Могилев и евреи. История, Холокост, наши дни

Маргарита Акулич

В книге пересказано о беларуском городе Могилеве, о его общей и еврейской истории, о холокосте в нем, о его синагогах и еврейском городском кладбище, а также о некоторых его достопримечательностяКнига адресуется как евреям, так и не евреям, не равнодушным к Беларуси и Могилеву, к их многоликому прошлому и настоящему. Она содержит помимо основных разделов ряд интересных приложений.Книга имеет образовательный, информационный и культурный характер.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Могилев и евреи. История, Холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

III Евреи в Могилеве

«Так складывается в нашей истории, что многое в ней принадлежит чьим-то воспоминаниям, рассказанным кем-то байкам, услышанным от кого-то сплетням. Почему так? Думается, объяснение сколь простое, столь и очевидное: потому что еврейская история вместе с народом, ее породившим, переживала периоды, когда только люди, только их память запечатлевали в картине времени те или иные черты, события, без которых эта самая картина была бы беднее и неинтереснее. Стоит ли собирать эти, в сущности, слухи? Стоит ли им доверять? Стоит ли брать в расчет, пытаясь понять, что же происходило, как жили люди и зачем поступали так, а не иначе?

На эти вопросы каждый дает собственный ответ» (Семен Глазштейн) [15].

«Здание Могилёвского университета им. Аркадия Кулешова. На фасаде — год постройки: 1896. Ранее принадлежало еврейскому купцу Бобкову, из-за чего на медальончиках над окнами верхнего этажа до сих пор заметны могендовидики. Улица Ленинская». Источник: http://bouriac.ru/BT/BELARUS/Mogilev.htm

3.1 О появлении и начале проживании евреев в городе Могилеве. Столетие семнадцатое

Тип еврея Могилевской губернии. (По фотографии Н. Н. Останковича).

О появлении и начале проживании евреев в городе Могилеве

Появление евреев на землях Могилевщины произошло примерно в 15-м столетии. Они постепенно стали селиться в местечках и городах, а также в местах, где пересекались торговые пути. Много было войн и дискриминационных указов, которые тем не менее не смогли остановить рост числа еврейских общин и численности в них представителей еврейского народа. Если говорить об отдельных местах, то в них по количеству еврейское население превалировало над населением не еврейским. В Могилеве доля еврейского населения достигала пятидесяти процентов.

Благодаря евреям происходило формирование характера планировки многих местечек и не крупных заштатных городов на Могилевщине. Особенность состоит в отсутствии строгих архитектурных планировочных решений и центральной доминанты в виде сооружения, имеющего культовое назначение.

Формирование еврейских общин Могилева и его района происходило в течение половины тысячелетия. История данных общин является богатой и нелегкой.

Первым еврейским именем, упоминаемым в письменных источниках в связи с городом Могилевом, является имя мытника Михеля Юзефовича из Берестья, год упоминания — 1522-й.

Существование в городе еврейской общины началось с шестнадцатого столетия.

Год 1522-й. В данном году в Могилеве ростовщик и откупщик Юзефович И. М. получил в аренду корчму и воскобойню.

Известно, что у еврейской общины были перманентные нелады с городскими христианами (как правило, по причине наличия конкурентного экономического противостояния). Христиане не раз выдвигали требование, чтобы королевские власти ограничили права евреев и даже изгнали их из Могилёва.

Год 1585-й. В этом году королем Стефаном Баторией было дано формальное согласие на изгнание евреев. Им был издан соответствующий указ, исполнения которого, однако, христиане не дождались.

Евреям Могилева пришлось пережить два погрома и кровавый навет. Они описаны в статье Иды Шендерович и Александра Литина «Могила льва или город, в котором жил мифический моэль Лева» [11]:

«Все же Могилевские евреи не избежали и клеветы „кровавого навета“ (обвинения в употреблении христианской крови для ритуальных целей) и кровавых погромов.

Первым погромом считается захват города в 1595 году отрядом „антифеодальных казацко-крестьянских повстанцев“, которых также называли „бандой грабителей, воров и насильников“ Северина Наливайко. Второй погром произошел спустя ровно 50 лет. Это было как раз в том месте, где сейчас перекинут подвесной мост через автомобильную трассу. С древних времен до послевоенных лет здесь проходила дорога, ведущая к Школищу, украшенная каменными воротами, так называемой Олейной Брамой. Прямо по крутому склону спускались к Днепру пешеходы, груженные телеги балагулов, кареты с пассажирами. Рассказывают, что для того, чтобы ноги лошадей не скользили на наклонной дороге, под копыта коней подкладывали специальные деревянные колодки. Это был бизнес для мальчишек, вроде современной мойки стекол автомобилей на заправках».

Столетие семнадцатое

Источник: https://mogilew.by/histor/162101-perekrestki-mogilevskoy-istorii-stanovlenie-goroda-xvii-vek.html

О евреях Могилева в 17 столетии написано в материале «История евреев Могилёва. Часть первая» [17]:

«Большая часть могилевских евреев в начале XVII в. принадлежала к категории „коморников“, не имевших собственных домов и арендовавших чужое жилье (могилёвский инвентар 1604 г. упоминает только одного еврея-домовладельца). Это объясняется тем, что в 1577 г. евреям было запрещено селиться в Могилеве, так как „ся великая переказа в гандлях и торговлях мещан от них деяла“. Уже в это время конкуренция в торговле между еврейскими и христианскими предпринимателями оказывала существенное влияние на еврейскую жизнь. В 1585 г. король ВКЛ, по просьбе могилевских „местичей“, запретил евреям приобретение „оседлости“ в городе. Грамотами польского короля Сигизмунда III, его сына Владислава IV и последующих правителей Речи Посполитой до середины XVII в. евреев периодически выселяли за пределы городского вала на специально отведенные им земли на берегу Днепра. Им запрещали строить и нанимать в городе лавки, бани, пивоварни, обвиняя в неосторожном обращении с огнем и конкуренции, изгоняли с торговой площади».

Могилев. Синагога. Фото из коллекции С. Ан-ского.

Начало семнадцатого столетия ознаменовалось открытием в Могилеве синагоги.

Год 1626-й. Евреям Могилева указом запретили проживать в пределах городского вала, Исполнения данного указа, однако, не последовало.

Год 1645-й. Имел место возглавленный бургомистром города еврейский погром.

Год 1646-й. Имело место запрещение на снятие евреями квартир и домов, находившихся не на территории еврейского квартала.

Период польско-русской войны, год 1654-й. Перед русской армией горожанами были открыты ворота. Но было поставлено условие сохранения в городе внутреннего самоуправления и удаления из него еврейского населения. Когда Могилев заняли русские войска, евреи города были собраны вместе. Им было обещано, что их проводят к полякам. Это был обман. На самом деле произошло выведение евреев из Могилева и их убийство в овраге. Оставшихся в городе евреев насильно покрестили. Вплоть до двадцатого столетия в могилевских синагогах происходило чтение специальных молитв в день, когда евреи города были истреблены.

В скором времени произошло издание указа, налагавшего запрет на проживание в Могилеве представителей еврейства.

Год 1655-й. В данном году польские войска были возвращены в город, и произошло восстановление еврейской общины. Перекрещенные силой евреи в своем большинстве возвратились к своей вере — иудаизму.

Год 1656-й. В данном году королем Яном Вторым Казимиром был наложен запрет на строительство евреями Могилева домов и обзаведение лавками в пределах городского вала. Исполнения запрета, похоже, не последовало.

В городе были как приверженцы движения Шабтая Цви, так и его противники.

«Шабта́й Цви, также известный как Амира, или Мехмет Эфенди (по другой транскрипции Саббатей Цеви, Саббатай Цви; 1 августа 1626, Смирна, Анатолия, Османская империя — 30 сентября 1676, Дульчиньо, Румелия, Османская империя) — каббалист, один из самых известных еврейских лжемессий; лидер массового движения XVII века, охватившего многие еврейские общины и получившего его имя — саббатианства, еретического направления иудаизма. Мессианское движение почти прекратилось, когда он неожиданно принял ислам. Считается, что родился и умер в один день 9 ава — день скорби по поводу разрушения Храма». Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шабтай_Цви

Улучшение положения могилевских евреев произошло, когда правил король Ян Третий Собеский, давший евреям города в 1676-м году разрешение на строительство домов, на занятие ими торговлей, на возможность учить детей в двух еврейских школах, с которых не брались налоги.

«Портрет короля Польши Яна III Собеского. Между 1673 и 1677. Национальный музей, Варшава. Авторство не установлено, ранее приписывалось Ежи Семигиновскому-Элеутеру, затем Даниэлю Шульцу. Согласно исследованию, проведённому сотрудниками музея „Вилянувский дворец“, этот портрет является наиболее правдоподобным из известных изображений Яна Собеского. Ян III Собе́ский (польск. Jan III Sobieski; 17 августа 1629, Олесский замок, Русское воеводство — 17 июня 1696, Вилянувский дворец, Варшава) — видный польский полководец, король польский и великий князь литовский с 1674 года. В его правление, ознаменовавшееся затяжными войнами с Османской империей, Речь Посполитая в последний раз пережила взлёт как европейская держава. Список занимаемых должностей: староста яворовский (1646), красноставский (1652) и стрыйский (1660), великий коронный хорунжий (1656), маршалок великий коронный (1665), гетман польный коронный (1666—1668), гетман великий коронный (1668—1674)». Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ян_III_Собеский

Год 1678-й. С этого года евреям было позволено свободное проживание в Могилеве.

Год 1680-й. Э то был год открытия в городе второй по счету синагоги.

Год В 1692-й. Год возведения на евреев Могилева кровавого навета.

Последние годы семнадцатого столетия были для еврейской могилевской общины временем расцвета. Евреи могли в данное время позволить себе свободное проживание в городе (в его черте). Они занимались чаще всего винокурением и ремеслами, кожевенным делом, а также продажей хлеба.

3.2 Столетия восемнадцатое и девятнадцатое

Столетие восемнадцатое

Могилев 18 век. Вот таким пустынным был Днепровский проспект (ул. Первомайская).

Год 1708-й. В данном году городским магистратом были переданы городу находившиеся в еврейском ведении сборы (дорожный и иные).

Год 1729-й. В этом году запретили сдачу в аренду представителям еврейства находившихся в городе и используемых горожанами мельниц и приборов, предназначавшихся для измерения веса.

Год 1776-й. В городе и его окрестностях проживало семьсот сорок два еврея, уплачивавших «подушный» налог.

Общиной Могилева был достигнут заметный прогресс. Евреи занимались пивоварением и винокурением, а также откупали гос. налоги. Еврейская община Могилева в Литовском вааде относилась к округу Брестскому. Когда же произошло присоединение города к царской России, он превратился в центр Могилевской губернии. Он был таковым в период с 1772-го года по год 1796-й.

В конце восемнадцатого столетия среди обеспеченных купцов-евреев имело место появление ряда маскилим. К примеру, маскилимом был Гирш Я., являвшийся автором проекта организации в Беларуси ряда еврейских школ с обучением ремеслам и с преподаванием дисциплин, рассматриваемых как дисциплины общеобразовательного плана. Данный проект он представил в 1783-м году в «Правительственную комиссию об училищах» (в город Санкт-Петербург).

Столетие девятнадцатое

Семья Могилевского купца Арона Гольдина, 1890—1900

С 1802-го года Могилев превратился (вновь) в центр Могилевской губернии.

Наблюдалось преобладание влияния митнагдим. Но тем не менее могилевская еврейская община являлась одной из немногочисленных еврейских общин в Беларуси, где у хасидизма Хабада имелось много сторонников.

Год 1847-й. Это был год основания в городе купцом Ш. Ратнером 1-й пенькотрепальной фабрики, Несколько позднее евреи обеспечили открытие еще 2-х таких фабрик, а также одной фабрики табачной.

Проживавших в городе в 1847-м году представителей еврейского населения насчитывалось 7897 чел. Евреям принадлежало главенство в торговле Могилева с такими городами, как: Рига, Кенигсберг, Мемель (сегодня — Клайпеда), Данциг (сегодня — Гданьск) и расположенными на юге российскими городами.

По данным Дембовецкого [49]:

«в 1867 году в Могилёве имелось 35 синагог и 1100 еврейских магазинов, а из общего количества населения города 40 536 (20735 мужчин, 19801 женщин), евреев официально насчитывалось 17 038 (8499 мужчин, 8539 женщин)».

В 1860-х годах (в их начале) из 4-х ратманов магистрата Могилева 2 были представителями еврейства: Ноткин Ш. Я. и Драбкин Я.

В конце девятнадцатого столетия в Могилеве почти вся крупная промышленность являлась собственностью евреев. Такие фамилии, как Магидсон, Симкин, Цейтлин, Найштот являлись в городе хорошо знакомыми.

В девятнадцатом столетии ключевая роль в торговых делах Могилева со странами Балтии и южными городами России принадлежала местным евреям. Им принадлежало в городе [19]:

«около 100 фабрик и заводов. В 1897 г. в Могилеве проживало 21 539 евреев (около 50% населения). В 1911г. в городе действовали 38 синагог и молитвенных домов (13 из них были хасидскими), 45 хедеров, Талмуд-Тора, иешива и светские учебные заведения, в том числе, и еврейское техническое училище».

В Могилеве имело место существование ряда благотворительных еврейских организаций (одним лишь «Обществом пособия бедным евреям» содержались богадельни в количестве двадцати двух), еврейских политических партий, общества древнееврейского языка под названием «Иврия», а также в городе занимались присущей им работой типографии.

«Магазин Ф. Либенсона — реконструкция из Этнического музея в Могилёве». Источник: http://www.ejwiki.org/wiki/Могилев_(еврейская_община)

Год 1897-й. В данном году в городе насчитывалось 21 539 проживавших в нем евреев, доля которых была порядка пятидесяти процентов. Евреи города занимались продажей хлеба, разного рода ремеслами, особенно много евреев было задействовано в кожевенном деле, находившемся, по сути, в их руках. Евреи в городе владели большим количеством заводов и фабрик (их было более сотни), в том числе фабрик меховых, спичечных, свечных и др. Хозяевами кирпичного, водочного, пивного и иных заводов также были представители еврейства.

«Работники еврейских фабрик в Могилеве»

В девятнадцатом столетии имело место существование организаций взаимопомощи, в которые входили ремесленники-евреи в соответствии с их специальностями, в них входили как рабочие, так и хозяева. Задачей данных организаций была задача оказания помощи нуждающимся их членам, у них были, между прочим, свои собственные синагоги.

В статье Иды Шендерович Александра Литина и «Могила льва или город, в котором жил мифический моэль Лева» приведены интересные сведения о могилевской Талмуд-Торе [11]:

«Не очень далеко от синагоги Купеческой на нынешней улице К. Маркса (ранее Зеленой) напротив городской больницы и сейчас стоит красивое трехэтажное здание из красного кирпича, завещенное в свое время общине купцом Ш. И. Ратнером, где в XIX веке находилась одна из двух могилевских Талмуд-Тор — еврейских школ, предназначенные для сирот и детей бедняков. Здесь курс обучения длился 6 лет и, кроме религиозных предметов, ученики изучали основы арифметики, древнееврейский язык, еврейскую литературу. Это была так называемая «реформированная» Талмуд-Тора, больше похожая на школу. В подобных учебных заведениях, кроме новых предметов, вводились и ремесленные классы. Именно при Могилевской Талмуд-Торе было открыто в 1899 году ремесленное училище, где велось обучение слесарно-кузнечным и столярно-токарным ремеслам. В 1903 году оно было преобразовано в отдельное еврейское ремесленное училище, новый корпус которого возвели в другом районе города на противоположной стороне речки Дубравенка, рядом с Борисо-Глебской церковью (сейчас — пересечение улиц Плеханова и Воровского). На торжественном открытии училища в своей речи казенный раввин Могилева С. Я. Каган назвал создание его «одним из разумнейших способов борьбы с нищетою, принимающей среди нашего народа, по многим причинам, ужасающие размеры». Он отметил, что «наконец-то осуществилась заветная мечта лучшей части нашего общества дать детям воспитание, которое согласовывалось бы с современными требованиями и в то же время отвечало бы религиозно-нравственным запросам всякого благочестивого в истинном смысле этого слова еврея…».

3.3 Столетие двадцатое

Столетие двадцатое (до 1917-го года)

Иллюстрация из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1906—1913); Российская Императорская губерния. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Mogilev

«Могилёв на Днепре или Могилёв губернский — так тогда именовался город, чтобы отличить его от уездного Могилёва на Днестре (ныне — Могилёв-Подольский в Винницкой области Украины). Иллюстрация из еженедельника „Лѣтопись войны 1914—15 гг.“

Репродукция: Sputnik / Виктор Толочко». Источник фото: https://vid1.ria.ru/ig/infografika/Sputnik/bel/NIKOLAYII/NikolayII.html

Год 1904-й (месяц октябрь). В данном году военными, которых мобилизовали на войну с японцами, был в Могилеве учинен еврейский погром.

Год 1911-й. В данном году в городе насчитывалось 32634 проживавших в нем евреев, доля которых была порядка пятидесяти — сорока семи процентов. Проводилась преподавательская работа в сорока пяти хедерах, в иешиве, в талмуд-торе, в еврейском начальном училище, в еврейской женской 4-классной прогимназии и др. учебных заведениях. Обучение многих еврейских детей происходило в средних частных заведениях. Одно из подобных заведений — перворазрядное Могилевское уч. заведение, в нем из ста тридцати девяти учеников сто тридцать три были еврейской национальности. В двух женских частных гимназиях из трех ста шестидесяти восьми учениц сто семьдесят три были еврейками.

В Могилеве имело место существование разных филантропических еврейских организаций, особенно известным и самым крупным было «Общество пособия бедным евреям», на его содержании находились двадцать две богадельни.

Город Могилев был известен в качестве одного из центров деятельности сионистов и бундовцев. И в нем находилось действовавшее общество «Иврия», являвшееся обществом древнего еврейского языка.

Столетие двадцатое (1917-й год и после него)

Источник фото: https://i.mycdn.me/i?

В 1917-м году имел место выход ряда номеров издания (являвшегося газетным) под названием «Еврейское слово», выпускаемого органом сионистской могилевской организации. С весны 1917-го года (месяц май) в городском «Совете рабочих и солдатских депутатов» председателем был Гольман М., прослывший эсером-максималистом.

Приход в город власти «советов» ничего хорошего еврейской могилевской общине не принес, ее жизнь серьезно ухудшилась. Произошло закрытие всех хедеров и большей части имевшихся синагог, равно как и молитвенных домов, была произведена ликвидация всех действовавших ранее организаций сионистов.

Сворачивание еврейской религиозной жизни было налицо. Одновременно происходила активизация светской жизни могилевских евреев под неусыпным контролем «Еврейской секции большевистской партии».

Год 1926-й. Проживавших в городе представителей еврейского народа насчитывалось 17105 чел., их доля составляла 34.1 процента. Существенную часть евреев Могилева составляли люди, занятые в кустарной кооперативной промышленности.

Начало 1920-х годов. В данное время в городе работали детские еврейские дома (их количество равнялось 3), еврейские детские садики (их количество равнялось 8), школы первой ступени (их было 6). Все это стало возможно благодаря поддержке «Джойнта».

3.4 Могилевские евреи в период 1930-х годов. О религиозной жизни евреев до конца 1930-х годов

Могилевские евреи в период 1930-х годов

Евреи в 1930-х годах

В период 1920-х—1930-х годов осуществлялась работа государственных школ, где обучение большей части дисциплин велось на идише. В 1930-х годах имело место проведение работы с учащимися сельскохозяйственного еврейского техникума.

В 1930-е годы (к концу этих годов) большую часть учебных заведений для евреев закрыли.

Год 1939-й. Проживавших в городе евреев насчитывалось 19715 чел, их доля равнялась 19.83 процента.

Когда было время индустриализации, шла бурная «перестройка», происходило создание совхозов, коммун, артелей, и также предприятий промышленности.

В Могилевском округе по состоянию на первое марта 1929-го года из имевшихся тридцати девяти колхозов тридцать шесть были колхозами еврейскими. В период 1936-го — 1937-го годов произошло уничтожение как еврейских хозяйств, так и активистов — расстрелянных либо отправленных в ГУЛАГ.

О напоминании о еврейском земледелии написано на сайте Союза беларуских еврейских общественных объединений и общин [19]:

«В Могилевской области о еврейском земледелии сейчас напоминает, например, урочище Блиунг и озеро с одноименным названием в 6 км от г. Климовичи. Поселок Блиунг был сожжен фашистами в 1943 году.»

Евреи, которые проживали в Могилеве до 2-й мировой войны

К концу 1930-х годов имело место закрытие всех хедеров, еврейских обществ, учебных заведений, библиотек, и, разумеется, всех без исключения синагог.

Местечки благодаря улучшению экономики внешне улучшились. Было обеспечено строительство новых дорог, домов, предприятий, проведение электричества. Но проблема безработицы, особенно среди молодых людей, наблюдалась и была довольно острой. Поэтому люди, в том числе и евреи, ринулись «осваивать» крупные города.

По состоянию на семнадцатое января 1939-го года проживавших в городе евреев насчитывалось 19715 чел. (их доля составляла 19,83 процента. Это согласно официальным данным, по факту же доля евреев была более высокой.

О религиозной жизни евреев до конца 1930-х годов и выдерживании ими национальных традиций

Если говорить о еврейской религиозной жизни беларуских местечек, то о ее полном угасании до конца 1930-х годов речи в основном не шло. Людьми посещались синагоги и молитвенные дома, «местечковые» евреи содержали раввинов, меламеды учили детей — как в хедерах, так и в их домах, магиды, как обычно, произносили свои проповеди. Не были уничтожены религиозные традиционные еврейские общества (прежде всего, погребального и благотворительного характера). В больших городах, правда, дело с религиозной жизнью обстояло похуже.

Евреи из Могилева

Однако, «советами» велась массированная пропаганда новой, пронизанной атеизмом и интернационализмом советской культуры. Начали создаваться более «осовеченные» еврейские школы, еврейские драмкружки, проводилась работа изб-читален, советских молодежных организаций и т. д. В итоге еврейское сознание как бы ни было, а подвергалось трансформации.

Традиции евреи, как правило, соблюдали.

Из воспоминаний Фиры Абрамовны Беляцкой (статья Татьяны Лобановой «Воспоминания моей прабабушки») [20]:

«На Песах собирались все за столом. С чердака доставали корзину со специальной пасхальной посудой. Всю обычную посуду я мыла в Днепре, заодно и сама в холодной воде купалась. На сейдере старший брат читал четыре традиционных вопроса. Потом мама со старшей сестрой приносили с кухни суп. Папа говорил: «Вот, деточки, наша кормилица пришла». Папа подвигал маме стул, она сядилась, тогда только дети садились. Ложки в руки дети брали только после папы. У каждого из десяти членов семьи было по серебряному бокалу. Самый большой бокал — папин, второй — мамин, потом бокалы поменьше — детям. Наливается красное виноградное пасхальное вино, которое папа сам делал.

До войны мацу пекли сами. На нашу семью пекли два пуда. Приходили папины братья с женами и детьми, вместе раскатывали тесто. Папа мой садил раскатанные листы теста в печку. Пекли мацу и в других домах. До войны в Могилеве на мацу был «подряд». Такой «подряд» брали и в доме моего мужа Гэцла Беляцкого. Они жили на Луполово. Те, у кого печи нет, приносили муку и деньги и им пекли мацу.

Был резник — «а шэйхет» — Сана Грабовщинер. Он резал курей у себя в сарае. На праздники: Рош-а-Шона, Йом-Кипер, папа сама ходил к резнику, проверял, чтобы куры были кошерные. Неправильно зарезанных (трефных) кур папа не брал. Говядину приносила мясничка Хане-Гоше. Ее муж был извозчик. Она приносила маме и другим евреям кошерное мясо. Бойня была где-то на Бойницкой улице на Луполово».

3.5 О немецкой оккупации в Могилеве, о холокосте. О еврейском населении Могилева после завершения войны

О немецкой оккупации в Могилеве, о холокосте

Двадцать седьмого июля, год 1841-й. Могилев оккупирован немецкими войсками. Далеко не все евреи оставили город, успели эвакуироваться или уйти в Красную армию. Оставшихся поселили в гетто, которое было организовано рядом с речкой Дубровенки.

Эйнзацкомандой девятой айнзацгруппы «Б» совместно с полицейским батальоном, частями вермахта, войсками СС и местными коллаборационистами уничтожались в городе представители еврейства Могилева. Убитыми оказались евреи в количестве, превалирующим над цифрой 10500. Уничтожены были, по сути, все евреи города, его пригородов. Были убиты беженцы, евреи из Слонима, Польши, военнопленные евреи. В основном истребление евреев происходило в октябре 1941-го года (в начале месяца) в ряде мест.

О еврейском населении Могилева после завершения войны

«Советская автоколонна на улице освобожденного Могилева. На переднем плане джип „Виллис“ американского производства».

Советская армия освободила Могилев двадцать восьмого июня 1944-го года. Жизнь пошла мирная. Но евреев в ней в большом количестве уже не наблюдалось. Еврейское население города (как и Беларуси в целом) в процентном долевом отношении уже никогда не дотягивало до достаточно высокого довоенного уровня.

Год 1946-й. Могилевское еврейское население по численности равнялось примерно восьми тысячам чел.

Год 1959-й. Прошла перепись населения Могилева. Согласно ей в городе было проживавших в нем евреев 7700 чел.

Год 1970-й. Перепись населения в данном году обнаружила в Могилеве 8046 евреев.

Год 1979-й. Евреев в Могилеве насчитывалось 7771 чел. Их доля от всей численности могилевчан была равной 2.1 процента.

Год 1989-й. Евреев в Могилеве насчитывалось 6670 чел. Их доля от всей численности могилевчан была равной 1.9 процента.

Происходило резкое сокращение представительства евреев во власти, в высших ее эшелонах.

В период с 1989-го по 2004-й год большая часть могилевских евреев покинула Беларусь, уехав в Соединенные Штаты, в Государство Израиль и иные государства. Перепись населения 1999-го года обнаружила в Могилеве 1698 чел. евреев.

Год 1991-й. В данное время в городе прошла регистрация «Общества еврейской культуры» (возглавил его избранный евреями города Михаил Иосифович Шульман, работавший тогда школьным учителем, он — инвалид войны, писатель [63]:

Шульман, Михаил Иосифович. Источник: https://bis.nlb.by/en/documents/128526

«Шульман, Михаил Иосифович

(р. 17. 10. 1923)

Род. в г. Могилев в семье служащих. Участник Великой Отеч. войны. Окончил лит. ф-т Могилевского пед. института (1949). Работал монтажником, контрольным мастером, зав. учебной частью Дома пионеров, преподавателем культпросветучилища, преподавал в школе (1950—79).

Печатается как прозаик с 1960: журнал «Неман». Автор кн. прозы: Жизнь зовет. Повесть. Минск, 1962; Печеные яблоки. Повесть. Минск, 1963; Придет и твое время. Повесть. Минск, 1980; Хроника улицы Грушевой. Повесть. Минск, 1982; Аккорды давних тревог. Повесть. Минск, 1983; Вечный шах. Повесть. Минск, 1988; Девять дней в неделю. Повесть. Минск, 1992. Печатается также под псевд. М. Шумов.

Член СП СССР (1967).

Награжден орденами Отеч. войны 1-й и 2-й степени, медалями.

Живет в Могилеве».

Год 1996-й. Этот год ознаменовался выходом в Могилеве трех номера газеты «Еврейский акцент» (на русском языке).

Год 2002-й. В данном году имело место установление в городе памятника «Праведникам народов мира».

Магілёў 2010 гг. Источник: https://www.msu.by/mk/uema/2010

3.6 Перечень евреев — уроженцев Могилева. О генералах евреях с Могилевщины

Перечень наиболее известных евреев — уроженцев Могилева

Могилев сегодня. Источник: https://boris-mavlyutov.livejournal.com/10385.html

Перечень наиболее известных евреев — уроженцев Могилева приведен на сайте Союза беларуских еврейских общественных объединений и общин [19]:

«купец и благотворитель Цукерман, общественный деятель, казенный раввин Москвы Яков Мазе, педагог и общественный деятель, один из основателей профсоюзного движения в Израиле Йосеф Виткин, гроссмейстер Лев Полугаевский, видный радиофизик академик Леонид Мандельштам, династия врачей, историков, физиков Лурье, композитор Эдуард Колмановский, писатель Рувим Фраерман, один из братьев-издателей российской и советской энциклопедий Игнатий Наумович Гранат. Герои Советского Союза Ефим Златин, Лев Маневич, полный кавалер ордена Славы. Доктор геолого-минеральных наук Ефим Минкин, министр труда, сенатор Канады Давид Арнольд Крол и др.

О генералах-евреях с Могилевщины

О генералах-евреях с Могилевщины написала Ида Шендерович [21]:

«В Могилеве родился генерал-лейтенант Михаил Ильич Белкин (1901 г.р.). Его отец был ремесленником. Михаил Белкин окончил четырехклассную школу, затем был участником гражданской войны. Во время Великой Отечественной войны Михаил Белкин был начальником управления контрразведки «Смерш» Северо-Кавказского и 3-го Прибалтийского фронтов. Удо-стоен ордена Ленина, трех орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны I степени, многих медалей. После войны Михаил Белкин продолжал службу в управлении пограничных войск, В тяжелые для советских евреев времена, точнее, в декабре 1951 г., он был уволен в отставку в 50-летнем возрасте. Заместителем командующего воздушной армии был генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы Зелик Аронович Иоффе из деревни Дашковка Могилевской области. Генерал-майор Исай Моисеевич Соркин из деревни Тишовка под Могилевом был начальни-ком штаба корпуса. Уроженец деревни Папоротной Могилевской области генерал-майор войск связи Роман Самуилович Пекурин служил в Главном разведуправлении Генштаба. Генерал-майор юстиции Александр Моисеевич Орлов родился 28 мая 1896 г. в городе Моги-леве в семье служащего. Он окончил начальное еврейское училище, гимназию, юридический факуль-тет Московского государственного университета. С 1923 г. Александр Орлов находился в рядах Красной Армии. Был заместителем председателя, председателем военного трибунала корпуса, заместителем председателя военного трибунала Московского военного округа. В 1934—1942 гг. Александр Моисеевич являлся членом, а в 1942—1948 гг. — помощником председателя Военной коллегии Верховного Суда СССР. Орлов был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, многими медалями.

Также в Могилеве родились генерал-майоры, участники войны: Анатолий Александрович Прихожан, Борис Львович Поляк, Исаак Моисеевич Рабинович. Родом с Могилевщины еще несколько боевых генералов: климовчанин генерал-майор Ефим Матвеевич Зенькевич, из Рясно — генерал-майор Арон Давидович Кац, из деревни Шумичи — генерал-майор Иосиф Маркович Ратнер (ИоффеЭ. Белорусские евреи: трагедия и героизм… — С. 223, 231—232.; Свердлов Ф. Евреи — генералы Вооруженных сил СССР. — М., 1993)».

3.7 Об Иде Шендерович и Александре Литине. «Олег Лисовский: хранитель могилевской фотоистории»

Об Иде Шендерович и Александре Литине

«Добро пожаловать на сайт, посвященный истории могилевского еврейства!

На нашем сайте Вы сможете познакомиться с книгами Александра Литина и Иды Шендерович «История могилевского еврейства: документы и люди», а также узнать о единственном сохранившемся еврейском кладбище и о проекте «Не забудь» http://mogjewshistory.ru/about

Ида Шендерович и Александр Литин. Источник: http://222.by/news?__=&order=comment_count&sort=desc&page=33

Ида Шендерович и Александр Литин — известные в Могилеве люди, заботящиеся о сохранении еврейского наследия. Ида Шендерович — руководитель проекта «Не забудь».

Об Иде Шендорович написано в статье А. Л Шульмана «Синагога для олимпийского резерва» [22]:

«Ида Шендерович — историк, экскурсовод, хорошо знает историю Могилева, еврейские страницы этой истории. Слушать ее приятно. Она проводила экскурсию для немецкой делегации из Карлсруе. Это небольшой городок на юго-западе Германии, откуда каждый год в Могилев приезжает представительная делегация. Немцев интересуют самые разные аспекты городской жизни, в том числе и еврейская община.

А поскольку самые значительные страницы еврейской истории Могилева, как и других городов Беларуси, в прошлом, то знакомство с общиной обычно начинается с экскурсии. Каждый год приезжают из Карлсруе новые люди, и каждый год Ида Шендерович проводит экскурсию.

В этом году, по воле случая, я оказался в Могилеве в одно время с немцами и тоже отправился на экскурсию. И хотя в журнале «Мишпоха» был опубликован очерк Иды Шендерович и Александра Литина «Могила льва, или Город, в котором жил мифический моэль Лева» и я его внимательно читал, очень скоро понял, что два экскурсионных часа могут стать самым интересным временем, проведенным в Могилеве. Я взял ручку, лист бумаги и стал записывать».

Об Александре Литине известно следующее [23]:

«Александр Лазаревич Литин. Могилёв

Фотограф, журналист. Член Совета Белорусского объединения «Фотоискусство».. Член Белорусской ассоциации журналистов

Родился в г. Могилеве в 1955 г. Учился в Ленинградском институте точной механики и оптики, где вместе с друзьями организовал творческую группу «Руссар». Работал инженером в Казани и Могилеве. В 1987 г. был выбран председателем областного фотоклуба «Могилев». С 1989 года связал свою жизнь с профессиональной фотожурналистикой. В 1990 г. организовал творческую группу «Студия 3 plus», которая существует и сейчас. Участник более 150 фотосалонов и фотовыставок у разных странах мира. Награжден дипломами и призами. В 1993—1994 и 1995—1998 гг. — участник выставки приглашенных авторских коллекций в Италии. Персональные выставки художественной и репортажной фотографии прошли в Могилеве, Минске, Борисове (Беларусь), Линце (Австрия), Варшаве (Польша), Казани, Санкт-Петербурге (Россия), Одессе, Феодосии, Ялте, Ровно, Суммах (Украина), различных регионах Германии. В 1999 году в Минске издан альбом художественной фотографии «Страна иллюзий».

«Олег Лисовский: хранитель могилевской фотоистории»

Источник: https://masheka.com/mogilevchane/885-oleg-lisovskiy-hranitel-mogilevskoy-fotoistorii.html

В статье Леонида Плоткина «Олег Лисовский: хранитель могилевской фотоистории» написано следующее [30]:

«Про Интернет-коллецию старых фото Могилева Олега Лисовского мы уже сообщали несколько лет назад. Всё это время коллекция развивалась, пополнялась новыми фото и комментариями к ним. С помощью могилевских любителей истории было решено и много фотозагадок, то есть фото с ранее неизвестными объектами нашли своё место на карте города. Поскольку в последнее время в организации доступа к коллекции произошли изменения, мы решили поговорить об этом с Олегом, а также просто ближе познакомиться с ним.

Олег, чем было вызвано решение размещать старые фото Могилева в Интернете? Это решение вызревало постепенно или идея возникла внезапно?

Усё канечне ішло паступова. Першым крокам былі некалькі дзесяткаў старых здымкаў, што я знайшоў недзе ў сеціве і пакінуў сабе. Потым калекцыя неяк разраслася да пары сотняў выяў. Аднойчы адзін мой сябар папрасіў перакінуць гэтыя здымкі таксама і яму. Але дасылаць усё па імэйлу было неяк нязручна. Менавіта тады я і вырайшыў выставіць гэтыя здымкі ў інтэрнэт-альбом, каб той сябар, ці якія іншыя маглі іх глядзець, ці цягнуць сабе. Так нарадзіўся мой праэкт. Хаця тады я нават не мог сабе ўявіць, якіх масштабаў ён дасягне. Потым ужо, калі я ўбачыў, што атрымліваецца цалкам зручны варыянт захаваньня здымкаў у парадку і ў адным месцы, я пачаў шукаць новыя здымкі. І з таго часу зьбіраю выявы старага Магілёва, каб кожны жадаючы меў магчымасьць знайсьці ўсе здымкі ў адным месцы, а не скакаць па інтэрнэту ў пошуках.

А как давно существуют в Интернете альбомы старых фото Могилева?

Некаторыя спробы стварыць сайты па фота-гісторыі Магілёва былі даўно. Але ніводны праект не атрымаў ніякага развіцьця. Мае альбомы існуюць злета 2010, то бок ужо амаль роўна 6 год.

Сколько фото и открыток Вам удалось за это время найти и разместить в Интернете?

Дакладнай колькасьці я не ведаю. Бо шмат здымкау выстаўленыя ў некалькіх варыянтах якасьці, ці з сучаснымі здымкамі для параўнаньня. Але на сёняшні дзень у альбомах маецца каля 2000 гістарычных выяў горада».

«Уроженец Могилева Давид Лисовский из Аугсбурга на интернет-аукционах собрал коллекцию снимков Могилева времен Великой Отечественной войны». Из статьи Виктора Корбута. Источник: https://www.sb.by/articles/patriot-mogileva-iz-germanii.html

«Известный коллекционер исторических фото Могилева Олег Лисовский создал серию коллажей, на которых совмещены изображения военных и современных фото. Свой проект автор назвал „Призраки войны“ (Здані вайны / Ghosts of War) и посвятил 75-летию освобождения Могилева от немецко-фашистских захватчиков.. Работы опубликованы на странице „Архіў гісторыі Магілёва“. Для создания коллажей использовались кадры советской хроники, сделанные в первые дни освобождения. Современные фото с того же ракурса сделал могилевский краевед-любитель Александр Капенкин. И исторические, и современные фото были сняты в один и тот же день — 29 июня — с разницей в 75 лет (1944 и 2019)». Дмитрий Лепейко. Источник: https://mogilevnews.by/news/02-07-2019-15-18/58363

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Могилев и евреи. История, Холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я