выставки сделали его имя широко известным. Даже неласковая к евреям советская власть, «закрывая» его литографиями «еврейскую тему» urbi et orbi (впрочем, orbi гораздо больше, чем urbi), проявила несвойственный ей хороший вкус. Делала она это по проверенному методу: как советским евреям был выдан один писатель — Шолом-Алейхем, так они получили и одного художника — Каплана.

Своими работами Каплан создавал вокруг себя зону немыслимой по тем временам свободы и правды. О Каплане можно было молчать, но коль скоро он заставил о себе говорить, врать было уже нельзя. Когда перечитываешь превосходный «Очерк творчества», написанный Б. Сурисом для альбома Каплана (Л.: Художник РСФСР, 1972), возникает ощущение, что не было в СССР ни цензуры, ни тени замалчивания, окутывавшей всё с прилагательным «еврейский». Между тем, в те же годы в печать не был пропущен посвященный еврейским резным надгробиям фотоальбом художника и искусствоведа Д.Н.Гобермана, чьи исследования серьезно повлияли на творчество Каплана. Достаточно сказать, что орнаментальные мотивы для своей графики и керамики Каплан черпал именно из собрания Гобермана.

Впрочем, власть не столько разрешала Каплана, сколько терпела его. Стоило в серии «Библиотека всемирной литературы» выйти тому Шолом-Алейхема с иллюстрациями Каплана, как об этих иллюстрациях появилась разгромная статья в «Литературной газете». Альбом, изданный в Ленинграде в 1972 году, был настоящим чудом. Реакция на это «чудо» последовала незамедлительно. Партийное начальство наказало ленинградское издательство «Художник РСФСР» тем, что разрешило продавать тираж только в Ленинграде. Остальные прижизненные альбомы Каплана выходили в ГДР, для которой их публикация стала своей версией «покаяния». Следующий альбом Каплана на родине — каталог выставки в Русском музее — вышел уже после смерти художника, в 1995 году.

Художественное наследие Каплана интегрирует различные пласты еврейской культуры и истории от синагоги до еврейского колхоза, от традиционного искусства до авангарда. Можно сказать, что Каплан стал итогом развития целой школы — школы советских еврейских художников».

Валерий Койфман об Анатолии Каплане

Койфман Валерий. « Уже более 60 лет увлечение искусством сопровождает и поддерживает меня на жизненном пути. Я автор 3 книг рассказов на тему искусства: — «Волшебный мир рассказов об искусстве» (2005) — «Прикосновение к искусству» (2008) — «Встречи на дорогах искусства» (2011)

Темы моих рассказов-очерков об искусстве отражают мои интересы и пристрастия». Источник: https://proza.ru/avtor/chagall

Валерий Койфман написал об Анатолии Каплане [16]:

«Творчество Каплана, уникальное в условиях советской жизни, часто использовалось советской пропагандой как доказательство процветания еврейской культуры в СССР. Его настоящее имя Танхум бен Леви Ицхок Каплун (Танхум — утешитель). Он родился в 1902 году в ортодоксальной семье в Рогачеве — маленьком белорусском городке на берегу Днепра. Здесь тогда жило около 10000 человек, из них 6000 — евреев. Они занимались ремеслами, торговлей, садоводством и огородничеством. Отца художника звали Лейб-Ицхок Каплун. Он унаследовал маленькую мясную лавку, где работал всю жизнь. Мать звали Соре, она воспитывала детей. В семье их было шестеро. Танхум был третьим ребенком. С детства он отличался от братьев и сестер. Любил гулять в лесу, был тихим, добрым. Никому не приходило в голову, что он когда-нибудь сможет торговать в отцовской лавке. С 6 лет Танхум ходил в хедер. Через два года родители отдали его в русскую школу, где он успешно учился. Каплан на удивление рано пристрастился к искусству. В 1922 году по совету Марка Шагала, с которым Каплан познакомился в Витебске, он поехал в Петроград и поступил во ВХУТЕИН (Высший худ. — технич. институт). Его педагогами были А. Рылов, Н. Радлов, К. Петров-Водкин. Юноша окончил живописный факультет. В отличие от многих, приехавших из провинции в Ленинград, Каплан гордился своей родиной — маленьким городком с узкими улочками и бедными домишками. Он помнил своих соседей и с удовольствием рассказывал о них. Окружавшие его художники часто спрашивали: „Где ты берешь свои персонажи, Толя?“ Он удивленно отвечал: „Я нигде не беру их, они всегда здесь, со мной“. В 1934 г. Анатолий женился на девушке из Оргеева, Евгении (Гине) Либман. Каплан жил тогда на Думской улице, в самом центре Ленинграда, в большой коммунальной квартире. Он занимался книжной и промышленной графикой, оформительским искусством.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Об известных евреях Рогачева предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я