Новогрудок и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Акулич

Какой необычный город Новогрудок… Когда-то в нем большинство населения составляли евреи. Сейчас их в городе почти нет. Но осталась история, неотъемлемая история Беларуси. И Холокост, который никогда не должен забыться.С Новогрудком связаны имена многих известных евреев – и умерших, и ныне живущих.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новогрудок и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I История еврейского Новогрудка

Калі навагрудскія ўбачыш прасторы, Ракітнік разгалісты, нізкі, — Каня супыні ля плужынскага бору, Каб глянуць на возера зблізку.

Гушчар лесу пахне чаборам і мёдам, Жывіцы настоем смалістым. Там возера Свіцязь, як шыбіна люду, Ляжыць паміж дрэваў цяністых.

(Адам Міцкевіч)

1.1 Город Новогрудок. Евреи Новогрудка до 19-го столетия

Город Новогрудок

Фото из списка литературы [1]

Новогрудок является находящимся в Западной Беларуси городом (Гродненская область). Его основание относится к 11-му столетию. Основал город Ярослав Мудрый.

Впервые город упоминается с датой 1044-го года. И был после Ярослава Мудрого его переход под власть ВКЛ (ВКЛ — Великое княжество Литовское). После имело место его вхождение в объединённое польско-литовское государство. В 18-м столетии (в его начале) Новогрудок разрушили русские войска.

С 1795-го года он стал частью России, а после Первой мировой войны превратился в польский город. В 1939-м году его захватил Союз ССР, и ему пришлось пережить в 1941-м—1944-м годах германскую оккупацию.

Фото из списка литературы [2]

Население города по состоянию на 2015-й год равнялось примерно тридцати тысячам человек.

Евреи Новогрудка до 19-го столетия

Евреи в Новогрудке проживали с 1445-го года. Ими производилась выплата специального военного налога — «серебщизны». Распространения магдебургского права на них не было. Освобождение от выплаты «серебщизны» имело место в 1551-м году.

Фото из списка литературы [3]

Вначале еврейское население жило вместе с населением христианским в центре Новогрудка. Но христианскому населению и шляхте это не нравилось. И местные христиане возбудили дело, касавшееся переселения евреев в специальные «еврейские» места.

Королем Сигизмундом Августом был издан указ от тридцатого сентября 1563-го года, предписывающий, чтоб евреи переселились на окраину города.

Новогрудские евреи не подчинились данному указу, обратившись в Варшаву в коронный суд, чтобы он их защитил от городского суда Новогрудка, настаивавшего на их изгнании. Но решение Королевского суда не противоречило решению суда городского. Евреям было приказано, чтоб они свои сады и дома отдали христианам. Евреи были обвинены в непредоставлении необходимых документов. Евреи и здесь не послушались, продолжая проживать в центре в своих домах.

С 1623-го года было подчинение новогрудской еврейской общины кагалу Бреста. Возведение каменного здания Главной синагоги осуществлялось караимами в 1648-м году. После его выкупила еврейская община. Но имело место существование там еще с 16-го столетия синагогального двора. Синагога Новогрудка по формам была суровой, это соответствовало времени.

Новогрудские евреи выплачивали налоги [4]:

«В середине XVI в. в Новогрудке было приблизительно 500—600 еврейских налогоплательщиков. В 1647 г. новогрудская община платила 1,062 золотых монет налога, в 1655 — 1,200, в 1664 — 2,600., в 1670 — 1,400 золотых монет».

В городе в 1630-м году свирепствовала чума, в 17-м столетии неоднократно случались серьезные пожары.

Новогрудок В 1655-м году был завоеван русскими войсками, а в 1659-м году его отбили войска гетмана Сапеги, в 1660-м году русские снова его завоевали. Евреи уничтожались и грабились всеми, кем захватывался город.

В Новогрудке у европейских купцов были особые отношения с окружением князя Радзивилла. В 17-м — 18-м столетиях евреи проживали в «юридике» Радзивилла (сохранялась до 1861-го года). Ими выплачивались налоги лишь князьям Радзивиллам, других налогов они не платили (в отличие от остальных горожан). Однако, налоги князю были не дешевыми, поэтому имело место обращение евреев юридики как к князю Радзивиллу, так и к князю Витгенштейну, который был после него, с просьбами об уменьшении налогового бремени.

1.2 Еврейский Новогрудок 19-го и 20-го столетий. О новогрудской иешиве

Еврейский Новогрудок 19-го столетия

Фото из списка литературы [5]

Поскольку налоги евреи должны были платить большие, появлялись недоимки и наблюдались укрывательства налогоплательщиков. Например [4]:

«…в 1825 г. житель Новогрудка Г. Замковый донёс на новогрудский кагал, что тот укрыл от ревизской переписи 700 душ».

В 1770-х годах наблюдалась активизация строительства в Новогрудке. Но не было в нем железнодорожных магистралей. Зато были ремесленники. В 1877-м году в нем были ремесленники-пищевики (27), ремесленники-портные (70), ремесленники, занимавшиеся производством сельхозинвентаря (105).

Фото из списка литературы [6]

В 1860-х-1890-х годах имело место открытие ряда небольших по размеру фабрик. Были заводы: по одному — мыловаренному, кирпичному и гончарному; по два — гончарно-кафельных. Еще была гильзовая фабрика. Однако в основном новогрудские евреи торговали и занимались ремеслами.

В 1867-м году в городе действовали шесть синагог. С 1854-го года работало двухклассное казенное еврейское училище первого разряда, в нем обучалось сорок девять чел. В качестве его почетного блюстителя выступал купец Гаркави Гершон Моисеевич. В нем учеников обучали чистописанию, русскому и немецкому еврейскому языкам, арифметике, молитвам с немецким переводом, знакомили с трудами Маймонида.

Фото из списка литературы [7]

В Новогрудке в 1868-м году были религиозные школы (пять школ), строительство двух из которых происходило в 1840-х годах (оно было разрешено Гродненским губернским правлением), остальные школы действовали еще с 18-го столетия. Сапожники Новогрудка и порняжный цех имели собственные пришколки. Согласно вышедшему в 1873-м году закону еврейские училища (как уездные, так и раввинские) второго и первого разряда закрылись.

Два еврея — Богатин Шмуйла Мовшевич и Бурштейн Кивель-Нота Абрамович входили в 1874-м году в городскую думу. В 1870-х годах основали еврейскую больницу с амбулаторией (бесплатной); действовали семь синагог, а также еврейское одноклассное училище.

Информация, касающаяся раввинов следующая [4]:

«Раввином в Новогрудке в 1835—50 был Александр-Зискинд Гаркави, в 1851—64 — И. Э. Спектор, в 1864—74 — Борух-Мордхе Лифшиц, в 1874—1908 — Ихл-Михл Эпштейн (1829—1908), с 1908 — Менахем Краковский. Казенным раввином в конце 19 в. был Хаим Гершович Елин. В 1896 Йосеф-Йоэль Горовиц (1846—1920, Киев) основал в Новогрудке йешиву, ставшую одним из духовных центров «мусара».

В конце 19-го столетия действовали разного рода благотворительные организации и кружки сионистов. В этот период времени началась еврейская эмиграция из Новогрудка в Соединенные Штаты и Эрец-Исраэль.

Даниэлем Осташинским отмечено [8]:

«Все евреи, родившиеся в Новогрудке, и образованные

(подобно мне), в частности, молодёжь, видели в этом городе часть Эрец Исраэль. <…>

И я с уверенностью могу сказать, что весь Новогрудок жил в тени известного либерального польского поэта (Мицкевича — Т.В.), который любил евреев. <…> не важно, были у него

еврейские предки или нет, фактом остаётся то, что он очень любил еврейский народ, и это привело к тому, что поляки города поступали в отношении евреев соответственно».

О Новогрудской иешиве

Среди учебных еврейских заведений города Новогрудка особо выделялась Новогрудская иешива, (год основания — 1896-й.). Ее основал рабби Иосеф-Юзло Горовиц (Гурвиц).

Иешиву «Новардок» считали довольно «строгой». В ней преподавались Тора, Танах, Талмуд, а от учащихся требовалось наличие моральных качеств. То есть, здесь указания Торы о поведении и качествах евреев проводились в жизнь.

Новогрудскую иешиву считали неординарной, она не походила на многие иные иешивы. Она была учреждением мусар, в ней не так много внимания уделялось подготовке студентов как в будущем раввинов, но много внимания — подготовке евреев, самоотверженно служащих Богу (это следует из воспоминаний одного из студентов — Дэвида Загера, описанного в книге «Бочки»).

Новогрудскую иешиву относили к движению мусар (этическое движение мусар в переводе с иврита — это мораль). В ней занимались в основном воспитанием личностей в духе аскетизма и ригоризма.

Основателем новогрудской иешивы Иосефом Юзлом, «стариком из Новардока», было введено многочасовое обсуждение как проблем этического характера, так и особых приемов психологической самотерапии, содействующих освобождению от свойственных людям по их природе пороков (среди них — стяжательство, тщеславие, корыстолюбие и т. д.).

Имела место постепенная разработка целостной системы воспитания, помогавшей личности интегрироваться в ригористический уклад еврейской жизни, базирующийся на законах Галахи.

Люди, которые получали образование в мусар-иешивах, были объединенными между собой на протяжении всей жизни. Это образование определяло уклад их жизни и ее нравственно-эмоциональную направленность.

Во время второй мировой войны новогрудской иешиве пришлось передислоцироваться в Вильно. Когда на территорию Литвы вошли войска «советов» (1940-й год), на студентов иешивы были гонения.

Некоторые из студентов сумели убежать. Но многие были убиты. Какой-то части из них удалось получение транзитных японских виз, выданных им Симпой Сугихарой (японским консулом). Они добрались через Владивосток до Кобо. Спустя какое-то время некоторые из них попали в США, другие — в Израиль и Англию.

Новогрудская иешива сегодня действует в Нью-Йорке (в Бруклине), в Лондоне и Иерусалиме.

Еврейский Новогрудок 20-го столетия

Фото из списка литературы [9]

Основная информация, касающаяся еврейского Новогрудка 20-го столетия до 1920-го года следующая [4]:

«С 1902 г. в городе действовали организации Бунда и Поалей-Цион. В 1905 году был создан отряд самообороны.

В 1905 г. в городе действовала 38 хедеров, где обучалась 729 мальчиков. Девушки из еврейских семей в начале ХХ в. учились в четырёхклассной гимназии. В 1908 г. там было 87 учениц, половина из которых были еврейки.

В 1910 в Новогрудке было 16 синагог, еврейское частное мужское училище, еврейское кладбище. В 1913 евреям в Новогрудке принадлежали аптека, оба склада аптечных товаров, 3 гостиницы, единственный ресторан, 41 лавка (в т. ч. все 8 мануфактурных, 8 бакалейных, все 6 кожевенных). В 1914 создан «Союз еврейских ремесленников», работала еврейская богадельня.

В 1917 основаны спортивный клуб «Маккаби», детский дом.

В 1919 в Новогрудке функционировали отделения Евсекции (около 25 человек), Бунда и «Поалей Цион».

Хедер в Новогрудке: 1930-й год. Фото из списка литературы [10]

1919-й год явился годом основания семиклассной школы сети «Тарбут», позже — школы с преподаванием на идише (которая, кстати, не пользовалась особой популярностью), религиозной частной школы, ставшей впоследствии звеном сети «Тошия» (движение «Мизрахи»). В Новогрудке осуществляли работу ряд хедеров. Были еврейские библиотеки (две). Одна из библиотек состояла при профсоюзах, а вторая из них была общественной, в ней имелось триста томов изданий на русском, иврите, польском, идише. При общине было несколько благотворительных еврейских учреждений, благодаря которым работали детские ясли, еврейская больница и приют для старых людей. В это время в Новогрудке действовали две синагоги.

В период с 1921-го по 1939-й годы Новогрудок считали центром воеводства. Если говорить об экономике города в данное время, то она была преимущественно мелкотоварной.

Основная часть населявших город граждан состояла из ремесленного люда, мастеров и торговцев. Многим из них приходилось терпеть нужду. К концу 1930-х годов произошло усиление антисемитизма. Осуществлялась деятельность профсоюзов и организаций, защищавших интересы рабочих-евреев, подверженных влиянию сионистов и бундовцев.

В период с 1920-х — по 1930-е годы в Новогрудке был свой театр, который работал на идише. В 1933-м — 1939-м годах имел место выход еженедельника «Новогродекер лебн», в 1935-м—1939-м годах — «Ногродекер вохн». Действовали отделения разношерстных еврейских организаций и партий.

Информация о новогрудских раввинах и организациях в 1920-х — 1930-х годах [4]:

«Меер Абович (1876—?) и Меер Меерович. В Новогрудке 1920—1930-х гг. действовало много политических и сионистских организаций».

Семнадцатого сентября 1939-го года Красной армией была пересечена советско-польская граница, и Западная Беларусь стала частью Союза ССР. Новогрудку пришлось пережить проведение социалистических преобразований. Еврейским благотворительным заведениям пришлось стать государственными, промышленным предприятиям, лавкам, магазинам пришлось пережить национализацию, а еврейским школам — объединение в одну (десятиклассную с преподаванием на языке идише).

1.3 О довоенном Новогрудке. Об известных евреях — уроженцах Новогрудка

О довоенном Новогрудке

Фото © Арцём Аблажэй. Фото из списка литературы [11]

В Новогрудке были свои музыканты, хор и канторы — профессионалы и любители — знатоки Священного Писания, хасиды, известные своими песнопениями, оркестр пожарной команды, детский хор. Еврейская община Новогрудка гордилась своими писателями, мыслителями и всемирно известными раввинами, своими культурными и общественными учреждениями и особой атмосферой в общине. (Валерий Зеленогорский)

У простых людей, ремесленников и владельцев магазинов было стремление дать собственным детям образование именно еврейское, доносящее идеи сионизма, дающее ощущение исторической родины в Палестине и знание языка иврита.

Имело место открытие школы «Тарбут» им. Х.-Н. Бялика. Еще работали некоторые еврейские школы. Дети учились, в том числе, в частных хедерах или начальных школах, в которых учителями-наставниками молодежи меламедами обучались дети младшего возраста. Новогрудские дети-евреи также учились в средних и начальных польских школах. Каждый ребенок из еврейской семьи получал образование ради обеспечения будущего нации.

Фото из списка литературы [12]

Новогрудок был городом синагог. В нем находилась уникальная по архитектурному исполнению и внутреннему изяществу Большая синагога. Были и более скромные синагоги, предназначенные для ремесленников-евреев определённой профессии.

В городе имело место существование сиротского приюта под сенью заботы общественного комитета, обеспечивавшего воспитанников этого приюта всем что им требовалось. Этот приют принимал всех еврейских детей-сирот. Дети, когда подрастали, обучались в находившейся при нем школе, обучались профессии и готовились к более взрослой жизни. Общественным комитетом каждый из учеников устраивался в мастерскую ремесленника-профессионала для подготовки к самостоятельной работе.

В Новогрудке был дом престарелых, где проявляли заботу о стариках, не имевших возможности получать ее дома. Была Еврейская больница для лечения больных евреев-новогрудцев. У нее было по тем временам хорошее оснащение. В ней трудились врачи-евреи. Особо заботливо обращались с бедными людьми. В больнице была палата для рожениц. Эта больница славилась на всю округу, в ней был очень профессиональный и вежливый персонал.

В городе было немало разных еврейских учреждений. Был налажен выход еврейской газеты, освещавшей жизнь общины.

Два раза в неделю евреи Новогрудка могли посещать муниципальную библиотеку и брать в ней книги на русском, или идише, или польском, или иврите. Они имели спортклуб «Маккаби» с хорошим гимнастическим залом и стадионом. В нем происходила тренировка, разыгрывались матчи и проводились соревнования.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новогрудок и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я