Минск и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Акулич

В книге раскрыты самые разные стороны жизни евреев Минска – в различные периоды времени, и приятные, и очень горестные.Книга имеет информационный, образовательный и культурный характер.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Минск и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

IV Минск 1920-х годов глазами американской исследовательницы

Источник: http://ast300c.blogspot.com/2012/10/blog-post.html

Американской исследовательницей Элиссой Бемпорад написана книга о евреях в довоенном Минске, изданием citydog.by был собран ряд интересных фактов из этой книги, характеризующих мнения исследовательницы, касающиеся разных аспектов жизни евреев Минска в 1920-х годах. Рассмотрим их в нижеследующем изложении.

4.1 Общая характеристика Минска. Отношение евреев к большевикам

Общая характеристика Минска

Американской исследовательницей была дана следующая общая характеристика Минска [12]:

«Минск 20-х годов был симпатичным городом. После революции и оккупаций жизнь устаканилась, надежд было много. И возможности пока еще тоже были.

«Все согласны, что Минск — веселый, оживленный город. Здесь все еще чувствуется шарм, типичный для приграничных литовских еврейских городов, где идеи и контрабанда, боязливость и беззаконие, набожность и ересь, скромность и беззастенчивость, древность и современность трутся друг о друга в неопрятных домах и проулках и наполняют город жизнью, движением и надеждой. «Здесь остаешься слегка провинциальным, немного старомодным и, соответственно, веришь сильнее», — писал журналист Исроэл-Иешуа Зингер. Минским евреям завидовали все: и одесские евреи, и варшавские из «фашистской Польши», и московские. Даже виленские, которые раньше пренебрежительно сравнивали: Вильня и Минск — это как дом и комната (Вильня — центр, мыслители, традиция! A Минск — что с него взять: одни социалисты), — с восхищением наблюдали, как белорусские евреи приходят во власть, а идиш становится языком государственных документов».

Отношение евреев к большевикам

Источник: http://diletant.media/articles/31882932/?sphrase_id=3389141

Американской писательницей была дана следующая характеристика отношение евреев к большевикам [12]:

«Во времена империи евреям приходилось непросто. Антисемитов хватало, и за крики «Прочь с дороги, жид!» на сутки никого не сажали. В общем, еврей даже не имел права на собственное имя. Например, Лейб Розенбаум учился в минской государственной гимназии, и в его классе было немало евреев — 15 из 40 одноклассников.

Однажды учитель спросил Лейбуша, почему тот не откликается на свое имя, и мальчик объяснил, что его зовут не Лев, как обращаются к нему учителя, а Лейб. Учитель ответил, что такого имени не существует. «Как же, если так написано у меня в метрике!» — возразил мальчик, за что его выгнали из класса. Дома между разъяренными родителями разгорелся скандал. Отец говорил, мол, а я давно предлагал перевести его в еврейское училище, но мать ничего не хотела слышать: пойдешь с сыном в школу, возьмете метрику и докажете этим антисемитам, как его зовут на самом деле. И мама таки победила!»

4.2 О положении еврейских детей в школах. Об отношении Минских евреев к беларускому языку

О положении еврейских детей в школах

Источник: https://myhistori.ru/blog/43881988099/30-retro-fotografiy-o-zhizni-evreev-v-SSSR-v-1920-30-godyi?page=3&tmd=1

Американской исследовательницей была дана следующая характеристика положения еврейских детей в школах [12]:

«Школа в БССР, конечно, работала совсем по-другому. Представьте себе: суббота, шестой учебный день, школьники сидят на уроке, но половина из них ничего не пишут. И учитель не обращает внимания, все в порядке — шабат! И тому, что в дни еврейских праздников 30—50% учеников стабильно отсутствовали, тоже никто не удивлялся. После того как религиозные школы закрыли, часть школьников перешла в школы светские, часть — в подпольные. Кроме школ, в подпольную сеть входило 5 училищ и одна талмудическая академия. Все это организовал известный раввин Иегошуа Цимбалист: по пятницам перед закатом он ходил по Минску и оповещал о приходе субботы — заканчивайте дела, идите в синагогу. Власти терпели, раввины из других городов удивлялись: «Такие вещи происходят в такое-то время? Разве это возможно?»

Религиозность в БССР не поощрялась, за нее можно было поплатиться карьерой. Но противостоять еврейской бабушке сложно — по праздникам в синагогу ходили даже комсомольцы. Евреев пытались научить встречаться с соседями в клубе вместо синагоги, зазывали лекциями и концертами, но как-то не срослос»ь.

Об отношении Минских евреев к беларускому языку

Американской исследовательницей была дана следующая характеристика отношения минских евреев к беларускому языку [12]:

«В Минске 20-х годов была языковая проблема, да еще какая! Мирного сосуществования четырех государственных языков не вышло: каждый говорил на своем и никакой другой изучать не собирался. Хоть Декларация о независимости и провозглашала право каждого пользоваться родным языком „в сношениях со всеми организациями и учреждениями Республики“. Евреи считали себя титульной нацией БССР, и их сложно винить: в городе они действительно составляли большинство. В семьях и на улицах говорили на идише. Русский кое-как знали еще со времен империи. А вот изучать белорусский многие из них категорически не хотели: „Он никому не нужен. Существует Белорусский педагогический колледж, пусть там они его и изучают“, „Белорусский — язык деревни и совершенно непонятен городским жителям“, „В Белоруссии нет своей истории и героев“…

Но за пару лет как-то пообвыкли. Снобизм в отношении языков, видимо, остался, но понимать друг друга научились. На общих собраниях выступали каждый по-своему — кто-то по-белорусски, кто-то на идише, редкие люди — по-русски и по-польски. Ну а уличные вывески на четырех языках каждого приезжего приводили в восторг».

4.3. О Минске как о возможном мировом центре еврейских исследований. О нравах минских евреев

О Минске как о возможном мировом центре еврейских исследований

Американской исследовательницей была дана следующая характеристика Минска как возможного центра еврейских исследований [12]:

Моисей (Моше) Кульбак. Источник: http://www.velvet.by/shopwindow/stil-zhizni/obshchestvo/poet-kotorogo-ne-mogli-naiti-shestdesyat-let

«Минск мог стать мировым центром еврейских исследований. Евреи имели собственную секцию в Академии наук. Изучали сами себя — ездили в экспедиции, писали книги. На работу в Минск приглашали профессуру из Нью-Йорка и Берлина. Секретарем еврейской секции был один из самых талантливых и точно самый красивый еврейский писатель ХХ века Моисей Кульбак.

Центра не получилось: цвет еврейской интеллигенции был уничтожен тогда же, когда и все. Кульбаку поставили в вину пьесу о Бойтре — еврейском Робине Гуде с Комаровки. «Главный герой больше похож на племянника виленского Гаона, чем на социалистического героя», «Пьеса содержит в себе элементы анархизма и пессимизма»…

Можно только догадываться о разговорах Моисея Кульбака и Алеся Дудара, Изи Харика и Анатоля Вольного в ночь на 29 октября в тюрьме НКВД, за несколько часов до расстрела в Куропатах».

О нравах минских евреев

Американской исследовательницей была дана следующая характеристика нравов минских евреев [12]:

«Сексуальная революция минских евреев коснулась слабо. Свободная любовь была прерогативой богемы. В письме другу минский литературный критик Ойслендер между делом сообщает об опыте секса втроем: кроме жены, поэтессы Миры Хенкиной, в нем участвовала и юная студентка музыкального техникума. Только факт и никаких осуждений. Ну а общество по-прежнему одобряло „тихих, как мышка, трудолюбивых“ многодетных матерей и косилось на „банковских служащих, которые любят прогуливаться по городским улицам с накрашенными губами и сигаретой во рту“ (были и такие!)».

4.4 О некошерном мясе в Минске. О самом авторитетном минском мяснике. О нелюбви евреев к советской власти

О некошерном мясе в Минске

Американской исследовательницей была дана следующая характеристика положения с некошерным мясом в Минске [12]:

«В Минске 20-х, даже в советских магазинах, сложно было найти некошерное мясо. Продавалось все сплошь кошерное и по более высокой цене. Большинство мясников на бойнях, продавцов мяса, а также ветеринарных инспекторов были евреями и соблюдали ритуалы. Кошерным было даже то мясо, которое поставляли в Красную армию!»

О самом авторитетном минском мяснике

Американской исследовательницей была дана следующая характеристика положения самого авторитетного мясника в Минске [12]:

Производство кошерного мяса в Минске, однако, пошло на убыль в начале 1930-х: религиозные лидеры, участвовавшие в процессе, были арестованы, а самому авторитетному мяснику — шойхету — Раппопорту сначала предъявили обвинение в покушении на убийство, а потом еще более сильное — в педофилии. Якобы на протяжении трех лет мясник изнасиловал 12 девочек, которых матери отправляли к нему с птицей на убой. В конце концов обвиняемый признал вину — возможно, под пытками. Точно установить невиновность мясника невозможно, пишет Элисса Бемпорад, но обвинения никак не стыкуются с его репутацией и восхищенными отзывами о нем в еврейских кругах Минска.

«Обвинители связали религиозность мясника с сексуальными отклонениями. Суд проходил в бывшей хоральной синагоге, а в то время уже еврейском театре. Скандальный суд ежедневно посещали тысячи зрителей».

О нелюбви евреев к советской власти

Минск, училище еврейское «Талмуд Тора». Источник: http://orda.of.by/.add/gallery.php?minsk/talmud_tora

Американской исследовательницей была дана следующая характеристика положения, связанного с нелюбовью евреев к советской власти [12]:

«Еврейская община Минска не была сплоченной. До революции евреи-социалисты и евреи-сионисты (сторонники возвращения на историческую родину), бывало, вместе веселились, но чаще ссорились, спорили, срывали собрания друг друга. В 20-е годы этот раскол никуда не делся. Весной 1922 года в Минске произошла драка, о которой вспоминали еще долго. Во двор Еврейского педтехникума, бывшей талмуд-торы — школы для бедных, ворвались жители соседних кварталов. В окна полетели камни, студенты выбежали из здания разбираться, началась потасовка. Вокруг училища образовалась толпа, и большинство было на стороне нападавших: «Смотрите, коммунисты детей бьют!» Драку разнял директор, после запер ворота, и учебный процесс возобновился.

Евреи Немиги злились на государство не только за школу (хоть и за нее тоже — талмуд-тору они считали своей собственностью, ведь ее строили их отцы и деды). К советской власти накопилось много вопросов. Например, у всех владельцев отняли магазины и далеко не всех наняли назад в качестве управляющих. Многих лишили прав, и найти работу таким «лишенцам» было очень трудно. То же касалось их детей: ни на учебу, ни на работу их не принимали. На главном еврейском кладбище — на месте стадиона «Динамо» — сделали пастбище для коз, еще и обязали жителей центра платить за его содержание. Синагоги закрывали. В самом сердце еврейских кварталов, примерно на месте Burger King на Немиге, стояла одна из крупнейших синагог Минска. Община уже собрала деньги на ее капитальный ремонт, одобренный и утвержденный Минокрисполкомом на 1928 год. Однако неожиданно синагогу включили в план по переустройству города. Прихожане писали петиции, но тщетно. Исполком ответил в прессе: что вы, какая дискриминация, мы действуем в интересах горожан! Синагога «Шива круим» была снесена».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Минск и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я